Научная статья на тему 'Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции. Сможет ли Турция стать независимой от импортных энергоносителей? '

Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции. Сможет ли Турция стать независимой от импортных энергоносителей? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Турция / энергетическая политика / энергетический сектор / минерально-сырьевая отрасль / газ / нефть / уголь / Turkey / energy policy / energy sector / mineral industry / gas / oil / coal

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Экен Эврим

Проанализированы перспективы реализации задач по достижению энергетической независимости до 2023 г., которые поставлены в обнародованной в 2017 г. «Национальной энергетической политике и политике в области минерально-сырьевой промышленности Турции». Показано, что наиболее рациональное решение вопроса зависимости — сосредоточиться на развитии отечественных технологий для производства экологически чистых возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national energy policy and policy in mineral industry of Turkey. Whether there can be Turkey independent of import energy carriers?

The purpose of the article is to analyze the prospects for the implementation of the goals to achieve energy independence until 2023, which were set by the “National Energy and Mining Policy Turkey” and promulgated in 2017. The most rational solution to the dependence problem might be focusing on the development of domestic technologies to produce environmentally friendly renewable energy sources and enhance energy efficiency.

Текст научной работы на тему «Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции. Сможет ли Турция стать независимой от импортных энергоносителей? »

Terra incognita

Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции

Сможет ли Турция стать независимой от импортных энергоносителей?

© Экен Э. © Eken E.

Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции. Сможет ли Турция стать независимой от импортных энергоносителей?

The national energy policy and policy in mineral industry of Turkey. Whether there can be Turkey independent of import energy carriers?

Аннотация. Проанализированы перспективы реализации задач по достижению энергетической независимости до 2023 г., которые поставлены в обнародованной в 2017 г. «Национальной энергетической политике и политике в области минерально-сырьевой промышленности Турции». Показано, что наиболее рациональное решение вопроса зависимости — сосредоточиться на развитии отечественных технологий для производства экологически чистых возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности.

Annotation. The purpose of the article is to analyze the prospects for the implementation of the goals to achieve energy independence until 2023, which were set by the "National Energy and Mining Policy Turkey" and promulgated in 2017. The most rational solution to the dependence problem might be focusing on the development of domestic technologies to produce environmentally friendly renewable energy sources and enhance energy efficiency.

Ключевые слова. Турция, энергетическая политика, энергетический сектор, минерально-сырьевая отрасль, газ, нефть, уголь.

Key words. Turkey, energy policy, energy sector, mineral industry, gas, oil, coal.

Обеспечение потребности динамично растущего населения в энергоресурсах сохраняет свою приоритетность в экономической и политической повестке Турции. Численность населения превысила 83 млн человек, из которых более 92% проживает в городах [36]. Турция относится к группе развивающихся, а также новых индустриальных стран мира. В 2020 г. размер номинального ВВП Турции составил 720,1 млрд долларов, по этому показателю страна находилась на 19-м месте в мире [45],

ЭКЕН Эврим — соискатель ученой степени кандидата наук кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

но в 2021-м спустилась на 20-е место [37]. Представители нынешней власти с 2011 г. неоднократно заявляют о своих намерениях в 2023-м войти в список Топ-10 стран—лидеров мировой экономики [14], что маловероятно [35]. Экономика сильно зависит от импорта, в частности, за его счет вырабатывается более 60% промышленной продукции. В 2019 г. импорт Турции составил 210,3 млрд долларов, в том числе энергоресурсов — 41,7 млрд, т. е. примерно пятую часть. В связи с коронавирусом в 2020-м импорт энергоносителей сократился до 28,9 млрд долларов [11]. В 2019 г. зависимость Турции от импортных энергоносителей достигла 70%, что превышает средний уровень по ЕС (55%) [44].

Для снижения зависимости Турции от импортных энергетических ресурсов и укрепления, таким образом, ее позиции в апреле 2017 г. бывшим министром энергетики и природных ресурсов Бератом Албайраком была обнародована «Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции» [20]. Слово «национальная» относится к намерению концентрироваться на разведке и добыче отечественных ресурсов, а также разработке собственных технологий.

Несмотря на широкие дискуссии в политических кругах и прессе, по данной теме имеется мало научных работ, большинство из которых носит описательный характер и повторяет официальные документы [42; 17; 29]. Лишь некоторые работы несут черты аналитического рассмотрения вопроса [22; 10].

«Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции»: содержание и задачи

В стране с 1990-х гг. обсуждаются возможности снижения доли импорта энергоносителей для преодоления угроз энергобезопасности, что нашло отражение в прежних стратегических документах.

«Национальная энергетическая политика и политика в минерально-сырьевой отрасли Турции» предусматривает следующие основные цели: обеспечение безопасности поставок, локализация, создание предсказуемого рынка.

С целью обеспечения безопасности поставок предполагается: диверсифицировать источники энергии и увеличить число стран-поставщиков, увеличить объемы подземных хранилищ газа (ПХГ) и их мощности подачи газа в систему, ускорить работу над разведкой и добычей нефти и газа в стране, развить инфраструктуру передачи и распределения энергоносителей, обеспечить эффективное использование энергии и энергосбережение.

В рамках локализации технологий власти нацелены развить отрасли возобновляемой и ядерной энергетики, а также горнодобывающую инду-

стрию путем разработки отечественных технологий и повышения доли отечественного производства. В 2023 г. планируется довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в производстве электроэнергии до 30%, а ядерной энергии — до 10%.

Для создания предсказуемого рынка новая политика ставит следующие задачи: диверсификация источников энергии и поставщиков, для чего надо развить инфраструктуры ПХГ, газопроводов, сжиженного природного газа (СПГ), плавучих установок для хранения и регазификации (ГБИИ); реорганизовать энергетические предприятия — такие, как энергораспределительная компания TEiA§, газовая компания ВОТА§, нефтяная компания ТРАО и горнодобывающая компания ETiMADEN; повысить функциональность энергетической биржи; способствовать развитию горнодобывающей отрасли с помощью сотрудничества между государственным и частным сектором [40].

В мае 2020 г. был опубликован «Стратегический план Министерства энергетики и природных ресурсов Турции на период 2019—2023 гг.», ориентирующий увеличить долю установленной мощности на основе отечественных и возобновляемых источников энергии в общей установленной мощности с 59 до 65%; общую емкость ПХГ с 3,44 до 10 млрд м3; количество морских бурений, осуществленных государственными ведомствами в Средиземном и Черном морях — с 2 до 28, а пространство трехмерной сейсморазведки — с 10 237 до 77 987 км2; количество геологоразведочных скважин, пробуренных государством нетрадиционными методами, — с 1 до 23; объем производства отечественной нефти — с 36,9 до 70 тыс. баррелей в сутки, а объем газа — с 0,324 до 4,9 млрд м3 в год; количество проектов по увеличению резервов урана и тория — с 4 до 17; долю горно-добывающего сектора в ВПП страны — с 0,99 до 1,30% [3; 24].

Краткий обзор энергетического сектора и минерально-сырьевых отраслей Турции

В 2019 г. общее предложение первичной энергии составило 144,4 млн т нефтяного эквивалента, 115,4 млн т нефтяного эквивалента из них реализовано за счет импорта. Основными ресурсами энергоснабжения являлись нефтепродукты (41 млн т нефтяного эквивалента), газ (25,7 млн т нефтяного эквивалента), уголь (13,7 млн т нефтяного эквивалента), возобновляемые источники энергии (23,9 млн т нефтяного эквивалента). Общее потребление первичной энергии составило 110,8 млн т нефтяного эквивалента [2].

Установленная мощность электростанций увеличилась с 2000-го по 2021 г. почти в три раза. По состоянию на июль 2021 г. данный показатель составил 98 263,7 МВт [18] (в 2002 г. — 31 845,8 МВт [32]).

9. «Свободная Мысль» № 1.

129

Таблица 1

Доли источников в установленной мощности и производстве электростанций Турции (в %)

Гидростанции Тепловые станции Возобновляемые источники энергии

Источник энергии ГЭС газ уголь мазут солнечная ветровая биомассовая геотермальная

Доля в установленной мощности 32,3 27 21,2 0,3 7 9,2 1,5 1,7

Доля в производстве 26 23 32 0,1 0,1 8 2 3

Источник: [33].

По завершении в 2026 г. строительства первой АЭС «Аккую» на Средиземноморском побережье [7] ожидается удовлетворение 10% общего спроса на электроэнергию [6]. Станция строится по межгосударственному договору с Россией [19]. Доля российской госкорпорации «Росатом» в проекте составляет 99,2%, первый из четырех энергоблоков АЭС планируется задействовать к 2023 г. [5].

Турция намерена строить еще одну АЭС на Черноморском побережье в городе Синоп. Начатое в 2013 г. с Японией сотрудничество по ее созданию в 2018-м прекратилось из-за отсутствия договоренности о затратах, понесенных в результате технико-экономического обоснования проекта [29]. Проект не полностью отменен, хотя договоренности с другой страной нет, а Турция не обладает собственной технологией и опытом, чтобы сооружать АЭС. Во время визита президента Эрдогана в Сочи в сентябре 2021 г. было обсуждено участие России в строительстве еще двух АЭС в Турции.

По сценариям аналитического центра SHURA, к 2030 г. потребность Турции в электроэнергии будет ежегодно расти на 3—3,9%; объем установленной мощности генерации достигнет 129,2—139,3 ГВт; ежегодно нужная сумма инвестиций в электроэнергетику будет колебаться между 3,8 и 5 млрд долларов [4. С13]. Сейчас общая установленная мощность Турции почти вдвое превышает текущую максимальную потребность страны в электроэнергии. Поэтому надо не увеличивать объемы мощности, а создать условия для их эффективного использования [30]. Тем не менее, все имеющиеся стратегические планы предусматривают наращивание мощностей.

Сложное геологическое строение недр Турции обеспечило богатство полезных ископаемых. Только 13 из 90 видов сырья в мире пока не обнаружены в Турции. В недрах страны расположены в основном промышленное сырье, некоторые металлические рудники, из источников энергии — геотермальные ресурсы и бурый уголь (лигнит). Но, за исключением нескольких, резервы очень ограничены. Поэтому Турция является нетто-импортером продукции горнодобывающей промышленности [21. С 16]. 11-й План развития Турции на 2019—2023 гг.

предусматривает увеличение отношения добавленной стоимости горнодобывающей промышленности к ВВП с 0,85 до 1,3%, экспорта отрасли — с 3,4 до 10 млрд долларов, известных запасов лигнита — с 18,9 до 20 млрд т, количество морских бурений — с 2 до 26 [1. S. 124]. Но многие проекты в этой отрасли вызывают недовольство гражданского общества и местных жителей, в результате чего часть из них была остановлена или отменена, а высокая стоимость этих проектов осложняет работу частного бизнеса без господдержки или без привлечения иностранных инвестиций [27. C. 32—33].

Сохранится ли в обозримом будущем тенденция зависимости Турции от импортных энергоносителей?

В 2019 г. почти весь каменный уголь, природный газ и 90% сырой нефти были импортированы.

Газ занимает значительную долю в энергобалансе Турции, и страна является его нетто-импортером (в 2020 г. его доля достигла почти 99% —

48.1 млрд м3). Основные поставщики — Россия (33,59%), Азербайджан (24%), Иран (11,06%), Алжир (11,58%), Нигерия (2,82%). Остальной объем (16,95%) поступал на турецкий рынок в виде СПГ со спотовых рынков [46. C. 11], таких, как Катар (40%), США (37%), Тринидад и Тобаго (8%), Нигерия (6%) и другие (Египет, Франция, Норвегия, Испания, Ангола, Камерун, Экваториальная Гвинея — 9%) [46. C. 21]. Одна из главных тенденций на газовом рынке — увеличение доли СПГ в общем импорте газа, в 2019 г. она достигла 31,33% (15,078 млрд м3). Доля импорта по газопроводам с 2013-го по 2020 г. снизилась с 87,08 до 68,67% [46. C. 12]. В 2020 г. спотовый импорт СПГ составил 54,03% от общего объема импорта СПГ, а оставшаяся часть — это объем импорта по долгосрочным контрактам BOTA§ из Алжира и Нигерии. Инфраструктура СПГ усилена двумя терминалами СПГ на суше и двумя плавучими хранилищами СПГ (FSRU), идет процесс закупки третьего FSRU. Планируется увеличить годовые мощности газификации СПГ терминала Marmara Ereglisi с 8,2 до 13,5 млрд куб. м, а терминала Aliaga — с 6 до

14.2 млрд м3 [14. C. 264—265].

Доля российских поставок на турецком рынке с 2009-го по 2020 г. упала с более чем 50 до 33,59% за счет увеличения поставок из Азербайджана и СПГ по спотовым сделкам. Отметим, что все законтрактованные объемы газа будут рано или поздно поступать на турецкий рынок и по принципу «бери или плати». Турция в любом случае обязана платить не менее 75% стоимости не выбранного ею объема газа. Диверсификация поставщиков и снижение доли поставок газа через трубопроводы усилит позицию Турции в грядущих переговорах с поставщиками, но резкое повышение цен на газ в Европе явно усилит позицию поставщиков, желающих заключить долгосрочные контракты. В 2021 г. срок действия нескольких газовых контрактов в объеме около 16 млрд м3 истекает.

Таблица 2

Действующие газовые контракты Турции

Поставщик Импортер Объем (млрд куб. м/г.) Цена определяется на базе Срок действия по

Азербайджан (Шахдениз 1) BOTA§ 11000 (весь объем по контракту) Спотовая цена итальянского хаба PSV декабрь 2024 г.

Нигерия (СПГ) BOTA§ 1,338 Нефтяные продукты октябрь 2021 г.

Россия BOTA§ 4000 Нефтяные продукты декабрь 2021 г.

Россия Частные компании 4000 Нефтяные продукты декабрь 2021 г.

Алжир (СПГ) [43] BOTA§ 5400 Нефтяная корзина ОПЕК октябрь 2024 г.

Россия (Голубой поток) BOTA§ 16000 Нефтяные продукты декабрь 2025 г.

Иран BOTA§ 9600 Нефтяные продукты июль 2026 г.

Азербайджан («TANAP») BOTA§ 6000 Нефтяные продукты июнь 2033 г.

Россия (Турецкий поток) Частные компании 6000 Нефтяные продукты декабрь 2042 г.

Источник: [48. С. 12].

По прогнозу Стамбульского международного центра энергетики и климата Университета Сабанджи, к 2040 г. газ сохранит свою долю в энергобалансе Турции. При сохранении нынешних тенденций годовой спрос газа в 2040 г. составит 61,5 млрд м3 (24%) и 55 млрд м3 (28%) — при применении политики, ориентированной на энергоэффективность [49. С 21, 274].

Ключевые секторы экономики Турции сильно зависят от нефти, а 90% спроса удовлетворяется за счет импорта. В 2019 г. импорт сырой нефти составлял 31,1 млн т [8. С 192]. В 2020-м импорт по всем видам нефти снизился, а главными поставщиками были Ирак (29,09%), Россия (21,18%), Казахстан (8,23%), Саудовская Аравия (7,9%), Норвегия (7,02%), Нигерия (6,08%), Индия (5,05%), Иран (4,71%), Израиль (3,46%), Ливия (2,35%), Туркмения (2,14%) и др. [25. С 7]. Около 99% транспортного сектора зависит от нефти, и он занимает львиную долю (78%) в общем объеме ее потребления [49. С 131]. Согласно эталонному сценарию отчета Университета Сабанджи, в 2040 г. годовой спрос нефти составит 47,5 млн т нефтяного эквивалента, а по альтернативному — 39,5 млн т нефтяного эквивалента [49. С 214].

Импорт угля тоже растет. В 2020 г. он достиг 39,38 млн т, что в основном связано с увеличением спроса на тепловых электростанциях. Главные поставщики угля — Колумбия (47,7%), Россия (34,4%), Австралия (7,5%), США (3,4%), ЮАР (2,7%), Канада (1,9%), другие (2,5%). Расходы на импорт угля в 2020 г. составили 3,5 млрд долларов США [17. С 34—35]. Лигнит в среднесрочной перспективе можно рассматривать как решение вопроса снижения

зависимости Турции от импортных энергоносителей, но в долгосрочной перспективе трудно оценить его как окончательное решение. Принимая во внимание как достижение целевых показателей выбросов углерода в соответствии с глобальными мерами противодействия изменению климата, так и срок службы электростанции на основе лигнита (35—40 лет), требуется принятие весьма рациональных решений. Кроме того, создание угольных тепловых электростанций станет затруднительным при применении мер в рамках декарбонизации, а частный сектор не проявляет интереса к инвестициям в дорогостоящие экологические технологии без поддержки государства. Но электростанции, работающие на природном газе и импортном угле, сохраняют свои сильные позиции в производстве электроэнергии в Турции [22. С. 899—900].

Поиск собственных нефтегазовых месторождений

Доказанные месторождения нефти и газа в Турции невелики. По отчету государственной нефтяной компании ТРАО, на конец 2020 г. запасы нефти Турции составляли 340 млн баррелей, а запасы газа на суше — 3 млрд м3 [26. С. 39]. ТРАО с 1966 г. ведет сейсмические работы на морских участках, — с 2017 г. активизировались работы по приобретению собственных судов. ТРАО осуществляет разведку и добычу в стране и за рубежом, реализует около 75% всей добычи углеводородов [26. С. 46], в 2020 г. ее расходы достигли 1,39 млрд долларов (598 млн долларов внутри страны, а 794,36 млн — за рубежом) [26. С. 49]. ТРАО продолжает геологоразведку в Средиземном и Черном морях с помощью глубоководных буровых судов «Фатих», «Явуз» и «Кануни», а также двух сейсмических судов — «Барбарос Х. П.» и «Оруч Реис» [26. С. 42].

В 2020 г. ТРАО заявила об обнаружении крупного газового месторождения с запасами 405 млрд м3 на шельфе в Западном Черноморье на месторождении «Сакарья» в скважине «Дунай-1» [26. С. 39], а в июне 2021-го в скважине «Амасра-1» 135 млрд м3 газа [38]. Представители власти утверждают, что к 2023 г. этот газ будет доступным, что снизит зависимость Турции от импорта и цену газа для граждан.

В экспертных кругах к этим заявлениям относятся скептически: обнародованный объем газа пока не является доказанным, требуется как минимум 40 дополнительных бурений для подтверждения или опровержения факта наличия месторождения и оценки его промышленного значения [13], а в нынешних сложных условиях страны есть сомнения в скором завершении этих работ. Так, по оценкам Ассоциации палат горных инженеров Турции (ТММОВ), работы с помощью двух буровых судов займет примерно пять лет, причем не факт, что по окончании этих работ будет доказано наличие названных объемов газа.

Поскольку годовое потребление газа в Турции составляет 45—50 млрд м3, данное месторождение может удовлетворить потребности страны всего на 8—10 лет, тем более, что ресурсы не сразу вводятся в эксплуатацию,

и очень важно оценивать период добычи, который обеспечит максимальную эффективность в полевых условиях. Таким образом, если эти запасы будут подтверждены, месторождение сможет удовлетворить только часть годовой потребности страны.

Наконец, рентабельность добычи этого газа также зависит от расходов по его транспортировке с морских месторождений на сушу (около 170 км), что потребует широкомасштабных инженерных и плановых работ [34. С 58—60].

Что касается поисково-разведочных работ в Восточном Средиземноморье, то они пока не принесли плоды и являются причиной возникновения кризисов с участием многочисленных акторов в связи с неразрешенными юридическими спорами по делимитации морской юрисдикции и кипрскому конфликту.

Возобновляемые источники энергии и повышение энергоэффективности как выход из ситуации

Вышесказанное позволяет прогнозировать сохранение зависимости Турции от импортных углеродов в обозримом будущем. Доминирующая доля углеродных ресурсов ускорит темпы изменения климата страны. Как отмечает турецкий эксперт О. Гюрбюз, в Турции 71,6% выбросов парниковых газов связаны с энергетикой, а 97% из них появляются от сжигания ископаемого топлива, и доминирование угля в производстве электроэнергии увеличивается [13. С 23—25].

В I квартале 2021 г. доля рынка гибридных автомобилей в Турции составляла 7,9%, а доля электромобилей осталась на уровне 0,2% [39]. В последние годы энергетический переход на основе декарбонизации вошел в повестку стратегических планов многих государств и компаний. В 2015 г. в целях борьбы с изменением климата по инициативе ООН было подписано Парижское соглашение, которое Турция долго не ратифицировала в связи с требованием предоставления ею финансовой поддержки для развивающихся стран согласно этому соглашению [9]. Парламент Турции 6 октября 2021 г. ратифицировал это соглашение. Вместе с тем в Турции начаты действия в соответствии с Европейской «зеленой сделкой» (далее—ЕЗС), объявленной комиссией ЕС в декабре 2019 г., направленной на сокращение выбросов углеродов на 50% к 2030 г. и достижение целевого показателя нулевых выбросов углеродов к 2050-му.

Будучи страной—кандидатом в ЕС, сторонником Таможенного союза и крупнейшего торгового партнера ЕС, Турция в значительной степени подвергнется данной трансформации. В «Плане действия по ЕЗС» Министерства торговли от июля 2021 г. подчеркивается важность повышения конкурентоспособности экспорта, локомотива экономики, и подчеркивается, что переход Турции к устойчивой «зеленой» экономике должен отвечать целям развития и роста экономики [41. С 6—7]. Ратификация Парижско-

го соглашения облегчит применение ЕЗС в Турции, поскольку ЕС теперь требует от страны-кандидата также «ратифицировать и эффективно выполнять» Парижское соглашение, прежде чем договориться о свободной торговле с другими странами [42].

Турция имеет огромный потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ), львиную долю в ТЭК Турции занимают гидроэлектрические ресурсы. Объем пригодной для использования воды на душу населения составляет 1366 м3/г, и Турция входит в число стран, испытывающих нехватку воды [28. C. 273]. Несмотря на это, доля установленных мощностей крупных и малых ГЭС составляет выше 32% (в производстве — 26%, в ВИЭ — выше 60%). Глобальное изменение климата вызывает засухи или наводнения в некоторых местах Турции. Государственные ведомства нередко подвергаются общественной критике из-за предпочтения отдать приоритет интересам бизнес-кругов, недооценивая социальные и экологические воздействия существующих и планируемых проектов ГЭС.

В 2020 г. общая доля ВИЭ без учета ГЭС в установленных мощностях электроэнергии составляла менее 20% (в производстве — около 13%), в 2023-м ее планируется увеличить до 30%. Несмотря на большой потенциал, доля солнечной энергии в установленных мощностях электроэнергии составляет всего 7%, а в годовом производстве электроэнергии 0,1%. Согласно Атласу потенциала солнечной энергии (GEPA) Минэнерго Турции, техническая мощность солнечной энергии оценивается в 405 млрд кВтч/г, а экономический потенциал — в 380 млрд кВт-ч/г [23. С. 297, 309], что превышает текущий объем годового производства электроэнергии. По Атласу потенциала ветроэнергетики (REPA) Минэнерго Турции потенциал ветроэнергетики оценивается в 48 тыс. МВт, в «Национальном плане действий Турции по возобновляемым источникам энергии» установленная мощность ветровой энергии на 2023 г. определена на уровне 20 тыс. МВт, а на 2019 г. — 10 тыс. МВт. Этого показателя достичь не удалось, и установленная мощность осталась на уровне 7591 МВт [31. C. 283—285].

«Национальный план действий в области энергоэффективности», вступивший в силу в январе 2018 г., направлен на сокращение потребления первичной энергии в Турции на 14% в 2023 г. Предполагается, что к этому времени удастся кумулятивно сэкономить 23,9 млн т нефтяного эквивалента и вложить 10,9 млрд долларов для этой экономии. Совокупная экономия, которая должна быть достигнута до 2033 г. в ценах 2017-го, оценивалась в 30,2 млрд долларов, а влияние некоторой экономии будет продолжаться до 2040 г. По данным Минэнерго, в 2017-м и 2018 г. в энергоэффективность Турции было инвестировано 1,35 млрд долларов США, что привело к экономии примерно 900 тыс. т нефтяного эквивалента энергии. Такой низкий уровень реализации заставляет задуматься о том, как будет к 2023 г. достигнута определенная в Энергетической стратегии цель общей экономии энергии в размере 23,9 млн т нефтяного эквивалента [16. C. 369—370].

* * *

Перед новой политикой стоит ряд проблем, связанных как с реальными экономическими и техническими возможностями ТЭК Турции, так и с недостатком институционализации процессов принятия решения и применения политики.

Текущее состояние ТЭК Турции отражает три главных особенности: постоянное увеличение установленных мощностей генерации, доминирование углеродных ресурсов, зависимость от импорта энергоносителей.

Первая связана не только с растущим населением, но и с экономической политикой, ориентированной на постоянный рост; вторая вызывает серьезные последствия, углубляющие климатический кризис и укрепляющие зависимость от импорта, что сохранится в долгосрочной перспективе. Разумеется, увеличение доли ВИЭ в установленных мощностях генерации обнадеживает, но Турция отстает в развитии собственных технологий и «ноу-хау» в области ВИЭ, что обусловливает ее зависимость от импортных технологии. Учитывая огромный потенциал страны в ВИЭ, в частности солнечной энергии, а также в области энергоэффективности, Турция сможет значительно снизить зависимость от импортных энергоносителей и тем самым темпы климатического изменения, для чего нужно вкладывать большие усилия на развитие собственных технологий и создание более привлекательных условий для инвестиций в этой отрасли.

С другой стороны, поскольку имеющиеся технологии ВИЭ не решают проблемы с их неустойчивостью и сложностями хранения, в грядущем глобальном энергобалансе сохранится приоритет нефти и газа, поэтому поиски собственных нефтегазовых месторождений разумны. Недавно открытые месторождения газа в Черном море важны, но пока следует ждать результатов технических работ, нацеленных на подтверждение их запасов, а также на определение экономической целесообразности добычи и транспортировки этого газа, что произойдет явно не скоро, и, вопреки обещаниям властей, его доступ на рынок в 2023 г. маловероятен. Надо также оценить экологические риски разведки, возможной выработки и транспортировки этих ресурсов.

Это же касается планов развития горнодобывающей отрасли и постройки объектов ВИЭ (ГЭС, геотермальные станции и т. д.) на сельскохозяйственных угодьях, а также на питающих их водных источниках, что не только создает экологические риски, но и наносит ущерб другим отраслям экономики, вызывая реакцию местных жителей и гражданского общества. В данном направлении предпринимаются относительно медленные шаги, что вызывает озабоченность по поводу достижения Турцией целей Европейской «зеленой сделки» и Парижского соглашения.

Литература

1. АккиуиШ <1бг<йпси ипкешп 1ешеН 2022 у11т<1а аШасак. — https://www.trthaber.com/haber/ekonomi/ akkuyuda-dorduncu-unitenin-teme1i-2022-basinda-ati1acak-569633.html (дата обращения: 24.08.2021).

2. Akkuyu МС8'шп 3. иnitesine in§aat 1isansl veri1di. — https://www.aa.com.tr/tr/turkiye/akkuyu-ngsnin-3-unitesine-insaat-1isansi-veri1di/2046l74 (дата обращения: 20.01.2021).

3. "Akkuyu Nükleer Güg Santrali, tek ba§ina ülkemizin ihtiyacinin yüzde 10'unu kar§ilayacak elektrik üretimi gergekle§tirecektir". — https://www.tccb.gov.tr /haberler /410/125182/-akkuyu-nukleer-guc-santrali-tek-basina-ulke-mizin-ihtiyacinin-yuzde-10-unu-karsilayacak-elektrik-uretimi-gerceklestirecektir- (дата обращения: 08.09.2021 г.).

4. Algeria's Sonatrach, Turkey's BOTAS renew gas deal. — https://www.aa.com.tr/en/energy/natural-gas/ algerias-sonatrach-turkeys-botas-renew-gas-deal/21552 (дата обращения: 19.01.2021).

5. Aydin Ü., Peker H., Gönülalan A. U. Petrol Sektörü // Türkiye'nin Enerji Görünümü (Ankara). 2020. Yayinlari.

6. BM iklim Degi§ikligi Qergeve Sözle§mesi. —https://www.mfa.gov.tr/bm-iklim-degisikligi-cerceve-sozlesmesi. tr.mfa (дата обращения: 24.08.2021).

7. Damar N. B. Enerjide Milli Karma§a // Elektrik Mühendisligi. 2017. Ekim.

8. Di§ Ticaret istatistikleri. — https://data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Foreign-Trade-Statistics-Decem-ber-2020-37412 (дата обращения: 12.09.2021).

9. Dogal Gaz Piyasasi Sektör Raporu 2020. — https://www.epdk.gov.tr/Detay/Icerik/3-0-94/dogal-gazyillik-sektor-raporu (дата обращения: 12.09.2021).

10. Dönmez: Karadeniz'de yakla§ik 40 sondaj gali§masi planliyoruz. —https://www.enerjigunlugu.net/donmez-karadenizde-yaklasik-40-sondaj-calismasi-planliyoruz-39592h.htm (дата обращения: 12.09.2021).

11. Dünyanin ilk 10 ekonomisi arasina girecegiz. —https://www.akparti.org.tr/hedef-2023/diger/dunyanin-ilk-10-ekonomisi-arasina-girecegiz/ (дата обращения: 10.09.2021).

12. Enlargement countries energy statistics. — https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index. php?title=Enlargement_countries_-_energy_statistics#Energy_trade (дата обращения: 12.09.2021).

13. ETKB 2019—2023 Stratejik Plani. — https://sp.enerji.gov.tr/bir_bakista.html (дата обращения:12.09.2021).

14. Gross Domestic Product 2020. — https://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

15. Gürbüz Ö. "iklim Krizi ve Türkiye" // Türkiye'nin Enerji Görünümü. Ankara : TMMOB, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kaki§im C. Türkiye'nin Bölgesel Dogal Gaz Merkezine Dönü§üm Potansiyeli // Avrasya Uluslararasi Ara§tirma Dergisi. Cilt 8. Sayi: 24.

17. Karagöl E. T., Özgür Ö., Görüs M. §. Türkiye'nin Milli Enerji ve Maden Politikasi // Enerji Ekonomisi-Politika, Piyasa ve Düzenleme. izmir : Umuttepe Yayinlari, 2019.

18. Keskin T., Güven A. Dünyada ve Türkiye'de Enerji Verimliligi // Türkiye'nin Enerji Görünümü. Ankara : TMMOB, 2020.

19. Kömür (Linyit) Sektörü 2020 Raporu. — https://www.tki.gov.tr/yayinlar (дата обращения: 13.09.2021).

20. Kurulu Güg Raporu. — https://www.teias.gov.tr/tr-TR/kurulu-guc-raporlari (дата обращения: 24.08.2021).

21. Milletlerarasi Andla§ma. — https://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2010/10/20101006-6.htm (дата обращения: 10.10.2021).

22. Milli Enerji ve Maden Politikasi Tanitim Programi. — https://enerji.gov.tr/haber-detay?id=226 (дата обра-щения:12.09.2021).

23. On Birinci Kalkinma Plani (2019—2023). — https://www.sbb.gov.tr/wp-content/uploads/2019/07/ OnbirinciKalkinmaPlani.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

24. On Birinci Kalkinma Plani (2019—2023) : Madencilik Politikalari Özel ihtisas Komisyonu Raporu. — https://www.sbb.gov.tr/wp-content/uploads/2020/04/MadencilikPolitikalariOzelIhtisasKomisyonuRaporu.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

25. Oral M., Özdemir Ü. Milli Enerji ve Maden Politikasinda Bir Aktör Olarak Linyitin Tarti§mali Misyonu // Turkish Studies Economics, Finance, Politics. 2019. Vol. 14. Iss. 3.

26. Özgür E. Türkiye'de Güne§ Enerjisi// Türkiye'nin Enerji Görünümü. Ankara : TMMOB, 2020.

27. Performans göstergeleri. — https://sp.enerji.gov.tr/amac1.html#h12 (дата обращения:12.09.2021).

28. Petrol Piyasasi 2019 Yili Sektör Raporu. — https://www.epdk.gov.tr/Detay/Icerik/3-0-107/yillik-sektor-raporu (дата обращения: 19.09.2021).

29. Petrol ve Dogal Gaz Sektor Raporu 2020. — https://www.tpao.gov.tr/file/2106/2020-petrol-ve-dogal-gaz-sektor-raporu-47460b743c70c609.pdf (дата обращения: 24.08.2021).

30. Rzayeva G. The Renewal of Turkey's Long Term Contracts: Natural gas market transition or "business as usual"? — https://www.oxfordenergy.org/publications/the-renewal-of-turkeys-long-term-contracts-natural-gas-market-transition-or-business-as-usual/ (дата обращения: 19.01.2021).

31. Sav M. Milli Enerji Politikasinin Onundeki Engeller // Enerji ve Qevre Dunyasi Dergisi. 2019. Mayis-Haziran.

32. Serdar S. Turkiye Hidroelektrik Potansiyeli ve Geli§me Durumu// Turkiye'nin Enerji Gorunumu. Ankara : TMMOB, 2020.

33. Sinop'taki nukleer yalan. — https://www.birgun.net/haber/sinop-taki-nukleer-yalan-347151 (дата обращения: 24.08.2021).

34. Tek bir kuyu uzerinden rezerv agiklamasinin bilimsel degeri yok. — https://www.sozcu.com.tr/2020/ yazarlar/aytunc-erkin/tek-bir-kuyu-uzerinden-rezerv-aciklanmasinin-bilimsel-bir-degeri-yok-6001944/ (дата обращения: 24.08.2021).

35. Teneler G. Turkiye'de Ruzgar Enerjisi// Turkiye'nin Enerji Gorunumu. Ankara : TMMOB, 2020.

36. Turkey Energy Outlook 2020. — https://iicec.sabanciuniv.edu/sites/iicec.sabanciuniv.edu/files/inline-files/ TEO.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

37. Turkiye Elektrik Enerjisi 10 Yillik Uretim Kapasite Projeksiyonu (2012—2021). — https://www.epdk.gov.tr/ Detay/DownloadDocument?id=XICKqzCM+PU= (дата обращения: 22.02.2021).

38. Turkiye Elektrik istatistikleri. — https://www.emo.org.tr/ekler/095e69ae7d0338f_ek.pdf?tipi=41&turu= X&sube=0 (дата обращения: 30.08.2021).

39. Turkiye Enerjide Nereye Gidiyor? Buyuk Resimde Gorunenler Gorunmeyenler Anlatilmayanlari Anlatmak. — https://www.mmo.org.tr/kitaplar/turkiye-enerjide-nereye-gidiyor-oda-raporu (дата обращения: 24.08.2021).

40. Turkiye ilk 10 Ekonomi Arasina Girebilir mi? — https://www.mahfiegilmez.com/2020/06/turkiye-ilk-10-ekonomi-arasna-girebilir.html (дата обращения: 10.09.2021).

41. Turkiye Nufusu. — https://www.tuik.gov.tr/tr/ (дата посещения: 01.10.2021).

42. Turkiye, 2021'de 'en buyuk 20 ekonomi' olan G-20 liginden du§ebilir. — https://www.indyturk.com/ node/283541 (дата обращения: 12.09.2021).

43. Turkiye'nin gururu Fatih'ten 540 milyar metrekupluk dogalgaz kef — https://www.trthaber.com/haber/ ekonomi/turkiyenin-gururu-fatihten-540-milyar-metrekupluk-dogal-gaz-kesfi-586266.html (дата обращения: 24.08.2021).

44. Turkiye'nin hibrit ve elektrikli otomobilleri. — https://www.ntv.com.tr/galeri/otomobil/turkiyenin-hibrit-ve-elektrikli-otomobilleri,4t4gVpiL60-ZQNK_59XnSg/oKsfzb_86kmhhth4CAufMg (дата обращения: 24.08.2021).

45. Turkiye'nin Milli Enerji ve Maden Politikasi. — https://setav.org/assets/uploads/2017/06/Analiz203.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

46. 2019 Yili Ulusal Enerji Denge Tablosu. 2020. 16.11.— https://enerji.gov.tr/duyuru-detay?id=103 (дата обращения: 10.01.2021).

47. 2030 yilina dogru Turkiye'nin optimum elektrik uretim kapasitesi. — https://www.shura.org.tr/wp-content/ uploads/2020/09/rapor_TR_web_.pdf (дата обращения: 24.08.2021).

48. Ye§il Mutabakat Eylem Plani. — https://ticaret.gov.tr/data/60f1200013b876eb28421b23/MUTABAKAT%20 YE%C5%9E%C4%B0L.pdf (дата обращения: 24.08.2021).

49. Ye§il Mutabakat Turkiye'nin surdurulebilir kalkinmasi igin onemli bir firsat. — https://www.dunya.com/ kose-yazisi/yesil-mutabakat-turkiyenin-surdurulebilir-kalkinmasi-icin-onemli-bir-firsat/605910 (дата обращения: 24.08.2021). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.