Научная статья на тему 'ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТУРЦИИ КАК ТРАНЗИТНОГО ГАЗОВОГО КОРИДОРА'

ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТУРЦИИ КАК ТРАНЗИТНОГО ГАЗОВОГО КОРИДОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СПГ / ТРАНЗИТ / АЗЕРБАЙДЖАН / РОССИЯ / ТУРЕЦКИЙ ПОТОК / ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айвазян Диана Степановна

В статье проанализирована роль Турецкой Республики как транзитного коридора поставок природного газа в Евросоюз. Изучены интересы Турции по увеличению своего транзитного потенциала на основе благоприятного географического положения вблизи производителей и потребителей газа. Выявлены достигнутые результаты этого направления энергетической политики страны и ограничения для увеличения объемов транзита газа через территорию Турции на основе документов Министерства энергетики и природных ресурсов страны. Внимание уделено проектам по транзиту трубопроводного газа через территорию Турецкой Республики. Расширение географии импорта и транзита газа со стороны Турции совпадает с интересами ЕС потребителя газа, а также заинтересованностью поставщиков газа в полной мере (в случае Азербайджана) либо частично (в случае России) осуществлять транзит газа через Турцию. Роль страны как транзитного газового коридора ограничена малыми объемами перекачки газа в сравнении с другими направлениями и увеличением доли СПГ на европейском газовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITS OF TURKEY'S CAPABILITIES AS A TRANSMIT GAS CORRIDOR

The paper examines the role of the Republic of Turkey as a transit corridor for the natural gas supply to the European Union. Turkey's interests in increasing its transit potential based on its favorable geographic location near gas producers and consumers are studied. The results achieved in this direction of the energy policy of the Republic of Turkey are highlighted. The limitations for the increase of the volume of gas transit through the territory of Turkey are examined. The documents of the Ministry of Energy and Natural Resources of Turkey and the ongoing projects on the transit of pipeline gas through the Turkish territory are analyzed. It is shown that Turkey's interest in the expansion of the geography of gas imports and transit coincides with the interests of the European Union as a gas consumer as well as with the interest of gas suppliers in full (in the case of Azerbaijan) or partially (in the case of Russia) to transit gas through Turkey. Turkey's role as a transit gas corridor is limited by small volumes of gas in comparison with the other directions of supply and an increase in the share of LNG in the European gas market.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТУРЦИИ КАК ТРАНЗИТНОГО ГАЗОВОГО КОРИДОРА»

УДК 327, 339.9 Диана АЙВАЗЯН

ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТУРЦИИ КАК ТРАНЗИТНОГО ГАЗОВОГО КОРИДОРА

Статья поступила в редакцию 17.09.2020

Аннотация. В статье проанализирована роль Турецкой Республики как транзитного коридора поставок природного газа в Евросоюз. Изучены интересы Турции по увеличению своего транзитного потенциала на основе благоприятного географического положения вблизи производителей и потребителей газа. Выявлены достигнутые результаты этого направления энергетической политики страны и ограничения для увеличения объемов транзита газа через территорию Турции на основе документов Министерства энергетики и природных ресурсов страны. Внимание уделено проектам по транзиту трубопроводного газа через территорию Турецкой Республики. Расширение географии импорта и транзита газа со стороны Турции совпадает с интересами ЕС потребителя газа, а также заинтересованностью поставщиков газа в полной мере (в случае Азербайджана) либо частично (в случае России) осуществлять транзит газа через Турцию. Роль страны как транзитного газового коридора ограничена малыми объемами перекачки газа в сравнении с другими направлениями и увеличением доли СПГ на европейском газовом рынке.

Ключевые слова: Турция, Европейский союз, природный газ, СПГ, транзит, Азербайджан, Россия, Турецкий поток, Южный газовый коридор.

Географическое положение Турецкой Республики, омываемой Черным и Средиземным морями, благоприятствует развитию ее транзитного потенциала. Турция находится в непосредственной близости от газодобывающих стран (России, Ирана, Азербайджана) и стран-потребителей газа, входящих в Евросоюз. По данным МИД Турции, страна находится в непосредственной близости от около 70% доказанных запасов нефти и газа [Turkey's Energy... 2020]. Из всех прибрежных черноморских стран Турция имеет самые протяженные границы на Черном море (1400 км), общая же протяженность береговой линии Турции составляет 7200 км [Гриневецкий, Зонн, Жильцов, 2015: 512, 553].

Статус ключевой транзитной страны регионального значения обеспечивает рост международного политического веса страны. Турция поставила задачу диверсифицировать источники импорта и транзита газа. Эта задача носит долгосрочный характер и сопряжена с рядом ограничений экономического и международно-политического характера.

© Айвазян Диана Степановна - к.полит.н., научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований, Институт Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, diana.ayvazyan87@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope720208392

Задача географического расширения транзита газа

В энергетической стратегии Турецкой Республики за последние пять лет значимое место отводится интеграции страны в региональные энергетические рынки, включая рынок природного газа. В стратегическом плане на 2015-2019 гг., разработанном Министерством энергетики и природных ресурсов Турции, отмечается, что страна может выступать в качестве транзитного энергетического центра - хаба. Для этого нужно сформировать рынок, обеспечить соответствующую инфраструктуру и достичь региональной эффективности.

Касательно поставок газа в стратегии отмечаются следующие условия для формирования рынка: диверсификация источников импорта и транзита газа, что обеспечит большую надежность и бесперебойность поставок; реализация новых транзитных трубопроводных проектов по поставкам газа [MENR Strategic Plan... 2020: 23, 39, 73, 74, 78]. В документе отмечается, что для региональной эффективности стране необходима активная энергетическая дипломатия, которая позволит использовать возможности Турции как связующего звена между странами, добывающими и потребляющими природный газ и нефть. Энергетическая дипломатия должна включать в себя создание за рубежом представительств Турции в сфере энергетики и природных ресурсов, расширение деятельности за рубежом национальных компаний в сфере энергетики и недропользования [Ibid.: 73].

Стратегия демонстрирует прагматичный и целеориентированный подход. Получая газ от различных поставщиков, Турция может регулировать и создавать для себя наиболее выгодные условия импорта и транзита газа по цене и техническим параметрам транспортировки.

В новом Стратегическом плане Министерства энергетики и природных ресурсов Турции на 2019-2023 гг. уточнены показатели по заявленным ранее целям энергетической политики. Во-первых, говорится о намерении ускорить разведку и добычу нефти и природного газа, особенно на море. Последнее будет способствовать снижению зависимости страны от импорта природного газа для домашнего потребления и увеличению объемов транзита газа. К 2023 г. предполагается увеличить объем добычи природного газа до 4,929 млн куб. м; в 2019 г., по данным Министерства, этот показатель составлял 0,324 млн куб. м [Ama? (A1)...].

В плане отмечены конкретные трубопроводные проекты по поставкам газа в Турцию и его дальнейшему транзиту в Европу. На 2019 г. было запланировано завершение проекта Трансанатолийского газопровода TANAP для последующей подачи природного газа в Европу (источник поставок - Азербайджан), на 2020 г. -начало подачи природного газа в Турцию по газопроводу «Турецкий поток» (источник поставок - Россия) [Ama? (A4)]. Трансанатолийский газопровод заработал в 2018 г., «Турецкий поток» - в 2020 г. Таким образом, эти цели плана были достигнуты. Загруженность этих трубопроводов зависит от динамики спроса на газ в Европейском союзе и наличия необходимых объемов газа у поставщиков.

Турция на региональном рынке природного газа

Действующая энергетическая стратегия Турции отражает уже сложившуюся географическую структуру импорта и транзита газа в стране. Турция расширяет

газотранспортную инфраструктуру, которую использует для импорта газа, для дальнейшего транзита газа до других стран - потребителей в Евросоюзе.

Страна получает газ по трубопроводной системе из России по газопроводам «Россия - Турция» (западный маршрут) и «Голубой поток», пролегающий по дну Черного моря, с пропускной способностью 14 млрд и 16 млрд куб. м. соответственно, из Ирана (по Восточно-Анатолийскому газопроводу с пропускной способностью 10 млрд куб. м.), Азербайджана (по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум с пропускной способностью 6,6 млрд куб. м) [Natural Gas...]. Турция расширяет поставку газа из России в рамках газотранспортного проекта «Турецкий поток» и из Азербайджана - по проекту Южного газового коридора (ЮГК). Последний проект поддерживают Евросоюз и США. По обоим проектам Турецкая Республика готова осуществлять транзит газа в страны ЕС, закрепляя тем самым за собой статус регионального энергетического коридора.

Российский газ составлял наибольшую долю в импорте Турцией природного газа. Ситуация изменилась в 2020 г.: спрос на газ и объемы его поставок в целом снизились ввиду пандемии коронавируса, а в связи с запуском Трансанатолийского газопровода Турция увеличила поставки газа из Азербайджана. В апреле 2020 г. Россия заняла второе место по объемам поставок газа в Турцию (17,86%) после Азербайджана (его доля в турецком импорте газа составила 38%) [Шевченко, Бахтина, 2020]. Заявленная Анкарой цель диверсифицировать источники поставок и транзита газа направлена и на снижение зависимости от импорта российского газа. Эта цель совпадает с заинтересованностью ЕС разнообразить источники поставок газа. В силу географического положения Турции Евросоюз, будучи конечным потребителем газа, рассматривает страну как основной потенциальный газовый хаб [The EU Energy Policy. 2011].

Переговоры о вступлении Турции в ЕС до сих пор не привели к конкретным результатам. Однако интеграция энергетического рынка имеет значение для обеих сторон. На 2014-2020 гг. в рамках инструмента для помощи в присоединении была постановлена задача гармонизации законодательств ЕС и Турции в сфере газа и электроэнергии, а также модернизации и усовершенствования турецкой газотранспортной системы [EU projects. 2020]. Тем не менее Россия сохраняет позицию одного из основных поставщиков газа и торговых партнеров Турции. Снижая объемы импорта российского газа, Турция может одновременно увеличивать объемы его транзита в страны ЕС.

В функционирующей в Турции структуре поставок и транзита объемы импорта природного газа для домашнего потребления преобладают над объемами транзита газа. За 2014-2017 гг. экспорт природного газа Турцией составил 0,6 млрд куб. м, тогда как ее импорт по трубопроводам за этот же период составил 41,1 млрд, 38,4 млрд, 36,9 млрд, 42,8 млрд куб. м соответственно [Natural gas trade. 2020]. По данным Управления по регулированию энергетического рынка Турции, за 2015-2019 гг. спрос на газ в республике колебался от 45 до более 50 млрд куб. м [Rzayeva, 2020: 5]. И-за пандемии коронавируса в апреле и мае 2020 г. спрос на газ в стране упал на 20,6 и 24,2% соответственно [EMRA... 2020]. Этот кратковременный спад не снижает заинтересованности Турции в ослаблении зависимости от внешних источников природного газа и увеличении доли возобновляемых источников энергии в энергетике страны [Turkey's Energy.]. Снижение зависимости от импорта природного газа для домашнего потребления особенно важно для Турции,

которая «исторически сильно зависит от импорта энергии от различных поставщиков» [Rzayeva, 2018: 2]. По данным Управления по регулированию энергетического рынка республики, в 2016 г. страна импортировала 46,4 млрд куб. м газа, что составило более 99% от общего потребления газа в стране [Turkish Natural Gas... 2017].

Руководствуясь Стратегическим планом на 2019-2023 гг. в сфере энергетической политики, Турция продолжила разведку месторождений нефти и газа в своих внутренних водах на Черном море и в спорных водах на Средиземном море. 20 июля 2020 г. турецкое буровое судно «Fatih» начало проведение геологоразведочных работ (ГРР) в Черном море на участке недр Tuna-1 (он расположен недалеко от пересечения болгарской и румынской морских границ с внутренними водами Турции). Через месяц 21 августа 2020 г., президент Турции Р. Эрдоган официально объявил, что там обнаружены крупные запасы природного газа: их объемы оценены в 320 млрд куб. м [Савосин, 8 сентября 2020]. Месторождения газа были ранее обнаружены и на румынском шельфе Черного моря. Оценка их запасов существенно ниже: запасы крупнейшего месторождения «Нептун» оцениваются в 40-85 млрд куб. м [Айвазян Д., Кузьмина Е., 2019: 119]. Государственная турецкая нефтяная корпорация (TPAO) проводила разведку на пяти участках недр в Черном море еще в 2011 г. с участием компаний ВР, Exxon Mobil, Chevron, Petrobras. Однако на тот момент разведка не привела к каким-либо результатам [Савосин, 20 июля 2020].

Анкара планирует использовать обнаруженное в Черном море месторождение Сакарья для своих внутренних нужд, начав первую поставку газа на сушу в 2023 г. - в год столетия Турецкой Республики [Karadeniz... 2020]. Власти страны ожидают, что в результате цена на импортный газ снизится. Кроме того, Турция потенциально сможет переориентировать часть объемов поставляемого газа с внутреннего на внешний рынок. Плановый срок в три года для освоения нового месторождения и начала поставки газа - оптимистичный сценарий. Глубоководные месторождения требуют больших затрат и времени для освоения, и в ходе дальнейшей разведки прогнозируемые запасы газа должны совпасть с реальными.

В 2023 г. в Турции должны состояться выборы президента. В 2017 г. в стране уже была предотвращена попытка государственного переворота. Активная политическая риторика о факте открытия месторождения Сакарья и высокие ожидания от его ресурсного потенциала связаны с заинтересованностью действующей власти получить поддержку населения в преддверии выборов.

В 2019 г. Турция начала осуществлять разведку месторождений в Восточном Средиземноморье. Активность турецкой стороны у берегов Кипра в условиях, когда Греция и Турция до сих пор спорят о делимитации морских границ, а Греция не признает Турецкую Республику Северного Кипра, до сих пор не принесла успехов. Действия Турции встретили сопротивление Греции, вызвали негативную реакцию других стран Средиземноморского региона - Египта, Израиля, а также Евросоюза. Практика территориальных споров на морях показывает предельно низкую вероятность утвердить права собственности на спорные морские месторождения, прибегая к односторонним действиям и военной силе. Учитывая конфликт Турции с Грецией, имеющий давние исторические корни, а также технологические сложности освоения глубоководных месторождений на Черном море, можно ожидать, что в среднесрочной перспективе Турция продолжит опираться на существующих внешних поставщиков для импорта и транзита природного газа.

На мировом рынке газа постепенно увеличивается доля сжиженного природного газа (СПГ). Он может перевозиться в морских танкерах или цистернах для сухопутного транспорта, что позволяет доставлять газ в районы, находящиеся далеко от магистральных газопроводов. По данным британо-нидерландского нефтегазового концерна «Royal Dutch Shell», в 2018 г. на СПГ приходилось 40% физических объемов мировой торговли газом; до 2040 г. его доля возрастет до 60%, а доля трубопроводного газа снизится до 40% [Borodina, 2019]. При сохранении этой тенденции Турция будет уменьшать объемы импорта и транзита газа по трубопроводам, и роль страны как транзитного газового коридора снизится.

Большую часть СПГ Турция получает от соседних стран Ближнего Востока и Африки. За последние пять лет страна уже увеличила импорт СПГ, одновременно уменьшая объемы импорта газа по трубопроводам. По данным Управления по регулированию энергетического рынка Турции, за январь-июнь 2020 г. объем импортированного газа по трубопроводам снизился на 24,8%, а закупки СПГ увеличились на 44,8%. Общий объем импорта газа за первое полугодие 2020 г. составил 22,48 млрд куб. м: из них 12,15 млрд куб. м пришлись на трубопроводный газ, а 10,33 млрд куб. м - на сжиженный. Новыми поставщиками СПГ в Турцию за этот период стали Алжир (импорт в Турцию составил 2 млрд 991 млн 68 тыс. куб. м) и Катар (2 млрд 853 млн куб. м) [Турция... 2020]. СПГ также поставляют в Турецкую Республику США, Нигерия, Камерун и Египет [«Газпром» остался... 2020].

С учетом особенностей перевозок СПГ и географического положения его поставщиков, имеющих выход к морю либо географически расположенных близко к нему, экспортеры СПГ не будут рассматривать Турцию как страну транзита СПГ. Евросоюз имеет общие морские границы с большинством поставщиков СПГ. По данным Европейской комиссии, за последний квартал 2019 г. впервые сжиженный газ стал вторым источником этого топлива в ЕС (его доля в импорте составила 28%). В первом квартале 2020 г. доля импорта ЕС СПГ также составила 28%; доля США в импорте СПГ со стороны ЕС - 30%, России - 22, Катара - 15. Основными потребителями СПГ в ЕС за первый квартал 2020 г. стали Испания (6 млрд куб. м), Франция (5 млрд куб. м) и Бельгия (4 млрд куб. м) [Quarterly reports, 2019, 2020: 7, 6].

Транзит трубопроводного газа через Турцию

В соответствии с планом Министерства энергетики и природных ресурсов Турции на 2019-2023 гг., расширяется инфраструктура поставок газа из России и Азербайджана с целью дальнейшего транзита в страны Южной и Юго-Восточной Европы. В январе 2020 г. в Стамбуле состоялось открытие газопровода «Турецкий поток». Он проходит из России в Турцию через Черное море и состоит из двух ниток. Первая предназначена для Турецкой Республики; вторая - для транспортировки российского газа в страны Южной и Юго-Восточной Европы (Болгарию, Грецию, Северную Македонию; в зависимости от готовности инфраструктуры - в Сербию и Венгрию) [Quarterly report, 2019: 7]. Пропускная способность каждой нитки трубопровода - 15,75 млрд куб. м [Состоялась. 2020].

Открытию «Турецкого потока» способствовали трудности действующего и потенциального транзита российского газа через другие страны - Украину и Болгарию. Не был реализован проект газопровода «Южный поток», от которого Россия

отказалась в конце 2014 г. [Зонн, 2019: 97]. Предполагалось, что он пройдет по дну Черного моря в Болгарию, Грецию, Италию. Однако по требованию Третьего энергетического пакета Евросоюза, утвержденного в 2009 г., поставщик газа обязывается предоставлять доступ к газопроводам третьим организациям. При этом одна и та же компания не может одновременно заниматься и поставками, и транспортировкой газа. Болгария как член ЕС и страна транзита должна была соблюдать эти требования. Такие условия значительно снизили рентабельность транспортировки газа для компании «Газпром» и привели к переходу к проекту «Турецкий поток» [Айвазян, 2018: 70, 71].

С запуском «Турецкого потока» Болгария перестала получать российский газ в объеме 14 млрд куб. м по Трансбалканскому газопроводу [Quarterly Report, 2019: 17], маршрут которого пролегает через Украину, Молдавию и Румынию в Болгарию, Турцию, Грецию и Македонию. С изменением статуса Крыма в 2014 г. и созданием непризнанных Донецкой и Луганской республик (ЛНР, ДНР) обострились газовые споры между Украиной и Россией по цене поставки российского газа, размеру тарифа за транзит, задолженности Украины по оплате российского газа. После длительных судебных разбирательств, а также на фоне санкций США в отношении газопровода «Северный поток-2», Россия и Украина 30 декабря 2019 г. подписали пакет соглашений по объему транзита российского газа через Украину на ближайшие пять лет, согласно которым минимальный годовой объем транзита российского газа в страны Центральной и Восточной Европы составит в 2020 г. 60 млрд и 40 млрд куб. м в 2021-2024 гг. по принципу «транспортируй или плати». Украина подписала межоператорские технические соглашения с Молдавией, Румынией, Польшей, Словакией, Венгрией, что позволяет ей импортировать и осуществлять транзит газа в реверсном режиме.

С помощью проекта «Турецкий поток» Россия обеспечила частичный переход на транзит газа в страны-члены Евросоюза через Турцию. Анкара также укрепила свои позиции в области транзита для Балканского региона. Однако Турция по-прежнему не основное направление транзита российского газа в европейские страны. Географически оно удобно для его поставок на юг Европы, но не для потребителей газа в северной, центральной и восточной частях континента. По данным Европейской комиссии, в первом квартале 2020 г. основные объемы российского трубопроводного газа страны-члены Европейского союза получили по «Северному потоку» (45% от всего импорта Евросоюзом российского трубопроводного газа, 15 млрд куб. м), остальные объемы - через Украину (26%, 8 млрд куб. м), Беларусь (25%, 8 млрд куб. м), по «Турецкому потоку» (около 4%, 1 млрд куб. м) [Quarterly Report, 2020: 17].

Негативное влияние на транзит российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» могут оказать очередные санкции США. Вашингтон поддерживает Украину в конфликте вокруг статуса Крыма, ЛНР, ДНР и выступает против преобладания российского газа на рынке ЕС. В июле 2020 г. Госдепартамент США обновил публичные рекомендации по действию закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Под санкции США могут попасть компании, осуществляющие инвестиции и другие действия, связанные с российскими экспортными газопроводами - «Северным потоком - 2» и второй ниткой «Турецкого потока» [Secretary. July 15, 2020]. Позиция Вашингтона уже вызвала негативную реакцию участ-

ников проекта «Турецкий поток» - ЕС, России, Турции. Помимо этого, в строительстве газопровода, который в продолжение уже построенной второй нитки «Турецкого потока» должен соединить газотранспортную систему Болгарии с сербской системой, участвует не российская компания, а болгарский оператор «Булгартрансгаз» -заказчик и собственник проекта. Этот газопровод можно использовать как для поставок газа из «Турецкого потока», так и от других поставщиков газа [Премьер Болгарии... 2020]. Маловероятно, что все заинтересованные стороны откажутся от этого проекта. Скорее всего, Турция сохранит за собой транзит российского газа на Балканы.

Второе направление транзита трубопроводного газа через Турцию - Южный газовый коридор. Источник поставок по ЮГК до настоящего времени - каспийское месторождение Шах-Дениз (Азербайджан). ЮГК включает в себя расширение Южно-Кавказского газопровода, пролегающего по маршруту Баку-Тбилиси-Эрзерум (строительство параллельного газопровода), строительство Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов. Трансанатолийский газопровод предназначен для транспортировки газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию. Акционерами Трансанатолийского газопровода стали турецкая компания BOTAS (30%), азербайджанская компания SOCAR (58%) и британская BP (12%). Первые поставки в Турцию по этому газопроводу начались 30 июня 2018 г. [Shah Deniz 2. 2018], его пропускная способность составляет 6 млрд куб. м в год.

Трансадриатический газопровод строится от турецко-греческой границы, где соединяется с Трансанатолийским газопроводом и проходит через северную часть Греции, Албанию и по Адриатическому морю - в Италию. Его пропускная способность составляет 10 млрд куб. м и в перспективе может быть увеличена до 20 млрд куб. м за счет строительства двух новых и модификации уже функционирующих газокомпрессорных станций [How TAP...]. Поставки газа по Трансадриатическому газопроводу начались 31 декабря 2020 г. [TAP starts...].

Объемы поставок азербайджанского газа по ЮГК до настоящего времени значительно ниже объемов поставок трубопроводного газа из России и Норвегии. Несмотря на это, поставки по ЮГК отвечают политике ЕС по диверсификации источников газа, интересам Азербайджана, стремящегося нарастить добычу нефти и газа на своих месторождениях и увеличить объемы транспортировки газа в ЕС, и приоритетам энергетической политики Турции. Можно ожидать, что Анкара будет стремиться увеличить объемы транзита азербайджанского газа в страны - члены ЕС.

Третий потенциальный источник транзита газа через Турцию в ЕС - Иран. Однако эта страна до сих пор находится под санкциями США, и проекты по транзиту газа из Ирана в ЕС через Турцию или другие возможные транзитные страны заморожены. 3 сентября 2020 г. Госдепартамент США наложил санкции еще на пять предприятий, ведущих операции по покупке, транспортировке, продаже иранских углеводородного сырья и нефтепродуктов [Imposing sanctions. 2020].

Выводы

Диверсификация источников импорта и транзита газа позволяет Турции влиять на условия поставок и транзита газа по цене и техническим параметрам в условиях конкуренции среди поставщиков. Несмотря на благоприятное географическое по-

ложение, возможности страны как транзитного газового коридора зависят преимущественно от внешних условий: готовности поставщиков газа использовать турецкое направление для транзита газа в Европейский союз и стратегии ЕС по диверсификации источников импорта газа.

Доля импорта газа в ЕС через Турцию минимальна. Во-первых, основным поставщиком газа в ЕС выступает Россия, которая продолжает использовать другие маршруты транзита газа (через Украину, Беларусь) либо поставляет газ в ЕС напрямую (по газопроводу «Северный поток»). Объемы же транзита азербайджанского газа в ЕС через Турцию значительно уступают объемам импорта Евросоюзом российского газа. Во-вторых, собственные потребности Турецкой Республики в газе по-прежнему удовлетворяются за счет внешних поставщиков. В-третьих, растет доля импорта Евросоюзом СПГ. Технические способы доставки СПГ и близкое географическое расположение его поставщиков к Евросоюзу позволяют поставщикам СПГ не нуждаться в услугах транзита.

Список литературы

Айвазян Д., Кузьмина Е. (2019) Газотранспортные проекты в Каспийско-Черноморском регионе и интересы ЕС. Современная Европа, № 3 (89).

Айвазян Д. С. (2018) Политические аспекты взаимодействия ЕС и РФ в сфере транспортировки нефти и газа. Будущее Европы: глобальные вызовы и возможные ответы [отв. ред. Л.О. Бабынина]. ДИЕРАН, № 351. Ин-т Европы РАН, Москва, Россия.

«Газпром» остался без ключевого газопровода в Турцию. 13.07.2020. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/gazprom-ostalsya-bez-klyuchevogo-gazoprovoda-v-turciyu1029387152 (дата обращения: 25.09.2020)

Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. (2015) Черное море. Энциклопедия. Международные отношения. Москва, Россия.

Зонн И.С. (2019) Конструктивный геополитический Черноморский нефтегазовый транзит. Сб.: Геополитическая трансформация Черноморского региона: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 26 сентября 2019 г.). Саратов, изд. «Саринфо».

Премьер Болгарии: По «Турецкому потоку» пойдут и СПГ, и азербайджанский газ. 23 сентября 2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/09/23/premer-bolgarii-po-tureckomu-potoku-poydut-i-spg-i-azerbaydzhanskiy-gaz (дата обращения: 29.09.2020)

Савосин Д. (2020) Турция приступила к геологоразведке в Черном море. 20 июля 2020. Nefte-gaz.RU URL: https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/621661-turtsiya-pristupila-k-geologorazvedke-v-chernom-more/ (дата обращения: 23.09.2020)

Савосин Д. Р. (2020) Эрдоган заявил о высоком качестве газа на открытом месторождении в Черном море. 8 сентября 2020. Neftegaz. RU URL: https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/629660-r-erdogan-zayavil-o-vysokom-kachestve-gaza-na-otkrytom-mestorozhdenii-v-chernom-more/ (дата обращения: 23.09. 2020)

Состоялась торжественная церемония открытия газопровода «Турецкий поток». 8 января 2020. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2020/january/article497322/ (дата обращения: 24.01.2020)

Турция резко сокращает импорт газа из России и Ирана, Баку выбился в лидеры. 24 августа 2020. EurAsia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/08/24/turciya-rezko-sokrashchaet-import-gaza-iz-rossii-i-irana-baku-vybilsya-v-lidery (дата обращения: 24.09.2020)

Шевченко А., Бахтина О. (2020) Почти на 70% снизились поставки российского газа в Турцию. 30 июня 2020. Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/Trading/572355-pochti-na-70-snizilis-postavki-rossiyskogo-gaza-v-turtsiyu/ (дата обращения: 05.10.2020)

References

Amaf (A1) - Sürdürülebilir Enerji Arz Güvenligini Saglamak. ETKB Stratejik Plani 2019-2023. T.C. Enerji ve Tabii Kaynaklar Bakanligi. URL: https://sp.enerji.gov.tr/amac1 .html#h14 (accessed: 17.09.2020)

Amaj (A4) - Enerji ve Tabii Kaynaklarda Bölgesel ve Küresel Etkinligi Artirmak. ETKB Stratejik Plani 2019-2023. T.C. Enerji ve Tabii Kaynaklar Bakanligi. URL: https://sp.enerji.gov.tr /amac4.html#h41 (ac-

cessed: 17.09.2020)

Ajvazyan D., Kuz'mina E. (2019) Gazotransportnye proekty v Kaspijsko-Chemomorskom regione i in-teresy ES. [Gas Transportation Projects in the Caspian and Black Sea Region and Interests of the EU]. Sov-remennaya Evropa, № 3(89). (in Russian)

Ajvazyan D. S. (2018) Politicheskie aspekty vzaimodejstviya ES i RF v sfere transportirovki nefti i gaza. Budushchee Evropy: global'nye vyzovy i vozmozhnye otvety (otv. red. L.O. Babynina). [Political aspects of the interaction of the EU and Russia in the transportation of the oil and gas. In: The Future of Europe: global challenges and possible responses. Ed. by L.O. Babynina]. Reports of the Institute of Europe, RAS, № 351, Moscow, Russia. (in Russian)

Borodina O, Shell LNG Outlook 2019. URL: https://www.international-bc-online.org/wp-content/uploads/ 2019/06/2_20190528-0B-IBC-on-LNG-0utlook_Eng.pdf (accessed: 25.09.2020)

Energy Market Regulation Authority's (EMRA) Monthly Reports (2020). URL: https://www.epdk.gov.tr/Detay/ Icerik/3-0-95/dogal-gazaylik-sektor-raporu (accessed: 10.09.2020).

EU projects. Ministry of Energy and Natural Resources, Republic of Turkey. URL: http://www.enerji.gov. tr/en-US/Pages/EU-Projects (accessed: 10.09.2020).

"Gazprom" ostalsya bez klyuchevogo gazoprovoda v Turciyu. [Gazprom left without a key gas pipeline to Turkey]. 13.07.2020. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/gazprom-ostalsya-bez-klyuchevogo-gazoprovoda-v-turciyu1029387152 (accessed: 25.09.2020). (in Russian)

How TAP operates. Trans Adriatic Pipeline. URL: https://www.tap-ag.com/infrastructure-operation/how-tap-operates (accessed: 01.10.2020).

Grineveckij S.R., Zonn I.S., Zhil'cov S.S. (2015) Chernoe more. Enciklopediya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Moscow, Russia. (in Russian).

Imposing Sanctions on Entities for Engaging in Transactions Related to Iran's Petroleum and Petrochemical Industry.Press Statement, Michael R. Pompeo, Secretary of State. September 3, 2020. U. S. Department of State. URL: https://www.state.gov/imposing-sanctions-on-entities-for-engaging-in-transactions-related-to-irans-petroleum-and-petrochemical-industry/(accessed: 01.10.2020).

Karadeniz, Avrupa'nin Kuzey Denizi olabilecek potansiyele sahip, 11.09.2020. T.C. Enerji ve Tabii Kaynaklar Bakanligi. URL: https://eneiji.gov.tr/haber-detay?id=699 (accessed 23.09.2020)

MENR Strategic Plan 2015-2019. Ministry of Energy and Natural Resources, Republic of Turkey. Natural Gas Pipelines and Projects Ministry of Energy and Natural Resources, Republic of Turkey. URL: http://www.enerji.gov.tr/en-US/Pages/Natural-Gas-Pipelines-and-Projects Accessed: 25.09. 2020).

Natural gas trade in Turkey 2014-2019, by type. Published by N. Sonnichsen, Jun 30, 2020. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/900226/gas-trade-turkey/#statisticContainer (accessed: 23.09.2020)

Prem'er Bolgarii: Po «Tureckomu potoku» pojdut i SPG, i azerbajdzhanskij gaz. [Prime Minister of Bulgaria: Both LNG and Azerbaijani gas will be transported via the Turkish Stream]. September 23, 2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/09/23/premer-bolgarii-po-tureckomu-potoku-poydut-i-spg-i-azerbaydzhanskiy-gaz (accessed: 29.09.2020). (in Russian)

Quarterly Report on European gas market. with focus on the impact of global LNG markets on EU gas imports (2019) Market Observatory for Energy. European Commission. DG Energy, Vol. 12 (issue 4, fourth quarter of 2019) Quarterly Report on European gas markets. (2020) Market Observatory for Energy. DG Energy, Vol. 13 (issue 1, first quarter of 2020)

Rzayeva G. (2018) Gas Supply Changes in Turkey Energy Insight, 24. Oxford Institute for Energy Studies. Rzayeva G. (2020) The Renewal of Turkey's long term Contracts: Natural gas market transition or 'business as usual'? Energy Insight, 72. Oxford Institute for Energy Studies.

Savosin D.R. (2020) Erdogan zayavil o vysokom kachestve gaza na otkrytom mestorozhdenii v Cher-nom more. [Erdogan announced the high quality of gas in the discovered field in the Black Sea]. September 8, 2020. Neftegaz.RU URL: https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/629660-r-erdogan-zayavil-o-vysokom-kachestve-gaza-na-otkrytom-mestorozhdenii-v-chernom-more/ (accessed: 23.09. 2020). (in Russian)

Savosin D. (2020) Turciya pristupila k geologorazvedke v Chernom more [Turkey started geological exploration in the Black Sea]. July 20, 2020. Neftegaz.RU URL: https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/621661-turtsiya-pristupila-k-geologorazvedke-v-chernom-more/ (accessed: 23.09.2020). (in Russian)

Secretary Michael R. Pompeo at a Press Availability. Remarks to the Press. Washington DC, July 15, 2020. U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/secretary-michael-r-pompeo-at-a-press-availability-9/ (accessed: 29.09.2020)

Shah Deniz 2 begins gas deliveries to Turkey. 2 July 2018. British Petroleum. URL:

https://www.bp.com/en_az/azerbaijan/home/news/press-releases/sd2_begins_gas_deliveries_o_turkey.html (accessed: 01.10.2020).

Shevchenko A., Bahtina O. (2020) Pochti na 70% snizilis' postavki rossijskogo gaza v Turciyu [Russian gas supplies to Turkey decreased by almost 70%]. 30 iyunya 2020. Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/Trading/572355-pochti-na-70-snizilis-postavki-rossiyskogo-gaza-v-turtsiyu/ (accessed: 05.10.2020). (in Russian)

"The EU Energy Policy: Engaging With Partners Beyond Our Borders"/* C0M/2011/0539 final */ (2011). Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on Security of Energy Supply and International Cooperation. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1408370068358&uri =CELEX:52011DC0539 (accessed: 20.09.2020).

TAP starts transporting first gas. 31 December 2020. URL: https://www.tap-ag.com/news/news-stories/tap-starts-transporting-first-gas (accessed: 31.12.2020)

Sostoyalas' torzhestvennaya ceremoniya otkrytiya gazoprovoda «Tureckij potok». [The solemn ceremony of opening the Turkish Stream gas pipeline took place]. 2020, January 8. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2020/january/article497322/ (accessed: 24.01.2020). (in Russian)

Turciya rezko sokrashchaet import gaza iz Rossii i Irana, Baku vybilsya v lidery. [Turkey is sharply reducing gas imports from Russia and Iran, Baku has become a leader]. 24 August 2020. EurAsia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/08/24/turciya-rezko-sokrashchaet-import-gaza-iz-rossii-i-irana-baku-vybilsya-v-lidery (accessed: 24.09 .2020). (in Russian)

Turkey's Energy Profile and Strategy. Ministry of Foreign Affairs, Republic of Turkey. URL: http://www.mfa.gov.tr/ turkeys-energy-strategy.en.mfa (accessed: 18.09.2020).

Turkish Natural Gas Market Report 2016, Republic of Turkey Energy Market Regulatory Authority (EMRA), Ankara 2017. URL: http://www.epdk.org.tr/TR/Dokumanlar/Dogalgaz/YayinlarRaporlar/Yillik (accessed: 15.01. 2018).

Zonn I.S. (2019) Konstruktivnyj geopoliticheskij Chernomorskij neftegazovyj tranzit. Sb.: Geo-politicheskaya transformaciya Chernomorskogo regiona: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Constructive geopolitical Black Sea oil and gas transit. In: Geopolitical transformation of the Black Sea region: materials of an international scientific conference]. (Moscow, 26 september 2019). izd. "Sarinfo", Saratov, Russia. (in Russian)

Limits of Turkey's Capabilities as a Transit Gas Corridor

Received 17.09.2020

Author: Ayvazyan D., Candidate of Sciences (Politics), Research Associate, Department of Black and Mediterranean Sea Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: diana.ayvazyan87@gmail.com

Abstract. The paper examines the role of the Republic of Turkey as a transit corridor for the natural gas supply to the European Union. Turkey's interests in increasing its transit potential based on its favorable geographic location near gas producers and consumers are studied. The results achieved in this direction of the energy policy of the Republic of Turkey are highlighted. The limitations for the increase of the volume of gas transit through the territory of Turkey are examined. The documents of the Ministry of Energy and Natural Resources of Turkey and the ongoing projects on the transit of pipeline gas through the Turkish territory are analyzed. It is shown that Turkey's interest in the expansion of the geography of gas imports and transit coincides with the interests of the European Union as a gas consumer as well as with the interest of gas suppliers in full (in the case of Azerbaijan) or partially (in the case of Russia) to transit gas through Turkey. Turkey's role as a transit gas corridor is limited by small volumes of gas in comparison with the other directions of supply and an increase in the share of LNG in the European gas market.

Keywords: Turkey, European Union, natural gas, LNG, transit, Azerbaijan, Russia, Turkish Stream, Southern Gas Corridor.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope720208392

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.