Научная статья на тему 'Российский вектор в энергетической стратегии Турции'

Российский вектор в энергетической стратегии Турции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЧАЛО ХХI В. / ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ / ГАЗОПРОВОДЫ / ТУРЦИЯ И ЗАПАД / RUSSIAN-TURKISH ECONOMIC COOPERATION / EARLY 21ST CENTURY / ENERGY PROBLEMS / GAS PIPELINES / TURKEY AND THE WEST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бингол Хасан Фатих

До начала 1990-х годов энергетическая проблематика не привлекала внимания Турции, так как она не была кризисным импортером или экспортером энергоносителей. Благодаря достижениям в экономическом, политическом и социальном развитии в последующий период она превратилась в сильную и стабильную страну. В последние годы наблюдается положительная динамика в развитии отношений между Турцией и Россией, в том числе в энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Vector in Turkey's Energy Strategy

Up to the beginning of the 1990's energy problems did not attract much attention in Turkey, as it was not a crisis importer or exporter of energy. Due to the social, economic and political achievements in the following years Turkey became a strong and stable developing country. In the last years positive dynamics is observed in Russian-Turkish relations including energy.

Текст научной работы на тему «Российский вектор в энергетической стратегии Турции»

Х.Ф. Бингол

РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР

В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУРЦИИ

Бингол Хасан Фатих (Турция) - кандидат политических наук.

В современной мировой политике среди стратегических ресурсов1 особенно выделяются энергетические: от них во многом зависит внешняя и внутренняя политика государств, экономические, социальные, военные, правовые и даже культурные отношения между странами. Ограниченность углеводородных запасов и постоянно увеличивающийся спрос на них обостряют проблему энергетической обеспеченности мира, ведут к борьбе за контроль над ними и их транспортировкой. Собственные энергетические интересы государств отражаются на международных отношениях, в том числе на отношениях между Россией и Турцией.

Россия, обладающая большими запасами углеводородов, активно участвует в мировых процессах, связанных с энергоносителями. Турция, благодаря своему уникальному географическому положению, является естественным трансконтинентальным мостом между регионами с богатыми энергоресурсами и их крупнейшим потребителем - Европой. Важнейшую часть экономического сотрудничества обеих стран образует энергетическая составляющая. В 2008 г. Россия вышла на первое место во внешнеторговом обороте Турции; Турция занимает четвертое место в экспорте России. Разумеется, между ними, как между любыми соседствующими субъектами международных отношений, существует конфликт интересов в разных сферах. Однако, несмотря на это, в сфере энергетической политики между экспортером-транзитером Россией и транзитером Турцией накопился ценный опыт взаимодействия.

Большие запасы углеводородных ресурсов позволяют Каспийскому бассейну стать важнейшим их поставщиком после Ближнего Востока. Мировые державы поэтому проявляют активный интерес к региону Каспия. В энерге-

1. О значении стратегических ресурсов см. подробнее: (22).

тической игре за контроль над использованием и транзитом его ресурсов, кроме пяти прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), принимают участие также США, ЕС, Китай как крупнейшие потребители и Турция как потребитель и транзитная страна.

До 1990-х годов энергетическая проблематика не привлекала внимания Турции - страна не была крупным импортером или экспортером энергоносителей и не могла влиять на ход событий на мировом рынке. В свое время СССР считал, что безопасность его юга во многом зависит от безопасности Турции, в том числе от безопасности проливов. Поэтому он выступал за их закрытие для военных судов нечерноморских стран и поддерживал турецкий суверенитет над проливами. Однако сближение обеих стран не носило долговременного характера из-за противодействия Великобритании и Франции, вместо которых сегодня выступают США.

После распада СССР турецкие руководители, осознавая, что прокладка нефтегазопроводов по территории страны усилит ее геополитическое влияние, начали превращать Турцию в коридор передачи энергии между Востоком и Западом, Севером и Югом. Упрочению позиций Турции способствует ее контроль над грузопотоком через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Российский исследователь Е. Кирсанов отмечает, что в последнее время на фоне охлаждения отношений Анкары с Западом наблюдается положительная динамика ее отношений с Россией во многих областях, в том числе в энергетике. К этому сближению Турцию, несомненно, подталкивает и «непонимание» ее стремления к интеграции с Евросоюзом со стороны Франции и Германии (5).

По словам известного турецкого журналиста С. Кохена, Турция - уже не та страна, какой она была в период «холодной войны». Благодаря достижениям в экономическом, политическом и социальном развитии она превратилась в сильное и стабильное государство, которое может проводить более независимый внешнеполитический курс, соответствующий ее интересам. Он может не совпадать с интересами США и даже иногда противоречить им (24).

Ярким примером политических разногласий Турции и США стало военное вторжение США в Ирак в 2003 г. Накануне вторжения турецкий парламент проголосовал против размещения на турецких базах вооруженных сил коалиции во главе с США. В результате американо-британские войска вынуждены были нанести удар по Ираку лишь с юга, что существенно осложнило проведение операции. Традиционный для США расчет на Турцию, как на своего стратегического союзника, отмечает К. Вертяев, на этот раз не оправдался, тем более что многие аналитики ожидали явно ангажированное политическое решение, которое должно было бы удовлетворить американцев (3, с. 209). В свою очередь, Д. Накисбаев считает, что двусторонние турецко-американские отношения демонстрируют периоды острых разногласий, по-146

этому «золотой эры» в их истории никогда не было (7, с. 20). Сегодня точно так же существуют серьезные разногласия между Вашингтоном и Анкарой по ядерной проблеме Ирана. Единственным способом ее решения руководство Турции считает дипломатию, и оно готово решительно отстаивать свою позицию (25). Как непостоянный член Совбеза ООН Турция 9 июня 2010 г. голосовала против проекта резолюции о введении более жестких санкций в отношении Ирана2.

Поставки энергоносителей с Севера на Юг - одно из важнейших направлений энергетической стратегии Турции (29, с. 5). В связи с этим она развивает взаимодействие с Россией в сфере энергетической политики. Уже в ноябре 2005 г. президент Путин во время открытия газопровода «Голубой поток» указал на возможность строительства еще одной ветки газопровода по дну Черного моря для поставок газа в Южную Италию, на юг Европы и в Израиль (9).

В феврале 2006 г. в Анкаре Алексей Миллер заявил, что «Газпром» не отказывается от идеи поставлять газ транзитом через «Голубой поток» и Турцию в Ливан и Израиль, чему способствует расширение мощности трубопровода (2). В том же году А. Миллер сообщил, что «Газпром» собирается строить газопровод «Голубой поток-2» для снабжения топливом Турции, Греции, Италии, а также Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. «Голубой поток-2» также дает возможность осуществлять поставки на Ближний Восток, в Израиль, Ливан, Сирию. Правда, когда родилась идея «Южного потока», который пойдет по дну Черного моря до Болгарии, вопрос о транзите российского газа в Южную Европу через территорию Турции перестал активно обсуждаться. Однако в марте 2009 г. А. Миллер и министр энергетики Турции Хильми Гю-лер вновь обсудили реализацию проекта «Голубой поток-2». Возвращение к его рассмотрению происходит на фоне напряженности в газовых отношениях между Россией, ЕС и Украиной (1). В августе 2009 г. в ходе визита премьер-министра В. Путина в Анкару Турция выдала Газпрому разрешение «на проведение морских рекогносцировочных и экологических изысканий по маршруту газопровода "Южный поток" для его сооружения в исключительной экономической зоне Турецкой Республики» (13). Одновременно Анкара дала согласие на сооружение «Голубого потока-2», обеспечивая таким образом поставку топлива турецким потребителям и помогая Москве завоевать растущие рынки Восточного Средиземноморья и Южной Европы (11).

Кроме того, «Газпром» вместе с турецкими компаниями может продавать газ ближневосточным государствам, для чего «Aksa Energy» и «Газпромэкс-порт» создадут совместное предприятие.

2. Совбез ООН вводит против Тегерана дополнительные санкции // Российская газета. — 10 июня 2010 г.

Россия также согласилась поддержать турецкий нефтепровод Самсун -Джейхан и экспортировать через него часть российской нефти. Это, заявил глава «Транснефти» Н. Токарев, позволит снять с черноморских проливов нагрузку, связанную с транспортировкой нефти, что одновременно решит вопрос о заполнении нефтепровода Самсун - Джейхан (16).

Итак, Турция из транзитера фактически превратится в поставщика, который реэкспортирует энергоносители.

Напомним, что Турция к 2012 г. стремится осуществлять 6% мирового снабжения нефтью через свою территорию (29, с. 6). Предполагается, что таким образом страна может привлекать иностранный капитал для дальнейшего развития своего ТЭК. Это необходимо для ее энергоемкой и быстро растущей экономики. При этом нефтегазопроводы не только послужат интеграции Кавказа и Центральной Азии с Западом, но и приведут к росту благосостояния и политической стабильности в регионе (29, с. 2).

Строительство новых трубопроводов, кроме того, будет способствовать снижению грузопотока через Босфор и тем самым - ослаблению риска экологических катастроф в регионе, в том числе в Стамбуле и Дарданеллах. Стамбул является экономическим центром Турции, производящим значительную часть (21,2%) ВВП (30), поэтому страна заинтересована в различных вариантах снижения нагрузки на Босфор.

У Турции, отмечает американский политолог Ф.С. Ларраби, было несколько вариантов стратегических направлений - европейское, евразийское, ближневосточное, стратегическое сотрудничество с США, а также комбинированное направление. Исходя из национальных интересов страна, считает он, должна вести многостороннюю политику, соответствующую последнему из направлений. В последнее время этот подход пользуется большой популярностью в различных политических кругах страны. Анкара прилагает усилия для развития связей с Европейским союзом, однако членство в ЕС остается нерешенной проблемой из-за его трудновыполнимых требований к Турции. С одной стороны, Анкара укрепляет стратегическое партнерство с США, с другой - прилагает усилия для развития взаимоотношений с Россией и кавказскими странами, в том числе Арменией. Исключительную активность проявляет Турция в отношениях со странами Ближнего Востока и Ираком. Похоже, сегодня в турецких правящих кругах преобладает мнение в пользу поэтапного построения благоприятных и многосторонних отношений с этими государствами (23, с. 51-53).

В последнее десятилетие Турция пошла на резкое сближение со своими соседями, что связано с принятым страной курсом на обретение статуса мощной региональной силы. Одна из ключевых политических фигур сегодняшней Турции, министр иностранных дел, профессор А. Давутоглу в своей книге «Стратегическая глубина», утверждает, что с точки зрения историче-148

ской, географической и социально-культурной Турция имеет серьезные предпосылки для раскрытия своего потенциала (19, с. 552). Геополитические реалии вынуждают страну установить тесные связи с внешним миром. Правильно оценив свои исторические и географические преимущества, добившись возрастания своей мощи, она сможет, наконец, освободиться от положения страны-«крыла» периода «холодной войны» и превратиться в «центральное государство» (19, с. 555).

Однако в связи с быстрыми темпами развития экономики Турция сама нуждается в обеспечении энергоносителями.

Потребление энергии в стране возрастает на 4,3% в год, что гораздо выше, чем ежегодный рост потребления энергии в мире - 2,6% (21). Среднегодовые темпы роста экономики Турции в 2002-2007 гг. составили 6,8% (28, с. 27). По оценкам Международного валютного фонда и Мирового банка, ВВП Турции в 2008 г., исчисленный по паритету покупательной способности, обеспечил ей позицию 15-й крупнейшей мировой экономики (31). Ряд исследователей относят Турцию к группе новых индустриальных стран по преобладанию промышленной продукции в экспорте (17, с. 80).

Следуя экспортоориентированной стратегии на фоне увеличения импорта, Турция постоянно наращивает объем импорта энергоносителей, в том числе из России. Сегодня Россия устойчиво занимает первое место в общем объеме товарооборота Турции. В 2008 г. товарооборот между двумя странами составил 37,842 млрд. долл. США. Объем российского экспорта в Турцию в 2008 г. составил 31,36 млрд. долл. США (28, с. 128-129). Таким образом, Турция занимает четвертое место в структуре российского экспорта (27, с. 42).

В структуре турецкого импорта из России доля топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, природный газ и уголь) в 2008 г. составила 83% (24, с. 42). Россия уверенно лидирует среди экспортеров природного газа в Турцию с удельным весом 62%3. Несмотря на то, что страна стала участником конкурирующего с российскими инициативами европейского проекта «Набукко» (магистральный газопровод из Центральной Азии в страны ЕС), Турция, по данным 2008 г., является вторым крупнейшим потребителем российского природного газа после Германии (в 2007 г. - третье место после Германии и Италии - 23,3 млрд. м3). В 2008 г. среди экспортеров сырой нефти в Турцию Россия с удельным весом 32% занимала второе место после Ирана (36%)4.

Ориентируясь на пример развитых стран, Турция стремится удовлетворять потребности в энергии за счет пяти главных источников: нефти, природ-

3. Рассчитано автором по данным BOTAS 2008 (18).

4. Рассчитано автором по данным Управляющего органа рынка энергии Турции (26).

ного газа, угля, ГЭС, АЭС. Напомним, что во время визита В. Путина в Анкару 6 августа 2009 г. стороны подписали протокол о сотрудничестве в сфере атомной энергетики. Он создает условия для сооружения в Турции первой АЭС, в строительстве которой планируют принять участие российские компании «Атомстройэкспорт» и ОАО «Интер РАО ЕЭС». Бюджетная стоимость станции составит, по различным оценкам, 18-20 млрд. долл. (8; 15). В ходе визита Д. Медведева в Анкару в мае 2010 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве с Россией в сфере строительства и эксплуатации атомной станции на площадке «Аккую» в Турции (8).

Российско-турецкие усилия по развитию сотрудничества в энергетической области подвергались критике в оппозиционно настроенной турецкой и западной прессе и в политических кругах, особенно в ходе реализации проекта «Голубой поток». Однако российские уполномоченные лица, в частности бывший посол РФ в Анкаре А. Лебедев и член Правления Газпрома Ю. Комаров, предпочитали говорить не об односторонней зависимости и о взаимозависимости. По мнению Ю. Комарова, «не только Турция попадает в зависимое положение от России, но и в Россия становится зависимой от Турции» (6, с. 69). Сотрудничество двух стран в энергетической области со временем приобрело настолько конструктивный характер, что стало содействовать взаимопониманию, привело к общим поискам путей борьбы с терроризмом и облегчило режим прохода российских нефтяных танкеров через турецкие проливы5. Позиция Турции в отношении центральноазиатских государств также приобрела более реалистический характер, что снимает озабоченность России и встречает ее понимание.

Развитию российско-турецких отношений способствует и нынешний внешнеполитический курс Турции, основанный на концепции А. Давутоглу -«многосторонняя дипломатия и ноль проблем с соседними странами». Проводя все более самостоятельную политику, Турция укрепляет отношения со своими восточными и северными соседями, в том числе с Россией.

Для упрочения репутации надежных партнеров по обеспечению энергетической безопасности, оба государства объединяют усилия в урегулировании политической напряженности не только в пределах своих территорий, но и в регионе. Ярким примером этого стали дипломатические действия турецкого руководства после российско-грузинского конфликта в августе 2008 г. По сравнению с западными партнерами, в том числе по НАТО, Турция проводила достаточно нейтральную политику после пятидневной войны между Россией и Грузией. Она, вопреки ожиданиям, не выдала разрешение военным

5. «Инструкция о порядке мореходства в турецких проливах» отменила много положений, замедляющих или усложняющих проход судов, и по большему счету удовлетворила требования российской стороны (6, с. 169).

кораблям НАТО на нарушение режима проливов. Одновременно премьер Р. Эрдоган посетил Россию и Грузию и выступил с инициативой по созданию Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе без участия внерегио-нальных политических сил, в том числе США.

Таким образом, торгово-экономические связи России и Турции занимают приоритетное место в отношениях двух стран, и энергетическая составляющая стала их важнейшим направлением. Россия играет важную роль в обеспечении Турции энергоресурсами, а также в осуществлении стремления Турции превратить страну в коридор передачи энергоресурсов между Севером и Югом. Все это, наряду с окончанием «холодной войны», порождает положительные тенденции в отношениях двух государств, представляющих собой сегодня полюс региональной безопасности.

Литература

1. Босоногов И. «Газпром» и Турция обсуждают расширение трубы в обход Украины // Страна.ру-Ьир://шшш.$1тапа.ги. - 29.03.2009.

2. Бутрин Д. Алексей Миллер объединит Турцию и Грецию трубой // Коммерсантъ. -04.02.2006.

3. Вертяев К. В. Курдский вопрос и интересы Турции в Ираке // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. Сб. статей / Отв. ред.: Болдырев А.В., Ульченко Н.Ю. - М., 2008.

4. Итоги визита Дмитрия Медведева в Турцию, 13.05.2010 // Новости Турции / URL: http.//www.turkishnews.ru/news/2068.html (дата обращения: 25.05.2010).

5. Кирсанов Е.Е. К вопросу российско-турецкого стратегического партнерства // Электронный ресурс // Ин-т Ближнего Востока. - 23.02.2010. - URL: http://www.iimes.ru/rus/ stat/ 2010?23-02-10a.htm (дата обращения: 01.04.2010).

6. Колобов О.А., Корнилов А.А. Современные турецко-российские отношения: Проблемы сотрудничества и перспективы развития. - Н. Новгород-Стамбул. - 2004.

7. Накисбаев Д.В. Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития (политологический анализ). - М.: 2008.

8. Новости Турции.

URL: http://www.turkishnews.ru/news/1587.html (дата обращения: 24.03.2010).

URL: http://www.turkishnews.ru/news/2068.html (дата обращения: 25.05.2010).

9. Об участии Президента России В. Путина, Премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана и Председателя Совета Министров Италии С. Берлускони в церемонии открытия газопровода «Голубой поток» (г. Самсун, Турция), 17.11.2005. http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/ 57111F3920CF730EC32570BD002A62BE?0penD0cument (дата обращения: 23.12.2009).

10. Официальный сайт посольства РФ в Турции // www.turkey.mid.ru

11. Путину удалось подкупить Турцию. http://www.rosbalt.ru/2009/08/07/661721.html. -07.08.2009.

12. «Российская газета». - 10 июня 2010.

13. Российско-Турецкая Декларация о борьбе с терроризмом. - Москва, 5 ноября 1999 г.

14. Стародубцев И.И. Российско-турецкие многоплановые отношения в области энергетики: Перерастет ли сотрудничество в стратегическое партнерство? // http://www.iimes.ru/ rus/frame_stat.html. - 26.08.2009.

15. Стародубцев И.И. Энергетический фактор в развитии турецкой экономики URL: http.//www.iimes.ru/rus/stat/2010/02-02-10b.htm (дата обращения: 01.04.2010).

16. Турция поддержала «Южный поток». http://www.rosbalt.ru/2009/08/06/6611418.html. -06.08.2009.

17. Ульченко Н.Ю. Экономическая география Турции: Учебник. - М., 2008.

18. BOTA§ 2008 Sektor Raporu. - Ankara. - 2008.

19. Davutoglu A. Stratejik Derinlik: Turkiye. nin Uluslararasi Konomu. - Istanbul, 2009.

20. Ekoenezji. - 2009. - N 26.

21. Enerji ve Tabii Kaynaklar Bakanligi http://www. enerji. gov. tr/index.php?dil=tr&sf=web-pages&b=enerji&bn=215&hn=12&nm=384id=384

22. Kennedy P. Rise and fall of the Great Powers. Economic change and military conflict from 1500 to 2000. - London, 1989.

23. Khalilzad Z., Lesser I.O., Larrabee F.S. Turk-Bati Ili^kilerinin Gelecegi: Stratejik Bir Plana Dogtu. - Ankara, 2001.

24. Kohen S. Washington'la katolik evliligi // Miliyet. - 20.03.2010.

25. ikinci Buyukel^ler Konferansi Sonu? Bildirisi, 08 Ocak 2010 // Turkiye Di^leri Bakanligi. URL: http://www.mfa.gov.tr/ikincibuyukelciler-konferansi-sonuc-bildirisi_08-ocak-2010.tr.mfa

26. Petrol Bilgi Sistemi // EPDR-Enerji Piyasasi Duzenleme Kurulu // http://www.epdk.gov.tr/ lisans/petrol/petrolbilgisistemi/tupras/ek6.htm (15.10.2009).

27. Rusya Federasyonu'nun Genel Ekonomik Durumu veTurkiye ile Elonomik - Ticati ili^kileri. - М., 2009.

28. TOBB Ekonomik Rapor 2008. - Ankara., 2009.

29. Turkiye'nin Enerji Stratejisi. T.C. Di§i§leri Bakanligi Enerji, Su ve Qevre i^leri Genel Mudur Yardimciligi. - Ankara, 2009.

30. Wikipedia, the free encyclopedia http://en.wikipedia.org/wiki/Istanbul

31. Wikipedia - The free encyclogedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_ by_GDP_(PPP) (дата обращения: 22.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.