Научная статья на тему 'Торгово-экономическое сотрудничество России и Турции'

Торгово-экономическое сотрудничество России и Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭНЕРГЕТИКА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / TURKEY / RUSSIA / FOREIGN TRADE / ENERGETICS / INVESTMENT COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов Алим Видадиевич

В статье рассматривается специфика современных торгово-экономических связей Российской Федерации и Турецкой Республики. Автором подробно анализируется энергетическое и инвестиционное сотрудничество двух стран, а также затрагиваются и другие области внешнеэкономических отношений: строительство, металлургия и автопромышленность. Безусловно, энергетика остается ключевым моментом во внешнеэкономическом сотрудничестве России и Турции, однако в настоящее время наметилась положительная тенденция в развитии взаимодействия между странами на региональном уровне, а также в сфере легкой промышленности. При этом основной проблемой экономического партнерства остается неразвитость взаимоотношений в области сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade and economic cooperation of Russia and Turkey

The article examines a specificity of modern trade and economic relations of the Russian Federation and Turkish Republic. The author in detail analyzes power and investment cooperation between two countries, and also are mentioned other areas of economic relations: construction, an agriculture, metallurgy and automobile production. Certainly, the power remains the key moment in the external economic cooperation of Russia and Turkey, however, the positive tendency now was outlined in interaction development between the countries at regional level, and also in light industry sphere. Thus the basic problem of economic partnership there is a backwardness of mutual relations in the field of agriculture.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономическое сотрудничество России и Турции»

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ

А.В. Сулейманов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского просп. Гагарина, 23, Нижний Новгород, Россия, 603950

В статье рассматривается специфика современных торгово-экономических связей Российской Федерации и Турецкой Республики. Автором подробно анализируется энергетическое и инвестиционное сотрудничество двух стран, а также затрагиваются и другие области внешнеэкономических отношений: строительство, металлургия и автопромышленность. Безусловно, энергетика остается ключевым моментом во внешнеэкономическом сотрудничестве России и Турции, однако в настоящее время наметилась положительная тенденция в развитии взаимодействия между странами на региональном уровне, а также в сфере легкой промышленности. При этом основной проблемой экономического партнерства остается неразвитость взаимоотношений в области сельского хозяйства.

Ключевые слова: Россия, Турция, внешняя торговля, энергетика, инвестиционное сотрудничество.

В последние годы экономическое сотрудничество России и Турции активно развивается, играя значимую роль в общей структуре двусторонних отношений. Российская Федерация вот уже долгое время продолжает занимать одно из лидирующих мест во внешнеторговом обороте Анкары. Более того, в первое десятилетие XXI в. можно было наблюдать его динамичный рост (рис. 1). В связи с этим хотелось бы не только определить и проанализировать приоритетные сферы внешнеэкономического сотрудничества двух стран, но и выявить ряд направлений, не реализующихся сегодня в полном объеме.

Млн долл

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Годы

Рис. 1. Объем торговли России и Турции 2000—2012 гг. Источник: [1].

Данная проблематика частично находила отражения в работах как отечественных (Н.Ю. Ульченко, И.И. Стародубцева, Е.Е. Кирсанова), так и зарубежных (Ф. Озбая, Х.Ф. Бингола, Дж. Гюркана) авторов. В большей степени были исследованы сферы энергетического партнерства двух стран, поскольку главными статьями товарооборота между ними (около 70%) на протяжении последних лет выступали товары топливно-энергетического комплекса.

Действительно, Турция сегодня находится на третьем месте по объемам закупок российских углеводородов (после ФРГ и Италии). Вторыми по значимости идут поставки металлоизделий (около 21,5%), третьими — продукты химической отрасли (2,8%). Турецкий импорт в 2012 г. был представлен преимущественно текстилем (18,1%), продовольственными товарами (15,7%), машинами, оборудованием и транспортными средствами (13,8%), одеждой (5,8%), электронной аппаратурой (5,7%), промышленным оборудованием (4,7%), металлопрокатом (2,9%), а также некоторыми другими товарами.

Однако в прошедшем году положительное сальдо официальной торговли сохранялось в пользу России (около 14,5 млрд долл.) и компенсировалось в значительной степени прибылью от «челночного» бизнеса (около 3 млрд долл.), реализацией турецкими фирмами подрядных строительных работ, доходами от туризма (порядка 2,1 млрд долл.), авто- и грузоперевозками (до 350 млн долл.), а также денежными переводами турецких граждан, работающих в России [1. С. 23].

Инвестиционное сотрудничество

В российскую экономику в период с 2007—2012 гг. поступило достаточно большое количество турецких инвестиций — около 6,5 млрд долл. Эти средства были направлены на развитие различных отраслей экономики России: стекольной, электротехнической, пищевой, деревообрабатывающей, строительной, химической, туристической, банковской, а также в сферы услуг и торговли. Преимущественно это прямые инвестиции, и лишь некоторая часть — порядка 200 млн долл. — портфельные вложения в фондовый рынок России, на котором представлены пять турецких банков — Йапы Креди Москва, Гаранти Москва, Финансбанк Москва, Зираат банк, Денизбанк Москва [2].

Наиболее важной экономической сделкой стало приобретение в сентябре 2012 г. Сбербанком России 99,85% акций Денизбанка за 2,79 млрд евро. На момент сделки Денизбанк занимал шестое место среди частных банков Турции и девятое место среди всех банков страны по размеру активов. В конце этого же года Сбербанк России укрепил свои позиции, подписав соглашения о сотрудничестве с Банком экспортных кредитов Турции (Turk Eximbank) и с и Агентством содействия и поддержки инвестиций Турции (ISPAT). Подписание Меморандума о взаимопонимании с Turk Eximbank облегчит финансирование экспорта из Турции в Россию и другие страны, где есть филиалы Сбербанка России и Turk Exim-bank. Меморандум о взаимопонимании с ISPAT направлен на укрепление сотрудничества по развитию инвестиционных проектов в Турции и России, а также на взаимное улучшение инвестиционного климата двух стран.

В настоящее время крупнейшими инвестиционными проектами с российской стороны является приобретение российской компанией «Альфа Телеком» 13,2% акций сотового оператора «Тюрксел» на сумму 3,2 млрд долл., строительство первой АЭС «Аккую» в Турции в районе города Мерсин, а также выход компании «Яндекс» на турецкий рынок и запуск их поисковика для турецких пользователей [3].

В связи с началом строительство АЭС «Аккую» Россия стала для Турции самым крупным внешним инвестором. Общая сумма контракта, подписанного в 2010 г., составляет 20 млрд долл., а объем работ планируется завершить к 2019 г.

В последнее время проявляется интерес со стороны российских компаний к инвестированию и в другие отрасли турецкой экономики, в том числе в топливно-энергетическую, в черную металлургию и производство строительных материалов. Кроме того, в 2013 г. ОАО «НК Лукойл» намерен существенно расширить сеть своих заправочных станции в Турции, количество которых уже достигает порядка шестисот [4].

Сотрудничество в строительной сфере

Важным аспектом двусторонних экономических отношений является активная работа турецких строительных фирм в России. Сегодня их насчитывается свыше ста пятидесяти. География их деятельности весьма широка — Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край, а также Свердловская, Тюменская, Владимирская, Ростовская области. В общей сложности с конца 1980-х гг. по настоящее время ими было построено около 900 объектов и заключено контрактов на общую сумму около 36,6 млрд долл [5].

Наиболее значимые проекты, реализующиеся в настоящее время, — расширение сети супермаркетов «Рамстор» (уже построено свыше 60 объектов), а также строительство фирмой «Энка» двух офисных зданий наземной части «Ядра Сити». Наряду с этим компания «Зорлу» осуществляет работы по сооружению Тереш-ковской и Кожуховской ТЭС (170 МВт каждая) в г. Москве и две в Сургуте по 800 МВт. Совсем недавно был взят курс на реализацию проектов строительства двух заводов в Новосибирске и Краснодарском крае, которые будут специализироваться на производстве стеклотары (около 200 млн евро инвестиций). Имеются планы постройки металлургического завода в Ростовской области (130 млн долл.).

Без сомнения, турецкие строительные организации, работающие в России, внесли значимый вклад в развитие турецкой экономики. Расчеты показывали, что 70% всех инвестиций возвращаются назад в Турцию в виде оборудования и заработной платы рабочих. Кроме того, проблемной стороной данного вида сотрудничества является то обстоятельство, что присутствие турецких фирм на российском рынке подрядных услуг в очень незначительной мере уравновешивается привлечением российских фирм к исполнению проектов в Турции. Общий объем выполненных ими работ за прошедшие годы оценивается примерно в 400 млн долл. [6].

Сотрудничество в сфере энергетики

В последние годы одним из новых и важнейших направлений энергетического сотрудничества между странами стал нефтегазовый рынок Турции. Ряд российских компаний проявляет интерес к сооружению газопроводов, газораспределительных сетей, к изысканиям на нефть и газ и их добыче, в том числе путем долевого инвестирования средств. Так, в дополнение к компании «Стройтрансгаз», завершившей строительство газопровода Самсун — Анкара и работающей над получением новых заказов, интерес к турецкому рынку проявил целый ряд новых компаний, в том числе ОАО «Краснодаргазстрой», ЗАО «Нефтегазстрой», ООО «Ка-митек», ОАО «Воронежтрубпроводстрой» и ОАО «Рязаньнефтегазстрой». ЗАО «Нефтегазстрой» провело предварительные переговоры с руководством Турецкой нефтяной корпорации (ТПАО) по вопросам проведения изысканий и долевого участия в добыче нефти и газа в Турции и в третьих странах, в том числе на Черноморском шельфе. Ряд российских компаний подтвердили заинтересованность в участии в традиционных тендерах на проведение работ по газификации турецких городов и в работе по новой схеме, предусмотренной принятым в 2002—2003 гг. законодательным пакетом: участие в тендерах на право покупки лицензии на сооружение сетей за счет собственных средств и их последующую эксплуатацию [7].

На современном этапе самым важным направлением энергетического сотрудничества продолжают оставаться поставки природного газа в рамках проекта «Голубой поток». Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд м3 газа в год. Всего «Газпром» обязуется поставить 365 млрд м3 газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет. Однако, по существующим прогнозам, общее потребление импортируемого из России газа в этой стране будет в обозримом будущем возрастать и к 2015 г. может достичь объемов порядка 30— 40 млрд м3 в год, а общая потребность составит 50—60 млрд м3.

Если говорить об отношении Турции к проекту «Голубой поток-2», то оно достаточно сдержанно и двойственно. С одной стороны, страна заинтересована в стабильных крупных поставках природного газа, которые может обеспечить Россия, поэтому Анкара всегда на словах поддерживает проект. С другой стороны, есть давнее стремление к диверсификации поставщиков газа. Это стремление возникло еще с середины 1990-х гг., когда турецкое руководство осознало, что газовая зависимость от РФ постоянно растет [8. С. 99].

Всего можно условно выделить пять развивающихся и перспективных направлений современного энергетического сотрудничества между Россией и Турцией, а именно: 1) торговля энергоносителями (в том числе природным газом, нефтью, нефтепродуктами, каменным углем); 2) торговля электроэнергией; 3) выполнение подрядов на сооружение энергетических объектов (поставка оборудования и услуг); 4) взаимные инвестиции в энергетические сектора двух стран; 5) сотрудничество российских и турецких компаний в энергетических проектах в третьих странах [9].

Турция в настоящее время импортирует природный газ из пяти стран (РФ, Иран, Азербайджан, Алжир, Нигерия) по разным контрактам. Однако анализ ее

долгосрочных контрактов по закупке газа позволяет предположить, что Россия в среднесрочной перспективе останется несомненным лидером на турецком газовом рынке. Кроме того, с увеличением притока российского капитала на турецкие энергетические рынки, позиции России как главного поставщика энергоносителей в страну закрепятся и сохранятся [10. С. 20].

Сотрудничество в легкой промышленности

Перспективными направлениями двустороннего сотрудничества в области легкой промышленности является реализация инвестиционных проектов в части создания новых производств, реконструкции существующих предприятий, а также организации производства и внедрения новых технологий для выпуска тканей, трикотажных изделий, производства кожевенных товаров и новых видов обуви.

Примером успешной кооперации с турецкими текстильными компаниями является ЗАО Корпорация «Глория-Джинс» в Ростовской области. Это предприятие выпускает куртки, платья, брюки, сарафаны из джинсовых тканей турецких производителей. Стабильно работает совместное предприятие «Рокланд» в г. Серпухов Московской области (40% капитала которого принадлежит компании «Ай-масан», а 60% российским партнерам). Продукция этого предприятия реализуется под торговой маркой «Терволина». Успешно работает Новороссийское обувное предприятие «Брис-Босфор». Аналогичное сотрудничество налаживается в городах Тверь и Галич Костромской области на кожевенном заводе с участием турецкой компании «Саркем».

Как правило, экспорт турецких товаров в Россию производится по заниженной стоимости (без соответствующего таможенного оформления). Суть проблемы заключается в следующем: товары из Турции переправляются в Россию посредством карго-перевозок, т.е. крупнотоннажных контейнерных перевозок, для которых таможенное декларирование товаров осуществляется за 1 кг веса, а не по фактической номенклатуре изделий и их стоимости. Это ведет к росту нелегального экспорта на территорию России турецких товаров по заниженной стоимости и, соответственно, характеризующихся низким уровнем качества.

Сотрудничество в сфере металлургии

В марте 2008 г. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и турецкий холдинг «Атакаш» приступили к строительству уникального российско-турецкого металлургического комплекса в г. Искендеруне (стоимость данного проекта свыше 1,7 млрд долл.). О своих планах участвовать в тендерах по строительству ГЭС «Байрам» мощностью 69 МВт и ГЭС «Баглык» мощностью 58 МВт стоимостью каждой по 8,7 млн долл. заявило АО «ВО Техностройэкспорт». ОАО «Стройтрансгаз» подало заявку на участие в финансируемом Мировым банком тендере на инженерную проработку контракта и сооружение наземной и подземной части газохранилища «Туз Гёлю». Компания «Мечел» активно прорабатывает возможность приобретения активов в Турции в электроэнергетической и угольной отраслях, а ОАО «Новолипецкий меткомбинат» — проект строительства металлургического предприятия полного цикла в г. Зонгулдаке.

Автомобильная промышленность

В 2011 г. между странами были рассмотрены перспективы сотрудничества по учреждению совместных производств автокомпонентов и автомобильной техники в России и Турции (в частности, производство грузовиков «КАМАЗ» на турецкой территории) [6]. Другим важным проектом стало открытие в декабре 2012 г. в Турции производства автомобилей «Газель». Соответствующий договор был заключен между российской компанией «Группы Газ» и турецкой дистрибьюторской компанией Mersa Otomotiv. На начальном этапе сотрудничества запланировано выпускать 2,5 тыс. грузовых микроавтобусов, в дальнейшем до 3,7 тыс. единиц. Стоимость автомобилей ГАЗ турецкой сборки будет порядка 21,3 тыс. долл. Кроме того, до конца 2013 г. на территории Турции планируется также открыть 16 дилерских центров и 32 специализированных сервиса для автомобилей ГАЗ [11].

Организационные формы сотрудничества

Межправительственным органом, занимающимся вопросами развития и координации российско-турецкого торгово-экономического сотрудничества, является Смешанная межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), последнее заседание которой состоялось 3—4 марта 2011 г. в Казани. В рамках МПК действуют пять совместных рабочих групп (по энергетике, промышленности и технологиям, инвестициям и подрядным услугам, транспорту и транспортному строительству, стандартизации и метрологии). Кроме того, установлению и укреплению прямых деловых связей с регионами России содействует Российско-Турецкий Деловой совет, в котором участвуют 36 российских регионов и свыше 150 турецких компаний и фирм [12].

3 декабря 2012 г. в Стамбуле состоялось третье заседание Российско-Турецкого Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) с участием Президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Турецкой Республики Р. Эрдогана. Данный Совет является руководящим органом, разрабатывающим стратегию и основные направления развития отношений между Россией и Турцией и координирующим реализацию важных проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. В заседаниях ССВУ принимают участие члены правительств Российской Федерации и Турецкой Республики.

В ходе упомянутого мероприятия от имени Правительства РФ заместителем министра экономического развития РФ А.Е. Лихачевым и министром экономики Турецкой Республики З. Чаглаяном была подписана Среднесрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2012— 2015 гг. [13].

Таким образом, в настоящее время сформировалась необходимая договорно-правовая база для дальнейшего развития торгово-экономических отношений России и Турции. Весьма активно стало развиваться инвестиционное и энергетическое сотрудничество. Главы государств неоднократно заявляли о необходимости увеличения товарооборота до 100 млрд долл. Однако существует ряд на-

правлений, не реализующихся сегодня в полном объеме, например сельскохозяйственная отрасль, а также малозначительный характер коммерческих связей регионов России и Турции. Кроме того, имеются и окончательно не решенные проблемы — проблема судоходства в Черноморских проливах, проблема «челночной» торговли и др.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Rusya Federasyonu. Ülke Bülteni // Di§ ekonomik ili§kiler kurulu. — istanbul, 2012. — S. 23.

[2] Сотниченко, А. Россия и Турция: от соперничества к сотрудничеству. Перспективы развития российско-турецких отношений. — URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/ turkology/1 /plenary_sotnichenko.htm

[3] Gürkan, C. Türk-Rus ekonomik ili§kileri: mevcut durum, sorunlar ve perspektifler. — URL: http://www.stradigma.com/turkce/agustos2003/makale_01.html

[4] Rusya ve Türkiye: 2012'nin ekonomik ba§arilari. — URL: http://turkish.ruvx.ru/2012_ 11_29/Tukiye-Rusya-ticari-iliskisinde-kriz-yok/

[5] Начался визит Владимира Путина в Турцию. 03.12.2012. — URL: http://www.turkishnews.ru/ rossiisko-tureckie-otnosheniya/news/nachalsya-vizit-vladimira-putina-v-turciyu

[6] Торгово-экономические связи между Россией и Турцией / Официальный сайт МИД России. — URL: http://www.mid.ru

[7] Кирсанов Е.Е. К вопросу российско-турецкого стратегического партнерства. — URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/23-02-10a.htm

[8] Калугин П.Е. Современное состояние и возможные пути развития российско-турецкого сотрудничества в сфере энергетики // Известия ИГЭА. — 2008. — № 6. — С. 99.

[9] Стародубцев И.И. Российско-турецкие многоплановые отношения в области энергетики: перерастет ли сотрудничество в стратегическое партнерство? — URL: http://www.iimes.ru/ rus/stat/2009/26-08-09c.htm

[10] БинголХ.Ф. Взаимодействие Турции и России в сфере энергетической политики: опыт, перспективы, влияние на региональную политическую стабильность: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. — 2010.

[11] Группа ГАЗ и Mersa Otomotiv открыли в Турции производство ГАЗелей. — URL: http://www.kommersant.ru/doc-rm/2083002

[12] Türkiye-Rusya Federasyonu Ekonomik ve Ticari ili§kileri. — URL: http://www.mfa.gov.tr/ turkiye-rusya-federasyonu-ekonomik-iliskileri.tr.mfa

[13] О третьем заседании Российско-Турецкого Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ). 11.12.2012. — URL: http://www.ved.gov.ru/news/6469.html

LITERATURA

[1] Rusya Federasyonu. Ülke Bülteni // Di§ ekonomik ili§kiler kurulu. istanbul. 2012. — S. 23.

[2] Sotnichenko A. Rossiya i Turtsiya: ot sopernichestva k sotrudnichestvu. Perspektivih razvi-tiya rossiysko-turetskikh otnosheniy. — URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/ turkology/1/plenary_sotnichenko.htm

[3] Gürkan, C. Türk-Rus ekonomik ili§kileri: mevcut durum, sorunlar ve perspektifler. — URL: http://www.stradigma.com/turkce/agustos2003/makale_01.html

[4] Rusya ve Türkiye: 2012'nin ekonomik ba§arilari. — URL: http://turkish.ruvr.ru/2012_ 11_29/Tukiye-Rusya-ticari-iliskisinde-kriz-yok/

[5] Nachalsya vizit Vladimira Putina v Turtsiyu. 03.12.2012. — URL: http://www.turkishnews.ru/ rossiisko-turetskie-otnosheniya/news/nachalsya-vizit-vladimira-putina-v-turtsiyu

[6] Torgovo-ehkonomicheskie svyazi mezhdu Rossiey i Turtsyey / Ofitsialniy sayt MID Rossii. — URL: http://www.mid.ru

[7] Kirsanov E.E. K voprosu rossiysko-turetskogo strategicheskogo partnerstva. — URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/23-02-10a.htm

[8] Kalugin, P.E. Sovremennoe sostoyanie i vozmozhnie puti razvitiya rossiysko-turetskogo so-trudnichestva v sfere energetiki // Izvestiya IGEA. — 2008. — № 6. — S. 99.

[9] Starodubcev I.I. Rossiysko-turetskie mnogoplanovye otnosheniya v oblasti ehnergetiki: pere-rastet li sotrudnichestvo v strategicheskoe partnerstvo? — URL: http://www.iimes.ru/rus/ stat/2009/26-08-09c.htm

[10] Bingol, Kh.F. Vzaimodeystvie Turtsii i Rossii v sfere energeticheskoy politiki: opyt, pers-pektivy, vliyanie na regionalnuyu politicheskuyu stabilnost: Avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. — 2010.

[11] Grappa GAZ i Mersa Otomotiv otkryli v Turtsii proizvodstvo GAZeley. — URL: http://www.kommersant.ru/doc-rm/2083002

[12] Turkiye-Rusya Federasyonu Ekonomik ve Ticari ili§kileri. — URL: http://www.mfa.gov.tr/ turkiye-rusya-federasyonu-ekonomik-iliskileri.tr.mfa

[13] O tretjem zasedanii Rossiyjsko-Turetskogo Soveta sotrudnichestva visshego urovnya (SSVU). 11.12.2012. — URL: http://www.ved.gov.ru/news/6469.html

TRADE AND ECONOMIC COOPERATION OF RUSSIA AND TURKEY

A.V. Suleymanov

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Gagarin's avenue, 23, Nizhni Novgorod, Russia, 603950

The article examines a specificity of modern trade and economic relations of the Russian Federation and Turkish Republic. The author in detail analyzes power and investment cooperation between two countries, and also are mentioned other areas of economic relations: construction, an agriculture, metallurgy and automobile production.

Certainly, the power remains the key moment in the external economic cooperation of Russia and Turkey, however, the positive tendency now was outlined in interaction development between the countries at regional level, and also in light industry sphere. Thus the basic problem of economic partnership there is a backwardness of mutual relations in the field of agriculture.

Key words: Turkey, Russia, foreign trade, energetics, investment cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.