Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛИЗМ В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

НАЦИОНАЛИЗМ В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / КОРЕЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / КНДР / КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСТОРИЯ / ПАТРИОТИЗМ / КОРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паскидова К.А.

В статье рассматривается такое понятие как «национализм» объясняется, что он может иметь и имеет фундаментальное значение для государства. Эти знания являются необходимыми для поддержания дружеских отношений с КНДР и Республикой Корея и для успешных переговоров. Таким образом, цель работы - проанализировать формирование и развитие национализма и становление его как идеологии. Данное явление исследуется с исторической точки зрения путём сравнения периодов в промежутке с конца XIX - начала XX вв. и до сегодняшних дней и их анализа. В статье говорится о геополитических изменениях на полуострове и о том, что они являлись катализатором формирования идеологии национализма, которая сейчас активно используется обеими странами в качестве политического инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONALISM IN KOREAN SOCIETY

The article discusses such a concept as “nationalism”, explains that it can have, and has a fundamental importance for the state. This knowledge is necessary for maintaining friendly relations with the DPRK and the Republic of Korea and for successful negotiations. The purpose of the work is to analyze the formation and development of nationalism and its formation as an ideology. This phenomenon is studied with a historical point of view by comparing periods from the end of the 19th to beginning of the 20th centuries up to the present day and analyzing it. The article reflects geopolitical changes on the peninsula and the way they were a catalyst for the formation of the ideology of nationalism, which is now actively used by both countries as a political tool.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛИЗМ В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Паскидова К.А. студент

Научный руководитель: Сиренко О.А.

старший преподаватель Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

НАЦИОНАЛИЗМ В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается такое понятие как «национализм» объясняется, что он может иметь и имеет фундаментальное значение для государства. Эти знания являются необходимыми для поддержания дружеских отношений с КНДР и Республикой Корея и для успешных переговоров. Таким образом, цель работы - проанализировать формирование и развитие национализма и становление его как идеологии. Данное явление исследуется с исторической точки зрения путём сравнения периодов в промежутке с конца XIX - начала XX вв. и до сегодняшних дней и их анализа. В статье говорится о геополитических изменениях на полуострове и о том, что они являлись катализатором формирования идеологии национализма, которая сейчас активно используется обеими странами в качестве политического инструмента.

Ключевые слова: национализм, Корея, Республика Корея, КНДР, Корейская Народная Демократическая Республика, история, патриотизм, корейская культура.

Paskidova K.A. student

Scientific supervisor: Sirenko O.A.

senior teacher Far Eastern Federal University (FEFU)

NATIONALISM IN KOREAN SOCIETY

Abstract. The article discusses such a concept as "nationalism ", explains that it can have, and has a fundamental importance for the state. This knowledge is necessary for maintaining friendly relations with the DPRK and the Republic of Korea and for successful negotiations. The purpose of the work is to analyze the formation and development of nationalism and its formation as an ideology. This phenomenon is studied with a historical point of view by comparing periods from the end of the 19th to beginning of the 20th centuries up to the present day and analyzing it. The article reflects geopolitical changes on the peninsula and the way they were a catalyst for the formation of the ideology of nationalism, which is now actively used by both countries as a political tool.

Keywords: nationalism, Korea, South Korea, DPRK, Democratic People's Republic of Korea, history, patriotism, Korean culture.

В данной статье будет исследоваться национализм на Корейском полуострове. Под целью работы мы понимаем анализ процесса формирования этого явления и факта его присутствия на полуострове в данный момент. С помощью таких методов исследования как анализ и сравнение мы определим термин «национализма», а также объясним в чём и как он проявляется.

Что вкладывается в данный термин? Национализм в наши дни имеет несколько неположительные коннотации. Однако само слово не несёт в себе отрицательного оттенка. Под «национализмом» понимается любовь к своей нации, но со временем, по мере своего распространения по миру, сам термин приобрел отрицательный оттенок. Если говорить простыми словами, национализм - это ощущение принадлежности к определённой группе людей, объединенных общей историей, языком, культурой, а иногда религией12.

В реалиях Америки - это явление, благодаря которому было построено государство, каким мы видим его сейчас. В Европе и России государство играет большую роль в процессе объединения людей. Особенно трудно описать национализм в России, учитывая многонациональность страны. Возможно поэтому термин здесь имеет несколько отрицательные ассоциации, чаще всего имея в виду крайний национализм и ксенофобию, а не любовь к своему народу и уважение к нему. В отдельных случаях он вообще приравнивается к «нацизму» или ассоциируется с данным термином. Всё это не позволяет нам объективно оценить и по-настоящему понять смысл «национализма».

Но что представляет собой национализм в Азии? Так как центром азиатского мира многие столетия был Китай, логично было бы понять, как в стране относятся к данному явлению. Ввиду относительно большой территории, страна имеет множество диалектов и даже других языков, что разделяет Китай на несколько частей. И всё же, благодаря политике правительства, общей идеологии, она объединяется государственным национализмом, то есть её граждане ощущают себя гражданами одного общего государства; а из-за наличия богатой и древней культуры, имеющей общее мифологическое начало, Китаю также присущ и

13

культурный национализм13.

12 Национализм // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB "/(^"/(^"/(^"/(^"/(СОГоВС (дата обращения: 08.01.2023)

13 Ковалёва А. П. Политика национализма как сдерживающий фактор глобализации. Опыт современного Китая [Электронный ресурс] // Электронный журнал научных публикаций молодых студентов и учёных «Экономика, государство, общество». - 2018. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/international/01072910_0.html (дата обращения: 09.01.2023)

Обратимся к основной теме данной статьи, а именно к ситуации на Корейском полуострове. Принято считать, что корейский национализм начал зарождаться в ответ на агрессию со стороны Японии и Запада в конце XIX и начале XX века. Такой национализм называется «освободительным»14. В XIX веке корейцы начали организовывать общества, целью которых было совершенствование корейского народа и государства. «Общество Независимости» Тоннип Хёпхве кит.

^¿ШШ), созданное Со Джэпхилем, рассматривало важность образования для населения, модернизации промышленности и развития страны. Примерно такие же цели ставило просветительское движение, Кэмонъ ундонъ тт^; кит. ^ШШШ), хотя большую роль оно всё же

возлагало на просвещение масс, повышение уровня образования, воспитания патриотических настроений. Религиозное течение Чхондогё кит. ^ШШ) («религия небесного пути») стало настоящим открытием для корейцев, ведь оно объединяло конфуцианство, буддизм и исконные верования. Кроме того, оно было придумано именно в Корее, что сделало его национальным течением. Многие националисты в это время как раз «исповедовали» Чхондогё и использовали его постулаты для распространения своих идей.

В 1910 году, когда официально началось правление Японской короны на Корейском полуострове, в массах стал зарождаться национализм. Корейцы, не согласившиеся подчиняться Японии, бежали на юг Приморского края и в Маньчжурию, организовывали там партизанские отряды, которых поддерживали Российская империя, а позже ВПК (Временное правительство Кореи) и китайское националистическое правительство15. Так образовалась «Армия справедливости» (°1ё; ыйбён; кит. Ш^). Она пыталась своими силами бороться с японцами, агитируя местное население и совершая «набеги».

Национально-освободительное движение начало формироваться и на Корейском полуострове. Одно из его течений было культурно -просветительским, его последователи считали, что неразвитость Кореи как страны и государства и привела к её аннексии, а потому следует устранять безграмотность низших слоёв населения, распространять журналы, газеты; основывать патриотические общества, пропагандировать их в массах. Особенно ратовали за повсеместность корейского языка, что в первые

14 Акуленко В. С. Сравнительная характеристика русского и корейского национализма [Электронный ресурс]// Известия Восточного института. - 2016. - С. 13 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/sravnitelnaya-harakteristika-russkogo-i-koreyskogo-natsionalizma/viewer (дата обращения: 08.01.2023)

15 Толстокулаков И.А. Общество и модернизационные тенденции в Корее в колониальный период [Электронный ресурс]// Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. - 2012. - С. 3 -Режим доступа: https://cyberlemnka.ш/artide/n^bschestvo-i-modermzatsюnnye-tendentsii-v-koree-v-kolonialnyy-period/viewer (дата обращения: 26.03.2023)

годы оккупации было не только трудно, но и опасно. Те, кто успел покинуть свою страну, но хотел ей помочь, образовывали марксистские кружки и молодёжные организации, пытались найти сторонников в борьбе против колонизаторов.

Однако не все корейцы были агрессивно настроены против японцев. Многие считали, что Япония - прогрессивное государство, благодаря которому Корея стала бы передовой страной, взяв от «оккупантов» идеи, знания, финансирование. Кроме того, японцы переманивали на свою сторону крупных феодалов, буржуазию, аристократов, предлагая им должности, материальную помощь, землю. Всё это делалось для выгодного товарооборота, льгот, поддержки данных слоёв населения насаждённой политики. Так сформировалась компрадорская буржуазия.

В начале XX в. революции стали примерами для угнетённых наций, «сигналом» к борьбе и сопротивлению. В 1914 году Владимир Ленин выпустил статью «О праве наций на самоопределение», получившую огромный успех и резонанс в современном обществе16. Также в 1918 году были провозглашены «14 пунктов» Вудро Вильсона, в которых было обнародовано право слабых на самоопределение. Корея, которая уже была открыта миру и могла получать новости «извне», не могла просто проигнорировать данные документы.

Так был запущен процесс ярого сопротивления оккупации. Группа молодых студентов, учащихся в Токио, написала декларацию «О свободе корейского народа» и планировали донести её до императора Японии. Однако в виду её [декларации] жёстких формулировок и крайней демократичности, в Корее она была адаптирована и переделана Чхве Намсоном. 21 января 1919 года умер первый император Кореи Коджон. В народе ходили слухи, что его могли отравить. Это ещё больше подожгло волнения масс. Кроме того, Коджон был символом Корейской империи (С^Щ ^ Тэхан чегук) и самостоятельности нации. Похороны короля стали поводом к первому крупному выступлению корейцев. 27 февраля 1919 года 33 представителя нации собрались в доме лидера движения Чхве Рина, где зачитали подкорректированную ими декларацию. Затем они, подписав документ, отправили копию генерал-губернатору (Хасэгаве Ёсимити на тот момент) и позвонили в полицию, как бы предотвращая собственное участие в выступлениях народных масс, которые могли привести к давкам, хаосу и смертям. Представителей арестовали, но остановить волнения не удалось.

1 марта 1919 года - этот день вошёл в историю, как день «Первомартовского движения» (ПШ^^; кит. Н—Я®), когда по всей стране стихийно вспыхивали недовольства, нередко переходящие в

16 Ленин В.И. О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ // Библиотека газеты "Революция" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.revolucia.ru/pravonac.htm (дата обращения: 26.03.2023)

вооруженные столкновения. Волнения не прекращались до августа того же года. За всё время были арестованы десятки тысяч человек, проведено около десяти тысяч демонстраций, убито около семи тысяч корейцев. Для успокоения народа Японии пришлось прислать часть армии, потому как полиция и жандармерия не справлялись самостоятельно. Это движение стало одним из важнейших проявлений корейского национализма. Впоследствии, оно разделился на правое и левое крыло. Правые призывали к мирному решению вопроса, занимались распространением литературы и патриотических идей. Левые были более радикальными и ратовали за

17

вооруженные столкновения17.

После подавления «Первомартовского движения» его лидеры и активисты бежали в Китай, где при помощи китайского националистического правительства в апреле 1919 года образовали Временное правительство Кореи (ВПК) в Шанхае. Стихийно такие «временные» политические образования появились и в Сеуле, и во Владивостоке, но потом они прекратили своё существование в виду возвышения Шанхайского правительства. У них был собственный глава (президент), премьер-министр, конституция. Именно в конституции ВПК впервые прозвучало название Кореи как «Республика Корея» (С^^^; Тэхан мингук; кит. ^^^Ш). Ли Ван Бом пишет, что первым, кто предложил это название, был Син Согу. И, несмотря на разногласия с некоторыми членами ВПК, именно данное название и станет носить впоследствии государство, образованное 15 августа 1948 года18. Лидером ВПК был выбран Ли Сынман, он и стал президентом правительства в изгнании. У ВПК было всё, что нужно иметь правительству: лидер, аппарат управления, конституция, даже армия и дружественные отношения с другими странами. Не было только страны.

Чуть позже, в 20-х годах XX века, на Корейском полуострове начинает распространяться такое явление как национал-реформизм или культурный национализм. Его представителями были такие личности как Ли Гвансу, Ким Сонсу, Сон Чжину и др. По мнению последователей национал-реформизма, Корея ещё не была готова к самостоятельности ни экономически, ни культурно. Корейцы должны «освободиться от своих отрицательных черт характера», чтобы затем преобразиться в

17 Акуленко В. С. Сравнительная характеристика русского и корейского национализма [Электронный ресурс]// Известия Восточного института. - 2016. - С. 3-6 - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-russkogo-i-koreyskogo-natsionalizma/viewer (дата обращения: 08.01.2023)

18 Носкова Н.Г. Этническое самосознание корейцев историко-мифологический аспект (конец XIX -начало XXI вв.) [Электронный ресурс] : дис. канд. истор. наук: 07.00.07. - Томск, 2016. - С.75 - Режим доступа: http://ams.tsu.ru/TSU/QualificationDep/co-searchers.nsf/EE93B2983EECB8444725807C00141223/$file/%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B E%D0%B2%D0%B0_%D0%9D.%D0%93._%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%8 2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 26.03.2023)

самостоятельную независимую нацию. Такие речи сильно подрывали деятельность освободительного движения, потому как ломали сознание простых людей, которые не понимали, против кого им бороться и стоит ли бороться вообще.

Одной из важнейших черт корейского национализма в ту пору также является обращение к истокам зарождения нации. В 1910 году один из активистов национально-освободительного движения На Чхоль сформулировал основы религиозного течения Тангунгё (позже Тэджогё), которое почитает имя Тангуна - прародителей корейцев (а также Хванина и Хвануна как прародителей Тангуна) и смысл которого в восхвалении своего прошлого (пусть и легендарного) и возрождении искреннего патриотизма у корейцев. Данное течение играет роль символа национализма для корейцев, что было так важно в годы начала японской оккупации и в годы дальнейшего сопротивления ей. Таким образом, корейский национализм имеет также черты этнического национализма, который даже в современном мире является основой национализма не только в Республике Корея, но и в КНДР. Это проявляется, в первую очередь, в существовании Тэджонгё как религии, а также в национальном государственном празднике в Республики Корея: Кэчхонджоль День основания страны). В КНДР роль Тангуна также невероятна велика. В 1993 году у подножия горы Тэбаксан было найдено древнее

захоронение Тангуна. Анализ в лаборатории позволил определить возраст находки: 5011 лет (на 1993 год), что сделало Тангуна не только реальной исторической личностью в глазах северокорейской общественности и науки, но и символом их [корейской] древней нации и

19

государственности19.

Ввиду японской политики в отношении Кореи, страна также переняла концепции «паназиатизма» и этнической гомогенности корейцев20. Сейчас эти идеи также существуют в корейском обществе, что является некой проблемой для южнокорейского общества ввиду демографических проблем и однородности корейского общества. Иностранцев, проживающих на территории Южной Кореи, сами корейцы не относят к их нации, навсегда закрепляя клеймо «чужака». И даже дети от союзов иностранки/иностранца и корейца/кореянки до недавнего времени не могли считаться полноправными членами корейского общества.

После Второй мировой войны один из активистов в составе ВПК, Ё Унхён 16 августа 1945 года создал Подготовительный комитет по

19 Гробница Тангуна // TOP 7 - URL: http://top7.ru/attractions/40/ (дата обращения: 26.03.2023)

20 Акуленко В. С. Сравнительная характеристика русского и корейского национализма [Электронный ресурс]// Известия Восточного института. - 2016. - С. 7-10 - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-russkogo-i-koreyskogo-natsionalizma/viewer (дата обращения: 08.01.2023)

возрождению Корейского государства. Участники комитета решили, что государство, которое будет создано на южной части Корейского полуострова, должно быть и будет демократическим. Ему дали название «Корейская Народная Республика» Чосон Инмин

Конхвагук; кит. ^ШЛйЛ^ПЦ)21. Кроме этого существовало Временное правительство, то самое, которое базировалось в Шанхае всё это время, теперь во главе с Ким Гу, вернулось в Корею и было готово принять на себя ответственность за страну. Но после высадки на Корейский полуостров американских войск 8 сентября, Подготовительный комитет распался ввиду разногласий. Мировое сообщество постоянно созывало комитеты и совместные комиссии по надзору, чтобы решить, как будут избираться органы власти, и кто станет во главе государства. В декабре проходило Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Англии, по результатам которого решили создать ВКДП -Временное корейское демократическое правительство, - что будет помогать корейскому народу восстанавливать свою независимость, а также оказывать помощь в экономической и социальной сфере. По резолюции Ген. Ассамблеи ООН, на территории полуострова должна действовать временная комиссия, которая учредит выборы в Национальную Ассамблею Кореи, которая, в свою очередь, должна будет утвердить единое национальное правительство. «Единым» сделать правительство не получилось, ввиду отсутствия единой страны. На севере уже прошла аграрная реформа, был свой сформированный аппарат власти, были учреждены валюта и армия. Кроме того, в апреле был составлен и отправлен в Москву на «согласование» проект конституции, который, после небольших доработок, был одобрен. Север полуострова явно не собирался выполнять требования мирового сообщества, да и южная его часть не торопилась объединяться с коммунистами, потому как тогда у власти остались только антикоммунисты.

Несмотря на протесты северной и южной части полуострова, митинги и открытое сопротивление постоянному вмешательству, «большие» страны всё равно смогли насадить свои порядки, ввиду чего южнее 38 параллели 15 августа 1948 года было образовано государство Республика Корея, президентом которой стал Ли Сынман. Севернее «условной» границы двух государств 9 сентября 1948 года была основана Корейская Народно-демократическая Республика

Чосон Минджуджуи Инмин Конхвагук; кит. ), с лидером в лице Ким Ир Сена.

21 Ё Унхён // Википедия - URL:

https://m.wikipedia.org/wiki/%D0%81_%D0%A3%D0%BD_%D0%A5%D 1%91%D0%BD (дата обращения: 26.03.2023)

В начале каждое государство делало первые шаги под влиянием той страны, под «опекой» которой они были. Однако, это не уменьшило желание корейцев развивать свои законы, присущие только их государству. Исконные верования также делали страны уникальными. Но в сравнении друг с другом, они всё ещё были родственными, ведь, как мы уже сказали выше, имели общую основу мифов, общую тысячелетнюю историю, общую культуру и общие испытания, через которые им довелось пройти.

После Корейской войны 1950-1953 гг., отношение к самосознанию изменилось. Каждое государство начало проводить ту национальную политику, которая помогла бы людям преисполниться патриотизмом и объединиться для построения «великой страны». Так в КНДР национализм и коммунизм смешались в идеологию «Чучхе» кит. ^Е^а'®4^^),

провозглашённую Ким Ир Сеном в 1930-х. Она выдвигала идею о том, что человек - хозяин для себя и всего окружающего, а также предполагала обращение к корейской истории и традициям. Эта идеология в основном противопоставляется советским и китайским коммунистическим системам, для того чтобы показать свою самостоятельность и независимость, а также самобытность. Программа «Чучхе» закреплена в конституции страны и используется как движущая сила нации до сих пор. Северные корейцы идентифицируют себя как единое целое, как некую машину, которая работает для процветания государства.

В Республике Корея национализм также никуда не исчез. И по сей день это явление играет важную роль в жизни общества, ещё в 60-х годах для восстановления страны и проведения политики пятилеток президент Пак Чонхи использовал национализм как движущую силу для мотивации народа. В моменты наивысшего подъёма, корейцы работали на износ, перевыполняя планы, что сделало Корею одной из самых развитых стран на сегодняшний день22. В 1998 году по причине задолженности Республики Корея перед Международным валютным фондом (МВФ) создалось движение, когда люди сами относили своё золото и жертвовали деньги23. В настоящее время большую известность получили исторические дорамы, в которых рассказывается об истории корейского государства, его самобытности и исключительности корейского народа. Таким образом, национализм проявляется в ежедневной рутине корейцев, заставляя их проникаться этой идеей ещё сильнее.

В завершении данной статьи можно сделать ряд выводов. Благодаря сравнению исторических периодов мы исследовали процесс формирования и развития национализма на Корейском полуострове. Ещё в конце XIX в.

22 Ермолаева Е.М. Роль идеологии в политических режимах Ли Сынмана и Пак Чонхи (Республика Корея в 1948-1979 гг.) // Россия и АТР. - 2009. - С. 3-8

23 Как золото спасло Южную Корею // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zoloto-md.ru/info/analytics5462-kak-zoloto-spaslo-yuzhnuyu-koreyu-frenk-xolms (дата обращения: 08.01.2023)

корейцы, озабоченные судьбой народа и государственности, начали создавать разные политические и гражданские движения, которые в основном боролись за ликвидацию безграмотности, принятие экономических реформ и открытия страны. Настоящим подъёмом национализма считается «Первомартовское движение» (реш§; сам иль ундон), которое спровоцировало волнения и выступления по всей стране. Весь период японского правления на полуострове корейцы боролись разными способами: культурно-освободительное движение озаботилось пропагандой населения, появились марксистские кружки и коммунистические, и молодёжные организации, которые давали надежду на скорое изменение ситуации и возможность выбора власти. Кроме того, был доказан факт существования идеологии национализма. Сейчас оба государства активно используют её в качестве инструмента в политике, экономике и культуре. В КНДР наиболее сильное влияние имеет государственный национализм, хотя также присутствуют элементы этнонационализма. А в Республике Корея более распространён именно культурный национализм, ввиду заинтересованности людей в своих личных перспективах больше, чем в успехах государства в целом. Однако государственный национализм всё же присутствует, в особенности в моменты недовольств или происшествий, а также выборов либо в каких-то культовых государственных событиях (пример: олимпиада, международные соревнования и т.д.). Результаты проведённого исследования можно использовать в политике, ввиду осознанности приоритетов КНДР и Республики Корея, а также их заинтересованности в вопросе собственной безопасности и сохранения суверенитета.

Использованные источники:

1. Акуленко В. С. Сравнительная характеристика русского и корейского национализма [Электронный ресурс]// Известия Восточного института. -2016. - 15 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-russkogo-i-koreyskogo-natsionalizma/viewer (дата обращения: 08.01.2023)

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.

3. Гробница Тангуна // TOP 7 - URL: http://top7.ru/attractions/40/ (дата обращения: 26.03.2023)

4. Ермолаева Е.М. Истоки южнокорейского национализма. Власть и идеология в Республике Корея // Известия Восточного института. - 2016. -12 с.

5. Ермолаева Е.М. Роль идеологии в политических режимах Ли Сынмана и Пак Чонхи (Республика Корея в 1948-1979 гг.) // Россия и АТР. - 2009. - 8 с.

6. Ё Унхён // Википедия - URL: https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81 _%D0%A3 %D0%BD_%D0%A5%D1 % 91%D0%BD (дата обращения: 26.03.2023)

7. Как золото спасло Южную Корею // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zoloto-md.ru/info/analytics5462-kak-zoloto-spaslo-yuzhnuyu-koreyu-frenk-xolms (дата обращения: 08.01.2023)

8. Ковалёва А. П. Политика национализма как сдерживающий фактор глобализации. Опыт современного Китая [Электронный ресурс] // Электронный журнал научных публикаций молодых студентов и учёных «Экономика, государство, общество». - 2018. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/international/01072910_0.html (дата обращения: 09.01.2023)

9. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 680 с.

10. Ланьков А. Почему корейцы говорят об объединении, но не хотят его [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://carnegiemoscow.org/commentary/61799. (дата обращения: 08.01.2023)

11. Ленин В.И. О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ // Библиотека газеты "Революция" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.revolucia.ru/pravonac.htm (дата обращения: 26.03.2023)

12. Национализм // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE %D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 08.01.2023)

13. Носкова Н.Г. Этническое самосознание корейцев историко-мифологический аспект (конец XIX - начало XXI вв.) [Электронный ресурс]: дис. канд. истор. наук: 07.00.07. - Томск, 2016. - 153 с. - Режим доступа: http://ams.tsu.ru/TSU/QualificationDep/co -searchers.nsf/EE93B2983EECB8444725807C00141223/$file/%D0%9D%D0% BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9D.%D0%93._% D0%94%D0%B8%D 1%81 %D1 %81 %D0%B5%D 1%80%D1 %82%D0%B0%D 1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 26.03.2023)

14. Пугачёва О.С. Межкорейские отношения: факторы и перспективы развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2021. - 18 с.

15. Толстокулаков И.А. Общество и модернизационные тенденции в Корее в колониальный период [Электронный ресурс]// Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. - 2012. - 11 с. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7obschestvo-i-modernizatsionnye-tendentsii-v-koree-v-kolonialnyy-period/viewer (дата обращения: 26.03.2023)

16. Шабшина Ф.И. Очерк новейшей истории Кореи (1918-1945 гг.). М.: Изд-во вост. лит., 1959. - 276 с.

Мировая наука" №4(73) 2023

science-j.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.