АКУЛЕНКО Вадим Сергеевич,
Старший преподаватель кафедры корееведения; научный сотрудник Центра корееведческих исследований Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
УДК 94
Сравнительная характеристика русского и корейского национализма
национализм, русский национализм, корейский национализм, Россия, Республика Корея, КНДР, славянофильство, западничество, панславизм, паназиатизм, правый корейский национализм, левый корейский национализм
Русский и корейский национализм прошли долгий и сложный путь становления и развития, наложивший неизгладимый отпечаток на их нынешнее состояние. Имея ряд принципиальных отличий, они в то же время обладают схожими чертами, присущими любой националистической идеологии. В данной работе будет предпринята попытка дать сравнительную характеристику русскому и корейскому национализму. В связи с чем будет проанализирована проблема становления и развития национализма в России и Корее, дана краткая характеристика русскому и корейском национализму и выделены их общие черты и отличия.
1. Введение
Несмотря на то что национализм является одним из ярких феноменов современного общества, в российском многонациональном государстве отношение к нему традиционно складывалось осторожное. При этом такое восприятие национализма сложилось исторически и связано в том числе с результатами работы советской пропагандистской машины. В Российской империи и Советском Союзе власти с осторожностью использовали его как инструмент внутренней политики, прибегая к нему только в кризисные для государства годы. В Российской Федерации власть также старается дистанцироваться от русского национализма, хотя в последнее время отношение к нему, похоже, начинает меняться.
С другой стороны, корейский народ, разделённый Холодной войной по 38-й параллели и проживающий во многих странах мира, относится к национализму как к средству объединения всех соотечественников. Поэтому Республика Корея и КНДР широко используют националистическую идеологию при проведении внешней и внутренней политики. В Республике Корея националистическая пропаганда не табуирована и активно потребляется обывателями. Широко известно, что многие учёные, политики и общественные деятели, стоявшие у истоков южнокорейской государственности, были
Статья выполнена в рамках проекта с Академией корейских исследований #AKS-2015-OLU-2250003 «Поддержка корееведения в ведущих вузах»
националистами. В КНДР националистическая идеология смешалась с коммунистической в причудливый коктейль в виде чучхеизма. Крушение социалистического лагеря, с одной стороны, и усиление режима личной власти - с другой, вынудили руководство КНДР пересмотреть идеологические установки партии. То, с каким размахам сейчас в КНДР происходит откровенная фальсификация истории в угоду построения теории гомогенной нации, ещё раз подтверждает важность национализма как орудия внутренней и внешней политики в Северной Корее.
В современной науке под национализмом понимается политическая идеология, в центре которой находится нация, выступающая источником суверенитета, объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти [6, с. 39]. Большинство теоретиков национализма считает это явление относительно новым, появившимся примерно в XVIII в. и связанным с индустриализацией. Между тем ряд современных исследователей подчёркивает, что национализм имеет «досовременные» корни. По словам Э. Смита, «нации и национализм всегда существовали в исторических хрониках» и «[их] можно проследить в гораздо более ранние периоды человеческой истории» [19, с. 12].
Сам термин «нация» тоже трактуется по-разному. Довольно распространённым является понимание нации как социально-экономической, культурно-политической и духовной общности индустриальной эпохи [7]. Широко известна предложенная Б. Андерсеном концепция нации как «воображаемого сообщества». Однако чёткого и однозначного определения нации до сих пор не выработано.
Большинство работ по проблеме национализма можно причислить к трём основным подходам: примордиализму, модернизму (конструктивизму) и этносимволизму (инструментализму).
В данной работе национализм будет трактоваться в рамках конструктивизма, то есть рассматриваться как современное явление, которое возникло в результате специфических современных процессов, таких как капитализм, индустриализация, возникновение и усиление бюрократического государства, урбанизация и секуляризм.
Таким образом, используемый в работе подход к понимаю времени зарождения национализма определяет хронологические рамки работы - со второй половины XVIII в. и по настоящее время.
Целью данной работы является попытка дать сравнительную характеристику русскому и корейскому национализму. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи: проанализировать проблему становления и развития национализма в России и Корее, дать краткие характеристики русскому и корейскому национализму и на их основе отметить их общие черты и отличия.
Данная работа построена на принципах диалектики и историзма, применение которых позволило рассмотреть историю становления национализма в Корее и России, а также происходившие в них изменения в конкретно-историческом контексте.
2. История русского национализма
Как уже было сказано выше, российская и советская власть относилась к национализму с опаской и прибегала к нему как к инстру-
менту политики лишь в кризисные для страны годы. К примеру, если заглянуть в Большую советскую энциклопедию, национализм характеризуется как «...буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе» (БСЭ) [7]. Вместо этого советская и российская пропаганда взывала к патриотическим чувствам своего многонационального народа [15]. В то же время советская пропаганда умышленно демонизировала национализм, видя в нём угрозу для единства населения страны, что во многом было оправдано. Ни в Российской империи, ни в Российской Федерации национализм также не получил большого применения во внутренней политике (во внешней успешно применялся и применяется).
Принято выделять по крайней мере две проблемы формирования русского национализма. Первая и главная, по мнению большинства авторов, особенно зарубежных, заключается в том, что в тот момент, когда в Европе начали «просыпаться» нации и появляться национальные государства, Россия всё ещё оставалась огромной доиндустри-альной державой с преобладанием сельского населения, отсутствием современной системы образования и сохранением такого пережитка прошлого, как крепостничество. Естественно, в таких условиях формирование русской нации и русского национализма было затруднено. По мнению некоторых исследователей, формирование нации так и не произошло до конца существования Российской империи [10, с. 2628]. В этих условиях важное значение приобрело православие и идея «Святой Руси» [12, с. 51].
Ещё одним препятствием для развития русского национализма стал чрезвычайно пёстрый этнический состав России. Киевская Русь включала в себя как минимум 22 этнические группы. Это были не только восточные славяне, но и финно-угорские племена, тюрки и балтийские народы. Московия была ещё более полиэтничным образованием, унаследовавшим часть земель Киевской Руси и включившим в свой состав различные народы Поволжья и Сибири. Российская империя и вовсе охватила собой почти одну шестую часть суши и все народы, её населявшие [14, с. 8]. Естественно, в такой ситуации правителям Руси-Московии-России необходимо было проводить чрезвычайно гибкую национальную политику. Поэтому русский народ, самый многочисленный народ империи, не получал никаких привилегий. Напротив, в истории можно найти многочисленные свидетельства ущемления его прав в пользу других этнических, этно-кон-фессиональных групп.
Только в конце XIX в. власти пришли к решению о необходимости «русификации» инородцев с помощью соответствующей системы образования. Предпосылки к «русификации» были заложены в начале XIX в. созданием «официального национализма» [1, с. 103], по определению Бенедикта Андерсона, широко известного как «теория официальной народности» графа Сергея Уварова.
Очевидно, что официальная националистическая идеология не могла возникнуть на пустом месте и уж тем более без влияния извне. Поэтому принято считать, что предварительные условия для появления националистической идеологии в России начали складываться ещё во второй половине XVIII в., что связано с проникновением идей западноевропейской философии и политической мысли. Естественно, воспринимать такие идеи могла только горстка аристократов, об-
ладающая достаточным уровнем грамотности. Э. Геллнер отмечает, что всеобщая грамотность является одним из условий развития национализма, и в доиндустриальном обществе национализм, даже появившись, не смог бы получить большого распространения [2], что мы и видим на примере России. В результате, молодые аристократы, проникшиеся духом свободной Европы, стали декабристами и в итоге отправились осваивать Сибирь, а государство стало эксплуатировать идеи национализма так, как оно их понимало.
2.1 Зарождение националистического дискурса
Первой серьёзной попыткой выработки русской националистической идеологии не по инициативе государства стал знаменитый дискурс славянофилов и западников. Тогда наметился и первый раскол, который мы можем наблюдать в русском националистическом движении и сейчас [14, с. 19-23]. И славянофильству, и западничеству присущи черты националистической идеологии, которая складывалась в странах Западной Европы, и главное, пожалуй, - это их общее неприятие крепостного права, так как «любое легальное рабство несовместимо с национализмом» [1, с. 102]. Однако только славянофилы утверждали существование особого вида культуры, возникшего на духовной почве православия, и наличие у России собственного пути исторического развития, а также неповторимость таких форм общественного развития русского народа, как община и артель. В то же время оба течения свято верили в светлое будущее России и её народа, выступали за независимость проводимой политики и видели народ России конечным сосредоточением суверенитета, признавая необходимость преобразования под руководством самодержавия.
Естественно, власть видела в славянофилах и западниках соперников официального национализма и стремилась взять под контроль или искоренить эти движения, что привело к известному «Мрачному семилетию» (1848-1855 гг.), введению цензуры.
Некоторые учёные негативно оценивают оба течения, утверждая, что в них обоих не было ничего специфически русского. Так, В. Б. Пастухова объясняет их рождение теорией известного британского историка А. Тойнби о возникновении в любом отсталом обществе, которому приходится противостоять сильному в военном и экономическом отношении противнику, двух течений: «иродианства» и «зе-лотизма».
Невозможно не упомянуть и о таком националистическом движении XIX в., как панславизм, который в России принял характер движения за объединение всех славян под началом России, что даже привело к проведению Славянского съезда 1867 г. в Москве. Наибольшую силу и популярность панславизм как общественное движение имел в 1870-е гг. на фоне войны России с Турцией. Одной из основополагающих идей панславизма, кроме родства на основе языка и культуры, было утверждение православия в качестве основы высших духовных ценностей славянского мира [14, с. 23-28]. Впрочем, панславизм не является русским национализмом в чистом виде, являясь, скорее, его производной.
В конце XIX в. в трудах идеологов русского национализма, наследников славянофилов и западников, начинает широко использоваться
сам термин «национализм», причём в сочинениях либералов этот термин чаще всего имеет отрицательный смысл [8, с. 12].
2.2 Русский национализм в начале XX в.
В XX в. русский национализм входит всё той же парой - традиционалисты и либералы. Хотя С. М. Сергеев, к примеру, выделяет из либерального лагеря радикальное течение, сформированное М. О. Меньшиковым и основанное на биологическом детерминизме и социал-дарвинизме с сильной примесью ницшеанства. Идеи славянофилов дали начало Русскому собранию - первой ячейке будущих «черносотенцев»; западников - либеральному течению [8, с. 12].
Русские либералы, несмотря на первоначальное дистанцирование от национализма как от «реакционной» идеологии, в результате принимают его после Первой русской революции 1905 г. «Черносотенцы» после этих событий превращаются в православно-консервативное течение, главные ценности которого выражены в программных документах Союза русского народа и заключаются в «святой православной вере, самодержавии и русской народности», что практически дословно повторяет «уваровскую триаду».
После революции 1917 г. большевики подавили существовавшие движения русских националистов. В СССР само понятие национализм было вне закона. Русский национализм не мог в чистом виде встроиться в существующую в стране идеологическую систему, впрочем, это не означало его исчезновения.
В 1921 г. группа русских эмигрантов, которые ранее были участниками, либо симпатизировали Белому движению, опубликовали работу под руководством Н. В. Устрялова «Смена вех», в которой, в частности, отказывались от своей былой оппозиции к СССР и объявляли большевизм национальным русским феноменом. Так, в 20-е годы ХХ в. появился национал-большевизм. Позднее слияние коммунизма и русского национализма стало орудием, с помощью которого режим во времена Сталина легитимировал свои действия, а также мобилизовал народные массы во время ускоренной индустриализации страны и противостояния Нацисткой Германии [14, с. 55].
Та часть Белого движения, которая не примкнула к национал-большевикам, объединилась в Русский общевойсковой союз, автором идеологии которого стал философ, писатель и публицист И.А. Ильин, много работавший и над русской идеей, и над идеей национализма. Итогом этой работы стала классификация национализма на здоровый и больной (извращённый), а также идея о рождении русского национализма из православия.
Нельзя не упомянуть и о деятельности выдающегося философа Н. А. Бердяева, который, как и Ильин, трудился в эмиграции. Он также посвятил многие свои работы вопросу национализма и русской идеи.
В СССР по понятным идеологическим причинам открыто русский национализм и националистическая идеология себя проявить не могли. Однако национализм, по мнению некоторых исследователей, проявился, к примеру, в таком явлении, как антисемитизм. В этой связи некоторые учёные делают вывод об антисемитизме, как об одной из главных черт русского национализма. Возможно, поэтому многие на
Западе ждали еврейских погромов вслед за распадом СССР и провозглашением Российской Федерации и были весьма разочарованы, когда они не состоялись [14, с. 129-130]. Уделяли достаточное внимание национальному вопросу и советские вожди. К примеру, Сталин большое внимание уделил разработке концепций «народа» и «народности» [9, с. 8-9], которые служили в советское время эквивалентами понятия «нация». Широко известно об антисемитизме Хрущёва. Таким образом, несмотря на то что официальной идеологией в СССР был коммунизм, в советское время также можно обнаружить проявления национализма. Впрочем, Эрик Хобсбаум утверждал, что «марксистские движения и государства всегда тяготели к превращению в национальное не только по форме, но и по содержанию» [13]. Таким образом, принятие коммунистической идеологии не означало отказа от национализма, который камуфлировался и проявлял себя тогда, когда это было необходимо режиму.
2.3 Русский национализм в Российской Федерации
После распада СССР крушение социалистических идеалов и разочарование в экономических реформах заставили многих людей обратиться к партиям и движениям, действующим в соответствии с идеями национализма, в том числе в его крайних формах. Российская националистическая идеология фактически вернулась к дореволюционному состоянию. Вновь возродился извечный дискурс традиционалистов и либералов, одновременно с этим показал своё уродливое лицо расизм, нашёл своих почитателей и национал-большевизм. Стали вновь популярны лозунги и идеи панславистов.
Таким образом, популярность национализма в Российской Федерации растёт, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии. По мнению С. Г. Кара-Мурзы, в ближайшие годы должен произойти сдвиг в ту или иную сторону [4].
В современном русском национализме всё также можно выделить два основных течения, проявивших себя ещё в XIX в. Традиционалисты отстаивают идею укрепления вертикальных опор государства, в то время как либералы призывают к его национализации и усилению горизонтальных общественных связей. Фактически в настоящий момент русские националисты не имеют своей политической платформы и разобщены. Однако националистические идеи активно используют легальные политические партии, стремясь завоевать популярность у самой многочисленной аудитории страны - русских. Особенно активен в этом лидер ЛДПР Владимир Жириновский, посвятивший русскому национальному вопросу книгу «Иван, запахни душу!» [3] и ещё ряд подобных произведений.
В настоящий момент отношение населения к националистическим идеям весьма осторожное, так как национализм в массовом сознании понимается прежде всего как этнонационализм. В то же время, если в 1990-е гг. молодёжь была более терпима к другим этническим группам, чем люди старшего поколения, то сейчас произошла инверсия [4].
Тем не менее 2014 г. показал, что российская власть довольно успешно способна использовать русский национализм как политиче-
ский инструмент (события на Украине). А в прошлом году правительство страны сначала анонсировало [5], а затем своим указом создало Федеральное агентство по делам национальностей (Постановление от 18.04.2015 № 368 «О Федеральном агентстве по делам национальностей»).
3. История корейского национализма
В Республике Корея националистическая идеология является важным элементом политической и культурной жизни общества. Несмотря на то что начиная с 1990-х гг. республика официально придерживается принципов «мультикультурализма», национализм прекрасно с ним уживается, а в его терминологии даже существует термин «открытый национализм» [31]. В КНДР в 1980-е гг. наметился разворот в сторону национализма как реакция на начавшийся развал, а вскоре и крах социалистического лагеря [24, с. 33].
Сама история появления и развития корейского национализма некоторыми учёными прослеживается до раннего периода существования династии Чосон (XV-XVI вв.). Другие связывают его с трудами учёных, апологетов Учения за реальные науки (кор. (XVIII в.).
Третьи видят начало корейского национализма в религиозном учении Тонхак (иер. Ж¥), а также политических движениях Виджончхокса (иер. и Кэхваундон (иер. И^ЬЗЙ) (вторая половина XIX
в.) [29, с. 561]. Четвёртые представляют корейский национализм как реакцию на агрессию западных держав и японского империализма [18, с. 16-46].
Первые две концепции не подходят под определение, выдвинутое нами в качестве основного для национализма в самом начале работы, а также выходят за её временные рамки. Третья точка зрения, несмотря на её привлекательность для последователей религии Чхон-догё (иер. ^ШШ), также не совсем согласуется с выбранной нами трактовкой национализма. Несмотря на то что националистическая идеология имеет ряд схожих черт с религией, это всё же не одно и то же. Кроме того, сторонников этой точки зрения, возможно, вводит в заблуждение факт использования разветвлённой сети ячеек религиозного течения Тонхак, разбросанных по всей территории Кореи во время борьбы корейских патриотов против японских империалистов. Таким образом, мы склоняемся к четвёртой точке зрения: зарождение корейского национализма является реакцией на империалистическую агрессию. Такой национализм в классификации Хобсбаума ещё называется «освободительным».
3.1 Возникновение корейского национализма
Несмотря на то что сами корейские националисты предпочитают искать корни корейского национализма в указанных выше религиозных и политических течениях, современные исследователи склоняются к мысли о том, что как феномен он возник не просто как реакция на агрессию западных держав и Японии, но и как результат этой агрессии, вылившейся в проникновение западных идей, в том числе и социал-дарвинизма. Главную роль в его формировании на раннем этапе сыграла организация Тоннип хёпхве (иер. созданная Со
Джепхилем (иер. ^ШЗ), который выступал за независимость Кореи и подчёркивал важность модернизации промышленности, развития здравоохранения и национального образования [20, с. 58-60].
Рассматривая корейский национализм как «освободительный» и появившийся как реакция на агрессию западных и японских империалистов, стоит также упомянуть тот факт, что националистические силы практически сразу оказались разобщены. Это хорошо прослеживается на истории религиозного течения Чхондогё, берущего своё начало в учении Тонхак. Чхондогё позиционирует себя как первая созданная на Востоке религия, вобравшая в себя буддизм, конфуцианство и местные верования [21], и многие националисты были приверженцами именно этого религиозного течения как истинно корейского. Не будет преувеличением сказать, что многих её последователей, как и большинство руководителей, можно причислить к корейским националистам. Уже в начале XX в., после Русско-японской войны и полного попадания Кореи в зону влияния Японии, Чхондогё делится на прояпонскую группировку, которая состоит в основном из молодых последователей религии и традиционалистов, ориентирующихся на свой путь для Кореи. Многие националисты, не согласные с политикой корейского императорского двора, предпочитали вступать в ряды так называемой армии справедливости (иер. ЙЙ), бойцы которой с оружием в руках пытались отстаивать независимость своей родины.
Для данного периода также характерно увлечение корейскими националистами идеей о критически важном значении образования для самоусиления [20, с. 150-154]. Просветительской деятельностью занималось, в частности, Кемонъ ундонъ (иер. ШШ'ШШ) - общество, основной целью которого было именно национальное образование, просвещение широких слоёв населения и воспитание в них духа патриотизма. Просветительской деятельностью в рамках данного общества занимался, к примеру, корейский патриот Ан Джунъгын (иер. ^
ЖШ).
Идея национального образования является одним из центральных элементов идеологии самого радикального и непримиримого борца с японской агрессией и анархиста по своим убеждениям, а также, по мнению многих исследователей, отца корейского национализма - Син Чхэхо (иер. ФЖ/п). Национальное образование, по его мнению, должно было воспитывать в молодых корейцах патриотизм, национализм и закладывать принципы цивилизованности. Такое образование должно было создавать настоящих бойцов, так как «в современном мире милитаристских государств это является одним из важнейших качеств для выживания нации» [20, с. 158-159]. В этих суждениях Сина отчётливо прослеживаются идеи социал-дарвинизма. Его также считают первым, кто начал исследовать вопрос корейской «минджок» (рус. - нации). Стоит отметить, что деятельность Син Чхэхо положительно оценивается учёными как Юга, так и Севера.
В то же время, как было указано выше, часть корейских националистов и интеллигенции предпочла борьбе политику соглашательства с японскими империалистами. Важно отметить, что для многих Япония на тот момент являлась единственным удачным примером модернизации восточноазиатского государства, поэтому ориентация
части корейских националистов на сближение с Японией не выглядит нелогичной с точки зрения идеологии самоусиления.
Впоследствии под влиянием японской агрессии, которая вылилась в полную аннексию Кореи в 1910 г., национализм приобретает огромную популярность в обществе, начинает формироваться его современный облик. Важнейшим этапом формирования корейского национализма являются события 1919 г., вошедшие в историю под названием «Первомартовского движения» (кор. 3.1 ё^). Стихийные по своему характеру выступления вспыхнули по всей территории Кореи, находившейся под властью японцев. Южнокорейские исследователи предполагают, что одним из важных результатов этих выступлений, кроме обретения корейцами чувства национального единства, является разделение корейских националистов на правое и левое крыло. Первые продолжили свою борьбу преимущественно мирными средствами, в том числе путём просвещения народных масс, вторые же обратились к радикальной борьбе за независимость, увлёкшись коммунистической идеологией [30, с. 29].
Среди правых было достаточно много коллаборационистов. Одним из самых известных является Ли Гвансу (иер. яп. #1 ^ВД, разработавший целую теорию о необходимости улучшения корейцев через национальное образование. Как и многие националисты, Ли Гвансу был уверен в великом прошлом корейского народа и возлагал вину за его вырождение на правящий дом Ли, во всём оглядывавшийся на соседний Китай [30, с. 257]. Выход из сложившейся «катастрофической» ситуации Ли Гвансу видел в «улучшении природы корейцев», которого можно было добиться лишь путём фундаментальной «перезагрузки» их ментальности через национальное образование (кор. что, по самым оптимистичным оценкам Ли, должно было произойти не ранее, чем через полвека. Отличительной особенностью его суждений, за что его часто критикуют современные корейские националисты, было то, что Ли Гвансу считал невозможным приобретение Кореей суверенитета до конца этой трансформации, фактически оправдывая японский колониальный режим. Он даже убеждал корейских студентов, обучавшихся в японских вузах, вступать добровольцами в ряды японской императорской армии [29, с. 259].
Важное значение в этот период приобретает фигура мифического предка всех корейцев - Тангуна, считающегося и сейчас основателем первого корейского государства [16, с. 58-77]. Корейский национализм в этот момент приобретает яркие черты этнонационализма, которые сохраняет до сих пор [11, с. 106]. Не зря в «Декларации независимости года Ки Ми» - основном документе, который опубликовали организаторы основного выступления упомянутого выше Первома-тровского движения 1919 г., право на самостоятельность корейского народа доказывается на основании его «полудесятитысячелетней» (иер. истории [22].
Стоит также отметить тот факт, что корейский национализм периода аннексии, в особенности в своём понятийном аппарате, тесно связан с японским колониальным расизмом [27, с. 78-79] и его наследие до сих пор живёт в современном южнокорейском национализме. Одним из самых ярких примеров, наверное, является концепция «паназиатизма» [16, с. 279]. Кроме того, одним из важных компонен-
тов корейской национальной идентичности является принцип этнической гомогенности корейцев с древних времён. Данный принцип также был разработан японцами в период расцвета их колониальной империи и использовался ими для определения собственной национальной идентичности.
3.2 Национализм в РК и КНДР
После освобождения Кореи в 1945 г. в стране боролись за влияние различные идеологические течения. Как известно, не без участия СССР не только на севере, но и юге Корейского полуострова был популярен коммунизм. В связи с этим США сделали ставку на правых националистов, не связанных с коммунистическим движением.
В результате в образовавшихся на Корейском полуострове государствах национализм первоначально стал важной частью политического процесса только в Южной Корее. К примеру, создатель «нового национализма» Сон Джинтхэ (иер. ШШШ) до начала Корейской войны даже успел побывать в должности Министра образования РК.
Таким образом, в Южной Корее национализм фактически стал основной идеологией государства с самого момента его основания. До 1962 г. в официальных документах страны использовалось летоисчисление от года основания мифическим прародителем корейского народа - Тангуном - первого корейского государства - Древнего Чосона, а 3 октября - легендарная дата его основания, до сих пор она является в Южной Корее государственным праздником и выходным днём. Некоторые исследователи видят именно в корейском национализме причину удачной модернизации страны в период правления Пак Джонхи (иер. так как корейцы были готовы пожертвовать собой ради
благополучия нации. Диктатура Юсин удачно эксплуатировала национализм в качестве национальной идеологии, немалые средства шли на исследование корейской истории, развитие корейской культуры и преподавания корейского языка.
После демократизации Южной Кореи в начале 1990-х гг. национализм продолжил играть важную роль в жизни корейского общества, хотя представители власти начали активно говорить о «мультикуль-турализме» южнокорейского общества, связанном с набирающей обороты иммиграцией в Южную Корею, превратившуюся в одну из самых благополучных стран мира. Однако многие исследователи отмечают, что мигранты не становятся полноценными членами южнокорейского общества, образуя свои национальные анклавы внутри Южной Кореи, так как сами корейцы продолжают верить в кровные узы, связывающие всё корейское общество, и не могут принять как полноценного его члена человека иной этнической принадлежности. Ярким примером южнокорейского этнонационализма можно считать принесение в 2007 г. официальных извинений президентом РК Но Мухёном (иер. Я^М) за массовое убийство, совершённое 16 апреля 2007 г. в Технологическом университете штата Виргиния выходцем из РК Чо Сынъхи (иер. Й7?<Ш). Этот факт красноречиво говорит о коллективном чувстве вины, которое испытало южнокорейское общество за совершённое одноплеменником преступление [17].
На современном этапе национализм стал играть очень важную роль в политической жизни Южной Кореи в начале 2000-х гг. из-за
большой концентрации событий, вновь заставивших южнокорейское общество испытать коллективную гордость или возмущение: Кубок мира по футболу; территориальные претензии Японии; Северо-восточный проект Китая; вопрос ответственности Японии за преступления, совершённые в период колониального господства и т.д. Проявляет себя национализм и в росте антиамериканских настроений, свидетельством чему могут служить последние события, связанные с ранением американского посла Марка Липперта [25].
Развитие корейского национализма в КНДР пошло своим уникальным путём. В первые годы существования Северной Кореи там, как и в СССР, национализм воспринимался как чуждая буржуазная идеология. Вплоть до апреля 1965 г. марксизм и ленинизм были основной идеологией ТПК, хотя уже в декабре 1952 г. началась подготовка почвы для внедрения в политическую жизнь государства новой идеологии - чучхеизма (рус. «опора на собственные силы»). Постепенная замена марксизма-ленинизма на чучхеизм была вызвана стремлением Ким Ирсена к независимости КНДР от могущественных соседей и более прочного установления режима личной власти. В основе чуч-хеизма лежат три принципа: независимая политика, самодостаточность в экономике и оборона собственными силами. Такая опора на собственные силы не может интерпретироваться иначе как дрейф в сторону национализма, что, как уже было упомянуто ранее, вполне вписывается в утверждение Э. Хобсбаума о том, что все марксистские государства тяготели к превращению в национальные не только по форме, но и по содержанию [13].
КНДР может считаться типичным примером постепенной замены коммунистической риторики режима на националистическую. Особенно быстро этот процесс пошёл после крушения СССР и попадания КНДР в политическую изоляцию. В результате ускорилось внедрение националистических идей под соусом патриотизма и построения сильного государства, что хорошо прослеживается по редакциям конституций КНДР, принятых в 1992, 1998 и 2009 гг. [24, с. 22 - 38].
Одним из столпов практически любой националистической идеологии является построение великого и героического прошлого собственного народа, а также создание культа национальных героев и великих вождей прошлого. Этого северокорейское руководство достигает путём фальсификации истории, ярким примером которой может служить доведённая до абсурда автохтонная теория этногенеза корейцев, которая сейчас превратилась в причудливую историю эволюции предков современных корейцев в окрестностях современного Пхеньяна на протяжении сотен тысяч лет. Не забывают северокорейские власти и о таком символе корейского национализма, как Тангун. Как известно, в КНДР ещё при жизни Ким Ирсена «найдена» и восстановлена гробница «прародителя» всех современных корейцев. То есть, как и в Южной Корее, в Северной мы наблюдаем стремительное развитие и эволюцию этнонационализма.
Важнейшим, на наш взгляд, событием последнего времени, которое связано с развитием этнонационализма в КНДР, является разработка собственной «чучхеской» теории нации. Центральным моментом этой теории является тезис о возможности формирования нации в доиндустриальную эпоху на основе языковой, генетической, культурной и территориальной общностей, где двум первым отводится
ведущая роль [23, с. 114]. Благодаря новой теории северокорейские учёные делают потрясающий вывод о том, что «...в мире нет ни одной нации, которая обладала бы полудесятитысячелетней историей.» [28, с. 59].
Таким образом, в обеих корейских республиках национализм является важным элементом политической жизни и используется в качестве орудия как во внутренней, так и во внешней политике. Кроме того, мы считаем, что на данном этапе национализм в РК и КНДР может быть определён как этнонационализм, апеллирующий к генетическому родству всех представителей нации.
Таким образом, главными чертами корейского национализма являются: 1) фокусирование на идее кровного родства всех корейцев, уходящего в прошлое к мифическому отцу нации - Тангуну; 2) антиимпериалистический и антиколониальных характер на первом этапе его существования, в связи с чем его можно охарактеризовать как «освободительный»; 3) крепкая связь с различными религиозными течениями; 4) присутствие элементов японского «паназиатизма»; 5) вольная трактовка термина «минджок», который в одних случаях трактуется как «народ», в других - «этнос», в третьих - «нация».
Интересно отметить, что ряд южнокорейских учёных выступает за объединение националистических идеологий Севера и Юга и выработке единой идеологии [26, с. 149-156].
4. Сравнение русского и корейского национализма
Переходя к сравнению русского и корейского национализма, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что, несмотря на некоторые расхождения в националистической идеологии между Севером и Югом, их общие корни, а также важная роль, которую национализм играет в обеих странах сейчас, позволяют сравнить русский национализм с корейским, по крайней мере по ряду признаков. В то же время не следует забывать о различных течениях внутри как русского, так и корейского национализма.
Главное отличие русского национализма от корейского связано с унитарным характером корейской государственности. С этим, возможно, связана путаница в понятийном аппарате корейского национализма, а именно многозначностью термина «минджок». Русский национализм зародился и развивался в многонациональном государстве с русским большинством, поэтому фактор кровного родства в русском национализме не является определяющим (за исключением идеологии черносотенства и ещё ряда течений русского национализма). Вместо этого на первый план выходят принадлежность к православию или особому типу русской культуры, владение русским языком. В то же время корейский национализм рассматривает всех корейцев как исторически сложившуюся группу, связанную кровным родством и отличающуюся от других народов по ряду антропологических признаков (особенно сильны данные воззрения в КНДР). Язык и культура также занимают важное место в определении нации, но рассматриваются после категории кровного родства.
Ещё одним отличием является разный характер происхождения русского и корейского национализма. Идеология русского национализма на её ранней стадии была сформирована государством для того,
чтобы стать опорой самодержавия. Б. Андерсон называет такой национализм «официальным» [1, с. 103]. Именно поэтому русский национализм отождествляется некоторыми историками с национализмом крупной державы, который затем переродился в результате своего развития в империализм. В отличие от него, корейский национализм зарождался как реакция на вторжение и колониальное порабощение, и ему больше всего подходит определение Э. Хобсбаума - «освободительный национализм» [13].
Отличается восприятие национализма и обществом РФ, КНДР и РК. Так, в РФ чаще всего под национализмом понимают этнонаци-онализм, отношение к которому двоякое: есть как его сторонники, так и противники. В РК идеи национализма разделяет подавляющее большинство граждан страны. В КНДР национализм стал частью официальной идеологии страны (хоть напрямую национализмом и не называется), критика которой наказывается в соответствии с законодательством.
Есть у русского и корейского национализма и общие черты. К примеру, и тот, и другой видят своей целью объединение русского/корейского народа и построение сильного национального государства. Стоит указать на тесную связь между национализмом и патриотизмом в России и КНДР, где на протяжении долгого время понятие «национализм» было под запретом, и его проявления камуфлировались под патриотизм.
Таким образом, русский и корейский национализм, имея ряд принципиальных отличий, вызванных историей его развития, в то же время обладает схожими чертами, присущими любой националистической идеологии.
Также нельзя не упомянуть об идеологической близости таких специфических течений русского и корейского национализма, как панславизм и паназиатизм. Оба данных течения видят свою нацию в качестве ядра более крупного объединения. Для панславистов русская нация является собирателем всех славянских народов, для корейских идеологов паназиатизма корейская нация является ядром для объединения алтайских народов, проживающих в Восточной, Северо-Восточной и Центральной Азии.
Литература
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.
2. Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ. Т. В. Бердико-вой, М. К. Тюнькиной; ред. и послесл. И. И. Крупника. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
3. Жириновский В. В. Иван, запахни душу! [Электронный ресурс] URL: http://ldpr.ru/static/uploads/ivan_zapahni_ аи8Ьи.03.11.201111093704аа2.ра£[Дата обращения: 28.03.2016 г.].
4. Кара-Мурза С. Г. Возрождение России и русского народа: проект этнонационализма [Электронный ресурс] // Интернет против Телеэкрана. URL: http://www.contrtv.ru/print/2139 [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
5. Кашеварова А., Сивкова А. Национальным вопросом займется федеральное агентство [Электронный ресурс] // Известиями URL: http://izvestia.ru/news/583977 [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
6. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. - М.: КДУ, 2005. - 320 с.
7. Национализм [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.chemport.ru/natsionalizm.shtml [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
8. Сергеев С. М. Русский национализм и империализм начала ХХ века // Нация и империя в русской мысли начала ХХ века. - М.: Скименъ; Пренса, 2004. - С. 5-20.
9. Сталин И. В. Марксизм и вопросы языкознания. - М.: Прогресс, 1980. - 55 с.
10. Троицкий Е. C. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. - М.: Сов. Россия, 1989. - 269 с.
11. Fei Yan, Nationalist Movements in Korea and Taiwan Under Japanese Colonialism: Homogeneity and Diversity // Stanford Jounral of East Asian Affairs. - Vol. 13, № 1, 2013. - p. 100 - 107.
12. Hobsbaum E. J. Nations and Nationalism since 1789: Programme, myth, reality. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - 211 p.
13. Hobsbawm, E. Some Reflections On 'The Break-Up Of Britain'. [Electronic resource]. URL: http://newleftreview.org/I/105/eric-hobsbawm-some-reflections-on-the-break-up-of-britain [Датаобраще-ния: 28.03.2016 г.].
14. Hosking G. A., Service R. Russian Nationalism Past and Present. -London: Macmillan Press LTD, 1998. - 219 p.
15. Laqueur W. Z. Russian Nationalism // Foreign Affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/48467/walter-laqueur/russian-nationalism [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
16. Pai Hyung-il, Constructing «Korean» Origins: A Critical Review of Archaeology, Historiography, and Racial Myth in Korean State Formation Theories. - Harvard: Harvard University Asia Center, 2000. - 543 p.
17. Seow Jing Yin , Pride of the People: South Korea and Korean Nationalism. [Электронный ресурс] URL: http://www.isis.org.my/files/ IF_2013/IF8/IF8_I2.pdf [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
18. Shin Yong-ha, Formation and development of Modern Korean Nationalism. - Seoul: Dae Kwang Munhwasa, 1989. - 401 p.
19. Smith A. The Ethnic Origins of Nations. - Oxford: Blackwell Publishing, 1986. - 332 p.
20. Tikhonov V. M. Social Darwinism and nationalism in Korea : the beginnings (1880 s-1910 s) : «survival» as an ideology of Korean modernity. - Leiden ; Boston : Brill, 2010. - 255 p.
21. = Учебник учения [Электронный ресурс] // Чхондогё. URL: http://www.chondogyo.or.kr/niabbs4/bbs. php?bbstable=gyosa [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
22. = Декларация о независимости от 1 марта [Электронный ресурс]. URL https://ko.wikisource.org/wiki/3 %C2 %B71 %EB %8F %85 %EB %A6 %BD %EC %84 %A0 %EC %96 %B8 %EC %84 %9C [Дата обращения: 28.03.2016 г.].
23. i^i
2004. = Ке Сынъму. Историческое
исследование формирования древней корейской нации // Исследо-
вание древней истории Кореи (1). - Пхеньян: Изд-во общественных наук, 2004. - С. 102 - 193.
24.
2014. = Ким Гванъчхоль. Политическая стратегия кимирсенизма: критический анализ. - Сеул: Буклэб, 2014. - 269 с.
25. ^Hal^nR^s^A^^xl // ^t^ — = Хроника нападения на американского посла посла Марка Липперта [Электронный ресурс] // Ёнхап нюсы. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin /2015/03/13/0200000000AKR20150313090000004.HTML [Дата обращения: 15.03.2015 г.].
26. МШ: 1997. = Пак Хосон. Сравнительное исследование национализма в Северной и Южной Корее. - Сеул: Тосочхульпхан Танъдэ, 1997. - 164 с.
27. Мш: 2009. = Син Гиук. Генеалогия и политика корейского национализма. - Сеул: Чханъби, 2009. - 419 с.
28. i^SA (&). Ш^: A^^^S&A, 2009. = Общая история Кореи (1). - Пхеньян: Изд-во общественных наук, 2009. - 459 с.
29. Щ*. ЦУ, 1996. 341 р. = Чо Чжинхун. История корейского национального движения. - Сеул: Нанам, 1996. -341 с.
30. [Электронный ресурс]. URL http://dspace.inha.ac.kr/pdfupload/6995.pdf [Дата обращения: 15.03.2015 г.].
31. щ^ц. s^^fT^^^iEa^^^sa^ //
—= Чхэ Интхэк. Открытый национализм сопутствовал победам на Кубке мира. [Электронный ресурс]. URL: http://article.joins.com/news/ article/article.asp?total_id=15282752&cloc=olink|article|default [Дата обращения: 15.03.2015 г.].