УДК 94
Т.В. ЕВДОКИМОВА
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Российская Федерация
ОПЫТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ И ЕГО ПРИЕМЛЕМОСТЬ ДЛЯ КОРЕИ
Евдокимова Татьяна Васильевна,
профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, Волгоградский государственный социально-педагогический университет E-mail: eva_tan@mail.ru
Аннотация: рассматривается германский опыт объединения Западной и Восточной Германии и степень возможности его использования для разделенной Кореи. На основе компаративного анализа выявляются немногочисленные общие черты и доминирующие различия в положении двух Германий и двух Корей.
Ключевые слова и фразы: Федеративная Республика Германии, Германская Демократическая Республика, объединенная Германия, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика, общее, особенное, демократия, национализм, внешнеполитический фактор.
ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш
Для цитирования: Евдокимова Т.В. Опыт объединения Германии и его приемлемость для Кореи // Корееведе-ние в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 101-108.
ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмн
T.V. EVDOKIMOVA
Volgograd State Socio Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation
THE EXPERIENCE OF THE UNIFICATION OF GERMANY AND ITS ACCEPTABILITY FOR KOREA
Tatiana V. Evdokimova,
Professor of the Department of General History and Methods of Teaching History and Social Science, Volgograd State Socio Pedagogical University E-mail: eva_tan@mail.ru
Abstract: the German experience of the unification of West and East Germany and the degree of possibility of its use for a divided Korea are considered. Based on a comparative analysis, a few common features and dominant differences in the position of the two Germanys and the two Koreas are revealed.
Keywords and phrases: Federal Republic of Germany, German Democratic Republic, united Germany, Republic of Korea, Democratic People's Republic of Korea, general, special, democracy, nationalism, foreign policy factor.
For citation: Evdokimova T.V The experience of the unification of Germany and its acceptability for Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 101-108.
Введение
Проблема объединения страны является животрепещущей и актуальной для политического руководства и общества Южной Кореи. Рассматриваются различные варианты и аналоги дан-
ного процесса в мировой истории, в частности объединение Германии в конце ХХ века. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, выступая 6 июля 2017 год в Фонде имени Кёрбера, заявил: «Для Кореи, которая является последней разде-
лённой страной на этой планете, опыт Германии даёт надежду на объединение и показывает путь, по которому мы должны следовать» [1, с. 2]. Данное высказывание главы южнокорейского государства служит основанием для сравнения путей национального объединения Германии и Кореи, которые были предприняты ими во второй половине ХХ века, и выяснения возможности использования опыта Германии при решении проблемы национального объединения Кореей.
Результаты исследования
Учитывая, что всякий корпоративный анализ условный и сравнивать можно только то, что имеет одинаковые критерии для сравнения, попытаемся определить, что объединяет и что отличает модели объединения Германии и Кореи.
Итак, Германию и Корею объединяет несколько обстоятельств.
Во-первых, день единства 3 октября.
Ежегодно 3 октября в Южной Корее отмечается День основания государства (National Foundation Day in South Korea), который символизирует этническое единство корейцев и самобытность корейской культуры. 3 октября - день рождения Тангуна, родоначальника корейской нации. Он родился в Пхеньяне и в начале третьего тысячелетия до н. э. основал первое государство на Востоке со столицей в Пхеньяне, открыв первую страницу истории корейской нации в 2333 году до н. э.
Если в Корее этот праздник появился в 3 тысячелетии до н.э., то в Германии в конце ХХ века. 3 октября (нем. Tag der deutschen Einheit) 1990 -день германского единства - ФРГ стала единственно мыслимой государственной оболочкой немецкой нации без какой-либо легитимной конкуренции, которая до этого существовала в лице ГДР.
Во-вторых, идея создания единого национального государства и ее реализация, которая доминировала и среди представителей власти, и в обществе. На Корейском полуострове большую часть истории существовали разные государства. Корея существовала в разные периоды и как отдельные государства (эпоха 3-х государств: Ко-гурё, Пэкче и Силла), и как единое (единый Древний Чосон, объединённое государство Силла, единое государство Корё, единое государство Чосон), испытывая до конца XIX века китайское влияние. При сохранении государственно-
сти имела статус вассала Китая, хотя временами освобождалась от него и вела с ним войны. С 1910 по 1945 гг. являлась японской колонией [2].
Германия прошла к единству долгий путь, начиная от Священной Римской империи германской нации, представлявшей собой конфедерацию земель (962-1806). Затем после длительного периода политической раздробленности единое германское государство было создано в 1871 г. как кайзеррейх: единое государство, но без единого народа. Однако, вариант, предложенный О. фон Бисмарком, оказался безуспешным, как и единое национальное германское государство А. Гитлера. Оба рейха, созданные с помощью военных, силовых методов, прекратили свое существование в результате Первой и Второй мировых войн [3].
В-третьих, образование двух Германий и двух Корей стало результатом холодной войны, хотя первоначально раздел страны рассматривался как временное явление, которое еще раз продемонстрировало, что в истории нет ничего столь длительного, как временная мера.
Первоначально разделение Кореи по тридцать восьмой параллели проводилось в целях разоружения японской армии. Это была разделительная линия между частями японской армии: к северу от 38-й параллели находились войска, которые подчинялись командованию Квантунской армии, а к югу - 17-й армии. Столица Кореи Сеул вошла в американскую зону ответственности. Спустя три года, в августе 1948 года, была провозглашена Республика Корея, а в сентябре - КНДР. До Корейской войны (1950-1953) и на юге, и на севере доминировала идея объединения страны военным путем. Корейская война внесла свои коррективы в данную проблематику: стало очевидно, что силовым путем интеграция невозможна.
На Потсдамской конференции 1945 г. Германию разделили на 4 оккупационные зоны (СССР, США, Великобритания, Франция) с целью реализации 4-х «Д»: демилитаризации, денацификации, декартелизации, демократизации. В 1949 г. были образованы ФРГ и ГДР.
В-четвертых, наличие символа раздела, который свидетельствовал о трагедии человеческих судеб и разделенных семей.
В Германии таким символом стала Берлинская стена (1962-1989), протяженность которой между Западным и Восточным Берлином составила
167,8 км; между ФРГ и ГДР - 1378 км. Точное количество жертв, пытавшихся перейти границу, до сих пор не установлено.
Но если в Германии Берлинскую стену разобрали, и о ней на асфальте напоминает только узкая полоса из кирпичей другого цвета, то 38-я параллель, по которой разделена Корея, до сих пор существует и представляет собой демаркационную линию, по обеим сторонам которой пролегает демилитаризованная зона шириной в 4 км. Пересечь такую границу практически невозможно. В Республика Корея и КНДР проживают десятки тысяч человек из разделенных семей [4].
Пожалуй, на этом анализ общих черт можно завершить и перейти к анализу того самого германского пути, о котором говорил Мун Чжэ Ин.
Путь Германии к объединению целесообразно рассматривать через призму решения «германского вопроса», понятия, ставшего во второй половине ХХ века системообразующим при анализе международных отношений наряду с такими понятиями, как «биполярность», «геополитика». Германский вопрос включал две стороны: положение Германии в Европе и ее отношения с соседями и германо-германские отношения, то есть отношения между ФРГ и ГДР.
Первостепенное значение для решения германского вопроса имел внешний фактор. Образование двух германских государств продемонстрировало биполярный раскол мира. Они стали своеобразными лабораториями, где две общественно-политические системы (СССР и США) соперничали между собой и доказывали свое преимущество опосредованно через свою германскую зону влияния. Наряду с этим была создана и своеобразная микромодель раскола в виде раздела Берлина на Восточный (столица ГДР) и Западный, статус которого длительный период времени являлся дискуссионным. По выражению германского исследователя Хагена Шульце, «двойная Германия являлась несущей колонной, а Берлин замковым камнем всемирной архитектуры безопасности, крах которой развязал бы третью мировую войну» [5, с. 207-208]. Государственный суверенитет двух германских государств был заново определен после испытания атомной бомбы в 1945 г. США и в 1949 г. в СССР.
После того, как ФРГ отказалась от советского предложения о создании единой нейтральной Германии в 1952 г., оба германских государства,
ГДР и ФРГ, были включены в блоковую систему двух сверхдержав, завершив, таким образом, этап формирования биполярной структуры мира. Они не имели собственного атомного оружия, но с 1955 г. на западной территории Германии под контролем американских военных было размещено ядерное оружие США. В свою очередь на территории Восточной Германии СССР размещал тактическое ядерное оружие.
С самого начала конституционного оформления двух Германий они не признавали друг друга: Конституция ГДР 1949 г. в ст.1 подчёркивала, что «Германия - неразделимая демократическая республика; она основывается на германских землях» и далее в ст.4 «Существует только одно немецкое гражданство» [6]; преамбула Основного закона ФРГ распространяла его на всю территорию Германии, включая восточные земли, заявляя, что немецкий народ, принимая этот главный документ, «действовал также от имени тех немцев, которые были лишены возможности участвовать в этом процессе» [7].
Дополнением к преамбуле Основного закона ФРГ явилась внешнеполитическая доктрина Хальштейна, направленная на изоляцию ГДР на международной арене. Она проводилась правительством ФРГ с 1955 по 1970 гг., вплоть до прихода на пост бундесканцлера ФРГ - социал-демократа Вилли Брандта. Он, бывший правящий бургомистр Западного Берлина и очевидец строительства Берлинской стены в 1962 г., еще тогда понял зависимость решения германского вопроса от позиции двух сверхрдержав. Заняв пост главы правительства, он, опираясь на концепцию Э. Бара «изменение через сближение», не произнося слова «объединение», открыл путь к объединению двух Германий с помощью подписанных им - в рамках «восточной политики» - договоров ФРГ с СССР, ГДР, ПНР, ЧССР и по статусу Западного Берлина. Чтобы достичь единства, Вилли Брандт отстаивал право немцев на самостоятельное самоопределение, которое в то время было идентично объединению.
Вместо доктрины Хальштейна появилась доктрина министра иностранных дел ФРГ Шее-ля, имевшая в основе принцип «сообщающихся сосудов»: в той мере, в какой в ГДР будут ли-берализированы отношения между двумя государствами, в такой правительство ФРГ пойдет на расширение равноправных связей с ГДР. В 1972 г. были урегулированы отношения между
ФРГ и ГДР, через год их приняли в Организацию объединенных наций. При этом обращает на себя внимание одно обстоятельство - флаг ГДР, который с 1949 до 1959 г. был таким же, как и флаг ФРГ; только в 1959 г. появился герб с колосьями, молотом и циркулем. И не смотря на различие в гербах, на государственных флагах двух Германий всегда присутствовали три полосы одинаковой ширины черного, красного, золотого цвета, появившиеся еще в период революции 1848-1849 гг., как символ борьбы за объединение Германии в середине XIX века.
Только в середине 1980-х гг. начавшаяся в СССР перестройка, нормализация советско-американских отношений, а также кризис в ГДР дали шанс Германии на объединение, что сумела использовать правящая партия ХДС/ХСС под руководством Г. Коля. Значительным успехом в реализации данного курса стало расширение связей в германо-германских отношениях между людьми. В 1986 г. в ФРГ побывало около 1 млн. пенсионеров и 550 тыс. граждан предпенсионного возраста. К концу 1980-х гг. 2/3 восточных немцев и 1/3 западных немцев уже имели связи и контакты между собой. В 1987-88 гг. активно развивались связи в обл. культуры, образования, наук, спорта, туризма; за 1982-88 гг. в 2 раза возрос выпуск различных информационных материалов. Гельмут Коль искусно вписал германскую полемику в идею Горбачева о «строительстве общеевропейского дома».
Конечно, немаловажную роль сыграл и материальный фактор, так как главным мерилом оценки жизненного уровня для жителей ГДР стало сравнение не с тем, как они жили 5-10 лет назад, а с ФРГ. Уход на Запад активизировался в 1988 г., а за первое полугодие 1989 г. из Восточной Германии переселились на Запад 38917 чел., причем уезжали наиболее трудоспособные, образованные, молодые.
С осени 1989 г. в ГДР развернулось мощное гражданское движение протеста против партийного руководства ГДР. Падение Берлинской стены стало результатом не «технической ошибки» руководителя Берлинской партийной организации СЕПГ Гюнтера Шабовского, ответившего «немедленно», на вопрос журналистов, когда же жители ГДР получат возможность свободно путешествовать, а следствием революционных выступлений граждан: в Берлине демонстрации протеста начались с 7 июня 1989 г.; в августе-
сентябре состоялось 12 демонстраций в крупнейших городах; в октябре 1989 - 330, в ноябре -871[8, с.120-124].
Революцию в ГДР была не только демократической, но и национальной. Когда на демонстрациях в ГДР возникли лозунги «Мы - один народ», «Германия единое Отечество», появились основания говорить о национальном характере революции, хотя национальная окраска кое-кого насторожила, но немцы твердо заявили о своем праве на самоопределение. К тому же революция была мирной, хотя развивалась она во взрывоопасной обстановке, так как на германской территории противостояли НАТО и ОВД, обладавшие ядерным оружием. Итак, главным действующим лицом в событиях 9-10 ноября 1989 г. были не политики, а народ. Правда, равноправного объединения не получилось. Как заявил МВД ФРГ Шойбле, «.. .речь идет о вхождении ГДР Федеративную Республику, а не наоборот.. .это не объединение двух равных государств» [9, с. 382].
Когда говорят о том, что Германия в 1990 г. объединилась с согласия держав-победительниц, конечно нельзя не учитывать ту роль, которую сыграли СССР, США, Великобритания и Франция. Название Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии как Договора «2+4» говорит само за себя. Однако переговорный процесс был сложным, о чем свидетельствуют высказывания лидеров Франции и Великобритании. Президенту Франции Миттерану принадлежат слова: «Я так люблю Германию, что был бы счастлив, если бы их было две». Об отношении премьер-министра Великобритании М. Тэтчер к объединению стало известно через 20 лет: из беседы М. Тэтчер с Горбачевым 23.09.1989 г. (опубликовано 15.09.2009) «... Англия и Западная Европа не заинтересованы в объединении Германии. На словах в коммюнике о встречах НАТО может быть записано иначе, но на это не стоит обращать внимание. Объединения Германии мы не хотим» [8, с.153-155]. То есть, с одной стороны, официальная поддержка воссоединению и одновременно, с другой, тайные попытки его предотвратить. Когда процесс остановить было нельзя, лидеры западных стран стремились его затормозить. В связи с этим нужно отметить вклад М.С. Горбачева, оценка деятельности которого неоднозначна, но, несомненно, что в результате проводимой им политики Германия впервые после 1945 г. стала не объектом политики, а субъектом.
Итак, объединению Германии способствовал целый комплекс причин: значение решения германского вопроса в контексте международных отношений; нормализация советско-американских отношений, позиция СССР, взаимное признание ГДР и ФРГ, западногерманский курс на сближение с ГДР, кризис в ГДР и наличие массовой оппозиции, воля германского народа к объединению.
Что же налицо в двух Кореях? Мы видим много факторов, разделяющих две страны.
- Межкорейские взаимоотношения подвержены внешнему влиянию. К конфликту на Корейском полуострове имеют отношения, кроме КНДР и Республики Корея, также Россия, США, Китай, и Япония, которые заинтересованы в сохранении статуса-кво. Большую озабоченность в мире вызывает разработка ядерной программы КНДР, в результате чего оправдывается пребывание войск США на территории Южной Кореи и Японии.
- Обе страны находятся в состоянии повышенной боевой готовности. Наблюдается беспрецедентное по уровню оснащения военной техникой и количеству военнослужащих (1 600 000 человек) размещение вооруженных сил на территории двух корейских государств. В сентябре прошлого года практически одновременно в РК и КНДР были проведены ракетные испытания. Стоит проблема денуклеризации Корейского полуострова.
- До сих пор, после войны в 1950-53 гг., между Республикой Корея и КНДР нет мирного договора, нет никаких дипломатических отношений. Страны находятся в состоянии перемирия почти 70 лет. В Конституциях РК и КНДР 1948 года государственной территорией считался весь Корейский полуостров. (Правда, в более поздних редакциях, например, Конституции КНДР 1992 г. речь идет только о северных территориях).
- Важную роль в расколе нации сыграла оккупация Японии, с 1910 по 1945 год, когда Корея как государственное образование отсутствовало: политические силы Кореи развивались вне колонизированной страны, не было единого политического лидера. Два политических лагеря вместо того, чтобы бороться за независимость от Японии, боролись друг с другом, что привело к продолжению этой борьбы только уже в рамках двух образованных государств.
- После почти семидесяти пяти лет разделения население КНДР и Республики Корея прак-
тически не помнит свою страну, но оно помнит только жёсткое противостояние в годы холодной войны. Поэтому, по мнению главы сеульского филиала Фонда Фридриха Наумана Ларса-Андре Рихтера, отсутствие интереса у жителей двух Корей к объединению неудивительно. «Они слишком молоды, чтобы помнить, как было раньше, -отмечает Рихтер. - Даже их родители слишком молоды, чтобы помнить неразделенную Корею. Теряется эмоциональная связь» [10].
- Японская колонизация повлияла на становление идеологий на Севере и на Юге: подчеркивая свою национальную идентичность, правительства Севера и Юга стали акцентировать внимание не на уникальность корейской нации в целом, а конкретно своего «единственно легитимного» корейского государства, конкретно своей идеологии. Противоположность идей (чучхе и сегехва) является одной из главных причин противоречий в отношениях между КНДР и Республикой Корея. Хотя с философской точки зрения эти идеологемы близки, но, по сути, они антагонистичны. Если внешняя и внутренняя политика Южной Кореи направлена на развитие многосторонних связей с ведущими странами мира, то внешняя и внутренняя политика КНДР ориентирована только на свои собственные силы. И как следствие - информационная изоляция северокорейского общества, отсутствие в нем оппозиции и массовых движений с лозунгами объединения.
- После 1945 году Север пошел по пути преднамеренного расчленения корейского языка и отделения от южнокорейского языка, что привело в 1966 году к появлению нового языкового стандарта. В Республике Корея и Корейской Народно-Демократической Республике нет единого названия Родины: лозунг «Корея едина» пишется в северной и южной Корее по-разному.
Наряду с обозначенными факторами и руководителей РК И КНДР, и корейское общество не могут не настораживать болезненные процессы «срастания» двух германских государств в одно единое целое, среди которых на первом месте находится разрыв в уровне доходов населения двух государств. В начале 1990-х гг. восточные территории объединенной Германии представляли «черную дыру», куда уходили многомиллионные денежные вливания из госбюджета ФРГ, учитывая, что ГДР не относилась к числу бедных государств, оставаясь до конца своего существования
«экономической витриной социалистического лагеря». По оценке ученых, в настоящее время ВВП Южной Кореи превосходит ВВП Северной в 25 раз, что заставляет Южную Корею задуматься о степени своей готовности взять на себя бремя по предстоящему выравниванию уровня доходов двух Корей в случае объединения. Объединенную Корею ожидает сильнейшая стратификация общества в рамках миграционных потоков с севера на юг и с юга на север [11], что может оказаться на практике более сложным процессом, чем просто ментальное деление германского общества на «осси» и «весси».
Казалось, что вся совокупность факторов, разделяющих или «пугающих» друг другом РК и КНДР, должна привести их к отказу от идеи объединения, но в силу идеологической основы данного процесса, корейского национализма, составной частью которого являются постоянные разговоры об извечном единстве корейского народа, проблема объединения не просто жива, а постоянно муссируется на государственном уровне. Примечательно, что после неоднократных редактирований в современных Конституциях Северной и Южной Кореи каждая из сторон заявляет о своей готовности к объединению. Статья 9 Конституции КНДР 1992 г. так сформулировала принципы объединенной политики государства: "КНДР ... борется за осуществление воссоединения Родины на основе принципов самостоятельности, мирного объединения и великой национальной консолидации" [12]. Статья 3 Конституции РК 1948 г., дополненная в 1987 г., гласит «Территория Республики Корея включает в себя Корейский полуостров и соседние с ним острова». Конституция закрепила создание Управления национального объединения, а также наделила своего президента одной из самых своеобразных функций - "добиваться мирного объединения двух Корей"[13].
Однако на протяжении последних 20 лет переговорный процесс по мирному урегулированию на Корейском полуострове идет достаточно сложно. На каждом этапе руководство предлагало разные варианты воссоединения корейцев, в том числе и германского. Для корейского народа Берлин запомнился как место, где президент Ким Дэ Чжун представил «Берлинскую декларацию». Результатом «Берлинской декларации» президента Кима стал первый межкорейский саммит, проведённый в 2000 году. На нем состоялась знаковая
встреча Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне, где была признана общность предложения КНДР о низкой фазе конфедерации для объединения страны и предложения Республики Корея по созданию содружества. Спустя семь лет Ким Чен Ир и Но Мухен подписали Декларацию во имя развития межкорейских отношений, мира и процветания [14]. Из всех шагов, предпринятых южнокорейским правительством, хочется выделить политику «солнечного тепла» в отношении КНДР, провозглашенную в 1998 г. в Южной Корее, когда к власти пришло демократическое правительство во главе с Ким Дэ Чжун. Ее основная идея - добиться изменений в северокорейском государстве, не ставя его в зависимость от ядерной проблемы, и приблизить объединение страны не силовым способом, а с помощью обмена между людьми, совместными проектами. Чем не вариант принципа «изменение через сближение» Э. Бара и описанной выше политики Г. Коля в отношении ГДР? Однако, это только единичные примеры сопряжения германского свершившегося, но далеко незавершенного процесса германского объединения, и дискутируемого, предполагаемого варианта корейского варианта объединения, который значительно усложняется в силу частой сменяемости власти в РК.
Выводы
Итак, проведенный компаративный анализ проблемы создания единого национального государства на Корейском полуострове и в Германии во второй половине ХХ века позволяет прийти к выводу о том, что, не смотря определенную схожесть судеб корейского и германского народа, германская модель объединения, реализуемая через решение «германского вопроса», значительно отличается от разрабатываемой модели объединения двух Корей. То есть больше факторов, разделяющих их, чем объединяющих. И главное отличие заключается в «общем знаменателе» для объединения: для Кореи - специфический корейский национализм, способствовавший созданию двух совершенно разных государств и обществ в условиях одной нации; для Германии - единство строилось на демократических ценностях, «праве и свободе». В отличие от Кореи в разделенной Германии с самого начала идеология национализма исключалась как основа германского общества. Сейчас национальная идентификация германского народа во многом строится на итогах переосмысления нацистского прошлого.
Разделенные Германия и Корея имели разные весовые категории в системе международных отношений с точки зрения роли в установлении и сохранении международной стабильности. Трансформация современного мирового порядка, наличие ядерного оружия на Корейском полуо-
строве также ставят под вопрос процесс мирного объединения РК и КНДР.
Европоцентристский взгляд, предложенный в данной статье, не исключает учет разницы в развитии западного и восточного общества и поиск Кореей своего, особенного пути объединения.
Список литературы
1. Выступление президента Мун Чжэ Ина в Фонде имени Кёрбера, 6 июля 2017 года. - Текст: электронный // Посольство Республики Корея в Российской Федерации (MoFA): [сайт]. - URL: https://overseas.mofa.go.kr/ru-ru/ brd/m_7342/view.do?seq=756157&srchFr=&%3BsrchTo=&%3BsrchWord=&%3BsrchTp=&%3B multi_ita_seq=0&%3Bitm_seq_1=0&%3Bitm_seq_2=0&%3Bcompany_cd=&%3Bcompany_nm= (дата обращения: 7.03.2022) - Текст: электронный.
2. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка / Ли Ги Бэк - Москва: Первое Марта, 2000. - 464с. - 200 экз. - ISBN:5-8253-0115-1. - Текст: непосредственный.
3. Патрушев, А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий / А.И. Патрушев. - Москва: Издательский Дом Международ.ун. в Москве, 2007. - 704 с. - 1500 экз. - ISBN: 5-9248-0130-6 - Текст: непосредственный.
4. Десятки тысяч корейцев ждут воссоединения с родственниками, но повезло только 200 из них. - Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5460804 (дата обращения: 7.03.2022). - Текст: электронный.
5. Шульце, Х. Краткая история Германии / Х. Шульце. - Москва: Изд. «Весь мир», 2004. -256 с. - 3000 экз. -ISBN: 5-7777-0289-9 - Текст: непосредственный.
6. Конституция Германской Демократической Республики. - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 7.03.2022) - Текст: электронный.
7. Основной закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. - Текст: электронный // 100(0) ключевых документов: [сайт]. - URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_ gru&l=ru&object=translation (дата обращения: 7.03.2022) - Текст: электронный.
8. Политические повороты в советско-германской истории 1949-1989. Поиски. Надежды. Свершения. - Вологда: Графити, 2010. - 258 с. - 300 экз. - ISBN: 978-5-905005-01-5 - Текст: непосредственный.
9. Патрушев, А.И. Германия в ХХ веке / А.И. Патрушев - Москва: Дрофа, 2004. - 432 с. - 5000 экз. -ISBN:5-7107-6076-5 - Текст: непосредственный.
10. 40 лет KAS в Сеуле. Германия и Корея между вчера и завтра. - Текст: электронный // KAS: [сайт]. -URL: https://www.kas.de/de/web/korea/veranstaltungsberichte/detail/-/content/40-jahre-kas-in-seou (дата обращения: 7.03.2022) - Текст: электронный.
11. Лекция профессора А.Н. Ланькова: «Объединение Кореи: как мечта и как кошмар». - Текст: электронный // VK: [сайт]. - URL: https://vk.com/fmeimp 02.2020 (дата обращения: 7.03.2022) - Текст: электронный.
12. Конституция КНДР (Северная Корея). - Текст: электронный // Конституции государств (стран) мира: [сайт]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?s=%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%B B%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F (дата обращения:7.03.2022) -Текст: электронный.
13. Конституция Республики Корея (Южная Корея). - Текст: электронный // Конституции государств (стран) мира: [сайт]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?s=%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83 %D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F(дата обраще-ния:7.03.2022) - Текст: электронный.
14. Культ и раскол: как формировалась корейская политика. - Текст: электронный // НИУ ВШЭ: [сайт]. -URL: https://www.hse.ru/news/expertise/508617697.html (дата обращения:7.03.2022) - Текст: электронный.
References
1. Vystuplenie prezidenta Mun Chzhje Ina v Fonde imeni Kjorbera, 6 ijulja 2017 goda. - Tekst: jelektronnyj // Posol'stvo Respubliki Koreya v Rossiyskoy Federatsii (MoFA): [sajt]. - URL: Vystuplenie prezidenta Mun Chzhje Ina v Fonde imeni Kjorbera1.pdf (data obrashhenija: 7.03.2022). - Tekst: jelektronnyj.
2. Lee, Gi Baek. Istorija Korei: novaja traktovka / Li Gi Bjek - Moskva: Pervoe Marta, 2000. - 464s. - 200jekz. -ISBN:5-8253-0115-1. - Tekst: neposredstvennyj.
3. Patrushev, A.I. Germanskaja istorija: cherez ternii dvuh tysjacheletij / A.I. Patrushev. - Moskva: Izdatel'skij Dom Mezhdunarod.un. v Moskve, 2007. - 704 s. - 1500 jekz. - ISBN: 5-9248-0130-6 - Tekst: neposredstvennyj.
4. Desjatki tysjach korejcev zhdut vossoedinenija s rodstvennikami, no povezlo tol'ko 200 iz nih. - Tekst: jelektronnyj // TASS: [sajt]. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5460804 (data obrashhenija: 7.03.2022). - Tekst: jelektronnyj.
5. Shul'ce, H. Kratkaja istorija Germanii / H. Shul'ce. - Moskva: Izd. «Ves' mir», 2004. - 256 s. - 3000 jekz. -ISBN: 5-7777-0289-9 - Tekst: neposredstvennyj.
6. Konstitucija Germanskoj Demokraticheskoj Respubliki. - Tekst: jelektronnyj // Wikipedia: [sajt]. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki (data obrashhenija: 7.03.2022). - Tekst: jelektronnyj.
7. Osnovnoj zakon Federativnoj Respubliki Germanii, 23 maja 1949 g. - Tekst: jelektronnyj // 100(0) klyuchevykh dokumentov: [sajt]. - URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_ gru&l=ru&object=translation (data obrashhenija: 7.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.
8. Politicheskie povoroty v sovetsko-germanskoj istorii 1949-1989. Poiski. Nadezhdy. Svershenija. - Vologda: Grafiti, 2010. - 258 s. - 300 jekz. - ISBN: 978-5-905005-01-5 - Tekst: neposredstvennyj.
9. Patrushev, A.I. Germanija v HH veke / A.I. Patrushev - Moskva: Drofa, 2004. - 432 s. - 5000 jekz. - ISBN: 5-7107-6076-5 - Tekst: neposredstvennyj.
10. 40 let KAS v Seule. Germanija i Koreja mezhdu vchera i zavtra. - Tekst: jelektronnyj // KAS: [sajt]. - URL: https://www.kas.de/de/web/korea/veranstaltungsberichte/detail/-/content/40-jahre-kas-in-seou (data obrashhenija: 7.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.
11. Lekcija professora A.N. Lan'kova: «Ob#edinenie Korei: kak mechta i kak koshmar». - Tekst: jelektronnyj // VK: [sajt]. - URL: https://vk.com/fmeimp 02.2020 (data obrashhenija: 7.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.
12. Konstitucija KNDR (Severnaja Koreja). - Tekst: jelektronnyj // Konstitutsii gosudarstv (stran) mira: [sajt]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?s=%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0 %B8%D0%BA%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F (data obrashhenija: 7.03.2022) - Tekst: jelektronnyj.
13. Konstitucija Respubliki Koreja (Juzhnaja Koreja). - Tekst: jelektronnyj // Konstitutsii gosudarstv (stran) mira: [sajt]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?s=%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%B B%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F (data obrashhenija: 7.03.2022) -Tekst: jelektronnyj.
14. Kul't i raskol: kak formirovalas' korejskaja politika. - Tekst: jelektronnyj // NIU VSE: [sajt]. - URL: https:// www.hse.ru/news/expertise/508617697.html (data obrashhenija: 7.03.2022). - Tekst: jelektronnyj.
Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать /Accepted 18.04.2022
© Т.В. Евдокимова, 2022 © T.V. Evdokimova, 2022