Научная статья на тему 'НАТО на Балканах в 1991–2008 гг.: особенности восприятия расширения Альянса на примере Македонии и Болгарии'

НАТО на Балканах в 1991–2008 гг.: особенности восприятия расширения Альянса на примере Македонии и Болгарии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАТО на Балканах в 1991–2008 гг.: особенности восприятия расширения Альянса на примере Македонии и Болгарии»

сания хорвато-венгерского соглашения 1868 г. хорватский язык был признан единственным государственным языком Триединого королевства Хорватии, Славонии и Далмации, а также на Хорватско-славон-ской военной границе, причём кириллица и латиница считались его равноправными вариантами. На Банатско-сербской военной границе, в процессе постепенной ее мадьяризации после 1869 г., обязательное преподавание венгерского языка в народных сербских школах окончательно было введено в 1879 г.

А. Ичйер

(Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)

Сербо-турецкие отношения и Россия в годы младотурецкой революции

Несмотря на существующий интерес к изучению взаимоотношений между Сербией, Турцией и Россией, на современном этапе и в Турции, и в России до сих пор наблюдается отсутствие систематичного изучения сербско-турецких отношений в начале ХХ в. Актуальность темы заключается в том, что существует научный интерес к исследованию связей между Турцией и Сербией в период после получения Белградом независимости (1878 г.). Не менее важным и актуальным является при этом вопрос о роли России во взаимоотношениях вышеуказанных государств.

Е.А. Колосков

(Санкт-Петербургский государственный аграрный университет)

НАТО на Балканах в 1991-2008 гг.: особенности восприятия расширения Альянса на примере Македонии и Болгарии

Нам представляется возможным понять историю процесса расширения НАТО на Балканах через призму восприятия политических элит двух столь близких с культурной точки зрения и столь далеких с точки зрения политической истории стран, как Македония и Болгария. В рамках исследования нас будут интересовать причины, побудившие политических лидеров Балкан сделать выбор в пользу вступления в НАТО, отношение политических элит Македонии и Болгарии к поли-

тике, проводимой Альянсом на Балканах в 1991-2008 гг., и позиция России в отношении этих устремлений стран Юго-Восточной Европы.

А.Е. Кузьмичёва

(Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)

Варшава или Москва? Зондажный визит Луи Барту в Польшу в 1934 г.

Выход Германии из Лиги наций, пробуксовка переговоров о разоружении убедили Париж в том, что международная ситуация все больше начала напоминать 1914 г. 16 апреля 1934 г. премьер Г. Думерг констатировал: «На первое место Франция должна ставить состояние своей собственной безопасности». А для этого Парижу нужно было знать, надежны ли ее старые восточноевропейские союзники, прежде всего Варшава и Прага, или же необходимо расширять их круг за счет Москвы. Барту надеялся, что для Польши отношения с Францией все еще имеют характер не casus foederis, а постоянного союза, подразумевающего совместные дипломатические и военные усилия на германском направлении. Но его беседы в Варшаве 23-24 апреля показали обратное. Визит Барту в Польшу явил собой скорее его личный успех, нежели успех французской внешней политики. Для Бека лучшим результатом переговоров стало принятие французским министерством основных постулатов польской дипломатии, однако, и он, и маршал были разочарованы тем, что Барту так и не сумел предложить схему для оживления политических, экономических и военных составляющих польско-французского союза.

К.В. Мельчакова

(Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)

Просвещение по-сербски: Роль и место сербских школ в организации повстанческого движения в Боснии и Герцеговине в 1860—70-е гг.

В 60-е годы XIX в. сербское правительство активизировалось в вопросе открытия школ для православного населения славянотурецких областей. Помимо выполнения просветительской функции эти учебные заведения должны были стать центрами организации повстанческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.