тике, проводимой Альянсом на Балканах в 1991-2008 гг., и позиция России в отношении этих устремлений стран Юго-Восточной Европы.
А.Е. Кузьмичёва
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Варшава или Москва? Зондажный визит Луи Барту в Польшу в 1934 г.
Выход Германии из Лиги наций, пробуксовка переговоров о разоружении убедили Париж в том, что международная ситуация все больше начала напоминать 1914 г. 16 апреля 1934 г. премьер Г. Думерг констатировал: «На первое место Франция должна ставить состояние своей собственной безопасности». А для этого Парижу нужно было знать, надежны ли ее старые восточноевропейские союзники, прежде всего Варшава и Прага, или же необходимо расширять их круг за счет Москвы. Барту надеялся, что для Польши отношения с Францией все еще имеют характер не casus foederis, а постоянного союза, подразумевающего совместные дипломатические и военные усилия на германском направлении. Но его беседы в Варшаве 23-24 апреля показали обратное. Визит Барту в Польшу явил собой скорее его личный успех, нежели успех французской внешней политики. Для Бека лучшим результатом переговоров стало принятие французским министерством основных постулатов польской дипломатии, однако, и он, и маршал были разочарованы тем, что Барту так и не сумел предложить схему для оживления политических, экономических и военных составляющих польско-французского союза.
К.В. Мельчакова
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Просвещение по-сербски: Роль и место сербских школ в организации повстанческого движения в Боснии и Герцеговине в 1860—70-е гг.
В 60-е годы XIX в. сербское правительство активизировалось в вопросе открытия школ для православного населения славянотурецких областей. Помимо выполнения просветительской функции эти учебные заведения должны были стать центрами организации повстанческих
чет. Простой учитель в действительности выполнял важнейшую функцию по формированию и подготовке отрядов для борьбы с турецким владычеством. Не последнюю роль в поддержании подобных центров просвещения играла Россия. В этих вопросах российский МИД действовал сообща со славянскими комитетами. На основе материалов отечественных и сербских архивохранилищ мы рассмотрим историю создания сети сербских учебных заведений в Боснии и Герцеговине, определим географию их распространения, источники финансирования и роль в организации восстания в регионе.
Н.И. Нечаева
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Положение Словакии в составе межвоенной Чехословакии
В докладе рассмотрено, какое положение Словакия занимала в межвоенной Чехословакии. Цель исследования - выяснить, как Прага решала «словацкий» вопрос в рамках многонационального чехословацкого государства, удовлетворены ли были претензии словаков, существовали ли альтернативные возможности решения проблемы. Затронуты вопросы теории чехословакизма, урегулирования отношений с другими национальными меньшинствами государства, а отсюда - и вопрос о причинах зарождающегося словацкого национального движения, роли в нем католической церкви. Анализ соответствующей современной славянской историографии помогает найти ответы на эти вопросы. В итоге мы приходим к выводу, что словаки, несмотря на конституцию, признающую за ними право государствообразующей нации, все-таки оказались на уровне национального меньшинства.
В.В. Никитин
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Фактор культуры в словацко-российских отношениях в 90-е годы XX в.
В докладе анализируются (по материалам посольства Словацкой Республики в Москве, Посольства РФ в Братиславе и Правительства СР) словацко-российские отношения в области культуры: роль Инсти-