Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В КЛАССЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

НАСТАВНИЧЕСТВО В КЛАССЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / наставник / класс инструменталистов / учреждения профессионального музыкального образования / исполнитель-инструменталист / педагог / музыкальный инструмент / mentoring / mentor / instrumentalist class / professional music education institutions / instrumentalist performer / teacher / musical instrument

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Блок

В статье обосновывается актуальность наставнической деятельности в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования. Анализируется и получает классификационный уровень осмысления понятие «наставник». Выявляются значимость наставничества, а также педагогические условия, позволяющие активизировать, сделать более качественным процесс подготовки высококвалифицированных специалистов музыкально-инструментального профиля. Определяется то, что важным педагогическим условием наставнической деятельности в классе инструменталистов является установка, которая обусловливает качество комплексного восприятия и освоения музыкального произведения, влияет на техническое и художественно-эмоциональное развитие обучающихся. Делается вывод: мотивация, педагогический показ и акт сотворчества (межличностного взаимодействия) – значимые педагогические условия наставничества, которые не только упорядочивают образовательную деятельность инструменталистов, но и влияют на ее ценностно-ориентационную, познавательную, коммуникативную, когнитивную, художественно-творческую составляющие. По предположению автора, педагогическая парадигма, касающаяся освоения музыкального произведения в пространстве 4D, герменевтический подход в построении интерпретационных концепций могут олицетворять инновационные технологии, позволяющие питать наставничество, обеспечивая эффективную реализацию реформирования и модернизации современного музыкального образования в классах инструменталистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE CLASS OF INSTRUMENTALISTS IN PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION INSTITUTIONS: THE HERMENEUTICAL APPROACH

The article substantiates the relevance of mentoring activities in instrumental classes of professional music education institutions. The concept of “a mentor” is analyzed and given a classification level of understanding. The importance of mentoring is revealed, as well as pedagogical conditions that make it possible to intensify and improve the quality of the process of training highly qualified musical and instrumental specialists. It is determined that an important pedagogical condition for mentoring activities in the class of instrumentalists is an attitude that determines the quality of complex perception and mastery of a musical work and affects the technical, artistic and emotional development of students. The conclusion is drawn: motivation, pedagogical demonstration and the act of co-creation (interpersonal pedagogical interaction) are significant pedagogical conditions for mentoring, which not only organize the educational activities of instrumentalists, but also influence its value-orientation, cognitive, communicative, cognitive, artistic and creative components. According to the author, the pedagogical paradigm concerning the development of a musical work in the “4D” space, the hermeneutic approach in constructing interpretive concepts can embody innovative technologies that allow to nourish mentoring, ensuring the effective implementation of reform and modernization of modern music education in instrumental classes.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В КЛАССЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

5. Дмитренко Т.А. Организация языкового образования с использованием ИКТ. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2017; № 1: 105-109.

6. Что такое гибридное обучение и как его использовать в вашем классе? Available at: https://livestorm.co/blog/hybrid-learning

References

1. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrova A.E. i dr. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

2. Zaec T.I. 'Elementy distancionnogo obucheniya nad aspektom «domashnee chtenie» na osnove 'elektronnogo interaktivnogo uchebnogo posobiya 'EIUP. Moskva: MGIMO-Universitet, 2017.

3. Chikileva L.S. Rol' t'yutora v vybore instrumentov pedagogicheskogo upravleniya dlya organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku. Integraciya obrazovaniya. 2019; T. 23, № 3 (96): 475-489.

4. Staroverova N.P., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Ispol'zovanie cifrovyh i informacionnyh tehnologij v processe obucheniya professional'nomu anglijskomu yazyku. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 2 (115): 189-191.

5. Dmitrenko T.A. Organizaciya yazykovogo obrazovaniya s ispol'zovaniem IKT. Vysshee obrazovanie v Rossii. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal. 2017; № 1: 105-109.

6. Chto takoe gibridnoe obuchenie i kak ego ispol'zovat' v vashem klasse? Available at: https://livestorm.co/blog/hybrid-learning

Статья поступила в редакцию 19.09.23

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

MENTORING IN THE CLASS OF INSTRUMENTALISTS IN PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION INSTITUTIONS: THE HERMENEUTICAL APPROACH. The

article substantiates the relevance of mentoring activities in instrumental classes of professional music education institutions. The concept of "a mentor" is analyzed and given a classification level of understanding. The importance of mentoring is revealed, as well as pedagogical conditions that make it possible to intensify and improve the quality of the process of training highly qualified musical and instrumental specialists. It is determined that an important pedagogical condition for mentoring activities in the class of instrumentalists is an attitude that determines the quality of complex perception and mastery of a musical work and affects the technical, artistic and emotional development of students. The conclusion is drawn: motivation, pedagogical demonstration and the act of co-creation (interpersonal pedagogical interaction) are significant pedagogical conditions for mentoring, which not only organize the educational activities of instrumentalists, but also influence its value-orientation, cognitive, communicative, cognitive, artistic and creative components. According to the author, the pedagogical paradigm concerning the development of a musical work in the "4D" space, the hermeneutic approach in constructing interpretive concepts can embody innovative technologies that allow to nourish mentoring, ensuring the effective implementation of reform and modernization of modern music education in instrumental classes.

Key words: mentoring, mentor, instrumentalist class, professional music education institutions, instrumentalist performer, teacher, musical instrument

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО В КЛАССЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье обосновывается актуальность наставнической деятельности в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования. Анализируется и получает классификационный уровень осмысления понятие «наставник».

Выявляются значимость наставничества, а также педагогические условия, позволяющие активизировать, сделать более качественным процесс подготовки высококвалифицированных специалистов музыкально-инструментального профиля. Определяется то, что важным педагогическим условием наставнической деятельности в классе инструменталистов является установка, которая обусловливает качество комплексного восприятия и освоения музыкального произведения, влияет на техническое и художественно-эмоциональное развитие обучающихся. Делается вывод: мотивация, педагогический показ и акт сотворчества (межличностного взаимодействия) - значимые педагогические условия наставничества, которые не только упорядочивают образовательную деятельность инструменталистов, но и влияют на ее ценностно-ориентационную, познавательную, коммуникативную, когнитивную, художественно-творческую составляющие. По предположению автора, педагогическая парадигма, касающаяся освоения музыкального произведения в пространстве 4D, герменевтический подход в построении интерпретационных концепций могут олицетворять инновационные технологии, позволяющие питать наставничество, обеспечивая эффективную реализацию реформирования и модернизации современного музыкального образования в классах инструменталистов.

Ключевые слова: наставничество, наставник, класс инструменталистов, учреждения профессионального музыкального образования, исполнитель-инструменталист, педагог, музыкальный инструмент

Наставничество, наставник - понятия, которые прочно укоренились в терминологии педагогики музыкального образования, исполнительства, в том числе инструментального. Передача знаний, умений, навыков подопечным, а также формирование их компетентностного потенциала, поиск осмысленных действий - во многом дело рук подлинного наставника. Передача положительного опыта, собственно научение осознанным и автоматизированным, рациональным и выразительным, свободным и художественно оправданным исполнительским действиям-движениям - прерогатива наставничества. Высокий уровень его востребованности, глубокие корни детерминантности, многогранность самого процесса обусловили целый ряд трудностей и сложностей, вытекающих из противоречивых характеристик, полифоничных структуры и содержания. Наставничество определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов, связь с трудовой деятельностью (педагогической, исполнительской, музыковедческой), смысл будущей профессии. Оно является «локомотивом» профессионального музыкального образования. Неслучайно 2023 год в стратегии образовательной политики РФ был объявлен Годом педагога и наставника. Вместе с тем природа наставничества до конца не исследована. Поэтому сегодня становится актуальным поиск образовательных моделей, принципов, педагогических условий, позволяющих организовывать и осуществлять процесс наставничества в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования на основе герменевтического подхода.

Объект исследования: подготовка исполнителей в учреждениях профессионального музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия и технологии наставничества в классе инструменталистов.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование наставничества в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования на основе герменевтического подхода.

Задачи исследования:

1. Определить структуру и содержание наставничества на понятийном и деятельно-предметном уровне.

2. Выявить основные педагогические условия и технологические подходы наставничества в классе инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования.

3. Установить основные трудности и сложности процесса «наставничество».

4. Определить перспективы исследования по избранной проблематике.

Наставничество, наставник как понятие и явление имеют глубокие исторические корни. На протяжении веков в каждое из них вкладывался различный смысл, изучение проходило порой в диаметральных плоскостях. Перечислим некоторые уровни трактовки дефиниции «наставник»:

- воспитатель и смотритель;

- передающий положительный опыт и проверяющий качество работы;

- осуществляющий педагогическое сопровождение и внедрение технологических инноваций;

- учитель и менеджер;

- мастер и просветитель;

- руководитель процесса дополнительного образования и экзаменатор;

- повышающий квалификацию учащихся и определяющий свободу их выбора;

- субъект сотворчества и «впередсмотрящий»;

- «гуру», «мэтр» и равноправный участник педагогического процесса;

- ответственный за коллектив учащихся и каждого в нем.

Анализ соответствующей словарно-терминологической базы является тому подтверждением. Так, в «Психолого-педагогическом словаре» (составитель Е.С. Рапацевич) отмечается, что «наставник - лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте (зачастую в ходе выполнения оплачиваемой работы). Теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формировании практических умений и навыков. Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера» [1, с. 480, 481]. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова гласит: «Наставник - учитель, руководитель, воспитатель» [2, с. 335]. В словаре «Профессиональное образование» (составитель С.М. Вишнякова) отмечено, что «наставник - высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники (молодые педагоги) могут получить совет или поддержку. Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения, составлять различные инструкции и задания учащимся, а также оценивать процесс и результаты деятельности молодого коллеги, реализуя лично им принятые установки. Деятельность наставника и его стиль становятся образцом» [3, с. 431].

Многогранность понятий «наставник», «наставничество» трудно не признать. В области профессионального музыкального образования наставник:

- руководитель курсов повышения квалификации, обеспечивающий освоение современных педагогических технологий подопечными;

- ведущий «мастер-класс»;

- осуществляющий обучение исполнителей в ассисентуре-стажировке;

- ответственный за педагогическую практику;

- передающий опыт научно-исследовательской деятельности;

- ответственный за расширение концертной практики;

- реализующий программу дополнительного высшего образования и т. д.

В области практики профессионального музыкального образования получило распространение мнение, которое утверждает, что наставник нужен в основном молодым специалистам, педагогам-исполнителям, повышающим квалификацию, аспирантам и соискателям, ведущим исследование (научное руководство, консультирование). Он как бы необходим для передачи опыта жаждущим музыкантам-исполнителям и только.

Вместе с тем научный анализ понятийно-терминологического поля показывает, что институт наставничества перманентно присутствует в системе профессионального музыкального образования, в частности - классов иполнителей-ин-струменталистов. Наставник - человек, наставляющий на путь истинный. В нем нуждаются все обучающиеся учреждений профессионального музыкального образования (от мала до велика). Учащимся музыкальных училищ (колледжей), вузов и ассистентам-стажерам (послевузовский уровень) - всем требуется педагог-наставник, мастер-воспитатель, руководитель-вдохновитель.

Важное педагогическое условие наставнической деятельности в классе инструменталистов - установка, которая обусловливает качество восприятия и освоения музыкального произведения, влияет на техническое и художественно-эмоциональное развитие обучающихся. Установка на эмоционально-чувственное, логико-конструктивное и комплексное восприятие, включающее два первых слагаемых, позволяет организовать образовательный процесс инструменталистов, не упуская детали, получая целостное представление о том, как важно осваивать сочинение в единстве формы и содержания, технического и художественно-образного, логико-конструктивного и эмоционально-чувственного, канонического и специфического, объективного и субъективного начал. Пример такого сложного комплексного единства необходим. Его должен и может показать наставник, закладывая в сознание своих подопечных необходимые установки. Пример наставника в достаточной степени «заразителен». Перечисленные единства должны стать «лейтмотивом» не только в рамках урока по специальному инструменту, но и во временном пространстве самостоятельной (домашней) работы, в русле подготовки к концертному выступлению, в условиях самореализации, самооценки, самопознания, самосознания, самоактуализации, саморазвития и самосовершенствования.

«Для того чтобы восприятие было адекватным, необходимо выбрать действенную установку на выделение, отбор и переработку информации. Нужно не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Установки играют решающую роль как в восприятии, так и в запоминании материала» [4, с. 310]. Уверенная игра наизусть, свободная работа с нотным текстом, осмысление каждого такта, звука-образа «запятой», отдельно взятого исполнительского действия-движения - итоги конкретных установок. Их организующую, направляющую роль трудно переоценить. Музыкальное произведение - всегда не до конца прочитанная «книга», территория смыслов. При этом осваивать сочинение в рамках личностной (субъективной) или надличностной (объективной) доминанты - важная целевая установка, определяющая качество и характер трактовки,

интерпретаторской линии. В достижении объективности исполнительских подходов значимость наставника, его мнение как авторитетного педагога, совет, показ достаточно велики.

Еще одно важное педагогическое условие наставнической деятельности в классе инструменталистов - формирование личностной мотивации подопечных. Обращение к интересной области знаний, собственная увлеченность наставника, его «заразительные» примеры не только активизируют личность исполнителя, но и позволяют создать обучающую среду, в которой поиск, эксперимент, «проба пера» представляют перманентную субстанцию. Все происходи «здесь и сейчас» (на рабочем месте), непосредственно в классе за инструментом и вне его. Мотивация - не только непрерывная движущая сила, но и состояние внутреннего мира молодого человека. Об этом справедливо высказывался П.М. Якобсон, обращая внимание на мотивацию как на внутренний посыл и деятельный вектор, определяющую порядок действий-движений [5]. Представление звуков-образов еще не дает полную картину, обеспечивающую наглядность и глубину исполнения. Лишь конкретные двигательно-слуховые и слухо-двигательные представления, всесторонний самоконтроль способны вывести инструменталиста на орбиту осмысленного и эмоционально наполненного исполнения. В данном случае наставник может выступать в роли «дирижера» и «режиссера», доброго и требовательного зрителя, а также - консультанта-эксперта.

Обучающиеся в учреждениях профессионального музыкального образования, достигая определенных высот, часто теряют ценностные ориентиры, не видя перспективы в совершенствовании исполнительского процесса. Здесь на помощь обязан прийти наставник, «открывающий глаза» подопечному, определяя близкую, среднюю и далекую перспективы развития его исполнительского потенциала.

Большую значимость в деле наставничества занимает педагогический показ для ученика инструментально-исполнительского класса. Помимо того, что он представляет наглядно-объяснительной (иллюстративно-коммуникативный) метод, в нем сосредотачиваются ценностно-ориентационный, познавательный, когнитивный, развивающий, художественно-творческий и собственно воспитательный функционалы. Наставник всегда оставляет за учеником право свободы выбора, показывая лишь пути возможных решений. Переплетение вариативности и образцовой демонстрации, целостности и фраг-ментальности, всеохватности и детализации, мотивационно-ориентационной направленности на личность и адаптированности к конкретным образовательным условиям - неотъемлемая атрибутика педагогического показа подлинного наставника.

Иллюстрируя то или иное техническое, художественное решение, педагог-наставник не только адресует его отдельно взятому ученику, но и старается вложить в его голову (сознание) идею, показать сам процесс достижения искомого результата. Говоря заранее о возможных трудностях и способах их преодоления, наставник превращает урок не только в «мастер-класс», но и погружает будущих специалистов в практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую самостоятельно осваивать ту или иную исполнительскую технологию, продуктивно (творчески) работать. Справедливо подчеркивал ГМ. Цыпин: «Особо яркое звучание приобрела проблема развития самостоятельности творческого мышления в наши дни; ее актуальность тесно связана с задачей интенсификации обучения, усиления его развивающего эффекта» [6, с. 356].

Положительный эффект имеет показ-исполнение наставника на инструменте подопечного, когда раскрываются не только общие горизонты технического, художественно-творческого развития, но и потенциал самого конкретного инструмента. Тембровые, штриховые, артикуляционные, интонационные решения в данном случае приобретают неотвратимую силу педагогического воздействия. «Культура звукоизвлечения должна представлять гармоничное сопряжение с природой музыкального инструмента, отвечать его возможностям» [7, с. 155]. Важно активному, увлеченному наставнику не скатиться на позиции «протори-тельной концепции», когда обучающийся «глух и нем», следует указаниям «патрона», воспринимая все рекомендуемое слепо и «безропотно». К подобному положению вещей «подталкивает» многосложность исполнительского процесса обучающихся инструменталистов (физиологический, психологический, технический, художественно-образный, творческий аспекты). «Трудность состоит в том, что достижение необходимого уровня владения музыкальным инструментом, интонационно чистым звукоизвлечением, ритмической точностью требует при традиционной методике обучения значительных усилий и времени для достижения необходимого художественного результата» [8, с. 23].

Целесообразная деятельность наставника - это во многом рождение сотворчества в контексте субъект-субъектных межличностных отношений. Приведем примеры педагогических формул, открывающих путь к подобному творческому взаимодействию между наставником и обучающимся инструменталистом:

- интерес, чувство - познание, оценка;

- пример-демонстрация - творческий поиск - пример-демонстрация;

- чувствовать - мыслить - действовать - мыслить - чувствовать;

- от самопроявления, самореализации, самоактуализации к самопознанию, самосознанию, самооценке, саморазвитию и самосовершенствованию;

- от базы идей через «мозговой штурм» к поиску замысла (пути воплощения идеи) к конкретным техническим и художественно-образным решениям, претворению задуманного.

Сотворчество - дефиниция, которая раскрывает важную составляющую наставничества. Необходимы не просто соучастие, обмен опытом, а планомерная совместная поисково-творческая работа в контексте возможностей, интересов подопечного и одновременно в русле канонического (традиционного), стилистически экологичного. В подобных педагогических условиях происходит гармоничное слияние личностно-творческого и надличностного начал. Обучающийся инструменталист, с одной стороны, нацеливается на углубленное освоение исполнительского опыта, планомерно изучает различные исполнительские школы и соответствующие педагогические принципы, с другой, призывая на помощь собственные слухо-двигательные представления, творческое воображение, самоконтроль, пытается строить звуки-образы, постигая искусство интерпретации. Ценностным является то, когда процесс осмысления, освоения музыкального произведения проходит в пространстве 4D (на уровне текста, подтекста, надтек-ста и контекста) [9; 10].

На основе изложенного выше следует заключить:

1. Наставничество в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования остается актуальной проблемой, требующей своего разрешения.

2. Понятие «наставник» многогранно и может представлять в системе профессионального музыкального образования следующие ракурсы осмысления: руководитель курсов повышения квалификации, обеспечивающий освоение современных педагогических технологий подопечными; педагог, ведущий «мастер-класс»; осуществляющий обучение исполнителей в ассисентуре-стажиров-ке; ответственный за педагогическую практику; передающий опыт научно-исследовательской деятельности; ответственный за расширение концертной практики; реализующий программу дополнительного высшего образования и т. д.

Библиографический список

3. Важное педагогическое условие наставнической деятельности в классе инструменталистов - установка, которая обусловливает качество комплексного восприятия и освоения музыкального произведения, влияет на техническое и художественно-эмоциональное развитие обучающихся.

4. Мотивация как значимое педагогическое условие наставничества - не только непрерывная движущая сила, но и состояние внутреннего мира подопечного. Мотивация имеет внутренний посыл и деятельный вектор, определяющие порядок действий-движений, уровень и качество внимания, слухо-двигательных представлений, самоконтроля.

5. Существенное место в деле наставничества занимает педагогический показ для ученика инструментально-исполнительского класса. Помимо того, что он представляет наглядно-объяснительной (иллюстративно-коммуникативный) метод, в нем сосредотачивается ценностно-ориентационный, познавательный, когнитивный, развивающий, художественно-творческий и собственно воспитательный функционалы.

6. Сотворчество - педагогическое условие, дефиниция, которая раскрывает важную составляющую наставничества. В обучении инструменталистов необходимы не просто соучастие, обмен опытом, а планомерная совместная поисково-творческая работа с учетом возможностей, интересов подопечного и одновременно - в русле канонического (традиционного), стилистически экологичного, надличностного.

7. Перспективы дальнейших исследований в контексте избранной проблематики могут быть связаны с повышением трудоспособности молодого поколения исполнителей-инструменталистов, рационализацией их самостоятельной работы, поиском потенциала творческого сознания и бессознательного.

1. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2006.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1986.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые слова, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.

4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2006.

5. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. Москва: Наука, 1969.

6. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2003.

7. Блок О.А. Исполнительская культура музыканта: аспекты анализа. Теория и методика профессионального образования в социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности: коллективная монография. Москва: МГИК. 2018: 149-158.

8. Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека через синтез искусств в пространстве педагогически организованной музыкальной среды. Искусствоведение. 2022; № 3: 17-25.

9. Блок О.А. К вопросу об освоении музыкального произведения в пространстве «4D». Музыковедение. 2019; № 6: 42-46.

10. Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классе инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 193-195.

11. Цалиев В.М. Психолого-педагогические особенности сотворчества преподавателя и студента в процессе обучения исполнительскому мастерству. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2003.

References

1. Rapacevich E.S. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. Minsk: Sovremennoe slovo, 2006.

2. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1986.

3. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye slova, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.

4. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika-XXI, 2006.

5. Yakobson P.M. Psihologicheskie problemy motivaciipovedeniya cheloveka. Moskva: Nauka, 1969.

6. Cypin G.M. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti: Teoriya ipraktika: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2003.

7. Blok O.A. Ispolnitel'skaya kul'tura muzykanta: aspekty analiza. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya v social'no-kul'turnojimuzykal'no-pedagogicheskojdeyatel'nosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: MGIK. 2018: 149-158.

8. Ukolova L.I. Vospitanie duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka cherez sintez iskusstv v prostranstve pedagogicheski organizovannoj muzykal'noj sredy. Iskusstvovedenie. 2022; № 3: 17-25.

9. Blok O.A. K voprosu ob osvoenii muzykal'nogo proizvedeniya v prostranstve «4D». Muzykovedenie. 2019; № 6: 42-46.

10. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klasse instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 193-195.

11. Caliev V.M. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti sotvorchestva prepodavatelya i studenta v processe obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2003.

Статья поступила в редакцию 11.09.23

УДК 37.012.3

Mansurova A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor of Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: nauka-v-vuze@rambler ru

Korina V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: vskorina@yandex.ru

Ma Jingwen, MA student, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

ORGANIZATION OF INTEGRATED VOCAL AND PIANO TRAINING: ANALYSIS OF RUSSIAN SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE. The article presents the results of a study on a problem of integrated vocal and piano teaching organization in the Chinese educational institutions. Recently, in China, the demand for music education has been increasing and the popularity of piano and vocal art has been growing, naturally forming the need for musicians-teachers with appropriate qualifications. In parallel with this trend, an integrative approach to teaching related disciplines is becoming a priority in the general education system of the People's Republic of China, the demand for integrated educational courses and the design of integrated lessons is growing. Taking into account these trends, the authors of the article consider the integrative approach as the most effective and promising methodological basis for organizing vocal and piano training at the initial stage. Based on the analysis of multiannual Russian theoretical and methodological experience, the possibilities of organizing integrated vocal and piano training at the methodological, theoretical and methodological, structural and content, program-didactic, resource-technological and organizational-activity levels were determined.

Key words: higher music pedagogical education, music pedagogy, primary music education, professional musician training, vocal, piano, integrative approach, integration in education, integrated learning, integrated lesson, integrated vocal and piano training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.