Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА'

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / педагогика / музыкально-инструментальное исполнительство / обучающийся / студент / высшее образование / музыкально-образовательный процесс / potential / pedagogy / musical and instrumental performance / student / student / higher education / musical and educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Блок

В статье обосновывается актуальность поиска потенциала современной вузовской педагогики музыкально-инструментального исполнительства. Анализируется понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблематики. Выявляется тот факт, что основной педагогический ресурс в классах обучающихся инструменталистов сосредоточен в оптимальном использовании гармоничного сочетания традиционного и новационного, канонического и оригинального, «живого» и «информационно-цифрового», прямого и косвенного начала, а также включенного и опосредованного методического сопровождения, офлайн и онлайн обучения в целом. Ресурс педагогики музыкально-инструментального исполнительства высшей школы заключается в умении применять положительный опыт традиционной (знаниевой) и новационной (компетентностной) образовательных парадигм. Подчеркивается мысль о том, что лишь пристальная, скрупулезная, детально-предметная работа педагога способна «зажечь огонь» в сердцах и умах студентов. Дистанционное обучение в сочетании с прямой, включенной в реальное образовательное пространство педагогической деятельностью, активными субъект-субъектными офлайн-отношениями, могут представлять полноценный, качественный потенциал класса инструменталистов высшей школы. Необходимость прямого, включенного педагогического субъект-субъектного взаимодействия в офлайн режиме продиктовано сложным комплексом, определяющим единство психофизиологического, технического и художественно-творческого начала в музыкально-инструментальном исполнительстве студентов и спецификой эргономических качеств и свойств самих инструментов. Изучаемые вопросы представляют перспективную разработку в музыкально-педагогической отрасли научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF MODERN UNIVERSITY PEDAGOGY OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE

The article substantiates the relevance of the search for the potential of modern university pedagogy of musical and instrumental performance. The article analyzes the conceptual and terminological apparatus of the studied problems. The author reveals the fact that the main pedagogical resource in the classes of studying instrumentalists is concentrated in the optimal use of a harmonious combination of traditional and innovative, canonical and original, “live” and “information-digital”, direct and indirect, as well as included and indirect methodological support, offline and online learning in general. The resource of pedagogy of musical and instrumental performance of higher education is the ability to apply the positive experience of traditional (knowledge) and innovative (competence) educational paradigms. The author emphasizes the idea that only close, meticulous, detailed work of a teacher can motivate students. Distance learning in combination with direct pedagogical activity included in the real educational space, active subject-subject offline relationships, can represent a full-fledged, high-quality potential of the class of instrumentalists of higher school. The need for direct, inclusive pedagogical subject-subject interaction in offline mode is dictated by a complex that determines the unity of the psychophysiological, technical and artistic-creative principle in the musical and instrumental performance of students and the specifics of the ergonomic qualities and properties of the instruments themselves. The questions under study represent a promising development in the musical and pedagogical branch of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

6. Majkovskaya L.S., Svetlanova V.I. Formirovanie ispolnitel'skogo apparata skripacha v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: psihofiziologicheskij podhod. Iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 4 (120): 79 - 85.

7. Klimaj E.V. Osobennosti nachal'nogo obucheniya vzroslyh muzykal'nomu iskusstvu. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2010; № 3 (37): 107 - 110.

8. Blok O.A. Muzykal'no-instrumentaínoe ispolnitel'stvo detej: aspekty analiza. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2018; № 2: 1 - 9.

9. Guzovskaya A.S., Chervatyuk PA. Korrekcionnyj potencial 'estradnogo vokala v reshenii rechevyh i psiho'emocional'nyh problem. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2019; № 10-2: 341 - 344.

10. Klimaj E.V. Muzicirovanie kak put' samopoznaniya sovremennogo cheloveka. Cennosti i smysly. 2011; № 6 (14): 32 - 38.

11. Sobol'kova Yu.S., Blok O.A. Model' formirovaniya motivacii detej k muzykal'nym zanyatiyam v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: kompleksnyj podhod. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 4 (114): 170 - 178.

12. Majkovskaya L.S., Semenova O.V. Sinergeticheskie osnovy formirovaniya informacionnogo kanala golosa kak otkrytoj biosistemy. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 4 (114): 163 - 169.

13. Majkovskaya L.S., Mavrodina Yu.N. Model' formirovaniya professional'noj gotovnosti uchitelya muzyki k konstruktivno-proektirovochnoj deyatel'nosti. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 3 (113): 95 - 104.

14. Chervatyuk P.A., Konovalova Yu.A. Analiz programmno-metodicheskoj bazy dlya organizacii slushaniya muzyki v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Rossii. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. 2019; № 16: 116 - 121.

15. Blok O.A. Model' muzykal'no-ispolnitel'skih dejstvij-dvizhenij instrumentalistov kak produkt nauchnogo poiska. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

Статья поступила в редакцию 08.04.21

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

THE POTENTIAL OF MODERN UNIVERSITY PEDAGOGY OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE. The article substantiates the relevance of the search for the potential of modern university pedagogy of musical and instrumental performance. The article analyzes the conceptual and terminological apparatus of the studied problems. The author reveals the fact that the main pedagogical resource in the classes of studying instrumentalists is concentrated in the optimal use of a harmonious combination of traditional and innovative, canonical and original, "live" and "information-digital", direct and indirect, as well as included and indirect methodological support, offline and online learning in general. The resource of pedagogy of musical and instrumental performance of higher education is the ability to apply the positive experience of traditional (knowledge) and innovative (competence) educational paradigms. The author emphasizes the idea that only close, meticulous, detailed work of a teacher can motivate students. Distance learning in combination with direct pedagogical activity included in the real educational space, active subject-subject offline relationships, can represent a full-fledged, high-quality potential of the class of instrumentalists of higher school. The need for direct, inclusive pedagogical subject-subject interaction in offline mode is dictated by a complex that determines the unity of the psychophysiological, technical and artistic-creative principle in the musical and instrumental performance of students and the specifics of the ergonomic qualities and properties of the instruments themselves. The questions under study represent a promising development in the musical and pedagogical branch of scientific knowledge.

Key words: potential, pedagogy, musical and instrumental performance, student, student, higher education, musical and educational process.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф,. Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

В статье обосновывается актуальность поиска потенциала современной вузовской педагогики музыкально-инструментального исполнительства. Анализируется понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблематики. Выявляется тот факт, что основной педагогический ресурс в классах обучающихся инструменталистов сосредоточен в оптимальном использовании гармоничного сочетания традиционного и новационного, канонического и оригинального, «живого» и «информационно-цифрового», прямого и косвенного начала, а также включенного и опосредованного методического сопровождения, офлайн и онлайн обучения в целом.

Ресурс педагогики музыкально-инструментального исполнительства высшей школы заключается в умении применять положительный опыт традиционной (знаниевой) и новационной (компетентностной) образовательных парадигм. Подчеркивается мысль о том, что лишь пристальная, скрупулезная, детально-предметная работа педагога способна «зажечь огонь» в сердцах и умах студентов.

Дистанционное обучение в сочетании с прямой, включенной в реальное образовательное пространство педагогической деятельностью, активными субъект-субъектными офлайн-отношениями, могут представлять полноценный, качественный потенциал класса инструменталистов высшей школы.

Необходимость прямого, включенного педагогического субъект-субъектного взаимодействия в офлайн режиме продиктовано сложным комплексом, определяющим единство психофизиологического, технического и художественно-творческого начала в музыкально-инструментальном исполнительстве студентов и спецификой эргономических качеств и свойств самих инструментов. Изучаемые вопросы представляют перспективную разработку в музыкально-педагогической отрасли научного знания.

Ключевые слова: потенциал, педагогика, музыкально-инструментальное исполнительство, обучающийся, студент, высшее образование, музыкально-образовательный процесс.

XXI век информационных технологий, искусственного интеллекта накладывает свой отпечаток на сознание человека, его деятельностную структуру. Идут процессы реформирования, модернизации системы профессионального музыкального образования, совершенствования компьютерных программ, унификации художественно-педагогической работы, осуществляется переход на онлайн-обучение, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования четвертого поколения и т.п. В связи с этим, появляется угроза «забвения» активных субъект-субъектных отношений, «живого» общения, отхода от личностно-ориентированного обучения, игнорирования эвристического погружения, «дискриминации» самой сути духовно-творческого развития музыкантов-исполнителей в классах инструменталистов.

Еще мыслители различных эпох подчеркивали значимость прямого педагогического общения, диалога, продвигающего человека к познанию истины: «Хорошими людьми становятся больше от душевного общения, упражнения, чем от природы» (Демокрит); «блажен, кто ничего не знает, он не рискует быть непонятым» (Конфуций); «в сутолоке каждого дня есть истинный Путь, когда люди могут, не кривя душой, общаться, глядя друг другу в глаза, и видеть в собеседнике лучшие качества» (Хун Цзычэн); «не мыслям надобно учить, а мыслить» (И. Кант); «легко следовать за тем, кто правильно идет впереди» (Я.А. Каменский); «только

ум может долгое время питать другой ум, в одиночестве творить невозможно» (Стендаль) [1, с.624].

«Сегодня есть опасения ухода от личностно-ориентированного обучения, так как идет сокращение аудиторных занятий, увеличение самостоятельной работы, переход на проверку знаний с помощью тестов (ЕГЭ, интернет-экзамены), а это означает ограничение субъект-субъектного общения преподавателя и студента.

Это стимулирует поиск преподавателями личностно-ориентированных технологий. Преподаватель, руководствуясь собственной интуицией, ведет студентов к решению педагогических задач, используя традиционные и нетрадиционные технологии развития творческой личности, по мере возможностей, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, уровень предварительной подготовки.

Теоретики и практики, исследующие проблемы подготовки специалистов, адаптацию выпускников к новым условиям труда, отмечают необходимость гуманизации технологий обучения в вузе.

И это не случайно, так как современные технологии образовательного процесса вызывают у студентов психоэмоциональное напряжение, нередко приводят к неврозам, что не только снижает продуктивность обучения, но и в будущем осложняет процесс адаптации к работе с людьми» [2, с. 37].

Классы инструменталистов сегодня все в большей степени олицетворяют разомкнутое пространство, состоящее из онлайн занятий, дистанционных зачетов, экзаменов, тестовых заданий и т.п. Переходы из режима онлайн в - офлайн не добавляют оптимизма и свидетельствуют о неподготовленности к этому процессу многих обучающихся и педагогов. Происходит формализация компонентов образовательной среды вуза. Новая компетентностная парадигма, ФГОС четвертого поколения только начинают приживаться на почве традиционного отечественного музыкального образования. Они, проходя «шторма» реформирования, модернизации, осложняют сложившуюся проблемную ситуацию. Вспоминается известный тезис: «Упаси бог жить в эпоху перемен».

Вместе с тем понятие «класс» позиционируется педагогами-музыкантами не только как важная организационно-предметная «субстанция», но и воплощение духовно-творческого потенциала подопечного и мастера-художника, интерпретатора-ученика и наставника. Не случайно Л.Е. Слуцкая подчеркивала: «Понятие «класс» мы рассматриваем как художественно-образовательное пространство, воплощающее определенную художественно-эстетическую парадигму, в рамках которой происходит творческое становление личности каждого из учащихся в этом классе. То есть «класс» - это особая категорий, не столько количественная, отображающая художественно-эстетические и духовно-нравственные идеалы того или иного Мастера и его учеников» [3, с. 7, 8].

Используя современные компьютерные технологии (КТ), важно не «засушить», не разрушить процессы, направленные на развитие семи «самостей» обучающихся инструменталистов: самопроявления, самореализации, самопознания, самосознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования. Самоизоляция, связанная с пандемией, продолжительные развернутые гастрольные графики педагогов-исполнителей, соответствующая организационно-образовательная сумятица, повальная государственная аккредитация музыкально-образовательных учреждений способствуют формализации художественно-педагогического процесса, разрыву коммуникативных связей, падению качества обучения в целом. Целая плеяда ученых, разрабатывающих компе-тентностную парадигму отечественного образования (И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, И.Э. Смирнова, А.В. Спирин, М.Н. Филатов, Н.Д. Хмель и др.), обращала внимание на ее значимую доминанту в виде коммуникативной составляющей. Многие исследователи осуществляют дальнейшую разработку этого направления. Так, Л.П. и С.В. Илларионовы обращали внимание на то, что «достижение своей самодостаточности является ключевым мотивационным фактором для развития потенциала студента - будущего педагога, а в отношении развития коммуникативной компетентности выступает основным аргументом.

Коммуникативная компетентность студента творческого вуза понимается как интегративное профессионально-личностное качество, включающее комплекс практически реализуемых навыков взаимодействия с обществом, определяемое социальной средой и приобретаемое в процессе личностного развития (саморазвития), а также способности и умения личности выражать свою социальную позицию через деятельность, проявляющуюся в ее социально-творческой активности и всесторонней самореализации в социуме» [4, с. 100].

В современных музыкально-образовательных условиях гармоничное сочетание традиционного и новационного, канонического и оригинального, «живого» и «информациооно-цифрового», прямого и косвенного начала, а также включенного и опосредованного методического сопровождения, офлайн и онлайн обучения в целом представляется наиболее оптимальным. В этом ключе Н.А. Ларина замечала: «При использовании информационных технологий образовательная коммуникация реализуется с помощью электронных информационных средств, технических каналов. Поэтому многие аспекты непосредственного общения субъектов остаются за рамками взаимодействия, поскольку затруднена передача эмоциональных состояний, обмен чувствами, размышлениями субъектов, поиск ответов на сложные вопросы; возникают проблемы формирования межличностных отношений. Вместе с тем следует понимать, что общение по техническим каналам - это новый профессиональный инструмент педагогов, который необходимо осваивать, осознавая его достоинства и недостатки, чтобы научиться эффективно и грамотно его использовать» [5].

Ресурс педагогики инструментального исполнительства, во многом, заключается в умении использовать накопленный положительный опыт традиционной («знаниевой») и новационной («компетентностной») образовательных парадигм.

В современных «демократических» (дистанционных) условиях музыкального образования обучающийся инструменталист не должен ощущать себя «брошенным», оставленным один на один со своими проблемами. Видео-инструкции, мультимедийное методическое сопровождение, гибкая система контроля за выполнением домашних заданий (от блиц-опросов, тестовых заданий до просмотра показов самостоятельных видео-занятий, прослушивания видеозаписей учебного и концертного репертуара), оперативное знакомство через интернет-порталы, специализированные контенты с исполнителями-мастерами должно стать нормой. Действительно, дистанционное обучение имеет достаточно продолжительную практику применения и соответствующий положительный опыт [6]. Так, В.Н. Гоптарев приводил «примеры применения музыкально-педагогической технологии развития системы музыкальных знаний на уроке по специальности у исполнителей-инструменталистов.

С учетом состава и структуры знаний, необходимых для учащегося на данном этапе, проводится их предварительная диагностика. Далее ему сообщается

часть необходимых знаний, рекомендации по поиску источников знаний, намечаются аспекты их изучения и предъявляются требования к качеству. Намечается срок проверки задания. Необходимое требование к технологии - точный перечень знаний, определение структуры заданий, примерные сроки их выполнения. Педагог может во время занятий широко использовать воспроизводящую аппаратуру, компьютерные программы и объяснять, каким образом и почему другие исполнители используют те аспекты знаний, о которых речь шла на уроке. Возможные формы контроля - тест, видео-прослушивание» [7, с. 264].

Однако, практика музыкального образования инструменталистов показывает на безоговорочное применения мультимедийных, дистанционных технологий лишь в области освоения дисциплин историографического, теоретико-методического циклов. Приобретение же узкопрофессиональных компетенций требует комплексного подхода, базирующегося на достижениях прошлого и настоящего, «живых», очных коммуникаций и их мультимедийных, дистанционных «братьев» и «сестер».

Звуковая, исполнительская коммуникация требует часто прямого, включенного педагогического наблюдения, порой оперативного показа с детализированной демонстрацией, например, работы пальцев, положения пясти, запястья, соотношения движений кисти, предплечья и плеча, определенных групп мышц и т.д. Сложная физиологическая конструкция исполнительского аппарата инструменталиста призывает быть субъектов коммуникации не только внимательными и предельно собранными, но и хорошо чувствующими друг друга на уровне ощущений (качество осязаемости, тактильности), действий-движений (действий-смыслов, действий-стимулов, действий-переживаний, действий-воплощений). Кинестетические движения, их пространственно-временное оформление и, в связи с этим, отработка исполнительских приемов звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука, способов рождения звука (например, нажим, удар, толчок) - важные тактические задачи, стоящие перед обучающимся инструменталистом.

«Эргономичность музыкального инструмента» - понятие, во многом, определяющее его качества и свойства, которые преломляются в исполнительских возможностях играющего на нем. Эффективная реализация эргономического потенциала инструмента в исполнительском искусстве студента возможна лишь при личном непосредственном участии педагога-наставника. Так, Цзо Цянь указывает, что «в базовой теории эргономики, понимаемой как наука о приспособлении рабочих мест, предметов труда для их безопасного и эффективного применения, исходя из физических и психологических особенностей человеческого организма, концептуализация субъект-объектных отношений производится в поле понятий «человек-машина» и «машина-человек», что делает проблему несколько более узкой и почти совершенно лишает нас возможности исследовать в феноменологическом русле эргономику столь сложных комплексных объектов, каковыми, вне всякого сомнения, являются музыкальные инструменты.

Существующие клавиатуры музыкальных инструментов - это продукт сложной деятельности человека в процессе исторического развития мировой музыкальной культуры. Клавиатуры претерпевали конструктивные изменения, которые диктовались музыкально-эстетическими потребностями эпох, развитием творчества и исполнительства» [8, с. 72].

Действительно, особый вопрос о необходимости офлайн присутствия педагога на уроке связан не только с физиологией исполнительского аппарата отдельно взятого ученика, но и с эргономикой конкретного вида, типа инструмента, а также со спецификой отдельных его экземпляров. Например, среди скрипок бывают инструменты, с хорошо звучащим баском (4-я струна - соль малой октавы) и относительно тусклым средним и высоким регистрами. Порой краску инструмента в значительной степени составляет первая струна, олицетворяя блеск потенциального звучания. Редко встречаются скрипки со сбалансированным, одинаково ровным, красивым звучанием во всех регистрах. Такие инструменты, как правило, принадлежат выдающимся мастерам и являются значимыми объектами мировой музыкальной культуры.

Со всей «непохожестью», специфичностью, конструкторскими нововведениями конкретного инструмента не только следует познакомить обучающегося, но и постоянно оказывать очное консультирование, педагогическую и методическую поддержку в поиске выразительных средств, соответствующих исполнительских действий-движений (рациональных, целенаправленных, независимых, скоординированных, управляемых, концептуально обоснованных). Все это представляет серьезную, кропотливую работу, требующую большой работоспособности, самоотдачи от инструменталиста. Пристальный взгляд педагога-наставника, хорошо чувствующего внутреннее состояние подопечного и имеющего четкие представления о его исполнительских возможностях (сильные и слабые стороны, стоящие трудности, сложности, пути их преодоления) и эргономических свойствах инструмента, - важные педагогические условия. Ощущения «родственного плеча», оказание профессиональной поддержки в решении исполнительских задач становятся эффективными в силу прямого педагогического взаимовлияния в классе, которое рождает новый продукт - исполнителя-мыслителя, мастера, художника, педагога-музыканта.

«Слиться» с инструментом, изучить «характер», «понять» душу феномена, научиться управлять им в естественном режиме помогает знание его эргономических свойств. Получение подобного опыта предполагает непосредственное участие педагога в реальном месте, в учебное время. Только с глазу на глаз, «чувствуя дыхание» друг друга, ощущая настрой всего организма обучающегося,

наблюдая его реакции в «прямом эфире», можно помочь мобилизоваться исполнителю, «найти», понять, услышать себя, осознать всю проблемность и перспективность своего развития.

Например, нахождение опорных точек для студента-инструменталиста, моменты, связанные с напряжением и расслаблением мышц, активностью и инертностью, а также амплитудой исполнительских действий-движений на разных инструментах иные, имеют различную степень преломления. Сделать процесс исполнения удобным и рациональным, адекватным возможностям инструмента и хорошо управляемым во многом помогает знание его эргономических свойств, освоение которых является наиболее продуктивным в рамках прямого общения с педагогом. Когда педагог непосредственно может принять участие в корректировке исполнительского процесса на физиологическом, техническом, психологическом уровне, тогда и рождается самостоятельный художественно-творческий продукт в виде интерпретации, достойного варианта исполнения, демонстрационной записи, реального концертного выступления и т.д.

На основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1. Поиск потенциала современной вузовской педагогики музыкально-инструментального исполнительства представляет актуальную проблему.

2. Основной педагогический ресурс в классах студентов-инструменталистов сосредоточен в оптимальном использовании гармоничного сочетания традиционного и новационного, канонического и оригинального, «живого» и «информационно-цифрового», прямого и косвенного начала, а также включенного и опосредованного методического сопровождения, офлайн и онлайн обучения в целом.

Библиографический список

3. Ресурс педагогики музыкально-инструментального исполнительства высшей школы заключается в умении применять положительный опыт традиционной (знаниевой) и новационной (компетентностной) образовательных парадигм.

4. Дистанционное обучение в сочетании с прямой, включенной в реальное образовательное пространство педагогической деятельностью, активными субъект-субъектными отношениями, может представлять полноценный качественный потенциал класса инструменталистов высшей школы.

5. Необходимость прямого, включенного педагогического субъект-субъектного взаимодействия в офлайн режиме продиктовано сложным комплексом, определяющим единство психофизиологического, технического и художественно-творческого начала в музыкально-инструментальном исполнительстве студентов и спецификой эргономических качеств и свойств самих инструментов.

Рассматриваемая проблематика представляет одно из перспективных направлений в области педагогики музыкального исполнительства. Она требует не только пристального внимания со стороны научного сообщества, но и предполагает наличие целостной разработки, направленной на модернизацию музыкально-образовательного процесса в классах инструменталистов с учетом современных реалий информационного пространства. Узкопрофильные дисциплины, такие как «Специальный инструмент», «Дирижирование», «Класс ансамбля», «Класс оркестра» должны стать объектом специализированных научных исследований, определяющих дальнейший ход реформирования отрасли образования.

1. Антология мудрости. Москва: Вече, 2005.

2. Христидис Т.В. Технология обучения в вузах культуры и искусств: проблема гуманизации. Культура образования и образование в сфере культуры: сборник статей. Москва: МГУКИ, 2012: 37 - 39.

3. Слуцкая Л.Е. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность: монография. Москва: МГК им. П.И. Чайковского, 2010.

4. Илларионова Л.П., Илларионов С.В. Коммуникативная компетентность специалиста художественно-творческой сферы и пути ее формирования в вузе. Теория и методика профессионального образования, социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности: коллективная монография. Москва: МГИК, 2020: 95 - 112.

5. Ларина Н.А. Формирование информационной культуры студента в контексте становления гражданского общества. Ресурсы гражданского образования. Учебно-методический комплекс: сборник статей, программы, литература. Москва, 2015: 133 - 136.

6. Хусаинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования. Педагогика и просвещение, 2014; № 4: 30 - 41.

7. Гоптарев В.Н. Технологии в музыкальном образовании: Структура, специфика, классификации. Казань: КГК им. Н.Г Жиганова, 2009.

8. Цзо Ц. Эргономические основы различных конструкций клавиатур музыкальных инструментов. Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012; № 10 (18). Available at: www.sisp.nkras.ru = Modem Studies of Social Issues

References

1. Antologiya mudrosti. Moskva: Veche, 2005.

2. Hristidis T.V. Tehnologiya obucheniya v vuzah kul'tury i iskusstv: problema gumanizacii. Kultura obrazovaniya i obrazovanie v sfere kul'tury: sbornik statej. Moskva: MGUKI, 2012: 37 - 39.

3. Sluckaya L.E. Pedagog-muzykant v otechestvennoj sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost': monografiya. Moskva: MGK im. P.I. Chajkovskogo, 2010.

4. Illarionova L.P., Illarionov S.V. Kommunikativnaya kompetentnost' specialista hudozhestvenno-tvorcheskoj sfery i puti ee formirovaniya v vuze. Teoriyaimetodikaprofessional'nogo obrazovaniya, social'no-kul'turnojimuzykal'no-pedagogicheskojdeyatel'nosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: MGIK, 2020: 95 - 112.

5. Larina N.A. Formirovanie informacionnoj kul'tury studenta v kontekste stanovleniya grazhdanskogo obschestva. Resursy grazhdanskogo obrazovaniya. Uchebno-metodicheskij kompleks: sbornik statej, programmy, literatura. Moskva, 2015: 133 - 136.

6. Husainov T.M. Istoriya razvitiya i rasprostraneniya distancionnogo obrazovaniya. Pedagogika iprosveschenie, 2014; № 4: 30 - 41.

7. Goptarev V.N. Tehnologii v muzykal'nom obrazovanii: Struktura, specifika, klassifikacii. Kazan': KGK im. N.G. Zhiganova, 2009.

8. Czo C. 'Ergonomicheskie osnovy razlichnyh konstrukcij klaviatur muzykal'nyh instrumentov. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; № 10 (18). Available at: www.sisp.nkras.ru = Modem Studies of Social Issues

Статья поступила в редакцию 10.04.21

УДК 378

Maykovskaya L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: maykovskaya@gmail.com

Kodintseva D.Yu., postgraduate, teacher of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: dashak007@mail.ru

TECHNIQUES AND METHODS OF PROBLEM-BASED LEARNING IN PIANO PEDAGOGY. The article substantiates the idea of applying some techniques and methods of problem-based learning to piano pedagogy. In problem-based learning a set of methods, techniques and actions is aimed at effective assimilation of knowledge and skills by students through their active mental activity. The development of a musical instrument is treated as a continuous process of conscious search and application of professional knowledge and skills, as well as the continuous development of creative thinking. Despite the fact that the elements of problem-based learning are somehow present in all the most authoritative piano schools, a special study of the principles of problem-based learning of pianists at different stages of mastering a musical instrument has not yet been conducted. Nevertheless, the main musical and performing problems need careful analysis and the search for the most rational ways to solve them.

Key words: problem-based learning, piano, problem pedagogy, music and performance problems, learning to play piano, problem method, educational problem.

Л.С. Майковская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва,

E-mail: maykovskaya@gmail.com

Д.Ю. Кодинцева, соискатель, Московский государственный институт культуры, преп., Военный университет МО РФ, г. Москва,

E-mail: dashak007@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.