Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 150-155. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):150-155. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377.1
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА ПЕРВОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Екатерина Владиславовна Соколова1, [email protected] Ольга Владимировна Лихонина2, [email protected]
12 Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко, Магнитогорск, Челябинская область, Россия
Аннотация. Рассмотрен вопрос использования проекта наставничества «Кураторы-студенты» как инструмента оптимизации процесса адаптации студентов первого курса ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко».
В работе представлены этимология и определение процесса адаптации, раскрыты его особенности в условиях колледжа. Внимание уделяется существующим проблемам адаптации и способам их решения. Основное содержание исследования — описание механизма реализации проекта «Кураторы-студенты», функции наставников и анализ полученных за семь месяцев функционирования результатов. Авторы приходят к выводу, что реализация проекта позволила снизить срок адаптации студентов-первокурсников с шести до четырех месяцев, улучшить надпрофессиональные навыки наставников, включить в проект компоненты самоопределения первокурсников через систему поддержки, информирования о профессиональной деятельности более включенных в нее наставников.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, оптимизация, адаптация, наставничество, куратор-студент, первокурсник
Для цитирования: Соколова Е. В., Лихонина О. В. Наставничество как инструмент совершенствования процесса адаптации студента первого курса профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С.150-155.
Original article
MENTORING AS A TOOL FOR IMPROVING THE PROCESS OF ADAPTATION OF A FIRST-YEAR STUDENT OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Ekaterina V. Sokolova1, [email protected] Olga V. Likhonina2, [email protected]
12 Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia
Abstract. The issue of using the mentoring project "Curators-students" as a tool for optimizing the process of adaptation of first-year students of the Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko. The paper presents the etymology and definition of the adaptation process, reveals its features in a college environment. Attention is paid to the existing problems of adaptation and ways to solve them. The main content of the study is a description of the mechanism for implementing the project "Curators-students", the functions of mentors and an analysis of the results obtained over the seven months of operation. The authors come to the conclusion that the implementation of the project made it possible to reduce the period of adaptation of first-year students from six to four months, improve the over-professional skills of mentors, include in the project components of self-determination of first-year students through a support system, informing about the professional activities of more mentors included in it.
© Соколова Е. В., Лихонина О. В., 2023
Keywords: professional educational organization, optimization, adaptation, mentoring, curator-student, freshman
For citation: Sokolova EV, Likhonina OV. Mentoring as a tool for improving the process of adaptation of a first-year student of a professional educational organization. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):150-155. (In Russ.).
Введение
Адаптация студентов первого курса — актуальный вопрос педагогики и психологии. Особое место занимает проблема адаптации студентов профессиональных образовательных организаций, что обусловлено трудностью перехода ребенка из школы в колледж. Не каждый новоявленный студент может справиться со сложностями подобного плана без помощи родителей, педагогов, психологов. Новые условия, повышенная нагрузка — все это создает условия для ухудшения психофизического состояния первокурсников, снижения успеваемости и мотивации к получению профессии или специальности. Сложности в адаптации могут негативно сказаться в будущем на становлении специалиста и его личностном развитии.
Материалы и методы исследования
В статье мы применяли следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме, изучение, анализ и обобщение, наблюдение за деятельностью первокурсников, а также описательный метод.
Ключевым в исследовании является процесс адаптации, поэтому, на наш взгляд, в первую очередь необходимо подробно остановиться на его определении, которых на сегодняшний день существует достаточно большое количество. Рассмотрим отдельные.
Термин «адаптация» (от позднелатинско-го ad — «к», aptus — «пригодный, удобный», aptatio — «приглаживание», adaptation — «приспособление») был введен в научный оборот во второй половине XIX в. (1865) Г. Аубер-том для обозначения повышения и понижения световой чувствительности при изменениях освещенности (световая и темновая адаптация). В терминологии Г. Ауберта адаптация стала означать описание приспособительных процессов в природном мире, причем корни учения об адаптации уходят в труды Ж.-Б. Ла-марка [1]. Внимание процессу адаптации в своих работах уделяли Ч. Дарвин, Ж. Пиаже, Г. Се-лье, З. Фрейд, Х. Хартманн.
В отечественной психологии адаптация стала рассматриваться с появлением теории предметной деятельности А. Н. Леонтьева
(1920-1930-е гг.) [2]. Определение этого процесса в разное время в своих работах предлагали П. К. Анохин, Ф. Б. Березин, В. П. Казначеев, В. Г. Асеев, Г. А. Балл, А. А. Налчаджан, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Ша-дриков.
Наиболее предметно-ориентированным, на наш взгляд, является определение П. Г. Белкина, согласно которому «адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса» [3].
Стоит отметить, что в условиях образовательной организации адаптация проходит по трем формам:
- формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям и своим обязанностям;
- общественная, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
- дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже [4; 5].
С учетом вышесказанного под понятием «адаптация» мы предлагаем понимать следующее: адаптация студентов первого курса представляет собой процесс приспособления вчерашнего школьника к учебно-воспитательному процессу колледжа, когда его потребности, цели равнозначны требованиям колледжа и способствуют обучению и воспитанию конкурентоспособного специалиста, и протекает по трем формам: формальная, дидактическая, общественная.
Результаты исследования и их обсуждение
Процесс адаптации, как мы отметили выше, касается практически всех выпускников школ, а особенно тех, кто выбирает профессиональные образовательные организации.
Так, в ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» ежегодно поступает более 500 обучающихся (в основном из школ города Магнитогорска,
около 30 % являются выпускниками школ, расположенных на территории Челябинской, Оренбургской областей, Республики Башкортостан). Все обучающиеся имеют разный уровень психофизического развития.
В течение 2021/22 учебного года проводился анализ адаптации студентов набора 2021 г Процесс начинался со знакомства с группой, куратором, администрацией, преподавателями. Далее происходил сбор информации, формирование коммуникативных потоков, знакомство с профессией, историей и локальными документами колледжа. Описанные выше этапы относятся к формальной адаптации. Общественная адаптация была представлена включением обучающихся в общественную жизнь колледжа, формированием студенческого совета. А подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже, их самоопределе-
После анализа коренных причин и способов их нивелирования было принято решение, что инструментом оптимизации процесса адаптации студентов первого курса может выступать наставничество. Так, с августа 2022 г. В ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» реализуется проект «Кураторы-студенты», основной идеей которого является оптимизация процесса адаптации студентов-первокурсников путем прикрепления
ние являлись дидактической формой адаптации. Весь цикл занял шесть месяцев.
По ходу этого процесса были обнаружены следующие проблемы, тормозящие адаптацию студента-первокурсника к новым условиям колледжа:
1) низкая степень цифровой грамотности преподавателей-кураторов, не позволяющая быстро работать с информацией;
2) низкая включенность кураторов-преподавателей в подготовку и участие курируемой группы в мероприятиях;
3) продолжительное формирование доверительных отношений в паре «куратор — студент»;
4) куратор первого курса чаще всего преподаватель общеобразовательных дисциплин и не включен в профессию/специальность.
Были выявлены коренные причины проблем и предложены способы их решения (табл. 1).
куратора-студента к группе первого курса и реализации наставничества по форме «студент — студент».
Куратор-студент — это в основном студент второго курса, назначенный заместителем директора по воспитательной работе, обладающий организаторскими и лидерскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, принимающий активное участие в деятельности образовательной организации,
Таблица 1
Анализ проблем адаптации студентов первого курса ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко»
Проблема Коренная причина Способ решения
Низкая степень цифровой грамотности преподавателей-кураторов, не позволяющая быстро работать с информацией Быстрый прогресс в сфере 1Т, тенденция к переходу всех процессов в цифровую среду Обучение по программам повышения квалификации, связанным с цифровизацией; подключение волонтера-студента, владеющего современными технологиями
Низкая включенность кураторов-преподавателей в подготовку и участие курируемой группы в мероприятиях Отсутствие времени у кураторов на подготовку к мероприятиям различных на-правленностей Создание «окон» в расписании, выделенных для подготовки к мероприятиям; подключение волонтера-студента, оказывающего помощь в подготовке к мероприятиям
Продолжительное формирование доверительных отношений в паре «куратор — студент» Разрыв поколений (проблема «отцов и детей») Проведение семинаров в формате студент — педагог, в рамках которых студенты познакомят педагогический коллектив с современными тенденциями
Куратор первого курса чаще является преподавателем общеобразовательных дисциплин и не включен в профессию/специальность Особенности функционирования отдельно взятой образовательной организации Знакомство педагогов общеобразовательных дисциплин с профессиями/специальностями; организация взаимодействия со студентами старшего курса, обучающимися по той же специальности, что и курируемая группа
являющийся участником региональных и всероссийских мероприятий, конкурсов, чемпионатов профессионального мастерства.
Функции куратора-студента:
1) организационная — содействие в обеспечении участия студентов во внутриколледжных мероприятиях, информирование студентов через общие собрания, диалоги в социальных сетях, выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни колледжа;
2) воспитательная — воспитание ответственного отношения к учебе, работа по сплочению группы (организация культурно-массовой
работы внутри группы), профилактика деструктивных проявлений в студенческой среде;
3) обучающая — обучения навыкам организаторской деятельности, помощь в учебной деятельности.
Одной из основных задач кураторов-студентов является общественная адаптация, в рамках которой они не только помогают группам в подготовке мероприятия, но и сами выступают организаторами и координаторами мероприятий. В рамках проекта для наставников разработан перечень мероприятий, в которых они должны принять участие и подготовить к нему курируемую группу (табл. 2).
Таблица 2
План мероприятий кураторов-студентов
№ Мероприятие Срок выполнения
1 «Неделя профессий»: профориентационные ознакомительные мероприятия для студентов I курса Сентябрь — октябрь
2 Цикл встреч с представителями профессий «Диалог на равных» Сентябрь — июнь
3 Проект «Без срока давности» Сентябрь — июнь
4 Акции по сбору гуманитарной помощи Сентябрь — июнь
5 Студенческий флешмоб «День рождение Смайлика» Сентябрь
6 Посещение Театра оперы и балета, драмтеатра им. А. С. Пушкина, театра кукол «Буратино», картинной галереи, консерватории. Сентябрь — июнь
7 Футбол среди отделений колледжа Сентябрь
8 Сдача норм ГТО Сентябрь — июнь
9 Посвящение в студенты Октябрь
10 Волонтерская акция, посвященная Дню пожилого человека, «Поздравь ветерана» Октябрь
11 Праздничный концерт «День учителя» Октябрь
12 Областной конкурс студенческих социальных проектов Октябрь, декабрь
13 Встреча обучающихся с администрацией колледжа Ноябрь
14 Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна — моя Россия» Ноябрь
15 Мероприятие, посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом Декабрь
16 Мероприятие «Новогодний переполох» Декабрь
17 Мероприятие «Татьянин день», посвященное Дню студента Январь
18 Конкурс стенгазет «Наши отцы и деды — наши герои» ко Дню защитника Отечества Февраль
19 Первенство колледжа по волейболу (I, II, III, IV курсы) Февраль
20 Мероприятие «Широкая Масленица» Февраль
21 Всемирный день театра Март
22 Поздравления с Международным женским днем Март
23 Конкурс плакатов «Женский день — 8 Марта!» Март
24 Внутриколледжные соревнования по настольному теннису Март
25 День открытых дверей Март — апрель
26 Всероссийский проект «Большая перемена» Апрель — май
27 Спортивный праздник «Здоровое будущее» Апрель
28 Акция «Международный субботник» Апрель — май
29 Мероприятия, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне Май
30 День России Июнь
Также ведется систематическое обучение самих кураторов-студентов. В период с августа 2022 по июнь 2023 г. для кураторов-наставников были организованы семинары и тренинги:
1. Семинар «Основы эффективного наставничества».
2. Тренинг «Лидерство и управление мотивацией команды».
3. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов».
4. Семинар «Психология подростка».
5. Тренинг «Конфликтология».
6. Тренинг «Публичные выступления».
7. Семинар «Профилактика эмоционального выгорания».
8. Семинар «Активные формы работы в организации культурно-массовой деятельности».
9. Тренинг «Тайм-менеджмент».
Данные мероприятия проводятся педагогами колледжа, активной молодежью, среди которых эксперты отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», студентами кафедры психологии ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова».
Для куратора-студента участие в программе дает возможности реализовать свой наставнический потенциал, это шанс попробовать себя в управленческой деятельности.
Один из ключевых моментов проекта — преемственность. Планируется оставить куратора до конца обучения курируемой группы, а из сегодняшних первокурсников в следующем учебном году сформировать наставников для набора 2023 г.
Также стоит отметить, что студенты-наставники ко второму курсу имеют представление о своей профессии и становятся активными участниками процесса самоопределения первокурсников. Наставники формируют систему поддержки через информирование первокурсников на классных часах об их будущей профессиональной деятельности.
В сентябре и декабре 2022 г. был проведен анализ процесса адаптации студентов первого курса набора 2022 г. Для оценки были выбраны следующие параметры: посещаемость, тревожность, количество студентов, участвующих в мероприятиях. Посещаемость фиксировалась по сводным ведомостям кураторов из числа преподавателей колледжа. Участие в мероприятиях отмечалось социаль-
ными педагогами. Степень тревожности оценивалась педагогом-психологом по методике Ч.-Д. Спилбергера. Показатели были ранжированы по уровням.
По итогу исследования процесса адаптации:
- получена положительная динамика по показателю «посещаемость» (количество студентов с высокой посещаемостью на сегодняшний день составляет на 3,6 % больше, чем на начало учебного года);
- прослеживается улучшение ситуации по параметру «тревожность» (с сентября по декабрь удалось снизить количество обучающихся с высокой степенью тревожности на 4 %);
- увеличилось количество обучающихся, привлеченных к участию в мероприятиях различного уровня (прирост количества обучающихся с высоким уровнем участия в мероприятиях до 60 %).
Данная динамика говорит о том, что введение кураторов-студентов способствовало улучшению основных показателей адаптации первокурсников, а это в свою очередь указывает на снижение срока адаптации студентов первых курсов с шести месяцев до четырех.
Заключение
Таким образом, за семь месяцев реализации проекта «Кураторы-студенты» в ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» удалось получить следующие результаты:
- снизился срок адаптации студентов-первокурсников с шести месяцев до четырех;
- проводимые для наставников семинары и тренинги позволили улучшить их надпрофес-сиональные навыки, создать условия для развития лидерских качеств;
- удалось добавить в проект компоненты самоопределения первокурсников через систему поддержки, информирования о профессиональной деятельности более включенных в нее наставников.
Проект «Кураторы-студенты» стал ключевым в решении сложной проблемы адаптации студентов-первокурсников. Данная практика позволяет не только быстрее адаптироваться новым студентам к условиям колледжа, но и помочь им быстрее раскрыть свои способности, проявить себя в различных направлениях деятельности, а это в свою очередь становится толчком к формированию в будущем компетентного специалиста, который кроме профессиональных навыков должен обладать широким спектром надпрофессиональных компетенций.
Список источников
1. Соколова Ю. А. Генезис понятия «адаптация» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/genezis-ponyatiya-adaptatsiya.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975.
3. Петровский А. В. Словарь // Психологический лексикон : энцикл. слов. : в 6 т. М., 2005. 251 с.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. (Серия «Учебники, учебные пособия»).
5. Кукулите Т. Г. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в вузе // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2009. № 2 (24).
References
1. Sokolova YuA. Genesis of the concept of "adaptation". Intellekt. Innovacii. Investicii = Intelligence. Innovation. Investments. 2014;(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-adaptatsiya. (In Russ.).
2. Leontiev AN. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activity. Consciousness. Personality. Moscow; 1975. (In Russ.).
3. Petrovskiy AV. Slovar. Psikhologicheskiy leksikon = Dictionary. Psychological lexicon. In 6 vol. Moscow; 2005. 251 p. (In Russ.).
4. Stolyarenko LD. Osnovy psihologii. Izd. 3-e, pererab. I dop. = Fundamentals of psychology. Ed. 3rd, revised. and additional. Rostov-na-Donu: Phoenix; 2000. (Series "Textbooks, teaching aids"). (In Russ.).
5. Kukulite TG. Psychological aspects of the adaptation of first-year students to study at the university. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tehnologij upravlenija i jekonomiki = Scientific notes of St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2009;(2(24). (In Russ.).
Информация об авторах
Е. В. Соколова — заместитель директора по воспитательной работе.
О. В. Лихонина — заместитель директора по учебно-методической работе, кандидат культурологии.
Information about the authors
E. V. Sokolova — Deputy Director for upbringing work.
O. V. Likhonina — Deputy Director for Educational and Methodological Work, Candidate of Cultural Studies.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 06.06. 2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023