Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О.

Представлено исследование организационно-педагогических аспектов деятельности наставника академической группы в образовательной среде вуза. Описан воспитательный процесс в период обучения в вузе, направленный на успешную адаптацию обучающихся, приобщение их к корпоративной культуре студенческого сообщества и социализацию их личности. Отмечено, что главную роль в этом процессе выполняют кураторы-наставники (тьюторы), которые сопровождают студентов в процессе их учебно-профессиональной адаптации. В рамках исследования проведен опрос-анкетирование среди студентов 1-4-го курсов Института инженерно-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) о роли деятельности наставника академической группы вуза. Рассмотрены организационно-педагогические аспекты деятельности наставника академической группы. Раскрыто содержание деятельности наставника по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества. Определены его педагогические и организационные функции как руководителя педагогического процесса в студенческой группе. Приведены теоретические и практические результаты исследования деятельности наставника академической группы в рамках функционирования института кураторства в Институте инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MENTORING ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article presents the study of organizational and pedagogical aspects of activities of a mentor of an academic group in the university learning environment. The article describes the university educational process, aimed at the successful adaptation of students, their introduction to the corporate culture of the student community and the personality socialization. It is noted that the curators-mentors (tutors) who accompany students in the process of their educational and professional adaptation play the main role in this process. As part of the study, a survey on the role of an academic mentor was carried out among undergraduates of the Institute of Engineering and Pedagogical Education of the Federal State Educational Institution of Higher Education “Russian State Vocational Pedagogical University” in Ekaterinburg. The organizational and pedagogical aspects of activities of an academic mentor are considered. The content of the mentor's activity on the formation of the corporate culture of the student community is revealed. The pedagogical and organizational functions as the head of the pedagogical process in the group of students are defined. The article presents theoretical and practical results of the study of the activity of an academic mentor within the framework of the work of the Curatorial Institute at the Institute of Engineering and Pedagogical Education of the Russian State Vocational Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА»

Научная статья УДК 378.141.213.1/.3

РО!: 10.17853/2686-8970-2021-5-99-111

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА

Александр Евгеньевич Котов

студент

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

[email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-5141-0494

Константин Юрьевич Глух

учебный мастер

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9075-6017

Алла Олеговна Прокубовская

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой энергетики и транспорта

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1736-5335

Аннотация. Представлено исследование организационно-педагогических аспектов деятельности наставника академической группы в образовательной среде вуза. Описан воспитательный процесс в период обучения в вузе, направленный на успешную адаптацию обучающихся, приобщение их к корпоративной культуре сту-

© Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О., 2021

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

99

денческого сообщества и социализацию их личности. Отмечено, что главную роль в этом процессе выполняют кураторы-наставники (тьюторы), которые сопровождают студентов в процессе их учебно-профессиональной адаптации.

В рамках исследования проведен опрос-анкетирование среди студентов 14-го курсов Института инженерно-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) о роли деятельности наставника академической группы вуза. Рассмотрены организационно-педагогические аспекты деятельности наставника академической группы. Раскрыто содержание деятельности наставника по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества. Определены его педагогические и организационные функции как руководителя педагогического процесса в студенческой группе. Приведены теоретические и практические результаты исследования деятельности наставника академической группы в рамках функционирования института кураторства в Институте инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Ключевые слова: наставник, академическая группа, студент, воспитательный процесс, институт кураторства, взаимоотношения, кураторская деятельность, учебно-профессиональная деятельность студентов

Для цитирования: Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О. К вопросу об организационно-педагогических аспектах деятельности наставника академической группы вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 99-111. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-99-111.

Original article

ON THE ISSUE OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MENTORING ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Alexander E. Kotov

student

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

[email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-5141-0494

Konstantin Yu. Glukh

training master

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9075-6017

100

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

Alla O. Prokubovskaya

Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Power Engineering and Transport

Russian State Vocational Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1736-5335

Abstract. The article presents the study of organizational and pedagogical aspects of activities of a mentor of an academic group in the university learning environment. The article describes the university educational process, aimed at the successful adaptation of students, their introduction to the corporate culture of the student community and the personality socialization. It is noted that the curators-mentors (tutors) who accompany students in the process of their educational and professional adaptation play the main role in this process.

As part of the study, a survey on the role of an academic mentor was carried out among undergraduates of the Institute of Engineering and Pedagogical Education of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University" in Ekaterinburg. The organizational and pedagogical aspects of activities of an academic mentor are considered. The content of the mentor's activity on the formation of the corporate culture of the student community is revealed. The pedagogical and organizational functions as the head of the pedagogical process in the group of students are defined. The article presents theoretical and practical results of the study of the activity of an academic mentor within the framework of the work of the Curatorial Institute at the Institute of Engineering and Pedagogical Education of the Russian State Vocational Pedagogical University.

Keywords: mentor, academic group, student, educational process, curatorial institute, relationships, curatorial activities, educational and professional activities of students

For citation: Kotov А. Е., Glukh К. Yu., Prokubovskaya А. О. On the issue of organizational and pedagogical aspects of mentoring activities in higher education institutions // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 99-111. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-99-111.

Существенные перемены в теории и практике воспитания студентов в вузе, связанные с усилением личностной ориентации воспитательного процесса, акцентируют внимание на деятельности наставника академической группы и на определении его роли и места в воспитательной системе вуза. Необходимо отметить, что воспитательная система вуза - это упорядоченная целостная совокупность компонентов взаимодействия, интеграция которых обусловливает наличие в вузе целенаправленного и эффективного содействия развитию личности и профессиональному становлению студентов.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

101

Современный университет, по мнению В. И. Загвязинского, как и вся система образования, должен «работать на опережение» и вбирать в себя кроме традиционных функций (обучение, исследование и воспитание) также социально-стабилизирующую, адаптационную, оздоровительно-реабилитационную, культуротворческую и культуропреемствен-ную функции и даже функцию защиты и поддержки личности [1].

Новые подходы требуют критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания, целей, содержания и форм деятельности наставников-кураторов студенческих сообществ, которые, как отмечает И. Н. Емельянова, взаимодействуют со студенчеством, формируют атмосферу вузовской жизни, создают социокультурное образовательное пространство [2].

Цель данной статьи состоит в изучении организационно-педагогических аспектов деятельности наставника академической группы в образовательной среде вуза. Выявленные организационно-педагогические аспекты авторы рассматривают в контексте деятельности наставника академической группы.

Отметим, что актуальность наставничества с каждым годом возрастает. И в контексте данной статьи нам интересны организационно-педагогические аспекты взаимоотношения наставника с академической группой.

Изучению различных аспектов реализации наставничества посвящены труды таких исследователей, как B. Leidenfrost, B. Strassnig, M. Schütz, C. Carbon, A. Schabmann. Достаточно хорошо изученный институт наставничества в настоящее время используется в разных сферах профессиональной деятельности человека. Так, в США практика наставничества является неотъемлемой частью подготовки в сфере вооруженных сил (например, подготовке офицерского состава). В Германии наставники - это сертифицированные мастера, помогающие молодым специалистам на предприятиях. В Скандинавских странах наставничество ориентировано в большей степени на развитие инклюзивного образования, а в Великобритании оно активно используется в виде поддержки молодежного предпринимательства [3]. В целях адаптации молодых педагогов в школьном образовании наставниче-

102

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

ство успешно реализуется в Ирландии, Японии, Корее, Франции, Австралии, Швейцарии и т. д.

Студенческое наставничество, в ходе которого происходит активизация субъектной позиции обучающихся, начало развиваться в нашей стране относительно недавно - в последнее десятилетие. Анализ деятельности различных систем наставничества (тьюторства) в отечественных вузах показал, что средняя продолжительность их функционирования составляет 5-7 лет. Также в ходе анализа были сделаны выводы о слабом методическом обеспечении функционирования студенческого наставничества в результате отсутствия каких бы то ни было научных исследований, посвященных настоящей проблематике [4].

Для освоения новых функций наставниками академических групп важна их интерпретативная компетентность, которая некоторыми исследователями (Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской и др.) рассматривается как «феномен социально-гуманитарного сознания», включающий в себя видение проблем образования в контексте развития современного социума и продуктивных тенденций образования, активно транслирующего его ценности; а также способность самостоятельно рефлексировать свои позиции по отношению к стратегии собственной деятельности и ее эффектам [5].

Кураторство в целом рассматривается как форма саморазвития, самореализации, патриотизма, здорового образа жизни, как способ активизации образования студентов и условие качественной подготовки будущих специалистов [6].

Основная деятельность куратора направлена на гражданское, духовно-нравственное, интеллектуальное и трудовое воспитание обучающихся. Куратор - это педагог, помогающий сформировать в студентах личностные качества и профессиональные компетенции в образовательной среде вуза. В общепринятом понимании воспитание должно быть как самостановлением личности студента, так и становлением его индивидуальности [7].

Кураторская деятельность направлена на формирование компетенций самоорганизации, саморазвития, ответственности, коммуникабельности, рефлексии и т. д. Профессиональная роль кураторства предполагает некий симбиоз личностных особенностей (индивиду-

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

103

альности, адекватности, воспитанности, толерантности, коммуникативности, умения выслушать и поддержать, т. е. стать наставником для студентов) [8, 9].

К основным функциям наставника академической группы в современных условиях отнесены следующие:

• функция планирования - определение сферы, конкретных направлений, видов, порядка, временных границ своей воспитательной деятельности и курируемой группы;

• педагогическая (воспитательная) - создание условий для воспитания и развития студентов, отбор и систематическое изменение, коррекция целей и задач воспитания в зависимости от курса и особенностей курируемой группы, оказание содействия в реализации творческого потенциала студентов, создание и поддержка высоконравственной психологической атмосферы в курируемой группе, определение социально не защищенных категорий студентов;

• информационная - своевременное ознакомление студентов учебной группы с рабочим учебным планом на текущий учебный год и семестр, с приказами и распоряжениями руководства университета, касающимися студентов, а также с планами внеучебных мероприятий вуза;

• контрольно-оценочная - осуществление контроля посещаемости студентами учебных занятий и их успеваемости, выполнения графика учебного процесса, подведение итогов промежуточной аттестации и сессий;

• организационная - привлечение студентов к участию во вне-учебных мероприятиях, к работе в научных сообществах и объединениях, олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, проводимых в вузе;

• диагностическая - изучение личности студента и особенностей курируемой группы с учетом информации от преподавателей, работающих в данной группе;

• коммуникативная - осуществление посредничества с кафедрами, дирекцией, администрацией вуза;

• функция педагогического совершенствования - участие куратора академической группы в работе методологических семинаров по проблемам вузовской педагогики, изучение психологической и педагогической литературы, самоанализ воспитательной деятельности.

104

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

Следует отметить, что особенность деятельности наставника академической группы заключается в том, что он одновременно является ее субъектом и объектом. И это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Содержание целей связано с развитием психолого-педагогических способностей [10]:

• аналитических (умение разделять педагогические явления, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить закономерности и делать выводы в соответствии с основными задачами);

• прогностических (правильная постановка целей и задач, предвидение результатов и путей достижения целей, определение этапов деятельности и времени на каждый этап);

• конструктивных (конструирование в деталях будущей деятельности, учет интересов и потребностей студентов, разные виды планирования);

• рефлексивных (оценка деятельности своей и студентов на основе сопоставления целей и результатов, оценка эффективности содержания, средств деятельности, выявление причин успехов и неудач, ошибок и затруднений);

• коммуникативных (умение понимать других, интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению, организовывать и управлять общением, владение педагогической техникой для стимулирования общения);

• организаторских (умение привлекать внимание студентов к себе и деятельности как таковой, развитие интересов к различным процессам и видам деятельности, способность направлять студентов на совместную творческую деятельность, а также организовывать контроль деятельности с применением гибких форм и методов).

Анализ деятельности наставника академических групп вуза позволил выделить несколько психологических типов кураторов [6, 11]:

• куратор-информатор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам, он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными;

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

105

• куратор-организатор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.). В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении;

• куратор-психотерапевт очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты и почти круглые сутки занимается решением студенческих проблем;

• куратор-родитель берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы, берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям;

• куратор-приятель заинтересован в том, чем живет студенческая группа. Он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы. Он пользуется уважением, но зачастую ему не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в ряде случаев предъявлять требования;

• куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию без личной заинтересованности и вовлеченности в интересы студенческой группы.

С целью определения роли и статуса наставника в воспитательном процессе академической группы и особенностей взаимодействия наставника-куратора со студентами разных курсов Института инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета был проведен опрос-анкетирование студентов 1-4-го курсов направлений подготовки 13.02.11 «Электроэнергетика» и 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (в исследовании приняли участие 157 студентов (1-го курса - 15,7 % респондентов, 2-го курса - 42,9 %, 3-го курса - 27,1 % и 4-го курса - 14,3 % респондентов)).

106

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

После обработки данных проведенного анкетирования ответы на основные вопросы были оформлены в виде таблицы.

Результаты анкетирования

Вопрос Варианты ответов Количество ответивших, %

1. Считаете ли Вы, что куратор группы должен оказывать поддержку в решении спорных вопросов между группой и преподавателем? 1. Да 92,9

2. Нет 4,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Да, если группа не может сделать это самостоятельно 2,8

2. Считаете ли Вы, что куратор группы должен осуществлять контроль за текущей и семестровой успеваемостью студентов? 1. Да 80,0

2. Нет 20,0

3. Как Вы считаете, на сколько часто должны проходить собрания с куратором, связанные с обсуждением текущих проблем? 1. Раз в неделю 8,6

2. Раз в месяц 52,9

3. Раз в три месяца 22,9

4. Раз в семестр 2,9

5. Раз в год 11,3

6. Никогда 1,4

4. Всегда ли Вы можете обратиться к своему куратору за помощью в решении учебно-социальных вопросов? 1. Всегда 65,7

2. Иногда 31,4

3. Никогда 2,9

5. Как часто Вы взаимодействуете с куратором группы по учебным и внеучебным вопросам? 1. Раз в неделю 38,6

2. Раз в месяц 38,6

3. Раз в три месяца 8,6

4. Раз в семестр 7,0

5. Раз в год 2,9

6. Никогда 4,3

Проведенное анкетирование также показало, что 80,4 % респондентов считают необходимым организовывать встречи с куратором чаще, чем несколько раз в семестр. Это говорит о том, что у студентов всех курсов существует большая потребность в помощи куратора: 87 % опрошенных отметили, что считают необходимым наличие куратора у их учебной группы.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

107

На 1 и 2-м курсах студенту необходимо строить свои взаимоотношения с одногруппниками, преподавателями, а также с администрацией вуза. Это сложный процесс адаптации, успешность которого во многом зависит именно от деятельности наставника-куратора. И по мнению более чем 89 % опрошенных респондентов, основной функцией куратора является помощь студентам в решении возникающих у них в процессе обучения проблем.

Второй по важности функцией куратора студенты (78,3 %) называют информирование о событиях, происходящих в жизни института. Наиболее важной, по их мнению, является информация о студенческих конференциях, встречах с администрацией, спортивных соревнованиях и других видах внеучебной деятельности. Более чем половина опрошенных (54,3 %) отмечают, что им необходима помощь наставника и в организации взаимодействия студентов внутри их группы (например, при организации праздников и культпоходов).

Далее нельзя не отметить, что на всех курсах обучения актуальной стала проблема включения студентов в научную жизнь. Так, 69,6 % респондентов отметили, что нуждаются в помощи наставника-куратора в решении вопросов, связанных с научной работой. Более чем половине всех опрошенных (54,3 %) требуется помощь куратора в решении проблем, связанных с успеваемостью.

Однако на данный момент за помощью к наставнику обращалось только 13 % респондентов. При этом 35 % студентов считают, что куратор не способен помочь им в разрешении их проблем.

Основной формой взаимодействия наставника с группой 74 % опрошенных отметили собрания. Только несколько человек обращались к куратору за индивидуальными консультациями. При этом 5 % студентов отметили, что вообще не взаимодействуют с куратором.

Также, отвечая на открытые вопросы, в большинстве случаев респонденты говорили о необходимости поддержки со стороны наставника группы на начальном этапе адаптации первокурсников к студенческой среде. Подобные ответы показывают, что в кураторе своей группы студент хочет видеть человека, на которого можно равняться, способного ввести обучающихся в студенческую жизнь и направить их деятельность в область самореализации и саморазвития. Студенты ждут от своих наставников поддержки как в плане учебы,

108

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

так и в более личных вопросах. Для кого-то куратор может стать своего рода родителем или наставником, а для кого-то - примером, к которому нужно стремиться.

В конце анкеты респондентам предлагалось оценить деятельность своего наставника по 5-балльной шкале. Средний балл по данному вопросу составил 2,4, что говорит о существовании у студентов потребности в более активном функционировании наставника-куратора. Большинство студентов 1 и 2-го курсов еще не достигли достаточного уровня самостоятельности и в решении проблем, возникающих в процессе обучения. Им требуется помощь наставника, в деятельности которого, однако, в настоящее время не наблюдается соответствующей данным требованиям активности.

Таким образом, с учетом важности наставника академических групп в социально-воспитательном процессе и необходимости сокращения существующего разрыва между реальной деятельностью куратора и потребностями студентов целесообразной будет организация таких форм их взаимодействия, как регулярные собрания в студенческих группах по поводу различных тем и проблем, проведение культурных программ, спортивных соревнований, непосредственное участие в обсуждении социальных и бытовых условий студентов, а также организация познавательных, духовно-развивающих досуговых мероприятий.

Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что преподаватель вуза как наставник должен быть профессионально готов и к выполнению исследовательской деятельности в сфере воспитания, которая базируется на умении увидеть проблему (сформулировать проблему на языке педагогических категорий). При этом анализ современной вузовской педагогической практики показывает, что наставники зачастую не владеют основами психолого-педагогических теорий, понятийным аппаратом этих теорий, новыми технологиями социально-профессионального воспитания, что, безусловно, нужно преодолевать, поскольку наставник выступает как организатор жизни студентов в группе (это предполагает координацию, интеграцию и коррекцию различных влияний на студентов), а также он может выступать в качестве человека, содействующего индивидуальному саморазвитию студентов.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

109

В заключение отметим, что практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в дальнейших разработках по теме организационно-педагогических аспектов деятельности наставника академической группы вуза, а также в работе по психолого-педагогическому сопровождению процесса формирования и развития профессиональной идентичности студента на протяжении всего этапа профессиональной подготовки.

В дальнейшем исследование будет продолжено в нескольких направлениях, которыми будут являться изучение процесса адаптации студентов 1-го курса к обучению в вузе; выявление взаимосвязей между факторами в их совокупности, влияющими на адаптацию обучающегося к внутривузовской среде; а также изучение деструктивных взаимоотношений в студенческом сообществе и их негативного влияния на психологический климат коллектива и учебно-профессиональную деятельность студента.

Список источников

1. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. М.: Высш. шк., 2008. 391 с.

2. Емельянова И. Н. Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2008. 392 с.

3. Leidenfrost B., Strassnig B., Schutz M., Carbon C., Schabmann A. The impact of peer mentoring on mentee academic performance: is any mentoring style better than no mentoring at all? // International journal of teaching and learning in Higher Education. 2014. Vol. 26, № 1. P. 102-111. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1043041.pdf.

4. Gershenfeld S. A Review of Undergraduate Mentoring Programs // Review of Educational Research. 2014. Vol. 84, № 3. P. 365-391. URL: https://doi.org/10.3102 %2F0034654313520512.

5. Есаулова М. Б., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В., Лобанова Н. Н., Васильева Е. А. Андрагогическая направленность современного профессионально-педагогического образования: методологический подход / под ред. Г. С. Сухобской, М. Б. Есауловой. СПб.: Изд-во Науч.-ин-форм. центра А.Р.Т., 2016. 108 с.

110

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

6. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении: отчеты о научно-исследовательской работе. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2000. C. 20-26.

7. Бейлина Н. С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

8. Ермакова Н. В. К вопросу о деятельности куратора в высшей школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4 (81). С. 317-319. URL: https://cyberleninka.rn/article/nk-voprosu-o-deyatelnosti-kuratora-v-vysshey-shkole.

9. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А., Паршина Т. Б. Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 74-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 18097348.

10. Мальчукова Н. Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 161-164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorskaya-deyatelnost-kak-odin-iz-komponentov-vospitatelnogo-protsessa-vuza.

11. Царапина Т. П., Ульрих Т. А., Никулина И. В. Эффективная организация кураторской деятельности. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. 146 с.

Статья поступила в редакцию 21.10.2021; одобрена после рецензирования 17.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 21.10.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.