© Гринько Е.Н., Омельченко А.С., 2019 УДК 61:378:005.963.2
DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2019.1.84-88
Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза
Е.Н. Гринько, А.С. Омельченко
Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002. г. Владивосток, пр-т Острякова, 2)
Обзор литературы, посвященный проблемам формирования культуры личности студенческой молодежи через институт наставничества. Анализируются исторические аспекты возникновения социокультурного феномена наставничества и его влияние на субъекты культуры. Рассматривается роль наставников в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза. Предлагается структура компонентов в деятельности будущего врача, посредством которых преподаватель-наставник может влиять на культуру личности студента-медика.
Ключевые слова: наставничество, социокультурный феномен, культура личности, общекультурные компетенции
В современной науке наставничество обрело новый импульс к исследованию его роли в подготовке молодых специалистов и их адаптации к производственной среде, в профессиональном и личностном росте. Интерес к наставничеству в обществе имеет не только теоретический, но и практический характер. Грамотно организованный процесс взаимодействия «учителя» и «ученика» ведет к более эффективной деятельности учреждения, организации, фирмы и т.д. Способствует «укоренению» человека в профессии, обеспечивает устойчивое развитие данной сферы деятельности.
Наставничество зародилось и получило свое развитие в рамках групповой деятельности людей. Действительно, феномен наставничества предопределен коллективным характером культуры, ее усложнением в ходе развития, появлением новых видов деятельности, освоение которых без участия другого, владеющего этими видами деятельности, невозможно. В отличие от мира природы, мир культуры строится на аксиологических и знаково-символических основаниях, каждое новое поколение, вступая в этот мир, получает «ключи» от него от предыдущего поколения: картину мира, формы взаимодействия, систему ценностей, язык общения, структуру деятельности и т.п. Таким образом социальный институт ученичества с системой наставничества уходит своими корнями в самые глубины культуры, выполняя роль цивилизационного фактора: уже в древних бесписьменных сообществах сформировались примитивные (по сравнению с современными) школы, где молодые люди получали от своих наставников не только новые знания (запоминание мифов, загадок, правил социума), но и духовное воспитание (приобретение полезных навыков, необходимых для того, чтобы выдерживать испытания, обрести чувство самодисциплины и мужского братства для юношей, понимание семейных обязанностей для девушек) [1].
Наставничество нельзя сводить к простой передаче конкретных приемов трудовой деятельности, оно имеет и духовное измерение. В своей высшей форме наставничество проявляется как трансляция важнейших ценностей и установок данной культуры,
Омельченко Александр Сергеевич - преподаватель учебного военного центра при ТГМУ; e-mail: [email protected]
олицетворенной в личности Другого, который служит нравственным, жизненным ориентиром новым субъектам культуры.
В последние годы проблема наставничества в медицинском образовании получила новый импульс. Все больше внимания уделяется вопросам наставничества в сфере непосредственной медицинской деятельности по отношению к молодым специалистам - врачам и медицинским сестрам. Предполагается, что роль наставника в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза частично выполняет куратор, закрепленный за студентами 1-2-го курсов, который по большей части занимается проблемами организационными, учебно-контролирующими, хотя ему приходится решать вопросы воспитательного и психолого-педагогического характера. Укреплению наставничества в вузе препятствует позиция многих преподавателей, считающих, что проще учить микробиологии, хирургии, внутренним болезням. Но обучать культуре, т.е. воспитывать, - зачем? Бытует мнение, что если преподаватель учит конкретному теоретическому или клиническому предмету, зачем ему быть наставником, ментором? [2]. Однако преподавателям следует понимать, что прививать гуманитарную культуру среди студентов-медиков и врачей совершенно необходимо.
Далеко не все воспринимают термин «культура» однозначно. Между тем, в точном переводе с латинского языка он выглядит вполне конкретно: выращивание, воспитание, пестование. Следовательно, культура не передается с генами. Она должна целенаправленно выращиваться. Для этого, учитывая недостаток часов в учебном процессе, в наставничестве надо использовать самообразование, менторство, коучинг. Воспитание будущих врачей, включающее основы гуманитарной культуры, должно быть первоочередной задачей наставников [2, 3]. Между тем, настоящих наставников в медицине, к сожалению, меньше, чем необходимо. Наставничество - это призвание, а настоящий наставник - штучный товар. Без наставничества медицина будет все больше становиться важной, необходимой, но бездуховной профессией [2]. Речь идет не столько о передаче знаний и технических приемов, сколько о формировании культуры личности студента, его
ценностного мира, нравственных установок, внутренних психологических опор. В этом громадную роль играет личность самого наставника. В отличие от явных знаний, неявные тацитные знания (от имени римской богини безмолвия Тациты) не могут быть формализованы в пунктах, графиках, цифрах. Они передаются не информацией, а личным примером (делай как я), воспитанием. Тацитные знания могут существовать только с его обладателем. К проявлениям тацитных знаний обычно относят веру, инстинкт, интуицию, инсайт, коучинг, внутреннего цензора [2].
В истории медицинского образования немало примеров того, как личность преподавателя влияла на внутреннюю культуру студентов. Достаточно вспомнить имена видных педагогов и ученых Тихоокеанского государственного медицинского университета Павла Александровича Мотавкина, Нонны Степановны Мотавкиной, Владимира Станиславовича Шапкина и многих других. Каждый из них внес неоценимый вклад в становление и развитие высшей медицинской школы на Дальнем востоке.
Действительный член РАЕН, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор Павел Александрович Мотавкин в течение 55 лет возглавлял кафедру гистологии, где щедро передавал свои знания и богатый педагогический опыт молодому поколению. Он лично направлял научные исследования докторантов, аспирантов, соискателей, студентов-кружковцев. Под его руководством защищено 129 диссертаций, из них 32 докторских и 97 кандидатских. Научная школа Павла Александровича получила широкую известность и признание не только у нас в стране, но и за рубежом. За относительно короткий исторический период под его руководством были сделаны выдающиеся научные открытия. Многие коллеги отмечали высокие человеческие качества и педагогический дар Павла Александровича. Это действительно был замечательный человек, блестящий лектор, педагог, ученый [10, 11].
Член корреспондент РАЕН, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор Нонна Степановна Мотавкина долгие годы руководила кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии. Нонна Степановна лично участвовала в нескольких научных экспедициях по изучению проблем морской микробиологии, иммунологии, биотехнологии. Ею подготовлены 14 докторов и 96 кандидатов наук, опубликовано более 500 печатных работ, издано 8 монографий, 12 учебно-методических пособий. Будучи высококвалифицированным педагогом, воспитателем и методистом, она самоотверженно и вдохновенно отдавала себя служению науке. Всегда много и плодотворно работала с молодежью, вся ее жизнь была посвящена служению во благо науке и здоровью людей [5].
Доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, лауреат государственной премии СССР в области науки и техники, блестящий хирург Владимир Станиславович Шапкин долгое время заведовал кафедрой факультетской хирургии нашего вуза. Он вел активную лечебную, научную и преподавательскую
работу, подготовил не одно поколение хирургов для практического здравоохранения Приморского края и Дальнего Востока, опубликовал свыше 200 научных работ. Его всегда отличали высокий профессионализм, компетентность, готовность в любую минуту помочь своим молодым коллегам профессиональным советом и добрым словом [6].
Этот список можно дополнить и другими выдающимися педагогами, учеными, врачами, работавшими и работающими в нашем вузе, которые передавали и передают свои глубокие знания и огромный опыт молодому поколению. Всех их объединяет одно неоценимое качество: они представляют собой идеал личности наставника, с его выдающимся умом, глубокими знаниями, творческим подходом к своей профессиональной деятельности, поразительной работоспособностью, высокими человеческими качествами. Применительно к педагогической профессии исследователи выделяют пять компонентов в структуре деятельности молодого педагога: мотивационный, гностический, конструктивно-проектировочный, коммуникативный и диагностико-рефлексивный и указывает критерии их сформированности [3]. Считаем возможным, опираясь на указанные компоненты и критерии их качества, предложить структуру компонентов в деятельности будущего специалиста-врача, которые могут стать заботой преподавателя-наставника при формировании культуры личности студента. По совокупности критериев и черт их выраженности можно обозначить уровни профессионального становления будущего врача: недостаточный, нормативный, повышенный.
1. Критерии мотивационного компонента: осознание личной и общественной значимости деятельности медицинского работника, его «служения» людям; осознание ответственности за результаты своей деятельности, ее этического, нравственного и деон-тологического аспектов; осознание необходимости непрерывного образования, совершенствования в профессиональной деятельности; развитые познавательные интересы и способности.
2. Критерии гностического компонента: гибкость и оперативность мышления; умение думать, ставить и разрешать познавательные задачи; развитость и сочетание всех видов мышления - логического, образного, практического; умение видеть противоречия и проблемы, переносить знания и умения в новые ситуации; способность к творческому обобщению и саморазвитию.
3. Критерии конструктивно-проектировочного компонента: способность предвидеть близкие и отдаленные результаты решения профессиональной задачи; способность эффективно организовывать и планировать свою собственную деятельность; способность осуществлять гибкость в выборе методов и средств решения познавательных и практико-ориентиро-ванных задач.
4. Критерии коммуникативного компонента: способность к сотрудничеству и взаимопомощи во вну-триколлективном общении, к бесконфликтному
решению проблем; способность к эффективному общению вне привычного коллектива (в ситуации диалога и полилога); способность излагать свои мысли точно, логично и понятно, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии. 5. Критерии диагностико-рефлексивного компонента: умение проводить самоанализ успешности своей деятельности; умение управлять своим эмоциональным состоянием; умение анализировать психологическое состояние своего собеседника.
При организации наставнической деятельности следует учитывать специфику становления культуры личности студента в вузе, которая связана с этапами взросления, психологическими изменениями, происходящими в студенческом возрасте, условиями учебно-воспитательного процесса в вузе, требованиями к подготовке будущего специалиста и выработке у него соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций. При этом наставническая деятельность должна «работать» на формирование всех сторон культуры личности студента, способствовать росту самосознания личности, усиления самостоятельности и ответственности студента за свое профессиональное и личностное развитие и ни в коей мере не превращаться в институт «нянек».
В системе воспитательной работы Тихоокеанского государственного медицинского университета уже многие годы функционирует институт кураторов. К кураторской деятельности привлекается профессорско-преподавательский состав вуза, как правило, имеющий большой преподавательской стаж и опыт работы со студентами. Проведенное нами анкетирование кураторов показало, что 57,5 % респондентов считают кураторскую (наставническую) деятельность в медицинском университете эффективным инструментом воспитания будущего врача, однако только 5,5 % преподавателей смогли предложить новые формы данной работы, а 20,3 % считают данный вид деятельности малоэффективным. К так называемой категории «сомневающихся» можно отнести группу кураторов, которые не смогли четко сформулировать аргументы «за» или «против» института кураторства в вузе (22,2 %).
Учитывая информатизацию современного общества, в качестве новых форм воспитательной деятельности кураторское сообщество вуза рассматривает применение методов дистанционного воспитания (рассылка материалов о важных событиях в жизни общества и государства на электронные адреса студентов) и создание общих групп в социальных сетях для обсуждения тем, актуальных для студенческой молодежи. По мнению профессорско-преподавательского состава вуза, одной из новых форм наставничества в высшей медицинской в школе может стать так называемое ситуационное наставничество или тьюторство, суть которого заключается в привлечении старших и более опытных студентов к помощи студентам младших курсов в рамках конкретной дисциплины или вида практики (стажировки). Для какой-то дисциплины выбирается студент старшего курса, не просто получивший
по этому предмету оценку «отлично», но показавший личную заинтересованность в его освоении.
Анализируя работу вузовских преподавателей, которые являются кураторами уже не первый год, можно отметить, что студенты курируемой группы, перейдя на второй и последующие курсы обучения и уже не будучи «подопечными» преподавателей, по-прежнему обращаются к «своим» кураторам за помощью, что является подтверждением необходимости данной работы среди молодежи. Проведенное нами анкетирование студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов (всего опрошено 203 человека) показало: 42,5 % из них считают необходимым и обязательным условием полноценного обучения наличие в учебной группе куратора. Студенты 2-го и 3-го курсов (21 % от общего количества опрошенных) опираясь на собственный опыт, уверено заявили, что необходимость в кураторе имеется только на 1-м курсе. Тем не менее 36,5 % респондентов считают кураторскую деятельность ненужным и устаревшим элементом в деятельности высшего учебного заведения. В качестве аргументов первая группа респондентов приводит доводы о том, что благодаря наличию куратора (наставника) в группе формируется более ответственное отношение к учебному процессу и гораздо быстрее решаются организационно-административные вопросы. Вторая группа считает, что в течение первого года обучения студенты способны самостоятельно адаптироваться в образовательном пространстве вуза, приобретая необходимый опыт и психологическую уверенность в своих силах, позволяющие им на старших курсах находиться в «свободном плавании». Третья группа респондентов обосновывает отсутствие необходимости в кураторской деятельности наличием в учебных группах старост, которые способны решать все возникающие проблемы, а также потребностью в развитии самостоятельности, необходимой для формирования полноценной личности.
В процессе опроса был высказан ряд предложений по повышению эффективности кураторской деятельности: создать на базе вуза консультативный центр по оформлению служебных документов, связанных с учебным процессом и административно-бытовыми вопросами; разработать нормативный документ, определяющий порядок взаимоотношений куратора и обучающихся; привлекать к кураторской деятельности только молодых преподавателей, с которыми легче найти общий язык студенческой молодежи; для обмена информацией создать общие группы в мессенджерах и социальных сетях.
Наставническая работа считается важным элементом в организации воспитательной деятельности медицинского вуза. При этом она имеет свои особенности, определенные профилем образования по избранной профессии, освоение широкого спектра медицинских и естественнонаучных дисциплин. Проблема воспитания у студентов-медиков общечеловеческих духовных и национальных ценностей остается чрезвычайно актуальной для медицинского вуза, поскольку именно эти качества являются основным источником становления
личности будущего врача. Поэтому для повышения эффективности данного вида деятельности необходимо совершенствовать методы работы со студентами, используя современные технологии воспитания и обучения [7, 8, 9]. В образовательном процессе давно назрела необходимость перехода с формального «субъект-объектного» характера передачи материала (по принципу «надо знать») на партнерское - «субъект-субъектное» [8, 12], подразумевающее утверждение ценностно-смыслового равенства всех участников воспитательного процесса. Существует обоснованное мнение о необходимости кардинального пересмотра организации учебно-воспитательной работы в вузе с целью перехода от поточного производства к индивидуализированному обучению, ориентированному на активные методы овладения знаниями и развитие творческих способностей у студентов» [7, 8, 9]. Для этого преподавателям медицинского вуза (в первую очередь кураторам и наставникам) необходимо использовать современные педагогические технологии: интеграционные, игровые, тренинговые, диалоговые, информационно-компьютерные, активно применять новые подходы и формы в воспитательном процессе. Нельзя не заметить, что в последние годы при обучении в медицинском вузе происходит переход от естественно-научной к гуманистической парадигме. Основой гуманитарного знания, как известно, служит толкование смысла человеческого бытия, что соотносится с такими жизненно важными процессами, как образование, воспитание и обучение. Способ культурного наследования должен осмысляться не как воспроизведение старого, а как творческое обогащение уже имеющегося опыта, где преподаватель и студент реализуют себя как субъекты культуры [4].
Обобщая все вышеизложенное, мы предлагаем в системе наставничества медицинского вуза выделить три уровня: тьюторство, кураторскую работу, деятельность наставников-специалистов (табл.). Данная модель может служить основой для разработки единой концепции по развитию системы наставничества в медицинском университете.
В настоящее время проходит апробация предложенной выше системы наставничества. В соответствии с данной концепцией на всех уровнях системы наставничества в большей или меньшей мере задействована система формирования всех компонентов деятельности будущего врача: мотивационного, гностического,
Трехуровневая модель с
конструктивно-проектировочного, коммуникативного и диагностико-рефлексивного. Вместе с тем каждый из видов данной деятельности имеет свою специфику.
Тьюторская деятельность рассматривается нами как вид наставничества студентов старших курсов из числа более опытных и подготовленных над учебными группами студентов младших курсов. Цель тьюторской деятельности заключается в повышении адаптации студентов младших курсов к студенческой среде вуза: налаживание доброжелательных отношений в студенческой группе, между преподавателями и студентами, проведение мероприятий по включению студентов младших курсов в повседневную жизнь родного университета, понимание ими ценностей корпоративной культуры вуза и т.д. Для привлечения студентов в институт тьюторов предлагается строгая процедура отбора. Основными критериями являются успеваемость, участие в общественной жизни вуза, высокие морально-деловые качества обучающегося, а также личное желание заниматься данным видом воспитательной деятельности. Обязательное условие для всех участников - прохождение обучения в «Школе тьюторов».
Кураторская деятельность может быть определена как вид наставничества преподавателей над учебными группами студентов младших и старших курсов. Основной целью такой работы является организация учебно-воспитательной работы и координация действий студентов в ходе учебного процесса. Работа куратора учебной группы на первом и втором курсах осуществляется, как правило, преподавателями гуманитарных и социально-экономических дисциплин, закладывающих основы мировоззренческой и общекультурной подготовки студентов. Одна из важных задач куратора в этот период - развитие у студентов навыков самостоятельной работы и при необходимости - их своевременная коррекция. Другая задача куратора - сопровождение обучающихся в образовательном пространстве вуза, помощь в формировании общекультурных компетенций, профилактика и противодействие распространению идеологии экстремизма в студенческой среде.
Деятельность наставников-специалистов представляет собой эффективную форму, способствующую личностному и профессиональному развитию студентов старших курсов в соответствии с избранной специализацией. Главная цель этой работы состоит
Таблица
темы наставничества
Уровень Исполнители Аудитория
1-й уровень: тьюторство Студенты старших курсов вуза Учебные группы 1-го и 2-го курсов
2-й уровень: кураторская работа Профессорско-преподавательский состав вуза (преподаватели кафедр гуманитарной направленности и обеспечивающие изучение специальных дисциплин на данных курсах) Учебные группы с 1-го по 4-й курс
3-й уровень: деятельность наставников-специалистов Практикующие врачи из учреждений здравоохранения, заведующие кафедрами вуза, преподаватели, обеспечивающие изучение специальных дисциплин на данных курсах и в ординатуре Студенты 5-6-го курсов, ординаторы вуза в соответствии со специализацией
в оказании помощи будущим молодым врачам в их профессиональном становлении, приобретении знаний и навыков для успешного выполнения должностных обязанностей. Наставник должен помочь студенту погрузиться в профессию в соответствии с выбранной специализацией, в формировании личных и профессиональных компетенций, раскрыть личностный потенциал. Деятельность наставников-специалистов позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является обеспечение высокой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, приобретению прочности и глубины профессиональных знаний, развитие коммуникативных умений и навыков, что помогает установлению эмоциональных контактов в составе коллектива, развивает командный дух, взаимоуважение и свободу самовыражения. Тем самым наставники способствуют воспитанию моральных качеств у студентов медицинского вуза, которые приобретают особое значение при формировании личности врача.
Заключение
Для эффективной реализации системы наставничества в медицинском вузе требуется системный подход к организации данного направления воспитательной работы. Институт наставничества должен стать одним из наиболее действенных инструментов повышения качества воспитания и образования будущих врачей, обеспечить непрерывность передачи знаний, опыта и традиций «от старшего к младшему». Важно, чтобы высшая медицинская школа на современном этапе стала не только «кузницей врачебных кадров», а источником гуманистических знаний и нравственного воспитания.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература I References
1. Долгушева А.Н., Кадневский ВЖ., Сергиенко Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестик Омского университета. 2013. № 4. С. 264-268. Dolgusheva, Kadnevskiy V.M., Sergienko E.I. Tutorship as a pedagogical phenomenon: history and contemporaneity // Bulletin Omsk University. 2013. No. 4. P. 264-268.
2. Зильбер А.П. Проблема наставничества в медицине критических состояний. URL: https://docviewer.yandex.ru/view (дата обращения: 10.06.2018).
Zilber A.P. The problem of mentoring in critical medicine: URL: https: //docviewer.yandex.ru/view (date of access: 10.06.2018).
3. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. M., 2007. 24 с.
Kruglova I.V. Mentoring as a condition for the professional development of a young teacher: dis. ... сand.ped. sciences. Moscow, 2007. 24 p.
4. Кудрявая Н.В., Уколова Н.Б., Смирнова Е.А. [и др.]. Педагогика в медицине: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.В. Кудрявой. 2-е изд. M.: Академия, 2012. 320 с.
Kudravoja N.V., Ukolova N.B., Smirnova E. A. [et al.]. Pedagogy in medicine: textbook / ed. N.V. Cudravoja. 2 ed. Moscow: Aca-demiya, 2012. 320 p.
5. Нонна Степановна Мотавкина // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 1. С. 99.
Nonna Stepanovna Motavkina // Pacific Medical Journal. 2008. No. 1. P. 99.
6. Сотниченко Б.А. Вехи памяти. О Владимире Станиславовиче Шапкине // Тихоокеанский мед. журнал. 2008. № 3. С. 116-119. Sotnichenko B.A. Marks of memory. About Vladimir Stanislav-ovich Shapkin // Pacific Medical Journal. 2008. No. 3. P. 116-119.
7. Черток Д.В., Черток В.М. Парки и их роль в создании инновационного потенциала вузовской науки // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 95-98.
Chertok D.V., Chertok V.M. Parks and their role in creating the innovative potential of university science // Pacific Medical Journal. 2008. No. 2. P. 95-98.
8. Черток В.М., Кацук Л.Н. Создание учебных видеофильмов как опыт использования технологии проектного обучения на кафедре анатомии человека // Морфология. 2016. Т. 150, № 5. С. 84-86.
Chertok V.M., Katsuk L.N. Creation of educational videos as an experience of using the technology of project training at the Department of human anatomy // Morphology. 2016. Vol. 150, No. 5. P. 84-86).
9. Черток В.М., Корнева Н.А., Илларионова О.С. Результаты опыта по изучению анатомии человека при свободном посещении практических занятий студентами дневного отделения // Морфология. 1993. Т. 105, № 11-12. С. 144-146. Chertok V.M., Korneva N.A. Illarionova O.S. The results of the experience in the study of human anatomy at free attendance of practical classes by full-time students // Morphology. 1993. Vol. 105, No. 11-12. P. 144-146.
10. Черток В.М., Реутов В.П., Охотин В.Е. Павел Александрович Мотавкин - человек, педагог, ученый // Тихоокеанский медицинский журнал. 2012. № 2. С. 7-8.
Chertok V.M., Reutov V.P., Okhotin V.E. Pavel A. Motavkin -man, teacher, scientist // Pacific Medical Journal. 2012. No. 2. P. 7-8.
11. Черток В.М., Швалев В.Н., Пиголкин Ю.И. «Чем больше ты сделал, тем дольше ты жил». К 95-летию со дня рождения П.А. Мотавкина // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 1. С. 98-100.
Chertok V.M., Shvalev V.N., Pigolkin U.I. To more you did, the longer you lived // Pacific Medical Journal. 2017. No. 1. P. 98-100.)
12. Черток В.М., Кацук Л.Н., Ларюшкина А.В. Содержание и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на кафедре анатомии человека // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 93-96.
Chertok V.M., Katsuk L.N., Laryushkina A.V. Maintenance and methodical maintenance of independent work of students in the department of human anatomy // Pacific Medical Journal. 2017. No. 2. P. 93-96.
Поступила в редакцию 10.12.2018.
MENTORING IN PERSONALITY FORMATION OF A MEDICAL
E.N. Grinko, A.S. Omelchenko
Pacific State Medical University (2 Ostryakova Ave. Vladivostok 690002 Russian Federation)
Summary: Literature review presents issues of personal culture formation of students via an institution of mentorship. The study analyzes the historical aspects of social and cultural phenomenon of the mentorship origin and its influence on culture subjects. It considers the role of mentors in teaching and educational process of medical university. A structure of the components in the future physician's activities is proposed, through which the teacher-mentor can influence the culture of the personality of the medical student.
Keywords: coaching, sociocultural phenomenon, general cultural competence
Pacific Medical Journal, 2019, No. 1, p. 84-88.