Научная статья на тему 'Роль наставничества в современном образовании'

Роль наставничества в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23194
2427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / TUTORSHIP / PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS / VOCATIONAL GUIDANCE RESEARCH / CREATIVE POTENTIAL OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Виктория Викторовна

В статье показана важность и актуальность наставничества как введения молодых специалистов в профессию. Автор отмечает,что, к сожалению, наставничество как педагогическое явление перестало существовать. Однако наставник, передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии, в современном мире снова востребован,и его роль в подготовке молодых специалистов очень важна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Tutorship in Modern Education and the Necessity for its Revival in Higher School

The importance and topicality of tutorship as an introduction of young specialists into the profession is presented in the article. The author notes that, unfortunately, tutorship as a pedagogical phenomenon has ceased to exist. However, a tutor, sharing the experience, tradition and culture of the profession in the contemporary world again in demand, and its role in preparation of young professionals is very important.

Текст научной работы на тему «Роль наставничества в современном образовании»

ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Никитина

Ключевые слова:

наставничество; подготовка высококвалифицированных специалистов; профори-ентационное исследование; творческий потенциал педагога.

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье показана важность и актуальность наставничества как введения молодых специалистов в профессию. Автор отмечает,что, к сожалению, наставничество как педагогическое явление перестало существовать. Однако наставник, передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии, в современном мире снова востребован ,и его роль в подготовке молодых специалистов очень важна.

Сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество.

Наставничество активно изучалось в 7080-е гг. XX века в рамках адаптации молодых специалистов на производстве. В начале 90-х годов произошла смена профессиональных приоритетов, начался переход к рыночным отношениям, ценности и жизненные приоритеты изменились. Все это привело к тому, что наставничество как введение молодых работников в профессию перестало быть актуальным и прекратило свое существование. В результате сейчас мы имеем отрыв одного поколения от другого и «старение» профессионалов в ряде отраслей: инженерия, приборо-и машиностроение, педагогика. Более того, педагогика перешла в разряд непрестижных наук и непопулярных профессий. В студенческой среде произошла существенная деформа-

ция профессиональной и миграционной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей [6].

Существует огромное количество определений понятия наставничества, приведем некоторые из них.

Наставничество - в СССР - форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.п. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х гг. XX века, особенное распространение получило с 70-х годов [3].

Наставничество - в наши дни - тип подготовки к работе, обеспечивающей занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности [4].

Наставник - воспитатель, учитель [4].

Основные задачи деятельности наставника пытались определить ученые и философы от античных времен до современности.

Сократ считал, что главная задача наставника - пробудить мощные душевные силы ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина.

Платон говорил, что учителя становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут. Хорошие учителя, как и хорошие философы, должны быть умеренными, не алчными, мелочность не совместима с созерцанием всего пространства и времени.

Французский мыслитель Жан-Жак Руссо вовсе склонялся к той мысли, что наиболее сложное искусство наставника заключается в том, чтобы уметь ничего не делать с учеником.

К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга.

В отличие от России, сегодня за рубежом методу наставничества и способу адаптации молодых специалистов уделяется большое внимание. С точки зрения современной европейской теории образования, наставник -человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией [1].

Задача высшего образования в России заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать производство, двигать науку, передавать знания и умения следующим поколениям. В настоящее же время суть обучения молодежи в вузах свелась, по сути, только к передаче знаний и формированию умений эти знания применять на практике, т.е. только к учебному процессу; о формировании и становлении личности студента как профессионала и гражданина речь, к сожалению, не идет.

Как же побудить студента к качественному прохождению учебного процесса? Как помочь ему адаптироваться в сложной системе вуза и «запустить» личностный рост и самостановление?

Не секрет, что «отрыв» от школы у подростка происходит достаточно легко, поскольку связан с положительными эмоциями и позитивным настроем исключительно на будущее: вступление во взрослую жизнь, скорое студенчество, свобода. Начав же обучение в университете, студент-первокурсник очень быстро понимает, сколь иллюзорны были его представления о легкости получения высшего образования и «взрослости».

Для большинства студентов адаптация к новым условиям обучения проходит очень тяжело, и связано это с рядом причин.

Первая и главная причина, на наш взгляд, заключается в отсутствии того тотального контроля учебного процесса, образования и воспитания подростка, который был в школе. Казалось бы, сами учебные процессы школы и вуза не слишком отличаются один от другого: то же посещение учебных, семинарских и лабораторных занятий, выполнение домашних заданий, прохождение промежуточных и итоговых контрольных мероприятий в установленные сроки. Однако школа постоянно контролирует текущую успеваемость и посещаемость учащихся, активно сотрудничает с родителями и специалистами медико-социально-психологических направлений. Вуз же предоставляет студенту ту самую вожделенную «свободу» в принятии решений и поступках: «хочешь учиться - учись, не хочешь - твой выбор, ищи себя в другом деле». У родителей, к слову, тоже нет возможности скрупулезно контролировать учебный процесс своего ребенка в университете - для них сегодняшний вуз так же сложен и не понятен тем более , что зачетная книжка не дневник, и оценки в ней появляются только во время учебных сессий.

Вторая причина вытекает из первой и связана с тем, что большинство студентов, лишившись всестороннего контроля, не умеют распределять свое время и управлять им. Раньше подросток не задумывался о необходимости развития у себя чувства времени, с его точки зрения все происходило

само собой, а значит, так будет продолжаться и дальше. Когда же возникают первые трудности и проблемы, современный молодой человек не спешит их решать, поскольку продолжает верить в самоустранение трудностей: «раньше же все как-то решалось». Студент хочет «взрослости», но не понимает, что лишь имитирует ее: быть взрослым и казаться им - разные состояния, осознание этого постулата приходит лишь с первой «заваленной» сессией и становится тяжелым потрясением, неся с собой дистресс, эмоциональное выгорание, потерю уверенности в себе, отказ продолжать обучение.

Третья причина заключается в том, что в школе на попечении классного руководителя находятся в среднем 25-30 человек, на попечении заместителя декана по курсу - от 300 до 600 человек. Не всякий студент может обратиться за помощью, а отследить и увидеть трудности каждого студента заместитель декана по понятным причинам не в состоянии. Помогать заместителю декана призваны кураторы групп, осуществляя, по сути, работу того самого классного руководителя из школы, но, к сожалению, кураторы групп часто подходят к выполнению своих обязанностей формально , сводя свою работу лишь к проведению смотров 2 раза в год и разрешению редких конфликтных ситуаций в группе. На остальное у них просто не хватает времени из-за большого объема учебной и научной работы, да и финансовая поддержка кураторства со стороны вуза несущественна.

Кроме того, понятен, с одной стороны, подход большинства вузовских преподавателей к студентам: «студент - взрослый человек, совершеннолетний, вуз не детский сад и не школа, а мы не няньки, и вообще, мы такими не были, были самостоятельными, ответственными». Да, это действительно так, еще 10-15 лет назад студенчество существенно отличалось от нынешнего: было много совместной общественной деятельности, как в рамках вуза, так и за его пределами. Студенты прошлых лет были более коммуникабельны и социабельны. Современной молодежи достаточно телефона с интернет-доступом для того, чтобы общаться со всем миром, «живое» общение перестало быть необходимостью, а для некоторых индивидов стало «в тягость».

В ноябре-декабре 2012 г. нами проводилось профориентационное исследование учащихся 8-11-х классов профильных школ МГТУ им. Н.Э.Баумана, в котором приняли участие более 300 школьников. Задачей исследования было определение целевой направленности на сферу 1Т-технологий, включающее диагностику специальных способностей, таких как устойчивость внимания, логическое мышление; склонности к программированию, например, умение быстро усваивать языковые структуры; склонности к на-

учной деятельности: умение работать с научными текстами, грамотно излагать свои мысли, обобщать и делать логические заключения; степени компьютерной зависимости.

Кроме того,вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы можно было отследить у старшеклассника и ориентацию на дальнейшую педагогическую деятельность. Среди опрошенных не набралось и 3% желающих связать свою будущую профессию с педагогикой, преподавательской деятельностью, наставничеством [2].

Чем же объясняется такой неутешительный показатель? Специфика педагогики заключается в том, что личностные качества, паттерны поведения, отношение к профессии и своим ученикам наставника, преподавателя получают продолжение в его воспитанниках, репродуцируются в них. Поэтому все те качества, которые мы хотим видеть в своих студентах, в их отношении к учебе, ответственность, честный подход к делу, педагог должен найти и воспитать прежде всего в себе. Именно в вузе происходит формирование будущего специалиста, здесь есть все предпосылки для формирования его нравственности.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие как процесс становления личности человека в производственной деятельности под влиянием внутренних и внешних, социальных и биологических факторов; воспитание как процесс формирования человека интеллектуального, духовного и физически развитого, его подготовки к активной жизни, в том числе трудовой; профориентация как процесс гармоничного вхождения человека в трудовой коллектив, организацию, производство.

В среде вуза мы предполагаем прямое наставничество, т.е. постоянный контакт со студентом в форме советов, рекомендаций, помощи в освоении норм и правил учебного заведения и освоения учебной программы, психологической поддержки.

Необходимо отметить, что процесс наставничества невозможен без обратной связи:

Наставник

Воспитанник

обратная связь

Наставник оказывает воздействие на воспитанника, а тот, в свою очередь, поступками, личностными изменениями дает наставнику обратную связь, помогая последнему корректировать процесс наставничества.

Таким образом, наставничество - это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации студентов, качественному освоению учебной программы, формированию личности будущего специалиста, профессионала, человека, и требующий огромной выдержки, опыта и, главное, желания заниматься данным видом учебно-воспитательной деятельности.

Из чего же должно складываться наставничество в вузе? По нашему мнению, можно выделить несколько этапов взаимодействия наставника и воспитанника.

На первом этапе наставничества необходимо выстроить отношения со студентом таким образом, чтобы возникло доверие и взаимопонимание, иначе дальнейший процесс наставничества не будет иметь смысла. Здесь наставнику необходимо быть внимательным к воспитанникам, чтобы понять, какие цели и мотивы двигают их к обучению в вузе.

На втором этапе нужно рассказать студентам о нормах и правилах, ценностях, исторически сложившихся традициях и культуре, так называемых героях, мифах и легендах учебного заведения, в котором воспитанникам предстоит провести 4-6 лет [5]. В зависимости от того, как вышеперечисленная информация будет донесена до слушателей, станет ясно, как быстро нормы и ценности вуза найдут отражение в умах и сердцах студентов, перестанут быть для них инородными, навязанными.

На третьем этапе, когда наставник начнет получать обратную связь от студентов , необходимо будет начать реализацию адаптационной программы, попутно анализируя результаты и корректируя процесс наставничества.

Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагогу необходимо постоянно развивать творческий потенциал, находиться в педагогическом и научном поиске, совершенствоваться в своих методах работы, межличностных коммуникациях, повышать квалификацию в областях психологии, педагогики, методики преподавания дисциплин.

Результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, личности, всесторонне развитой, нравственной, культурной. Кроме того, успешный процесс наставничества сформирует среди студентов категорию тех молодых специалистов, у которых возникнет и укрепится желание остаться в научно-педагогической профессии и продолжить дело наставничества, таким образом, вуз сам будет «растить»

свои педагогические кадры.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: наставничество необходимо в вузе сегодняшним студентам. Можно отучиться установленный срок в вузе, получить высшее образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, создать семью, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурно-исторического наследия и опыта невозможно.

Литература

1. Льюис Г. Менеджер-наставник. - М.: изд-во Баланс-клуб, 2002. - 192 с.

2. Зеленцова Е.В., Масич Е.В., Никитина В.В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. - 2013. - Вып. 4. - URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 25.07.2013)

3. Исторический словарь // enc-dic.com: URL: http://enc-dic.com/history/ Nastavnichestvo-27565.html.

4. Наставничество // school-429.ru: URL: http://school-429.ru/uploads/ files/doc/Kadry/Наставничество.doc.

5. Никитина В.В. Корпоративная культура. Электронное учебное издание. Учебное пособие по дисциплине «Управление персоналом». - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 52 с.

6. Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография / Нар. укр. акад.; под общ. ред. В.И.Астаховой. -Харьков: изд-во НУЛ, 2010. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.