Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Т.Н.

В статье освещена проблема наставничества и менторства как эффективных инструментов для профессионально-личностного роста молодого педагога, а также представлен опыт комплексного сопровождения начинающих специалистов системы дошкольного образования в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ»

УДК 37

Семенова Т.Н., канд. пед. наук, доц.

ФГБОУВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, Россия)

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Аннотация. В статье освещена проблема наставничества и менторства как эффективных инструментов для профессионально-личностного роста молодого педагога, а также представлен опыт комплексного сопровождения начинающих специалистов системы дошкольного образования в педагогическом вузе.

Ключевые слова: наставничество, молодые педагоги, федеральная инновационная площадка, профессионально-личностное развитие

Развитие системы дошкольного и специального образования, совершенствование качества её функционирования зависит, в частности, от уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений; от того, насколько они способны к эффективному выполнению своих трудовых функций и обязанностей, а также насколько у молодых педагогов актуализируются мотивы и потребности профессионального саморазвития. Современный специалист дошкольного образования должен стремиться повышать свое педагогическое мастерство, активно использовать инновации в своей работе, критически и творчески моделировать профессиональную деятельность, используя последние достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта.

Наставничество - это эффективный инструмент для профессионально-личностного роста педагога. Особого морально-психологического и профессионально-этического отношения требуют к себе молодые и начинающие специалисты. Часто они уже имеют значительный творческий потенциал, но перед ними могут появиться ряд трудностей: недостаточный опыт построения социальных взаимодействий с воспитанниками, коллегами, руководством, неполный багаж психолого-педагогических знаний и др.

В идеале молодой педагог в начале своей профессиональной деятельности должен быть иметь возможность получать помощь от более опытного. Такой коннект является полезным для каждой стороны: начинающий специалист опирается на знания педагогов со стажем и имеет возможность изучить идеи и опробовать различные подходы в методике воспитания и обучения детей, в то время как преподаватели-наставники имеют возможность по-иному взглянуть на практико-ориентированные тенденции, культурные практики, педагогические технологии в современном образовании, а также повысить уровень понимания проблем, с которыми сталкиваются педагоги.

Так, в январе 2021 года Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева стал федеральной инновационной площадкой по теме: «Комплексное научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного образования в условиях цифровизации образования» (приказ Министерства образования и науки РФ № 1580 от 25.12.2020 г.). Ее задачами на период 2021-2025 годы являются следующие: создание информационно-педагогической среды, отражающей профессиональное становление, развитие личности и обогащение индивидуального опыта молодых педагогических работников системы дошкольного образования; выявление наиболее актуальных проблем и затруднений, связанных с инновационной деятельностью в ДОО, с которыми сталкиваются начинающие педагоги,

приходя на работу в образовательные организации, и исходя из полученных сведений, осуществление адресной поддержки молодых педагогов; психолого-педагогическое консультирование начинающих педагогов, экспертное сопровождение образовательных инициатив молодых педагогов ДОО (конкурсных, аттестационных, выставочных, учебно-методических и др. материалов), профессиональная супервизия с целью повышения качества профессиональной деятельности молодых педагогов системы дошкольного образования; организация и проведение научно-практических мероприятий, таких как профессиональные мастерские, проблемные семинары, тренинги, творческие встречи с авторами учебников и др. разработка учебно-методических рекомендаций в помощь начинающему специалисту; организация семинаров по актуальным проблемам развития современного дошкольного образования, вебинаров, мастер-классов по вопросам, заявленным молодыми педагогами, курсы повышения квалификации и т.д.; содействие адаптации в образовательной организации и развитие их профессиональной карьеры [4], [5].

Такого рода организованный тип отношений между людьми с разным уровнем опыта, сочетающий в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности в широком смысле определяется как менторинг [8].

Т.Г. Колосова-Стрижак [7] пишет, что целью менторинга, или наставничества, является предоставление поддержки, руководства и рекомендаций учителям, чтобы они могли улучшить свои педагогические навыки для профессионального развития. Наставничество работает лучше всего, когда оно осуществляется в рамках структурированной программы развития, которая включает выявление потребностей и интересов развития, выявление сильных и слабых сторон, планирование действий, наблюдение за уроками и организация экспертных наблюдений, обзор прогресса, коучинг, например, по аспектам педагогической практики. Этим качеством менторинг подходит как для адаптации и обучения молодых и неопытных педагогов, так и для развития кадрового резерва учреждения.

Актуальным условием развития профессионального образования педагогов сегодня является непрерывность. Это означает, что педагог дошкольного и специального образования должен быть мобилен, владеть инновационными технологиями и методиками работы, быть конкурентоспособным. Для этого, несомненно, нужно, пополнять и углублять знания, повышая уровень своей квалификации. В связи с этим широко в процессе сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов используются новые образовательные технологии, в том числе технологии дистанционного обучения, стимулирующих активность, формирующих навыки анализа информации и самообучения. При этом увеличивается доля самостоятельной работы и более интенсивная его информатизация, обеспечивается инновационность непрерывного профессионального образования.

В рамках реализации плана мероприятий федеральной инновационной площадки на образовательном портале дистанционного обучения МооШе молодым педагогам предлагается ряд разнообразных курсов повышения квалификации: «ФГОС дошкольного образования: организация и содержание образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста», «Инновационная деятельность в образовании», «Актуальные проблемы образования ребенка в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Актуальные проблемы образования ребенка в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Деятельность воспитателя по реализации ФГОС дошкольного образования», «ФГОС дошкольного образования: коррекция нарушений речи у детей», «ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие ребенка», «ФГОС дошкольного образования: организация инклюзивного образования», «ФГОС дошкольного образования: организация методической работы в образовательной организации», «ФГОС дошкольного образования: познавательное развитие ребёнка», «ФГОС дошкольного

образования: развитие у дошкольника билингва русской речи как неродной», «ФГОС дошкольного образования: развитие у дошкольника билингва русской речи как неродной», «ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие ребёнка», «ФГОС дошкольного образования: физическое развитие ребенка», «ФГОС дошкольного образования: художественно-эстетическое развитие ребенка», «ФГОС дошкольного образования: художественно-эстетическое развитие ребенка».

Т.А. Анастасьева отмечает преимущества дистанционных курсов повышения квалификации: сокращаются временные затраты участников образовательного процесса; повышается наглядность, мобильность обучения, эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, мотивация обучающихся. Они получают доступ к дополнительным источникам информации; могут обсуждать с другими участниками образовательного процесса возникающие задачи, проблемы, перспективы [1].

Профессиональное самообразование также является частью непрерывного постдипломного образования молодого педагога. Под самообразованием понимается «целенаправленная, управляемая педагогом познавательно-практическая деятельность по совершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических, предметно-методических, общекультурных знаний и умений, необходимых для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности» [9].

Благодаря самообразованию компенсируются неполнота и фрагментарность ранее полученных в вузе знаний по некоторым учебным дисциплинам. Т.Ю. Ерёмина отмечает, что при этом также осуществляется поиск различных моделей интеграции научно-предметных, личностно-ориентированных компонентов деятельности педагога и непрерывное развитие творческого потенциала его личности [6].

Рассматривая самообразование как готовность к самостоятельному обучению, педагоги активно принимают участие в работе семинаров, тренингах, круглых столах, научно-практических конференциях, проходящих в рамках научно-методической работы, будут участвовать в обмене опытом с коллегами.

За первый год реализации проекта на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева рабочей группой организовано и проведено множество научно-методических мероприятий, демонстрирующих опыт применения результатов инновационного образовательного проекта. Вот лишь некоторые из них: онлайн-диагностика профессиональных дефицитов молодых педагогов дошкольного образования и создание банка проблемных запросов начинающих педагогов ДОО, семинары-тренинги и мастер-классы «Инновационные методы арттерапии», «Шлейф из детства. Личные границы. Чувство вины» (телесно-ориентированные и арттерапевтические практики, психодраматические техники), «Мужское и женское - ресурсы идентичности», «Тканевые расстановки «Реальная и виртуальная Личность», «Knitting therapy - Книга перемен внутреннего мира», «Картография внутреннего мира», презентации проектов в формате «Печа-Куча» на тему «Гармоничные отношения: бизнес, семья, окружение», «Ребрендинг, сотрудничество и безопасное психологическое взаимодействие», «Открой двери ЧГПУ (чувствуй-говори-понимай-управляй)», «Дерево жизненных целей, задач и помех», «Метафора и метаморфоза личности», «Трансформация трудных ситуаций с использованием арттерапевтической методики «нейрографика», Button-терапия «Согласование диадных отношений»; круглый стол «Психологическая поддержка детей с трудностями в развитии в современных образовательных условиях»; конкурс «Посвящение в педагоги» и др. Также данный проект пролонгированного комплексного постдипломного сопровождения молодых/начинающих кадров системы образования и оперативного наставничества был представлен на конкурсе обмена практиками устойчивого развития «Смартека». Создана Ассоциация молодых педагогов ДОО Чувашии.

По мнению М.И. Ахрамович важное умение педагога - это и трансляция собственного опыта на различных научно-практических конференциях и семинарах. Для этого необходимо не только обобщить свои результаты деятельности, проанализировать уровень достигнутого,

но и поделиться своими наработками, и тем самым получить удовлетворение от проделанной работы. Каждый практикующий и результативный педагог работает над собственной методической темой. Она может иметь разную направленность: одни педагоги работают над освоением новых технологий и форм массовой работы; другие - изучают эффективные методы и приёмы педагогического взаимодействия; третьи - пополняют свой багаж изучением источников по любимой теме и т.д. [2].

В рамках реализации графика мероприятий нашей федеральной инновационной площадки были проведены три международных научно-практических конференции:

• I Международная научно-практическая конференция «Психология, дошкольная и специальная педагогика в условиях международного сотрудничества и интеграции» (29 марта 2021 года)

• VI Международная научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (27 сентября 2021 г.)

• Международная научно-практическая конференция «Организация комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС): практический опыт, проблемное поле, перспективы развития» (10 декабря 2021 г.)

По материалам данных конференций было издано 4 сборника научных статей и проиндексированы в системе РИНЦ, в которых активно публиковались и молодые педагоги системы дошкольного образования города и республики. Трансляция своего опыта педагогической работы и научно-методической разработки через публикацию в педагогической периодике или сборниках научных статей свидетельствует о достаточном уровне методической готовности педагога.

С.М. Валюшкина отмечает, что процесс подготовки статьи - это еще и процесс самообразования, процесс работы над собой, где через преодоление и оттачивание каждой формулировки, неоднократную проверку грамотного и уместного использования каждого термина, советы и взаимодействие с опытными коллегами и редакторами журнала происходит совершенствование педагогического мастерства [3].

Однако написание научной статьи, подготовка ее к публикации по определенным критериям нередко является большой сложностью для молодого педагога. Поэтому руководство подготовкой научной публикации также может быть отдельным направлением наставничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастасьева Т.А. Особенности обучения педагогов / Т.А. Анастасьева // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.). - Минск : АПО, 2019. -С. 30-33

2. Ахрамович М.И. Самообразование педагога как средство повышения эффективности профессиональной деятельности / М.И. Ахрамович // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.). - Минск : АПО, 2019. - С. 36-40

3. Валюшкина С.М. Подготовка к публикации комплекса методических материалов как эффективный прием стимулирования самообразовательной деятельности педагогов / С.М. Валюшкина // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.). - Минск : АПО, 2019. - С. 113-117

4. Велиева С.В. Мониторинг профессиональных трудностей и достижений молодых педагогов: учебно-методическое пособие / С.В. Велиева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. - 132 с.

5. Велиева С.В. Теория и практика наставничества молодого педагога / С.В. Велиева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. - 80 с.

6. Еремина Т.Ю. Непрерывное образование педагога как условие саморазвития личности / Т.Ю. Еремина // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы,

перспективы: материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.). - Минск : АПО, 2019. - С. 228-233.

7. Колосова-Стрижак Т.Г. Менторинг как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров в учреждении образования // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.). - Минск: АПО, 2019. С.380-884.

8. Равный равному: пособие для менторов/ Оксана Иваник [и др.]. - Киев: !нша Освгга, 2015. - 58 с.

9. Постдипломное образование: проблемы качества: материалы VI международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. -СПб. : СПбГАППО, 2006. - С. 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.