Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалова Наталья Викторовна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Александрова Наталья Викторовна

Исследован опыт зарубежных стран в части организации методического сопровождения молодых специалистов образовательной сферы. На основании аналитического обзора наработок современных отечественных и зарубежных исследователей определено, что система методического сопровождения является структурным элементом повышения квалификации начинающих свою профессиональную деятельность учителей и должна учитывать новейшие тенденции развития образования, основываться на исследованиях новых педагогических функций, которые возникают в условиях информатизации образования. Внедрение новой концепции в образовательный процесс влечет за собой ряд инновационных преобразований в содержании образования, в переосмыслении новых понятий, категорий, ценностей мышления, изменения ролевых позиций педагога: преподавателя, учителя, воспитателя. Современный учитель - это специалист, который осуществляет педагогическую деятельность с учетом требований времени, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. Его педагогическая деятельность - это интеллектуальная, творческая деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие личности. Каждый молодой педагог должен быть профессионалом своей деятельности, поскольку продуктом этой деятельности должен стать конкурентоспособный выпускник образовательного учреждения, наделенный ключевыми компетенциями. Именно поэтому молодые педагоги посредством эффективной системы методического сопровождения должны овладеть рядом компетенций, продуцируемых опытом профессионалов с большим стажем практического применения знаний и навыков, для обеспечения эффективной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабалова Наталья Викторовна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Александрова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF YOUNG SPECIALISTS IN FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the study of the experience of foreign countries in terms of organizing methodological support for young specialists in the educational sphere. Authors determined that the system of methodological support is a structural element of advanced training for teachers who begin their professional education and should take into account modern trends in the development of education, based on research on new pedagogical functions that arise in the context of informatization of education. The introduction of a new concept into the educational process entails a number of innovative transformations in the content of education, in rethinking new concepts, categories, values of thinking, changes in the role positions: mentor, teacher, tutor. A modern teacher is a specialist who carries out pedagogical activity taking into accounts the requirements of the time, constantly improving his professional competence, and his pedagogical activity is intellectual, creative activity aimed at teaching, upbringing and personal development. Every young teacher should be a professional in his activity, since the product of this activity should be a competitive graduate of an educational institution, endowed with key competencies. That is why young teachers, through an effective system of methodological support, must master a number of competencies produced by the experience of professionals with extensive experience in the practical application of knowledge and skills to ensure effective educational activities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37. 08; 37 . 02

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-132-139

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Н. В. Шабалова1, О. В. Алексеева2, Н. В. Александрова2

1 Сибирский федеральный университет, Красноярск

2 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Исследован опыт зарубежных стран в части организации методического сопровождения молодых специалистов образовательной сферы. На основании аналитического обзора наработок современных отечественных и зарубежных исследователей определено, что система методического сопровождения является структурным элементом повышения квалификации начинающих свою профессиональную деятельность учителей и должна учитывать новейшие тенденции развития образования, основываться на исследованиях новых педагогических функций, которые возникают в условиях информатизации образования. Внедрение новой концепции в образовательный процесс влечет за собой ряд инновационных преобразований в содержании образования, в переосмыслении новых понятий, категорий, ценностей мышления, изменения ролевых позиций педагога: преподавателя, учителя, воспитателя. Современный учитель - это специалист, который осуществляет педагогическую деятельность с учетом требований времени, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. Его педагогическая деятельность - это интеллектуальная, творческая деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие личности. Каждый молодой педагог должен быть профессионалом своей деятельности, поскольку продуктом этой деятельности должен стать конкурентоспособный выпускник образовательного учреждения, наделенный ключевыми компетенциями. Именно поэтому молодые педагоги посредством эффективной системы методического сопровождения должны овладеть рядом компетенций, продуцируемых опытом профессионалов с большим стажем практического применения знаний и навыков, для обеспечения эффективной образовательной деятельности.

Ключевые слова: методическое сопровождение, молодой специалист, учитель, педагог, повышение квалификации педагога.

Современный педагог - это человек с высокой степенью социальной активности и гражданской ответственности. Ему присущи профессионализм, высокий уровень научно-теоретических и методических знаний, психолого-педагогической практической подготовки. Приступая к своей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, молодой педагог надеется реализоваться в ней как специалист. Перед началом трудовой деятельности у выпускников высших учебных заведений возникает ряд проблемных вопросов, среди которых: подготовленность к работе с учениками, ориентация в профессиональных планах, целях и задачах образования, содержание и совершенствование учебно-воспитательного процесса, взаимодействие с родителями и др. Молодой педагог чувствует противоречия между растущими требованиями к профессиональному мастерству и недостаточным уровнем собственной квалификации. Поэтому начинающий педагог требует особо— 132 —

го внимания со стороны администрации, педагогического коллектива, методической службы сопровождения. В настоящее время, несмотря на огромный накопленный опыт в области повышения квалификации учителей, современная отечественная система методического сопровождения до конца не сложилась. Поэтому целью данной статьи является определение основных направлений методического сопровождения молодых педагогов в зарубежной практике.

Выпускники педагогических вузов, как отмечают в своих исследованиях Т. Г. Новикова, М. В. Лазарева и Н. В. Никулина, в основном имеют хорошую профессиональную подготовку, но в то же время им не хватает знаний и опыта в вопросах управления деятельностью ученического коллектива, ведении документации, решении ряда методических вопросов [1]. Успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от созданных в образовательной организации условий труда. Взаимодействие с коллективом педагогов и методическое сопровождение, меры поддержки и стимулирования его инициативности и творчества являются важными факторами сохранения выпускника педагогического вуза в профессии. Именно поэтому во многих странах Западной Европы, в США и Японии создаются специализированные школы молодого педагога [2]. Актуальность организации таких школ обусловлена:

- неготовностью выпускников высших учебных заведений к практическому решению социально-педагогических и психологических проблем с учениками, родителями, общественностью;

- недостаточной ориентацией в учебных планах и программах;

- низким уровнем осведомленности молодых работников в сфере новых педагогических технологий;

- неготовностью активно участвовать в общем функционировании учебного заведения;

- низкой способностью молодых педагогов к формированию учебной мотивации у учащихся;

- низким уровнем знаний и практических навыков работы с одаренными, гиперактивными учениками, детьми с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

В последние годы приоритетным направлением развития современного образования в развитых странах является внедрение информационных технологий (ИТ), что способствует его доступности, повышению эффективности обучения и совершенствованию целостного учебно-воспитательного процесса. Государственная политика России в части информатизации общественной жизни и образования, развития информационного общества нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), содержащих положения об актуальности и целесообразности внедрения ИТ в образовательную отрасль. Современные трансформационные изменения ведущим направлением определяют введение инновационных концепций, направленных на обеспечение разносторонних образовательных и профессиональных потребностей каждой личности [3]. В связи с указанным значимость приобретают проблема подготовки учителей в высших педагогических учебных заведениях и, соответственно, повышение квалификации молодых педагогов посредством методического сопровождения.

Вопросы эффективности и целесообразности методического сопровождения молодых педагогов и их профессионального развития рассматриваются отечественными и зарубежными учеными. В то же время само понятие «сопровождение» трактуется в научной литературе неоднозначно. Так, традиционным является подход, когда под сопровождением понимается специально организованный процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций (Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский

и др.), в том числе с целью развития и коррекции познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых процессов и личности, попадающей в поле деятельности субъектов сопровождения (Л. В. Темнова, Э. М. Александровская, Н. Г. Осухова и др.). В то же время Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына рассматривают сопровождение как деятельность, направленную на создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора.

Большинство исследователей подчеркивают необходимость совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров, пересмотра содержания, форм и методов сопровождения молодых специалистов на основе современных достижений в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Без специальной системы сопровождения молодых специалистов невозможна реализация их личностного и педагогического потенциала [4].

Современный подход к методическому сопровождению начинающих педагогов заключается в отходе от формального подхода к усвоению молодым специалистом новых идей и знаний об инновационных технологиях в пользу изменения отношения к ним, достижения глубокого понимания взаимосвязанных педагогических процессов и закономерностей, а также осознанное освоение новых приемов, методов и форм педагогической деятельности. Отход от формализма в развитии педагогических компетенций молодого специалиста обусловил экспериментирование с изменением форм и методов, используемых в ходе их методического сопровождения, которые позволяют сделать обучения интерактивным и лич-ностно ориентированным. Обратимся к изучению зарубежного опыта методического сопровождения молодых педагогов с целью выявления инновационных подходов к развитию специалистов, позволяющих ускорить подготовку высококвалифицированных кадров [5].

Ведущими идеями развития современного образования во всем мире являются гуманизация и непрерывность. Согласно определению Международной комиссии по образованию XXI в. ЮНЕСКО, непрерывное образование должно объединять всю деятельность и ресурсы в области образования и направлять их на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества [6]. Одним из ведущих путей непрерывного педагогического образования в развитых странах являются оптимизация системы первичной подготовки работников, а также совершенствование системы повышения их квалификации.

Так, в США и ряде стран Западной Европы предусматривается реализация непрерывного педагогического образования за счет повышения квалификации уже работающих учителей, в том числе тех, кто по различным причинам приостанавливал свою профессиональную деятельность, а затем снова вернулся в профессию. Повышение квалификации специалисты проходят, посещая долгосрочные и краткосрочные курсы в вузах или специализированных учреждениях повышения квалификации, учительских центрах и школах [7]. На конференциях, семинарах молодые педагоги представляют собственные достижения, озвучивают свое видение разрешения проблем, возникающих у них в профессиональной деятельности. В заведениях последипломного педагогического образования им на помощь приходят опытные ученые, преподаватели, методисты, которые позволяют не только глубже погрузиться в изучаемую педагогическую проблему, но переосмыслить имеющийся опыт, а также спроектировать новое педагогическое решение [4].

Ориентированным на перспективу является методическое сопровождение молодых педагогов в рамках модели педагогического образования University Master of Education program «Future of Education», которая инициирована правительством США. Образовательная программа выдвигает некоторые общие идеи повышения квалификации молодых учи-

телей о том, как страна движется в направлении результативной подготовки всех, кто будет задействован в обучении до 2030 г. Курсы повышения квалификации предлагаются гетерогенной группе педагогов с целью создания конкуренции, которая позволит выделить высоко подготовленных педагогов всех типов, способных удовлетворить переменные потребности непрерывного образования [8]. Организация методического сопровождения реализуется в системе педагогической стажировки в США и заключается в том, что этот процесс длится три года, и молодой учитель после ее прохождения (к концу третьего года) может претендовать на переаттестацию с целью повышения своего профессионального статуса и заработной платы [6].

В Великобритании функционируют разработанные пятиуровневые программы повышения квалификации, реализуемые в большинстве образовательных и воспитательных учреждений страны согласно утвержденным уровням квалификации учителей: новичок, продвинутый молодой учитель, специалист, знаток, эксперт [6]. В рамках такой программы начинающий педагог составляет и согласует с руководителем или директором организации годовой план профессионального совершенствования в пределах собственной квалификации. Таким образом, вводится «портфельная» система повышения квалификации учителя с определенными кредитными единицами. Ежегодно результаты работы и самосовершенствования педагога сопоставляются с поставленными целями и задачами.

В Японии методическое сопровождение начинающих учителей осуществляется на базе специализированных центров. Например, три подобных учреждения - Хёго, Дзёэцу и То-кусима - были созданы для предоставления возможности сосредоточиться на подготовке молодых исследователей и выполнении соответствующей научной работы для практикующих учителей [4]. Следует отметить, что обучение молодых специалистов в Центрах планируется на периодической основе. На шестом году работы для всех начинающих свою практику учителей предполагается обучение в течение трех дней с целью повышения квалификации и переподготовки в отдельных аспектах их педагогической деятельности. Обучение состоит из лекций, дискуссий и тематических исследований. Такие центры также предлагают 6-месячную программу для шести избранных педагогов, работающих полный рабочий день по специальным проектам по их собственному выбору, и 3-месячную программу для 22 учителей, которые освобождаются на этот период времени от основных функциональных обязанностей над собственными проектами.

К системе высшего педагогического образования Израиля входит методическое сопровождение молодых педагогических кадров. Особенностью данного сопровождения является создание новых форм и программ подготовки учителей-исследователей, учителей-технологов, экспертов, специалистов в области организации и управления образованием [2].

В Германии законом предусмотрена необходимость повышения квалификации молодых специалистов. Министерство образования и научных исследований Германии делает все необходимое для совершенствования профессионализма педагогов. Методическое сопровождение молодых учителей осуществляется на базе институтов повышения квалификации, которые есть в каждом федеральном округе [9]. Наряду с региональными институтами существуют и центры повышения педагогической квалификации при университетах. Администрация школ Германии напрямую заинтересована в профессиональном росте и развитии своих педагогов, поскольку планы повышения квалификации учителей ежегодно согласуются с окружной администрацией.

Анализ зарубежного опыта показал, что во всех странах молодой педагог, получив фундаментальные педагогические знания и имея ряд педагогических компетенций, нуждается в дальнейшей поддержке и методическом сопровождении [9]. С данной целью в большин-

стве стран создаются специализированные центры или учреждения. Наряду с программами повышения квалификации молодых специалистов, включающими лекционные и практические занятия, методическое сопровождение может реализовываться в форме наставничества. Так, опытный педагог может выступать в роли консультанта, коуча, тьютора, ментора для более молодого специалист. Наиболее распространенными видами наставничества опытных педагогов в развитых странах являются тьюторство и менторство.

Тьюторство в определенном смысле можно считать культурой, сформировавшейся в истории параллельно культуре преподавания и обучения, близкой к культуре наставничества. Тогда как главная задача педагога - непосредственное управление процессом обучения и трансляция собственного опыта, тьютор сопровождает процессы самоопределения, самообразования и профессионального саморазвития молодых специалистов [10]. Учитель отвечает за передачу определенной суммы знаний, а тьютор только участвует в поиске знаний, постоянно формируя индивидуальную ответственность за полученные знания [11, 12]. Основным инструментом достижения результата тьютора являются вопросы, направленные на рефлексию молодым специалистом опыта самообразования. Тьюторство базируется на идеях развития субъектности педагога, ответственности за свое личностное и профессиональное развитие, активности в плане самообразования, готовности к рефлексии нового опыта и принятию собственных ошибок.

Менторством в современной практике методического сопровождения в странах Европы и США называется наставничество в сочетании с консультированием, коучингом и даже психологической помощью. Менторство, или менторинг, - это процесс взаимодействия более опытного в определенной сфере человека с менее опытным, при котором происходит передача знаний, умений и навыков. В данном взаимодействии молодой педагог получает знания о своей деятельности комплексно и профессионально. Ментор имеет интерес в развитии знаний, навыков и межличностных отношений. В отличие от наставника, ментор -это человек, который самостоятельно устанавливает интенсивность и направление обучения. Задача ментора - помогать молодому специалисту тогда, когда он просит о помощи. Так, например, в США роль современного ментора - формировать и поддерживать уверенных в себе и самодостаточных профессионалов, которые максимально используют возможности и учатся разному опыту с целью саморазвития [3, 13].

Анализ действующих программ методического сопровождения молодых педагогов в зарубежных странах позволяет определить следующие ориентиры по обновлению и совершенствованию этой системы в России:

1. Повышение мотивации к практической деятельности путем предоставления доступа ко всем ресурсам, которые обеспечивают возможность определить пробелы в знаниях молодого специалиста.

2. Координация деятельности научно-педагогических работников в отношении методического сопровождения на основе тьюторства и менторства с учетом использования информационного обеспечения конкретной образовательной среды.

3. Модернизация учебно-познавательного процесса молодых специалистов путем внедрения ИКТ, совершенствование методического сопровождения в виде электронных учебно-методических комплексов.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Главными целями методического сопровождения молодых специалистов на современном этапе развития общества являются формирование интеллектуальных и этических норм и ценностей педагога, обучение искусству пользоваться знаниями, совершенствовать стиль мышления, анализировать проблемы в любой образовательной области, находить их наиболее точное и эффек-

тивное решение. Исследования зарубежного опыта методического сопровождения молодых педагогов показывают, что рост подготовки специалистов в практических условиях деятельности ведет к соответствующему росту доли инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе. Одним из перспективных направлений в современном обучении и повышении квалификации молодых педагогов, основанном на использовании положительного опыта развитых стран, является внедрение электронного методического сопровождения с использованием интерактивных электронных средств предоставления информации, компакт-дисков, корпоративных сетей Интернет. Специалист должен овладеть навыками педагогической деятельности как самостоятельно, так и в исследовательской группе, получать опыт презентации результатов работы, исследований и разработок, что будет способствовать его социализации в педагогической и научной среде.

Список литературы

1. Новикова Т. Г., Лазарева М. В., Никулина Н. В. Менторское сопровождение управленческих кадров: зарубежный опыт // Профильная школа. 2017. Т. 5, № 3. С. 35-47. DOI: 10.12737/article_5947c0fc8abf33.90365086

2. Abraham S. Crafting a pedagogical third space in a transnational teacher education project // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 97. Р. 103-117.

3. Сергеева М. Г. Тьюторское сопровождение в системе профессионального образования: зарубежная и российская практика // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 298-301.

4. McDuff D. R., Morse E. D., White R. K. Professional and Collegiate Team Assistance Programs: Services and Utilization Patterns // Clinics in Sports Medicine. 2005. Vol. 24, is. 4. P. 943-958.

5. Bocoç M., §erbânescu L. Online Procedures for Quality Assurance in Implementation of Life-long Training Program for Mentors and Assistance for Debutant Teaching Professionals // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 958-965.

6. Blokker R., Akkermans J., Khapova S. Building a sustainable start: The role of career competencies, career success, and career shocks in young professionals' employability // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 112. P. 172-184.

7. Woulfin S.L., Jones B. Special development: The nature, content, and structure of special education teachers' professional learning opportunities // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 100. Р. 254-277.

8. Pate A., Smith J., Zagar M. Development, implementation, and impact of a collaborative junior faculty engagement and professional growth program: The Young Faculty Leadership Initiative // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2017. Vol. 10, is. 3. P. 352-359.

9. Straub R., Vilsmaier U. Pathways to educational change revisited- controversies and advances in the German teacher education system // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 96. Р. 23-40.

10. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». Москва; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.

11. Rutten L. Toward a theory of action for practitioner inquiry as professional development in preservice teacher education // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 97. Р. 177-194.

12. Игнатьева Л.В. Специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов как фактор повышения качества их работы // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 162-164.

13. Перевезенцева О. Н., Белякова Т. А. Тьюторское сопровождение: зарубежный и российский опыт // Вопросы педагогики. 2019. № 2. С. 78-81.

Шабалова Наталья Викторовна, аспирант, Сибирский федеральный университет (ул. Свободная, 79, Красноярск, Россия, 660041). E-mail: natasha.shabalova@yandex.ru

Алексеева Ольга Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu.ru

Александрова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003). E-mail: natalia_nov75@mail.ru

Материал поступил в редакцию 20.09.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-132-139

METHODOLOGICAL SUPPORT OF YOUNG SPECIALISTS IN FOREIGN COUNTRIES

N. V. Shabalova1, O. V. Alekseyeva2, N. V. Aleksandrova2

1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation

2 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russian Federation

The article is devoted to the study of the experience of foreign countries in terms of organizing methodological support for young specialists in the educational sphere. Authors determined that the system of methodological support is a structural element of advanced training for teachers who begin their professional education and should take into account modern trends in the development of education, based on research on new pedagogical functions that arise in the context of informatization of education. The introduction of a new concept into the educational process entails a number of innovative transformations in the content of education, in rethinking new concepts, categories, values of thinking, changes in the role positions: mentor, teacher, tutor. A modern teacher is a specialist who carries out pedagogical activity taking into accounts the requirements of the time, constantly improving his professional competence, and his pedagogical activity is intellectual, creative activity aimed at teaching, upbringing and personal development. Every young teacher should be a professional in his activity, since the product of this activity should be a competitive graduate of an educational institution, endowed with key competencies. That is why young teachers, through an effective system of methodological support, must master a number of competencies produced by the experience of professionals with extensive experience in the practical application of knowledge and skills to ensure effective educational activities.

Keywords: methodological support, young specialist, teacher, professional development of a teacher.

References

1. Novikova T., Lazareva M., Nikulina N. Mentorskoye soprovozhdeniye upravlencheskikh kadrov: zarubezhnyy opyt [Mentoring support of management personnel: foreign experience]. Profil'naya shkola, 2017, vol. 5, no. 3, pp. 35-47 (in Russian).

2. Abraham S. Crafting a pedagogical third space in a transnational teacher education project. Teaching and Teacher Education, 2020, vol. 97, pp. 103-117.

3. Sergeyeva M. G. Tyutorskoye soprovozhdeniye v sisteme professional'nogo obrazovaniya: zarubezhnaya i rossi-yskaya praktika [Tyyutorsky maintenance in the system of professional education: foreign and russian practice]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 63-1, pp. 298-301 (in Russian).

4. McDuff D. R., Morse E. D., White R. K. Professional and Collegiate Team Assistance Programs: Services and Utilization Patterns. Clinics in Sports Medicine, 2005, vol. 24, is. 4, pp. 943-958.

5. Boco§ M., §erbanescu L. Online Procedures for Quality Assurance in Implementation of Life-long Training Program for Mentors and Assistance for Debutant Teaching Professionals. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 180, pp. 958-965.

6. Blokker R., Akkermans J., Khapova S. Building a sustainable start: The role of career competencies, career success, and career shocks in young professionals' employability. Journal of Vocational Behavior, 2019, vol. 112, pp. 172-184.

7. Woulfin S.L., Jones B. Special development: The nature, content, and structure of special education teachers' professional learning opportunities. Teaching and Teacher Education, 2021, vol. 100, pp. 254-277.

8. Pate A., Smith J., Zagar M. Development, implementation, and impact of a collaborative junior faculty engagement and professional growth program: The Young Faculty Leadership Initiative. Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 2017, vol. 10, is. 3, pp. 352-359.

9. Straub R., Vilsmaier U. Pathways to educational change revisited- controversies and advances in the German teacher education system. Teaching and Teacher Education, 2020, vol. 96, pp. 23-40.

10. Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popova (Smolik) S. Yu., Terov A. A., CHeredilina M. Yu. Professiya «tyutor» [The tutor profession]. Moscow-Tver, «SFK-ofis» Publ., 2012. 246 p. (in Russian).

11. Rutten L. Toward a theory of action for practitioner inquiry as professional development in preservice teacher education. Teaching and Teacher Education, 2020, vol. 97, pp. 177-194.

12. Ignat'yeva L. V. Spetsifika pedagogicheskoy modeli soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya molodykh spetsialistov kak faktor povysheniya kachestva ikh raboty [The specificity of the pedagogical model supporting the professional development of young experts as a factor in improving the quality of their work]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture, education, 2018, no. 1 (68), pp. 162-164 (in Russian).

13. Perevezentseva O. N., Belyakova T. A. Tyutorskoye soprovozhdeniye: zarubezhnyy i rossiyskiy opyt [Tutor support of students' information activities]. Voprosypedagogiki, 2019, no. 2, pp. 78-81 (in Russian).

Shabalova N. V., postgraduate student, Siberian Federal University (pr. Svobodny, 79, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041). E-mail: natasha.shabalova@yandex.ru

Alekseyeva O. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (ul. Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu. ru

Aleksandrova N. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (ul. Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: natalia_nov75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.