НАСЛЕДНИКИ ДИНАСТИИ БРЕЙГЕЛЕЙ В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена выставке династии Брейгелей из частного собрания Валерии и Константина Мауергауз. Выставка проходила в Большом зале Меншиковского дворца с мая по август 2022 года. К выставке издан научный иллюстрированный каталог «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз», автор-составитель - доктор искусствоведения, профессор Вадим Анатольевич Садков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: династия Брейгелей, ученики, жанр, крестьяне, религиозная живопись, пейзаж, анималистика, персонаж, формат.
ABSTRACT: the article is about the Brueghel dynasty's exhibition from the private collection of Valery and Constantine Mauergauz. The exhibition was held in the great hall of Menshikov Palace from May to August 2022. An illustrated catalogue was published for the exhibition «Brueghels. Continuation of the dynasty. Flemish paintings from the collection of Valery and Constantine Mauergauz» by - professor of art history, Vadim Anatolyevich Sadkov.
KEYWORDS: Brueghel dynasty, students, genre, peasant, religious painting, landscape, animalism, character, format.
В Большом зале Меншиковского дворца прошла выставка работ династии Брейгелей из частного собрания Валерии и Константина Мауергауз. Всего 28 произведений - это картины сыновей Питера Брейгеля Мужицкого (работ мастера нет в России) - Питера Младшего Адского (1564 - 1637/1638) и Яна Старшего Бархатного или Цветочного (1568 - 1625), а также его внука Яна Младшего (1601 - 1678). Кроме этого в экспозицию включены картины учеников и современников живописцев - Мартена ван Клеве Старшего (1527 - 1581), Гиллиса Мостарта (1528 - 1598), Хендрика ван Балена (около 1575 -1632), Йоса де Момпера Младшего (1564 - 1635), Франса II Франкена (1581 - 1642), Себастьяна Вранкса (1573 - 1647) и Яна ван Кесселя Старшего
|о. (1626 - 1679).
£
Каталог выставки «Бреигели. Продолжение династии» фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз
о Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022 год
<м
ж
СИ
го
БРЕИГЕЛИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИНАСТИИ
ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ ИЗ СОБРАНИЯ ВАЛЕРИИ И КОНСТАНТИНА МАУЕРГАУЗ
Доминантой выставки является картина Питера Брейгеля Младшего «Добрый пастырь», происходящая из нью-йоркского собрания русского живописца Николая Рериха. Работа является повтором несохранившегося отцовского оригинала. Существовала версия, что картина была начата самим Брейгелем Мужицким незадолго до его смерти, а закончена одним из его сыновей [1, с. 70]. Однако, в результате комплексных исследований, в 2014 году было установлено, что композиция написана Брейгелем Младшим.
Брейгель Младший, Питер
Добрый Пастырь
Около 1616 года
Дерево, масло. 40*54,5 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
В Большом собрании изящных искусств АСГ нет произведений Брейгелей, однако есть композиции их учеников, художников из окружения, а также последователей. Коллекция фламандского искусства собрания ASG столь обширна и разнопланова (более 150 картин), что позволяет организовать выставку работ, написанных художниками эпохи Брейгелей. Здесь знаковым стало бы полотно Абеля Гриммера (1570 - 1619) «Зимний пейзаж», созданное под несомненным влиянием искусства Брейгеля Старшего.
Абель обучался живописи у отца Якоба Грим-мера, который сам подражал живописи Брейгеля Старшего, а иногда и просто копировал его картины в уменьшенном масштабе на досках, продавая их затем на рынке по более низкой цене. Живопись Брейгеля и Гриммера роднит тематика произведений (городские жанровые сцены, кермессы (народные празднества или ярмарки с гуляньями на открытом воздухе в Нидерландах, Бельгии и Северной Франции), праздники, пейзажи и т.д.), характер построения многофигурных композиций, охватывающих большое пространство природного ландшафта с видом на него сверху. Практически во всех работах художников присутствуют городские архитектурные постройки, принимающие фантазийный, подчас даже фантастический характер и, конечно, родная им природа Нидерландов с её широкими долинами, многочисленными речками и лесами.
Анализ работы Гриммера из Большого собрания изящных искусств ASG выявляет её композиционную и образную близость картинам Питера Брейгеля «Охотники на снегу» (1565 год) и «Жатва» (1565 год, музей Метрополитен, Нью-Йорк). Обе работы принадлежат циклу «Времена года». На основании этого можно сделать предположение, что и картина Гриммера «Зимний пейзаж» является составной частью серии и соответствует декабрю-январю. На переднем плане мы видим дорогу. Крестьянин ведёт под уздцы белую лошадь, впряженную в повозку с сидящей в ней женщиной. Здесь же другая пара крестьян с поросятами. В изображении их одежд художник делает цветовые акценты красным, который ярко вспыхивает на фоне белого снега и общей холодной колористической гаммы.
Гриммер, Абель Зимний пейзаж Фландрия, XVII век
Холст, дублированный на доски, масло. 62*78 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4859
Гриммер тщательно прописывает все архитектурные постройки, размещенные по диагонали, в формообразовании которых хорошо читаются простые геометрические объемы. Внимание к построению перспективы и изображению архитектурных построек, вероятно, вызвано увлечением проектированием и чертежами. У исследователей творчества мастера есть версия, что Гриммер был и архитектором, поскольку были найдены два чертежа, созданные им, с изображениями фронтона собора Антверпенской Богоматери и церкви с готическим шпилем.
На выставке картин из собрания Мауергауз в Меншиковском дворце также экспонируется «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» Яна Брейгеля Старшего. Датированный около 1600 года, он виртуозно написан на меди.
написан Яном Брейгелем Младшим (фигуры) совместно с Йосом де Момпером Младшим (пейзаж).
Для Момпера Питер Брейгель Старший был непререкаемым авторитетом. Неслучайно одно из ранних произведений Момпера «Пейзаж с падением Икара» (Национальный музей Швеции) является парафразом шедевра Брейгеля.
Момпер Младший, Йос де (пейзаж) Брейгель Младший, Ян (фигуры) Деревенский пейзаж с колодцем Дерево, масло. 46*74,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз
В Большом собрании изящных искусств ASG находится «Речной пейзаж» мастерской Йоса де Момпера, созданный по картине «Лесное ущелье» самого мастера из Музея изобразительных искусств Бостона.
т ►
I
И
N
N &
£
Г\| Г\|
о
Г\|
Брейгель Старший, Ян
Зимний пейзаж с ловушкой для птиц
Около 1600 года
Медь, масло. 17*23 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Питер Брейгель Старший одним из первых в нидерландской живописи начал обращаться к пейзажу как к самостоятельному жанру, не вводя в него религиозные сюжеты и символику. На сегодняшний день в искусстве старых мастеров самым популярным пейзажем является работа Брейгеля «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» 1565 года из Королевского музея изящных искусств (Брюссель). Часто Брейгели писали свои работы в сотрудничестве с именитыми пейзажистами. Так, например, «Деревенский пейзаж с колодцем» был
Момпер Младший, Йос де, мастерская
Речной пейзаж
Фландрия, XVII век
Дерево, масло. 63*94 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3353
m
|Н
i и
lu
N
la. is
<Л| <Л|
о
<Л|
Момпер Младший, Йос де Лесное ущелье 50,5x93,5 см
Музей изобразительных искусств, Бостон
Фрагмент картины мастерской Йоса де Момпера «Речной пейзаж» с изображением оленят БСИИ ASG, инв. № 04-0903
Фрагмент картины Йоса де Момпера «Лесное ущелье» с
изображением оленят
Музей изобразительных искусств, Бостон
Одним из наиболее талантливых продолжателей традиций пейзажной живописи Брейгелей был Адриан ван Сталбемт (1580 - 1662). Он испытал влияние Яна Брейгеля Старшего и Яна Брейгеля Младшего. Особенно ярко это выразилось в близо-
сти трактовок листвы деревьев и архитектурных построек. Хотя считается, что Брейгели чаще писали жилые постройки с добавлением розового, а Сталбемт - светло-жёлтого. На выставке экспонируется «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» Яна Брейгеля Младшего, где в центре мы видим дом, написанный с использованием розового тона.
Брейгель Младший, Ян
Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу
Конец 1620-х годов
Медь, масло. 21,5^32,5 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
У Брейгеля Младшего в небе изображены птицы. Парят они и на картине Сталбемта «Купание нимф» из собрания ASG. На переднем плане представлены купальщицы в водоёме. Слева - архитектурная постройка с балюстрадой и лестницей, на которой стоит женщина с блюдом. Сталбемт не раз писал купающихся нимф. Одна из работ, изображающая Диану и её спутниц, проходила на аукционе Sotheby's 25 января 2020 года (лот 517) [2]. На торгах выставлялось и произведение «Купание нимф в парке» (аукцион Lempertz, 16 ноября 2019 года, Кёльн, лот 1038) [3].
Картине Сталбемта из Большого собрания изящных искусств ASG наиболее близка композиция «Диана и Каллисто». На ней богиня охоты и её нимфы купаются в водоёме. В правой части изображена обнажённая героиня (Каллисто?), которая протягивает руки Диане в малиновом плаще, спускающейся по лестнице. Аналогичная ей фигура изображена в глубине по центру на картине из собрания ASG. Нимфа обращена в другую сторону, однако её руки подобным же образом вытянуты вперед.
Сталбемт, Адриан ван Купание нимф Фландрия, XVII век Дерево (дуб), масло. 44^62 см БСИИ ASG, инв. № 04-3995
Сталбемт, Адриан ван Диана и Каллисто Дерево, масло. 53x72 см
Проходила на аукционе Sotheby's, 26 апреля 2007 года, Лондон, лот 24
Г-
m
i И
и
N
la. §з
Г\| Г\|
о
Г\|
Фрагмент картины Адриана ван Сталбемта «Диана и Каллисто» с изображением нимфы (Каллисто?) в правой части Проходила на аукционе Sotheby's, 26 апреля 2007 года, Лондон, лот 24
Фрагмент картины Адриана ван Сталбемта «Купание нимф» с изображением нимфы по центру в глубине БСИИ ASG, инв. № 043995
Ещё одно полотно Сталбемта из собрания ASG написано на мифологический сюжет - «Латона и ликийские крестьяне». Латона - мать Аполлона и Дианы. Однажды, утомлённая долгим путешествием, Латона остановилась, чтобы напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там тростник и осоку, не позволили ей этого. Она наказала их, превратив в лягушек. В левой части Сталбемт изобразил Латону с детьми, сидящую на берегу озера. Справа, в воде - фигуры людей, превращающиеся в лягушек.
Сталбемт, Адриан ван Латона и крестьяне Ликии Фландрия, XVII век Холст, масло. 141x182 см БСИИ ASG, инв. № 04-2230
По берегам озера художник изобразил буки с раскидистыми кронами и кочки осоки. Он уделил много внимания проработке рисунка листвы и трав. В этой же манере он написал растительность в картине «Диана, Каллисто и Актеон». Работа была продана в Париже на аукционе Christie's 14 сентября 2016 года (лот 11).
Художники брейгелевской традиции редко брались за мифологические сюжеты. В основном их внимание было сосредоточено на библейской исто-
Сталбемт, Адриан ван Диана, Каллисто и Актеон Дерево, масло. 48*73,5 см
Проходила на аукционе Christie's, 14 сентября 2016 года, Париж, лот 11
рии. Тем интереснее увидеть на выставке героев античного мифа «Состязание Аполлона и Марсия» в интерпретации представителя ещё одной славной династии художников Франса II Франкена. Живописец сотрудничал с Яном Брейгелем Старшим. Фран-кен часто писал фигуры людей в произведениях мастера. В картине «Состязание Аполлона и Марсия» фигуры персонажей исполнил Франкен, а пейзаж -Абрахам Говартс (1589 - 1626).
Франкен Младший в числе первых начал включать в жанровые композиции некоторых «новых» для современников животных, в частности - обезьян. Вслед за ним «обезьянью» тему подхватил Давид Тенирс Младший (1610 - 1690). На выставке в Меншиковском дворце экспонируется «Обезьяний пир» Яна Брейгеля Старшего (1621 год).
щрь
fir 'V,r
i 4- ! 'ïj
Франкен, Франс II и его мастерская Поклонение волхвов Фландрия, XVII век Дерево, масло. 51*66 см БСИИ ASG, инв. № 04-1904
m
i И
и
N
la. §з
Г\| Г\|
о
Г\|
Франкен II, Франс
Состязание Аполлона и Марсия
Начало 1620-х годов
Дерево, масло. 32*44 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится исключительно религиозная живопись Франса II Франкена, его учеников и последователей (пять работ). В статье мы приведём «Поклонение волхвов», написанное Франкеном совместно с мастерской.
Ещё одним мифологическим произведением на выставке является работа Хендрика ван Бале-на «Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония», написанная в тандеме с Яном Брейгелем Старшим. Ван Бален написал фигуры, Брейгель - пейзаж.
Брейгель Старший, Ян Обезьяний пир 1621 год
Медь, масло. 27*35,5 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Бален, Хендрик ван (фигуры)
Брейгель Старший, Ян (пейзаж)
Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Около 1616 года
Дерево, масло. 59*46 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Данное произведение заметно выделяется на выставке тем, что ван Бален изобразил своих героинь красавицами на фоне по-простонародному грубых и коренастых брейгелевских крестьянок. Героиня справа, изображенная спиной к зрителям, эффектно обнажена. Она протянула руку к розовому кусту. Позы и жесты дочерей царя изящны, черты лиц - благородны. Дело в том, что Хендрик ван Бален получил образование в мастерской Адама ван Норта (1562 - 1641), у которого обучались также Якоб Йорданс и Питер Пауль Рубенс. Рубенс написал «Обнаружение Эрихтония» в 1615 году (Государственный музей искусств Лихтенштейна, Ва-
дуц). Именно у него ван Бален «подсмотрел» эту обнажённую спину в сочетании с чисто рубенсовским полнокровием форм, написав свою работу вслед за ним около 1616 года.
В собрании ASG есть полотно круга Хендрика ван Балена «Пир Богов» (Бракосочетание Пелея и Фетиды). Сюжет основывается на древнегреческом мифе о Пелее, который после долгих странствий влюбился в морскую нимфу Фетиду. Впоследствии они стали родителями Ахиллеса.
Бален, Хендрик ван, круг
Пир Богов (Бракосочетание Пелея и
Фетиды)
Фландрия, XVII век Холст, масло. 65*110 см БСИИ ASG, инв. № 04-2260
В правой части, под навесом расположились пирующие боги Олимпа, присутствовавшие на бракосочетании. В центре стола - Пелей и Фетида, справа от них - Гермес в крылатой шапочке. По другую сторону - Афина в доспехах. Здесь же - Ганимед (сын Троса - царя Трои) и Геба (богиня юности), несущая блюдо с едой. В левой части - Посейдон на колеснице, которую везут гиппокампы (морские кони). В его руках - трезубец. Сопровождает бога тритон, подплывший ближе к берегу и трубящий в рог. Справа на переднем плане изображена Диана охотница. Через её обнажённую спину переброшен колчан со стрелами.
Питер Пауль Рубенс Обнаружение Эрихтония 1615 год
Холст, масло. 218*317 см
Государственный музей искусств Лихтенштейна, Вадуц
Фрагмент картины круга Хендрика ван Балена «Пир Богов» с изображением Дианы в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-2260
Рубенсовский канон женской красоты лёг в основу ещё одного произведения из Большого собрания изящных искусств ASG, атрибутированного последователем Яна Брейгеля Младшего. На картине «Трофеи Дианы» изображены три прекрасные охотницы, посвятившие свою добычу богине.
*
3«"' Г; ' *
№ I
И N N
1а. §з
<Л| <Л|
о
<Л|
Брейгель Младший, Ян, последователь Трофеи Дианы Фландрия, XVIII век Дерево, масло. 58x97 см БСИИ ASG, инв. № 04-2772
На переднем плане, на земле лежат убитые животные (волк, олени, лиса), дичь, а также охотничьи принадлежности: луки, рожки, колчаны со стрелами. Здесь же - собаки. Последователь Брейгеля мастерски передал фактуру шерсти животных и оперения птиц. У волка, пасть которого всё ещё хранит смертельный оскал, из раны на лапе кровь вытекает тонкой струйкой.
Примечательным разделом выставки является группа произведений, посвящённых аллегориям, нидерландским пословицам, поговоркам и басням.
Небольшие работы этого цикла открывают экспозицию. В маленьком тондо (0 17,5 см) «Мужчина и женщина, приготовляющие колбаски» Питера Брейгеля Младшего зашифрована не только тема чревоугодия, но и похоти. Работа имеет эротический подтекст. Позы, жесты и взгляды персонажей подчёркивают плотскую распущенность героев. В руках мужчины металлическая трубка, которую используют для наполнения фаршем кишок животных. Женщина набивает кишку мясом. Данные предметы в руках персонажей, с их характерной формой, символизируют мужские и женские гениталии.
Брейгель Младший, Питер
Мужчина и женщина, приготовляющие колбаски Вторая половина 1620-х годов Дерево, масло. 0 17,5 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз
К этой же категории картин с завуалированным эротизмом можно отнести и полотно «Сцена на кухне» из собрания ASG, написанное мастерской ученика Питера Брейгеля Старшего Лукаса ван Фалькенборха (1530/1535 - 1597). Действие здесь происходит также на кухне. Сластолюбивый мужчина обнимает за плечо молодую девушку, стоящую перед столом с овощами и фруктами. Героиня указывает на морковь, которую можно трактовать как фаллический символ. Однако художник выступает в данном случае и как морализатор, осуждая нравы своих персонажей. Справа в оконном проёме он изображает костёл, как бы намекая на порицание церковью подобного поведения.
Фалькенборх, Лукас ван, мастерская Сцена на кухне Фландрия, около 1590 года Холст, масло. 84*77 см БСИИ ASG, инв. № 04-3274
Живописная сюита «Басни» Яна ван Кесселя Старшего (внук Яна Брейгеля Бархатного) состоит из четырёх небольших медных пластин, с великолепно исполненными на них анималистическими композициями. В основу их сюжетов лёг сборник басен Эзопа, в которых животные наделены человеческими слабостями и пороками. «Олень, волк и овечка», «Лев и вепрь», «Медведь и пчела», «Больная косуля» являются по сути своей миниатюрами. Самая маленькая («Медведь и пчела») имеет высоту 11,5 см, а ширину 21. При этом они филигранно выписаны.
Кессель Старший, Ян ван Медведь и пчела 1672 год
о Медь, масло. 11,5*21 см
Г\|
с^ Собрание Валерии и Константина Мауергауз
го
От своего деда ван Кессель унаследовал любовь к изображению цветочных натюрмортов. В Большом собрании изящных искусств ASG есть «Женский портрет в гирлянде цветов», созданный художником из окружения мастера. Благодаря Яну Брейгелю Старшему художник испытывал склонность к камерным композициям. Будучи последователем великих анималистов Франса Снейдерса (1579 - 1657) и Пауля де Воса (1596 - 1678), он парадоксальным и очень удачным образом перевёл их масштабные и эффектные произведения в формат миниатюр. Примером этому может служить большое полотно (145*247 см) «Травля кабана» мастерской Пауля де Воса из собрания ASG. В центре композиции изображён кабан, которого терзают четыре охотничьих пса. Точно такого же кабана в идентичном ракурсе ван Кес-сель написал в миниатюре, иллюстрирующей басню о последствиях дурных раздоров.
Вос, Пауль де, мастерская Травля кабана Фландрия, XVII век Холст, масло. 145*247 см БСИИ ASG, инв. № 04-2297
Кессель Старший, Ян ван Лев и вепрь 1672 год
Медь, масло. 15*21,5 см
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Клеве Старшим, Мартен ван Мостарт, Гиллис Сельский праздник в день святого Себастьяна со сценой свадьбы После 1577 года Дерево, масло. 110,5^172 см Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Кессель Старший, Ян ван, круг Женский портрет в гирлянде цветов Фландрия, XVII век Медь, масло. 67x54 см БСИИ ASG, инв. № 04-2220
На выставке есть и несколько многофигурных композиций, которые хорошо помогают подчеркнуть такую черту брейгелевской живописи, как отсутствие формального отношения художников к героям своих произведений. Здесь нет незначительных или второстепенных персонажей (стаффажа), написанных походя. Каждый наделён своим характером, историей взаимоотношений с другими героями, своим делом. Подтверждение этому «Сельский праздник в день святого Себастьяна со сценой свадьбы» двух современников Питера
Брейгеля Старшего - Мартена ван Клеве Старшего и Гиллиса Мостарта. Левая часть композиции принадлежит авторству ван Клеве, правая - Мостарту. Своеобразным разграничителем картины на две части служит дерево по центру. Вот слева на переднем плане муж с женой несут плетёную детскую люльку с горшком в ней, в глубине готовят обед на огне, крестьянка набирает из колодца воду в ведро. Справа композиция ещё более насыщена и многофигурна: мальчик гонит гусей в пруд, крестьянки торгуют яблоками у дороги, а дети играют с ветряч-ками. Все эти подробности можно рассматривать долго и каждый раз открывать для себя новые занятные фабулы и подмечать детали.
Панорама праздника майского дерева представлена на картине «Крестьянский праздник» Питера Брейгеля Адского. Односельчане, разделённые
Брейгель Младший, Питер
Крестьянский праздник Конец 1610-х годов Дерево, масло. 78x170,5 см
I
Собрание Валерии и Константина Мауергауз
ь
Г\| Г\|
о
Г\|
Баут, Питер
Всадники на дороге у долины Рейна Фландрия, XVII век Холст, масло. 65*83 см БСИИ ASG, инв. № 04-2906
на несколько групп, танцуют, едят, выпивают, дерутся и любят друг друга. Многочисленные слабости людей обличаются здесь без злого ханжества, а с весёлой откровенностью хрониста своей эпохи.
То же неравнодушие к героям своего времени в полной мере присуще ещё двум мастерам, подпавшим под влияние Яна Брейгеля Бархатного - Питеру Бауту (1658 - 1702/1719) и Питеру ван Бредалю (1629 - 1719). В собрании ASG оба художника представлены многофигурными композициями. На полотне Баута «Всадники на дороге у долины Рейна» изображена река с пристанью. Грузчики заполняют
парусные лодки мешками с товарами для продажи. За всем происходящим наблюдает с берега владелец этих товаров, опирающийся на трость. Многие лодки уже уплыли вперед к широкому руслу реки. В правой части композиции внимание привлекает всадник на белой лошади, поднявшейся на дыбы.
Бредаль, Питер ван Скотный рынок Фландрия, 1660 год Холст, масло. 142*208 см БСИИ ASG, инв. № 04-4215
На картине Питера ван Бредаля представлен скотный рынок. На площади с античной мраморной статуей в левой части изображены крестьяне, торгующие скотом, а также зажиточные горожане. Справа и на заднем плане мы видим архитектурные постройки в античном духе с полуциркульной аркой. Помимо непосредственно торговли крестьяне музицируют, играют в карты, доят коз и коров, прядут волокно, пьют из фонтана, беседуют друг с другом.
Если внимательно изучить картину «Скотный рынок», то станет очевидным,
Фрагмент картины Питера Баута «Всадники на дороге у долины Рейна» БСИИ ASG, инв. № 04-2906
Фрагмент картины Питера ван Бредаля «Скотный рынок»
с изображением игроков в карты в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-4215
Фрагмент картины Питера ван Бредаля «Скотный рынок»
с изображением крестьян в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-4215
что к брейгелевской манере здесь присовокупилось и влияние итальянского барочного искусства. Хотя нет никаких сведений о посещении Бре-далем Италии, включение в его работы италиянизирующих пейзажей, античных построек и персонажей средиземноморского типа свидетельствует о его возможном визите в эту страну.
Таким образом, постепенно на смену живописным традициям семейства Брейгелей приходили новые тенденции. Многие нидерландские мастера обратились в сторону романизма. Другие, хотя и переняли многие черты брейгелевского стиля, трансформировали его в соответствии с общеевропейскими художественными традициями второй половины XVII столетия. К таким можно отнести Давида Тенирса Младшего. Художник был женат на дочери Яна Брейгеля Старшего, получившей в приданое работы своих выдающихся родственников. Именно эти картины оказали сильное воздействие на формирование живописного почерка Тенирса. Хотя этого мастера справедливо следует рассматривать в одном ряду с его гениальными соотечественниками следующего поколения фламандских живописцев - Рубенсом и ван Дейком.
Щ
Ссылки:
ы
1. Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз: каталог выставки/Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитаж, 2022. - 160 с.: ил.
2. Adriaen van Stalbemt) (Attr.) - Diana and her nymphs bathing.jpg [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// commons.wikimedia.org/wiki/File:Adriaen_van_Stalbemt)_(Attr.)_-_Diana_and_her_nymphs_bathing.jpg - Дата доступа: 02.08.2022.
3. Adriaen van Stalbemt - Bathing Nymphs in a Park Landscape [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons. о wikimedia.org/wiki/Category:Adriaen_van_Stalbemt#/media/File:Adriaen_van_Stalbemt_-_Bathing_Nymphs_in_a_Park_ с^ Landscape.jpg - Дата доступа: 02.08.2022.