Научная статья на тему 'Рецензия на научный каталог выставки «Младшие брейгели» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2015)'

Рецензия на научный каталог выставки «Младшие брейгели» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2015) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на научный каталог выставки «Младшие брейгели» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2015)»

210

С.С. Акимов

рецензия на научный каталог выставки «младшие

брейгели» (гмии им. а.с. Пушкина, 2015)*

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород; e-mail: [email protected]

О

3 ю О

С 28 апреля по 28 июня в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина была открыта выставка «Младшие Брейгели», на которой демонстрировались живописные произведения младших представителей прославленной династии и нескольких их современников из собрания московского коллекционера Константина Мауергауза. Выставка сопровождалась научным каталогом, подготовленным В.А. Садковым, одним из ведущих специалистов по фламандскому и голландскому искусству, и стала важным событием в изучении и популяризации творческого наследия Брейгелей. Научная и просветительская значимость экспозиции и каталога особенно возрастают еще и по причине отсутствия в российском искусствоведении монографических исследований о ком-либо из потомков П. Брейгеля Старшего и о таких мастерах, как М. ван Клеве Старший, И. де Момпер, Я. ван Кес-сель Младший, чьи работы также входят в коллекцию К.Ю. Мауергауза.

Данное собрание, представляющее одну из лучших коллекций работ семейства Брейгелей в мире, сформировалось в течение последних лет путем приобретений в авторитетных европейских галереях и на крупнейших аукционах, включая прославленные Sotheby's и Christie's. Его отличают сюжетно-тематическое разнообразие, безупречный провенанс и высокое художественное качество произведений. Среди принадлежащих ныне К.Ю. Мауергаузу произведений есть как хорошо известные специалистам работы (достаточно назвать «"Доброго пастыря" Кронакера»), так и те, что достаточно давно фигурируют на европейском антикварном рынке, но не рассмотрены в искусствоведческой литературе и, по сути, впервые вводятся в научный оборот благодаря данной выставке.

Хронологически наиболее ранними в «брейгелевском разделе» собрания Мауер-гауза являются произведения Мартена ван Клеве Старшего (1524-1581), антверпенского

художника, возглавлявшего процветающую мастерскую, создававшего копии и вариации картин П. Брейгеля Старшего и собственные композиции в его манере. Тем самым сюжет-но-образные и формально-стилистические находки Брейгеля стали объектом тиражирования и адаптации к потребностям широкой аудитории зрителей задолго до того, как Питер Брейгель Младший (получивший звание мастера в 1585 г.) занялся буквально массовым повторением произведений отца и созданием картин по заимствованным оттуда же мотивам.

На выставке экспонировались две работы М. ван Клеве. «Избиение младенцев», долгое время приписывавшееся П. Брейгелю Младшему, напрямую восходит к одноименной картине Брейгеля Старшего. «Возвращение стада» - авторская интерпретация ван Клеве темы из брейгелевского цикла «Месяцы».

Наибольший раздел коллекции составляют произведения Питера Брейгеля Младшего (1564-1637/38). На выставке было представлено 12 его работ, что по количеству превосходит собрания картин этого мастера в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина (5 и 3 соответственно). Среди них - «Добрый пастырь», побывавший, начиная с 1920-х гг., в коллекции Н.К. Рериха (который по причине мирового экономического кризиса был вынужден в 1930 г. продать картину) и музее Принстонского университета, а в 19601980-х гг. принадлежавший бельгийскому барону Кронакеру, по фамилии которого в литературе нередко именуется «"Добрым пастырем" Кронакера».

Произведения Питера Брейгеля Мл. из коллекции Мауергауза весьма разнообразны по своим иконографическим прототипам и степени творческой независимости автора. Так, «Проповедь Иоанна Крестителя» и «Крестьянская свадьба» с минимальными изменениями воспроизводят знаменитые картины отца художника; «Крестьянский праздник» повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнберг-

* Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 28 апреля - 28 июня 2015 / The Younger Brueghels. Paintings from the collection of Konstantin Mauergauz. The Pushkin State Museum of Fine Arts, 28 April - 28 June 2015. Автор вступит. ст. и составитель каталога В.А. Садков / Ed. by V.A. Sadkov. М., Арт Волхонка, 2015. - 176 с., ил. (на рус. и англ.)

ского мастера Ганса Зебальда Бехама (1539); «Невеста Духова дня», по-видимому, является самостоятельно разработанной композицией Брейгеля Младшего*. «Средний» фламандский бюргер конца XVI - первой половины XVII в., ценил в изобразительном искусстве занимательный и поучительный рассказ.

В отличие от работ брата, произведения Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625), одного из создателей и ведущих мастеров «кабинетной» живописи, были адресованы ценителям тонкого живописного мастерства. Великолепные декоративные качества его картин можно по достоинству оценить на примере принадлежащего К. Мауергаузу «Букета из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе», представляющего собой несколько увеличенное по отношению к оригиналу авторское повторение известного «Венского букета ирисов» (около 1607, Вена, Художественно-исторический музей) - одного из первых произведений художника в жанре цветочного натюрморта. Другое экспонировавшееся на выставке произведение - «Обезьяний пир» - принадлежит к популярным во Фландрии изображениям обезьян за человеческими занятиями, причем Ян Брейгель Бархатный наряду с Франсом Франкеном II был одним из первых, кто начал создавать подобные картины, сочетавшие осуждение человеческих пороков с юмористическим развлечением.

Значительный интерес представляют несколько произведений Яна Брейгеля Младшего (1601-1678), достаточно давно присутствующих на рынке, но до сих пор не опубликованных в научной литературе («Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу», «Улица в деревне», «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры»). Этому же мастеру принадлежат изображения людей и животных в двух экспонировавшихся пейзажах Йоса де Момпера Младшего.

Завершает развитие брейгелевской традиции творчество Яна ван Кесселя Младшего (1626-1679), внук Яна Брейгеля Бархатного и ученик Яна Младшего, представленного на выставке серией из четырех малоформат-

* К. Эртц, которому известны две подписные работы Питера Младшего на этот сюжет, созданные, судя по орфографии подписи, после 1616 г., и еще 7 реплик, считает, что это произведение восходит несохранившейся, но известной в старых копиях картине Д. Винкбоонса. Данная версия также отмечена в рецензируемом каталоге. Определенное стилистическое сходство с жанровыми произведениями Винкбоонса действительно имеет место.

ных анималистических композиций на сюжеты эзоповых и псевдоэзоповых басен.

Каталог выставки по своему научному уровню является первым и единственным в отечественном искусствознании трудом о младших представителях фамилии Брейгелей. Его составитель - доктор искусствоведения В.А. Садков - хорошо известен как специалист по западноевропейскому искусству XVII столетия, автор исследований о фламандском пейзаже рубежа XVI-XVII вв. (1981) и специфике голландского рисунка XVII в. и методах его атрибуции (1997), научного каталога нидерландского, фламандского, голландского и бельгийского рисунка в фондах ГМИИ (2001). По его инициативе в музее в разные годы состоялись выставки, ставшие значительными этапами в популяризации и исследовании фламандского и голландского искусства, в частности, недавно прошедшая «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс...» (2014), где были представлены произведения из коллекции князя Лихтенштейнского.

В рецензируемом каталоге каждое публикуемое произведение получило максимально полный, насколько позволяет современный уровень знаний, исторический, иконографический и семантический комментарий; в тех случаях, когда в ходе предпродажных исследований специалистами антикварных домов проводились технико-технологические анализы, кратко излагаются их результаты.

Рецензируемый каталог открывается обширной вступительной статьей, в которой анализируются особенности творческой деятельности младших поколений семейства Брейгелей и кратко дается оценка достижений европейской науки в изучении их наследия. В.А. Садков емко характеризует образную структуру произведений П. Брейгеля Старшего в тех ее аспектах, которые оказали воздействие на его сыновей и внука, а именно - эпохальную роль художника в становлении пейзажа и бытовой картины как эстетически самостоятельных жанров. Созданные Брейгелем Мужицким синтетические, всеохватывающие образы мироздания, в которых одухотворенность макрокосма сочетается с яркими и точными приметами нидерландской природы и реалиями национальной жизни, в картинах его сыновей и других последователей (М. ван Клеве, П. Балтен) распались на отдельные бытовые и ландшафтные мотивы, утратив целостность философски-поэтического мировосприятия, но получив самоценность в изображении житейских сцен, нередко с назидательным подтекстом. В.А. Садков справедливо пишет о том, что брейгелевская традиция может показаться однородным массивом лишь на пер-

вый, поверхностный взгляд, в то время как более внимательный анализ обнаруживает в этом потоке не только несомненную индивидуальность мастеров, но и многообразные явления внутри эволюции каждого из них. Анализ произведений из собрания К. Мауер-гауза всецело подтверждает это положение.

Каталожные статьи без преувеличения можно назвать энциклопедией атрибуцион-ных проблем, связанных с живописью младших представителей династии Брейгелей, и путей их решения. Пожалуй, наибольшие сложности возникают в связи с наследием П. Брейгеля Младшего и его мастерской. Они заключаются в необходимости разграничения авторских собственноручных произведений мастера, авторских повторений и продукции мастерской с разной долей участия главы в ее создании, установлении иконографических источников, уточнении датировок. Не всегда ясно, каким образом работа Питера Младшего соотносится с произведением его отца (в тех случаях, когда последнее не сохранилось), является ли та или иная композиция результатом авторской фантазии или же ее источник пока просто еще не найден. В качестве примера достаточно сослаться на историю изучения упоминавшегося выше «"Доброго пастыря" Кронакера».

Еще в годы до Второй мировой войны М. Фридлендер и Г. Глюк обоснованно считали эту картину повторением несохранившегося оригинала Питера Брейгеля Старшего, выполненным Питером Младшим, однако Ж. Марлье в 1969 г. выдвинул гипотезу, что произведение было начато самим Брейгелем Мужицким, а спустя долгое время было завершено Яном Брейгелем Старшим. Недавние

исследования, проведенные в брюссельском Королевском институте художественного наследия, окончательно опровергли эту версию: картина принадлежит кисти Питера Младшего и не могла быть начата его отцом, поскольку доска основы не только имеет марку изготовителя - М. Классенса, работавшего в 1590-1637 гг., но и дендрохронологи-ческий анализ показал, что она изготовлена в начале XVII в. Подчеркнем, что речь идет о произведении, имеющем давнюю традицию изучения; другие же, менее известные работы Питера Младшего порождают не менее запутанные атрибуционные трудности, и составленный В.А. Садковым каталог вносит немало ценного как в прямое решение многих из них, так и в определение методов и подходов к изучению наследия младших Брейгелей. Следует особо отметить присущее автору стремление к максимальной объективности, отличающее его от некоторых суждений К. Эртца, нередко в последние годы неоправданно полагающегося только на собственный знаточеский опыт и «насмот-ренность» на произведения фламандских живописцев - качество, бесспорно, необходимое, но отнюдь не всегда решающее в вопросах атрибуции.

В качестве достоинства рецензируемого издания необходимо назвать высокий уровень полиграфического исполнения и в особенности - репродуцирование фрагментов почти каждого произведения в их натуральном размере. Наличие же параллельного английского текста делает информацию каталога доступной зарубежным специалистам, внимание которых этот труд, несомненно, привлечет.

о

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.