Научная статья на тему 'Московские предприниматели и коллекционеры семейства Брокар (по материалам российских архивов)'

Московские предприниматели и коллекционеры семейства Брокар (по материалам российских архивов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московские предприниматели и коллекционеры семейства Брокар (по материалам российских архивов)»

О.Б.Полякова

МОСКОВСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ СЕМЕЙСТВА БРОКАР (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКИХ АРХИВОВ)

Полякова Ольга Борисовна -

научный сотрудник Государственного

музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Формирование класса предпринимателей в современной России, приложение их капитала в сфере культуры делают актуальным изучение традиций, связанных с коллекционированием произведений искусства. Известны, например, коллекции и художественные галереи братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, музеи и художественные галереи братьев Петра Ивановича, Дмитрия Ивановича и Сергея Ивановича Щукиных.

Ценные коллекции произведений искусства оставил выходец из Франции, основатель крупной парфюмерной фирмы в Москве Генрих Афанасьевич Брокар (1836-1900). Созданная им художественная галерея функционировала и при его вдове Шарлотте Андреевне Брокар, которая умерла в 1903 г. Затем галерея перешла к его сыновьям и дочери, получившей в качестве части приданого ценные картины из собрания своего отца.

Брокар приступил к сбору своей коллекции произведений западного искусства спустя десять лет после начала предпринимательской деятельности. Некоторые авторы, в частности научный сотрудник государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) М.С.Сененко считают, что с Брокаром это произошло случайно, после приобретения им небольшого собрания у антиквара Маттиаса. История его фирмы и коллекции оказалась взаимосвязанной: основатель справедливо полагал, что коллекционирование предметов искусства и экспонирование коллекции не просто увлечение и способ проведения досуга, но и отличная реклама для преуспевающей фирмы.

Материалы, освещающие деятельность фирмы Г.А.Брокара, ее благотворительные акции, а также состав коллекции и специфику музея, сосредоточены в основном в московских и петербургском архивах. Это публикации самого владельца фирмы и каталоги коллекции, составленные собирателем в 1897 и 1899 гг., и его вдовой в 1903 г., статьи московского искусствоведа П.Д.Эттингера (1) из ГМИИ.

Кроме того, это сообщения Ф.Гейтца (2) и В.Блоха (3) о состоянии коллекции наследников Брокара после революции 1917 г. в составе Второго музея старой западноевропейской живописи.

Дальнейшая характеристика коллекции и музея Г.А. Брокара была дана в статьях научного сотрудника ГМИИ М.С.Сененко (4), в материалах книги, подготовленной научным сотрудником ГИМ Н.М.Полуниной и доцентом МГУ и РГГУ А.И.Фроловым - «Коллекционеры старой Москвы» (5), а также в газетных публикациях «Советской культуры», и в последующие годы - в «Аргументах и фактах», «Финансовых известиях» и др.

Г.А.Брокар родился в 1836 г. в Париже, в семье французского парфюмера. В молодости он вместе с семьей пытался наладить свой бизнес в США, в Филадельфии, где пробыл несколько лет. Молодой Г.А.Брокар изобрел новую технологию изготовления концентрированных духов и в 1863 г. продал ее французской фирме «Рур Бертран» в г. Грассе.

На вырученные деньги в 1864 г. он предпринял попытку создать свое дело в России и открыл собственное производство в Москве. В 1869 г. оно преобразуется в фабрику, в 1872 г. учреждается торговый дом, а с 1893 г. - фирма «Брокар и Ко». Начинал свое дело Г.А.Брокар всего с двумя рабочими, но постепенно расширял производство, учитывая спрос на парфюмерную продукцию. Первый свой магазин фирма открыла в центре Москвы, на Никольской улице.

Проявив инициативу, Г.А.Брокар с 1878 г. стал поставщиком парфюмерной продукции для герцогини Эдинбургской дочери Александра II - великой княгини Марии Александровны, вышедшей замуж за одного из сыновей английской королевы Виктории. Вывозил московский парфюмер свой товар на Кавказ и в Среднюю Азию, в Турцию и Персию - для шахского двора, где его охотно приобретала местная аристократия (6).

Автор некролога, посвященного Г.А.Брокару, краевед и библиограф П.А.Ефремов особо подчеркивал: «Жизнь Брокара - яркое доказательство того, как много может достичь человек, обладающий силой воли и упорным трудолюбием». Он же дал характеристику Г.А.Брокару как предпринимателю: «У этого человека были три основные свойства - твердый проницательный ум, искренняя любовь к искусству и живая душа» (7). Г.А.Брокар был одним из основателей и меценатом Московского библиографического кружка.

Брокар широко занимался благотворительностью, оказывал финансовую поддержку студентам Строгановского художественно-промышленного училища, о чем сохранились документы, в частности, переписка с директором училища Н.В.Гло-бой. В 1899 г. Г.А.Брокар обратился в письме к нему с предложением: «Обновив и переустроив мою выставку картин и художественных произведений, помещенных в Верхних Торговых рядах, я желаю вновь открыть ее для публики, причем часть сбора в размере 25% от входной платы я желаю предоставить в пользу вверенного

Вам Строгановского училища». Директор Строгановского училища принял это предложение, «выразив искреннюю благодарность за гуманное отношение к нуждам учащихся» (8).

С 1872 г. Г.А.Брокар начал собирать коллекцию художественных предметов: живописные полотна, рисунки, гравюры западноевропейских и русских мастеров, мебель, посуду, скульптуру. Основой коллекции служила картинная галерея, включающая около 1 тыс. рисунков и свыше 600 картин.

Помимо покупки некоторых экспонатов у коллекционеров Г.А.Брокар пополнял свое собрание также за счет приобретения картин и других произведений искусства у антикваров. Это был второй основной источник формирования его собрания. Многое он приобретал на Сухаревском рынке у посредников, скупавших произведения искусства у разорявшихся аристократов и дворян.

Будучи за границей, Г.А.Брокар покупал некоторые полотна, миниатюры, бронзу у заграничных антикваров. Об этом, в частности, упоминается в записках антиквара М.М.Савостина, хранящихся в отделе рукописей Русского музея, где мемуарист оценивает коллекцию Г.А.Брокара, называя цифру в 3-4 тыс. экспонатов (9). В «Каталоге» 1903 г., изданном вдовой собирателя, численность только картин составила 1152 ед.

По просьбе вдовы Брокара известный российский скульптор А.С.Голубкина исполнила в мраморе бюст покойного коллекционера, а затем и бюст самой Шарлотты Андреевны Брокар. Бюст Г.А.Брокара из музея-мастерской А.С.Голубкиной поступил в ГТГ, а бюст Ш.Брокар оказался в художественном музее в Ереване.

В конце 90-х годов XIX в. Г.А.Брокар предпринял попытку продать частично или целиком коллекцию во время ее экспонирования во Франции, но, поскольку в ней преобладали произведения Х1У-ХУШ вв., не пользовавшиеся большим спросом, эта попытка успеха не имела, надежды на выгодную распродажу не оправдались, и собрание было возвращено в Москву.

В собрании московского парфюмера находились ценные экспонаты: полотно (возможно, копия) известного итальянского живописца Каналетто (1697-1768) -«Вид Большого канала в Венеции» (10); картина фламандца А. ван Дейка (15991641) - «Венера и Амур»; работа голландского художника Г.Терборха (1617-1681) -«Курильщик и курильщица»; полотно фламандского автора П.Брейгеля Младшего (1601-1678) и произведения других известных западноевропейских художников (11); работа периода раннего творчества выдающегося голландского мастера Х. ван Рембрандта (1606-1669) - «Христос среди учеников»; полотно французского живописца Ж.Фрагонара (1732-1806) - «Отдых в парке»; работа А.Ватто (1684-1721) -«Старая ферма» (12); полотно Ж.Б.Шардена (1699-1779) «Мужчина с бокалом вина в компании с мужчиной и женщиной» (13); работы представителей школы Х. ван Рембрандта «Поклонение волхвов», полотно одного из мастеров школы крупного испанского живописца Б.Мурильо (1618-1682) - «Молодая испанка» (14).

В 1891 г. Брокар впервые показал свою коллекцию в центре Москвы, в торговых рядах на Красной площади. В условиях Москвы того времени коллекция Брокара оказалась самой крупной, так как музей П.И.Щукина и художественная галерея С.И.Щукина и И.А.Морозова еще не открылись, а большая часть богатого художественного музея Голицыных была продана в Эрмитаж.

В 1897 г. Г.А.Брокар подарил Историческому музею ценную коллекцию масонских знаков и литературы. В числе экспонатов этой коллекции находились знаки различных масонских лож. Так, ложа «Три добродетели» 1815-1816 гг. была представлена бронзой, литьем; «Добрый пастырь» - подвесной лопаткой; «Соединенные друзья» 1810 г. - круглым медальоном. Здесь можно было увидеть также масонские мастерки ХУШ-Х1Х вв., которыми пользовались ученики масонских лож; угольники, принадлежавшие управляющим масонскими ложами, а также ритуальные масонские мечи, молотки, жезлы и топорики. Вся эта коллекция в настоящее время находится в Государственном историческом музее.

В отличие от недостаточно информированных современников, какими были литератор и библиограф конца XIX - начала ХХ в. П.А.Ефремов, или живший в Петербурге антиквар М.М.Савостин, московский коллекционер А.П.Бахрушин довольно критически относился к некоторым действиям Г.А.Брокара, когда по его указанию на картинах закрашивались места, которые по тем или иным мотивам ему не нравились (15). «Он слишком широко пользуется своей властью хозяина», -пишет Бахрушин, - прибавляет и убавляет по своему усмотрению, поворачивает руку в другую сторону и т.д.». На одном из полотен Брокару не понравилась грудь дамы, изображенной в платье с глубоким декольте. По просьбе владельца реставратор переписал часть картины заново. Для поправки картин он специально держал двух художников. В их числе называли некоего мало известного художника Бронникова.

Впрочем, и другой известный коллекционер - С.И.Щукин тоже действовал таким образом, закрасив у отдельных персонажей на картине А.Матисса «Музыка» то, что могло, по его словам, шокировать живших в его доме малолетних воспитанниц: в купеческих семействах не всегда одобряли изображение обнаженного человеческого тела (16).

Предпринимательская деятельность наследников Брокара и после его смерти продолжала оставаться финансовой базой для существования музея западноевропейской живописи его имени.

Расширив производство, предприниматели семейства Брокар построили новые фабричные корпуса в квартале на углу Мытной улицы и Арсеньевского переулка в Замоскворечье. Эти помещения впоследствии были заняты фабрикой «Гознак». Главный магазин фирмы находился в самом центре Москвы - на Ильинке, недалеко от здания Биржи.

После революции 1917 г. фабрика наследников Брокара была национализирована и стала именоваться парфюмерной фабрикой «Новая заря», при ней был со-

здан музей, но он посвящен только истории самой фабрики и находится в центре Москвы, в районе Ильинки.

История коллекции и музея Брокара после 1917 г. оставались довольно запутанной: первоначально на его базе был создан 2-й Пролетарский музей западноевропейского искусства, который размещался в прежнем доме наследников, эмигрировавших за границу сразу после революции и национализации их фирмы. По другим сведениям, в особняке Г.А.Брокара на Мытной улице открылось отделение старины как отдел Пролетарского музея Замоскворецкого района.

После 1917 г. была проведена опись всех предметов музея Брокара. Она составила 80 листов и включала 13 разделов. В них были перечислены многие произведения станкового и прикладного искусства, сгруппированные по рубрикам, например: а) бронза и слоновая кость; б) гравюры; в) иконы и кресты; г) иконы в шкафу - оклады; д) ковры; е) картины; ж) картины в подвале; з) мебель; и) разные предметы; к) камни; л) ткани; м) фарфор; н) хрусталь и т.д. (17). Некоторые из этих работ впоследствии пополнили собрания Румянцевского музея, ГМИИ, Эрмитажа, ГТГ, Екатеринбургского художественного музея и других крупных художественных музеев России.

В РГАЛИ сохранилась инвентарная книга 1918 г. бывшего музея Брокара (18). Но имеется и другой документ - о передаче в Государственный фонд (ГМФ) из музея Брокара 201 картины, 31 ящика фарфора, 111 предметов мебели (19). Затем коллекция стала распыляться по провинциальным музеям, которые после революции открылись на периферии для развития культуры в российской провинции.

Из коллекции Брокар в ГМФ в 1918-1919 гг. перешли полотна немецкого художника Л.Кранаха Старшего - «Искушение Св. Антония»; П.Брейгеля Старшего (1529-1569) - «Вавилонская башня»; итальянского художника Ангвисола Со-фориса (1530-1629) - «Св. Цецилия»; Гонгорста Геррита (1590-1656) - «Портрет наследного принца Фридриха» и «Раскуривание трубки»; французского художника Л.Ленена (1593-1648) - «На отдыхе» («Сцены из сельской жизни»); неизвестного немецкого художника (предположительно Кранаха) - «Иосиф и его братья»; неизвестных голландских художников - «Портрет голландской женщины», «Пейзаж с библейскими фигурами», «Крещение Христа» и др. (20).

В коллекции Брокара значились также «Пейзаж» работы И.И.Левитана (1882) с подарочной надписью автора известному коллекционеру В.Е.Шмаровину, полотно В.Г.Перова «Мальчик, пишущий письмо», «Портрет княгини Гагариной» неизвестного русского художника XVIII в., «Портрет неизвестного в николаевской шинели» неизвестного русского художника XIX в. В ГМФ из коллекции одного из сыновей Брокара поступило 126 картин, 211 гравюр, офортов и рисунков (21).

Коллекция наследников Брокара включала в большинстве случаев работы неизвестных художников различных западноевропейских национальных школ. Вот некоторые из произведений: - «Давид с головой Голиафа» неизвестного итальянс-

кого художника XVIII в., «Притча о богатом и бедном» неизвестного фламандского автора, «Самсон и Далила» неизвестного французского мастера, «Юноша, играющий на мандолине» неизвестного итальянского художника, «Потрет юноши в латах» неизвестного художника (22). Впоследствии часть этой коллекции была передана в Музей изящных искусств, где благодаря усилиям профессора-искусствоведа МГУ Н.И.Романова была создана картинная галерея.

В современную коллекцию живописи и графики в ГМИИ многое перешло из музея Г.А.Брокара, точнее сказать из Музея семейства Брокар, ибо его собственная коллекция была видоизменена в результате раздела и организации работы музея при наследниках. По подсчетам М.С.Сененко, в ГМИИ вошла примерно пятая часть первоначального собрания французского предпринимателя (23).

Следует особо выделить наиболее ценные работы, перешедшие из собрания семьи Брокар в ГМИИ. Это, - прежде всего, полотно молодого Х. ван Рембрандта -«Изгнание торгующих из храма», картина Б.Строцци «Старая кокетка, или суета сует» и др.

Отдельные предметы коллекции семейства Брокар поступили в Новгородский, Томский, Хабаровский художественные музеи (24), а также в музеи Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Ташкента, Владивостока, Хабаровска, Томска, Алма-Аты, Воронежа и др. В Каталоге ГМИИ 1986 г. сообщается, что некоторые произведения прикладного искусства из собрания семьи Брокар, в частности произведения из фарфора и художественного стекла, направлены в Омский художественный музей им. М.А.Врубеля, в Воронежский художественный музей, в Ростов-Ярославский историко-художественный музей-заповедник (25).

И хотя коллекция семьи Брокар оказалась раздробленной, ее лучшие экспонаты сохранились в одном из крупнейших художественных музеев России, а отдельные предметы остаются украшением многих провинциальных художественных музеев страны.

В будущем ГМИИ намеревается устроить выставку из коллекции Г.А.Брокара и его наследников, что должно стать знаком глубокого почтения к этому известному в Москве предпринимателю и собирателю.

Оценивая деятельность Г.А.Брокара и его наследников, стоит отметить и сам его опыт по собиранию довольно оригинальной коллекции, и практику ее экспонирования в наиболее людном и посещаемом месте Москвы - в Торговых рядах на Красной площади.

Современные музейные менеджеры лишь в XXI в. стали устраивать художественные выставки в наиболее посещаемых местах, что, в частности, делается в универмагах Японии; этот опыт используется и Лувром, и Метрополитен-музеем. Таким образом, предприимчивый московский парфюмер Г.А.Брокар опередил современных энтузиастов почти на столетие.

Литература

1. ОР ГМИИ. Ф. 29. Оп. II. Ед. хр. 1.

2. Гейтц Ф. Пролетарские музеи в Москве. - Среди коллекционеров. - 1922. - № 2. -С. 30-32.

3. Блох В. Старые мастера в пролетарских музеях Москвы. - Среди коллекционеров 1922. - № 4. - С. 21-22.

4. Сененко М.С. Музей старины (филиал Пролетарского музея). - Введение во храм. Сборник статей под редакцией Л.И. Акимовой. - М., 1997. - С. 616-625.

5. Полунина Н.М., Фролов А.И. Коллекционеры старой Москвы. - М. - 1997. -С. 64-69.

6. ОР ГМИИ. Колл. LIX. Разд. I. Ед. хр. 8.

Николаев П. Самый обаятельный мужчина // Аргументы и факты, 1993, № 33. Кожаринов В. Необычная коллекция // Советская культура, 1984, 17 апреля, с. 4. Мороченко Д. У российской парфюмерии - французские корни // Финансовые известия, 1993, 27 августа - 2 сентября, № 43. - С. 7.

Никольская О. Наши парфюмеры // Вечерняя Москва, 2003, 10 октября, с. 2.

7. РГАЛИ. Ф. 191, Оп. I. № 3374, Л. 239.

8. РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 2. № 69. Л. 72, 73.

9. ОР ГРМ. Ф. 131. Ед. хр. 1. тетр. 14-15.

10. Каталог ГМИИ. - М. - 1986. - С. 57.

11. Каталог картин старой школы из собрания Г.А.Брокара. - М. - 1899.

12. Там же.

13. Там же.

14. Сененко М.С. Музей старины (филиал Пролетарского музея). - Введение во храм. Сборник статей под редакцией Л.И.Акимовой. - М. - 1997. - С. 616-625.

15. ОР ГРМ. Ф. 131. Ед. хр. 1. тетр. 14-15.

16. Демская А.А., Семенова Н.Ю. У Щукина, на Знаменке, М., 1993. - С. 100.

17. РГАЛИ. Ф. 686. Оп. 1. № 142. С. 16.

18. РГАЛИ. Ф. 686. Оп. 1. № 154.

19. РГАЛИ. Ф. 686. Оп. 1. № 142. С. 16.

20. ОПИ ГИМ. Ф. 54. Ед.хр. 285, л. 2-9.

21. ОПИ ГИМ. Ф. 54. Ед.хр. 285. С. 2-9.

22. ОПИ ГИМ. Ф. 54. Ед.хр. 285. С. 388, 398.

23. Сененко М.С. Музей старины (филиал Пролетарского музея). - Введение во храм // Сб. ст. под ред. Л.И.Акимовой. М. - 1997. - С. 621.

24. Каталог ГМИИ им. А.С.Пушкина. М. - 1986. - С. 189.

25. Сененко М.С. Указ. соч., с. 621.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.