Научная статья на тему 'Искусствоведческая проблематика на xxxix добролюбовских чтениях, 11-13 февраля 2015 года, Нижний Новгород'

Искусствоведческая проблематика на xxxix добролюбовских чтениях, 11-13 февраля 2015 года, Нижний Новгород Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусствоведческая проблематика на xxxix добролюбовских чтениях, 11-13 февраля 2015 года, Нижний Новгород»

184

С.С. Акимов

искусствоведческая проблематика на xxxix добролюбовских чтениях

11-13 февраля 2015 года, Нижний Новгород

© Акимов Сергей Сергеевич - доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; e-mail: ss.akimov@mail.ru

О

3 ю О

11-13 февраля 2015 г. в Нижнем Новгороде в 39-й раз состоялась ежегодная научная конференция Добролюбовские чтения, организаторами которой выступают Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова (директор - Н.М. Цыганова) и Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ, ректор - проф. Б.А. Жигалев).

Возникнув в советское время как филологическая конференция межвузовского уровня, сегодня чтения представляют собой авторитетный политематический форум, объединяющий представителей различных гуманитарных дисциплин. В рамках конференции традиционно действуют секции краеведения (с акцентом на добролюбовской тематике), античной истории, истории Нового и Новейшего времени, философии, литературоведения, искусствознания. В течение многих лет неизменными научными руководителями чтений являются заместитель директора музея Н.А. Добролюбова, заслуженный работник культуры РФ Г.А. Дмитриевская, под чьей редакцией выходит сборник материалов конференции, и известный антиковед проф. В.М. Строгецкий (НГЛУ).

Искусствоведческая секция Добролюбовских чтений - одна из очень немногих в провинции регулярных конференций по вопросам теории и истории изобразительного искусства и архитектуры. Отличительной особенностью этого года стало активное участие в работе секции московских искусствоведов. В виду общей темы чтений «Уроки прошлого, вызовы XXI века и творчество Н.А. Добролюбова. Тема войны в исторической, художественной и философской памяти» большинство выступлений на секции было посвящено военной тематике в отечественном искусстве. Было заслушано и обсуждено 15 докладов, различных по научному уровню; отдельные работы носили более реферативный, чем исследовательский, характер, большинство же представляет несомненный научный интерес.

Заседание секции открылось докладом доктора искусствоведения О.В. Калугиной (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва), посвященным той роли, какую Первая мировая война сыграла в развитии отечественной

скульптуры. Быстро сложившееся в различных слоях общества негативное мнение о войне препятствовало увековечению ее событий в монументальной скульптуре. В качестве уникальных примеров докладчик рассмотрел обелиск, сооруженный в 1916 г. в Вязьме, и мемориал близ чешского местечка Йозефов, возведенный по инициативе и усилиями военнопленных, находившихся в расположенном здесь лагере (скульптор - Н. Сушкин).

Неоспоримой научной значимостью обладает исследование И.Н. Седовой (Государственная Третьяковская галерея), в котором на основе архивных документов, насколько то позволяет выявленная на данном этапе источ-никовая база, реконструируется биография и творческий путь М.С. Рукавишникова (18871946) - талантливого, незаслуженно забытого скульптора, уроженца Нижнего Новгорода, основателя уникальной скульптурной династии (его внук А. Рукавишников - один из ведущих современных мастеров пластики). В докладе освещена наполненная непростыми перипетиями судьба незаурядного мастера, сформировавшегося в период Серебряного века, бравшего уроки у С.Т. Коненкова и активно работавшего в послереволюционные десятилетия, но в силу обстоятельств реализовавшего далеко не все свои замыслы.

С тематикой первой половины ХХ столетия было связано еще несколько докладов. В.М. Зубец (Московская гос. художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова) осветила деятельность Строгановского училища в период Первой мировой войны. А.А. Марцев (Нижний Новгород) дал в своем выступлении целостную картину жизни и творчества А.М. Васнецова после Октябрьской революции, рассмотрев его отношение к советской власти, работу по сохранению и изучению архитектурного наследия Москвы, пейзажи - исторические реконструкции, созданные художником для музея истории Москвы.

Целый ряд докладов касался различных вопросов советского искусства. Выступление Н.В. Рязановой (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова) было посвящено одному из ведущих мастеров историко-революционного и батального жанра в советской живописи Ф.С. Богородскому, прошедшему Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны и вопло-

тившему этот личный опыт в образах своих полотен. Докладчиком высказаны любопытные соображения о связи произведений Богородского с классическими традициями: в возвышенно-монументальном строе картины «Слава павшим героям» прослеживается опосредованное влияние итальянского Возрождения, прежде всего «Пьеты» Микеланджело, а также отечественного академизма в лице хранящегося в Нижегородском художественном музее полотна Н.А. Кошелева «Погребение Христа». Е.А. Воронина (Государственная Третьяковская галерея) сделала сообщение о судьбе сына советского живописца С. Ад-ливанкина Михаила, погибшего на фронте. И.В. Рустамовой (Государственная Третьяковская галерея) введено в научный оборот полотно московских художников И.М. Ильина и А.Д. Тихомирова «Подвиг старшины Лысенко» (1968), увековечившее героический эпизод боев в Заполярье. Интересный доклад представила сотрудник краеведческого музея г. Дзержинск Нижегородской области О.В. Романова. Она рассказала о судьбе и творчестве местного художника-любителя, известного инженера-строителя и педагога, фронтовика Н.Д. Светлакова, отметившего в прошлом году 90-летний юбилей и продолжающего активно работать над военной темой, ставшей главной в его искусстве. Общий обзор темы Великой Отечественной войны в советской живописи 1940-1960-х гг. был дан в выступлении И.В. Куликовой (Нижний Новгород).

Доклад И.Н. Терентьевой (Дзержинский политехнический институт) был посвящен соотношению документальной точности и художественной образности в искусстве фотографии на материале фотохроник войн от Крымской войны, когда на фронте впервые работал фотограф, до событий во Вьетнаме. Антивоенная тема в искусстве современного акционизма на примере перформансов М. Абрамович была рассмотрена Н.М. Игнатьевой (Нижний Новгород).

Два выступления касались вопросов древнерусского современного церковного искусства. Е.В. Советская (Нижний Новгород) представила подробный обзор по теме «Образ воина в древнерусской живописи», рассмотрев образы святых воинов Георгия и Дмитрия Со-лунского, иконы на сюжет «Битва новгородцев с суздальцами», миниатюры летописей с изображениями батальных сцен. Н.В. Квач (Нижегородская организация Союза художников России) проанализировала опыт реконструк-

ции церкви Вознесения Господня в селе Нага-вицыно Нижегородской области, построенной в середине XIX в. в простых и лаконичных формах классицизма. В ходе реконструкции (первоначальное внутренне убранство не сохранилось) были выполнены росписи интерьера, иконостасы, необходимая мебель, в итоге получился интересный ансамбль, органично сочетающий классицистическую архитектуру храма и росписи и иконы, созданные современными палехскими мастерами в древнерусских традициях и обладающие яркими декоративными качествами. Тонкий плоскостной рисунок и чистые светлые краски росписей подчеркивают строгую четкость и удачные пропорции классицистического внутреннего пространства церкви.

Теоретический характер носил доклад С.В. Рязановой (Нижегородское художественное училище), посвященный роли средств художественной выразительности в структурной организации эстетической реальности.

В докладе С.С. Акимова (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) были рассмотрены три произведения фламандских и голландских мастеров XVII в. из так называемой «венгерской коллекции» Нижегородского государственного художественного музея, т.е. из числа ценностей, принадлежавших до Второй мировой войны венгерским владельцам, вывезенных нацистами в Германию после оккупации Венгрии в 1944 г. и осенью 1945 г. попавших в Нижний Новгород с частями Советской армии. Наряду со многими малозначительными произведениями «венгерская коллекция» включает находящиеся в постоянной экспозиции НГХМ работы Тинторетто, Эль Греко, Г. Реберна, О. Ренуара, деревянные скульптуры немецкой работы начала XVI в.* Докладчиком были проанализированы «Аллегория воздуха», являющаяся характерным примером творческого сотрудничества Яна Брейгеля Старшего и Хендрика ван Балена, фантастический пейзаж кисти Руланта Саве-рея (типичный для этого мастера) и пейзаж со сценой катания на коньках работы Арта ван дер Нера, относящийся, видимо, к раннему творчеству мастера, позднее прославившегося своими ночными и зимними видами.

Дальнейшее развитие искусствоведческой секции Добролюбовских чтений видится нам в сохранении уже сложившегося круга участников, более активном привлечении иногородних коллег, более тщательном редактировании поступающих в сборник статей.

* Отдельные произведения из «венгерской коллекции» хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Подробно о ее происхождении, составе, результатах реставрации и атрибуции см.: Каталог произведений изобразительного искусства из частных венгерских коллекций. Предисл. Е.Ю. Гениевой, А.П. Владимирова. М., 2003; НоЛш ЬеШсш. Шедевры западноевропейского искусства из «венгерской коллекции». Каталог выставки. НГХМ. Авт. вст. статей В.Н. Кривова, А.П. Владимиров, Н.В. Свирина. Нижний Новгород, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.