ФРАНС СНЕЙДЕРС
Алина Булгакова, директор МИА ASG
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 11 ноября 1579
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Антверпен
ДАТА СМЕРТИ: 19 августа 1657
МЕСТО СМЕРТИ: Антверпен
УЧЕБА: Питер Брейгель Младший, Хендрик ван Бален
ЖАНРЫ: Натюрмортный и анималистический
ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ: «Фруктово-овощная лавка» (1620-е гг., Старая Пинокотека, Мюнхен), «<Охота на кабана» (1630-е гг., Дом Рококса, Антверпен), «<Натюрморт с обезьяной» (сер. XVII в., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
ДЕЙК, АНТОНИС ВАН ПОРТРЕТ ФРАНСА СНЕЙДЕРСА С ЖЕНОЙ (ФРАГМЕНТ) 1620 - 1630 ГГ БЕРЛИНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
СНЕЙДЕРС, ФРАНС СОВМЕСТНО С МАСТЕРСКОЙ ОЛЕНИ, ЗАГНАННЫЕ СВОРОЙ СОБАК ФЛАНДРИЯ, XVII В. ХОЛСТ, МАСЛО. 330x200 СМ БСИИ Л8С ИНВ. № 04-0495
В октябре 2014 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) завершилась выставка живописных работ из коллекции князя Лихтенштейнского -одного из лучших музейных собраний мира. На выставке были представлены шедевры фламандской живописи XVII в. четырех выдающихся мастеров: Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса и Франса Снейдерса. Хронология выставки совпала с юбилеем одного из великих
фламандцев - 11 ноября исполнилось 435 лет со дня рождения «короля» анималистического и на-тюрмортного жанра Франса Снейдерса.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно, повтор которого находится в коллекции герцога Лихтенштейнского, - «Олени, загнанные сворой собак».
Данная работа, написанная Снейдерсом при участии его мастерской, имеет богатый прове-нанс и происходит из собрания принца Аренбер-га. В 2007 г. она экспонировалась на выставке в Пекине и воспроизведена в каталоге «Жизнь замка» («La vie de château») № 210.
Снейдерс обратился к анималистическому жанру уже в зрелый период творчества, изначально специализируясь на натюрморте. Вероятно, любовь к изображению «мертвой природы» воз-
184
Пир искусств
никла у будущего живописца еще в детстве, когда он мальчиком помогал отцу - владельцу крупной таверны в Антверпене. Здесь он практически ежедневно наблюдал различную экзотическую снедь, позже сделав ее объектом своей художественной интерпретации.
Художественные способности обнаружились у Снейдерса в юном возрасте - в 13-14 лет. В это время он начинает обучение в мастерской прославленного Питера Брейгеля Младшего и Хен-дрика ван Балена, влияние которых ощущается в ранний период творчества, прежде всего в графической четкости штриха и яркости красок.
В 1602 г. Снейдерс входит в гильдию Св. Луки, а в 1608 - 1609 гг. отправляется в Италию для усовершенствования живописного мастерства и знакомства с образцами классического искусства древности. Однако данное путешествие не сыграло существенной роли в становлении живописной манеры художника. Свою яркую индивидуальность он обретет позднее, познакомившись с Питером Паулем Рубенсом.
По возвращении в Антверпен Снейдерс работал в мастерской Рубенса в качестве помощника, исполняя в его картинах изображения животных, фруктов и цветов. Подобная совместная деятельность не могла не способствовать тому, что вскоре в творчестве Снейдерса происходит коренной переворот. Постепенно он переходит от небольших по размеру и камерных по духу натюрмортов в традициях голландской школы к декоративному и масштабному стилю.
На больших полотнах изображены сочные, спелые овощи и фрукты, дичь, морские и речные рыбы, в том числе редкие, экзотические обитатели глубин, причудливо расположенные на столах. Порой создается впечатление, что все предметы не умещаются в ограниченном пространстве картины, они словно выпадают за пределы холста. Натюрморты Снейдерса яркие, динамичные, полные жизни. Это впечатление усиливается еще и тем, что он вводит в свои предметные композиции живых существ - собак, кошек, обезьянок, соединяя натюрморт с анималистическим жанром.
В творчестве Снейдерса можно, условно, выделить три жанровые разновидности:
1. «чистый» натюрморт (изображение дичи,
рыбы, овощей и фруктов);
2. анималистический жанр (сцены охоты);
3. натюрморт с включением в композицию
изображений людей и животных.
Развитие «чистого» натюрмортного жанра связано с первым крупным заказом, сделанным Снейдерсу меценатом Антонием Триста в 1618 г. Данная серия полотен была создана для столовой дворца епископа города Брюгге и отличалась
большим форматом полотен - более трех метров в длину и двух в ширину.
В Большом собрании изящных искусств АБС характерным образцом данного направления является «Натюрморт с устрицами и куропатками», написанный Снейдерсом на паре досок и внесенный в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765).
Картина относится к раннему периоду творчества Снейдерса (ок. 1610 г.) и ее размеры еще не столь велики (50x66 см), но здесь уже ощущаются те черты, которые будут присущи лучшим работам мастера - радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя. На переднем плане Снейдерс изобразил пару куропаток и хлеб, справа - фрукты, среди которых выделяется лимон, а слева - раскрытых устриц на раковинах - морской деликатес, неизменно придающий натюрмортам художника ощущение изысканности и свежести. На заднем плане мы видим необычный по форме высокий ежевичный пирог. Пироги подобной «конструкции» можно видеть и в работах других мастеров натюрморта того времени, например «Завтрак с ежевичным пирогом» Виллема Класа Хеды (1631г.) или «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645 г.) Питера Класа. Неслучайно сравнение данного натюрморта с картинами голландских живописцев, с которыми работу Снейдерса роднят сдержанный теплый колорит, гармоничная композиция, а также ощущение спокойствия, тишины и созерцательного мировосприятия.
Но вот уже в работе, написанной последователем Снейдерса, «Натюрморт с павлином и фруктами» мы можем наблюдать зарождение той стихийности и буйства красок, которые отличали «золотой век» фламандского натюрморта в XVII столетии.
СНЕЙДЕРС, ФРАНС НАТЮРМОРТ С УСТРИЦАМИ И КУРОПАТКАМИ ОК. 1610 Г ДЕРЕВО, МАСЛО. 50x66 СМ БСИИ А8С ИНВ. № 04-1781
ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств
Данная картина прежде находилась в коллекции знаменитого французского живописца и коллекционера Нэта Либа (1906 - 1990). В центре художник изобразил павлина со сложенным длинным хвостом, будто бы выходящим за пределы композиции, благодаря чему создается впечатление «скованности» натюрморта рамками холста. В правой части хаотично разместившиеся в корзине куропатки, домашняя утварь и спаржа дополнены картинно разрезанной тыквой с заостренными краями. Подобное нагромождение предметов и нарядность колорита, когда золотистая мякоть тыквы и плоды персика на заднем плане яркими цветовыми пятнами выделяются на приглушенном фоне серых драпировок, впоследствии будут только нарастать в работах живописца.
В 1611 г. Снейдерс женился на Маргарите де Вос - сестре художников Корнелиса и Пауля де Восов. И опять, как в случае с Рубенсом, тандем с анималистом Паулем де Восом обеспечил новый виток в творчестве живописца. Часто работая вместе, Пауль помогал Снейдерсу при создании широкомасштабных полотен, изображающих сцены охоты. При этом Вос Младший не мог не
СНЕЙДЕРС, ФРАНС, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ НАТЮРМОРТ С ПАВЛИНОМ И ФРУКТАМИ ОК. 1700 Г ХОЛСТ, МАСЛО. 95x128,5 СМ БСИИ ASG ИНВ. № 04-4446
ВОС, ПАУЛЬ ДЕ
ОХОТА НА ОЛЕНЯ
ХОЛСТ, МАСЛО. 196,5х330СМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
186
подпасть под влияние талантливого родственника. Многие работы художников перекликаются образно и сюжетно, демонстрируя то стремительное бегство животных, то их неистовую схватку. Так, работе «Олени, загнанные сворой собак» из собрания ASG близка картина Пауля де Воса «Охота на оленя», хранящаяся в Государственном Эрмитаже.
Еще одним примечательным образцом анималистического жанра в Большом собрании изящных искусств ASG, изображающим схватку животных, является «Битва петухов», вариант которой находится в картинной галерее Антверпена.
СНЕЙДЕРС, ФРАНС БИТВА ПЕТУХОВ XVII В.
ДЕРЕВО, МАСЛО. 89x110,5 СМ БСИИ ASG, ИНВ. № 04-2824
В прошлых выпусках Вестника мы уже рассказывали о данной картине,так же, как и об авторском полотне Снейдерса «Собаки на кухне» и работе мастерской художника «Дичь, плоды и рыба». Две последние являют собой синтез анималистического и натюрмортного жанров. Довольно часто в свои работы Снейдерс вводил и изображения людей, писать которых он не любил. Для этих целей он привлекал к работе Абрахама Янсенса и Якоба Йорданса. Прекрасным образцом натюрморта с включением в композицию человеческих фигур может служить «Рыбный рынок», написанный художником из окружения Франса Снейдерса.
Данная картина когда-то находилась в Доме Рубенса (Rubens Huis) и была ошибочно приписана Адриану ван Утрехту - современнику Снейдерса, испытавшему его сильное влияние. В центре изображена молодая женщина в богато вышитом зеленом платье, пришедшая на причал для покупки морепродуктов. На ее голове необычный черный бархатный берет со страусиными перьями. Подобные головные уборы вошли в моду во Фландрии в 1630-е гг. благодаря жене Рубенса - Елене Фоурман. Даму в аналогичном бе-
Пир аекусетБ
СНЕЙДЕРС, ФРАНС, КРУГ РЫБНЫЙ РЫНОК XVII В. ХОЛСТ, МАСЛО. 184x237 СМ БСИИ А8С ИНВ. № 04-1171
рете можно также увидеть на картине Снейдерса «Фруктовая лавка» из эрмитажного собрания.
В одной руке покупательница держит корзину, другой - указывает на прилавок с разложенными на нем во всевозможных ракурсах дарами моря. Здесь художник изобразил настоящий развал с огромными пучеглазыми рыбами, скатами и грушами, демонстрируемыми торговкой. Интересной деталью, оживляющей полотно и придающей ему своеобразный юмор, является собака, выглядывающая из-за покупательницы. Она словно дожидается, не перепадет ли ей чего съестного от этого изобилия.
В 1619 г. Снейдерс был избран членом Общества романистов Антверпена, а в 1628 г. - его деканом. В это время у художника появляется немало подражателей, копировавших его работы. При этом учеников у Снейдерса было немного. Среди прочих выделяются - Ян Фейт (в БСИИ АБС хранится работа круга мастера «Нападение на птичий двор») и Никазиус Бернарт (также представлен в собрании АБС картиной «Охотничьи трофеи»). Кем-то из учеников Снейдерса была создана и композиция «Возвращение с рынка» из Большого собрания изящных искусств АБС. Данная работа является повтором, хотя и с некоторыми отступлениями, картины мастера с одноименным названием из Национальной галереи Праги.
На картине изображены мужчина и женщина, возвращающиеся с рынка с покупками. Мужчина в темной широкополой шляпе несет на спине молодого оленя и корзину с виноградом. На голове женщины - корзина, наполненная разнообразными яствами: тыквами, яблоками, спаржей и куропатками.
Работа из собрания АБС довольно точно повторяет композицию Сней-дерса, вплоть до мельчайших деталей в виде порванной одежды на локте у мужчины и изображения жилых по-
СНЕЙДЕРС, ФРАНС
ФРУКТОВАЯ ЛАВКА
(ФРАГМЕНТ)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭРМИТАЖ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
строек справа вверху. При этом картина Сней-дерса, безусловно, отличается более тщательной проработкой деталей композиции и светотеневой моделировкой, когда как полотно из БСИИ АБС трактует их более обобщенно.
Всего на данный момент в Большом собрании изящных искусств АБС хранится девять работ, написанных как самим Франсом Снейдерсом, так и его учениками и последователями. Для российского частного собрания подобную коллекцию можно считать более чем солидной, а создание зала работ этого мастера и вовсе уникальным. Лучшие произведения живописца ныне уже рассредоточены по государственным музеям России и Европы. Впервые картины Снейдерса начала ввозить в Россию императрица Екатерина II. Сегодня эту эстафету продолжает Международный институт антиквариата, знакомя посетителей музея с картинами, по праву являющимися гимном земной щедрости и жизнелюбия.
СНЕЙДЕРС, ФРАНС, ШКОЛА ВОЗВРАЩЕНИЕ С РЫНКА XVII В.
ХОЛСТ, МАСЛО. 172x113 СМ БСИИ А8С, ИНВ. № 04-2316
СНЕЙДЕРС, ФРАНС ВОЗВРАЩЕНИЕ С РЫНКА XVII В.
ХОЛСТ, МАСЛО. 149x119 СМ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ПРАГА
ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств