Научная статья на тему 'НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОИСХОЖДЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОИСХОЖДЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
538
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТЕМИЗМ / ЛИНГВИСТИКА / ЭТНОГРАФИЯ / ПАЛЕОЛИТ / ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хакимова Гульнора Абдумаликовна, Кадирова Нозима Арифовна

В данной статье говорится о произведениях наскального искусства, об их основных аспектах, о месте нахождения, об основе, на которой они созданы, и формах указанных рисунков. О том, что человек палеолита открыл возможность творчества и создания художественной картины действительности. Также дается информация о том, что первобытные люди, не зная ни городов, ни государств, ни письменности, сделали очень много открытий. Они не умерли вместе со всей остальной, безвозвратно отошедшей в прошлое материальной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хакимова Гульнора Абдумаликовна, Кадирова Нозима Арифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОИСХОЖДЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОИСХОЖДЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Хакимова Г.А.1, Кадирова Н.А.2

'Хакимова Гульнора Абдумаликовна - старший преподаватель;

2Кадирова Нозима Арифовна - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится о произведениях наскального искусства, об их основных аспектах, о месте нахождения, об основе, на которой они созданы, и формах указанных рисунков. О том, что человек палеолита открыл возможность творчества и создания художественной картины действительности. Также дается информация о том, что первобытные люди, не зная ни городов, ни государств, ни письменности, сделали очень много открытий. Они не умерли вместе со всей остальной, безвозвратно отошедшей в прошлое материальной культурой.

Ключевые слова: тотемизм, лингвистика, этнография, палеолит, ландшафт, этнография.

УДК 398

Оставленные человеком изобразительные памятники пережили ледники и тысячелетия, при этом сохранив свою эстетическую силу и выразительность. Человек палеолита не только открыл возможность творчества и создания художественной картины действительности. Они не умерли вместе со всей остальной, безвозвратно отошедшей в прошлое материальной культурой. Они и сейчас выступают в своей художественной роли перед современной аудиторией, астрономически превосходящей число их первых «почитателей».

Шедевры четвертичной эпохи показывают действительную вечность и общечеловеческую значимость подлинного творчества, решавшего важнейшие историко-социальные задачи. При анализе произведений наскального искусства следует обратить внимание на его основные аспекты, такие как место, где находится изображение, основа, на которой оно было создано, а также формы, в которых распределяются или группируются указанные рисунки. Специалисты ограничивались идентификацией изображенных животных и размышлениями относительно охотничьей магии первобытного человека. Необходимо раскрыть, что хотел сказать автор изображением той или иной группы животных. Как правило, начинать это следует с подробного изучения изображенных людей, животных и различных знаков, обращая одновременно внимание на положение рисунка в пещере и на положение в нем каждой фигуры. Художественные памятники древнейших времён увековечили эпоху нашего героического детства - особенно величественную, если принять за меру не то, что еще очень «молодое» человечество смогло взять у мира для себя, а то, что оно передало будущему.

Здесь главную роль играет проверка и понятие значения расстояния между изображенными фигурами и их положения относительно друг друга, а также относительно общего фона. Крайне важно найти связь между изображениями и общим фоном». Речь идет о великолепной композиции с изображениями бизонов, быков, лошадей, кабанов, оленей и горных козлов. Эти рисунки сделаны в описательной манере, отличаются реалистичностью изображения, чистотой линий и в большинстве случакв обилием красок, достигнутым благодаря применению натуральных красителей, таких как охра, марганец, каолин и смешанные с водой или животным жиром закрепителей красок.

Первобытность - это самая длительная эпоха в истории человечества, предшествующая образованию государства. Началась она с появления первых людей на земле более 2 млн. лет тому назад. Первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности. Но они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень,

выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести ткань, создали первобытную культуру. Наука археологии, этнографии и лингвистики, дают нам знания о первобытной художественной культуре [1-11]:

Археология - это наука о древности, которая изучает прошлое на основании материальных останков жизни и деятельности человека: жилищ, орудий труда, пищи (именно археологические находки дают представление об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и архитектуре);

Этнография - это наука, изучающая бытовые и культурные особенности тех народов мира, которые как бы «застряли» на начальных ступенях развития человечества, так же она дает нам представление об обрядах, ритуалах и верованиях первобытных людей;

Лингвистика - это наука о языке, которая обращается к пословицам, загадкам и сказкам. Первобытная культура сегодня представлена, главным образом, произведениями изобразительного искусства. Что натолкнуло человека на мысль об изображении чего-либо? Определенного ответа на этот вопрос нет, может быть, к этому их подтолкнула раскраска тела, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня, а, обтесав его, придал большее сходство?

А может быть тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Первобытные люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. Дать точный ответ на вопрос, когда же возникло первобытное искусство невозможно. Большинство ученых считают, что искусство возникло около 30 тысяч лет тому назад. Это был период каменного века, когда люди не знали еще металла, а орудия труда и оружие изготовляли из камня. Делится он на палеолит, мезолит, неолит и энеолит. Далее в периодизации первобытной культуры выделяют бронзовый век и железный. Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. Тотемизм - вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже - растения или предметы.

Люди сочиняли рассказы о тотемных животных и так родились первые мифы. С такой мифологией тесно связано множество обрядов. Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

«Во многих культурах древности гром воспринимался как топот копыт богов, так что вполне возможно, что изображения тех же существ наносили на стены пещер. Эту гипотезу подтверждают данные акустических измерений: наскальную живопись чаще всего находят в зонах самого сильного эха», - заявил ученый. Он подчеркнул, что уникальный звуковой ландшафт памятников доисторической эпохи не менее важен, чем их внешний облик и требует серьезных усилий по его консервации.

Список литературы

1. Остонова Г.Р. Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации // Молодой ученый. № 11(115), 2016.1619-1623.

2. Hakimova G. Scientific and Methodological Basis of Teaching Fine Arts Lessons in Primary Schools // International Journal of Progressive Sciences and Technologies. Vol. 24. № 2 (2021). Pp. 41-45.

3. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.

4. Тошев И.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

5. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). Pp. 591-594.

79

6. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

7. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

8. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

9. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.

10. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и Средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

11. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОВ И КРАСКИ ПРИ

ОБРАБОТКЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ Шомуродов О.Н.1, Ширинов А.Л.2, Батиров Д.С.3, Хакимова Г.А.4

1Шомуродов Ойбек Норкулович - ассистент: 2Ширинов Алишер Латипович - ассистент: 3Батиров Джахонгир Сабирович - ассистент: 4Хакимова Гулнора Абдумаликовна - старший преподаватель,

кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о методологии использования цветов в живописи. По всему, вещи в природе и в жизни разные по цвету. Самая удобная краска, чтобы правильно раскрасить их по форме и цвету, - это акварель. Однако, чтобы рисовать акварелью, первое, что вам нужно знать, это цвет объекта, в какой его красить. Обучение работе с акварелью и красками в целом достигается за счет многократной практики. Тот, кто увлекается живописью и мечтает стать художником, не должен в первую очередь брать карандаш в руку и рисовать картину.

Ключевые слова: цвет, краска, правильно раскрасить, по форме и цвету, акварель, рисовать.

УДК 398

Хорошо известно, что все предметы в природе и в жизни имеют один или несколько цветов. У простого камня будет белый, черный, синий, зеленый и т.д. Но есть также предметы, которые представляют собой смесь нескольких цветов. Но мы называем их именем цвета.

Например, лист мы называем зеленым, но он также имеет такие цвета, как зеленый, синий, желтый, белый, красный.

Тело яблони коричневое, листья зеленые, плоды желто-красные.

Если вы посмотрите на любой пейзаж, далекие горы выглядят коричневыми, деревья -зелеными, синими, синими, фиолетовыми, их стволы - коричневыми, земля - коричневой, автомобили - черными, серыми. Судя по всему, вещи в природе и в жизни разные по цвету. Самая удобная краска, чтобы правильно раскрасить их по форме и цвету, - это акварель. Однако, чтобы рисовать акварелью, первое, что вам нужно знать, это цвет объекта, в какой цвет его красить.

Акварельная краска может передать все цвета в природе. Однако для рисования акварелью необходимо подготовить специальную (адаптированную для рисования акварелью) бумагу, кисть, чистый цив, палитру для смешивания красок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.