Научная статья на тему 'ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ'

ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
491
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
БАТИК / РЕЗЕРВ / НАБОЙКА / ВЫБОЙКА / НАБИВКА / АМБАТИК / ВАПОЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азимова Мухайё Баротовна, Азимов Барот Бафаевич, Тухсанова Вилоят Ражабовна

В данной статье изложены основные принципы набойки композиции и выбора колорита приросписи тканей, история их развития. Рассматриваются базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии красками и тканью. Батик - это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Азимова Мухайё Баротовна, Азимов Барот Бафаевич, Тухсанова Вилоят Ражабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF FABRIC PAINTING

This article describes the basic principles of composition printing and color selection when painting fabrics. About the history of their development. Considering the basic rules for creating a textile composition and observing color harmony with paints and fabrics. Batik is the art of painting on fabric using reserving compositions. The word "batik"is of Malay-Indonesian origin," titik" means "drop". The technique belongs to the section of decorative and applied art. For all its varieties, a characteristic feature is that everything is done by hand, and the paint is applied to the fabric taking into account the artistic design.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ»

THE ART OF FABRIC PAINTING Azimova Ы.В.1, Azimov B.В.2, Tukhsanova V.R.3 (Republic of Uzbekistan) Email : Azim ova458@scientifictext.ru

'Azimova Mukhayyo Barotovna — Senior Lecturer; 2Azimov Barot Bafaevich — Docient;

3Tukhsanova Viloyat Rajabovna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the basic principles of composition printing and color selection when painting fabrics. About the history of their development. Considering the basic rules for creating a textile composition and observing color harmony with paints and fabrics. Batik is the art ofpainting on fabric using reserving compositions. The word "batik"is of Malay-Indonesian origin, " titik" means "drop". The technique belongs to the section of decorative and applied art. For all its varieties, a characteristic feature is that everything is done by hand, and the paint is applied to the fabric taking into account the artistic design.

Keywords: batik, reserve, stuffing, knockout, stuffing, ambatik, vapoi.

ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ Азимова М.Б.1, Азимов Б.Б.2, Тухсанова В.Р.3 (Республика Узбекистан)

'Азимова Мухайё Баротовна — старший преподаватель;

2Азимов Барот Бафаевич — доцент;

3Тухсанова Вилоят Ражабовна — старший преподаватель; кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложены основные принципы набойки композиции и выбора колорита при росписи тканей, история их развития. Рассматриваются базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии красками и тканью. Батик - это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла.

Ключевые слова: батик, резерв, набойка, выбойка, набивка, амбатик, вапой.

УДК 398

Узорные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид декоративно прикладного искусства, активно несут художественную культуру в быт. Массовость выработки их заставляют особо пристально отнестись к изучению искусства оформления тканей. Одной из задач этой статьи является необходимость разобраться в особенностях узоров, их соответствии назначению ткани, а затем научиться и самостоятельно выполнять не большие декоративные изделия разными способами. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани встречаются уже в «Естественной истории» Плиния.

Множество способов оформления тканей породило и разнообразные эффекты декорировки. Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, т. е. состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие из них дошли до наших дней.

С древнейших времен известна ручная роспись тканей в Японии, Китае, Индонезии. Эти способы украшения тканей были известны также в Армении, Азербайджане и на Руси. На Востоке они получили название «батик». Происхождение этого слова точно неизвестно. На Яве, например, есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «рисовать», «писать». В известной мере это соответствует нанесению рисунка на ткань с помощью резервирующего состава.

Суть заключалась в том, что разогретый воск, тонко растертую отмученную специальную глину или смесь гречневой муки с квасцами наносили на ткань кистью или другими, приспособлениями (в

Индонезии, например, тростниковой трубочкой). Резерв впитывался в ткань и застывал водонепроницаемой пленкой, тем самым защищая ее от окрашивания соответствии с нанесенным рисунком. В результате применения разнообразных резервов на окрашенном фоне проявлялся рисунок естественного цвета разрисовываемой ткани. На Руси этот состав называли «вапой». Ткань с нанесенным на нее резервом - «вапой» - погружали в чан с краской», которая окрашивала всю незащищенную резервом поверхность. После окраски вапу удаляли.

Существовал в старину еще один интереснейший способ декорировки ткани, носящий название «бандана». Отдельные участки ткани туго перевязывались, и ткань окрашивалась погружением в краску какого-либо светлого тона. Затем после просушивания узлы или часть их развязывались, перевязывались другие участки ткани, уже окрашенные, и ткань снова погружалась в краску, на этот раз уже более темную. Когда же по окончании окрашивания развязывались все узлы, на ткани обнаруживался двух- или трехцветный (в зависимости от количества погружений) звездчатый или зигзагообразный острый рисунок. Позднее, примерно с XII в., начала появляться так называемая «набойка». Набойка выполнялась при помощи резных досок — «манер». Такая доска смачивалась краской или вапой, накладывалась на ткань, разложенную на столе с мягкой подстилкой, и пристукивалась — «набивалась» деревянным молотком для лучшей припечатки рисунка. Отсюда и набойка.

«Набивка» рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными или оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Затем стали применять так называемые смывные краски, а впоследствии более прочные «заварные» краски. Первые русские набойки шли на украшение церковной одежды. Сохранились только небольшие кусочки XII в., сильно истлевшие. По различным документам XVI—XVII вв. мы получаем уже более широкие сведения об этом виде оформления тканей. Ткань набивной техники в зависимости от характера узора и способа его выполнения называлась «набойкой» и «выбойкой», и только в XVIII в. устанавливается единое название — «набойка». «Выбойкой» называлась ткань с рисунком естественного цвета ткани по окрашенному фону, а «набойкой» с одноцветным или даже с многоцветным рисунком по не закрашенному фону. Обусловлены эти названия тем, что при подготовке печатной доски для «выбойки» мастер резник «выбирал» рисунок, оставляя фон выпуклым. Для «набойки» «выбирал» фон, оставляя выпуклым рисунок. Выбойка всегда была одноцветной, иногда только она дополнялась рисунком масляной краской, наносимой вручную кистью; или так называемым «квачом». Как правило, это был «горох». Набойка же могла быть как одноцветной, так и многоцветной. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно на ткань. Поскольку фон оставался не закрашенным, такая набойка называлась «бело земельной» в отличие от кубовой выбойки, при которой ткань после нанесения на нее вапы опускалась в чан - куб, как правило, с синей, краской. В связи с тем, что резные доски не делались большими, то, для того чтобы получить рисунок на большом куске ткани, доски надо было переносить по всей длине и ширине ткани по особым отметкам.

Таким образом, на ткани появлялся узор, равномерно повторяющийся, который называется раппоргным. Искусство набойки на Руси было развито достаточно сильно. Расцвет этого вида оформления тканей относится к XVIII—XIX вв.

Набойка была широко распространена как в России (в основном в Ивановской, Костромской, Московской губерниях), так и в Азербайджане и Армении. В Армении начиная с XII в. Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие. Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат [1-30].

Список литературы / References

1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.

2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.

3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.

4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.

5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.

6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.

7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.

8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.

9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.

10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.

11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.

12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.

13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.

14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.

15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.

16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.

17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.

18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.

19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.

20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.

21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.

22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М!жнародный науковий журнал Ьтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.

24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.

25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.

26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.

27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.

28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.

29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.

30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.