Научная статья на тему 'Насилие в отношении женщин Монголии'

Насилие в отношении женщин Монголии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2155
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПРАВА ЖЕНЩИН / СЕМЬЯ / СТЕРЕОТИПЫ И РАЗЛИЧИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НАСИЛИЕ / WOMEN''S RIGHTS / GENDER / FAMILY / STEREOTYPES AND DIFFERENCES / DISCRIMINATION / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдмаа Наран

В статье анализируются гендерные изменения социально-экономического положения монголов в период реформ. Рассматриваются некоторые аспекты тяжелого и нестабильного положения монгольских семей, снижения рождаемости, перехода к малодетной семье; современные гендерные стереотипы, права женщин, домашнее насилие и дискриминация женщин в монгольском обществе, деятельность национального Центра против насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violence to women in Mongolia

The article analyzes the gender changes in socio-economic status of Mongols in the reform period. Some aspects of heavy and unstable situation of Mongolian families are considered, such as lowing of birth rates, transition to families with few children, contemporary gender stereotypes, women's rights, domestic violence and discrimination of women in the Mongolian society, the activities of the National Center against Violence.

Текст научной работы на тему «Насилие в отношении женщин Монголии»

Бадонов Алексей Маланович, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: badonov@mail.ru

Badonov Alexey Malanovich, candidate of sociological sciences, associate professor of theory of social work department, Buryat State University. E-mail: badonov@mail.ru

УДК 316.346.2-055.2 (517.3) © Н. Болдмаа

НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН МОНГОЛИИ

В статье анализируются гендерные изменения социально-экономического положения монголов в период реформ. Рассматриваются некоторые аспекты тяжелого и нестабильного положения монгольских семей, снижения рождаемости, перехода к малодетной семье; современные гендерные стереотипы, права женщин, домашнее насилие и дискриминация женщин в монгольском обществе, деятельность национального Центра против насилия.

Ключевые слова: гендер, права женщин, семья, стереотипы и различия, дискриминация, насилие.

N. Boldmaa

VIOLENCE TOWARDS WOMEN IN MONGOLIA

The article analyzes the gender changes in socio-economic status of Mongols in the reform period. Some aspects of heavy and unstable situation of Mongolian families are considered, such as lowing of birth rates, transition to families with few children, contemporary gender stereotypes, women's rights, domestic violence and discrimination of women in the Mongolian society, the activities of the National Center against Violence.

Keywords: gender, women's rights, family, stereotypes and differences, discrimination, violence.

Насилие в отношении женщин является препятствием на пути равенству, полноценному развитию и миру. Все усилия сделать женщин хозяйками своих жизней пропадут даром, если насилие не прекратится. Посредством насилия женщин «держат на своем месте», насилие урезает и уничтожает человеческие права женщин. В этом явлении, как в капле воды, отражается исторически сложившийся дисбаланс сил между мужской и женской частью населения, который ведет к дальнейшему угнетению женщин, увековечивая и усугубляя дискриминацию. По мере того, как насилие распространяется вширь и вглубь, женщины теряют свои права - право говорить, репродуктивное право, право на труд. Свобода от насилия приближает женщин к равноправию, женщины могут использовать права человека для того, чтобы оградить себя и других женщин от насилия.

В настоящее время в Монголии самой острой проблемой в области гендера является насилие в отношении женщин. Женщины составляют 1,427 миллион, или 49% всего населения страны [1]. Это крупная социальная общность, которая отличается специфическими психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. Проблема насилия в отношении женщин становится переходящим от поколения

к поколению социальным явлением в истории нашего народа.

С давних времен в Монголии действовал строгий закон о защите прав женщин, поэтому женщины занимали место в обществе и воспитывали своего ребенка как здорового, гуманного, достойного гражданина для общества - будущего страны, но в течение многих веков женщины являются неравноправными членами общества. И сегодня в соответствии с официальной терминологией монгольских женщин продолжают относить к так называемым незащищенным слабым группам населения. Женщинам было отведено место на самых низких ступенях социальной лестницы. Традиционная патриархальная структура монгольского общества подчиняла женщин, препятствовала их участию в общественной жизни. Традиция сложилась таким образом, что именно женщины стали ее хранительницами в семье. Традиционная культура для обеспечения безопасности женщин и девушек предлагает им жить с многочисленными ограничениями.

По статистике на 2010 г. в стране проживало около 541,1 тыс. семей, из них 180,3 тыс. - в городах, 361,0 тыс. - в селах. Каждая семья состояла из трех-четырех членов. К концу 1990-х гг. уровень бракосочетания монголов снизился, а в 2010 г., наоборот, в 2 раза повысился, количество разводов также стало выше (табл.).

Таблица

■——Сад_ 1997 2000 2010

Бракосочетание 11703 7300 14600

Развод 901 1318 6590

Большинство разведенных семей живет в городах. В связи с этим численность социально-незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, расширяется стремительно. Основными факторами формирования семей одиноких матерей являются разводы. В Монголии каждый год увеличивается количество одиноких матерей. Согласно статистическим данным, на 2010 г. количество одиноких матерей достигло до 80 732 по сравнению с 1990 г. и стало в 2 раза больше. В 2010 г. в стране шестая часть домохозяйств возглавляется женщинами, которые имеют шесть и больше детей [2].

Исследования и результаты гендерного анализа изменений социально-экономического положения монголов в период реформ свидетельствуют о том, что такого рода семьи составляют существенную долю среди бедных и самих бедных. В течение двух лет их положение продолжало ухудшаться. В новых экономических условиях, при которых значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, женщина - мать, которая воспитывает ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

В современной Монголии остро встает проблема занятости, связанная с конкурентной борьбой за рабочие места, которые требуют профессионализма, знаний и мастерства, рабочая сила превращается в товар. Эта борьба становится особенно острой в области гендерных отношений. При равной квалификации женщины чаще встречаются с трудностями при поступлении на работу, продвижении по службе и в оплате труда. И главные из них связаны с традиционным отношением к женщине. Мы имеем в виду гендерные стереотипы, существующие в общественном сознании монголов, т.е. женщины должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им роль «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага». Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный статус и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. В Монголии мужчины занимают высокие социальные позиции во властных структурах, в управлении, в различных сферах профессио-

нальной деятельности, в бизнесе. В 2012 г. число женщин в парламентах составило 15,7% из 76 депутатов, в правительстве Монголии - 3,6% из 18 членов, в сферах здравоохранения - 80% и образования - 90%. Это показывает, что в нашей стране существует отсутствие равенства возможностей для женщин в управлении государственных учреждений. Это объясняется следующими причинами:

• ориентация женщин на семью (женщина -это всего лишь жена мужа и не более, ее обязанности - дом и производство);

• патриархальные традиции (в монгольском менталитете мужчины только занимаются государственными делами, это - не женские дела);

• общественная активность и личный интерес женщины (женщины сами считают, что не способны к руководящим должностям);

• физиологическая особенность (женщина пассивна и послушна, растит детей);

• количество мест в области управления наиболее влиятельных политических партиях, которые занимают женщины, слишком мало.

Согласно данным Центра гендерных исследований, 76% женщин, взявших на себя основную нагрузку по дому, труднее реализовать в профессиональной сфере и сделать карьеру.

В последние годы в области образования гендерные различия проявляются весьма ярко. По статистике Министерства образования и науки Монголии 2012-2013 гг., женщины в вузах - 58,3%, женщины, работающие в вузах -62,3% . Доля женщин стала возрастать не только из-за того, что их приток увеличивается, но и вследствие уменьшения количества стремящихся в науку мужчин. В начале перестройки мужчины уходят в бизнес, бросая работу и образование.

В прежней уголовно-правовой доктрине самостоятельно не выделяется такая распространенная форма насилия, как сексуальное насилие. Это объясняется тем, что изнасилование (самое распространенное половое преступление) посягает не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность женщины, но и на честь и достоинство, то есть одновременно сочетает в себе черты физического и психического насилия. Широкое обсуждение проблемы предотвращения насилия в отношении женщин на специальных совещаниях, конференциях, семинарах и слушаниях, начатое девять лет назад общественными организациями, позволило привлечь к этому явлению внимание общества и поднять этот вопрос на государственном уровне.

Качественно новой формой оказания социальных услуг явилось создание системы Кризисных центров, специализирующихся на оказании всего комплекса социальных и юридических услуг женщинам, подвергшимся насилию.

Сегодня никто из монгольских женщин независимо ни от уровня жизни, ни от социального статуса, ни от признака пола, возраста не застрахован от насилия в семье. Проблема насилия в отношении женщин, как зеркало, отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Ее острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в монгольском обществе. Реакция государства на насилие в отношении женщин является знаковой для развития демократических тенденций и становления гражданского общества в Монголии. В стране, допускающей существование такой ситуации, при которой насилие, возведенное в «обыденность», и тем самым «узаконенное» как приемлемый стандарт поведения, как один из методов разрешения конфликтов, отравляет и разлагает как семью, так и общество.

В июне 1995 г. в г. Улаанбаатаре создан «Национальный центр против насилия» как неправительственная организация. Центр видит свои цели и задачи в следующем: «Мы исходим из того, что насилие является одним из препятствий на пути достижения равенства, развития и мира». Работники Центра рассматривают насилие по отношению к женщинам как комплексную проблему, которая для своего решения должна включать одновременно следующие изменения: в законодательстве; в структурах, реализующих законодательство; в общественном сознании.

Все виды насилия над женщинами - от эмоционального и словесного до физического и сексуального - являются социальной проблемой нашего общества, в которой женщины не виноваты. Никакое предшествующее насилию поведение женщины не может быть причиной насилия в отношении ее. За насилие несет ответственность тот, кто совершает это насилие. А также оказывают помощь женщинам, пережившим насилие, оценить опыт и свою личность. Признание компетентности клиентки повышает ее собственную личностную самооценку, контроль над своей жизнью. Многие из клиенток осознали, что насилие по отношению к ним было не их личной проблемой, а типичным способом взаимодействия мужчин и женщин в нашем обществе, нарушением прав человека.

Основной задачей работы Центра является развитие чувства любви и уважения к себе. Национальный центр занимается проблемами дискриминации и насилия над женщинами в Монголии с позиций междисциплинарного подхода. Деятельность Центра включает в себя ряд направлений, таких как: консультирование по телефону; юридическая и правовая поддержка; индивидуальная и групповая психотерапия и консультирование переживших семейно-бытовое и сексуальное насилие; просветительские программы; работа с общественным сознанием по проблемам насилия; социологические исследования, издательские программы; международное сотрудничество.

В разных аймаках Монголии функционируют 16 филиалов Национального центра с целью защиты социальных интересов и социальной безопасности пострадавших семей от насилия.

В настоящее время Национальный центр против насилия в семье реализует следующие социальные программы [3]:

• Методология обучения и информации -экстренная психологическая, юридическая, консультативная и информационная помощь и поддержка абонента.

• Защита прав детства - детская линия (телефон доверия для детей и родителей), а также служба примирения для разрешения и предотвращения конфликтов между отдельными личностями, группами, родителями и детьми.

• Правовая реформа - бесплатное юридическое консультирование населения студентами юридических специальностей, защита в суде, работа с правоохранительными органами, мониторинг осуществления закона «О борьбе против насилия в семье».

• Служба социального патронажа для жертв насилия - поддержка жертв насилия через благотворительные фонды (обеспечение продуктами, одеждой).

• Сеть убежищ для женщин и детей, подвергающихся насилию в семье (в настоящее время действуют шесть убежищ в провинциях Монголии).

Сотрудники Национального центра против насилия встречаются с различными группами населения: студентами, школьниками, милицией, ведут большую работу по просвещению, работают со СМИ, вступают по радио и телевидению, сняли специальный документальный фильм по проблемам насилия «Слеза», ведут подготовку сотрудников и проведение спецкурсов для студентов.

Таким образом, в условиях непрерывного ухудшения после распада МНР в стране произошел рост семейно-бытовых конфликтов и как следствие их - проявление негативных социальных явлений: насилие в семье, дискриминация в отношении женщин, развод, безработица, ухудшение здоровья нации и т.д. Насилие в отношении женщин представляет собой серьезнейшую проблему, все еще скрытую за дверями квартир в нашей реальной жизни.

Литература

1. Болдмаа Н. Состояние и проблемы насилия в монгольской семье // Социальная защита семьи и детства в условиях модернизации современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Республики Бурятия. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2013 - С.44-57

2. Отчет Национального центра против насилия за 2010-2011 гг. - Улан-Батор: Монгольский госуниверситет науки и технологий, 2012. - С. 9-16. - URL: www.nso.mn (дата обращения: 17.11.2013).

3. Социально-экономическое развитие Монголии // Сборник статистики Монголии. - 2013. - Ч.1. -С. 5-7.

Болдмаа Наран, доктор, доцент кафедры социологии и социальной работы, факультет социальных наук, Монгольский государственный университет. E-mail: nboldmaa@yahoo

Boldmaa Naran, doctor, associate professor, department of sociology and social work, faculty of social sciences, Mongolian State University. E-mail: nboldmaa@yahoo

УДК 159.923 © Д.Б. Гениндоржиева

ХАРИЗМА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА

Статья посвящена рассмотрению харизматических концепций, в которых особое место занимает трансформационное лидерство, описывающее процессы совместного изменения и приобретения новых навыков лидера и его последователей, а также феномену харизмы как одной из составных частей трансформационного лидерства.

Ключевые слова: харизма, лидерство, трансформационное лидерство, харизматическое лидерство, лидер, взаимодействие, последователи.

D.B. Genindorzhieva

CHARISMA AS A CONSTITUENT PART OF TRANSFORMATIONAL LEADERSHIP

This article is devoted to consideration of charismatic concepts, in which transformational leadership takes a special place, it describes the processes ofjoint changes and acquisition of new skills of a leader and his followers. And the article is also devoted to the phenomenon of charisma as one of the components of transformational leadership.

Keywords: charisma, leadership, transformational leadership, charismatic leadership, leader, interaction, followers.

Лидерство - основной механизм дифференцирования общественной деятельности через процесс продолжительного социального влияния определенного лица или определенной части группы по отношению к оставшейся части (другим членам) группы.

На протяжении многих лет исследователи различных сфер жизнедеятельности (социологи, философы, политологи, психологи, историки и др.) сталкиваются с проблемой определения понятия «лидерство». На сегодня авторы отмечают междисциплинарные, межкультурные, семантические различия в концептуализации данного феномена. Так лидерство остается термином, имеющим огромное количество значений и ис-

пользующимся при описании достаточно обширного круга процессов и явлений, связанных с механизмами власти и влияния в дифференциальных социальных группах.

Среди первых исследователей, изучающих проблемы лидерства, был Платон, предложивший в своем труде «Государство» три типа лидеров:

1) «философ» - это официальный общественный и государственный политический деятель, управляющий государством, полагаясь на разум и справедливость;

б) «военачальник» - это деятель, оберегающий, защищающий и поддерживающий государство, в котором общество подчиняется его воле;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.