УДК 316.4 (517.3)
НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДОМОХОЗЯЙСТВ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОНГОЛИИ)
© Батбаатар Монхоорой
аспирант кафедры социологии и социальной работы Монгольского государственного университета
Монголия, г. Улан-Батор, ул. Бага Тойруу, 1 E-mail: [email protected]
© Болдмаа Наран
PhD, доцент кафедры социологии и социальной работы Монгольского государственного университета
Монголия, г. Улан-Батор, ул. Бага Тойруу, 1 E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы развития и изменения качества жизни монгольской семьи во время переходного периода. В 1990-2005 гг. большинство доходов монгольских домохозяйств было потрачено на пищу, одежду и бытовые услуги, а после 2005 г. - на образование, услуги здравоохранения, предметы роскоши.
На основе сравнительного анализа социально-экономических факторов, влияющих на качество жизни домохозяйств, авторы статьи определяют их положительные и отрицательные стороны в соответствии с социально-экономическими процессами.
Ключевые слова: социально-экономическая жизнь, городское и сельское домохозяйство, уровень жизни, Монголия.
SOME CHANGES IN THE QUALITY OF HOUSEHOLDS LIVING IN TRANSFORMATIONAL PERIOD (THE CASE OF MONGOLIA)
Monhooroy Batbaatar
Research Assistant,Mongolian State University 1, Baga Toyruu Str., Ulan-Bator, Mongolia
Naran Boldmaa
PhD, A/Professor, Mongolian State University 1, Baga Toyruu Str., Ulan-Bator, Mongolia
In the article the development problems and changes in life quality of Mongolian family during the transformational period. In 1990-2005 most of Mongolian household income was spent on food, clothing and domestic services; and since 2005 they had started spend money on education, health services, luxuries.
Based on the comparative study of socio-economic factors we identified positive and negative factors affecting the life quality of families.
Keywords: social and economic life, urban and rural household, standard of living, Mongolia.
Введение
Семья как социальный институт является первичным и ключевым звеном всей социальной системы, что обусловлено социальными, экономическими и культурными факторами. По мнению А. Гидденса, семья - это группа людей, связанных родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Исходя из процессов социально-экономических трансформаций происходит изменение качества жизни на уровне семьи.
В статье рассмотрен вопрос об установлении уровня жизни монгольской семьи и влиянии социально-экономических факторов на качество жизни семьи, под которым понимается обеспечение жизненных потребностей, соотношение доходов и расходов семьи.
Уровень жизни — это комплексная социально-экономическая категория. Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени, представляет
собой уровень жизни. По мнению философа А. Тойнби, «уровень жизни как средство, а качество жизни связано с целью жизни» (Batbaatar M., 2012). Политика поддержки домохозяйств в Монголии изменяется в связи с методикой установления уровня жизни. При преобразовании плановой экономики в рыночную, когда коренным образом меняется весь механизм функционирования экономики, возникает особый переходный кризис, названный венгерским экономистом Я. Корнаи «трансформационным спадом». Он обусловлен тем, что в зарождающейся рыночной экономике утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще находятся на стадии формирования и не способны функционировать с полной отдачей. Основными характерными чертами трансформационного спада являются абсолютное падение производства практически во всех отраслях экономики, растущая в связи с этим безработица, инфляция, банкротство нерентабельных предприятий, снижение жизненного уровня, изменение стереотипа социальной защиты и др.
С этих времен были разные направления в подходах к прожиточному минимуму в период 1991— 2001 гг. Например, в 1991-1996 гг. прожиточный минимум уровня жизни населения определялся с учетом разницы по городским и сельским местностям, в 1997-2000 гг. — по регионам в связи с установлением цен на топливо, в 2001 г. — по различиям регионального развития. По подходу к стандартному прожиточному минимуму черта бедности основана на минимальном наборе продуктов питания (Griffin, 2003). Можно сказать, что самым распространенным способом определения уровня жизни является сопоставление объема расходов и калорийности продуктов в расчете на одного члена домохозяйства.
С начала 1990 г. правительство Монголии устанавливает прожиточный минимум в деньгах. Ряд многих юридических актов подтверждает заботу правительства Монголии об улучшении качества жизни, уровня жизни семьи. Например, закон о семье (1999), государственная политика развития семьи (2003), в 2005 г. в целях поддержки и улучшения уровня жизни семьи Правительством выдается пособие на бракосочетание в размере 500 000 тугриков, с 2006 г. — пособие на рождение ребенка в размере 100 000 тугриков, каждый месяц — пособие по уходу за ребенком в размере 10 000 тугриков, а с 2009 г. каждый месяц из фонда человеческого развития выдается пособие по уходу за ребенком в размере 10 000 тугриков.
Государственная политика направлена на поддержку развития семьи путем создания благоприятных условий для реализации социетальных функций семьи, этики, здорового образа жизни, семейных отношений, непрерывного улучшения уровня жизни. Авторы анализируют факторы, влияющие на качество жизни, в связи с государственной политикой.
Анализ изменения качества монгольского домохозяйства. В рамках этой темы рассмотрены изменение состава монгольской семьи, состояние брака, источник дохода домохозяйства, соотношение дохода и расхода.
Число и состав домохозяйства, состояние брака. По монгольской переписи населения 2010 г. (NSO, 2010; 89), число домохозяйств составило 713 780. Из общего числа домохозяйств 11,7 % были одинокими, 65,7 % — полными, 20,2 % — сложными, 2,4 % — смешанными. Среди домохозяйств большинство процентов — женщины с детьми. Домохозяйство — это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими. Домохозяйство могло состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Средняя численность населения на душу одного домохозяйства составила около 3,6 %, но по сравнению с тем же периодом 20-летней давности она уменьшилась на 1,4 %. Население в 1989 г. увеличилось на 2,7 %, а в 1999 г. уменьшилось на 1,4 %.
Во время десятилетнего переходного периода уровень жизни понизился на 52 % из-за экономической уязвимости (GOM, Human development report, 2003:41).
Когда развивается экономика любой страны, повышается уровень образования населения. В переходный период Монголии основной особенностью является средний возраст брака. Авторы рассматривают средний возраст брака по сравнению с развитыми и развивающимися или трансформационными странами. По статистическим данным средний возраст брака в развивающихся
странах ниже на 2,4-5,8 пункта, чем в развитых странах. А среди развивающихся стран Россия близка к пункту развитых стран.
Источники дохода домохозяйства. В начале и середине переходного периода малый бизнес является основным источником дохода домохозяйства. В зависимости от количества дохода можно разделить домохозяйства на бедные (недостаточные средства к существованию) и богатые (достаточные средства к существованию). По результатам исследования оценки жизненного уровня при помощи метода установлено, что в 1992-1995 гг. появилось новое различие между бедными и богатыми. В 1995-2000 гг. разрыв в доходах между богатыми и бедными постоянно увеличивался. Прожиточный минимум населения (черта бедности) устанавливался в Монголии 13 раз с 1991 г. В первых 8 случаях прожиточный минимум определялся с учетом его разницы по городам и сельским местностям.
В 1997 г. в связи с повышением цен на топливо правительством был установлен прожиточный минимум по 7 регионам. В 2001 г. прожиточный минимум населения и черта бедности были установлены по 5 регионам (Западный, Средний, Восточный, Южный и Центральный). В 1998 г. Великий Хурал Монголии принял закон «О прожиточном минимуме населения», согласно которому он принимался в качестве главного критерия при установлении пенсии, пособия и минимальной оплаты труда.
Деградация уровня жизни домохозяйства в переходный период связана с отсутствием доходов. В начале переходного периода Монголии 30 % от всех доходов домохозяйства составили заработная плата, пенсия, 20 % — сельскохозяйственные и несельскохозяйственные доходы, 30 % — доход домашних хозяйств, 10 % — поддержка, помощь со стороны других людей.
Анализируя данные о доходах по городу и сельской местности, выявилось, что 40-60 % дохода домохозяйства в городе занимали заработная плата и пенсия, а в сельской местности доход домохозяйства (заработная плата, пенсия) составил 7 %, около 60 % занимают частное скотоводство, мелкая торговля, посадка овощей, содержание свиней и куриц.
В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности, по мере того как они начинают представлять интерес для частных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. В 1991 г. было принято решение о приватизации государственной собственности. В 1992-1993 гг. произошло снижение ВВП на 40 %, промышленного производства — на 35 %, сельского хозяйства — 20 %. Инфляция возросла в 18 раз, а безработица выросла до 8,7 %. По официальной статистике Великого Хурала Монголии 1995 г., было создано 4500 предприятий, 90 % из них были признаны банкротами, около 100 тысяч людей стали безработными. Появились богатые и бедные домохозяйства в монгольском обществе. С этого времени монголы сталкивались с такими явлениями переходного периода, как безработица члена домохозяйства, невозможность удовлетворить повседневные продовольственные потребности, отсутствие одежды, товаров и т. д.
Рыночные экономические отношения дали возможность многим людям иметь частную собственность, заниматься бизнесом и домашним хозяйством. Но в 1992 г. повысились цены на электроэнергию, продукты питания, товары первой необходимости и общественный транспорт, что негативно влияло на экономическое состояние домохозяйства. Таким образом, различие между бедными и богатыми в Монголии углубилось. В 1993 г. Правительство Монголии разделило бедные домохозяйства, нуждающиеся в социальной помощи, на социально незащищенные категории населения. Исходя из этого, проблема оказания помощи бедным домохозяйствам решалась на уровне государственных ведомств, таких как «Баг» («команда») и «Хороо» («Комитет»).
После переходного периода, с 1990 по 1993 г., правительство Монголии вынесло 16 постановлений в связи с повышением уровня домохозяйства, сокращением бедности, но масштабы бедности увеличились из-за быстрого социально-экономического перехода, «неправильной» приватизации государственной собственности. Я. БямбасYрэн провел исследование «Некоторые проблемы государственной политики о снижении бедности в переходный период». Анализ текущей ситуации показал, что в течение этого периода уровень бедности населения составил 14,7-23,7 %, увеличившись почти на 10%.
В 1990-1993 гг. методология определения уровня домохозяйства основана на обеспечении основных потребностей семьи. Правительство Монголии принимало такие меры, как обеспечение денежным пособием, создание специального фонда, выплата пособий по безработице и т. д. Проблемами в семье являлись нехватка доходов и заработной платы, оплата долгосрочных кредитов, отсутствие безопасности здоровья населения, увеличение разрыва между богатыми и бедными,
алкоголизм, проституция, мошенничество, грабеж. Все это негативно влияло на качество жизни домохозяйства.
Изменение дохода и расхода домохозяйства. В начале и середине переходного периода наблюдались снижение доходов, увеличение расходов, баланс доходов и расходов, неумелое сбережение домохозяйств. По данным Национального статистического управления (НСУ) Монголии, в 1994— 2004 гг. городские и сельские домохозяйства не компенсируют доходы и расходы.
По данным сравнительного анализа доходов и расходов домохозяйства, доля продуктов питания в структуре расходов неуклонно снижается, а потребность в товарах повышается. Доля заработной платы, пенсии в структуре доходов сокращается, а размер доходов частной деятельности увеличивается.
В 1998 г. немного повысился доход домохозяйства пастуха, но в 2000 г. уровень жизни сельского домохозяйства снизился в связи со стихийным бедствием «зуд» («Холод и Зима»), скотоводы разорились примерно на 11,2 млрд тугриков. В 1998 г. при поддержке Организации Объединенных Наций сотрудники Национального статистического управления Монголии провели исследование с целью установления масштабов бедности во всех провинциях Монголии. По результатам исследования масштаб бедности составил 35,6 %, в период реализации национальной программы уровень бедности снизился на 9 %.
В 2000 г. Национальным статистическим управлением Монголии было проведено исследование «Оценка жизненного уровня при помощи метода с участием» в целях обработки стратегических документов и базовых сведений о содействии экономическому развитию, сокращении бедности. В результате качественного анализа отметим, что существует связь между бедностью, негарантированностью и уязвимостью. Исследователи разделили домохозяйства на богатые, разумные, бедные и беднейшие и определили их источники доходов.
По результатам исследования «Национальная программа по сокращению бедности в 2003 году» в переходный период возникали следующие проблемы:
- негарантированность экономики. В связи с безработицей и отдаленностью от рынков основным фиксированным источником доходов является пособие, а также пенсия;
- негарантированность здоровья. Существует неравенство в предоставлении медицинских услуг жителям городских поселений и сельских;
- социальная негарантированность. В связи с безработицей, экономической негарантированностью наблюдаются алкоголизм, преступность, домашнее насилие, развод семьи -основные причины снижения качества жизни монголов.
На основе статистических данных в схеме 1 отражены основные факторы, влияющие на качество жизни монголов в переходный период. Таким образом, при изучении материалов нами выявлены проблемы качества и уровня жизни монгольских домохозяйств при трансформации.
В 1990-1993 гг. (начало переходного периода) заметны ухудшение уровня жизни домохозяйства, снижение дохода в связи с безработицей, неумелое сбережение, и большая часть доходов тратится на продукты питания. Правительством Монголии определены формы и виды бедности и уровни жизни домохозяйства, а также приняты меры обеспечения основных потребностей домохозяйства.
Факторы, влияющие на качество жизни с 1990 года до настоящего времени
Позитивные факторы (+)
}
Негативные факторы (-)
Схема 1
Г
----►
Иметь право на собственность Заниматься скотоводством Ззаниматься частным хозяйством
V.
г
Стать безработным Столкнуться с нехваткой доходов Возникает дефицит товаров и продуктов питания
Отдать долги и кредиты
У
о\
<3\ <3\
----►
Начать оказывать социальную помощь домохозяйствам Иметь коммунальную квартиру Отдать денежное пособие в размере 16.000 тугриков детям из бедных семей Выделять деньги на обучение студентов
Домашнее хозяйство в условиях денежной нестабильности
Нехватка пенсии и заработной платы на существование
Безопасность продуктов питания Негарантированность здоровья членов домохозяйства Преступление
О
о сч
о о о гч
----
Социальная поддержка по уходу более систематизирована Государственная политика повышения уровня жизни
По концепции регионального развития уменьшается зависимость от рынка.
В связи с "зуд " ("зима и холод ") -стихийное бедствие - снижен уровень жизни домохозяйства пастухов. Безработица
Различия между богатыми и бедными Негарантированность здоровья Алкоголизм Насилие в семье
О
о сч
о о гч
I----
Из государства выдаются разные пособия (Например, на бракосочетание - 500.000, рождение ребенка - 100.000) Политика в области занятости населения Собственность на землю
Г Л
Инфляция цен
Бедность от одного поколения к другому Банкротство кооператива "Сбережения и Кредиты "
V
У
о гч
Собственность на дачную землю Денежное пособие для студентов каждый месяц в размере 70.000 тугриков Инвестиция горной промышленности
ч.
У
г
Падение курса монгольского тугрика Рост цен на коммуналку Инвестиция горной промышленности
V.
-У
Качество жизни
Источник: Батбаатар М. Позитивные и негативные факторы, влияющие на качество жизни монгольских домохозяйств в период трансформации. 2013 г.
В 1994-2004 гг. (середина и конец переходного периода) государство стало систематично поддерживать бедные семьи. Таким образом, на основе анализа масштабов, причин и структуры бедности была разработана национальная программа, определяющая основные пути и методы ее преодоления в Монголии. С помощью стран-доноров были реализованы меры повышения уровня жизни домохозяйства.
В 2005-2008 гг. (послепереходный период) повышается уровень жизни домохозяйства. В связи с программой политических партий увеличилась социальная помощь населению, улучшился уровень жизни домохозяйства путем поддержки занятости населения.
В 2010 г. улучшение экономического состояния, занятости населения связано с иностранными инвестициями в области горной промышленности, сельского хозяйства и скотоводства, что увеличивает доход домохозяйства.
References
1. Giddens A. Sociology. Ulaanbaatar: Admon printing, 2006.
2. Sen A. Development as Capability Expansion. NY: Mcmillian, 1990.
3. Dash-yondon B. Social transformation in Mongolia. Ulaanbaatar: Sansudai printing, 2013.
4. Byambasuren Y. Government policy; some problems of poverty reduction. Ulaanbaatar: Management Academy, 2012. P. 94.
5. Human development report. Ulaanbaatar: Munkhiin useg printing, 2003. P. 41.
6. Law of Family. Ulaanbaatar: GOM, 1999.
7. Griffin K. Poverty reduction in Mongolia. Ulaanbaatar: Admon, 2003.
8. Gundsambuu K. Mongolian soial stratification;development and trends. Ulaanbaatar: Academy of Science, 2002. P. 480.
9. Mongolia: Poverty Reduction Strategy Paper. IMF country report. 2003. No. 03/ 277.
10. Batbaatar M. "Quality of life Mongolians" research report. Ulaanbaatar: NUM, 2014.
11. Batbaatar M. Methodological issues of quality of life study. Sociology. 2012. No. 8. (377), 112.
12. Law on Amendment in Social Welfare Law, State News. Government News. 2005. No 24. P. 53.
13. Government news. 1991. No. 2.
14. Government news. 1991. No. 2.
15. Government news. 1994. No. 6.
16. Government news. 1997. No. 73.
17. The Government Resolution № 34 on Providing Half Cost of Child Milk. Government News. 1993. No. 2.
18. Household income and expenditure survey. Ulaanbaatar: NSO, 2002.
19. Household income and expenditure survey. Ulaanbaatar: NSO, 2004.
20. Housing and population census. Ulaanbaatar: NSO, 2010. P. 89.
21. Participatory evaluation research of living standard. Ulaanbaatar: WB, ADB, 2001.
22. Population and housing census. No. 4. Family and household situation. Ulaanbaatar: NSO. 2010. P. 23.
23. Social and Economic condition of Household. Ulaanbaatar: NSO, 2008.
24. Statistical yearbook. Ulaanbaatar: NSO, 1992-2000.
25. Statistical Yearbook. Ulaanbaatar: NSO, 1992-2000.
26. Results of the Privatization. Mongolian parlaiment. Government news. 1995. No. 10.
27. PSLI, Science Academy. Social reform: Changes in Lifestyle. Ulaanbaatar: Science Academy, 2001. Pp. 141.
28. Sen A. Development as Freedom. New Jersey: Oxford University press,1999.
29. Human development report summary. Ulaanbaatar: UNDP, 2010.
30. Human development report. Ulaanbaatar: Munkhiin useg printing, 2003. Pp. 13-18.
31. Human development report. Ulaanbaatar: Munkhiin useg printing, 2003. P. 41.
32. Human development report. Ulaanbaatar: Munkhiin useg, 2003. P. 44.
33. Livelihood sampling survey. Ulaanbaatar: NSO, 1998.
34. Living Standard Measurement Survey. Ulaanbaatar: NSO, 1995.
35. World development report. New York: Oxford University press, 1990.
36. Household income, Expenditure and Livelihood Survey. Ulaanbaatar: NSO, 2004.
37. Participatory Livelihood Assessment Survey. Ulaanbaatar: NSO, 2000.