Научная статья на тему 'Влияние подоходного налога физических лиц на уровень доходов граждан в современной Монголии'

Влияние подоходного налога физических лиц на уровень доходов граждан в современной Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
806
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НДФЛ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОЭКОНОМИКА / PERSONAL INCOME TAX / TAX POLICY / MACROECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сувдаа Дамиран

Правительство Монголии проводит политику улучшения уровня жизни и занятости населения, а также увеличения количества рабочих мест на макроэкономическом уровне. В современном мире НДФЛ является инструментом регулирования семейного и личного потребления, сбережения, занятости, брачности, роста численности населения, а также перераспределения доходов. За последние 20 лет страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для создания благополучной среды расширяют инвестиции и проводят налоговую реформу, чтобы поддержать занятость и финансовую конкуренцию. Автором рассматривается практика применения подоходного налога в различных странах мира, а также анализируется практика налогообложения в части НДФЛ в Монголии, выявляются проблемные области и предлагаются пути решения проблем. Проанализированы цели правительства Монголии при внесении изменений в налог на доходы физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Income tax consequences of individuals for income citizens in modern Mongolia

The Government of Mongolia has a policy to improve the standard of living and employment, as well as to increase employment at the macroeconomic level. In today's world, the personal income tax is an instrument of regulation of family and personal consumption, savings, employment, marriage, and population growth, as well as the redistribution of income. Over the last 20 years, the country's membership in the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) for creation of a safe environment increase investments and carry out tax reform in order to maintain employment and financial competition. The author considers the practice of income tax in different countries and examines the practice of the personal income tax in Mongolia, identifies problem areas and suggests solutions. Also, there are assessed the objectives of the Government of Mongolia to the changes in the tax on personal income.

Текст научной работы на тему «Влияние подоходного налога физических лиц на уровень доходов граждан в современной Монголии»

It is obvious the necessity of diversification of foreign relations and finding new partners who would not seek to have a noticeable impact on the configuration of alliances and integration structures in the region. Moreover, the author analyzes the problems and prospects of further cooperation and expanding the influence of the international organization. The directions for the strategy of integration of the SC are proposed.

Keywords: the Shanghai Cooperation Organization, international cooperation, national security, terrorism, integration of the SCO member states, international politics

References

1. Borisov D. (2011). Evolyutsiya politiki bezopasnosti Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva (1996-2010 gg.): avtoref. ... diss. kand. istor. nauk [Development of security policy of the Shanghai Cooperation Organization (1996-2010), abstract of PhD thesis (in History)]. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy universitet [National Research Tomsk State University], 27.

2. VlasovA. Bezalternativnyy ShOS [Non-competitive SCO]. Informatsionno-analiticheskiy tsentr [Research information center]. Available at: http://www.ia-centr.ru (date of access: 17.06.2009).

3. Deklaratsiya glav gosudarstv — chlenov Shankhayskoy Organizatsii Sotrudnichestva [Declaration of the Heads of State of the Member States of the Shanghai Cooperation Organization]. Available at: http://www.sectsco.org (date of access:06.07.2002)

4. Izimov P. ShOS i problemy regionalnoy bezopasnosti [SCO and problems of regional security]. Available at: http://easttime.

ru

5. RusakovE. (2010). Knutom i pryanikom [Carrot and stick]. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 8, 2-9.

6. Sun Chzhuanchzhi. ShOS i strategicheskiye interesy KNR [SCO and strategic interests of the People's Republic of China]. Kitayskaya Akademiya obshchestvennykh nauk [Chinese Academy of Social Sciences]. Available at: URL: http:www.cass.net.cn (date of access:28.02.2005).

7. Chzhao Khuashen. ShOS i afganskiy vopros [SCO and Afghanistan Question]. Available at: URL:http://www.cqvip.com

Information about the author

Iskakova Gulnar Kozhagulovna (Semey, Kazakhstan) — Doctor of Political Sciences, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs and methodical work of Semipalatinsk State Pedagogical Institute (071400, Kazakhstan, Semey, st. Ryskulbekov, 6, Apt. 7, tel. 8 (72-22) 35-45-08; e-mail: gulisk@mail.ru, pumr@sgpi.kz).

УДК: 336.226.11 (517)

Д.Сувдаа

влияние подоходного налога физических лиц на уровень доходов граждан в современной монголии

Правительство Монголии проводит политику улучшения уровня жизни и занятости населения, а также увеличения количества рабочих мест на макроэкономическом уровне. В современном мире НДФЛ является инструментом регулирования семейного и личного потребления, сбережения, занятости, брачности, роста численности населения, а также перераспределения доходов. За последние 20 лет страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для создания благополучной среды расширяют инвестиции и проводят налоговую реформу, чтобы поддержать занятость и финансовую конкуренцию. Автором рассматривается практика применения подоходного налога в различных странах мира, а также анализируется практика налогообложения в части НДФЛ в Монголии, выявляются проблемные области и предлагаются пути решения проблем. Проанализированы цели правительства Монголии при внесении изменений в налог на доходы физических лиц.

Ключевые слова: НДФЛ, налоговая политика, макроэкономика

Правительство Монголии проводит политику улучшения уровня жизни и занятости населения, а также увеличения количества рабочих мест на макроэкономическом уровне. Цель нашей статьи — рассмотреть эти меры в рамках налоговой

политики, показать, как она сказывается на личном бюджете граждан, на распределении дохода, и выяснить, какие теории для регулирования налога на доход физических лиц (НДФЛ) нужно применять, чтобы стабилизировать экономику.

Взимая налоги, правительство распределяет доходы. Каждый налог имеет свое значение. Налоги являются сильным средством регулирования экономики и влияют на фундаментальные экономические отношения. В современном мире НДФЛ является инструментом регулирования семейного и личного потребления, сбережения, занятости, брачности, роста численности населения, а так же перераспределения дохода.

В отчете Всемирного банка по Программе технической помощи всем отраслям сделан теоретический и эмпирический анализ экономики Монголии: «Благодаря горнодобывающим отраслям экономика Монголии вошла в стадию быстрого развития. Рост экономики за последний год (2011 г.) был на 17,3% выше, чем в предыдущем, что подтверждает прогнозы быстрых темпов развития. Хотя капиталовложения, способствующие повышению производительности труда, увеличиваются с высокой скоростью и занимают теперь большую долю в экономике отрасли обслуживания, а также частный сектор набирает силу, по теоретической модели рост экономики Монголии составил не 17%, а всего 7-8%.

Отсюда можно сделать вывод, что рост экономики в последний год нестабилен. Стало заметно, что экономика не может принять большой финансовый поток. Резкий рост цен в 2008 г. (около 30%) притормозил скорость развития экономики. По данным за первый квартал 2012 г., по сравнению с прошлогодним он был 15,3% больше, что показывает тенденцию дальнейшего роста цены. Рост инфляции и отрицательный показатель реальных ставок показывают, что прибыльные проекты, нуждающиеся в финансировании, не могут реализоватся. А также тенденция долгосрочного экономического роста отклонилась от общего курса, в 2007 г. рост был на 6% больше, 2009 г. на 6% ниже, а в 2011 г. на 10% больше, чем в предыдущем году. Потребление государства зависит от экономического цикла. Отсюда можно сделать вывод, что экономика может перегреться, и это может стать причиной нежелательных последствий».

Внутренний и внешний спрос на товары, производимые в Монголии, увеличиваются, а производительность в горнодобывающей отрасли также увеличивается, что соответственно повлияло на увеличение ВВП. Данные представлены в таблице 1.

Для стран с экономикой, зависимой от природных ресурсов, уязвимы темпы экономичес-

Таблица 1

ВВП по сравнению с прошлым годом (сравнительная цена с 2005 г.)*

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рост ВВП (%) 8,6 10,2 8,9 (-1,3) 6,1 117,3

I квартал 5,3 10,7 15 (-2,3) 8,4 9,8

II квартал 3,4 13,1 10 (-0,6) 4,7 16,8

III квартал 4,6 14,1 8,9 (-2,9) 7,2 220,7

IV квартал 19,1 4,3 4,3 0,3 5,1 119,3

* Источник: Mongolian Statistical Yearbook, National Statistical Office of Mongolia, 2005-2011, Ulaanbaatar, 2012.

кого роста, вероятность «голландской болезни» и «ресурсного проклятия». Аналогичная ситуация возникла и в нашей стране, и государство начало принимать меры. Например, для улучшения бюджетной ответственности Правительство разработало закон «О стабилизации бюджета» в 2010 г., в который в 2012 г. были внесены дополнения о планировании финансирования бюджета и улучшении методов вычисления, что стало большим шагом на вперед. В результате структурный фискальный баланс можно рассчитать с помощью роста ВВП и выявленных тенденций.

Практика применения и реформы НДФЛ в различных странах

В течение последних 20 лет страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для создания благополучной среды расширяют инвестиции и проводят налоговую реформу, чтобы поддержать занятость и финансовую конкуренцию. При проведении налоговой реформы подразумевается, что налогоплательщики находятся в одинаковых условиях и платят единный размер налога, налогообложение должно распределяться справедливо, налогоплательщику это не должно причинять неудобства, а взимание налогов должно осуществляться с минимальными затратами.

Налоговые ставки в развитых странах не одинаковы (табл. 2). Например, средняя величина в Восточной Европе — около17%, в Южной Европе — 39%, в Северной Европе — 40%, в странах Западной Европы — 45%. Страны с наиболшими ставками: страны Карибских островов Аруба — 59%, Швеция — 57%, Дания — 55%, Голландия — 52%, Австрия — 50%, Белгия — 50%, Англия — 50% а также из стран Азии Япония — 50%.

В странах ОЭСР доли НДФЛ в ВВП и в доходах от налогов разные. Например: в 2003 г. в

Таблица 2

Доля НДФЛ (по регионам)

Доля налогов Европа Азия Южная Америка Африка Северная Америка

0 или без налоговый — Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Арабские Эмираты Бахам, Каймановы острова — Бермуды

1-10% Болгария Казахстан — —

11-20% Чехия, Венгрия, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Украина Афганистан, Армения, Грузия, Гонконг, Иордания, Маккао, Сингапур Коста-Рика Ангола, Египет, Мавритания, Судан —

21-30% Латвия Бангладеш, Кипр, Индия, Индонезия, Малайзия Бразилия, Гондурас, Ямайка, Мексика, Панама, Перу, Уругвай Ботсвана, Малайзия, Танзания —

31-40% Хорватия, Гибралтар, Мальта, Польша, Швейцария Корея, Филлипины, Тайвань, Тайланд, Турция, Вьетнам Аргентина, Колумбия, Эквадор, Гватемала, Венесуэла Мозамбик, Южая Африка, Тунис, Зимбабве США

41-50% Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Норвегия, Испания, Англия Китай, Израиль, Япония Netherlands Antilles — Канада

51%+ Дания, Нидерландия, Швеция — Аруба — —

Средняя величина 35 23 28 27 27

Источник: KPMG's Individual Income Tax and Social Security Rate Survey, 2011.

Дании, доля НДФЛ в ВВП составила 53%, а в доходе налогов — 21%, а в Словакии в ВВП — 11%, в доходе от налогов — 3,2%.

Из таблицы 3 можно увидеть, что большинство стран с переходной экономикой широко внедряют единый налог (Flat tax). Хотя в странах Западной Европы, как и раньше, действует прогрессивный налог. В Монголии, как в странах переходной экономики и в развиваюшихся странах, с 2007 г. начали использовать единый налог для НДФЛ, но в нашей стране налоговая ставка ниже на 8,5%.

Нынешнее состояние НДФЛ в Монголии и его влияние на экономику страны

Цели правительства Монголии при внесении изменений в налог на доходы физических лиц заключались в следующем:

— увеличить количество рабочих мест, снизить налоговое бремя предпринимателей и увеличить их конкурентоспособность;

— уменьшить налоговое бремя рабочих, уменьшить затраты на рабочую силу;

— уменьшив разницу в налоговых льготах, поддержать внутренних и внешних инвесторов, создать им одинаковые условия;

— усовершенствовать действия налоговых органов, расширяя спектр услуг, оказываемых налогоплательщикам.

В последние 5 лет НДФЛ Монголии в среднем составлял 1,88% ВВП, 6,42% от всего дохода налогов, что показывает, что роль НДФЛ в Монголии намного ниже, чем в развитых странах. Но в 2009 г. по решению правительства НДФЛ стали собирать в местные бюджеты страны, что поспособствовало росту местного бюджета. В мировой практике НДФЛ делится между государственным и местными бюджетами по-разному. Во многих странах НДФЛ является основой местного бюджета. В нашей стране тоже имеется такая тенденция.

Из таблицы 5 видно, что подоходный налог уменьшился, уменьшились и взносы в фонд социального страхования, что способствовало росту числа плательщиков налога с заработной платы в 2,29 раза в 2010 г., по сравнению с 2006 г. А уменьшение затрат предпринимателей на рабочую силу дало возможность увеличить количество рабочих мест и увеличить заработную плату рабочим. Большую часть подоходного налога составляет плата налогоплательшиков по заработной плате. Это означает, что предприни-

ТаблицаЗ

Основные экономические показатели стран с единной налоговой ставкой (Flat rate) /до и после изменения/

Страны Внедрение НДФЛ Ставка Рост ВВП(%) Прямое иностранное инвестирование (млн долл. США) Доля теневой экономики в ВВП

До (среднее за последнее 3 года) После (первый и второй год) До(среднее за последнее 3 года) После (первый и второй год)) До После

Страны с переходной экономикой

Эстония 1994 26/22 -11,7 -1,6 / 4,5 118(среднее за 2 года) 214 / 202 33,9 38,5 / 39,1

Грузия 2004/5 12 7,1 6,2 205 66,1

Латвия 1995 25 -11,6 -0,9 / 3,8 96 180 / 382 34,8 39,6

Литвия 1994 33 -14,4 -9,8 / 3,3 30 31 / 73 26 25,2 / 29,4

Румыния 2005 16 5,8 4,1 1494 (среднее за 2 года) 33,4 45,1

Россия 2001 13 10,0 5,1 / 4,7 2949 2469 / 3461 46,1

Сербия 2003 14 4,0 3,0 222 1360

Словакия 2004 19 4,9 5,75 2093 (среднее за 2 года) 1707 26,7

Украина 2004 13 7,9 970 51,2

Польша 2004 — 2,1 4123 27,4

Остальные

Жерси 1940 20

Гернс 1960 20

Гонконг 1947 16

Ирак 2003 15 16,6

Ямайка 1986 33.5 -1,0 1,6 / 8,0 5 -4,6 / 53 49,6

Парагвай 2005 10 3,2 92,5

Источник: GDP and FDI-World Development Indicators and Various reports Shadow Economy-Friedrich Schneider Discussion paper (June 2002 and March 2004), Global Development Network.

Таблица 4

Доля НДФЛ в бюджете Монголии (%)

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009* 2010 2011

Доля налогов в консолидированном Бюджете 82,62 82,93 79,89 87,60 82,63 86,8 82,64

Доля НДФЛ в консолидированном Бюджете 6,94 5,66 3,99 5,39 4,95 5,20 5,24

Доля НДФЛ в Государственном бюджете 6,00 4,85 3,54 7,05 0,00 0,00 0,00

Доля НДФЛ в муниципальном бюджете 13,59 14,47 7,77 7,13 45,2 44,3 39,74

заработная плата и тому подобные доходы 0,00 0,00 0,00 0,00 89,4 92,97 93,24

доходы, получаемые индивидуальным предринимателем 2,36 2,06 2,67 2,34 3,87 2,42 3,88

доходы налогоплательщиков, получаемые от скотоводства 2,69 2,46 1,77 1,65 1,48 1,59 0,03

нефиксированная прибыль 3,39 2,19 1,50 1,25 2,31 1,66 1,98

остальные виды дохода 4,92 7,76 1,82 1,90 2,94 2,75 0,87

Источник: Mongolian Statistical Yearbook, National Statistical Office of Mongolia, 2005-2011, Ulaanbaatar, 2012, Mongolian Budget Statistics, Ministry of Finance, 2000-2012, Ulaanbaatar, 2012. * НДФЛ принимается в местный бюджет с 2009 г.

матели не платят налог, а отсюда вывод: налоговые ставки неэффективны.

В последнее время особенно увеличилось число налогоплательщиков, платящих по фиксированному доходу. Это связанно с попытками уйти от уплаты налога, скрывая реальный налогооблагаемый доход. Надо обратить внимание

на переформулировку закона и усовершенствовать налоговый расчет.

Правительство проводит политику финансирования отдельных программ, таких как предоставления жилья, поддержания образовании с помощью дохода от НДФЛ. С тех пор как новый закон стал действительным, в 2008 г. 21060

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Число налогоплательщиков НДФЛ

Налогоплательщики 2005 2006 2007 2008 2009 2010

По заработной плате 288034 353285 630308 716838 737276 810375

По патенту 28617 28869 25342 28116 28206 38057

По фиксированному доходу / presumptivetax/ 465607 433318 584393 658879 — —

По доходу от скотоводства 118896 119127 135163 146333 157343 —

На основании налоговой декларации (входят совпадения) 46771 нет данных нет данных нет данных 72978 55506

Всего /входят совпадения/ 949930 936605 1377213 1552174 995803 898274

Источник: Mongolian Taxation Report, General Department of Taxation of Mongolia, (1991-2011), Ulaanbaatar, 2012.

Таблица 6

Структура использования ВВП, %

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего 100 100 100 100 100 100 100

Конечное национальное потребление: 67,2 59,1 60,1 72,6 72,8 67,0 64,4

— домашних хозяйств 54,1 46,7 46,7 54,5 58,0 53,4 50,5

— государственных учреждений и некоммерческих организаций 13,1 12,4 13,4 18,1 14,8 13,7 13,9

Совокупное накопление: 36,5 34,5 38,5 43,6 34,5 40,6 58,1

— Основной капитал (амортизация) 30 31,8 35,4 40,3 29,0 32,4 48,3

— (за вычетом импорта) экспорт -3,7 6,4 1,4 -16,2 -7,3 -7,6 -22,5

Источник: Mongolian Statistical Yearbook, National Statistical Office of Mongolia, 2005-2011, Ulaanbaatar, 2012.

Таблица 7

Показатели бедности в Монголии в регионах

Показатели Средне гос. Западный Хангай Центральный Восточный Улан-Батор

Общий коэффицент бедности 29,8 30,2 38,9 27,2 34,3 23,5

Разрыв бедности 7,6 7,9 9,9 7,1 9,3 5,9

Острота бедности 2,8 2,9 3,5 2,6 3,5 2,1

Дополнительные показатели

Доля населения (%) 100 12,7 18,6 16,2 6,7 45,8

Население (тыс. чел.) 2811,6 356,2 523,7 456,2 188,4 1287,1

Всего малоимущих (%) 100 18,8 28,7 16,0 10,8 25,7

Малоимущие (тыс. чел.) 837,6 157,3 240,5 133,7 90,5 215,6

Число членов семьи 3,7 4,2 3,6 3,5 3,6 3,7

Бремя населении (%) 38,5 42,4 39,2 40,1 36,9 35,7

Дети (доля в семье) 24,8 29,2 25,0 23,9 25,1 22,9

Глава семьи 45,3 45,1 45,3 46,0 43,9 45,3

Мужчина во главе семьи 78,2 85,3 81,3 78,6 80,1 71,6

Урбанизация (%) 52,4 26,4 27,4 36,8 25,9 100

Источник: Mongolian Poverty Survey (Household Socio-Economic Survey Result), National Statistical Office of Mongolia and World Bank, Ulaanbaatar, 2011.

граждан получили налоговый вычет, а в 2011 г. это число выросло до 42844 граждан, что составило 17,8 трлн тугриков, и это число увеличивается с каждым годом. Все это показывает, что из года в год растет число получивших льготы налогоплательщиков. И это оказывает положительное влияние на экономику в целом.

НДФЛ и показатели макроэкономики Монголии

Мы согласны с экономическим подходом, в соответствии с которым путем повышения совокупного спроса можно обеспечить равновесие экономики. Доходы бюджета нашей страны не фиксированные, бюджет зависит от миро-

вых рыночных цен минералов. Наш внешний спрос, то есть экспорт, тоже нестабилен, неэффективные затраты государства увеличиваются с каждым годом. Чтобы поддержать внутренний спрос (потребление) населения, потребление предприятий необходимо усовершенствование финансового механизма.

Из следующей таблицы 6 можно увидеть что, Монголия страна-импортер — потребитель с низким внутренним накоплением. Монголия входит в число стран с низкой доходностью.

С таблицы 6 видно, что мы около 2/3 ВВП затрачиваем на потребление, остальные части на накопление. К сожалению, наши накопления используются очень неэффективно. Это значит что доходы нестабильны, поэтому необходимо правильно определить цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.

Выводы

Возможность улучшения роли регулирования НДФЛ:

1. Бедность в Монголии все более распространяется. Политика, проводимая государством с целью уменьшения бедности, регулирования перераспределения доходов, решения проблемы

занятости, не так уж эффективна, а ее последствия — неясны. Единая ставка НДФЛ не может стать средством регулирования перераспределения доходов и смягчения разницы в доходах населения. Поэтому требуется более углубленное изучение пропорционального налога (Flat tax), вычисление наиболее подходящего размера ставки, льгот и выплат и, наконец, повышение авторитета налоговых органов.

2. Льготниками НДФЛ в основном являются скотоводы и их семьи, их число увеличивается с каждым годом. Чтобы предотвратить дальнейший рост числа льготников, надо ликвидировать налоговые льготы.

3. Установить сумму фиксированного дохода, с которого платится НДФЛ.

4. Чтобы поддержать уровень жизни населения и обеспечить занятость, требуется гибкая налоговая политика на разных уровнях управления.

5. Полностью изменить правительственную политику в сфере социальной безопасности, взаимно увязывать финансовую помощь, оказываемую гражданам, с налоговой политикой, отстранить совпадения и т. д.

Список источников

1. Howell H. Zee, Personal Income Tax Reform. Concepts, Issues and Comparative Country Developments. — IMF-WP, 2005.

2. Ke-young Chu, Davoodi Н., Sanjeev. Gupta Income Distribution and Tax and Government Spending Policies in Developing countries. — IMF, 2000.

3. Labor Survey Report — 2010 // National Statistical Office of Mongolia. — Ulaanbaatar, 2011

4. Matthews S. Trends in Top Incomes and their Tax Policy Implication // OECD Taxation. — 2011. — No4.

5. Mongolian Budget Statistics / Ministry of Finance, 2000-2012. — Ulaanbaatar, 2012.

6. Mongolian Human Development Report 2011 // Government of Mongolia. — UNDP Mongolia, 2012.

7. Mongolian Poverty Survey (Household Socio-Economic Survey Result) // National Statistical Office of Mongolia and World Bank. — Ulaanbaatar, 2011

8. Mongolian Statistical Yearbook // National Statistical Office of Mongolia, 2005-2011. — Ulaanbaatar, 2012.

9. Mongolian Tax Statistics (1991-2011) // General Department of Taxation. — Mongolia, Ulaanbaatar, 2012.

10. Mongolian Taxation Report // General Department of Taxation of Mongolia, 1991-2011. — Ulaanbaatar, 2012.

11. Suvdaa. D, Enhbayar. Ch, Personal Income Taxation: The Problems and Policy Options. -Ulaanbaatar: WP, 2012.

Информация об авторе

Дамиран Сувдаа (Улан-Батор, Монголия) — докторант MBA, старший преподаватель, Монгольский государственный университет, экономический факультет, кафедра финансов и банковского дела (Тел./факс (976)9909-9162; e-mail: sondor_s@yaho o.com).

D. Suvdaa

Income tax consequences of individuals for income citizens in modern Mongolia

The Government of Mongolia has a policy to improve the standard of living and employment, as well as to increase employment at the macroeconomic level. In today's world, the personal income tax is an instrument of regulation of family and personal consumption, savings, employment, marriage, and population growth, as well as the redistribution of income. Over the last 20 years, the country's membership in the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) for creation of a safe environment increase investments and carry out tax reform in order to maintain employment and financial competition. The author considers the practice of income tax in different countries and examines the practice of the personal income tax in Mongolia, identifies problem areas and suggests solutions. Also, there are assessed the objectives of the Government of Mongolia to the changes in the tax on personal income.

Keywords: personal income tax, tax policy, macroeconomics

References

1. Howell H. Zee. (2005) Personal Income Tax Reform. Concepts, Issues and Comparative Country Developments. — IMF-WP.

2. Ke-young Chu, Davoodi Н., Sanjeev Gupta.(2000). Income Distribution and Tax and Government Spending Policies in Developing countries. — IMF.

3. Labor Survey Report — 2010 // National Statistical Office of Mongolia. — Ulaanbaatar, 2011.

4. Matthews S. (2011). Trends in Top Incomes and their Tax Policy Implication // OECD Taxation Working Papers.- No4. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5kg3h0v004jf.pdf?expires=1354167661&id=id&accname=guest& checksum=0C3326C79AF6D73DE49EE52A822B91F4.

5. Mongolian Budget Statistics / Ministry of Finance, 2000-2012. — Ulaanbaatar, 2012.

6. Mongolian Human Development Report 2011 // Government of Mongolia. — UNDP Mongolia, 2012. Available at: http:// hdr.undp.org/en/reports/national/asiathepacific/mongolia/NHDR_Mongolia_EN_2011_2.pdf.

7. Mongolian Poverty Survey (Household Socio-Economic Survey Result) // National Statistical Office of Mongolia and World Bank. — Ulaanbaatar, 2011.

8. Mongolian Statistical Yearbook // National Statistical Office of Mongolia, 2005-2011. — Ulaanbaatar, 2012.

9. Mongolian Tax Statistics (1991-2011) // General Department of Taxation. — Mongolia, Ulaanbaatar, 2012.

10. Mongolian Taxation Report // General Department of Taxation of Mongolia, 1991-2011. — Ulaanbaatar, 2012.

11. Suvdaa D., Enhbayar Ch. (2012). Personal Income Taxation: The Problems and Policy Options. -Ulaanbaatar: WP.

Information about the author

Damiran Suvdaa (Ulaanbaatar, Mongolia) — PhD in MBA, Senior Lecturer of the Mongolian State University, Department of Economics, Department of Finance and Banking (Tel. / Fax: (976) 9909-9162; e-mail: sondor_s@yahoo.com).

УДК 339.924

Н.С. Гичиев

каспийский вектор интеграции шанхайской организации сотрудничества: экзогенные и эндогенные факторы развития

северного кавказа

В данной статье рассматривается Северо-Кавказский федеральный округ с позиции его геостратегической значимости и в геоэкономическом понимании, анализируются возможности интеграционного воздействия его субъектов с прибрежными прикаспийскими и внерегиональными государствами, а также определяются стратегические партнеры Северного Кавказа. Выделяются следующие группы субъектов в регионе Прикаспия: прибрежные прикаспийские страны, страны зоны транзита, традиционные региональные игроки и крупные мировые игроки.

Автор также производит расчет факторов роста и на основе методологии ранжирования эндогенных и экзогенных факторов роста выводит эконометрические модели роста СевероКавказского федерального округа. На основе проведенного исследования делается вывод, что основными драйверами внешнеэкономической интеграции большинства субъектов Северо-Кавказского федерального округа являются экзогенные факторы, и это отражает характер распространения процессов глобализации в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, экзогенные и эндогенные факторы роста валового регионального продукта, интеграция, внешнеторговый оборот

В первые десятилетия XXI в. ожидается образование по крайней мере трех торгово-экономических суперблоков: западноевропейского, американского и азиатско-тихоокеанского. Их взаимодействие и соперничество будут определять судьбы мировой экономики.

Азиатско-Тихоокеанский региональный блок формируется под влиянием ряда факторов. Положительным моментом является активизация региональной политики Японии, Китая и Южной Кореи. Особенно важна позиция Китая, в политике которого произошел резкий поворот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.