Научная статья на тему 'Становление модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия'

Становление модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1012
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / FAMILY / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / MODEL OF AGGRESSIVE BEHAVIOR / VIOLENCE IN THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадонов Алексей Маланович

В статье говорится о факторах становления модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия. Насилие в семье обычно предполагает наличие модели агрессивного поведения членов семьи. В основном становление данной модели поведения происходит в условиях семьи и передается следующему поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a model of aggressive behavior under the conditions of family violence

The article deals with the factors of family violence. The violation in family usually implies existence of a model of aggressive behavior of family members. In general the formation of such model of behavior happens under the conditions of family and it transfers to the next generation.

Текст научной работы на тему «Становление модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия»

венно второй культурой является своеобразной доминантой процесса постепенной социализации коммуникативной личности к лидирующей (таргетивной) культуре, причем, не теряя собственную (нативную) языковую идентичность.

Все эти характеристики необходимы для формирования «глобальной» личности в рамках «глобального» общества. В данном процессе необходимо дать человеку право выбора своей языковой идентичности. Такой выбор может быть насильственно навязанным средствами в диапазоне от государственной национальной политики до установления доминирования в системах информационного обмена или добровольным следованиям приоритетам культурной толерантности и функционального сочетания языков, социальной мобильности и этнической солидарности.

В современной социокультурной ситуации России можно проследить две антагонистичные, но тесно связанные между собой тенденции. Первая из них характеризуется размыванием границ между разными этническими культурами, стремительно нарастающим в эпоху глобализации. В первую очередь данная тенденция связана с разрушением традиционных механиз-

мов культурной преемственности поколений, всегда имевших место внутри определенного рода или поселения. На смену им функции ин-культурации новых поколений все больше берут на себя средства массовой информации и коммуникации, преимущественно транслирующие прототипы этически эклектичной массовой культуры. Однако в противовес этой тенденции можно последить и обратные ей процессы возрождения национального самосознания и этно-конфессиональных традиций отдельных локальных сообществ. Данные процессы, в частности, получили свое активное развитие в новейшей истории постсоветских государств.

Литература

1. Алпатов В. М. Двадцать лет спустя // Язык и общество в современной России и других странах: докл. и сообщ. междунар. конф. (Москва, 21-24 июня 2010 г.). - М., 2010. - С. 1-6.

2. Антонова Н.С. Язык как социализирующий фактор личности в процессе активного диалога культур // Гуманитарный вектор. - 2012. - №3 (31).

3. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие. - 2-е изд. - Минск, 2004.

Антонова Надежда Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Antonova Nadezhda Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 316.356.2 © А.М. Бадонов

СТАНОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

В статье говорится о факторах становления модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия. Насилие в семье обычно предполагает наличие модели агрессивного поведения членов семьи. В основном становление данной модели поведения происходит в условиях семьи и передается следующему поколению.

Ключевые слова: семья, агрессия, агрессивное поведение, модель агрессивного поведения, насилие в семье.

A.M.Bodonov

FORMATION OF A MODEL OF AGGRESSIVE BEHAVIOR UNDER THE CONDITIONS OF FAMILY VIOLENCE

The article deals with the factors offamily violence. The violation in family usually implies existence of a model of aggressive behavior offamily members. In general the formation of such model of behavior happens under the conditions of family and it transfers to the next generation.

Keywords: family, aggression, aggressive behavior, model of aggressive behavior, violence in the family.

Насилие в семье является сложным социальным явлением, присущим человеческому обществу с древности. Долгое время семейное наси-

лие не считалось наказуемым деянием. Наоборот, глава семьи мог совершать наказание членов семьи посредством телесных избиений и

А.М. Бадонов. Становление модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия

психологического давления. Общественное мнение не считало насилие в семье актуальной проблемой, прежде всего это касалось самой семьи. До сих пор многие считают, что семейное насилие - это проблема только той семьи, где оно существует.

Начиная со второй половины ХХ в. насилие в семье входит в орбиту исследований ученых. В первую очередь этой темой заинтересовались западные ученые, например в США. В СССР данная тема была табуированной, поскольку считалось, что в советском обществе нет такого явления. В России начиная с 90-х гг. ХХ в. эта тема постепенно становится актуальной. Российскими учеными уже проведен ряд исследований, освещающих насилие в семье.

При рассмотрении данного явления необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, многократно возросший уровень агрессии в российском обществе, что, в свою очередь, отражается и на семейных отношениях. По мнению Ю. Веселова, уровень агрессии в российском обществе сегодня гораздо выше, чем он был в советское время. Он считает, что причины агрессии таятся не в психологических особенностях нашей нации, а в социальном устройстве российского общества, которое просто провоцирует людей на агрессивное поведение. Все наши институты власти работают таким образом, что человек вынужден бороться за выживание [5].

По мнению Т. Маликовой, в периоды социальных и политических преобразований общество находится в стрессовом состоянии. В первую очередь люди реагируют на изменения в жизненно важных сферах здравоохранения, образования, социальной защиты и правоохранительных органов. Их пугают нововведения, настоящее кажется нестабильным, а будущее неопределённым. Рано или поздно подобное напряжение выливается в агрессию. И многочисленные исследования показали, что в обществе, находящемся в переходном периоде, увеличивается число социальных психопатий. В связи с этим, по мнению Т. Маликовой, растёт число преступлений, суицидов и прочее [5].

Во-вторых, продолжающийся кризис института семьи также отражается на членах семьи. По мнению В.Н. Мирошниченко, нарушено функционирование семьи как важнейшего института социализации, ответственного за воспитание и подготовку к жизни молодых поколений, что приводит к распространению различных видов деформаций и воспроизводству в поведении молодежи наиболее негативных и социально опасных моделей [6].

В-третьих, насилие в семье имеет высокую латентность, члены семьи стараются не распространяться об этом явлении окружающим. Согласно исследованиям, проводимым автором в 2011-2012 гг., большинство респондентов скрывает факт насилия в собственной семье, в других семьях респонденты отмечают более высокий уровень насилия. На вопрос «Приходилось ли Вам общаться с другими семьями, в которых присутствует насилие одного над другими?» ответы респондентов расположились так: да -37,8%, нет - 61,7%, затруднилось с ответом -0,3%. Эти данные свидетельствуют о том, что большинство тех семей, в которых, по мнению респондентов, присутствует насилие, является ближайшим окружением отвечавших. Это могут быть семьи родственников, соседей, друзей, коллег и т.д., то есть эти семьи хорошо известны респондентам. В принципе факты проявления насилия в этих семьях можно экстраполировать и на семьи самих респондентов, т.к. в большинстве своем они ничем не отличаются от своего окружения. Здесь присутствует тот факт, что респонденты стараются обелить свои семьи, исключая возможность насилия в них. Это также вызывает некоторые затруднения при анализе насилия в семье [2].

Насилие в семье во многом имеет в своей основе агрессивное поведение одного или нескольких членов семьи по отношению к остальным членам семьи. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсон, «агрессивное поведение - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». При этом они подчеркивают не эмоциональный или мотивационный аспект, а именно поведенческий аспект проявления агрессии [4].

По мнению большинства исследователей, модель агрессивного поведения в семье закладывается с детства. Во многих семьях жестокое обращение передается из поколения в поколение. Одно из ведущих детерминант в этом - воспроизведение родительских ролевых моделей, с которыми ребенок сталкивался в детстве. Дети, которые подверглись жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одноклассники. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Пострадавшие от насилия дети рано приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками

криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в насильников, и происходит процесс воспроизводства жестокости [3].

Передача модели насильственных отношений от одного поколения к следующему осуществляется через трансляцию родителями агрессии детям. Именно образец отношений и поведение родителей оказывает существенное влияние на обучение детей агрессивному поведению. Было установлено, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Этот феномен имеет длительный эффект: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями и подвергающиеся телесным наказаниям, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами и агрессии в отношении собственных детей. Кроме того, насильственные отношения между супругами в семье повышают вероятность использования этими родителями физического насилия по отношению к собственным детям. По некоторым данным, приблизительно 30% тех, кто был свидетелем агрессии между родителями и жертвой физических наказаний, во взрослом возрасте совершает насилие.

Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, «семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление» [4]. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения.

Характер семейных взаимоотношений оказывает огромное влияние на формирование модели агрессивного поведения в семье. Так, постоянные ссоры и скандалы отмечались в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между родителями - в 24% семей, постоянная вражда между супругами - в 12%. На конфликтные отношения в семье как источник негативных переживаний указывает 56% мальчиков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных [1].

Кроме характера семейных отношений на формирование агрессивного поведения оказывает влияние и стиль семейного руководства. Практический интерес представляют данные о связи агрессивного поведения с наказаниями, используемыми родителями. Частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и

присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей.

Следующим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и прежде всего кино и телевидение. Во время регулярных просмотров телепередач ребенок видит, как их герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает агрессивные действия, избираемые телеперсонажами, для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют эту агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребенка [7].

Таким образом, мы можем говорить о тесной взаимосвязи агрессивного поведения в семье и насилия в семье. Именно через становление агрессивного поведения в условиях семьи порождается такое социальное явление, как насилие в семье. Сама семья, особенности системы семейных отношений оказывают огромное влияние на развитие агрессивного поведения у детей.

Литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Электронный ресурс]. - URL: http://psyera.ru/4520/agressivnost-i-agressivnoe-povedenie-podrostka (дата обращения: 03.03.2014).

2. Бадонов А.М. Проблемы выявления жестокого обращения в условиях семьи // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2012. - № 5. - С. 196-200.

3. Бессонова Н.Н. Социально-педагогическая профилактика физических наказаний детей в семье: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 219 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.

5. Злые россияне. Отчего в обществе нарастает агрессия // Аргументы и факты. - №39. - 26.09.2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spb.aif.ru/society/details/135672. (дата обращения: 27.02.2014).

6. Мирошниченко В.Н. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: автореф. дис. . канд. социол. наук. -Ростов н/Д., 2007. - 26 с.

7. Раднаева Э.Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминогенной деформации (по материалам Республики Бурятия): дис. ... канд. юр. наук. - М., 1999. - 172 с.

Н. Болдмаа. Насилие в отношении женщин Монголии

Бадонов Алексей Маланович, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Badonov Alexey Malanovich, candidate of sociological sciences, associate professor of theory of social work department, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 316.346.2-055.2 (517.3) © Н. Болдмаа

НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН МОНГОЛИИ

В статье анализируются гендерные изменения социально-экономического положения монголов в период реформ. Рассматриваются некоторые аспекты тяжелого и нестабильного положения монгольских семей, снижения рождаемости, перехода к малодетной семье; современные гендерные стереотипы, права женщин, домашнее насилие и дискриминация женщин в монгольском обществе, деятельность национального Центра против насилия.

Ключевые слова: гендер, права женщин, семья, стереотипы и различия, дискриминация, насилие.

N. Boldmaa

VIOLENCE TOWARDS WOMEN IN MONGOLIA

The article analyzes the gender changes in socio-economic status of Mongols in the reform period. Some aspects of heavy and unstable situation of Mongolian families are considered, such as lowing of birth rates, transition to families with few children, contemporary gender stereotypes, women's rights, domestic violence and discrimination of women in the Mongolian society, the activities of the National Center against Violence.

Keywords: gender, women's rights, family, stereotypes and differences, discrimination, violence.

Насилие в отношении женщин является препятствием на пути равенству, полноценному развитию и миру. Все усилия сделать женщин хозяйками своих жизней пропадут даром, если насилие не прекратится. Посредством насилия женщин «держат на своем месте», насилие урезает и уничтожает человеческие права женщин. В этом явлении, как в капле воды, отражается исторически сложившийся дисбаланс сил между мужской и женской частью населения, который ведет к дальнейшему угнетению женщин, увековечивая и усугубляя дискриминацию. По мере того, как насилие распространяется вширь и вглубь, женщины теряют свои права - право говорить, репродуктивное право, право на труд. Свобода от насилия приближает женщин к равноправию, женщины могут использовать права человека для того, чтобы оградить себя и других женщин от насилия.

В настоящее время в Монголии самой острой проблемой в области гендера является насилие в отношении женщин. Женщины составляют 1,427 миллион, или 49% всего населения страны [1]. Это крупная социальная общность, которая отличается специфическими психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. Проблема насилия в отношении женщин становится переходящим от поколения

к поколению социальным явлением в истории нашего народа.

С давних времен в Монголии действовал строгий закон о защите прав женщин, поэтому женщины занимали место в обществе и воспитывали своего ребенка как здорового, гуманного, достойного гражданина для общества - будущего страны, но в течение многих веков женщины являются неравноправными членами общества. И сегодня в соответствии с официальной терминологией монгольских женщин продолжают относить к так называемым незащищенным слабым группам населения. Женщинам было отведено место на самых низких ступенях социальной лестницы. Традиционная патриархальная структура монгольского общества подчиняла женщин, препятствовала их участию в общественной жизни. Традиция сложилась таким образом, что именно женщины стали ее хранительницами в семье. Традиционная культура для обеспечения безопасности женщин и девушек предлагает им жить с многочисленными ограничениями.

По статистике на 2010 г. в стране проживало около 541,1 тыс. семей, из них 180,3 тыс. - в городах, 361,0 тыс. - в селах. Каждая семья состояла из трех-четырех членов. К концу 1990-х гг. уровень бракосочетания монголов снизился, а в 2010 г., наоборот, в 2 раза повысился, количество разводов также стало выше (табл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.