УДК 316.334
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
© Бадонов Алексей Маланович
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]
В статье анализируется отношение молодежи к данной проблеме и опыт проявления насилия в семье. Для выявления отношения молодежи к проблеме насилия в семье автором было проведено социологическое исследование в виде анкетного опроса. Главной целью исследования было изучение проблемы насилия в семье и отношения к ней молодежи, прежде всего через наказание. Наказание служит для остановки умышленного плохого поведения ребенка и предотвращения его повторения в будущем. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что в детстве у них присутствовали признаки физического и психического насилия в их семьях. Большинство респондентов предлагает активно защищаться от насилия в семье. У респондентов сложилось отрицательное, негативное отношение к проблеме насилия в семье, которую необходимо решать всем обществом.
Ключевые слова: насилие, наказание, воспитание, семья, родители, дети, молодежь. YOUTH'S ATTITUDES TO THE PROBLEM OF DOMESTIC VIOLENCE Aleksei M. Badonov
PhD, A/Professor, Buryat State University 24а, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia
In the article young people's attitude towards violence and its manifestations in family analyzed. To identify youth's attitudes to the problem of domestic violence we carried out the sociological study in form of questionnaire. The main objective of the study was to examine the problem of domestic violence, primarily punishment, and youth's attitudes towards it. Punishment serves as a way to stop willful misconduct of a child and to prevent it in future. The respondents' answers indicated that in childhood they had experience of physical and psychological violence in their families. The majority of respondents had negative attitude to the problem of domestic violence, they offered to defend against its manifestations. The study confirmed the need to address this problem to the whole society. Keywords: violence, punishment, education, family, parents, children, young people.
Российское общество нуждается в сохранении крепкой и здоровой семьи, которая выполняет свои основные функции. На сегодняшний момент семья выполняет функции по рождению и воспитанию детей недостаточно эффективно. Для современной российской семьи характерно множество различных проблем: рост числа неполных семей, трудное материальное положение многодетных семей, взаимоотношение родителей и детей и т. д. Наверное, следует признать, что наиболее скрытой проблемой современной российской семьи является домашнее насилие. Молодежь является потенциальным создателем новых семей. В связи с этим необходимо выявить отношение молодежи к проблеме домашнего насилия.
Для выявления отношения молодежи к проблеме насилия в семье автором было проведено социологическое исследование в виде анкетного опроса. В качестве объекта исследования выступила студенческая молодежь, обучающаяся в Бурятском государственном университете. Выборка была квотно-гнездовая. В качестве гнезд при определении выборочной совокупности выступили такие структурные подразделения Бурятского государственного университета, как физико-технический, социально-психологический, медицинский, юридический факультеты и Восточный институт. Было отобрано 162 респондента, являющихся студентами данных подразделений. Распределение по курсам обучения было следующим: первый курс — 19,8 %; второй курс — 23,5 %; третий курс — 21,6 %; четвертый курс — 21,0 %; пятый курс — 12,4 %; шестой курс (медицинский факультет) — 1,7 %. Распределение по полу: респонденты мужского пола — 35,8 %, респонденты женского пола — 64,2 %. Возраст респондентов был следующим: 17 лет — 3,7 %; 18 лет — 17,9 %; 19 лет — 16,1 %; 20 лет — 20,4 %; 21 г.— 22,8 %; 22 г. — 12,9 %; 23 г. — 2,5 %; старше 23 лет — 3,7 %.
Главной целью исследования было изучение проблемы насилия в семье и отношения к ней молодежи. В научной литературе домашнее насилие определяется как поведение, осуществляемое с намерением причинить боль или вред члену семьи, имеющее регулярный характер, иногда непрерывный, на протяжении длительных периодов времени [2].
Выявление жестокого обращения в семье имеет большие затруднения, так как человек не всегда расположен раскрывать негативные случаи из своей жизни. В обществе до сих пор действует определенное табу на информацию о насилии в семье. В нашем обществе не принято, как говорится, «выносить сор из избы». Даже при социологических опросах респонденты могут скрыть информацию о том, что он или другие члены семьи подвергались и подвергаются насилию со стороны близких людей [1].
Для выяснения наличия признаков насилия или жестокого обращения в семье был поставлен вопрос о наказании респондентов в детстве. Наказание служит инструментом влияния на детей, неким воспитательным инструментом. Главной целью наказания, с точки зрения психологов и педагогов, являются остановка умышленного плохого поведения ребенка и предотвращение его повторения в будущем. В ходе исследования было выявлено, что в детстве получали наказание от родителей и других взрослых родственников 53,7 % респондентов, отрицательно ответили 37,7 % респондентов, 8,6 % затруднились ответить. Как мы видим из ответов, большинство респондентов сталкивалось с различными наказаниями в детстве. Современные методики воспитания по-разному относятся к вопросу наказания. Например, по мнению Б. Спока, вседозволенность, отсутствие запретов и наказаний, которые он исповедовал прежде, негативно сказываются на формировании личности ребенка и на семейных отношениях в целом [5].
На вопрос «Если Вас в детстве наказывали взрослые, то кто из родственников это делал чаще всего?» респонденты ответили следующим образом: на первом месте мать (30,3 %), на втором — отец (19,8 %), на третьем — бабушка (6,8 %). Это свидетельствует о том, что в основном воспитательную функцию в семье выполняют родители, в первую очередь мать. В семье мать проводит больше времени со своими детьми, чем отец. Это сложилось исторически, поскольку мать вынашивает детей и находится с ними в первые годы жизни. В то же время основная функция отца заключается в обеспечении семьи всем необходимым. Однако отцы также участвуют в воспитании детей в свободное от работы время. По ответам мы видим, что отцы также участвуют в воспитательном процессе и наказывают детей. Иногда наказание отца было даже строже, чем наказание матери.
На вопрос «Если Вас наказывали в детстве за проступки, то каким образом?» ответы респондентов распределились так: ругань — 57,4 %, запрещали играть на улице — 28,4 %, ставили в угол — 24,7 %, заставляли выполнять домашнюю работу (уборку, мытье полов и др.) — 22,2 %, запрещали играть на компьютере или приставке — 16,7 %, били ремнем или другим предметом — 9,3 %, побои руками — 6,2 %.
Ответы респондентов свидетельствуют о том, что в детстве у них присутствовали признаки физического и психического насилия в их семьях. Но мы не знаем, насколько тяжелыми были физические наказания респондентов в детстве, можно ли их отнести к жестокому обращению и физическим истязаниям. Так называемая постановка в угол, шлепок по телу и в современных семьях имеют достаточно широкое распространение. Мамы, папы, бабушки, дедушки пользуются ими в качестве воздействия на формирование дисциплины, стараясь заставить ребенка поменять поведение. Однако, если родители начинают злоупотреблять физическим наказанием, оно перерастает в жестокое обращение с детьми. По мнению исследователей, у многих детей, которые живут в семьях с применением тяжелого физического наказания, брани в отношении ребенка отмечаются симптомы задержки физического и психического развития. Зарубежные исследователи называют это состояние детей «неспособностью к процветанию». Насилие, как мы знаем, является заимствуемым поведением, поскольку ребенок, живущий в семье с домашним насилием, в большинстве случаев перенимает поведение своих родителей и переносит в будущие партнерские или семейные отношения.
На вопрос «Как Вы думаете, надо ли физически наказывать детей за совершенные поступки (бить ремнем, ставить в угол и другое)?» респонденты ответили: нет — 37,7 %, скорее нет — 20,4 %, иногда — 25,9 %, скорее да — 6,8 %, да — 8,6 %. Большинство респондентов не хотят применять физическое наказание по отношению к своим детям. Для многих родителей девизом в воспитании становятся слова: «У моего ребенка должно быть счастливое детство!». В своем стремлении дать ребенку все, не наказывать его за проступки, такие родители могут пойти на поводу у своих детей. В этих
условиях у детей не создается представление о пределах допустимого поведения, формируется неуважительное отношение к другим людям.
Вопрос о физическом наказании ребенка до сих пор стоит достаточно остро в российских семьях. Большинство семей в воспитательном процессе не могут обойтись без физического наказания. Практически все родители, допускающие данный вид наказания в воспитательном процессе, сами подвергались такому же воздействию в детстве. Они считают, что физическое наказание является единственной эффективной дисциплинарной мерой. Обычный аргумент таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям за то, что они сделали из меня человека». Если родители бьют детей, это свидетельствует о полном отсутствии между ними взаимопонимания, любви, уважения.
На вопрос «Считаете ли Вы, что в вашей семье присутствует насилие (физическое, моральное) одного члена семьи и над другими?» большинство респондентов ответило отрицательно — 89,5 %, положительно — 6,8 % респондентов, затруднились — 3,7 %.
Возможно, что респонденты хотят скрыть признаки насилия в своих семьях со стороны родственников (родителей, старших братьев и сестер и др.). В основном насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Все факты жестокого обращения тщательно скрываются и не доводятся до общественности. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться куда-либо (некоторые не доверяют общественности, не хотят огласки, некоторые боятся лишиться материальной поддержки и т. п.), а также неспособностью некоторых зависимых членов семьи обратиться в правоохранительные органы (это относится в первую очередь к детям и престарелым членам семьи).
На вопрос «Имеет ли право, по Вашему мнению, кто-то из членов семьи применять насилие по отношению к другим членам?» респонденты ответили следующим образом: да — 6,8 %, нет — 80,3 %, затруднились ответить — 12,9 %. Тех, кто затруднился с ответом, с большей долей вероятности можно отнести к согласившимся. Таким образом, почти 20 % респондентов считают возможным применение насилия по отношению к другим членам семьи, т. е. признают насилие в семье легитимным. По определению Всемирной организации здравоохранения, насилие — это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб [4].
При этом необходимо отметить, что при ответе на вопрос «Приходилось ли Вам самому (ой) совершать насилие над другим человеком?» утвердительно ответили 14,2 % респондентов, отрицательно — 74,7 %, затруднились — 11,1 %. Затруднение с ответом скорее всего свидетельствует о том, что данные респонденты совершали насилие, но не хотят это признавать или говорить об этом. Это значит, что более 25 % респондентов имели опыт применения насилия по отношению к другим членам семьи или другим людям. Таким образом, пятая часть респондентов легитимирует насилие в семье, а четвертая часть применяет или применяла насилие, т. е. тех, кто фактически применяет, больше тех, кто разрешает насилие в семье.
На вопрос «Известны ли Вам случаи насилия в других семьях?» респонденты ответили следующим образом: да — 39,5 %, нет — 49,4 %, затруднились — 11,1 %. Здесь респонденты ответили более открыто на поставленный вопрос, т. е. половина респондентов признает наличие насилия в других семьях. Это происходит даже в тех условиях, когда семьи, в которых присутствует насилие, стараются тщательно скрыть этот факт от других. Для многих людей признавать наличие насилия в собственной семье стыдно, это говорит о том, что семейные отношения далеки от идеальных и за какую-либо провинность дети наказываются физически, имеют распространение побои или угроза побоями более слабых членов семьи, которые не могут защитить себя.
На вопрос «Кто становился жертвой домашнего насилия в известных Вам случаях?» респонденты ответили так: дети — 48,2 %, жена — 46,9 %, родители — 11,1 %, муж — 3,1 %, затруднились ответить — 24,1 %. Как мы видим из ответов респондентов, наиболее уязвимыми членами семьи являются дети и жены, а также престарелые родители. Это говорит о том, что в большинстве случаев насильником является мужчина, т. е. отец и муж, как более крепкий в физическом плане. При этом надо учитывать и определенные традиции в воспитании детей и семейной жизни. На протяжении многих поколений мужчина как глава семьи имел полное право на применение физического насилия ко всем членам семьи.
В течение многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах. Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей, прежде всего, строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку [3]. Сегодня эти патриархальные традиции воспитания уже уходят постепенно в прошлое. Многие родители считают, что применять жестокое обращение с детьми крайне нежелательно.
На вопрос «Приходилось ли Вам общаться с другими семьями, в которых присутствует насилие одного над другим?» большинство респондентов ответили отрицательно — 61,1 %, утвердительно — 25,9 % респондентов, затруднились — 13,0 %. Почти 40 % респондентов в той или иной степени общаются с семьями, в которых присутствуют признаки насилия. В основном это семьи ближайшего окружения: родственники, друзья, коллеги, знакомые. Данный круг общения говорит о том, что и в семьях респондентов, возможно, присутствуют некоторые элементы насилия или жестокого обращения.
На вопрос «Приходилось ли Вам самому(ой) становиться жертвой домашнего насилия?» большинство респондентов ответило отрицательно — 85,2 %, утвердительно — 8,6 %, затруднились — 6,2 %. В большей степени люди стараются не затрагивать эту тему и не хотят признавать себя жертвами домашнего насилия. В силу различных причин члены семьи, подвергшиеся насилию, покрывают своих родных, являющихся насильниками. Это может быть стыд за себя, свое положение, жалость к насильнику, боязнь потери родственника, который является насильником, и др. Все это приводит к тому, что в обществе проблема насилия в семье обычно замалчивается, не раскрывается. Известны случаи, когда весь населенный пункт (обычно это деревня или село) знал о происходящем насилии в определенной семье, но никто не предпринимал попыток решить эту проблему, никто не хотел вмешиваться в чужую семейную жизнь. И здесь возникает вопрос об эффективной защите жертв насилия от родного насильника.
На вопрос «Назовите наиболее эффективный способ избавления насилия в семье?» ответы респондентов распределились так: обратиться в правоохранительные органы (полиция, суд) — 35,2 %, оформить развод — 21,6 %, обратиться в специализированные центры помощи пострадавшим от домашнего насилия — 14,8 %, обратиться к родственникам и друзьям — 8,6 %, смириться с насилием, выполнять все требования человека, совершающего насилие, — 4,9 %, использовать ответное насилие по отношению к тому, кто совершает насилие, — 4,3 %, затруднились ответить — 10,6 %. Мнения респондентов в данном случае разделились. Большинство респондентов склоняется к тому, чтобы активно защищаться от насильника, т. е. обратиться в правоохранительные органы, оформить развод и попросить помощи в специализированных центрах.
Таким образом, анализируя отношение молодежи к проблеме насилия в семье, можно отметить, что большинство респондентов сталкивалось с различными наказаниями в детстве, у них присутствовали те или иные признаки физического и психического насилия в их семьях (например, ругань, физическое наказание ремнем и др.). В то же время они не хотят применять физическое наказание по отношению к своим детям. Однако 20 % респондентов признает насилие в семье легитимным, более 25 % респондентов имело опыт применения насилия по отношению к другим членам семьи или другим людям. Половина респондентов признает наличие насилия в других семьях, в которых наиболее уязвимыми членами семьи являются дети и жены, а также престарелые родители. Почти 40 % респондентов в той или иной степени общаются с семьями, в которых присутствуют признаки насилия. В основном это семьи ближайшего окружения: родственники, друзья, коллеги, знакомые. Большинство респондентов предлагает активно защищаться от насилия в семье. У многих сложилось отрицательное, негативное отношение к проблеме насилия в семье, которую необходимо решать всем обществом.
Литература
1. Бадонов А. М. Особенности проявления насилия в семье в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — Вып. 5. — С. 150-152.
2. Бадонов А. М. Насилие в семье как фактор повышения уровня разводов современных семей // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Философия, культурология, социология, социальная работа. —2014. — № 4. — С. 10-14.
3. Катасонов В. В., Поветьев П. В. Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества // Национальный институт развития современной идеологии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nirsi.ru/107 (дата обращения: 25.01.2015).
4. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / под ред. Г. Этьенна Круга и др.; пер. с англ. — М.: Весь Мир, 2003. — 376 с.
5. Спок Б. Ребенок и уход за ним. — М.: Попурри, 2014. — 704 с.
References
1. Badonov A. M. Osobennosti proyavleniya nasiliya v sem'e v Respublike Buryatiya [Features of family violence in the Republic of Buryatia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Buryat State University. 2013. V. 5. Pp. 150-152.
2. Badonov A. M. Nasilie v sem'e kak faktor povysheniya urovnya razvodov sovremennykh semei [Domestic violence as a factor of the level of divorces increasing in modern families]. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filosofiya, kul'turologiya, sotsiologiya, sotsial'naya rabota — Scientific notes of Transbaikal State University. Ser. Philosophy, cultural studies, sociology, social work. 2014. No. 4. Pp. 10-14.
3. Katasonov V. V., Povet'ev P. V. Semeinoe vospitanie kak povyshenie chelovecheskogo potentsiala obshchest-va [Family education as an improvement of human potential of society]. Natsional'nyi institut razvitiya sovremennoi ideologii - National Institute of modern ideology. Available at: http://www.nirsi.ru/107 (accessed January 25, 2015).
4. Nasilie i ego vliyanie na zdorov'e. Doklad o situatsii v mire [Violence and its impact on health. Report on the world situation]. Moscow: Ves' Mir, 2003. 376 p. P. 32.
5. Spock B. The Common Book of Baby and Child Care. Duell, Sloan & Pearce, 1946.