Научная статья на тему 'Власть и насилие в семье'

Власть и насилие в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1062
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / НАСИЛИЕ / СЕМЬЯ / НАКАЗАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / POWER / VIOLENCE / FAMILY / PUNISHMENT / PARENTS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадонов Алексей Маланович

В статье анализируется взаимосвязь понятий «власть» и «насилие» в условиях семьи. Родительская власть использует различные средства для контроля и регулирования поведения детей. Одним из таких средств является насилие в виде различных наказаний (физических, экономических, психологических и др.). В статье анализируются результаты проведенного социологического исследования по проблемам власти и насилия в семье. В ходе исследования было выявлено, что мать в большей степени, нежели отец, обладает властными полномочиями, которые она использует, наказывая детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER AND VIOLENCE IN A FAMILY

The article analyzes the interrelation between concepts of power and violence in the family. Power is one of the most ancient phenomena of the human society. In the most general sense, the concept of power means a special relationship between people, an ability to carry out the will. Violence is considered as means of power when the subject of power can carry out his will. Disobedience can lead to punishment from the ruling subject. The power of parents over their children is expressed in the control of their behavior and their motivation to approved actions. Parental authority uses various means to control and regulate the behavior of children. One of these means is violence in the form of various punishments (physical, economic, psychological etc.). Punishment is considered as an essential element of children’s upbringing in the process of their growth. The article analyzes the results of the sociological research carried out on the problems of power and violence in the family. More than a half of the respondents were punished in their childhood. In respondents’ opinion, generally the parents perform educational function in the family, which is primarily performed by the mother, because she spends more time with their children than the father. The majority of the respondents do not want to use physical punishment towards their children. However the issue on the physical punishment of the child is still rather acute in the families in Russia. Most families can’t avoid the use of physical punishment in the course of upbringing. The respondents' answers justify that in modern Russian families the power belongs primarily to the mother and the wife, that is, to the woman. According to many researches, this situation has taken shape in the Russian families for the last few decades. Consequently, we consider that the power in the majority of the families belongs to the mother of the children, at the same time they become victims of violence on the part of the father. It requires the further study considering the reasons of the situation.

Текст научной работы на тему «Власть и насилие в семье»

2 015' 0 8

ВЛАСТЬ

115

средственно в здравницах республики. Следует также отметить, что стоимость путевки в 1983 г. составляла 33 руб. на 12 дней, что было вполне доступно для рабочих и служащих при среднемесячной зарплате в 183,8 руб.

Таким образом, реализуя поставленные партийными и государственными органами задачи, профсоюзам удалось значительно расширить в Удмуртии сеть санаторно-курортных учреждений и домов отдыха и увеличить число туристов.

Список литературы

Симоненко Г.С. 1982. Социальное страхование в СССР. М.: Профиздат. 288 с.

V07/N7SEVA Natalia Anatol'evna, Associate Professor, Udmurt State University (1, bld. 4, Universitetskaya St, Izhevsk, Russia, Udmurt Republic, 426034; natasha1@izh.com)

THE DEVELOPMENT OF MEDICAL AND HEALTH TOURISM IN UDMURTIA IN THE 1970s - EARLY 1980s

Abstract. The article deals with the participation of trade unions in the implementation of the state policy on the development of medical tourism in Udmurtia. In the 1960s the Central Council of the Trade Unions managed and supervised the medical and health tourism and resorts to provide well-organized and effective tourism for workers. The leading organization in Udmurtia for restructuring and development of a network of spa facilities was the Udmurt Regional Council on Resorts Management (Udmurtsovetkurort). By analyzing historical data and periodicals, the author reveals some problems in the activity of Udmurtsovetkurort and determines the root causes of these problems. Keywords: health tourism, trade unions, resorts, holiday homes, family holidays

УДК 316.356.2

БАДОНОВ Алексей Маланович — к.соц.н., доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; badonov@mail.ru)

ВЛАСТЬ И НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь понятий «власть» и «насилие» в условиях семьи. Родительская власть использует различные средства для контроля и регулирования поведения детей. Одним из таких средств является насилие в виде различных наказаний (физических, экономических, психологических и др.). В статье анализируются результаты проведенного социологического исследования по проблемам власти и насилия в семье. В ходе исследования было выявлено, что мать в большей степени, нежели отец, обладает властными полномочиями, которые она использует, наказывая детей. Ключевые слова: власть, насилие, семья, наказание, родители, дети

Власть представляет собой одно из древнейших явлений, появившееся вместе с человеческим обществом. В самом общем значении понятие «власть» означает особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Одно из классических определений власти дал М. Вебер, согласно которому «власть — это любая возможность, на чем бы она ни основывалась, реализовать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию» [Вебер 2003]. По мнению К.С. Гаджиева, власть — это «способность ее субъекта навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами» [Гаджиев 1994: 105]. Согласно этому определению, насилие относится к средствам власти, т.е. к определенным приемам и способам, с помощью которых субъект власти осуществляет свою волю.

Как мы знаем, средства власти играют большую роль во властных отношениях. Например, О.М. Ледяева подчеркивает: «Какой бы "сильной" воля ни была, она не может навязываться другому субъекту без опосредования определенными средствами. Средства, обеспечивающие саму возможность волеотношения и навязывания идей, играют во власти не второстепенную, а существенную роль. Именно они в качестве социальной силы обеспечивают подчинение субъекта путем регуляции его воли, сознания, поведения» [Ледяева 1992: 26]. Таким образом, насилие как одно из средств власти играет огромную роль в ее осуществлении.

Насилие, как и власть, имеет множество значений. Для одних насилие является синонимом вреда, зла, причиняемого человеку. Для других насилие отождествляется с принуждением. Третьи под насилием понимают физическое воздействие на человека. Например, по мнению А.А. Гусейнова, «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» [Гусейнов 1999: 294]. Применение силы со стороны субъекта власти возможно в случае неповиновения со стороны подчиненных ему объектов власти. Неподчинение приводит к наказанию со стороны властвующего субъекта.

С точки зрения психологической науки «наказание — это любая реакция, следующая за определенным событием и уменьшающая вероятность возникновения этого события в будущем» [Кордуэлл 2000: 182]. Например, если ребенка ругают и наказывают за какие-либо действия, то он будет стараться их не допускать. Также наказание может подразумевать запрет какой-либо деятельности, обычно это запрет компьютерных игр, запрет общения с друзьями и др. Здесь мы можем говорить о родительской власти и насилии в семье.

Безусловно, родительская власть принадлежит родителям по отношению к детям. Власть родителей над детьми выражается в контроле их поведения и в побуждении к одобряемым действиям. Родители хотят от ребенка повиновения, послушания, скромности, усердия и других положительных качеств. С родительской точки зрения, послушный ребенок является идеалом, примером для подражания. Для достижения этого идеала родители прилагают все свои усилия, стараются управлять жизнью ребенка. Ребенок, в свою очередь, полностью зависим от родителей, т.к. он не может самостоятельно удовлетворять все свои потребности. Эта зависимость опять же свидетельствует о родительской власти над детьми.

Для ребенка родители всегда обладают весомым авторитетом. Сравнивая себя с родителями, ребенок осознает, что они обладают более обширными знаниями и умениями, чем он сам. С точки зрения ребенка, родители могут все, они «большие и сильные». Это также играет свою роль в укреплении родительской власти.

Проявление власти родителей возможно через создание комфортных условий для ребенка, а также родители могут дать или сделать что-нибудь, что приносит ребенку радость. Все это относится к видам поощрения или вознаграждения за одобряемое поведение ребенка. Но родители могут создать дискомфортные условия или же причинить боль — это относится к видам наказания ребенка за те или иные проступки. Тем самым регулируется и контролируется поведение ребенка, которое в последующем может корректироваться только обещанием вознаграждения или наказания.

Получается, ребенок должен быть зависимым от родителей, от того, что у них есть, ведь чем привлекательнее вознаграждение, тем сильнее власть родителей. Властное поведение провоцирует ребенка слепо действовать по заданной схеме, в которой заложен только один принцип: «избежать наказания — получить вознаграждение».

Родитель контролирует поведение ребенка, регулирует его деятельность и удовлетворяет его потребности, когда он совсем маленький, но по мере взросления ребенка важно понять, что власть родителей — это контроль и воспитание, только контроль этот должен быть не тотальным, а направляющим.

В целях изучения проблемы власти и насилия в семье автором было проведено социологическое исследование в виде анкетного опроса. В качестве объекта исследования выступила студенческая молодежь. Были отобраны 162 респондента — студенты Бурятского государственного университета. Распределение респондентов

2015'08

ВЛАСТЬ

117

по возрасту было следующим: 17 лет — 3,7%; 18 лет — 17,9%; 19 лет — 16,1%; 20 лет - 20,4%; 21 год - 22,8%; 22 года - 12,9%; 23 года - 2,5%; старше 23 лет - 3,7%. Распределение по курсам обучения было следующим: 1-й курс - 19,8%; 2-й курс -23,5%; 3-й курс - 21,6%; 4-й курс - 21,0%; 5-й курс - 12,4%; 6-й курс - 1,7%.

Главной целью исследования было изучение проблемы власти и насилия в семье. Для выяснения наличия признаков насилия или жестокого обращения в семье был поставлен вопрос о наказании респондентов в детстве. В ходе исследования было выявлено, что в детстве получали наказание от родителей и других взрослых родственников 53,7% респондентов, отрицательно ответили 37,7% респондентов, 8,6% затруднились ответить. Как мы видим из ответов, большинство респондентов сталкивалось с различными наказаниями в детстве.

На вопрос: «Если Вас наказывали в детстве за проступки, то каким образом?» - ответы респондентов распределились так: ругали - 57,4%, запрещали играть на улице - 28,4%, ставили в угол - 24,7%, заставляли выполнять домашнюю работу (уборку, мытье полов и др.) - 22,2%, запрещали играть на компьютере или приставке - 16,7%, били ремнем или другим предметом - 9,3%, били руками - 6,2%.

Известно, что с помощью угроз, команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-то требований. Однако нормы и ценности, передаваемые индивидам в такой форме, не становятся частью их внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием их сознания [Битянова 2001: 12]. Поэтому родителям стоит задуматься над тем, чтобы уменьшить число угроз и наказаний по отношению к ребенку. Наказание должно сопровождаться формированием личностного убеждения в том, что оно справедливо и необходимо для предотвращения в будущем подобного поведения.

На вопрос: «Если Вас в детстве наказывали взрослые, то кто из родственников это делал чаще всего?» - респонденты ответили следующим образом: на 1-м месте -мать (30,3%), на 2-м - отец (19,8%), на 3-м - бабушка (6,8%). Это свидетельствует о том, что в основном воспитательную функцию в семье выполняют родители, в первую очередь мать. В семье мать проводит больше времени со своими детьми, чем отец. Это сложилось исторически, поскольку мать вынашивает ребенка и находится с ним в первые годы жизни. В то же время основная функция отца заключается в обеспечении семьи всем необходимым. Однако отцы также участвуют в воспитании детей в свободное от работы время. По ответам мы видим, что отцы также участвуют в воспитательном процессе и наказывают детей. Иногда наказание отца было даже строже, чем наказание матери.

В течение длительного времени складывался образ отца как человека, который воплощает закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и отменять наказание: «Как Бог до людей, так отец до детей», - говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и играл роль судьи последней инстанции в спорах. Общественное мнение требовало от отца, прежде всего, строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын - бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку [Катасонов, Поветьев 2009: 6]. В настоящее время эти традиции постепенно уходят в прошлое. Современные родители стараются дать детям больше свободы в их развитии и воспитании.

На вопрос: «Как Вы думаете, надо ли физически наказывать детей за совершенные поступки (бить ремнем, ставить в угол и другое)?» - респонденты ответили: нет - 37,7%, скорее нет - 20,4%, иногда - 25,9%, скорее да - 6,8%, да - 8,6%. Большинство респондентов не хотят применять физическое наказание по отношению к своим детям. Для многих родителей девизом в воспитании становятся слова: «У моего ребенка должно быть счастливое детство». В своем стремлении дать ребенку все, не наказывать его за проступки такие родители могут пойти на поводу

у своих детей. В этих условиях у детей не создается представление о пределах допустимого поведения, формируется неуважительное отношение к другим людям.

Вопрос о физическом наказании ребенка до сих пор стоит достаточно остро в российских семьях. Большинство семей в воспитательном процессе не могут обойтись без физического наказания. Практически все родители, допускающие данный вид наказания в воспитательном процессе, сами подвергались такому же воздействию в детстве. Они считают, что физическое наказание является единственной эффективной дисциплинарной мерой. Обычный аргумент таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям за то, что они сделали из меня человека». Однако, если родители бьют детей, это свидетельствует о полном отсутствии между ними взаимопонимания, любви, уважения.

На вопрос: «Считаете ли Вы, что в Вашей семье присутствует насилие (физическое, моральное) одного члена семьи и над другими?» — большинство респондентов ответили отрицательно (89,5%), положительно ответили 6,8% респондентов, затруднились ответить 3,7%.

Возможно, респонденты хотят скрыть признаки насилия в своих семьях со стороны родственников (родителей, старших братьев и сестер и др.). В основном насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Все факты жестокого обращения тщательно скрываются и не доводятся до общественности. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться куда-либо (некоторые не доверяют общественности, не хотят огласки, некоторые боятся лишиться материальной поддержки и т.п.), а также неспособностью некоторых зависимых членов семьи обратиться в правоохранительные органы (это относится в первую очередь к детям и престарелым членам семьи).

На вопрос: «Кто становился жертвой домашнего насилия в известных Вам случаях?» — респонденты ответили так: дети — 48,2%, жена — 46,9%, родители — 11,1%, муж — 3,1%, затруднились ответить — 24,1%. Как мы видим из ответов респондентов, наиболее уязвимыми членами семьи являются дети и жены, а также престарелые родители. Это говорит о том, что в большинстве случаев насильником является мужчина, т.е. отец и муж как более крепкий в физическом плане. При этом надо учитывать и определенные традиции в воспитании детей и семейной жизни. На протяжении многих поколений мужчина как глава семьи имел полное право на применение физического насилия ко всем членам семьи.

На вопрос: «Кто в Вашей семье обладает властью?» — респонденты ответили следующим образом: мать — 48,3%, отец — 26,8%, оба родителя — 24,9%. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что в современной российской семье существует женская власть, власть жены и матери. По мнению многих исследователей, такая ситуация складывалась в российских семьях последние несколько десятилетий. На этот процесс повлияли такие исторические события, как Великая Отечественная война, репрессии, раскулачивание и др. Все это приводило к тому, что мужчин становилось мало и воспитанием детей занимались исключительно женщины (матери и бабушки). В течение долгого времени женщины воспитывали своих детей без отцов. Мальчики, воспитывавшиеся в таких семьях, воспринимали женщин как обладающих более высоким авторитетом вследствие отсутствия отцовского воспитания. Став взрослыми, они переносили модели отношений родительской семьи в свою семью, и главными для их детей становились их жены. Такие отцы старались снизить уровень своей ответственности за воспитание и развитие своих детей. Перекосы такого воспитания проявляются в излишнем инфантилизме подрастающего поколения, неспособности решать свои собственные проблемы и т.д.

Таким образом, анализируя проблемы власти и насилия в семье, мы можем отметить следующее. По мнению респондентов, в российских семьях сложилась определенная модель отношений, где во главе стоит мать. В глазах респондентов мать в большей степени обладает властными полномочиями, нежели отец. Возможно, это свидетельствует о большем влиянии матери на воспитание детей, о том, что по большинству вопросов дети обращаются к матери. Судя по ответам респондентов, мать использует наказание в большей степени, чем отец. Однако при определении насилия в семье респонденты указывают, что в основном жертвами становятся

2 015' 0 8

ВЛАСТЬ

119

жены (матери) и дети, т.е. более слабые физически люди. Необходимо дальнейшее изучение причин сложившейся ситуации.

Список литературы

Битянова М.Р. 2001. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей. М.: ЭКСМО-Пресс. 576 с. Вебер М. 2003. Политические работы (1895—1919). М.: Праксис. 424 с. Гаджиев К.С. 1994. Политическая наука. М.: Международные отношения. 400 с. Гусейнов А.А. 1999. Понятие насилия. — Философия, наука, цивилизация. М.: Едиториал УРСС. С. 293-308.

Катасонов В.В., Поветьев П.В. 2009. Семейное воспитание в России и за рубежом: традиции и современность. М.: Изд-во НИРСИ. Доступ: http://nirsinirsi.appspot. com/NewGeneration/n107/Sem_vos.pdf/ (проверено 25.01.2015).

Кордуэлл М. 2000. Психология. А — Я: словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС. 448 с.

Ледяева О.М. 1992. Понятие власти. — Власть многоликая. М.: Российское философское общество.

BADONOV Aleksei Malanovich, Cand.Sci.(Soc.), Associate Professor of the Chair of Theory of Social Work, Buryat State University (24a, Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; badonov@mail.ru)

POWER AND VIOLENCE IN A FAMILY

Abstract. The article analyzes the interrelation between concepts of power and violence in a family. Power is one of the most ancient phenomena of the human society. In the most general sense, the concept of power means a special relationship between people, an ability to carry out the will. Violence is considered as means of power when the subject of power can carry out his will. Disobedience can lead to punishment from the ruling subject. The power of parents over their children is expressed in the control of their behavior and their motivation to approved actions. Parental authority uses various means to control and regulate the behavior of children. One of these means is violence in the form of various punishments (physical, economic, psychological etc.). Punishment is considered as an essential element of children's upbringing in the process of their growth. The article analyzes the results of the sociological research on the problems of power and violence in the family. More than a half of the respondents were punished in their childhood. In respondents' opinion, generally the parents perform educational function in the family, which is primarily performed by the mother, because she spends more time with their children than the father. The majority of the respondents do not want to use physical punishment towards their children. However the issue on the physical punishment of the child is still rather acute in families in Russia. Most families can't avoid the use of physical punishment in the course of upbringing. The respondents' answers justify that in modern Russian families the power belongs primarily to the mother and the wife, that is, to the woman. According to many researches, this situation has taken shape in the Russian families for the last few decades. Consequently, we consider that the power in the majority of families belongs to the mother of the children, at the same time they become victims of violence on the part of the father. It requires the further study considering the reasons of the situation. Keywords: power, violence, family, punishment, parents, children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.