Научная статья на тему 'Харизма как составная часть трансформационного лидерства'

Харизма как составная часть трансформационного лидерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1325
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ЛИДЕРСТВО / ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО / ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОСЛЕДОВАТЕЛИ / CHARISMA / LEADERSHIP / TRANSFORMATIONAL LEADERSHIP / CHARISMATIC LEADERSHIP / LEADER / INTERACTION / FOLLOWERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гениндоржиева Димид Батоболотовна

Статья посвящена рассмотрению харизматических концепций, в которых особое место занимает трансформационное лидерство, описывающее процессы совместного изменения и приобретения новых навыков лидера и его последователей, а также феномену харизмы как одной из составных частей трансформационного лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гениндоржиева Димид Батоболотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charisma as a constituent part of transformational leadership

This article is devoted to consideration of charismatic concepts, in which transformational leadership takes a special place, it describes the processes of joint changes and acquisition of new skills of a leader and his followers. And the article is also devoted to the phenomenon of charisma as one of the components of transformational leadership.

Текст научной работы на тему «Харизма как составная часть трансформационного лидерства»

Таким образом, в условиях непрерывного ухудшения после распада МНР в стране произошел рост семейно-бытовых конфликтов и как следствие их - проявление негативных социальных явлений: насилие в семье, дискриминация в отношении женщин, развод, безработица, ухудшение здоровья нации и т.д. Насилие в отношении женщин представляет собой серьезнейшую проблему, все еще скрытую за дверями квартир в нашей реальной жизни.

Литература

1. Болдмаа Н. Состояние и проблемы насилия в монгольской семье // Социальная защита семьи и детства в условиях модернизации современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Республики Бурятия. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2013 - С.44-57

2. Отчет Национального центра против насилия за 2010-2011 гг. - Улан-Батор: Монгольский госуниверситет науки и технологий, 2012. - С. 9-16. - URL: www.nso.mn (дата обращения: 17.11.2013).

3. Социально-экономическое развитие Монголии // Сборник статистики Монголии. - 2013. - Ч.1. -С. 5-7.

Болдмаа Наран, доктор, доцент кафедры социологии и социальной работы, факультет социальных наук, Монгольский государственный университет. E-mail: nboldmaa@yahoo

Boldmaa Naran, doctor, associate professor, department of sociology and social work, faculty of social sciences, Mongolian State University. E-mail: nboldmaa@yahoo

УДК 159.923 © Д.Б. Гениндоржиева

ХАРИЗМА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА

Статья посвящена рассмотрению харизматических концепций, в которых особое место занимает трансформационное лидерство, описывающее процессы совместного изменения и приобретения новых навыков лидера и его последователей, а также феномену харизмы как одной из составных частей трансформационного лидерства.

Ключевые слова: харизма, лидерство, трансформационное лидерство, харизматическое лидерство, лидер, взаимодействие, последователи.

D.B. Genindorzhieva

CHARISMA AS A CONSTITUENT PART OF TRANSFORMATIONAL LEADERSHIP

This article is devoted to consideration of charismatic concepts, in which transformational leadership takes a special place, it describes the processes ofjoint changes and acquisition of new skills of a leader and his followers. And the article is also devoted to the phenomenon of charisma as one of the components of transformational leadership.

Keywords: charisma, leadership, transformational leadership, charismatic leadership, leader, interaction, followers.

Лидерство - основной механизм дифференцирования общественной деятельности через процесс продолжительного социального влияния определенного лица или определенной части группы по отношению к оставшейся части (другим членам) группы.

На протяжении многих лет исследователи различных сфер жизнедеятельности (социологи, философы, политологи, психологи, историки и др.) сталкиваются с проблемой определения понятия «лидерство». На сегодня авторы отмечают междисциплинарные, межкультурные, семантические различия в концептуализации данного феномена. Так лидерство остается термином, имеющим огромное количество значений и ис-

пользующимся при описании достаточно обширного круга процессов и явлений, связанных с механизмами власти и влияния в дифференциальных социальных группах.

Среди первых исследователей, изучающих проблемы лидерства, был Платон, предложивший в своем труде «Государство» три типа лидеров:

1) «философ» - это официальный общественный и государственный политический деятель, управляющий государством, полагаясь на разум и справедливость;

б) «военачальник» - это деятель, оберегающий, защищающий и поддерживающий государство, в котором общество подчиняется его воле;

Д.Б. Гениндоржиева. Харизма как составная часть трансформационного лидерства

в) «деловой человек» (бизнесмен) - это официальное лицо, обеспечивающее общество материальными благами.

В изучение данного феномена внесли свой вклад Аристотель и позднее Монтескье, выделившие по три типа власти. Первый выделял монархию, аристократию и демократию, а второй деспотию, монархию и республику. Плутарх описывал биографии выдающихся греков и римлян, а Н. Макиавелли, написавший трактат «Государь», оказал большое влияние на современные исследования политического лидерства. Современными авторами были созданы методики по изучению такого феномена, как макиавеллизм, при этом были изучены характерные для данного феномена характеристики, которые были выявлены и у нынешних лидеров (лицемерие, преследование личных выгод, игнорирование интересов и эмоций других людей и др.).

Однако особый интерес к проблеме лидерства проявился в 20-м столетии. Наибольшее влияние на ученых того периода оказали работы Г. Спенсера, Ч. Ломброзо, Т. Карлейля, Ф. Галь-тона, Г. Тарда и Г. Лебона.

Теории лидерства конца XIX - начала XX века, с одной стороны исследуют роль лидера в системе стабильных социальных институтов, а с другой - пытаются описать характеристики лидеров и особенности социальных ситуаций, приводящих к изменению социальных институтов.

Качествами лидера называют энергичность и активную деятельность, телесную силу, удачливость, красноречие, храбрость, полубезумие, умение убеждать, обаяние.

Г. Лебон создал типологию лидеров по ряду оснований:

I. По временному характеру влияния: кратковременные энергичные лидеры (например, Гарибальди, Марат) и способные к сильному, длительному и стойкому влиянию (Христос, Магомет).

II. По средствам воздействия использующие: утверждение (краткое изречение без доказательств и рассуждений), повторение (часто -одно и тоже утверждение) и заражение (одно из проявлений - подражание).

III. По «типу» обаяния: приобретенное (связанное с именем, богатством, репутацией, титулом, одеждой), личное (магическое очарование, свойственное многим вожакам типа Будды, Магомета, Жанны Д'Арк, Наполеона) и связанное с успехом [1, с. 54].

Так, Лебон предопределил появление в дальнейшем понятия «харизматическое лидерство».

В научный оборот понятие «харизма» первыми ввели Эрнст Трельч (1865-1923) и Максимилиан Карл Эмиль Вебер (Макс Вебер) (18641920). Сам термин харизма (от греч. «милость», «благодать») в социологический концептуальный аппарат ввел немецкий теолог, философ культуры Эрнст Трельч. В своих работах он все же опирался на материалы христианской истории и затрагивал христианские идеи как и средневековые теологи. Он разрабатывал понятие «секта» как творческий период становления религиозной организации. В своей работе «Церковь и секта» он затрагивает феномен харизмы как некий божественный дар благодати и искупления. Он утверждал, что церковь является институтом, который ведает божественной милостью в качестве верховной власти. Э. Трельч связывает церковь и секту с харизмой, которая по мере становления церкви отделяется от личности и соединяется с институтом, особенно с церковной службой.

Первые серьезные исследовательские работы по этой теме были проделаны Максом Вебером во время его работы над идеальными типами государств в «Хозяйстве и обществе». В начале XX в. немецкий ученый М. Вебер (1990) ввел понятие харизматического лидерства. Он выделил три типа легитимации власти: традиционный, легальный и харизматический. Первый тип основан на вере в святость вековых традиций и легитимность статуса обладателя власти. Традиционная власть представляет собой статус личности от рождения, принадлежащий к особой социальной категории части общества. Легальная власть - власть личности или группы лиц, занимающих определенный статус в соответствии с законом.

Термин «харизма» использовался Вебером для обозначения механизма влияния, основанного на восприятии и оценке лидера его последователями и сторонниками как человека, обладающего уникальными свойствами и качествами. По Веберу, харизма проявляется в периоды различных социальных и социально-политических кризисов и упадков; в таких ситуациях лидер с незаурядными личными характеристиками предлагает радикальное и действенное разрешение кризисной ситуации; лидер притягивает последователей и сторонников, которые верят в предложенные лидером убеждения и расценивают его как стабильную фигуру отца, героя, прорицателя или спасителя. В своих работах он утверждал, что харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивает-

ся как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям [5].

В настоящее время, существует много различных описаний феномена харизмы, общим для которых является представление о харизматическом лидерстве как о непростом взаимодействии между деятельностью и качествами лидера, спецификой ситуации и представлениями последователей. По Хаузу, харизма характеризует не лидера и последователя, а отношения между ними. Так, харизматическое лидерство является комплексным результатом взаимодействия определенного лица или группы лиц и их определенного круга последователей и сторонников. С точки зрения Дж. Конджера и Р. Ка-нунго, харизма являет собой результат приписывания последователями лидеру харизматических черт в процессе наблюдения за его поведением на протяжении сменяющих друг друга трех стадий: оценки ситуации; демонстрации стратегического предвидения, в частности, с помощью формулировки нетрадиционных целей; демонстрации способности служить примером и вдохновлять последователей. При этом эти типы поведения рассматриваются как способы поведения, которые можно развить.

Среди харизматических концепций особое место занимает трансформационное лидерство, которое было введено Б. Бассом для описания процессов совместного изменения и приобретения новых навыков лидера и его последователей. Кроме того, харизма, понимаемая как свойство лидера, является одной из составных частей трансформационного лидерства. Трансформационное лидерство подразумевает, что лидер проявляет индивидуальное участие и заботится о развитии личностного потенциала работников, стимулирует использование нетрадиционных способов выполнения задачи (что существенно в ситуации организационных изменений), применяет способы мотивации, характерные для харизматического лидера [4, с. 511].

Трансформационный лидер ориентирован на создание долговременных отношений с последователями и сторонниками, поэтому он пытается преобразовывать (трансформировать) их таким образом, чтобы они стремились к «сверхдостижениям». Назначение лидерства высшего порядка - трансформационного (иногда его называют дальновидным) - состоит в продуцировании и прогнозировании изменений в организации: взглядов, ценностей, целей.

У эффективного лидерства три неотъемлемые составляющие. Во-первых, потенциальный лидер должен стимулировать других членов группы считать его надежным и легитимным источником влияния, то есть человеком, у которого особый статус и ответственность в деятельности группы. Когда человек достиг легитимности статуса лидера, он должен построить с последователями такие отношения, которые мотивируют их и позволяют им действовать на достижение коллективных целей. Наконец, лидер должен мобилизовать и направить усилия группы, чтобы наиболее эффективно использовать коллективные ресурсы группы при выполнении поставленных задач.

Ключевым аспектом трансформационного поведения считают делегирование полномочий, основанного на доверии. Еще одной центральной составляющей трансформационного лидерства является индивидуальный подход, подразумевающий такое поведение лидера, которое указывает на понимание им каждого подчиненного как личности (уникальной личности) и внимание к нему.

Так, эффективное лидерство основывается на характере взаимодействия между лидерами и последователями, в ходе которого последователи позволяют лидерам руководить. Например, лидер, который ведет себя как хороший и надежный участник группы, способен постепенно укрепить доверие к себе отдельных участников группы, которое можно использовать спустя некоторое время. Взаимодействие трансформационных лидеров с последователями характеризуется идеализированным поведением, вдохновляющей мотивацией, интеллектуальным стимулированием и индивидуальным подходом, которые мотивируют последователей к работе для групповых целей, которые в первую очередь выходят за рамки личного эгоизма. Трансформационные лидеры - лидеры, позитивно относящиеся к переменам и принимающие активное участие в осуществлении изменений [3, с. 4041].

Понятие харизмы играет значительную роль в подходах трансформационного лидерства, так как лидерство представляет собой групповой процесс, а феномен харизмы представляет собой результат группового процесса, а не стабильную черту личности, влияющую на эффективность лидерства. Лидеры трансформируют индивидуальное действие в групповое. Лидер таким образом трансформирует своих последователей, что они начинают воспринимать цели организации как свои собственные. Этот процесс осуществ-

С.Г. Ефимов. Люди старшего возраста - объект социального обслуживания в Республике Бурятия

ляется с помощью четырех механизмов: харизмы лидера; интеллектуальной стимуляции (поощрения стратегического мышления и рационального решения проблем); внимания к подчиненным (проявляется в создании команды единомышленников); вдохновляющего стимулирования (внушения энтузиазма и оптимистичного взгляда на будущее). Лидерство в данном контексте - это процесс социального влияния, посредством которого личность заручается поддержкой и мобилизует помощь других для достижения коллективной цели. Она применяет способы мотивации, характерные для харизматического лидера.

Литература

1. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

2. Кравченко В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания: монография. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2005. - 147 с.

3. Лидерство и власть. Процессы идентичности в группах и организациях / под ред. Д.А. Книппенбер-га, М.А. Хогга; пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2012. - 408 с.

4. Новейший социологический словарь / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2010. - 1312 с.

5. Философский словарь / авт.-сост. С.Я. Подо-пригора, А.С. Подопригора. - 2-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 562 с.

6. Вебер М. Хозяйство и общество. Ч. 1: Экономика, общественное устройство и власть / пер. с нем. Е. Ляпуновой; под ред. Н. Головина. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000306/in dex.shtml

Гениндоржиева Димид Батоболотовна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета. E-mail: gdimid88@mail.ru

Genindorzhieva Dimid Batobolotovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University. E-mail: gdimid88@mail.ru

УДК 316.346.32-053.9 © С.Г. Ефимов

ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА - ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье представлен обзор развития системы социального обслуживания людей пожилого возраста, внедрения новых технологий социальной работы.

Ключевые слова: социальное обслуживание, люди старшего возраста, демографический прогноз, активное долголетие, инновационные технологии.

S.G. Efimov

THE ELDERLY PEOPLE - THE OBJECT OF SOCIAL CARE IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

In the article there is a review of the development of the system of social care for the elderly people, introduction of new technologies of social work.

Keywords: social care, elderly people, demographic projection, active lifespan, innovative technologies.

В социально-демографической структуре современного общества одно из первых мест занимает категория пожилых людей как объект социальной поддержки и помощи. Анализ их проблем в теории и практике социальной работы определяется с разных точек зрения: хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной.

Основным стратификационным признаком, позволяющим выделять социально-демографические слои, является возраст человека. Общепринятой является предложенная Всемирной

организацией здравоохранения возрастная периодизация в старости. Возраст от 60 до 74 лет -признан пожилым, от 75 до 89 лет - старым, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.

В научной литературе существует большое количество классификаций и типологий, так или иначе определяющих понятие «пожилой человек», «пожилой возраст», «люди старшего возраста». Многообразие связано с тем, что наступление старости не является легко фиксируемым единовременным событием и учеными разных наук представляется одинаково. Большую роль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.