Научная статья на тему 'Женские неправительственные организации в  современной Монголии'

Женские неправительственные организации в  современной Монголии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
512
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / ЖЕНЩИНЫ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВО / ГЕНДЕР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыпилова Снежана Сергеевна

Данная статья посвящена женскому движению в Монголии на современном этапе. Автор отмечает, что женское движение в Монголии развивалось в сотрудничестве с международными организациями. Дана характеристика деятельности первых женских неправительственных организаций в постсоциалистической Монголии. Отмечается возрастающее влияние монгольских женских НПО в общественно-политической жизни страны. Деятельность женских НПО в Монголии направлена на решение гендерных проблем, в том числе насилие в отношении женщин, дискриминация и др. Кроме того, она также призвана помочь людям адаптироваться к новому порядку и использовать их преимущества. Женские неправительственные организации активно участвуют в законотворческой деятельности, решении вопросов безработицы, информатизации и иных проблем на местном и общегосударственном уровнях, обеспечении наименее защищенных слоев населения социальной защитой. Монгольские женщины представляют собой значительную движущую силу в формировании правового демократического общества. В то же время монгольские женские НПО представляют собой децентрализованную, достаточно плотную сеть организаций. Однако разнообразие интересов и областей деятельности позволяет женским НПО иметь совместные проекты с другими организациями в различных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женские неправительственные организации в  современной Монголии»

Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 26, Is. 4, pp. 41-47, 2016

DOI 10.22162/2075-7794-2016-26-4-41-47

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 94(517)

Women's Non-Governmental Organizations in Contemporary Mongolia

Snezhana S. Tsypilova 1

1 Ph. D. in History, Junior Research Associate, Center of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the RAS (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: ai_qing@mail.ru.

The article deals with the history of the women's movement in modern Mongolia. In socialist Mongolia the women's movement made a part of the state policies and was financed by the state budget. It was the Committee of Mongolian Women that implemented the main activities. Activities of women's organizations in the socialist period were aimed at increasing the level of education of the female population of the country, improving the various aspects of women's lives, stimulating their participation in the public administration of the country. Special attention was paid to the protection of maternity and infancy.

The first independent women's organizations appeared in Mongolia in 1992. The formation of the first women's organizations in 1992 was caused by a number of interrelated reasons and factors. In view of the dramatic changes in the country, many educated middle-aged women found themselves in unfavorable working conditions. Women were underrepresented in economic and political realms, the key positions were traditionally occupied by men. So, for some women non-governmental organizations became the only opportunities for self-realization. It should be noted that the women's movement in Mongolia—like those in other Asian countries — developed in collaboration with foreign organizations.

The article aims to analyze the activities of the first women's NGOs of post-socialist Mongolia. The activities of women's NGOs in Mongolia strive for the solution of gender issues. Those also aim to help people adapt to the new social and economic system and make use of its advantages. Among the main goals of women's NGOs the following ones can be noted: assistance to women in their cultural and social development, improvement of living standards, promotion of women's participation in decisionmaking issues, provision of social protection. The activities and influence of women's non-governmental organizations have increased greatly in present-day Mongolia. They are getting actively involved in legislative undertakings, especially when it comes to issues of unemployment, informatization and other problems on local and national levels. Their activities also include the fight against violence towards women which is an obvious problem for the modern Mongolian society. Mongolian women's NGOs constitute a decentralized, sufficiently dense network of organizations. However, the variety of interests and fields of activities allow women's NGOs to implement common projects with other organizations in different spheres.

Keywords: Mongolia, women, non-governmental organizations, law, gender.

Abstract

Первые самостоятельные организации в Монголии появились в 1992 г., когда была принята новая демократическая конституция. С тех пор эти организации постоянно расширяют свою деятельность в стране, участвуют в выработке политических решений и контроле над властью. В общественно-политической жизни страны их значение ежегодно возрастает. Монгольские общественные организации активно сотрудничают со своими иностранными коллегами.

Образование первых женских общественных организаций в 1992 г. было обусловлено рядом взаимосвязанных причин и факторов. Во-первых, в результате радикальных изменений в стране многие образованные женщины среднего возраста остались без постоянной работы. Кроме того, женщины заметно уступали в политической и экономической сферах, где ключевые позиции традиционно занимали мужчины. Для некоторых из них общественные организации представляли собой перспективные возможности. Во-вторых, женщины традиционно несли ответственность за социальную сферу, включающую образование, здравоохранение, охрану детства, что не могло не привлечь внимание донорских организаций. С их стороны некоторым женским организациям была оказана техническая и материальная поддержка.

Необходимо отметить, что женское движение в Монголии, как и в других азиатских странах, развивалось в сотрудничестве с иностранными организациями. С одной стороны, международные организации-доноры оказали влияние на монгольское женское движение, внедряя собственные системы при оказании какой-либо поддержки, чем ограничили возможности естественного развития женского движения. С другой стороны, их помощь сыграла ключевую роль в развитии женских организаций и укрепила их институциональную и программную составляющие. Во многом благодаря поддержке иностранных организаций-доноров женщины-активистки и женские организации стали лидерами в формирующемся секторе неправительственных организаций (далее — НПО). В то время как мужчины занимали доминирующее положение в области политики и власти, женщины стремились укрепить свои позиции в гражданском обществе, в котором они быстро стали играть активную и заметную роль, причем настолько, что некоторые аналитики стали называть

монгольское гражданское общество «матриархальным» [The Field of Women's...].

Деятельность женских НПО в Монголии не ограничивалась лишь проблемами женщин: она также выражалась в стремлении помочь людям адаптироваться к новому порядку и принять его преимущества. Работа женских организаций в сельской местности осуществлялась через сеть собственных филиалов. Они работали в сотрудничестве с местной властью, помогая ей выявить основные проблемы региона и разработать стратегии их решения. Основное внимание было сосредоточено на вопросах местного значения: безработица, низкий уровень информированности, необходимость создания рабочих мест и источников дохода.

Рассмотрим некоторые из женских организаций более подробно. В социалистической Монголии женское движение находилось под руководством правящей партии и финансировалось из государственного бюджета. Основную деятельность осуществлял основанный в 1924 г. Комитет монгольских женщин, под руководством которого работали так называемые женсоветы. Деятельность женских организаций была направлена на повышение уровня образования женского населения страны, улучшение различных аспектов жизни женщин, привлечение их к участию в государственном управлении страной. Особое внимание уделялось вопросам защиты материнства и детства [Гринберг 1987]. В 1990 г. на базе Комитета монгольских женщин была основана Федерация монгольских женщин (далее — ФМЖ), ставшая одной из крупнейших современных федераций благодаря тому, что сохранилась прежняя структура организации, включавшая многочисленные подразделения в сельской местности. Деятельность организации в основном была направлена на решение вопросов занятости, увеличения размеров дохода, сокращения бедности, борьбы с насилием в семье. Наряду с Федерацией монгольских женщин в начале 1990-х гг. стали формироваться другие женские организации, часто при поддержке оппозиционных политических партий.

Одной из ранних женских НПО стал Фонд монгольских женщин-либералов (Liberal Women Brain Pool, известный также как Liberal Women's Intellectual Foundation / LEOS), основанный 20 октября 1992 г. В центре внимания деятельности Фонда находились вопросы прав женщин и

продвижения женщин в области политики. Фонд тесно сотрудничал с другими монгольскими и международными НПО, Правительством Монголии, широким кругом частных лиц и организаций для реализации своих целей. В 1996 г. по инициативе Фонда монгольских женщин-либералов была создана Сеть наблюдательных органов, которые контролируют работу государственных органов по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее — КЛДЖ). В результате были проведены 5 региональных семинаров, в 21 аймаке Монголии значительно возросло число женщин, которые владели информацией о КЛДЖ и были способны контролировать государственные органы на местном уровне. Центром был успешно организован 3-й форум женщин Восточной Азии, проходивший в 1998 г. в Улан-Баторе. По инициативе участников Фонда также было положено начало деятельности других НПО. Кроме того, был создан крупнейший в Монголии Сберегательный и кредитный кооператив [Либерал Эмэгтэйчуудийн...; Byambajav 2013; Цэцэгжаргал 2009].

Движение «Женщины за социальный прогресс» (Women for Social Progress Movement / WSP) ставило целью достижение демократического управления, гендер-ного равенства, социальной справедливости и борьбы с коррупцией. Основанное в 1992 г., оно прилагало усилия для воспитания людей на демократических принципах и оказывало помощь в улучшении экономического положения женщин. В 1997 г. им был основан Центр по работе с избирателями. Деятельность Центра включала радио- и телепрограммы по воспитанию людей на демократических ценностях и обучению сельских активистов [Sanders Alan 2010; Tseden 2012]. В настоящее время деятельность Движения и Центра сосредоточена на реализации проекта «Увеличение числа граждан в процессе принятия решений посредством электронного управления в Монголии». Цель проекта — укрепление демократического развития путем более обширного обмена информацией на платформе e-governance, которая будет функционировать на официальном сайте монгольского парламента. Платформа позволит пользователям участвовать в дискуссиях, отправлять онлайн-петиции, а также наблюдать за их исполнением [Carrasco Lucía 2015].

Фонд монгольских женщин (Mongolian Women's Fund / MONES) (далее — ФМЖ), созданный в 2000 г., является некоммерческой организацией. В числе основателей фонда можно назвать Н. Чинчулуун, которая, получив юридическое образование в начале 1990-х гг., стала активистом по правам человека. До 2013 г. она работала в качестве исполнительного директора ФМЖ. В настоящее время Совет директоров фонда возглавляет Ш. Цэвэлмаа. Основной целью организации является содействие женщинам в их развитии и улучшении уровня благосостояния, а также активизации участия женщин в процессах принятия решений. На базовом уровне фонд поддерживает развитие женских организаций на местах, оказывает помощь женщинам из уязвимых групп населения в получении устойчивого дохода за счет развития таких дополнительных навыков, как изготовление войлочной продукции, ручные ремесла, выпечка, производство молочных продуктов, а также содействует получению стартового капитала и оборудования. Кроме того, фонд оказывает помощь в проведении мероприятий по повышению уровня правовой информированности женщин. На институциональном уровне их поддержка выражается в создании организационного потенциала посредством подготовки профессиональных кадров, технической поддержки и административных расходов. На политическом уровне ФМЖ поддерживает научно-исследовательскую работу, включая публикации и конференции, а также проводит мероприятия по информированию общества о женских вопросах и проблемах [Mongolian Women's...; The Collective Action.].

Начиная с 2000 г. фонд оказал поддержку 305 организациям и группам в виде грантов на общую сумму 700 тыс. долл. [Mongolian Women's.]. ФМЖ является единственной национальной организацией, которая работает по сбору средств и мобилизации ресурсов для обеспечения прав женщин, а также оказывает финансовую поддержку для достижения социальных изменений, расширения прав и возможностей женщин. Гранты выделяются по следующим направлениям: продвижение гендерно-го равенства и ликвидация дискриминации; женщины и менеджмент, подотчетность и прозрачность управления; женское движение и участие женщин в принятии решений; расширение прав и возможностей девушек и

молодых женщин; поддержка женщин в решении проблем изменения климата. ФМЖ является активным членом таких международных организаций, как International Women's Funds Network, Women's Funding Network, the Grantmakers without Borders, Asian Network of Women's Funds.

Женские организации успешно осуществляют пропагандистско-правозащит-ную деятельность в целях защиты интересов женщин в рамках законодательства Монголии. Монгольская Ассоциация женщин-юристов была основана в 1992 г. для защиты прав женщин, в частности прав женщин-адвокатов, и оказания всем монгольским женщинам юридической помощи. При поддержке Азиатского Фонда Ассоциацией была разработана судебно-правозащитная программа для продвижения прав женщин посредством подготовки и рассмотрения прецедентных дел в ключевых областях дискриминационной практики. К середине 1990-х гг. одним из направлений деятельности женских НПО была борьба с насилием в отношении женщин, ставшим насущной проблемой для современного монгольского общества. Деятельность некоторых женских НПО имела конкретную направленность на борьбу с домашним насилием. В 1995 г. тремя организациями — Монгольским Фондом женщин-либералов, движением «Женщины за социальный прогресс» и Ассоциацией женщин-юристов — был создан «Центр против насилия», основание которого стало важным шагом в решении проблемы насилия в семье юридическими способами и оказании социальной помощи. В январе 1998 г. Центр стал автономным учреждением и был перерегистрирован как «Национальный центр против насилия». Центр стал специализированной женской организацией, которая предоставляет информационные, образовательные услуги женщинам, а также проводит исследования по состоянию и динамике уровня домашнего насилия в Монголии. Кроме того, Центр оказывает юридическую и психологическую помощь жертвам насилия и предоставляет им убежище [Byambajav 2013; Ole Odgaard 1996; Цэцэгжаргал 2009].

Национальная сеть монгольских женских НПО (далее — Монфемнет) была основана в 2000 г., после чего была реорганизована в 2007 г. В своей деятельности Монфемнет в большей степени применяет феминистский и демократический подхо-

ды, ориентированные на права человека. С 2006 г. Монфемнет в сотрудничестве с ФМЖ организует форум «Глазами женщин». Форум проводится с целью обмена опытом и развития стратегических и коллективных действий с учетом тендерного аспекта и на основе общих ценностей, а также анализа политической, экономической, социальной, культурной и правовой ситуации в Монголии. Участниками данного Форума стали около 300 человек, включая женщин-активистов, представителей гражданского общества, а также представителей государственных институтов [МООТБМКБТ...; Tseden 2012].

Участие общественности в формировании национальной системы законодательства имеет решающее значение для становления демократического общества. Женские НПО играли активную роль в формировании национального законодательства, что обеспечивало более эффективное представление интересов женщин и защиту их прав в условиях формирования правовой системы Монголии. Ярким примером участия женских НПО в законодательном процессе стала разработка Закона о неправительственных организациях Монголии, принятого в 1997 г. Неправительственная организация — это организация, учреждённая частным лицом и / или другим юридическим лицом (организацией) без участия правительственных институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и за счет самофинансирования. Собственные средства НПО состоят из членских взносов, привлечённых средств, в том числе частных и корпоративных взносов, частных и государственных грантов, доходов, полученных в ходе ведения хозяйственной деятельности и т. п. Деятельность неправительственной организации направлена на благо общества в области культуры, искусства, образования, науки, здравоохранения, спорта, на охрану природы и окружающей среды, развитие общества, защиту прав человека, интересов конкретных групп населения, благотворительность [Терийн бус 1997].

Уровень активности и влияния женских неправительственных организаций, одной из целей которых является обеспечение людей социальной защитой, возрастает. Женские неправительственные организации активно участвуют в законотворческой деятельности, в решении вопросов безрабо-

тицы, информатизации и иных проблем на местном и общегосударственном уровнях.

Движение «Женщины за социальный прогресс» работало с секретариатом Парламента по реализации нового избирательного законодательства, что стало первым опытом работы государственного учреждения и неправительственной организации в одной рабочей группе. Это имело большое значение, поскольку данный опыт деятельности расширил сферу интересов НПО, позволяя выйти за строго гендерные рамки в своей деятельности.

Экономическое, социальное неблагополучие переходного периода в монгольском обществе породило такие «женские» проблемы, как насилие в семье, торговля женщинами и детьми, проституция. Национальный центр по борьбе с насилием, Ассоциация монгольских женщин-юристов и другие НПО активно занимались организацией мероприятий по повышению уровня информированности общественности и созданию благоприятной обстановки в борьбе с насилием в семье, пропаганде необходимости формирования нового законодательства, регулирующего данный вопрос. Эти усилия привели к принятию Великим Государственным Хуралом «Закона о борьбе с насилием в семье» в 2004 г. [Цыпило-ва 2015], что стало значительным успехом для Национального центра против насилия и ее партнеров. В монгольском обществе бытовое насилие стало восприниматься не только как широко распространенная социальная проблема, но и как уголовное преступление [Byambajav 2013].

В 2002 г. была принята «Национальная программа обеспечения гендерного равенства». Данный шаг свидетельствовал о принятии конкретных мер по борьбе с насилием в отношении женщин, поддержке развития женщин в сельских районах, поощрению участия женщин в политической жизни и расширению их экономических прав, обеспечению равного доступа к технологиям и созданию национального механизма поощрения прав женщин. Женские НПО также были включены в координационную группу для обеспечения надлежащего внимания к гендерным проблемам [Цыпилова 2015].

В последнее время женские НПО начали уделять особое внимание проблеме торговле людьми, особенно женщинами и детьми. Лишь ограниченное количество НПО могло предоставить пострадавшим людям такие

необходимые услуги, как правовая помощь, жилье и психосоциальная поддержка. При активной деятельности женских НПО в 2008 г. в Уголовный кодекс Монголии были внесены изменения, в которых в соответствии с международными стандартами было дано более точное определение понятию «торговля людьми» [Tseden 2012].

В 2011 г. после двух десятилетий активной пропагандистской деятельности женских НПО и роста гражданских инициатив в Монголии был принят «Закон о гендерном равенстве». Целью Закона является обеспечение равенства женщин и мужчин во всех сферах деятельности (политической, правовой, экономической, культурной и социальной), а также запрет на любую форму дискриминации.

Для переходного периода в развитии страны по сравнению с социалистическим этапом было характерно резкое уменьшение доли женщин, участвующих в принятии решений на всех уровнях власти. Женскими организациями принимались активные меры по реализации своих законных прав. Например, в 2000 г. 27 женских общественных организаций объединились в коалицию с целью увеличения числа женщин в органах управления. 7 из 72 женщин-кандидатов в депутаты выиграли парламентские выборы в 2000 г., в том числе благодаря такой поддержке [The Field of Women's...]. В результате нескольких лет диалога между группой женских НПО, обществом и государством им удалось достигнуть соглашения. В 2012 г. в целях исполнения своих обязательств, связанных с обеспечением гендерного равенства и расширением прав и возможностей женщин, Правительство Монголии приняло решение о достижении минимального 20 % уровня представительства женщин в национальном парламенте. Квотирование мест стало одним из значимых способов гарантировать женское участие в государственном управлении и процессе принятия решений на всех уровнях власти для предоставления прав и свобод наиболее уязвимым группам населения, таким как женщины, дети, пожилые люди.

На сегодняшний день монгольские женщины представляют собой значительную движущую силу в формировании правового демократического общества. Деятельность женских НПО способствует утверждению в обществе принципов гендерного равенства. Разнообразие интересов и сфер дея-

тельности позволяет женским НПО иметь совместные проекты с другими организациями в различных сферах. В целом монгольские женские НПО представляют собой децентрализованную и относительно плотную сеть, однако имеют хороший потенциал для проведения коллективных кампаний и эффективной координации.

Литература

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. 140 с.

Гринберг И. Я. Исторический опыт решения женского вопроса в Монгольской Народной Республике (1921-1961 гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Ташкент, 1987. 21 с. Либерал Эмэгтэйчуудийн Оюуны Сан [электронный ресурс] // URL: http://www.leos.mn (дата обращения: 22.08.2016). Терийн бус байгууллагын тухай 1997. Улаанба-атар хот [электронный ресурс] // URL: http:// www.legalinfo.mn/law/details/494 (дата обращения: 20.08.2016). Цыпилова С. С. Женский вопрос в государственной политике Монголии (1924-2000-е гг.). Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2015. 181 с. Цэцэгжаргал Ц. Монголын эмэгтэйчууд ХХ зуунд: хувьсал, еерчлелт. Улаанбаатар, 2009. 147 с.

Byambajav D. A. Network Approach to NGO Development: Women's NGOs in Mongolia // The International Journal of Not-for-Profit Law. 2013, Vol. 15. Iss. 1. March [электронный ресурс] // URL: http://www.icnl.org/research/ journal/vol15iss1/art_4.htm (дата обращения: 10.07.2016).

Carrasco Lucia, Dobson Christen. Collective Change: The Value of Mobilizing Local Resources for Women's Rights in the Global South and East Scherer. 2015 [электронный ресурс] // URL: http://inwf-resourcecenter.org (дата обращения: 10.07.2016). MONFEMNET [электронный ресурс] // URL: http://www.monfemnet.org (дата обращения: 22.08.2016).

Mongolian Women's Fund [электронный ресурс] // URL: http://mongolianwomensfund.mn/en (дата обращения: 10.07.2016). Ole Odgaard. Women and poverty during the transition // Mongolia in transition: old patterns, new challenges. London, New York, 1996 [электронный ресурс] // URL: https://books. google.com/books?isbn=0700704418 (дата обращения: 15.07.2016).

Sanders Alan J. K. Historical Dictionary of Mongolia. Third Edition. Scarecrow Press, 2010 [электронный ресурс] // URL: http:// books.google.ru/books/about/Historical_ Dictionary_of_Mongolia.html (дата обращения: 15.08.2016).

The Collective Action of Mongolia's Women [электронный ресурс] // URL: http:// thewip.net/2012/09/21/the-collective-action-of-mongolias-women (дата обращения: 15.07.2016).

The Field of Women's Organizing in Mongolia: Possibilities of a Feminist Movement Ulaanbaatar, Mongolia. 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.issuelab.org/ resources/24692/24692.pdf (дата обращения: 16.07.2016).

Tseden T. Women's NGOs in Mongolia and their Role in Democratization // VNU Journal of Sciences, Social Sciences and Humanities. 2012 № 5E [электронный ресурс] // URL: http://js.vnu.edu.vn/index.php/SSH/article/ viewFile/1408/1372 (дата обращения: 15.07.2016).

References

Antologiya gendernyh issledovanij. Sb. per.,sost. i kommentarii E. I. Gapovoj i A. R. Usmanovoj. [Anthology of Gender Studies. Edit. by E. I. Gapova and A. R. Usmanova]. Minsk, Propilei Publ., 2000, 140 p. (In Russ.).

Grinberg I. Ya. Istoricheskij opyt resheniya zhenskogo voprosa v Mongol'skoj Narodnoj Respublike (1921-1961 gg.) [The historical experience of solving women's issues in the Mongolian People's Republic (1921-1961). A Ph.D. thesis abstract]. Tashkent, 1987, 21 p. (In Russ.).

Tsypilova S. S. Zhenskij vopros v gosudarstvennoj politike Mongolii (1924-2000-e gg.) [The women's issue in the state policies of Mongolia (1924-2000)]. Ulan-Ude, 2015, 181 p. (In Russ.).

Torijn bus baiguullagyn tuhai 1997 [The 1997 Law of Mongolia on Non-Governmental Organizations]. Ulaanbaatar. Available at: http://www.legalinfo.mn/law/details/494 (accessed: 20 August 2016) (In Mong.).

Tsetsegzhargal Ts. Mongolyn emegteichuud 20 zuund: huv'sal, oorchlolt [Mongolian women of the 20th century: the revolution, transformation]. Ulaanbaatar, 2009, 147 p. (In Mong.).

LEOS (Liberal Women's Intellectual Organization). Available at: http://www.leos.mn (accessed: 22 August 2016) (In Eng.).

MONFEMNET (Mongolian Women's National Network). Available at: http://www.monfemnet. org (accessed: 22 August 2016) (In Eng.).

Byambajav D. A. Network Approach to NGO Development: Women's NGOs in Mongolia. The International Journal of Not-for-Profit Law, 2013. Vol. 15. Iss. 1, March. Available at: http://www.icnl.org/research/journal/ vol15iss1/art_4.htm (accessed: 10 July 2016) (In Eng.).

Carrasco Lucia, Dobson Christen. Collective Change: The Value of Mobilizing Local Resources for Women's Rights in the Global South and East Scherer. 2015. Available at: http://inwf-resourcecenter.org (accessed: 10 July 2016) (In Eng.).

Mongolian Women's Fund. Available at: http:// mongolianwomensfund.mn/en (accessed: 10 July 2016) (In Eng.).

Ole Odgaard. Women and poverty during the transition. Mongolia in transition: old patterns, new challenges. London, New York, 1996. Available at: https://books.google.com/

books?isbn=0700704418 (accessed: 15 July 2016) (In Eng.).

Sanders Alan J. K. Historical Dictionary of Mongolia. Third Edition. Scarecrow Press, 2010. Available at: http://books.google.ru/books/ about/Historical_Dictionary_of_Mongolia.html (accessed: 15 August 2016) (In Eng.).

The Collective Action of Mongolia's Women. Available at: http://thewip.net/2012/09/21/ the-collective-action-of-mongolias-women (accessed: 15 July 2016) (In Eng.).

The Field of Women's Organizing in Mongolia: Possibilities of a Feminist Movement Ulaanbaatar, Mongolia. 2009. Available at: http://www.issuelab.org/ resources/24692/24692.pdf (accessed: 16 July 2016) (In Eng.).

Tseden T. Women's NGOs in Mongolia and their Role in Democratization. VNU Journal of Sciences, Social Sciences and Humanities, 2012, No. 5E. Available at: http://js.vnu.edu. vn/index.php/SSH/article/viewFile/1408/1372 (accessed: 15 July 2016) (In Eng.).

УДК 94(517)

ЖЕНСКИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛИИ

Снежана Сергеевна Цыпилова 1

1 кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, Центр восточных рукописей и ксилографов, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ, Российская Федерация). E-mail: ai_qing@mail.ru.

Аннотация. Данная статья посвящена женскому движению в Монголии на современном этапе. Автор отмечает, что женское движение в Монголии развивалось в сотрудничестве с международными организациями. Дана характеристика деятельности первых женских неправительственных организаций в постсоциалистической Монголии. Отмечается возрастающее влияние монгольских женских НПО в общественно-политической жизни страны. Деятельность женских НПО в Монголии направлена на решение гендерных проблем, в том числе насилие в отношении женщин, дискриминация и др. Кроме того, она также призвана помочь людям адаптироваться к новому порядку и использовать их преимущества. Женские неправительственные организации активно участвуют в законотворческой деятельности, решении вопросов безработицы, информатизации и иных проблем на местном и общегосударственном уровнях, обеспечении наименее защищенных слоев населения социальной защитой. Монгольские женщины представляют собой значительную движущую силу в формировании правового демократического общества. В то же время монгольские женские НПО представляют собой децентрализованную, достаточно плотную сеть организаций. Однако разнообразие интересов и областей деятельности позволяет женским НПО иметь совместные проекты с другими организациями в различных сферах.

Ключевые слова: Монголия, женщины, неправительственные организации, право, гендер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.