Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового положения женщин в современном законодательстве Монголии'

Некоторые аспекты правового положения женщин в современном законодательстве Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ПРАВА / МОНГОЛИЯ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / МОНГОЛЬСКАЯ ЖЕНЩИНА / HUMAN RIGHTS / MONGOLIA / HUMAN TRAFFICKING / MONGOLIAN WOMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыпилова Снежана Сергеевна

В статье на основе изучения законодательных актов рассмотрены некоторые аспекты правового положения монгольских женщин на современном этапе. В условиях демократических преобразований, перехода к рыночной экономике монгольские женщины получили дополнительные возможности в самореализации. В то же время они стали наиболее уязвимой частью населения. Принятие нового Закона о труде в 1999 году было призвано защитить права женщин в новых рыночных условиях. Во время переходного периода появились новые для монгольского общества проблемы: насилие в семье, торговля людьми. Для решения этих вопросов при активном участии неправительственных женских организаций был принят ряд законов и внесены поправки в действующее законодательство. Важно отметить, что законодательство страны преобразовывалось в соответствии с положениями международных соглашений, к которым присоединилась Монголия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of the Legal Status of Women in the Contemporary Legislation of Mongolia

The article based on the study of legislative acts considers some aspects of the legal status of Mongolian women at this stage. In the conditions of democratic reforms and transition to the market economy, Mongolian women have had additional opportunities for selfrealization. On the other hand, they have become the most vulnerable part of the population.The adoption of the new Labour Law in 1999 was intended to protect the rights of women in the new market conditions. During the transition period, there were new problems for the Mongolian society: domestic violence and human trafficking. To resolve these issues, a number of laws have been adopted and existing legislation has been amended with the active participation of nongovernmental women’s organizations.It is important to note that the legislation of the country was transformed according to the provisions of the international agreements ratified by Mongolia.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового положения женщин в современном законодательстве Монголии»

УДК 94(5)

ББК 63.3

Снежана Сергеевна Цыпилова,

аспирант,

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, (Улан-Удэ, Россия) e-mail: ai_qing@mail.ru

Некоторые аспекты правового положения женщин в современном законодательстве Монголии

В статье на основе изучения законодательных актов рассмотрены некоторые аспекты правового положения монгольских женщин на современном этапе. В условиях демократических преобразований, перехода к рыночной экономике монгольские женщины получили дополнительные возможности в самореализации. В то же время они стали наиболее уязвимой частью населения. Принятие нового Закона о труде в 1999 году было призвано защитить права женщин в новых рыночных условиях. Во время переходного периода появились новые для монгольского общества проблемы: насилие в семье, торговля людьми. Для решения этих вопросов при активном участии неправительственных женских организаций был принят ряд законов и внесены поправки в действующее законодательство. Важно отметить, что законодательство страны преобразовывалось в соответствии с положениями международных соглашений, к которым присоединилась Монголия.

Ключевые слова: трудовые права, Монголия, торговля людьми, монгольская женщина.

Snezhana Sergeevna Tsypilova,

Posgraduate Student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, (Ulan-Ude, Russia), e-mail: ai_qing@mail.ru

Some Aspects of the Legal Status of Women in the Contemporary Legislation of Mongolia

The article based on the study of legislative acts considers some aspects of the legal status of Mongolian women at this stage. In the conditions of democratic reforms and transition to the market economy, Mongolian women have had additional opportunities for self-realization. On the other hand, they have become the most vulnerable part of the population.The adoption of the new Labour Law in 1999 was intended to protect the rights of women in the new market conditions. During the transition period, there were new problems for the Mongolian society: domestic violence and human trafficking. To resolve these issues, a number of laws have been adopted and existing legislation has been amended with the active participation of non-governmental women's organizations.lt is important to note that the legislation of the country was transformed according to the provisions of the international agreements ratified by Mongolia.

Keywords: human rights, Mongolia, human trafficking, Mongolian woman.

Экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, снижение спроса на рабочую силу обострили для многих женщин проблему участия в общественном производстве. Женщины в этих условиях стали более уязвимы в сфере трудоустройства из-за необходимости совмещения материнской и профессиональной функций и возникшего в связи с этим отставания по квалификации. Демократические преобразования, переход к рыночной экономике обусловили создание новой правовой основы, призванной защитить права граждан в сложившихся условиях.

Основной закон страны - Конституция Монголии - была принята 13 февраля 1992 г В преамбуле Конституции главной целью государства объявлялось построение и развитие

гуманного, гражданского, демократического общества. Принятие новой Конституции стало основополагающим, системообразующим мероприятием в организации жизни монгольского общества на новых демократических основах. На конституционном уровне закрепляется принцип равенства всех перед законом и судом, каждый человек объявляется субъектом права.

В статье 16 Конституции перечислены основные права и свободы человека в Монголии, а именно:

- право на жизнь, на неприкосновенность и свободу, не допускаются пытки, грубое обращение, оскорбление человеческого достоинства. Личные и семейные секреты, тайна переписки, неприкосновенность жилища граждан находятся под защитой государства;

224

© С. С. Цыпилова, 2013

- право на защиту адвоката; на справедливый суд; на личное участие в собственном судебном процессе; на апелляцию решений суда;

- свобода вероисповедания, свобода убеждений, свобода слова, право на проведение мирных демонстраций и митингов, право на поиск и получение информации;

- право на жизнь в экологически чистой, безопасной внешней среде, право на защиту от загрязнения природы и стихийных бедствий;

- право на свободный выбор профессии, на обеспечение хороших условий труда, на получение заработной платы, на отдых, на ведение собственной хозяйственной деятельности. Никто не может быть подвергнут принудительному труду [5, с. 172].

Интересы семьи, матери и ребёнка находились под защитой государства. Особо говорится о равных правах женщины с мужчиной в политической, экономической, общественной, культурной жизни, в семейных отношениях [5, с. 176].

В соответствии с нормами Конституции впоследствии создавалась законодательная база, регулирующая общественные отношения молодого демократического государства. Рыночная экономика, сложившаяся в результате переходного периода, требовала нового подхода к регулированию трудовых отношений между работодателем и работником. Особенно незащищённой группой населения оказались женщины, пожилые люди, инвалиды. Например, поправка к Закону о пенсиях в 1990 году позволила женщинам с четырьмя и более детьми выйти на пенсию раньше [4]. С одной стороны, данная мера имела положительное действие в виде дополнительного дохода; с другой стороны, сделала их особо уязвимыми при сокращении рабочих мест в период экономического кризиса.

Немаловажное значение имело принятие 14 мая 1999 г. нового Закона о труде. Отметим, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона в случае противоречия положений международных договоров, ратифицированных Монголией, статьям настоящего закона следует применять нормы международного договора.

Согласно Закону о труде работник имеет право:

- на обеспечение условиями труда, соответствующими требованиям техники безопасности и гигиены;

- на отдых;

- получать заработную плату, пенсию, пособия в соответствии с законодательством,

- в целях защиты своих прав, законных интересов может сам или через представи-

тельные органы объединяться на добровольной основе и иметь иные права, льготы, указанные в трудовом и коллективном договоре, соглашении [2].

В трудовых отношениях запрещается дискриминация по национальности, этническому происхождению, цвету кожи, полу, социальному происхождению, положению в обществе, имущественному состоянию, вероисповеданию, убеждениям.

Кроме особых случаев, при приеме на работу нельзя задавать вопросы работнику о его личной жизни, семейном положении, убеждениях, партийной принадлежности и вероисповедании. Если работнику был задан таковой вопрос, то он может не отвечать на него.

За равный труд мужчин и женщин устанавливается равная заработная плата [2].

Трудовые права женщин оговариваются в отдельной главе. Так, беременные женщины и матери с ребёнком, не достигшим 3-летнего возраста, не могут быть уволены по инициативе работодателя. Данное положение закона распространяется и на отца-одиночку с ребёнком, не достигшим 3 лет.

Беременные женщины, матери с ребёнком, не достигшим восьми лет, матери-одиночки с ребёнком, не достигшим 16 лет, без её согласия не допускаются к ночным и сверхурочным работам, к командировкам. Данное положение закона распространяется и на отца-одиночку с ребёнком, не достигшим 16 лет.

Помимо общего перерыва для отдыха и обеда кормящим матерям предоставляется дополнительный перерыв для кормления и ухода за ребёнком. Перерыв для кормления и ухода за ребёнком включается и учитывается в рабочее время.

Матерям предоставляется отпуск по беременности и послеродовой отпуск в 120 суток. В случае усыновления новорождённого матери предоставляется отпуск на срок до достижения новорождённым 60 суток [2]. Матери, отцу с ребёнком, не достигшим 3 лет, использовавшим свой послеродовой и очередной отпуск по желанию предоставляется отпуск по уходу за ребёнком. Также и отец-одиночка с ребёнком до 3 лет может взять по своему желанию отпуск.

После отпуска по уходу за ребёнком, либо по желанию самой матери, если отпуск и не закончился, работодатель должен предоставить ей прежнюю работу и занимаемую должность, а в случае сокращения штатного расписания и уменьшения числа работников - найти ей другую работу.

По результатам медицинского заключения беременные, кормящие женщины могут потребовать сокращение рабочего времени или перевода на другую работу, не влияющую отрицательно на их здоровье, или облегчение условий их труда.

В Законе формулируются права пожилых лиц на труд. Так, пожилое лицо, получающее пенсию, может заниматься трудом [2]. Факт получения им пенсии не может служить основанием ограничения его заработной платы.

Вводится система штрафов в случаях нарушения статей Закона, например:

- в случае дискриминации в трудовых отношениях либо ограничений прав и свобод граждан при приёме на работу и в процессе трудовых отношений вне зависимости от особенностей трудовых обязанностей налагается штраф в размере 5000-25000 тугриков на должностные лица и 50000-100000 тугриков на хозяйственные единицы и организации;

- применение труда женщин и несовершеннолетних на запрещённых видах работ облагается штрафом в размере 15000-30000 тугриков с должностного лица;

- в случае привлечения работника к исполнению обязанностей без заключённого в письменной форме трудового договора взимается штраф в размере 5000-20000 тугриков с должностных лиц и 50000-100000 тугриков с хозяйственных единиц и организаций [2].

В целом, некоторые положения Закона о труде 1999 г. носят неоднозначный характер: защищая репродуктивные права женщин, они, в действительности, повторяют прона-тальную политику социалистического периода, когда женщины в первую очередь воспринимались как матери. Тем не менее, защита со стороны государства важна для женщин, особенно в период экономического кризиса и рыночных отношений, когда случаи дискриминации в отношении женщин усилились.

Одним из важных шагов, предпринятых Монголией с целью выполнения её конституционного обязательства, является принятие и осуществление Закона о Национальной комиссии Монголии по правам человека в 2003 году [6]. Этот закон определяет принципы и юридические основания для деятельности Национального комитета и регулирует отношения, связанные с осуществлением его полномочий.

Согласно закону, Национальная комиссия по правам человека уполномочена вносить предложения по любым вопросам, касающимся прав человека в Монголии, давать рекомендации и заключения о соответствии законодательства и административных решений основным принципам прав человека,

а также представлять заключения по выполнению международных договоров о правах человека и по подготовке соответствующих правительственных докладов [6].

Любой гражданин Монголии может обратиться с жалобой в Национальную комиссию по правам человека, если он полагает, что юридическим лицом, должностным или физическим лицом были нарушены права человека и свободы, гарантируемые Конституцией Монголии и международными договорами. За четыре года (2002-2006) Национальная комиссия рассмотрела жалобы от 100 до 160 граждан в отношении нарушения прав человека и свобод и вынесла по ним решения [4].

Неправительственные организации, такие как Национальный центр по борьбе с насилием, Ассоциация монгольских женщин-юристов и др., активно занимались организацией мероприятий по повышению информированности общественности для создания благоприятной обстановки в борьбе с насилием в семье и уменьшения вреда от такого насилия. Эти усилия привели к принятию Закона о борьбе с насилием в семье Великим Государственным Хуралом в 2004 году.

Законом регулируются все вопросы, касающиеся защиты прав пострадавшего в случае их нарушения, обеспечения безопасности потерпевшего, привлечения виновных к ответственности, а также регулирования отношений, связанных с участием государственных и неправительственных организаций, граждан, хозяйствующих субъектов и органов власти в борьбе и предотвращении насилия в семье [3].

В сферу действия Закона попадают члены семьи и родственники, указанные в Законе о семье, также лица, которые проживают вместе, но официально не зарегистрированы в браке, лица, содержащиеся под стражей или под опекой семьи [3].

Согласно Закону, со стороны Правительства в целях борьбы и предотвращении насилия в семье проводятся программы по борьбе с домашним насилием и её профилактике, выделяются средства из государственного бюджета для реализации программ.

Органы местного самоуправления и местные органы власти всех уровней осуществляют следующие полномочия:

- организовывают мероприятия по борьбе и предотвращению насилия в семье на местном уровне;

- планируют и выделяют специальные средства из местного бюджета для покрытия расходов, связанных с пресечением и предотвращением насилия в семье;

- сотрудничают с правоохранительными органами и поддерживают неправительственные организации, ведущие борьбу с насилием в семье. [3]

Ответственность по предотвращению насилия в семье и борьбе с ней возлагается на полицию. В сферу их деятельности входит приём жалоб и заявлений о насилии в семье, беседа с жертвой насилия, предполагаемым преступником, свидетелем. Также полиция обязана разъяснять жертвам их права, а предполагаемому преступнику - возможности административного и уголовного наказания, а в случае необходимости задерживать преступника, а также человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения на отрезвляющее время.

Социальными службами проводится оценка семьи, окружающей среды и степени риска возникновения насилия. Совместно с правоохранительными органами осуществляется информационно-просветительская деятельность, направленная на профилактику насилия в семье и предоставления услуг жертвам.

В законе предусматриваются средства защиты жертв насилия в семье. Например, помещение в убежище, предоставление временной защиты со стороны родителей, родственников или общества, в случае необходимости перевод жертвы в детское дошкольное учреждение или организацию социального обеспечения, предоставление необходимой информации, а также юридического и другого консультирования, оказание медицинской помощи и реабилитационных услуг, если жертва получила временную психологическую травму или подверглась физическому насилию. Жертва может подать заявление о расторжении брака, иск на получение алиментов ребенку или компенсации материального и нематериального ущерба в соответствии с законодательством. [3]

В отношении преступника могут быть приняты такие меры, как запрет на доступ к жертве в приют или другое место; запрет на владение, пользование и распоряжение совместной собственностью; временное ограничение в общении с несовершеннолетними детьми в заключении; привлечение к обязательному обучению, лечению алкоголизма, наркомании и работам в соответствии с административными процедурами.

Неправительственные организации могут принимать на себя обязательства по предоставлению жертвам жилья, в обязательном порядке проводить обучение, влияющее на поведение преступника и другое.

Национальный центр по борьбе с насилием совместно с полицией осуществил проек-

ты по надлежащему обращению с жертвами преступлений, предоставлению средств правовой защиты и услуг по содействию жертве и установке в помещениях, в которых производится опознание лиц, совершивших правонарушения, специального оборудования [4]. Такие меры имеют огромное значение для создания условий по недопущению опознания жертв подозреваемыми и обвиняемыми, что может привести к угрозе и мести.

Помимо принятия Закона о борьбе с насилием в семье Монголия уделяет большое внимание созданию правовой среды для защиты жертв насилия через принятие другого законодательства. Оно включает Уголовный кодекс, в котором содержатся положения, позволяющие налагать уголовную ответственность за совершение насилия в отношении женщин, которые рассматривают это правонарушение как преступление против детей, семьи и общественной морали. Например, закон устанавливает наказание и отягчающие обстоятельства за такие преступления, как удовлетворение сексуального желания противоестественным образом, изнасилование, принуждение женщин к абортам и аборт не в медицинском учреждении [7]. Если у жертв таких преступлений возникла психологическая травма, их репутации был нанесён ущерб, они имеют право подать исковое заявление с требованием денежной компенсации за нанесенный моральный ущерб.

В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру любого законодательства, допускающего дискриминацию по признаку пола, и внесению в него поправок. Так, в Законе о государственной службе от 2002 г. статьей 16.1 запрещается дискриминация по признаку пола [4]. А согласно Закону о рекламе «...любое использование слов, сравнений и описаний, оскорбляющих чью-либо национальность, язык, расу, социальное происхождение, возраст, пол, образование или профессию, религию и убеждения» должно рассматриваться как незаконная реклама, создание и распространение которой должно быть запрещено [1]. Нарушение этого положения наказывается штрафом. Тем не менее, в СМИ по-прежнему в целях получения выгоды и в погоне за сенсацией публикуются сведения, задевающие чью-либо честь, негативные выражения в отношении женщин. Это доказывает необходимость изменения или улучшения стимулов и методов предотвращения таких действий.

В последнее время всё чаще появляются сведения о случаях нарушения прав человека, когда девушки, обманутые рекламными объявлениями, предлагающими, например, рабо-

ту за рубежом, браки с иностранцами, выезжают за рубеж. Там они становятся жертвами насилия и объектами торговли людьми в связи с их уязвимым положением, так как они не могут обратиться за помощью вследствие их незаконного проживания в стране, отсутствия документов, доходов и языковых проблем.

«Торговля людьми» является уголовно наказуемым преступлением по статье 113 Уголовного кодекса Монголии [7]. Кроме того, эта статья предусматривает более строгую ответственность за отягчающие обстоятельства, когда то же преступление совершается «с целью забора крови, тканей или органов человека, с целью вовлечения жертвы в проституцию; с целью торговли людьми; против несовершеннолетних лиц; в группе или группах по предварительному сговору» [7]. Тем не менее, в практике расследования следователи, обвинители и судьи не всегда в состоянии определить состав преступления, особенно если человек становится жертвой торговли людьми за границей. В 2003-2005 годах в

Монголии было зарегистрировано в общей сложности 7 преступлений, связанных с торговлей людьми [4].

Использование и продажа за рубеж детей и женщин в целях сексуальной эксплуатации стали абсолютно новой острой проблемой в Монголии, не характерной для этой страны до недавнего времени.

В Монголии в настоящее время проводятся широкие правовые реформы. В последние годы были приняты законы, регулирующие конкретные социальные отношения, включая права человека и свободы, как, например, Закон об общественном радио и телевидении и Закон о борьбе с насилием в семье. Опыт прошлых лет доказывает, что потребностям и интересам женщин должно уделяться первоочередное внимание в любой деятельности, связанной с их развитием. При проведении реформирования законодательства должны учитываться интересы женщин, права женщин должны быть защищены во всех сферах, и их нарушение должно эффективно пресекаться.

Список литературы

1. Закон о рекламе. URL: http://www.infocon.mn/english/reference/telelaw/telelaw.html (дата обращения: 19.04.2013).

2. Закон Монголии о Труде URL: http://www.mongolnow.com/law6.html (дата обращения:

7.05.2013).

3. Закон о борьбе с насилием в семье URL: http://www.un.org/russian/events/women/ violence/2006/facts1.shtml (дата обращения: 15.05.2013).

4. Пятый национальный доклад правительства Монголии об осуществлении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 12 апреля 2007 года URL: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=478b6ea8d (дата обращения 7.05.2013).

5. Монгол Улсын Хндсэн хуулиуд 1924, 1940, 1960, 1992]. Улаанбаатар хот, 2007. 198 c.

6. National Human Rights Commission of Mongolia Act URL: http://www.hurights.or.jp/ archives/database/nhri-law-mongolia.html (дата обращения: 15.05.2013).

7. Criminal Code of Mongolia URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=5578 (дата обращения: 15.05.2013).

References

1. Zakon o reklame. URL: http://www.infocon.mn/english/reference/telelaw/telelaw.html (data obrashhenija: 19.04.2013).

2. Zakon Mongolii o Trude URL: http://www.mongolnow.com/law6.html (data obrashhenija:

7.05.2013).

3. Zakon o bor'be s nasiliem v sem'e URL: http://www.un.org/russian/events/women/ violence/2006/facts1.shtml (data obrashhenija: 15.05.2013).

4. Pjatyj nacional'nyj doklad pravitel'stva Mongolii ob osushhestvlenii Konvencii o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenshhin ot 12 aprelja 2007 goda URL: http://www.refworld. org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=478b6ea8d (data obrashhenija

7.05.2013).

5. Mongol Ulsyn Hndsjen huuliud 1924, 1940, 1960, 1992]. Ulaanbaatar hot, 2007. 198 c.

6. National Human Rights Commission of Mongolia Act URL: http://www.hurights.or.jp/ archives/database/nhri-law-mongolia.html (data obrashhenija: 15.05.2013).

7. Criminal Code of Mongolia URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=5578 (data obrashhenija: 15.05.2013).

Статья поступила в редакцию 26 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.