Удк 94(5)
ББк 63.3
Снежана Сергеевна Цыпилова
аспирант,
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
(Улан-Удэ, Россия),e-mail: [email protected]
Положение женщины в монгольском обществе (советский период)
В статье на основе изучения нормативных документов и исторической литературы рассмотрено положение женщины в монгольском советском обществе. Автор пришла к выводу, что ряд принятых государством мер в социальной и образовательной сферах благоприятно отразились на положении монгольской женщины. Проведена огромная работа по ликвидации безграмотности среди женского населения страны. Повышение уровня образования способствовало активному участию женщин в трудовой деятельности. Монгольские женщины добились значительных успехов в общественном производстве, некоторые из них стали ударниками труда. В социалистическом монгольском обществе женщина стала экономически активным, полноправным участником общественных отношений, принимала участие в государственно-управленческой деятельности. Экономическая независимость позволила женщине обрести большую свободу и в семейных отношениях.
Ключевые слова: Монгольская Народная Республика, монгольская женщина, сфера образования и здравоохранения, трудовая деятельность, советское общество.
Snezhana Sergeevna Tsypilova
Postgraduate Student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (Ulan-Ude, Russia), e-mail : [email protected]
The status of Woman in the Mongolian society (the soviet period)
On the basis of the study of legislative documents and historical literature, the article-investigates the situation of women in the Mongolian Soviet society. The author concluded that a number of actions undertaken by the State in the social, educational spheres had a positive effect on the position of Mongolian women. Huge work to eliminate illiteracy among the female population was done. The increase of the education level contributed to the participation of women in the professional labor activity. Mongolian women made significant gains in social production. In the Mongolian socialist society, women became economically active, full members of social relations, participating in public management. Economic independence allowed women to gain greater freedom in the family.
Keywords: Mongolian People’s Republic, Mongolian woman, education and health, labor activity, Soviet society.
Великим Народным Хуралом 26 ноября 1924 г. была принята Конституция МНР, которая имела огромное значение для становления монгольской женщины как равноправного члена общества. Статья 10 Конституции гласила, что «все граждане, независимо от национальности, вероисповедания, мужчины и женщины пользуются равными правами» [5, с.10]. К тому же, женщины получали равные с мужчинами права избирать и быть избранными (ст. 34). Государство активно содействовало привлечению женщин к построению нового социалистического общества. Для этого государство вовлекало их в рыночную оплату труда, способствовало их участию в общественном труде, принимало меры по по-
вышению уровня образования и социального обеспечения.
В дореволюционной Монголии число грамотных не достигало и 1 % населения. Школ в стране не было, лишь при буддийских монастырях имелись учебные заведения - дацаны, где обучались монахи, главным образом, тибетскому языку, буддийской философии, астрологии. После победы народной революции 1921 г. монгольское правительство приступило к созданию государственной системы народного образования. В августе 1921 г. был принят Указ об организации начальной школы, в том же году был утверждён Устав начальной школы, а в 1927 г. - Устав средней школы, в соответствии с которыми запреща-
64
© Цыпилова С. С., 2013
лась деятельность частных школ, предусматривалось создание государственной, подлинно народной школы, с преподаванием на родном языке. В течение 1921-1922 гг. в стране было открыто 12 начальных школ и одна 7-я - в Улан-Баторе, в которых обучалось 400 детей [2]. Принципы организации народного образования были сформулированы в принятой IV съездом МНРП (1925) 2-й программе партии. В ней говорилось о создании единой общеобразовательной светской школы для всех детей, независимо от пола и национальности, обязательном бесплатном совместном обучении детей до 18 лет, запрещении телесных наказаний. В первые годы советской власти развитие народного образования осложнялось недостатком средств для организации массового обучения, отсутствием педагогических кадров и опыта организации школьного дела. В 1922 г. открылись первые курсы для подготовки учителей. С первых же лет советской власти при всех школах, во всех воинских частях, при промышленных предприятиях и хозяйственных организациях создавалась широкая сеть школ и кружков для взрослых. В 1955 г. ЦК МНРП и Совет Министров МНР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении детей школьного возраста», а в 1958 г. «О введении всеобщего обязательного семилетнего обучения в городах и аймачных центрах» [2]. Получила дальнейшее развитие система обучения взрослого населения через широкую сеть сезонных, сменных и вечерних общеобразовательных школ.
Необходимо отметить, что в дореволюционной Монголии уровень грамотности среди женщин был очень низким, число неграмотных женщин составляло 99 % [3, с. 91]. Особое внимание уделялось повышению уровня образования среди женщин. Обучение сводилось не только к получению базового школьного образования, с женщинами также «проводились беседы о личной гигиене, о том, как они должны вести себя во время беременности и в послеродовый период, как ухаживать за новорождёнными детьми» [1, с. 33]. При женотделах организовывались краткосрочные курсы по подготовке работников среди женщин.
Согласно упоминаниям в первом номере газеты «Шинэ зам» за 1941 г. из 376 тыс. женщин на 1940 г. только 6013 женщин умели писать, 2581 женщин обучались в различных школах, 540 женщин обучались за границей [6, с. 35].
С переходом всей страны на кириллицу в 1941 г. на пленуме Центрального партийного
комитета в апреле 1946 г. было решено, что «один человек, знающий кириллицу, обучит ей не менее трёх людей в год, а преподаватели - до 50-60 человек. Обучаться должно было всё население в возрасте от 16-40 лет, в том числе неработающие женщины, многодетные матери, что должно было послужить толчком к их выходу на работу» [7]. Уровень образованности женщин в 1963 г. составил 64,8 %, а в 1989 г. вырос до 95,7 %. В 1929 г. начали открывать курсы по подготовке медицинских сестёр. В 1931 г. открылись медицинские техникумы для получения среднего специального образования, в которых в 1940 г. появились дополнительные специальности - медицинская сестра, фельдшер [6, с. 38].
К 1947 г. при осуществлении соответствующей государственной политики насчитывалось 51 женщина с высшим образованием и 7400 женщин, владеющих грамотой. К этому времени много женщин, активно участвующих в государственной деятельности и общественной работе, оказались неграмотными. Женщинам, желавшим обучиться грамоте или получить специальность, оказывалось всяческое содействие. Большим стимулом в получении образования для женщин-живот-новодов и работающих женщин послужило увеличение числа вечерних школ. К 1955 г. женщины составляли 20 % от общего числа людей, имевших высшее образование, и 30 % от общего числа студентов.
Государством проводился ряд мер, позволявших детям всех возрастов обучаться в средних школах. По данным на 1963 г., на 1000 мужчин (в возрасте старше 12 лет) приходилось 440 человек, имевших образование выше начального и, соответственно, на 1000 женщин приходилось 298 человек. К 1979 г. на 1000 мужчин (в возрасте старше 10 лет) приходилось 817 человек, и на 1000 женщин -741 человек, имевший образование [6, с. 39].
По данным на 1973-1974 гг., среди учащихся общеобразовательных школ доля женщин составила 49,7 %; студентов профессионально-технических училищ - 52,8 %; учеников средних школ - 59,4 % и студентов высших учебных заведений - 49,8 %.
Женщины, получившие образование, организовывали различные кружки, на которых могли обучаться домохозяйки. Среди сельских женщин проводились различные мероприятия, женские семинары, оказывалось всяческое содействие обучению детей жен-щин-животноводов. С 1970-х гг. увеличилось число женщин, желающих работать в таких отраслях науки, как медицина, химия, биология, экономика, гуманитарные науки. В итоге
было решено содействовать повышению квалификации работниц этих отраслей.
Известны научные труды таких учёных, как Я. Лхамсурэн, Д. Хишгээ, Ж. Лосолмаа, Ц. Мядагмаа, работавших над изучением лекарственных растений, животного мира, исследовавших особенности монгольских горных озёр, труды учёного А. Дулмаагийн по развитию рыбного хозяйства, особенностям его развития. К 1976 г. женщины составляли 28 % от числа работающих в научных учреждениях и 10 % от общего числа, имеющих учёную степень в различных областях науки.
К 1985 г. в МНР было более 900 общеобразовательных школ, 40 профессионально-технических училищ, 28 средних специальных учебных заведений, университет и 7 институтов. Женщины составляли 63 % от численности всех студентов высших учебных заведений и 58 % от общего числа студентов в средних специальных учебных заведениях. В 1985 г. в детские сады, обслуживающие семьи, в которых оба родителя работали полный рабочий день, поступило 20 % детей в возрасте от 3 до 7 лет [7].
Монгольское правительство проводило активную политику по увеличению численности населения и уровня рождаемости. В 1943 г. на съезде Малого Хурала МНР был рассмотрен вопрос о назначении пенсий многодетным матерям. Так, женщинам, родившим восьмерых и более детей, и если младшему ребёнку было менее пяти лет, назначалась единовременная пенсия в размере 2000 тугриков. Детям же в возрасте от одного года и до достижения пяти лет - выплата в размере 1000 тугриков. Позже, в 1952 г., Великим Народным Хуралом МНР был издан указ № 65 «О выплате государством пособий роженицам и многодетным матерям».
3 апреля 1957 г. на внеочередном съезде Великого Народного Хурала МНР было принято решение о награждении многодетных матерей орденом. Начиная с 1958 г., в соответствии с указом Великого Народного Хурала женщины, родившие и воспитавшие восемь и более детей, награждались орденом «Материнской славы» первой степени и выплатой единовременного пособия в размере 200 тугриков. Женщины, родившие и воспитавшие от пяти до восьми детей, награждались орденом «Материнской славы» второй степени и выплатой единовременного пособия в размере 100 тугриков [6, с. 40]. Было вынесено постановление о строительстве родильных домов, мест отдыха, об оказании бесплатных медицинских услуг беременным и женщинам с маленькими детьми. В 1973 г.
в Улан-Баторе появились детское лечебное и родильное отделения. К 1976 г. работало 296 послеродовых домов отдыха. Прежде женщинам, работавшим в сельскохозяйственных объединениях, предоставлялся неоплачиваемый послеродовой отпуск от 7 до 14 дней. Впоследствии те же организации предоставляли беременным женщинам 45 дней до родового и 56 дней после родового оплачиваемого отпуска. Женщинам, родившим двойняшек или перенёсшим тяжёлые роды, предоставлялось 70 дней после родового оплачиваемого отпуска. Женщинам, взявшим на воспитание грудного ребёнка, полагалось 56 дней оплачиваемого отпуска. Согласно статье 109 Трудового кодекса, нельзя было уволить с работы беременных и женщин с грудными детьми. Согласно Пенсионному законодательству МНР от 1958 г. женщинам, имеющим трудовой стаж не менее 20 лет и достигшим 55 лет, назначается государственная пенсия по возрасту. Также имеют право на государственную пенсию женщины, имеющие четырёх и более детей и достигшие 50 лет [6, с. 36].
Также в целях повышения численности населения и уровня рождаемости принимались такие меры, как взимание налога за бездетность. Так, данным налогом облагались холостые, бездетные мужчины в возрасте от 20-25 лет и незамужние, бездетные девушки в возрасте от 20 - 45 лет. Девушки в возрасте до 25 лет, находящиеся на срочной военной службе, учащиеся в средних и высших учебных заведениях, освобождались от уплаты данного налога.
В 1971 г. вышел указ о повышении размера пособий многодетным матерям. Теперь им полагалось пособие в размере 500 тугриков на каждого ребёнка; женщинам, имеющим от трёх и более детей, выплачивалось единовременное пособие в размере 1000 тугриков.
Важное значение имело постановление Малого Хурала МНР от 1941 г., которое предлагало включить в новый Трудовой кодекс пункт о защите прав женщин на труд. С этого времени беременные женщины имели право на сохранение рабочих мест. Запрещалось отказывать в приёме на работу или предлагать низкооплачиваемую работу беременным женщинам и женщинам с детьми. Также запрещалось принуждать их работать в ночное время или сверх нормы. Для женщин с грудным ребёнком выделялось время для кормления малыша.
К 1946 г. доля женщин, занятых в сфере промышленности, составила 26,4 %. По сравнению с 1942 г. число женщин, имеющих
звание «Ударник труда», выросло в три раза. В 1930-х гг. Буянжаргал, Дэнсмаа, Ичинхор-лоо и др. женщины стали ударницами труда в промышленной сфере. В 1940-х гг. в число передовиков производства вошли мастера производства промышленного обувного комбината П. Баасан, С. Нямсурэн, швея четвёртой артели производственного кооператива Л. Долгоржав и др. [6, с. 45].
Для работы женщин в сельскохозяйственной и промышленной сферах, в производственных кооперативах создавались благоприятные условия, также обеспечивалась равная оплата труда. В постановлении XI партийного съезда, состоявшегося в 1947 г., была поставлена задача увеличить число детских садов, яслей, молочных кухонь. К 1953 г. уже было открыто 69 детских садов, 32 ясельных заведений. Совет женщин проводил обширную работу по привлечению домохозяек к общественному труду, по оказанию помощи женщинам в воспитании детей [4, с. 198].
Принятые меры способствовали увеличению доли женщин, занятых в промышленной сфере, до 40,6 %. По данным на 1955 г., свыше 40 % работников в сфере промышленности, 26 % учителей, 54 % врачей (от общего числа работников здравоохранения -49,2 %), 34 % работников искусства составляли женщины. К 1960 г. в ряде отраслей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, связи, продовольственной отрасли доля служащих женщин составила 30,8 %, а к 1982 г. их число увеличилось до 48 %. В основном женщины были заняты в обрабатывающей промышленности, овощеводстве, животноводстве [6, с. 46].
В 1969 г. от общего числа занятого населения в городе 51,5 % составляли женщины. Они работали на предприятиях общественного питания, в отрасли связи, промышленности. По итогам переписи населения в 1969 и 1979 гг. снизилось число женщин трудоспособного возраста, однако увеличилась доля женщин, занимающихся умственным трудом, с 47,2 % до 55,1 %. Доля женщин, занимающихся научно-исследовательской работой, возросла с 30,2 % до 44,2 %.
Согласно Трудовому кодексу МНР, женщины имели равное право с мужчинами на работу, занимать одинаковые должности. Женщинам запрещалось быть занятыми на тяжёлых работах или на работе с вредными условиями труда. В 1964, 1985 гг. был сформирован список отраслей, в которых женщины не могли работать. В этот список входили такие отрасли, как горнорудная, металлообрабатывающая, сантехническая, нефтяная
промышленности, типография, железная дорога, строительство, а также некоторые отрасли по обработке кожи и шкур. Запрещалось работать женщинам и в милиции. Если в этой сфере и работало небольшое количество женщин, то они имели воинское звание не выше лейтенанта и назначались работниками тыла.
В сельской местности женщины активно вовлекались в работу по объединению сельскохозяйственных коопераций. Так, к 1958 г. 767 маленьких объединений были преобразованы в 389 больших объединений, 73,8 % трудящихся объединений составили животноводы. В 1957 г. Чулуутинское уездное объединение «Новое вдохновение» Архангайско-го аймака на всеобщем членском собрании постановило, что согласно внутреннему трудовому распорядку трудоспособные члены -мужчины в возрасте до 50 лет и женщины до 45 лет - обязаны в месяц отработать 10 дней, а в год - 120 дней. Женщины - животноводы, являясь членами объединения, получали определённую заработную плату, а при достижении пенсионного возраста могли получать пенсию, а также имели право участвовать в управлении объединением. Большое внимание уделялось культурной и образовательной жизни среди женщин - животноводов, изучению ветеринарии,внедрению новой техники и её применению [6, с. 48].
Монгольское государство проводило активную политику по защите интересов детей и матерей. Создавались комиссии в аймачных центрах, родильных домах, поликлиниках, составлялись списки болеющих детей, недостающего оборудования и лекарственных препаратов для беременных женщин. За годы советской власти была создана сеть родильных домов, акушерских пунктов, женских и детских консультаций, предприятий детского питания, яслей, детских садов. Увеличилась продолжительность жизни женщин. С 1970 г. беременные женщины стали рожать в роддомах. Два раза в год женщины проходили обследование, дети в возрасте до одного года были поставлены под медицинский контроль. Все эти меры позволили резко снизить уровень заболеваемости женщин и детей.
Увеличилась средняя численность семьи: если в 1963 г. одна городская семья состояла из 4 человек, а сельская - из 3,7; то в 1989 г. городская семья состояла из 4,7 человек, а сельская - из 4,5.
В годы социализма изменилось отношение женщин к браку и средний возраст вступления женщин в брак. Они стали самостоятельно решать вопросы о получении об-
ные успехи были достигнуты в сфере образования, где активно велась борьба с неграмотностью населения. Новая политика государства в области социального обеспечения и здравоохранения способствовала увеличению продолжительности жизни женщин, снижению уровня заболеваемости женщин и детей. Расширение сети детских садов, яслей вела к активному участию женщин в общественном труде, государственной деятельности. Многие женщины добивались высоких результатов, были удостоены разных наград, но мало кто продвигался по карьерной лестнице до руководящих должностей. К 1980-м гг. женщины в основном были заняты в непроизводственной сфере (торговля, медицина, образование и др.).
Тем не менее, получение образования, профессия, карьера - всё это стало таким же важным, как и семья, брак, дети. Женщина перестала быть только женой, матерью семьи. Она получила права на участие в экономической, политической и других сферах жизни общества. Увеличение доходов семьи, образования, участие в культурной жизни позитивно повлияли на положение женщины в семье.
Список литературы
1. Банчиков Г. Г. Брак и семья у монголов. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1964. 59 с.
2. Гатауллина Л. М. Народное образование. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 10.02.2013).
3. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс / под ред. Н. А. Ковальского. М.: Мысль, 1972.
381 с.
4. История Монголии, ХХ век / редкол.: Г. С. Яскина (отв. ред.) [и др.]. М.: ИВ РАН, 2007. 448 с.
5. Монгол Улсын Yндсэн хуулиуд 1924, 1940, 1960, 1992. Улаанбаатар хот, 2007. 198 с.
6. Цэцэгжаргал Ц. Монголын эмэгтэйчууд ХХ зуунд: хувьсал, еерчлелт. Улаанбаатар хот, 2009. 147 с.
7. Worden Robert L., Savada Andrea Matles. Mongolia: A Country Study URL: http://countrystudies.us/ mongolia (дата обращения: 10.02.2013).
References
1. Banchikov G. G. Brak i semya u mongolov. Ulan-Ude: Buryatskoye knizhnoye izd-vo, 1964. 59 s.
2. Gataullina L. M. Narodnoye obrazovaniye. URL: http://slovari.yandex.ru (data obrashcheniya: 10.02.2013).
3. Zhenshchiny mira v borbe za sotsialny progress / pod red. N. A. Kovalskogo. M.: Mysl, 1972. 381 s.
4. Istoriya Mongolii, KhKh vek / redkol.: G. S. Yaskina (otv. red.) [i dr.]. M.: IV RAN, 2007. 448 s.
5. Mongol Ulsyn Yndsen khuuliud 1924, 1940, 1960, 1992. Ulaanbaatar khot, 2007. 198 c.
6. Tsetsegzhargal Ts. Mongolyn emegteychwd XX zwnd: khuvsal, eerchlelt . Ulaanbaatar khot, 2009. 147 s.
7. Worden Robert L., Savada Andrea Matles. Mongolia: A Country Study URL: http://countrystudies.us/ mongolia (data obrashcheniya: 10.02.2013).
Статья поступила в редакцию 25 февраля 2013 г.
разования, поиске хорошей работы, в связи с чем откладывали момент вступления в брак. Если в 1956 г. число девушек, вступивших в брак в возрасте от 15-19 лет, составило 20 %, а в возрасте 20-24 лет - 68 %, то в 1989 г. эти значения составили соответственно 9 % и 51 % [6, с. 48].
В этот период в монгольском обществе понемногу стали исчезать старые традиции и обычаи, такие как запрет начинать разговор с посторонними раньше мужа, садиться за стол раньше мужа, без разрешения мужа тратить деньги и т. д. Муж с женою с обоюдного согласия стали совместно распоряжаться нажитой собственностью. В некоторых семьях главой семьи стали жёны. Местные власти и законодательные учреждения при обсуждении вопросов семьи, прежде всего, стали учитывать интересы детей. В семьях, где брак не был официально зарегистрирован, стали взимать алименты с отцов в пользу матери детей, а также повысили обязательства отцов перед детьми.
В целом, социалистический период развития монгольского общества благоприятно отразился на положении женщины. Огром-