Научная статья на тему 'Наши великие педагоги: профессор Игорь Иванович Орлик'

Наши великие педагоги: профессор Игорь Иванович Орлик Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши великие педагоги: профессор Игорь Иванович Орлик»

НАШИ ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ: ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ ОРЛИК

И.И. Орлик прошел славный путь в советской и российской исторической науке. После окончания в 1952 г. исторического факультета МГУ он более 50 лет был связан с Академией наук, работал в ФБОН (ныне ИНИОН), ИМЭМО, а потом более 35 лет в Институте международных экономических и политических исследований (бывший ИЭМСС). Игорь Иванович стал крупнейшим отечественным специалистом и экспертом в области истории и внешней политики стран Центрально-Восточной Европы и использовал свои знания не только для написания многочисленных монографий и научных статей, но и для подготовки сотен специалистов в МГУ, МГИМО, РУДН, Дипломатической академии МИД РФ и других учебных заведениях страны.

Игорь Иванович Орлик родился 4 ноября 1925 г. в небольшой деревне Рыб-ницкого района Молдавской АССР в семье сельского учителя Ивана Фотиевича Орлика и медсестры Веры Иосифовны. Однако детские и юношеские годы Игоря Орлика прошли в городке Балта на севере Одесской области, где за несколько дней до начала Великой Отечественной войны он закончил 8-летку и намеревался продолжать учебу. Однако война разрушила все его планы. С первых дней Игорь Орлик вступил в истребительный батальон для поимки немецких диверсантов, вместе с другими горожанами рыл окопы, а после оккупации Балты румынскими и венгерскими войсками стал связным подпольной организации, с риском для жизни распространяя листовки и собирая медикаменты и оружие для бойцов балтского сопротивления. Кроме того, он принимал самое активное участие в подготовке и проведении ряда диверсионных операций, которые подробно описал в книге воспоминаний «Моя военная юность», вышедшей в издательстве «Наука» в 2005 г.

После освобождения Балты юный партизан отправился на фронт, где был зачислен в стрелковый полк 2-го Украинского фронта, с которым прошел Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, а в начале мая 1945 г. освобождал Прагу. А потом — Монголия, Маньчжурия, война с Японией, служба в Забайкалье, демобилизация, окончание средней школы и в сентябре 1947 г. исторический факультет МГУ, где вместо привычных военных приказов с удовольствием слушал лекции знаменитых профессоров — М.Н. Тихомирова, С.Д. Сказкина, Б.А. Рыбакова, Е.В. Тарле, И.М. Майского и многих других. Бывшие фронтовики набора 1947 г.

оказались на редкость талантливым поколением, а многие из них стали известными учеными и даже академиками. Много позже своим сокурсникам и преподавателям И. Орлик посвятил статью «Наш курс. Истфак в 1947—1952 гг.» (Новая и новейшая история. 2002, № 6; 2003, № 1).

Интерес к странам Восточной Европы зародился у будущего ученого еще в годы войны, а природная склонность к языкам этого региона позволила Игорю Ивановичу быстро овладеть румынским, венгерским, чешским, словацким и другими языками, не говоря уже об английском, французском и немецком. После непродолжительной работы в отделе библиографии Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) молодой ученый подготовил и успешно защитил в 1956 г. кандидатскую диссертацию по истории венгерского крестьянского движения, после чего два года спустя получил весьма престижное по тем временам предложение возглавить отдел критики и библиографии международного журнала «Проблемы мира и социализма», который считался главным идеологическим центром мирового коммунистического и рабочего движения.

В Праге Игорь Иванович приобрел огромный опыт редакторской работы и дотошного исследователя современных международных отношений, тем более что ему пришлось работать бок о бок с тогда еще молодыми учеными (А.М. Румянцев, И.Н Иноземцев, Г.А. Арбатов, А.С. Черняев, К.Н. Брутенц, А.А. Искандеров, Е.А. Амбарцумов В.В. Загладин). С тех пор Игорь Иванович с особой теплотой вспоминает Прагу, которую освобождал в 1945 г. и которая позже позволила ему обрести бесценный научный опыт, стать известным специалистом-международни-ком и общепризнанным экспертом по странам Восточной Европы.

Научные успехи Игоря Ивановича не остались незамеченными. В 1960 г. он возглавил секретариат редколлегии фундаментального 3-томного исследования «Международные отношения после Второй мировой войны», подготовленного сотрудниками ИМЭМО. В 1968 г. на основе накопленного материала он подготовил и опубликовал монографию по проблемам западной политики в Восточной Европе, а в 1971 г. на ее основе успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Основные этапы и направления политики западных держав в отношении социалистических стран Восточной Европы 1945—1969 гг.».

Таким образом, Игорь Иванович первым среди советских ученых детально проанализировал и комплексно исследовал все проблемы отношений между странами Запада и восточноевропейскими странами и фактически стал основателем этого научного направления. При этом Игорь Иванович всегда стремился избавиться от навязчивых и зачастую просто глупых стереотипов, которые были так характерны для советских и зарубежных ученых времен холодной войны. Даже авторитетный американский журнал «Орбис» вынужден был признать, рецензируя его монографию «Империалистические державы и Восточная Европа» (1971 г.), что этот труд является «примером серьезного исследования», содержащего «ряд глубоких откровений», а политические нападки и идеологические извращения «сведены к минимуму» (Orbis. Vol. XV. Summer 1971. № 2. P. 697—707).

Главное, однако, заключалось не в лестной оценке американского издания, а в серьезном и вдумчивом анализе происходящих в странах социализма процес-

сах и довольно откровенной оценке накопившихся противоречий, на которые тогдашнее советское руководство предпочитало просто-напросто не обращать внимания. В этой монографии, а также в ряде последующих работ Игорь Иванович неоднократно высказывал предположение, что после ряда крупных поражений западные державы совершили «поворот» в своей политике в отношении Восточной Европы и всемерно поощряют расширение экономических связей, разумеется, с упором на действие рыночных механизмов регулирования и неизбежно вытекающих отсюда демократических принципов общественного контроля. Позже эта мысль нашла свое отражение в 1-м томе фундаментального исследования «Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века» (М., 2000): «Возникла острая потребность противопоставить традиционной модели социализма некую новую, обновленную, но — в тех условиях — непременно тоже социалистическую модель» (С. 345).

К сожалению, в те годы идее социализма «с человеческим лицом» была грубо и слишком бесцеремонно противопоставлена идея «сталинских завоеваний социализма», а в качестве главного аргумента в этом споре прозвучал грохот советских танков на улицах Праги, которые быстро и, как тогда казалось, эффективно положили конец разгоревшимся идеологическим спорам. Именно тогда мировой социализм упустил свой последний шанс догнать убегающее вперед время и приспособиться к быстро меняющемуся миру.

Подобные ошибки, по мнению И.И. Орлика, были допущены и после распада СССР. «Серьезным просчетом политики России на рубеже ХХ и XXI веков, — пишет он в одной из своих работ, — можно назвать фактическое игнорирование стран Восточной Европы как партнеров в решении важных внутренних и международных проблем» (Свободная мысль, № 4, 2009. С. 137).

Именно в это время (70—80-е гг. ХХ в.) Игорь Иванович успешно трудится на кафедре всеобщей истории РУДН и всеми силами старается донести до студентов те знания, которые не всегда удавалось изложить на страницах многочисленных монографий и статей. Его спецкурс «Страны Восточной Европы» вызывал интерес не только у советских студентов, но и у многих иностранцев, а откровенные беседы о противоречиях так называемой «мировой социалистической системы» зачастую приводили к горячим спорам между студентами. Благодаря его преподавательскому таланту и полемическому задору десятки студентов РУДН избрали для себя восточноевропейскую проблематику в качестве темы для дипломных работ, а многие иностранные студенты стали уникальными специалистами в этой области. Сейчас они успешно работают во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки, а Игорь Иванович не без гордости вспоминает, что среди его бывших учеников есть министр иностранных дел, заместители министров стран СНГ, чрезвычайные и полномочные послы, дипломаты высокого ранга, а также доктора и кандидаты наук, талантливые ученые.

Игорь Иванович до сегодняшнего дня предан своей научной проблематике — восточноевропейскому региону. В своих работах он предсказал усиление национализма в 80-е гг. ХХ в., усиление противоречий между странами «социалистического содружества» и даже их интеграцию в единое европейское сообщество,

что тогда казалось совершенно немыслимым. А после распада СССР и краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы Игорь Иванович потратил немало сил, чтобы проанализировать причины неудач «социалистического эксперимента» и наметить основные направления развития стран данного региона в новых исторических условиях. Так, например, под его руководством было подготовлено и издано 3-томное фундаментальное исследование «Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века» (2000—2002 гг.), а с 1992 г. он возглавляет важный исследовательский проект «Россия и Центрально-Восточная Европа», в рамках которого издано много аналитических и научных материалов для государственных служб и ведомств.

В настоящее время Игорь Иванович полон сил и творческих планов, а сту-дентам-историкам РУДН желает непоколебимой веры в правильность избранной профессии, побольше научных амбиций и незаурядной творческой энергии для их реализации в будущей научной деятельности.

ОСНОВНЫЕТРУДЫ ПРОФЕССОРА И.И. ОРЛИКА

1. Венгерская Народная Республика. Международные отношения. — М., 1962.

2. Международные отношения после Второй мировой войны. В 3-х т. — М., 1963—1965 (Автор и отв. секретарь).

3. Империалистические державы и Восточная Европа. 1945—1965. — М., 1968.

4. Политика США в отношении социалистических стран Восточной Европы (1945— 1960 гг.) // Американская историография внешней политики США. 1945—1970. — М., 1972.

5. Политика западных держав в отношении восточноевропейских социалистических государств (1965—1975). — М., 1979.

6. Основные черты новых отношений между Россией и странами Восточной Европы // Россия и Восточная Европа. — М., 1992.

7. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 40—80-е гг. // История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945—1990. — М., 1993.

8. Россия и Центрально-Восточная Европа в первой половине 90-х гг. Ч. 1—2. — М., 1997 (Автор и отв. ред.).

9. Международные экономические отношения в Восточной Европе в первой половине ХХ века // Восточная Европа: путь в мировой рынок. Информационно-аналитический иллюстрированный альманах. — М., 1998.

10. Экономические и социально-политические трансформации в Центральной и Восточной Европе во второй половине ХХ века / Отв. редактор. — М., 1998.

11. Геополитическая ситуация и трансформации в Центрально-Восточной Европе // Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в конце ХХ века. — М., 1999.

12. Центрально-Восточная Европа между Россией и Германией // Российско-германские отношения и европейская безопасность. — М., 2000.

13. Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. В 3-х т. — М., 2000—2003 (Отв. редактор и автор 4-х глав).

14. Россия и Центрально-Восточная Европа: трансформации в конце ХХ — начале ХХ1 века. В 2-х т. — М., 2005 (Автор и отв. редактор).

15. Российско-чешские отношения в начале ХХ1 века. (Взгляд из Москвы) // Экономическое и гуманитарное сотрудничество России и Чехии: новые перспективы. Сб. докладов международной научно-практической конференции. — М., 2007.

16. Международные факторы взаимоотношений России и стран Центрально-Восточной Европы // Россия и Центрально-Восточная Европа; взаимоотношения в 2006—2007 гг. — М.: ИЭ РАН, 2008 (Автор и отв. редактор).

17. Влияние «восточного» расширения на внешнюю и оборонную политику Евросоюза и его новых членов // Европейский Союз и новые страны-члены: проблемы адаптации. — М., 2008.

18. Россия и Центрально-Восточная Европа; геополитические факторы взаимоотношений в ХХ1 веке // Мир перемен. — 2008. — № 3.

19. Центральная и Восточная Европа в новой геополитической ситуации // Внешнеэкономические связи стран Центральной и Юго-Восточной Европы; последствия трансформации для России. — М., 2008.

20. Центрально-Восточная Европа: от СЭВ до Евросоюза // Новая и новейшая история. — 2009. — № 3.

21. В назидание американским президентам... и не только // Мир перемен. — 2009. — № 1.

22. Восточная Европа в стратегии НАТО // Свободная мысль. — 2009. — № 4.

23. Трансформации на постсоветском пространстве. — СПб., 2009 (Автор и составитель).

24. Предыстория СЭВ. К 60-летию СЭВ. — М., 2009.

25. Евразийство: история и современность. — М., 2009.

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов В.М. Заболотный

OUR OUTSTANDING SCHOLARS: PROFESSOR IGOR IVANOVITCH ORLIK

V.M. Zabolotnyi

World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Mikluho-Maklaya stK., 6, Moscow, Russia, 117198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.