Научная статья на тему 'Уроки "потерянного десятилетия"'

Уроки "потерянного десятилетия" Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
2
0
Поделиться

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Орлик Игорь Иванович

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ 020200034А).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Уроки "потерянного десятилетия"»

ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКАЯ

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

И.И.Орлик

УРОКИ «ПОТЕРЯННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ»

Орлик Игорь Иванович - главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Характеризуя развитие отношений между Россией и странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), министр иностранных дел РФ Игорь Иванов признал в июле 2003 г., что «90-е годы прошлого века были... во многом "потерянным десятилетием"»1. «Вопреки, казалось бы, естественной общности интересов, вызванной демократическими преобразованиями в России и странах ЦВЕ, - продолжал министр, - наши пути разошлись»2.

Действительно, общность целей демократических преобразований должна была бы содействовать сближению между Россией и ее былыми партнерами по «социалистическому содружеству». Но этого не произошло. Напротив, год от года, особенно в первой половине 90-х годов прошлого века, их пути все больше расходились. Традиционные связи, их взаимовыгодный характер (не все же было негативным в наших отношениях) предавались забвению, не использовались в интересах друг друга.

Для того, чтобы «развернуть наши отношения в будущем», И.Иванов рекомендует: «пусть ученые ... восстанавливают историческую правду, какой бы горькой она ни была»3.

Что же, попытаемся это сделать хотя бы фрагментарно, в рамках журнальной статьи.

Восстановление «исторической правды» отношений между Рос-

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ 020200034А).

1. Иванов И. Россия и страны Центральной и Восточной Европы: Новый этап отношений // Коммерсант, 2 июля 2003 г., № 113.

2. Там же.

3. Там же.

сией и странами Центрально-Восточной Европы в последнем десятилетии ХХ столетия и в новой ситуации начала XXI в. представляет особую актуальность не только с точки зрения определения их реального состояния, но, главным образом, для выяснения возможностей утверждения принципиально новых взаимоотношений, расширения не столь уж широкого для России круга доброжелательных партнеров в современной международной жизни.

Десятилетнее «полузамороженное» состояние отношений между Россией и ее бывшими союзниками в значительной степени определялось внутренними трансформациями в России и странах ЦВЕ. Именно, эти преобразования вместе с внешним фактором - переориентацией своей международной политики - в кратчайшие сроки разрушили былые тесные связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем объяснить столь долгое равнодушие российского руководства и лидеров стран ЦВЕ к установлению нормальных, выгодных взаимоотношений? Это сложный вопрос, требующий рассмотрения целого комплекса объективных, но, главным образом, субъективных факторов. Основными из них являются отсутствие у сторон необходимой экономической и политической мотивации в первые годы после распада соцсистемы, а также чисто субъективные обстоятельства, личные стремления большинства государственных лидеров подчеркнуть полный разрыв с былой системой отношений, желание «угодить» в этой связи западным державам. В конечном счете, эта «пауза» стала столь продолжительной, что нанесла непоправимый ущерб и России, и странам ЦВЕ. Пагубность такого долгого разрыва отношений стала для всех очевидной в начале нового века. Только сейчас проявились первые симптомы разумного подхода к становлению новых отношений между Россией и Центрально-Восточной Европой, попытки извлечь уроки из «потерянного десятилетия».

Прежде всего исследователи пытаются определить сущность преобразований в 90-х годах прошлого века, а также причины длительного равнодушия, а подчас и недоброжелательства в отношениях между Россией и странами ЦВЕ.

«Демократические революции», «капиталистические реставрации», «государственные перевороты» - число дискутируемых дефиниций отвержения старой системы можно продолжить. Но четких, а главное - научно аргументированных определений до сих пор нет. И в первую очередь это относится к России. За прошедшие после распада СССР годы столько произошло политических и экономических «метаморфоз», столько словесных потоков выплеснулось в ходе столкновений различных политиканствующих группировок и партий, что широкое общественное мнение России было совершенно дезориентировано и не в состоянии осмыслить суть произошедшего и, следовательно, определить будущее российского государства.

Что касается Центрально-Восточной Европы, то там (с большой степенью определенности) признали необходимость развития в

этих странах демократических революций и поэтому с явным сомнением, а то и с категорическим неприятием, относились к оценке преобразований в России в течение 90-х годов ХХ в. как якобы «демократическому процессу» - адекватному развитию самих государств ЦВЕ.

До сих пор остается дискуссионным вопрос о характере власти в России на протяжении последних десяти лет. Конечно, эта власть изменялась, как изменялась и сама страна. Но четкого научного определения характера этой власти и изменений в стране так и не последовало - ни в науке, ни на официальном уровне.

Дискуссионным остается вопрос о путях реформирующейся России: пойдет ли она по пути демократизации или в стране установятся авторитарные порядки. В отличие от ситуации в Центральной и Восточной Европе, процессы разложения тоталитарного советского общества не компенсируются появлением движений и групп, которые могли бы способствовать развитию новых институтов и форм гражданского общества.

В отличие от России в странах ЦВЕ политические и экономические реформы привели к существенным результатам4. Анализируя позитивные и негативные итоги реформ, исследователи вполне обоснованно утверждают, что за годы рыночной трансформации «национальные экономики бывших социалистических стран существенно изменили свой облик», определена общая тенденция хозяйственного роста, характерная в начале XXI в. для стран ЦВЕ5.

И все же процесс трансформации общественного строя в Центрально-Восточной Европе еще продолжается, переходный период далеко не завершен6. Польский ученый В. Коседовский считает, что странам ЦВЕ еще предстоит сделать много для «уменьшения цивилизационного разрыва, отделяющего их от развитых стран Запада»7.

4. См. KluegelJ.R., Mason D.S. Political involvement in transition // International journal of comparative sociology. - Toronto-Leiden, 1999. - N 1. - Р. 41-60.

5. Гринберг Р.С. Экономические реформы в постсоциалистических странах: Концепции, результаты, уроки. М.: ИМЭПИ, 2002. - С. 1.

6. См.: Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. Том 3. Трансформации 90-х годов. Ч. I. - М., 2002. - С. 18-69.

7. Коседовский В. Стратегические обусловленности экономических реформ в странах Центрально-Восточной Европы. Белорусский экономический журнал. - Минск, 2001. -№ 2. - С. 35-42.

8. Perret Ph. La reforme economique en Russie // Courrier de pays de l'Est. - P., 2001. -N1015. - Р. 35-50.

См. также: Колодко Г.В. «Новая» экономика и старые проблемы. Перспективы быстрого роста в странах постсоциалистической трансформации. Белорусский экономический журнал. - Минск, 2001. - № 3.- С. 17-30; Kolodko G.W. Globalization and catching-up: from recession to growth in transition economies // Communist and post-communist studies. - Los Angeles, 2001. - Vol. 34, N 3. - Р. 280-322.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В еще большей степени это относится к России, где процесс реформирования вряд ли сейчас можно определить какими-либо четкими временными рамками8. По мнению весьма квалифицированных экономистов и политологов, переходный постсоциалистический период может занять еще 15-20 лет. Но кто в состоянии предсказать, какие метаморфозы могут произойти за это время в России, да и во всем мире?!

Сравнительный анализ трансформаций в России и ЦВЕ в 90-е годы, проведенный в Институте международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН в рамках исследовательского проекта «Россия и Центрально-Восточная Европа»9 приводит к следующим выводам:

- В России преобразование собственности привело в 90-е годы ХХ в. к длительному спаду производства, а во многих случаях и к его полному прекращению, чего не произошло в странах ЦВЕ, особенно в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении.

- В последние 4-5 лет в странах ЦВЕ активно идет модернизация производства. В России же преобладает устарелое оборудование, которое не обновляется, нет поиска новых форм управления производством, все меньше становится квалифицированных инженеров, техников, рабочих.

- ВВП России (с учетом теневой экономики) в 2000 г. составил около 60% от ВВП РСФСР в 1989 г.; аналогичные показатели за этот же период в Польше - 126%, в Словении - 112%, в Венгрии и Словакии - 104%10.

- В России почти повсеместно произошло резкое снижение уровня жизни большей части населения, чего не наблюдалось в такой степени в странах ЦВЕ.

- В России произошла небывалая ранее по своим размерам дифференциация общества, чего опять же нет в странах ЦВЕ; нет там такого, как в России, огромного разрыва между фантастически богатым меньшинством и нищенствующим большинством.

9. Россия и Восточная Европа / Редкол. Глинкина С.П. Орлик И.И. (отв. ред.), Шмелёв Б.А. - М.: ИМЭПИ, 1992; Орлик И.И. Россия и Центрально-Восточная Европа // Россия и современный мир. - М., 1994. - № 1; Россия и Центрально-Восточная Европа в первой половине 90-х годов. В 2-х ч. / Редкол.: Глинкина С.П., Орлик И.И. (отв. ред.), Шмелёв Б.А. - М.: Эпикон, 1997; Экономические и социально-политические трансформации в Центральной и Восточной Европе во второй половине ХХ в. / Отв. ред.Ор-лик И.И. - М.: Эпикон, 1978; Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в конце ХХ века/Редкол. Глинкина С.П., Орлик И.И. (отв. ред.), Шмелёв Б.А. - М.: Эпикон, 1999; Демократические революции в Центральной и Восточной Европе: Десять лет спустя. Круглый стол // Новая и новейшая история. - 2000, № 2; Россия и Центрально-Восточная Европа во второй половине 90-х годов ХХ века. В 2-х ч. / Редкол.: Глинкина С.П., Куликова Н.В., Орлик И.И. (отв. ред.),Шмелёв Б.А. - М.: Эпикон, 2002.

10. См.: Россия и Центрально-Восточная Европа во второй половине 90-х годов ХХ века. - М., 2002.

- Средняя заработная плата в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и Хорватии сейчас в 2,2-4,3 раза превышает аналогичный показатель в России. Даже в Румынии она превышает российскую на 30%, а в Македонии - на 25%. И это при том, что в 1989 г. зарплата в России была более высокой, чем в ряде стран ЦВЕ.

- Основные российские социальные пороки - массовая коррумпированность, дикая, жестокая преступность, огромная по своим масштабам детская беспризорность - гораздо менее характерны для стран Центрально-Восточной Европы.

- Российские реформаторы считали (а многие считают и сейчас), что для восстановления жизненного уровня конца 80-х годов потребуется еще два-три десятилетия, а то и более. Но ведь в странах ЦВЕ эта задача в основном была решена менее чем за одно десятилетие11.

Ограничимся этими сопоставлениями, хотя подобных сравнений (не в пользу России) можно привести еще очень много.

Конечно, при сравнении трансформационных процессов в России и в странах ЦВЕ было бы ошибочным давать чрезмерно позитивные оценки преобразованиям в этих странах. И там сказываются, правда не в такой мере как в России, эгоистические интересы политической и экономической элиты. Прав хорватский политолог Н.Швоб-Джокич, который пришел к выводу: «Успех процессов переходного периода и общественной трансформации не может и не должен быть под вопросом из-за медлительной и неадекватной реакции политических и экономических элит в новых европейских государствах, то есть из-за навязывания обществу краткосрочных, ограниченных индивидуальных интересов в противовес долгосрочным стремлениям миллионов людей»12.

Итак, различная в своей основе экономическая и политическая ситуация в России и в странах ЦВЕ, резко изменившаяся внешнеполитическая ориентация не могли не оказать (и продолжают оказывать) сдерживающее влияние на взаимоотношения былых партнеров и союзников. Хотя отметим, что в самое последнее время появились некоторые обнадеживающие симптомы взаимной заинтересованности в установлении новых отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренние преобразования в России, продолжающиеся уже более десятилетия и пока еще весьма далекие от завершения (во всяком случае по главным своим направлениям), не только с большим интересом, но и с тревожными ожиданиями воспринимались и воспринимаются в странах ЦВЕ13. Эта настороженность к России

11. The road to stability and prosperity in South Eastern Europe. W., World Bank, 2000. -171 p.

12. Вестник Европы. XXI век. Т. V. - М., 2002. - С. 43.

13. См. например: Nepszabadsdg, 1999, 18 szept.; Pohledy, 1999, N 1. - S. 5; Tribuna economica, 2000, N 4.

отчасти вызывается продолжающейся на протяжении многих лет (да и сейчас) дискуссией относительно закономерности падения социалистического строя, распада социалистической системы. Боязнь «коммунистического реванша» в России сдерживала до самого последнего времени многих государственных и политических деятелей ЦВЕ в их намерениях установить новые отношения с РФ.

В научной литературе и в серьезных публицистических работах восточноевропейские авторы ставят множество вопросов относительно российской политической жизни, экономического развития, социальных проблем и общественного движения. Они отражают общее восприятие России в странах ЦВЕ и соответственно формируют их отношение к нашей стране.

Квалифицированные экономисты стран ЦВЕ задают вопрос: почему на протяжении более десяти лет в России основной капитал концентрируется в добывающих, сырьевых отраслях промышленности? Почему какого-либо существенного перетока капитала из добывающих отраслей в обрабатывающие отрасли не происходит? Ведь если обратиться к истории, то известно, что российский промышленный и торговый капитал на протяжении всего XIX в. и в начале ХХ в. всегда содействовал развитию страны, прежде всего росту и модернизации промышленного производства. В отличие от него современные олигархические круги выкачивают капитал из страны, не содействуют развитию промышленного производства. Наглядным примером являются автомобильная промышленность, находящаяся в застое, и другие умирающие отрасли промышленного производства.

Совсем другая ситуация в странах ЦВЕ, где производство развивается (оговоримся, не везде и не во всех отраслях) на собственном и иностранном капитале14.

Российский «либерализм» конца ХХ в. не обрел привлекательности для зарубежных (в том числе и восточноевропейских) инвесторов, даже такой, какая была в начале ХХ в. Инвесторы (как и политики) считают «либеральную» Россию ненадежным партнером в отличие от Советского Союза. Их пугает стремление российских олигархов «приручить политику».

Дискуссии в странах ЦВЕ по поводу преобразований в России и сущности ее государственного устройства интересовали и интересуют не только интеллектуальную часть общества этих стран, но и в значительной степени формируют отношение к России широкой общественности, оказывают влияние на государственных и политических деятелей, а в конечном счете воздействуют и на формирующуюся политику той или иной восточноевропейской страны в отношении России.

Вопрос, который в странах ЦВЕ остается предметом дискуссии и среди ученых-экономистов, и в еще большей степени среди

14. Toubal L., Toubal F. Le capital étranger en Europe central et oriental // Courrier de pays de l'Est. - P., 2001. - N 1013. - P. 56-67.

политиков: был ли необходим и оправдан ли столь быстрый процесс либерализации в России в первой половине 90-х годов? Обращают внимание на утверждения российских экономистов, что либерализация цен, проведенная правительством Е. Гайдара, была «историческим подвигом новой власти», хотя «субъективное восприятие этого события народом было иным»15.

Да оно и не могло быть другим. Апологетика «шоковой терапии» в России и якобы начавшихся реформ в первой половине 90-х годов умышленно принижает огромную тяжесть их последствий для широких слоев российского общества. Так считают многие исследователи, соглашаясь с мнением академика А.Д.Некипелова, который отмечает, что российский опыт «наглядно свидетельствует о том, сколь большой может быть для общества цена ошибочной политики на этапе постсоциалистической трансформации»16.

Человеческое мировоззрение не меняется быстро. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что в России сохраняются давно сложившиеся жизненные взгляды. В то же время в странах ЦВЕ традиционные нормы и образ поведения за сорок «социалистических» лет не были полностью преодолены. Это совпадает и с мнением российских исследователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восточноевропейские политологи отмечают, что преобразования в странах Центральной и Восточной Европы не носили столь драматический характер, как в России. А главное - они происходили в соответствии с разработанными отечественными программами (в ряде случаев при участии зарубежных специалистов), под довольно жестким государственным и общественным контролем.

Есть еще один фактор (назовем его нравственно-этическим), который прямо либо косвенно тормозил восстановление отношений между Россией и странами ЦВЕ. В конце 90-х годов (а подчас и сейчас) в странах ЦВЕ писали и говорили, кто с иронией, а кто и с неприкрытым злорадством, о духовной, интеллектуальной деградации российского общества. При этом ссылались не только на отсутствие в последние два-три десятилетия каких-либо ярких проявлений культуры, будь-то в области литературы, изобразительного искусства, театра или музыки. (Исключение составляет российское музыкальное исполнительское мастерство, да и то проявляемое чаще в Америке и в европейских столицах, чем в России).

Но особое удивление и даже пренебрежение у представителей восточноевропейской интеллигенции17, да и у рядовых граждан вызывает вакханалия на российских телеканалах, популяризация

15. Вестник Европы. - М, 2001, т. II. - С. 68.

16. Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. Т. I. - М., 2000. -С. 19.

17. Об этом говорят многие ученые, приезжающие в Москву из Чехии, Венгрии, Румынии и других стран ЦВЕ.

уроки

«потерянного

десятилетия» ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ^

безнравственности и порнографии, героизация преступников и бандитов, прямое оправдание всевозможных человеческих поро-ков18. К этому можно добавить и засилье американских боевиков на российском телевидении. На это обращают внимание в Праге, Варшаве, Будапеште и в других восточноевропейских столицах, где все это не проявляется в таких гигантских масштабах.

В результате в странах ЦВЕ все чаще говорят о нравственном падении, наблюдаемом в российском обществе. Отсюда и потеря интереса к российской культуре, не только современной, забвение подчас богатств прошлой культуры России. Не говоря уже о том, что молодое поколение ее совершенно не знает. Это еще одна из причин разрушения культурных связей России со странами ЦВЕ.

Оппоненты подобной точки зрения считают, что все дело в переориентации ЦВЕ на Запад. Но в большинстве восточноевропейских стран в духовной жизни общества все же сохраняется собственная национальная культура. Впрочем, речь идет не только о самой культуре, но и о социальном строе, формирование которого зависит и от состояния культуры. И здесь нужно признать, что и в России, и в странах ЦВЕ культура (в широком смысле) находится в кризисе. Очень четко это выразил профессор Римского университета «^а Зар1е ма» Предраг Матвеевич в статье «Кризис посткоммунизма»: «Крах идеологий и недоверие к политике, потеря или утрата веры. Неточности и неприличности. Разобщенность и растерянность. Это более не простой кризис культуры, но гораздо больше - кризис доверия к культуре. Возвращение к прошлому - простая химера, возвращение прошлого - реальное невезение. На подхвате самых примитивных форм капиталистических взаимоотношений - которые современный капитализм сам отверг - невозможно основать какую бы то ни было реконструкцию, а также вдохновиться на какое-то обновление»19.

В странах ЦВЕ с известной долей пренебрежения стали относиться к русским за их терпение к часто проявляемому беззаконию, хаосу в общественной жизни. В средствах массовой информации отмечается, что вседозволенность привела к массовым грабежам и насилию, которые остаются безнаказанными. Часто делается вывод, что русский народ вообще не готов к свободе.

По-разному оценивается в странах ЦВЕ роль российской интеллигенции во внутренней жизни страны. Широко распространено отрицание какого-либо авторитета современной интеллигенции в России по сравнению с ее ролью в истории страны (даже в советское время). Другие считают, что интеллигенция России находится в стадии длительной апатии. Часть российской интел-

18. Автор сохраняет эмоциональность высказываний своих собеседников, весьма далеких от прокоммунистических взглядов, в том числе бывших диссидентов из ряда стран ЦВЕ и даже репрессированных после августовских событий 1968 г. в Праге.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Вестник Европы - М., 2002. - Т. V. - С. 59.

лектуальной элиты признается все время «прислоняющейся» к власти, то к одному, то к другому, то к третьему лидеру. Хотя власть в целом «не слышит» интеллигенцию, и в этом якобы проявляется идейный и нравственный крах русской интеллигенции на рубеже двух веков.

Можно не во всем соглашаться или вовсе не соглашаться с этими довольно резкими оценками, но нельзя не признать, что они отражают отношение к России какой-то (может быть даже и значительной) части общественности восточноевропейских стран.

В европейских странах, в том числе и в Восточной Европе, сейчас (еще более часто, чем ранее) задают вопросы: чем объяснить, что в России, стране с богатой духовной культурой, такая низкая политическая культура? Почему подлинные представители интеллектуальной части общества не хотят заниматься политикой и государственным управлением? Почему в такой богатой всеми ресурсами стране основная масса населения бедствует? Почему чиновники облечены такой большой властью по отношению к преобладающему большинству населения?20.

На смену доверию и симпатиям к России горбачёвских лет пришло в 90-е годы разочарование, а затем и потеря этого доверия значительной частью обществ стран ЦВЕ.

В России в свою очередь (буквально на всех уровнях) потерян интерес к событиям, происходящим в странах Центрально-Восточной Европы, к их политическому и социально-экономическому развитию. Исключение составляет очень узкий круг научных работников в нескольких академических институтах. Ни в печати, ни по телевидению нет не только специальных программ, посвященных жизни восточноевропейских народов, но и отдельных информационных передач. Не только среди широких слоев населения, но даже в среде гуманитарной интеллигенции практически ничего не знают о ходе и методах проведенных в странах ЦВЕ реформ, об их позитивных результатах, о том, как проводилась приватизация, да и просто о том, как сейчас живут люди в Восточной Европе21. А ведь знание всего этого наводит на мысль о реально существовавшей альтернативе проводившимся экономическим и политическим преобразованиям, принесшим столько тяжестей русскому обществу. А без этих знаний, как справедливо отмечает А. Ципко, «будет сохраняться фаталистическое восприятие всех бед и пороков современной Рос-сии»22 и убеждение в том, что все эти беды - неизбежная плата за

20. Восприятие современной России за рубежом. - М., 2001. - С. 16.

21. Объективное восприятие и оценка преобразований в Центрально-Восточной Европе содержится во многих исследованиях, проведенных в ИМЭПИРАН (см., например, Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. - Т. 3. Ч. 1 и 2. - М., 2002). Но они ведь не отражают отношение к Восточной Европе даже малой части российского общества.

22. Россия - М., 2002. - № 185. - 14 окт. - С. 13.

полученную свободу.

В действительности в России, как отмечают многие специалисты, были возможности проведения приватизации и в целом рыночных реформ не столь болезненными для населения методами.

Таковы лишь некоторые из проблем взаимного восприятия России и Центрально-Восточной Европы, которые в 90-е годы ХХ в. самым непосредственным образом влияли на их отношения и до сих пор являются подчас дискуссионными, требующими глубокого научного анализа. Так и не познав их до конца, Россия и страны ЦВЕ с этим багажом вступили в XXI в.

И тем не менее изменения в России и в странах ЦВЕ привели к изменению и их взаимного восприятия. Можно согласиться с выводом авторов прогноза «Россия и мир: 2003», которые утверждают, что «в целом в восприятии России окружающим миром произошли в последнее время немалые позитивные изменения. Это восприятие стало гораздо более ровным и спокойным. В нем почти не осталось завышенных ожиданий, заметно меньше стало как унизительного сострадания и снисходительности, так и открытого злорадства»23. Эту констатацию применительно к рубежу 2002-2003 гг. можно отнести и к новому восприятию России странами Центрально-Восточной Европы. В ней надежда и на становление новых взаимоотношений России и ЦВЕ.

Отношения между Россией и странами Центральной и Восточной Европы, конечно, не могут основываться на принципах прошлых отношений СССР с восточноевропейскими государствами в период до Второй мировой войны и отношений между странами социализма в течение более 40 лет. Нужны совершенно другие подходы к становлению и развитию новых отношений в кардинально новых внутренних и внешних условиях. Сложилась ли основа для формирования новых взаимоотношений за последние 10-12 лет? Какова сейчас политическая и экономическая база для коренного преобразования отношений между Россией и странами ЦВЕ?

Ответ на эти вопросы потребует хотя бы краткого ретроспективного обзора ситуации, сложившейся к началу XXI в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, заявления о «новых отношениях», высокие политические декларации и другие совместные документы не могут сразу повлиять на конкретные аспекты взаимодействия сторон. Но важен сам факт, что после длительного «молчаливого застоя» возникла потребность и возможность признания необходимости действительно новых (и по существу, и по форме) взаимоотношений. Уроки «потерянного десятилетия» постепенно начинают учитываться. Это в свою очередь уже влияет и на конкретную политику России и стран ЦВЕ.

23. Россия и мир: 2003. Ежегодный прогноз. Экономика и внешняя политика. - М., 2002. - С. 40.

Активизация политических отношений между Россией и странами ЦВЕ в первые годы нового века совершенно очевидна. Об этом свидетельствуют и взаимные визиты на высоком уровне, и многочисленные дипломатические переговоры на двусторонней основе и на международных форумах.

Два важнейших обстоятельства определили активизацию политических отношений между Россией и ЦВЕ: осознание восточноевропейским обществом более стабильной внутренней политической ситуации в России начала XXI в., чем это было в 90-е годы прошлого века, и явное сближение России и Запада, происходящее в течение последних двух-трех лет. «С точки зрения и внутренней, и мировой ситуации для России XXI века начинаются совершенно новая фаза, новые отношения не столько с Европой, сколько со всем Западом и всем миром, причем не в идеологической, а в геополитической перспективе»24, - отмечает профессор Венецианского университета Виторио Страда. Это, конечно, относится и к Центрально-Восточной Европе.

Установление благоприятных отношений России с НАТО и Евросоюзом решающим образом повлияло на ее отношения со странами Центральной и Восточной Европы. На смену былой настороженности и недоверию в ЦВЕ постепенно приходят заинтересованность и надежда на развитие прагматических взаимовыгодных отношений. В то же время дает о себе знать и ощущение некоторого предела в экономических связях ЦВЕ с Западом, ожидание хотя и позитивных, но отнюдь не чудотворных последствий от предстоящего вступления в Евросоюз в 2004 г.

Объем экономических отношений России со странами ЦВЕ на протяжении 90-х годов оставался практически на одном уровне, а в ряде случаев даже сокращался. Эта негативная тенденция прослеживалась из года в год. Так, внешнеторговый оборот России со странами ЦВЕ в 1992 г. составил 11,6 млрд. долл., в 1997 г. этот показатель поднялся до 17,7 млрд. долл., а к концу века упал до 10 млрд. долл.25. Товарообмен сократился почти на 30%.

Единственным сектором, в котором сохранялась стабильная ситуация во взаимной торговле России и ее европейских соседей, является энергетический и сырьевой, на долю которого приходилось около 80% всех российских поставок в страны ЦВЕ. В других секторах они составляли ничтожно малые размеры. Например, доля поставок машинотехнических изделий из России в 90-е годы снизилась до 4%. По подсчетам наших экономистов, Россия к концу 90-х годов экспортировала в страны ЦВЕ машин на сумму чуть более 400 млн. долл., что в 60 раз менее аналогичных поставок из ЕС. При этом российский экспорт машин в 11,5 раз ниже объема

24. В. Страда. Европа и русская идеология//Россия и современный мир - М., 2001. -№ 2. - С. 53.

25. Россия и Центрально-Восточная Европа во второй половине 90-х годов ХХ века. Ч. I. - М., 2002. - С. 130.

встречных поставок машин из стран ЦВЕ26.

Можно провести еще множество примеров снижения объема взаимных торговых отношений. Но в то же время появляются и некоторые благоприятные обстоятельства их развития. Такие благоприятные условия для России складываются на рынках Чехии и Словакии, предоставивших России режим наибольшего благоприятствования; а также на рынках югославянских государств. Возможно заключение договоров о свободной торговле с Румынией, Словакией и Сербией.

Если рассмотреть ситуацию по отдельным странам ЦВЕ, то она выглядит в общем почти одинаково для каждой.

В октябре 2001 г. премьер-министр Болгарии Симеон Саксобургски, выступая в парламенте, заявил о своих намерениях возобновить конструктивный диалог с Россией по всем вопросам взаимных интересов с целью максимального использования потенциальных возможностей обеих стран. «В последние годы, - добавил премьер, - он развивался неудовлетворительно». И дальнейшие события конца 2001 - начала 2003 г. продемонстрировали стремление Болгарии к движению по пути нормализации взаимных экономических связей, реакция российской стороны была позитивной.

Позитивным моментом в российско-болгарских отношениях последних двух-трех лет стало увеличение объема торгово-экономических связей на межрегиональном уровне. Подписано более 20 соглашений между Болгарией и отдельными регионами России. Реальные дальнейшие перспективы динамизации отношений двух стран. Во время официального визита в Софию в начале марта 2003 г. президент России В. Путин подчеркнул: «Сегодня в истории российско-болгарских отношений сделан очень важный шаг. На мой взгляд, мы не просто прервали длительный десятилетний период отсутствия связей на высоком уровне, но, по сути, вновь начали на новой базе выстраивать отношения нового созидательного партнерства между Россией и Болгарией». Диалог был продолжен в начале сентября того же года во время встречи президентов двух стран в Сочи. Вместе с тем необходимо понимание того, что плоды восстановления нормального, взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами могут сказаться при наилучшем развитии событий не ранее, чем через 5-6 лет27.

После длительного застоя открываются новые, вполне реальные перспективы придания большей динамики российско-венгерским отношениям. Об этом заявил премьер-министр Венгрии П. Ме-дьешши во время официального визита в Москву во второй половине декабря 2002 г.: «Цель моего визита - открыть новую страницу в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Россия и Центрально-Восточная Европа во второй половине 90-х годов ХХ века. Ч. I. - М, 2002. - С. 138.

27. Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: Взаимоотношения в начале XXI века. - М., 2003. - С. 36.

наших двусторонних отношениях. Перед нами стоит задача - вновь познать и понять друг друга. Развитие всех сфер российско-венгерских отношений, особенно торгово-экономического сотрудничества должно осуществляться под эгидой стремления к прагматизму и взаимной выгоде»28.

Российско-польские политические отношения в 90-е годы носили напряженный характер. Что касается экономических отношений, то здесь наблюдалась более позитивная ситуация. После сокращения взаимной торговли в 1998 и 1999 гг. возобновился рост товарооборота. В 2000 г. он вырос на 62 % по сравнению с предыдущим годом и составил почти 5,5 млрд. долл., сохранившись на этом уровне и в 2001 г. Как и другие страны ЦВЕ Польша широко развивает сотрудничество с отдельными российскими регионами.

Симптомы сдвигов румыно-российских отношений проявились в самое последнее время, особенно в связи со «вторым президентством» И. Илиеску. В 2003 г. подписан наконец, после многолетнего противостояния, межгосударственный договор. Медленно, но все же растет товарооборот между двумя странами.

Отношения Словакии с Россией, носившие в течение 90-х годов «волнообразный» характер (то сближения, то отдаления) в зависимости от внутриполитической ситуации в Братиславе, с началом нового века стали приобретать стабильно позитивное развитие. Во время визита в Москву в ноябре 2001 г. словацкого президента Р. Шустера наметились благоприятные перспективы политических, экономических и культурных отношений.

Важными вехами на пути нормализации российско-чешских отношений стали переговоры на правительственном уровне между двумя странами в 2001-2002 гг. Обе стороны признали, что «отношения Чехии с Европой и с Россией - это два процесса, которые должны дополнять друг друга».

Многие совместные российско-югославские проекты, реализация которых была прервана во время военных действий на территории Югославии, сейчас восстанавливаются. Прежде всего это региональное сотрудничество в металлургической, фармацевтической промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве. Обсуждаются вопросы восстановления прерванного военно-технического сотрудничества.

Сложные проблемы в отношениях России и ЦВЕ постепенно решаются по мере того, как на первый план выдвигаются реальные, конкретные интересы государств. В Центрально-Восточной Европе с обнадеживающей заинтересованностью констатируют не только стабилизацию, но и некоторый рост промышленного производства в России в 2001-2002 гг. Обращено внимание на его увеличение в 2002 г. почти на 4%.

28. Стенограмма выступление П.Медьешши в Дипломатической академии МИД РФ 19 декабря 2002 г., с. 1,4.

Большую роль сыграли и новые обстоятельства политической жизни в России. Аналитики стран ЦВЕ отмечают, что при нынешнем российском президенте Россия вступила в самый длительный период политической стабильности после распада Советского Союза. Формирование многопартийной системы, основанной на законе о политических партиях; создание семи федеральных округов с президентскими представителями, приведшее к совершенствованию законодательных и административных стандартов; новый земельный кодекс, устанавливающий частную собственность на землю; реализация юридических и законодательных реформ - все это тщательно фиксируется в странах ЦВЕ и, конечно, формирует новое отношение к России как политическому и экономическому партнеру.

На взаимоотношения России и стран ЦВЕ влияют и новые международные факторы. Вступление стран ЦВЕ в ЕС создаст серьезные проблемы в отношениях России с этими странами, которые, исходя из торгово-экономического и правового режима ЕС, вынуждены будут пересмотреть двусторонние договоры с Россией (в частности, долгосрочные контракты по энергоносителям) в угоду требованиям Еврокомиссии и соответственно нормам ЕС. Накануне вступления в ЕС почти во всех странах ЦВЕ выражаются серьезные опасения по поводу последствий этого шага для внутриэкономи-ческой ситуации29 и для внешнеторговых связей, в том числе и с Россией.

Что касается российских аналитиков, то их мнение сводится к следующему: исходя из того, что с присоединением стран ЦВЕ к ЕС проблематика их двусторонних торгово-экономических отношений с Россией в значительной мере будет переведена в плоскость отношений между Евросоюзом и Россией, а также принимая во внимание стремление Евросоюза и России в будущем создать общую зону свободной торговли, а затем и единое европейское экономическое пространство, целесообразно уже в ближайшей перспекти-ве30:

1. Заключить между ЕС и Россией соглашения о поэтапном взаимном снижении таможенных пошлин, а также отмене количественных и других ограничений.

2. Заключить между ЕС и Россией специального соглашения о предотвращении негативных для РФ последствий расширения ЕС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Bârbulescu C. Impactul asupra ontreprinderilor din România // Tribuna economicâ. -Buc., 2001, N 45. - Р. 63-65; Силата на нуждата // Икономика. - С., 2001. - Г. 55, бр. 6. - С. 28-30; Blaha J. Slovaquie. 2000-2001. Courrier des pays de l'Est. - P. 2001, N 1016. - Р. 194-208; Ragaru N. Bulgarie, 2000-2001 // Courier des pays de l'Est. - P., 2001, N 1016. - P. 34-50; Petrovic L. Hongrie, 2000-2001 // Courier des pays de l'Est. - P., 2001, N1016. - P. 76-92.

30. Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы... - С. 89 -90.

3. Добиться признания Евросоюзом действительности ранее заключенных долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей из России в страны ЦВЕ.

4. Активизировать процедуры принятия России в ВТО.

5. Сосредоточить взаимные усилия на развитии сотрудничества в области инвестиций, совместного предпринимательства, обеспечении более активного участия в нем российских предприятий обрабатывающей промышленности и машиностроения.

6. Форсировать адаптацию Россией хозяйственного законодательства и технических стандартов ЕС для применения их в своей практике.

7. Поставить перед Евросоюзом вопрос об оказании России поддержки в ее усилиях по правовой гармонизации и адаптации стандартов ЕС.

8. Разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию российских хозяйственных организаций и предпринимателей к расширению и углублению сотрудничества со странами ЕС и странами ЦВЕ, вступающими в него.

9. Разработать и реализовать комплекс мер по поддержке странами ЦВЕ, вступающими в ЕС, сотрудничества своих предприятий с Россией, прежде всего, в области кооперационных и инвестиционных проектов.

Двусторонние договоренности о дружбе и добрососедском сотрудничестве со странами ЦВЕ сейчас дополнены новыми консульскими конвенциями, соглашениями о научном и культурном сотрудничестве, договоренностями о регулярных периодических консультационных встречах, но, к сожалению, не все они реали-зовываются на практике.

Перспективы восстановления экономического сотрудничества между Россией и странами ЦВЕ по прошествии десяти лет вырисовываются исходя из созревшего в этих странах понимания, что ориентация на западные рынки и сотрудничество с европейскими и американскими партнерами не может полностью компенсировать потери стран от их ухода с рынков России и СНГ. На государственном уровне восстановление экономических связей между ЦВЕ и Россией в былых объемах едва ли возможно. Поэтому основной путь, как представляется, - это путь непосредственных контактов с фирмами и предприятиями российских регионов.

Важной составляющей развития экономических отношений является возрождение производственных связей между отдельными предприятиями. Производственное сотрудничество российских предприятий и их партнеров из ЦВЕ имеет перспективы не только в уже ранее сложившихся областях (прежде всего, в отдельных отраслях машиностроения), но и в производстве оборудования для пищевой промышленности, переработке сельскохозяйственной продукции, фармацевтике и пр.

В решении различных проблем экономических отношений России

уроки

«потерянного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

десятилетия» ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ^

с Центрально-Восточноевропейскими странами, помимо государственных, все активнее участвуют предпринимательские структуры. Однако их деятельность требует отрегулированного законодательства, которое способствовало бы росту инициатив и в то же время обеспечивало бы общенациональные интересы.

Существует объективная привлекательность российского рынка для стран Центральной и Восточной Европы как рынка выгодного сбыта продукции, которая будет возрастать по мере стабилизации ситуации в их экономике. Необходимо использовать этот фактор для создания благоприятных условий продвижения товаров российского производства на рынок стран ЦВЕ. Двусторонние договоренности о режиме наибольшего благоприятствования, других формах преференций, создании зон свободной торговли могут стать важным дополнением к общим усилиям России вписаться в международные и общеевропейские процессы либерализации режима торговли и экономического сотрудничества.

Развитие политических и торгово-экономических отношений России со странами Центральной и Восточной Европы требует разработки концепции применительно к отношениям России с каждой страной. Особенности политического и экономического развития отдельных стран ЦВЕ, их усиливающаяся дифференциация сейчас проявляются гораздо более заметно, чем раньше. Именно поэтому со стороны России необходимы новые, нестандартные подходы к формированию ее внешнеполитического курса по отношению к отдельным странам этого региона.

Значительное расширение контактов на всех уровнях между Россией и странами ЦВЕ, а также динамика экономических связей между ними позволяют сделать вывод о завершении былого этапа десятилетнего «отчуждения» и начале качественно нового этапа в их взаимоотношениях. Стабильная прагматическая база этих отношений открыла новые возможности для широкого политического диалога и сотрудничества со всеми государствами Центральной и Восточной Европы. Практически завершено обновление договорно-правовых основ отношений России со странами ЦВЕ. Становятся регулярными встречи на правительственном и парламентском уровнях, устанавливаются отношения между общественными организациями, возобновляются культурные связи.

Наша территориальная близость, традиции давних исторических связей, а главное - интересы взаимовыгодного сотрудничества сегодня и завтра все больше приводят и Россию и страны Центрально-Восточной Европы к осознанию необходимости развития всесторонних добрососедских отношений: и политических, и экономических, и научных, и культурных.

Первое десятилетие XXI в, должно открыть длительный период становления широкого сотрудничества. Не должны повториться роковые ошибки минувшего, «потерянного» десятилетия.