Научная статья на тему 'Наши консультации'

Наши консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши консультации»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», И Б «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. ООО просит разъяснить: в какой момент можно применять вычеты сумм НДС по приобретенным и оплаченным основным средствам, как не требующим сборки (монтажа), так и требующим ее?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров на территории РФ, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно п. 1 ст. 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, подлежат вычетам в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, не требующих сборки (монтажа), подлежат вычету после принятия на учет этих основных средств в качестве объектов основных средств, т. е. после принятия на учет по счету бухгалтерского учета 01 «Основные средства».

Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении основных средств, требующих сборки (монтажа), то необходимо отметить следующее.

На основании п. 6 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при сборке (монтаже) основных средств. При этом согласно п. 5 ст. 172 Кодекса указанные вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов основных средств с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 Кодекса, согласно которому установлен порядок начала начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию).

Учитывая изложенное, суммы налога на добав-

ленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, требующих сборки (монтажа), подлежат вычету после принятия данных основных средств на учет в качестве объектов основных средств (счет бухгалтерского учета 01 «Основные средства*) с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 Кодекса, т. е. с начала начисления амортизации.

Основание: письмо Минфина России от 03.05.2005 № 03-04-11/94.

Вопрос. Организация с 01.01.2003 по 30.06.2004 применяла упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения — доходы. С 01.07.2004 организация перешла на общий режим налогообложения, так как по итогам отчетного периода (9 мес 2004 г.) доход организации превысил 15 млн руб.

Просим разъяснить, следует ли включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные организацией после перехода на общий режим налогообложения за товары (работы, услуги), реализованные (выполненные, оказанные) в период применения упрощенной системы налогообложения без учета налога на добавленную стоимость?

Можно ли принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения, но использованным (реализованным) в период применения общей системы налогообложения? При УСН суммы НДС, предъявленные поставщиком, на расходы не принимались, так как был выбран объект налогообложения по УСН — доходы.

Ответ. Согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются. Поэтому включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные

организацией после перехода на общий режим налогообложения за товары (работы, услуги), реализованные (выполненные, оказанные) в период применения упрощенной системы налогообложения без учета налога на добавленную стоимость, не следует.

Что касается вопроса о суммах налога на добавленную стоимость, уплаченных в период применения упрощенной системы налогообложения по товарам (работам, услугам), использованным после перехода на общий режим налогообложения, то согласно подп. I п. 2 ст. 171 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения по товарам (работам, услугам), использованным после перехода на общий режим налогообложения при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, принимаются к вычету.

Основание: письмо Минфина России от 05.05. 2005 № 03-04-11/97.

Вопрос. Просим дать разъяснение по вопросу определения базы и правомерности применения регрессивной шкалы ставок при исчислении единого социального налога в следующей ситуации.

3 июня 2004 г. ЗАО было реорганизовано путем преобразования в ООО. В связи с этим было выдано свидетельство о государственной регистрации.

В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

На основании абз. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ в трудовых книжках работников была сделана запись о преобразовании ЗАО в ООО. Фактически место и условия труда работников остались прежними. Трудовые контракты не расторгались.

Переходит ли право на применение регрессивной шкалы при исчислении ЕСН от ЗАО к ООО? Переходит ли накопленная в налоговом периоде (с 01.01.2004 по 02.06.2004) заработная плата работников (налоговая база по ЕСН) от ЗАО к ООО?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в

форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Пунктом 9 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица, в части исполнения обязанностей по уплате налогов, признается вновь возникшее юридическое лицо.

При этом, исходя из содержания ст. 50 Кодекса, вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты тех налогов реорганизованного юридического лица, обязанность по которым не исполнена до завершения реорганизации.

Правопреемства в части налоговой базы, в частности по единому социальному налогу, законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 55 Кодекса установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Таким образом, возникшее в результате преобразования юридическое лицо формирует налоговую базу по единому социальному налогу с момента его государственной регистрации без учета выплат, начисленных в пользу физических лиц до реорганизации. Регрессивная шкала ставок единого социального налога могла применяться в 2004 г. вновь возникшим юридическим лицом к выплатам, произведенным данным юридическим лицом в пользу физического лица и превышающим 100

ООО руб., при соблюдении условий, установленных п. 2 ст. 241 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 06.05.2005 № 03-05-02-04/94.

Вопрос. Организация круглогодично ведет добычу полезных ископаемых (товарной руды цветных металлов), которые соответствуют стандарту качества этого предприятия.

Далее эта продукция в течение трех летних месяцев перерабатывается в оловоконцентрат, на который существует государственный стандарт. Может ли быть признано объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых олово в руде, на которое не существует государственного стандарта, а существует стандарт организации (предприятия)?

Может ли организация, используя метод оценки стоимости олова в руде и исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ), учитывать расходы, связанные с добычей оловосодержащей руды (олова в руде), без учета последующих переделов, в том числе производимых самой организацией (транспортирование, хранение, обогащение, сушка и пи п.)?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия).

Поскольку, как следует из вопроса, на олово-концентрат существует государственный стандарт, а на товарную руду цветных металлов - стандарт качества предприятия, то на основании вышеперечисленного полезным ископаемым, добываемым организацией, признается оловоконцентрат.

Кроме того, в соответствии с п. 18 Методических рекомендаций при признании продукции полезным ископаемым необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.

Если техническим проектом разработки месторождения в качестве продукта разработки месторождения предусмотрен оловоконцентрат, то в соответствии с п. 3 ст. 337 Кодекса добытым полезным ископаемым будет признан оловоконцентрат

как продукция, полученная из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся или отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.

Таким образом, если из вышеуказанных документов, а также из лицензии на право пользования недрами будет следовать, что добытым полезным ископаемым является реализуемый оловоконцентрат, то в соответствии с п. 3 ст. 340 Кодекса организация должна определять оценку стоимости данного добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.

Основание: письмо Минфина России от 11.05.2005 № 03-07-01-04/11.

Вопрос. ОАО занимается оптовой торговлей и применяет УСН. Просим разъяснить следующие вопросы.

1. Мы арендуем помещение под офис. Компенсация коммунальных услуг арендодателю предусмотрена договором аренды. В договоре записано, что мы должны оплачивать 40%расходов на электроэнергию. Достаточно ли этого, чтобы учесть эти затраты при расчете единого налога (в помещении установлен единый счетчик электроэнергии, поэтому определить, сколько именно энергии потребили мы, а сколько — арендодатель, невозможно) ? Можем ли мы учесть расходы на воду и отопление помещения, если они не предусмотрены договором аренды — счета выставляют нашей фирме, минуя арендодателя?

2. Мы относим на расходы стоимость только тех товаров, которые реализованы (отгружены) покупателям и оплачены поставщикам, а «входной» НДС мы учитываем в составе затрат, оприходовав товары и расплатившись за них с поставщиком. Правильно ли мы поступаем? То есть достаточно ли факта получения и факта оплаты товаров для того, чтобы отнести «входной» НДС по ним на расходы? Или нужно еще, чтобы они были отгружены покупателям?

Ответ. 1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по единому налогу учитываются расходы в виде арендных платежей

за арендуемое имущество.

Учитывая, что договором аренды предусмотрена оплата ОАО коммунальных услуг за счет их включения в арендную плату, расходы по оплате 40 % затрат на электроэнергию могут быть приняты в качестве расходов при определении налоговой базы по единому налогу на основании подп. 4 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Вместе с тем подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.

В этой связи расходы на оплату коммунальных услуг при применении упрощенной системы налогообложения могут быть отнесены налогоплательщиком к материальным расходам и учтены при налогообложении.

2. В соответствии с подп. 8 и 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта обложения единым налогом налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) и на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по данным товарам).

Статьей 346.17 Кодекса определено, что при применении упрощенной системы налогообложения доходы и расходы определяются по кассовому методу (датой получения доходов налогоплательщика признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав; расходами признаются затраты после их фактической оплаты).

Таким образом, в случае приобретения товаров для дальнейшей реализации налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы как на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, так и на покупную стоимость этих товаров после их фактической оплаты, вне зависимости от момента отгрузки данных товаров в связи с их последующей реализацией.

Основание: письмо Минфина России от 12.05.2005 N9 03-03-02-04/1/116.

Вопрос. ООО реализует товар по договору комиссии (является комитентом). Организация применяет традиционную систему налогообложения. Просим разъяснить, возникает ли у комитента обязанность по уплате ЕНВД при реализации товара комиссионером за наличный расчет. Может ли комиссионер, работающий с применением ЕНВД, при реализации товара, принадлежащего комитенту, выставлять покупателям счета-фактуры от своего имени с выделением НДС? Не возникает ли у него обязанность по исчислению и уплате НДС?

Ответ. В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта РФ в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Согласно ст. 346.27 Кодекса розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

На основании ст. 990 Гражданского кодекса РФ в случае заключения договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (комитента) одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, комитент не может быть признан налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, так как не осуществляет деятельность в сфере розничной торговли.

При этом необходимо учитывать, что привлечение комиссионера к уплате единого налога на вмененный доход возможно только по тем объектам организации торговли, которые принадлежат ему или используются им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т. п.).

В случае же если комиссионер осуществляет розничную торговлю через принадлежащий комитенту на правовых основаниях объект организации торговли, доходы от указанной деятельности комиссионера подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения).

По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС), а также выставления счетов-фактур необходимо отметить следующее.

Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками НДС, и, соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход, НДС не облагаются.

Пунктом 3 ст. 169 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны только налогоплательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ.

Таким образом, организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых единым налогом на вмененный доход, оформлять счета-фактуры не должны. В связи с этим организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход и осуществляющие операции по реализации посреднических услуг на основе договоров комиссии, по суммам комиссионного вознаграждения счета-фактуры не выставляют.

В то же время, как следует из п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N9 914, комиссионеры, осуществляющие продажу товаров от своего имени, должны от своего имени выставлять счета-фактуры по товарам на имя покупателя, а реквизиты этих счетов-фактур передавать комитентам. Данный порядок оформления счетов-фактур следует применять также комиссионерам, уплачивающим единый налог на вмененный доход. Также следует отметить, что изложенный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет НДС по товарам, реализуемым комитентом.

Основание: письмо Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-05-04/124.

Вопрос. Организация (ООО) приобрела нежилые помещения — четыре строения, три из которых планируется полностью сдать в аренду, а одно - предназначено и для сдачи в аренду, и частично для размещения офиса организации. Имеет ли право ООО учесть три строения, предназначенные для сдачи в аренду, на

счете 03 *Доходные вложения в материальные ценности» и исключить их стоимость из базы по налогу на имущество организаций? На каком счете следует учесть четвертое строение?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 N9 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства».

При этом, исходя из требований вышеназванных документов Минфина России, в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но предназначенных не для использования их непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, следует рассматривать указанные объекты в качестве доходных вложений в материальные ценности и в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению отражать на отдельном счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Учитывая требование п. 1 ст. 374 Кодекса, имущество, учтенное организацией в качестве доходных вложений в материальные ценности, не рассматривается в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций до его перевода в состав основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ шашишшшяшшяшшшшшшшшшшшаш

При этом понятие инвентарного объекта основных средств приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 на основе Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Указанное Положение применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности.

Исходя из указанных документов, определение отдельных инвентарных объектов основных средств, а также доходных вложений в материальные ценности в конкретных хозяйственных ситуациях находится в ведении организации.

В том случае, если имущество (в частности, строение) организацией приобретено не только для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, но и используется для собственных, в частности управленческих, нужд и является отдельным инвентарным объектом, то оно подлежит учету на балансе в качестве объекта основного средства (счет 01 «Основные средства») и, соответственно, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Основание: письмо Минфина России от 13.05.2005 N° 03-06-01-04/249.

Вопрос. Адвокатское бюро просит в порядке, предусмотренном ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), разъяснить следующие вопросы, возникающие в работе организации.

1. Существует ли обязанность у адвоката, осуществляющего свою деятельность в адвокатском бюро и имеющего ИНН, присвоенный ему ранее (до полученная статуса адвоката), становиться на налоговый учет по месту жительства самостоятельно ? Какова ответственность у адвоката, осуществляющего свою деятельность ъ адвокатском бюро, за непостановку на налоговый учет по месту жительства ?

2. Возникает ли обязанность у адвокатского бюро, оказывающего услуги своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (п. 5 спи 168, подп. 1 п. 3 ст. 169НКРФ)?

3. В связи с использованием услуг частных нотариусов возникают следующие вопросы:

— обязаны ли частные нотариусы представлять бюро счета-фактуры (п. 5 ст. 168, подп. 1 п. 3 спи 169 НК РФ), как субъекты обложения налогом на добавленную стоимость (абз. 4 п. 2 спи 11, абз. 3 ст. 143 НК РФ), реализация услуг которых не подлежит налогообложению (освобождена от налогообложения) в соответствии с подп. 17 п. 2

спи 149 НК РФ (в случае применения ими общей системы налогообложения); — возникает ли обязанность у бюро представлять в порядке, предусмотренном я. 2 спи 230 НК РФ, сведения о доходах частных нотариусов, полученных от организации (учитывая положения абз. 4 л. 2 ст. 11, абз. 4 п. 2 спи 230 НК РФ и тот факт, что частные нотариусы не подлежат регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуальных предпринимателей) ?

4. Согласно п. 6 спи 244 НК РФ исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов осуществляются бюро в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ. Означает ли эта формулировка обязанность подачи расчета по авансовым платежам за адвокатов? Если да, то составляется ли такой расчет за каждого адвоката в отдельности?

5. В целях применения права адвоката на профессиональные налоговые вычеты (спи 221 НК РФ) к какой категории относятся адвокаты: к налогоплательщикам, поименованным в п. 1 ст. 221 НК (пи е. согласно подп. 2 п. 1 спи 227к лицам, занимающимся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой), или же к налогоплательщикам, поименованным в п. 2 спи 221 (пи е. получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера) ?

Согласно п. 1 спи 226 НК РФ налог на доходы физических лиц с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается, в частности, адвокатскими бюро, именуемыми в гл. 23 НК РФ налоговыми агентами. Согласно п. 2 той же статьи исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых применяются положения спи 214.1, 227 и 228 НК РФ). В абз. 11 п. 2 спи 11НКРФ дано определение: источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Однако вознаграждение адвокату выплачивается доверителем и лишь подлежит обязательному внесению в кассу либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования (п. 6 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Таким образом, источником выплаты доходов адвокату является доверитель, а не адвокатское образование, который и должен являться налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ (либо адвокат производит исчисление и уплату налога самостоятельно в порядке, предусмотренном подп. 1 п. 1 спи 228 НК РФ). Правомерна ли такая трактовка положений НК РФ?

6. Какое порядок амортизации амортизируемого имущества (компьютера), приобретенного за счет средств целевых поступлений, но используемого некоммерческой организацией для осуществления как некоммерческой, так и коммерческой деятельности?

Ответ. 1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N9 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Федеральным законом от 23.12.2003 N9 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вступил в действие с 01.01.2004) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) в части постановки на учет адвокатов.

Согласно п. 6 ст. 83 Кодекса постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта РФ в соответствии со ст. 85 Кодекса.

Советы адвокатских палат субъектов РФ обязаны не позднее 3-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта РФ, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката (п. 2 ст. 85 Кодекса).

Вышеуказанные сведения предусмотрены разд. IV ч. I Перечня сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Указанный Перечень приведен в Приложении к Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110.

Кодексом не предусмотрена обязанность адвокатов подавать заявление о постановке на учет в налоговых органах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность (ст. 106 Кодекса). В соответствии с п. 2 ст. 109 Кодекса при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения это лицо не может быть привлечено к ответственности

за совершение налогового правонарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адвокат не может быть привлечен к ответственности за неисполнение адвокатской палатой, членом которой он является, возложенной на нее обязанности сообщить в налоговый орган сведения об этом адвокате.

2-3. Согласно п. 3 ст. 169 Кодекса при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 Кодекса, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом п. 4 ст. 169 Кодекса установлены операции, при осуществлении которых счета-фактуры не составляются. Услуги адвокатских бюро и нотариусов в данном пункте не поименованы.

Таким образом, адвокатские бюро и нотариусы при осуществлении операций как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению этим налогом, обязаны выставлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж. При этом следует отметить, что на основании п. 7 ст. 168 Кодекса в случае осуществления адвокатами, учредившими адвокатские бюро, и нотариусами наличных денежных расчетов за услуги, оказываемые непосредственно населению, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если покупателям услуг выданы кассовые чеки.

При рассмотрении вопроса о подаче сведений в налоговый орган о доходах частных нотариусов, полученных ими от организаций, следует иметь в виду следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1,227 и 228 Кодекса.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 227 Кодекса частные нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюд-

жет, исходя из сумм полученных ими доходов.

Таким образом, поскольку положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами.

Учитывая, что требования ст. 230 Кодекса, касающиеся ведения учета доходов и представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

4. В соответствии с п. 6 ст. 244 Кодекса исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243 Кодекса, без применения налогового вычета.

Пунктом 3 ст. 243 Кодекса, в частности, предусматривается, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России.

Таким образом, адвокатское бюро представляет расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу в целом с доходов адвокатов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

5. В соответствии со ст. 11 Кодекса для целей налогообложения в качестве индивидуальных предпринимателей рассматриваются адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, для целей налогообложения Кодексом не отнесены к таковым и, следовательно, не рассматриваются в качестве индивидуальных предпринимателей.

Налогообложение налогом на доходы физических лиц доходов адвокатов, работающих в адвокатских бюро, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 226 Кодекса. То есть налог на доходы физических лиц с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. При этом адвокатское бюро является налоговым агентом.

При исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса профессиональные налоговые вычеты адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность в адвокатском бюро, предоставляются в соответствии с п. 2 ст. 221 Кодекса.

6. Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены обязательные реквизиты,

которые должны содержаться в первичных учетных документах для принятия к учету.

По вопросу начисления амортизации по объектам основных средств некоммерческих организаций независимо от того, в каких целях они используются, следует руководствоваться п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н.

Основание: письмо Минфина России от 13.05.2005 № 03-05-01-04/128.

Вопрос. Ломбард просим разъяснить, возникает ли у него обязанность как у налогового агента представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц - залогодателей, имущество которых реализовано ломбардом вследствие неисполнения физическим лицом обязательств по возврату долга?

Ответ. В ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен перечень доходов, признаваемых объектами налогообложения, в числе которых указаны иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ и за пределами РФ.

Статьей 212 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, полученных налогоплательщиком в виде материальной выгоды, не содержащий дохода, полученного налогоплательщиком в в^пр кредита ломбарда в случае залога движимого имущества. В соответствии с указанной статьей, рассматриваемой в контексте со ст. 208 и 209 Кодекса, объектом налогообложения признается доход налогоплательщика, полученный им в виде материальной выгоды в результате осуществления деятельности в РФ или за ее пределами.

Налоги исчисляются исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Кодекса). Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 Кодекса).

Поскольку в гл. 23 Кодекса не указан в числе объектов налогообложения доход, полученный налогоплательщиком от реализации имущества вследствие неисполнения обязательств физическим лицом по возврату долгов, и не может быть определена соответствующая налоговая база как характеристика объекта, правовых основ для налогообложения суммы превышения стоимости реализуемого имущества в счет погашения долга ломбарду не имеется. Следовательно, не возникает обязанности у налоговых агентов представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц.

Основание: письмо Минфина России от 14.05.2005 № 03-05-01-04/133.

Вопрос. Сельскохозяйственный производственный кооператив просит разъяснить, правомерно ли начисление пени за просрочку уплаты авансовых платежей по единому сельскохозяйственному налогу за отчетный период (первое полугодие) ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Статьей 346.7 Кодекса определено, что налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи по указанному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период п. 1 ст. 346.10 Кодекса (пп. 2, 3, 5 ст. 346.9 Кодекса).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 20 постановления от 28.02.2001 № 5 отметил, что в соответствии с положениями ст. 52 - 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового, а в случаях, установленных законом, - отчетного периода на основе налоговой базы, т. е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. Пеня, предусмотренная ст. 75 Кодекса, может быть взыскана с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 Кодекса.

Исходя из изложенного, начисление пени за просрочку уплаты авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу за отчетный период правомерно.

Основание: письмо Минфина России от 16.05.2005 N9 03-03-02-04/1/120.

Вопрос. Организация создана в 2000 г. До 2003 г. организация находилась на упрощенной системе налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 № 222-ФЗ. С 2003 г. организация перешла на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Объект налогообложения — доходы минус расходы.

В 2001 г. была приобретена самоходная техника, которая не была самортизирована на 01.01.2003. При определении налогооблагаемой базы в 2003 — 2004гг. остаточная стоимость этих самоходных машин была включена в состав расходов в соответствии сп.З ст. 346.16НК РФ. В результате инвентаризации в 2004г. было выявлено, что в связи с тем, что данная техника не участвовала в дорожном движении, а работала лишь на внутрицеховых и карьерных площадках, она не была зарегистрирована в Гостехнадзоре, как того требует постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Регистрация была произведена лишь в апреле 2004 г.

Правомерно ли отнесение на расходы в целях исчисления единого налога остаточной стоимости самоходной техники, не зарегистрированной в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин в РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 вышеназванной статьи). При этом расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Подпунктом 2 п. 3 ст. 346.16 Кодекса определен порядок отнесения на расходы стоимости приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения основных средств. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения и включается в расходы в зависимости от сроков их полезного использования.

При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 258 Кодекса.

В соответствии с п. 8 ст. 258 Кодекса основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документаль-

но подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их.

Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение основных средств в соответствии с положениями п. 3 ст. 346.16 начиная с момента регистрации самоходной техники в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.

Основание: письмо Минфина России от 18.05.2005 № 03-03-02-04/1/124.

Вопрос. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ в целях налогообложения прибыли при реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией.

Общие правила признания доходов и расходов для организаций, которые используют метод начисления, приведены соответственно в спи 271 и 272 НК РФ. Кроме того, ст. 318 НК РФ делит все расходы на прямые и косвенные и оговаривает порядок признания косвенных расходов.

Распространяется ли действие спи 271 и 272 НК РФ на порядок признания доходов и расходов при реализации амортизируемого имущества? Обоснованны ли требования налоговых органов о признании расходов, связанных с реализацией конкретного объекта амортизируемого имущества, в периоде получения дохода от его реализации независимо от даты возникновения данных расходов в соответствии со ст. 272 НК РФ?

Отъет. Порядок определения расходов при реализации товаров установлен ст. 268 Налогового ко-

декса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса.

При реализации имущества, указанного в настоящей статье, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортированию реализуемого имущества.

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в подп. 1 п. 1 настоящей статьи, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Таким образом, Кодексом предусмотрен специальный порядок отнесения на расходы убытка от реализации амортизируемого имущества, предполагающий, что после совершения операции по реализации амортизируемого имущества налогоплательщик должен определить финансовый результат отданной операции.

Учитывая, что финансовый результат определяется как разница между суммой остаточной стоимости амортизируемого имущества и расходов, связанных с его реализацией, и доходом от реализации, налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с реализацией амортизируемого имущества, только после признания в налоговом учете доходов от реализации данного имущества и определения финансового результата от указанной операции.

Основание: письмо Минфина России от 18.05.2005 № 03-03-01-04/1/267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.