Научная статья на тему 'Наши консультации'

Наши консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши консультации»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам компьютерных систем «КонсультантБухгалтер» «КонсультантФинансист», «КорреспонденцияСнетов» компании «КонсультантПлюс»

Вопрос. Организация осуществляет операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС согласно подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС у уплаченные поставщикам товаров, используемых при осуществлении операций, как облагаемых, так не облагаемых НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в определенной пропорции. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реыизации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.

Следует ли при определении указанной пропорции учитывать суммы НДС в стоимости отгруженных товаров?

Ответ. Как правомерно указано в письме, согласно п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемых от этого налога, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости указанных товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. При этом в расчете такой пропорции для обеспечения сопоставимости показателей стоимость товаров и услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, следует учитывать без налога на добавленную стоимость.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2004 № 03-04-11/185.

П рое кт « Консул ьтант Бухгалтер» Е. ЗЕРНОВА 17.01.2005

Вопрос. С целью перехода на современные формы расчетов с работниками ФГУП и осуществления безопасности при получении заработной платы был осу-щестмен переход на выдачу заработной платы с применением банковских ластиковых карт. При этом ФГУП отачивает услуги банка по зачислению заработной маты на соответствующие счета работников, а также по годовому обслуживанию пластиковых карт (в размере 500руб. на каждого работника). Включается ли в доход работников в це.1ях НДФЛоплатауслуг банку в виде годового обслуживания мастиковых карт?

Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Следовательно, работодатель должен обеспечить своевременное получение работниками заработной платы через кассу организации или иным образом, включая перечисление сумм заработной платы на карточные счета работников в банках в соответствии с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Учитывая изложенное, оплата организацией банку услуг в виде годового обслуживания банковских карт в связи с перечислением заработной платы и иных платежей работникам не рассматривается в качестве объекта обложения налогом на доходы физических лиц.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2004 № 03-05-01 -04/65.

Е. ЗЕРНОВА Проект « Консул ьтантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК), уплачивающий единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), имеет на балансе столовую, обеспечивающую работников горячим питанием. Площадь столовой не превышает 150 кв. м. В субъекте Российской Федерации, где находится СПКу введен ЕНВД. В связи с иможенным просим разъяснить, необходимо ли переводить столовую на уплату ЕНВД. Если да, то имеет ли СП К право применять систему налогообложения в виде ЕСХН? В уставе СПК не указана среди видов деятельности реализация услуг общественного питания. Прибьии деятельность столовой не приносит, ее выручка в общем объеме реализации не превышает 1 %.

Ответ. В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекса) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2 (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

Таким образом, сельскохозяйственные производственные кооперативы, осуществляющие деятельность по оказанию услуг общественного питания, подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход независимо от размера дохода, извлекаемого от подлежащего обложению единым налогом вида деятельности.

На основании подп .2 п. 3 ст. 346.2 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Данная норма является ограничением, препятствующим применению организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых производство сельскохозяйственной продукции является основным видом деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Основание: письмо Минфина России от 03.11. 2004 №03-06-05-05/16.

Е. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. Ежемесячно представмющий налоговую декларацию по НДС индивидуальный предприниматель просит разъяснить порядок определения даты принятия к вычету сумм НДС, укаченных поставщикам товаров.

Предприниматель без образования юридического лица (ПВОЮЛ) получает от поставщика, находящегося в другом городе, счета-фактуры на товар за прошедший месяц после 20-го числа следующего месяца (т. е. поые представления ПБОЮЛом налоговой декларации по НДС в налоговые органы). При этом счета-фактуры выставляются своевременно, задержка в их получении связана с работой почты.

В каком месяце следует принять к вычету НДС, указанный в счете-фактуре, - когда счет-фактура фактически получен или когда выставлен поставщиком? Какими документами можно подтвердить дату фактического получения счета-фактуры по почте в случае возникновения разног.шсия с налоговыми органами?

Ответ. Согласно ст. 169 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению, является счет-фактура.

На основании п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами по товарам (работам, услугам), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся только в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика имеются в наличии все вышеуказанные документы.

Учитывая изложенное, если счет-фактура получен налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за теми, в которых приобретенные товары оплачены и приняты к учету, то вычет налога на добавленную стоимость должен производиться в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.

Что касается подтверждения даты получения счета-фактуры, направленного поставщиком товаров по почте, то таким подтверждением может являться конверт с проставленным на нем штемпелем почтового отделения, через которое получен счет-фактура.

Основание: письмо Минфина России от 10.11.2004 №03-04-11/200.

Е ЗЕРНОВА Проект « Консул ьтант Бухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. Каким образом следует производить вычет НДС при осуществлении расходов на рекламу; нормируемых в целях исчисления налога на прибьиь в соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, в случае если расходы на рекламу относятся к нескольким отчетным периодам? Вправе ли организация учитывать в составе расходов в целях налогообложения прибьии суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам на рекламу?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 171 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. При этом согласно п. 7 данной статьи Кодекса, в случае если для целей обложения налогом на прибыль организаций расходы принимаются по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем этим нормам. В случае если расходы на рекламу относятся к нескольким отчетным периодам, суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к таким расходам, подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль организаций, в тех периодах, в которых возникают эти расходы.

Что касается сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к сверхнормативным расходам на рекламу, которые в отчетных периодах не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, то такие суммы налога на добавленную стоимость к вычету не принимаются. При этом на основании п.49 ст.270 гл.25 Кодекса указанные суммы налога на добавленную стоимость при исчислении налога на прибыль организаций в составе расходов не учитываются.

Основание: письмо Минфина России от 11.11.2004 № 03-04-11/201.

Е 3 ЕР НОВА Проект « Консул ьтант Бухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. В соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 N2 112-ФЗ имущественный налоговый вычет может быть предостав лен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговый органом.

В связи с указанным просим дать разъяснения по следующим вопросам.

Имеет ли право работодатель предоставить в 2005 г. амущественный налоговый вычет по сделкам купли-продажи квартир, совершенным ранее 2005 г., пли только по сделкам 2005 г. ?

Имеет ли право работодатель продолжить предоставление имущественного налогового вычета в 2005 г., если до этого вычет npeдocmaвляJЛCя налогоплательщику налоговым органом и не был полностью им использован?

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 112-ФЗ исключены из доходов, облагаемых по ставке 35 %, доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих использование таких средств.

В связи с этим имеет ли право работодатель не облагать начиная с 2005 г. сумму материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от экономии на процентах за пользование целевым кредитом, полученным у работодателя ранее 2005 г. и фактически использованным ам на новое строительство али на приобретение квартиры или доли в ней?

Ответ. По вопросу имущественного налогового вычета.

В соответствии с подп. 2 п. I ст. 220 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 112-ФЗ, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005) (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, в сумме, израсходованной им на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли (долей) в ней, в размере фактически произведенных расходов.

Данный имущественный налоговый вычет может быть предоставлен на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, в соответствии с п. 2 ст. 220 Кодекса, либо до окончания налогового периода при обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по утвержденной форме, в соответствии с п. 3 ст. 220 Кодекса.

Статья 220 Кодекса не ограничивает возможность предоставления имущественного налогового вычета у работодателя (налогового агента) годом, в котором у налогоплательщика возникло право на

получение данного имущественного налогового вычета. В соответствии с этим работодатель обязан в 2005 г. предоставить имущественный вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом, при возникновении указанного права как в 2004, так и в 2005 г.

Статьей 220 Кодекса не предусмотрено ограничений по получению остатка имущественного налогового вычета только в налоговом органе при подаче декларации. В соответствии с этим налогоплательщик имеет право в 2005 г. обратиться к работодателю для получения остатка имущественного налогового вычета.

По вопросу налогообложения суммы материальной выгоды.

В соответствии с п. 2 ст. 224 Кодекса налоговая ставка 35 % устанавливается в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 Кодекса, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

В ст. 224 Кодекса устанавливаются налоговые ставки и не содержится положений об освобождении каких-либо доходов от налогообложения.

Таким образом, исключение в ст. 224 Кодекса отдельных видов сумм экономии на процентах от налогообложения по ставке 35 % означает, что в отношении таких сумм должна применяться ставка 13 %, устаноапенная п. 1 ст. 224 Кодекса.

В соответствии с вышеизложенным доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, облагаются с 2005 г. по налоговой ставке 13 %.

Основание: письмо Минфина России от 18.11.2004 №03-05-01-04/83.

Е. ЗЕРНОВЛ Проект «КонсультантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. Закрытое акционерное общество занимается изданием специализированной литературы и реализацией выпускаемой продукции. Можно ли осуществить продажу указанной литературы за наличный расчет через редакцию без применения ККТ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N9 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего места нахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Данным пунктом Федерального закона не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу специализированной литературы.

Таким образом, при осуществлении продажи за наличный расчет специализированной литературы через редакцию должна применяться контрольно-кассовая техника.

Основание: письмо Минфина России от 24.11.2004 №03-01-10/5-190.

Е. ЗЕРНОВЛ Проект «КонсультантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. С 1 января 2005 г. организации, занимающиеся распространением и размещением наружной рекламы, подпадают под обложение ЕНВД. ООО осуществляет рекламную деятельность, размещая мастиковые рекламные конструкции на откосах и склонах вдоль автомобильный дорог. Будет ли деятельность ООО облагаться ЕНВД?

Ответ. Главой 26.3 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) предусмотрено налогообложение в виде единого налога на вмененный доход деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы

рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие. При этом на осуществление рекламной деятельности с использованием пластиковых рекламных конструкций действие гл.26.3 Кодекса не распространяется.

Основание: письмо Минфина России от 25.11.2004 № 03-06-05-04/55.

Е. 3 ЕР НОВА Проект « Консул ьтантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью с 01.01.2004 применяет УСНО. Просим разъяснить, учитываются ли авансовые платежи (т. е. денежные средства, полученные в 2003 г. в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых осуществляется после перехода на УСНО) при определении предельного объема выручки от реа.гизации, позволяющего применять УСНО.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав определяют с учетом положений ст. 249 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 249 Кодекса доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Под реализацией товаров (работ, услуг) согласно п. 1 ст. 39 Кодекса понимается передача на возмездной или в случаях, предусмотренных Кодексом, на безвозмездной основе права собственности на них.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.25 Кодекса организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения включают в налоговую базу по единому налогу на дату перехода ранее полученные суммы авансов и предоплаты.

Указанные суммы авансов (предоплаты) должны учитываться при определении предельного объема выручки от реализации, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, по мере выполнения договорных обязательств на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Основание: письмо Минфина России от 01.12.2004 № 03-03-02-04/1/66.

Е. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. Организацией, применяющей УСНО, приобретено в собственность нежшюе помещение. По истечении месяца после приобретения помещение было предоставлено во временное пользование другой организации по договору аренды сроком на один год с условием, что сдача помещения в аренду не влечет передачу права собственности на него. Можно ли в данной ситуации расходы на приобретение нежиюго помещения учесть при определении налоговой базы по единому налогу coгJtacнo подп. 1 п. 1 ст. 346.16 11К РФ? Является ли данная операция передачей, в результате которой организации следует пересчитать на.юговую базу по единому налогу согласно п. 3 ст. 346.16 ПК РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут учитывать при определении налоговой базы по единому налогу расходы на приобретение основных средств.

Согласно п. 2 названной статьи Кодекса расходы, учитываемые при исчислении единого налога, должны соответствовать положениям ст. 252 Кодекса. Пунктом 1 ст. 252 Кодекса установлено, что для целей налогообложения расходами признаются затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с тем что приобретенное нежилое помещение сдается в аренду, т. е. используется для деятельности, приносящей доход, расходы по его приобретению учитываются при определении налоговой базы по единому налогу.

На операции по передаче объектов основных средств в аренду положение п. 3 ст. 346.16 Кодекса о пересчете налоговой базы на сумму расходов по их приобретению не распространяется, так как при этом право собственности на указанные объекты налогоплательщиками не передается. Реализацией же согласно п. 1 ст. 39 Кодекса признается передача права собственности на товары (работы, услуги) на возмездной или в случаях, предусмотренных Кодексом, на безвозмездной основе.

Основание: письмо Минфина России от 01.12.2004 №03-03-02-04/1/65.

Е. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 17.01.2005

Вопрос. ООО осущест&гяет виды деятыьности, по одному из которых применяет упрощенную систему наюгообложения, а по другому — систему налогообложения в виде единого наюга на вмененный доход для отдмьных видов деятельности. Просим разъяснить, учитываются ли в величине дохода на.югомательщика

(по видам деятельности, находящимся на УС НО), размер которого согласно ст. 346.13 НК РФ ограничен 15 млн руб. за календарный год, фактически поигученные доходы по видам деятельности, находящимся на системе налогообложения в виде ЕНВД. Правомерно ли применение УСНО, если по итогам налогового периода величина дохода по видам деятельности, находящимся на УСНО, не превыси ла 15млн руб., но величина дохода по всем видам деятельности (находящимся как на УСНО, так и на ЕНВД) превышает указанную величину?

Ответ. Согласно п. 4 ст. 346.13 гл. 26.2 "Упрошенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности поодному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные ст. 346.13 Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Таким образом, доходы, полученные налогоплательщиком от видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, включаются в сумму дохода, являющуюся критерием для возврата с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

Основание: письмо Минфина России от 13.10.2004 №03-03-02-04/1/24.

Е. ЗЕРНОВА Проект14 Консул ьтант Бухгалтер" 14.12.2004

Вопрос. Организация, оказывающая услуги по транспортировке нефти, просит разъяснить, включаются ли в налоговую базу по НДС суммы штрафных санкций, полученные от заказчиков услуг за нарушение сроков оалаты и других условий, предусмотренных договорами (несоблюдение срока подачи заявки и иных документов, необеспечение приема нефти в пункте назначения и т. д.).

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Кроме того, согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Денежные суммы, полученные организацией, оказывающей услуги по транспортировке нефти, от заказчиков этих услуг за нарушение сроков оплаты и других условий, предусмотренных договорами, в целях применения налога на добавленную стоимость следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой указанных услуг.

Учитывая изложенное, вышеуказанные денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 18.10.2004 №03-04-11/168.

Е. ЗЕРНОВА Проект " Консул ьтант Бухгалтер" 14.12.2004

Вопрос. ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения (объект - доходы), заключало с банком договор кредита, по которому ООО в качестве заемщика получает кредит в иностранной валюте. За время пользования заемными средствами курс данной валюты по отношению к рублю изменяется, в результате чего обязательство ООО перед банком на момент погашения кредита, выраженное в рублевом эквиваленте, уменьшается. Облагается ли возникшая курсовая разница единым налогом? Облагаются ли единым налогом положительные курсовые разницы, возникающие при приобретении иностранной валюты?

Ответ. Пункт 1 ст. 346.15 гл. 26.2 "Упрошенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) отмечает, что при определении объекта налогообложения по упрошенной системе учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

В соответствии с п. 11 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами признаются втом числе доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, втом числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

Согласно запросу между ООО и банком заключен договор кредита, по которому ООО в качестве заемщика получает кредит в иностранной валюте, при этом курс данной валюты по отношению к рублю за время пользования заемными средствами изменяется, в результате чего обязательство заемщика перед банком на момент погашения кредита, выраженное в рублевом эквиваленте, уменьшается.

Таким образом, по существу на момент погашения кредита произошла уценка обязательства в рублевом эквиваленте перед банком, что представляет собой положительную курсовую разницу, являющуюся внереализационным доходом, увеличивающим налоговую базу по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — единый налог).

По вопросу, касающемуся включения в налоговую базу по единому налогу положительной курсовой разницы, возникшей при приобретении иностранной валюты, можно сказать следующее. Согласно п. 2 ст. 250 Кодекса к внереализационным доходам налогоплательщика относится доход в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, положительные курсовые разницы, возникшие при отклонении курса покупки иностранной валюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту, являясь внереализационными доходами, увеличат налоговую базу по единому налогу.

Основание: письмо Минфина России от 05.11.2004 № 03-03-02-04/1/45.

Е. ЗЕРНОВЛ Проект " КонсультантБухгалтер" 14.12.2004

Вопрос. Российская организация заключи.™ контракт на покупку товаров в Литве для да.1ьнейшей продажи данных товаров в Индию. По условиям контракта товары по поручению организации отправляются в Индию транзитом через территорию РФ. Подлежат ли указанные операции обложению НДС?

Ответ. В соответствии с под п. 1 и 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно ст. 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации в случае, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки или транспортировки за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не является, и, соответственно, операции по реализации таких товаров объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не признаются.

Что касается ввоза указанных товаров на территорию Российской Федерации, то на основании подп. 3 п. 1 ст. 151 Кодекса при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под таможенный режим транзита налог на добавленную стоимость не уплачивается.

Учитывая изложенное, в отношении товаров, приобретаемых организацией в Литве и перемещаемых в Индию через территорию Российской Федерации в таможенном режиме транзита, налог на добавленную стоимость в Российской Федерации не уплачивается.

Основание: письмо Минфина России от 25.11.2004 №03-04-08/134.

О. Б. СОЛДАТОВА Проект " КонсультантФинансист"

17.01.2005

Вопрос. Российская организация планирует приобрести акции российского акционерного общества (АО) у иностранной компании, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ обложению налогом на прибьиь организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов, подлежат доходы иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство

в Российской Федерации, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

Правомерным ли является расчет доли недвижимости в составе активов российского АО, акции которого яв.хяются предметам сделки, исходя из балансовой стоимости активов АО и балансовой стоимости его недвижимого имущества на территории Российской Федерации?

Какие документы о размере доли недвижимого имущества российского АО, находящегося на территории Российской Федерации, следует представить для подтверждения того, что доход иностранной компании, полученный от продажи акций данного АО, не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации?

Ответ. Налоговым кодексом РФ (далее - Кодекс) установлено, что плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающие доходы от источников в Российской Федерации. Налогообложение таких иностранных организаций производится с учетом особенностей, установленных ст. 309 Кодексе.

Так, подп. 5 п. 1 ст. 309 Кодекса предусмотрено, что доходы иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Вместе с тем Кодекс не содержит указаний на необходимость проведения специальной оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации. В том числе не имеется никаких указаний и на необходимость оценки рыночной стоимости недвижимого имущества и активов в целом.

Кодекс также не устанавливает требований к источникам информации, из которых налоговый агент можетузнатьо фактической доле недвижимого имущества. Такие сведения может предоставить ему иностранная организация, продающая акции, на основании имеющихся у нее публикаций общепризнанных частных или официальных источников либо из информации, полученной продавцом

акций от акционерного общества. Необходимая информация может быть получена покупателем акций - налоговым агентом непосредственно от акционерного общества, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законом достоверных источников.

Таким образом, расчет доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского акционерного общества, акции которого продаются, может осуществляться на основании балансовой стоимости активов данного акционерного общества и балансовой стоимости его недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

В качестве документов, подтверждающих размер доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского акционерного общества, целесообразно представить справку от имени данного российского акционерного общества с вышеназванным расчетом, подписанную директором и главным бухгалтером, бухгалтерский баланс (форма N9 I, утвержденная приказом Минфина России от

22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации») и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, утвержденную приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224, в составе: титульного листа, разд. 1, разд. 2 и разд. (по необходимости).

Основание: письмо Минфина России от

15.11.2004 N9 03-08-05.

О Б. СОЛДАТОВА Проект « Консул ьтантФинансист»

17.01.2005

Вопрос. ЗАО признано банкротом, и в отношении него введено конкурсное производство. На основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства проводится замещение активов должника в соответствии со ст. 141 и 115 Закона о банкротстве. Для этого необходимо зарегистрировать новую организацию в форме ОАО, учредителем которого является ЗАО.

Однако в ИМНС конкурсному управляющему бьио разъяснено, что в соответствии с Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидируемая организация не может быть учредителем нового юридического лица.

Правомерно ли это?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N9 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и инди-

видуальных предпринимателей" (далее — Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Согласно п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

В силу п. 1 ст. 141 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Согласно ст. 115 Закона о банкротстве замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 141 Закона о банкротстве порядок и условия замещения активов при конкурсном производстве определяются положениями ст. 115 Закона о банкротстве. Учитывая вышеизложенное, до вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства регистрирующий орган не вправе отказать конкурсному управляющему в регистрации юридического лица, производимого в порядке

и на условиях, определенных Законом о банкротстве.

Основание: письмо Минфина России от 17.11.2004 N9 03-01-11/2-96.

О. Б. СОЛ ДА ТО В А Проект " КонсультантФинансист"

14.12.2004

Вопрос. Организация имеет игровой автомат с вещевым видом выигрыша (детские игрушки). Обязаны ли мы уплачивать налог на игорный бизнес?

Отает. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ игровые автоматы являются объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.

При этом игровой автомат - это специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения (ст. 364 НК РФ).

Как видим, независимо от вида выигрыша (денежный или вещевой) игровые автоматы являются объектом налогообложения в соответствии с гл. 29 НК РФ.

Следовательно, организация, имеющая такие игровые автоматы, по нашему мнению, обязана уплачивать налог на игорный бизнес (см. также письмо МНС России от 12.03.2004 № 22-1-14/413 «О налоге на игорный бизнес»).

Отметим, что согласно ранее действовавшему Федеральному закону от 31.07.1998 № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под игровым автоматом понималось специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения, то есть до вступления в силу гл. 29 Н К РФ игровые автоматы с вещевыми выигрышами, в том числе в виде детских игрушек, не являлись объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.

Э.А. МИЩЕНКО Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

05.11.2004

Вопрос. Согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № ПЗ-ФЗ «О присяжных зaceдameJÍЯx федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» гражданам за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия в качестве присяжного заседателя выплачивается вознаграж-

дение. Просьба разъяснить следующее.

/. Облагается ли данное вознаграждение налогом на доходы физических лиц?

2. Обязан ли paбomoдameJíь сохранять за работником на период его участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя средний заработок?

Ответ. 1. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов обшей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Пунктом 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

В п.1 ст. 11 НК РФ сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное НК РФ не предусмотрено. Определения термина «компенсация» Н К РФ не содержит. Следовательно, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ для целей обложения НДФЛ можно применить определение данного термина, предусмотренное Трудовым кодексом РФ. На основании ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Статьей 165 ТК РФ предусмотрено, что органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, выплачиваемое присяжным

заседателям компенсационное вознаграждение подпадает под действие п. 1 ст. 217 НК РФ и налогом на доходы физических лиц не облагается.

2. Что касается среднего заработка, то из положений п. 3 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N9113-ФЗ следует, что за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Статьей 170 ТК РФ о гарантиях и компенсациях работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, норма, устанавливающая обязанность работодателя сохранять за работником средний заработок в период его участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя, не предусмотрена. При этом работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, а государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 вышеуказанной статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Следовательно, работодатель не обязан в данном случае сохранять за работником средний заработок, однако данный заработок может сохраняться и выплачиваться в случае, если это оговорено в трудовом договоре с работником или в коллективном договоре.

Е.В. КАШИРСКАЯ Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

03.12.2004

Вопрос. Налоговые органы отказали организации в принятии к вычету "входного " НДС в связи с тем, что в счете-фактуре поставщика российских товаров в графе "Страна происхождения" бьио указано "Россия". Правомерны ли действия налоговых органов?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, не

могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом.

В счете-фактуре должна быть указана страна происхождения товара (подп. 13 п. 5 ст. 169 Н К РФ). При этом сведения, предусмотренные в отношении страны происхождения товаров, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация (далее

- иностранные товары) (п. 5 ст. 169 НК РФ).

Данная норма установлена применительно к порядку заполнения графы 10 счета-фактуры в отношении страны происхождения иностранных товаров.

Применительно к товарам, страной происхождения которых является Российская Федерация (далее — российские товары), порядок заполнения соответствующей графы прямо не установлен.

Это, однако, не означает, что в случае указания в счете-фактуре, составленном в отношении российских товаров, страны их происхождения

— "Российская Федерация" или "Россия" нарушается порядок, установленный п. 5 ст. 169 НК РФ.

Следовательно, указание в графе 10 счета-фактуры Российской Федерации как страны происхождения товаров не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом.

Аналогичная позиция высказана в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003 № А52/2652/2002/2, от 18.12.2003 № А56-14258/03, письме Управления МНС России по г. Москве от 23.12.2003 № 24-11/71015 "О заполнении счетов-фактур".

Е.Н. КОЛДЫШЕВА Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

05.11.2004

Вопрос. Организация с 1 января 2004 г. перетяга на уплату ЕСХН. Просим разъяснить.

/. В каком порядке учитываются расходы на приобретение такого основного средства, как дойное стадо?

2. Как учитываются доходы при определении минимально допустимого удельного веса доходов от решизации сельскохозяйственной продукции?

3. Должны ли быть совмещены бухгалтерский учет и учет по ЕСХН?

4. Должна ли организация сдавать бухгалтер-

скую квартальную и годовую отчетность в итоговые органы?

5. Согласно ПБУ18/02 в 2003 г. начисляшсь постоянные итоговые обязательства, налоговые активы. Как остатки по счетам 09, 77 должны отражаться или списываться в 2004 г. ?

6. Должны ли включаться во внереализационные доходы субсидии, полученные из бюджетов всех уровнейу выданные на соответствующие виды расходов (бюджетное финансирование поступает после покупки и отпуска материмое в производство), при расчете ЕСХН?

Ответ. К вопросу 1. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) при определении объекта обложения могут уменьшать полученные ими доходы на сумму расходов на приобретение основных средств.

Стоимость основных средств, приобретенных после перехода на уплату ЕСХН, учитывается на дату передачи их в эксплуатацию. Стоимость основных средств, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН, в зависимости от срока их полезного использования учитывается в течение определенного периода — от одного до десяти лет (п. 4 ст. 346.5 Кодекса).

Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, к амортизируемым основным средствам со сроком полезного использования от 5 до 7 лет отнесен рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка животных). Конкретный срок полезного использования скота, в том числе и относящегося к молочному стаду, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В связи с изложенным при покупке скота, относящегося к дойному стаду, или при переводе молодняка в дойное стадо до перехода на уплату, единого сельскохозяйственного налога расходы по его приобретению (выращиванию) учитываются в течение трех лет в следующем порядке:

в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога — 50 % стоимости; в течение второго года — 30 %; в течение третьего года — 20 %. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России 31.10.2000 № 94н, стоимость молодняка живот-

ных, переводимого в молочное стадо, оценивается по фактической себестоимости. Приобретенные взрослые животные учитываются по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой добавляются фактические расходы по доставке их в организацию.

Расходы по приобретению скота, относящегося к молочному стаду, путем его покупки или перевода из молодняка, осуществленные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываются единовременно на момент передачи скота в молочное стадо.

К вопросам 2 — 3. Согласно п. 1 ст. 346.2 Кодекса в целях гл. 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели при условии, что в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, включая продукцию их первичной переработки, составляют не менее 70 %.

Пунктом 6 ст. 346.5 Кодекса установлено, что в целях гл. 26.1 Кодекса налогоплательщиками ЕСХН доходы учитываются кассовым методом.

Следовательно, при определении указанного выше минимально допустимого удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки доходы следует учитывать также кассовым методом.

Совмещение бухгалтерского учета и налогового учета гл. 26.1 Кодекса не предусмотрено. В то же время в п. 8 ст. 346.5 Кодекса указывается, что налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета, но с учетом положений гл. 26.1 Кодекса.

К вопросу 4. Поскольку согласно п. 8 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщики ЕСХН обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления этого налога, на основании данных бухгалтерского учета, они должны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в об-шеустаноапенном порядке.

К вопросу 5. В связи с тем, что Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, организациями — налогоплательщиками ЕСХН не применяется, в бухгалтерском учете остаток по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложен-

ные налоговые обязательства» отражается только на конец года, предшествующего году перехода на уплату названного налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу 6. В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения ЕСХН не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при налогообложении не учитываются целевые поступления, в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.

Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетополучателям отнесены организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Таким образом, если получаемые организацией субсидии из бюджетов различных уровней предусмотрены бюджетной росписью соответствующего бюджета, то они не учитываются при уплате единого сельскохозяйственного налога.

Основание: письмо Минфина России от 29.12.2004 № 03-03-02-04/1/111.

Е. ЗЕРНОВА Проект « Консул ьтантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. Организация (ЗАО), применяющая упрощенную систему налогообложения и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приобретает за счет собственных средств ценные бумаги, которые в дальнейшем погашаются али реализуются. Вправе ли ЗАО уменьшить налоговую базу по единому наюгу на сумму расходов на приобретение ценных бумаг?

Ответ. Как следует из запроса, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приобретает за счет собственных средств ценные бумаги, которые в дальнейшем погашаются или реализуются.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Перечень расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 Кодекса, является исчерпывающим.

При этом расходы на приобретение ценных бумаг в данном перечне не указаны.

Следовательно, в соответствии с законодательством расходы на приобретение ценных бумаг при применении упрошенной системы налогообложения не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы.

Вместе с тем в случае последующей реализации приобретенных ценных бумаг в соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных ценных бумаг на расходы по оплате их покупной стоимости.

Основание: письмо Минфина России от 31.12.2004 № 03-03-02-04/1-115.

Е. ЗЕРНОВЛ Проект « Консул ьтантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. Организация-генподрядчик (ЗАО), применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы», просит разъяснить. При выполнении отдельных работ по проектированию ЗАО пользуется услугами субподрядных организаций. Значительная часть выручки, полученной от заказчиков за выполненные работы, перечисляется, соответственно, субподрядчикам. Вправе ли ЗАО во избежание экономического двойного налогообложения при определении наюговой базы уменьшить полученные по договору подряда доходы на расходы по on.tame услуг субподрядных организаций ?

Ответ. Согласно положениям гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.

Статьей 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в целях налогообложения не учитываются.

Как следует из запроса, ЗАО, являясь генеральным подрядчиком по договору подряда, поручает выполнение отдельных работ по проектированию субподрядным организациям.

Правоотношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договора подряда, ре-

гулируются гл. 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), из ст. 702 которого следует, в частности, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Гражданским законодательством предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), выступая в этом случае в роли генерального подрядчика.

Цена в договоре подряда, как это установлено ст. 709 ГК РФ, включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Таким образом, доходом генерального подрядчика в целях налогообложения является вся сумма выручки, полученной от заказчиков за выполненные по договору подряда работы.

Оплата услуг субподрядных организаций является для генерального подрядчика его расходами на приобретение работ (услуг) производственного характера, выполненных сторонними организациями. Глава 26.2 Кодекса не предусматривает возможность уменьшения полученных доходов на ка-кие-либо расходы (за изъятиями, установленными п. 3 ст. 346.21 Кодекса) при определении налоговой базы организациями, применяющими УСН с объектом налогообложения «доходы».

Исходя из изложенного ЗАО не вправе при определении налоговой базы уменьшить полученные по договору подряда доходы на расходы по оплате услуг субподрядных организаций.

Что касается возникающего, по изложенному в письме мнению, экономического двойного налогообложения, необходимо учитывать, что применение УСН организациями предусматривает замену уплаты ряда крупнейших по величине изъятия части дохода налогоплательщика налогов (налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на добавленную стоимость) уплатой единого налога, и, кроме того, ставка такого единого налога при выборе в качестве объекта налогообложения доходов установлена в размере 6 %.

Основание: письмо Минфина России от 13.01. №03-03-02-04/1-5.

Е. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. Статьей 325 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодатыя оп.штить стоимость проезда к месту использования отпуска работникау работающего в условиях Крайнего Севера, и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершенна гетним детям), т. е. иждивенцам.

Статья 179 ТК РФ к иждивенцам относит нетрудоспособных членов семьи, которые находятся на полном содержании работника.

При этом исходя из положений п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособными ЧJíeнaмu семьи признаются: несовершеннолетние дети, не достигшие возраста 18 лет, а также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет.

Учитывая изложенное, организация просит разъяснить, могут ли в 2004 г. быть учтены при налогообложении прибыги расходы организации по оплате проезда достигшего возраста 20 лет ребенка, обучающегося в образовательном учреждении по очной форме и находящегося на иждивении работника, работающего в условиях Крайнего Севера.

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьей 325 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя оплатить также стоимость проезда к месту использования отпуска работника, работающего в условиях Крайнего Севера, и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

В соответствии с положением п. 1 ст. 11 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций следует использовать понятие «иждивенец», определение которого содержится в ст. 179 ТК РФ, согласно которому под иждивенцами следует понимать нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для

них постоянным и основным источником средств к существованию.

На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, признаются нетрудоспособными членами семьи кормильца.

Таким образом, ст. 325 ТК РФ распространяется на совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме в образовательном учреждении и не достигших возраста 23 лет, являющихся иждивенцами работника.

Учитывая изложенное, расходы по оплате проезда совершеннолетнего ребенка, достигшего возраста 20 лет, обучающегося в образовательном учреждении по очной форме и находящегося на иждивении работника, работающего в условиях Крайнего Севера, могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль организаций в соответствии с п.7 ст.255 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 13.01.2005 № 03-03-01 -04/1/7.

Е. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. Физическое лицо, не яв.гяющееся индивидуальным предпринимателем, является собственником нежшого помещения в многоэтажном жилом доме. Указанное помещение гражданин сдает в аренду согласно заключенному договору коммерческой фирме.

Просим разъяснить порядок !^югообложения доходов физического лица от сдачи в аренду недвижимого имущества: обязан ли гражданин зарегистрироваться в качестве предпринимателя и уплачивать налог с соответствующих доходов в качестве пред-приниматыя или с полученных доходов необходимо уплачивать НДФЛ в качестве физического лица, не являющегося индивидуа.1ьным предпринимателем.

Ответ. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве инди-

вилуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятел ьности.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ деятельность должна осуществляться самостоятельно, на свой риск и быть направленной на систематическое получение прибыли.

О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

— изготовление или приобретение имущества в целях последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

— хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

— взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок;

— устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой риск. Предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет невозможным.

При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, если сдача имущества в аренду осуществляется при наличии вышеуказанных признаков предпринимательской деятельности, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица и уплачивать налог с соответствующих доходов в качестве индивидуального предпринимателя.

При отсутствии оснований для признания деятельности, связанной со сдачей недвижимого имущества в аренду, в качестве предпринимательской с полученных доходов необходимо уплачивать налог на доходы физических лиц в качестве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Основание: письмо Минфина России от 14.01.2005 №03-05-01-05/3.

Е. 3 ЕР НОВА Проект « Консул ьтантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. На балансе организации числятся легковые автомобили, приобретенные до 01.01.2002 и имеющие первоначальную стоимость более 300 тыс. руб.

Пунктом 9 ст. 259 НК РФ предусмотрено, что по легковым автомобагям, имеющим первоначальную стоимость более 300 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

Следует ли по легковым автомобагям, приобретенным до 01.01.2002 и имеющим первоначальную стоимость более 300 тыс. руб., применять к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5?

Ответ. Порядок начисления амортизации на основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2002, определен ст. 322 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).

Пунктом 1 ст. 322 Кодекса предусмотрено, что по основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, полезный срок их использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом классификации основных средств, определяемых Правительством РФ, и сроков полезного использования по амортизационным группам, установленным ст. 258 Кодекса.

При этом согласно подп. 2 п. 1 ст. 322 Кодекса амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями ст. 258 Кодекса, на 1 января 2002 г. выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления в силу гл. 25 Кодекса.

Согласно ст. 259 Кодекса по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

На основании изложенного выше для легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, в том числе приобретенных до 01.01.2002 и имеющих первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., амортизация определяется как произведение остаточной стои-

мости и нормы амортизации (исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования), определенной в соответствии со ст. 322 Кодекса, умноженной на коэффициентов.

Основание: письмо Минфина России от 14.01.2005 № 03-03-01-04/1/8.

Е. ЗЕРНОВЛ Проект « Консул ьтантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. Организация осуществляет производство мясных полуфабрикатов. С 2003 г. организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Согласно программе производственного контроля, разработанной в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 1.1.1058-01, организация обязана осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных прави.1 и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий. Обоснованно ли в данном случае уменьшение полученных доходов на расходы по проведению мероприятий, связанных с соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов? Каков порядок документального подтверждения данных расходов?

Ответ. В соответствии со ст. 346.18 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывает при определении налоговой базы расходы, перечень которых приведен в п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Вместе с тем в соответствии со ст. 346.16 Кодекса при определении налоговой базы учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся

затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Также согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса в составе материальных расходов принимаются к вычету при исчислении налоговой базы расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Таким образом, расходы на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов организации - производителя мясных полуфабрикатов, применяющей упрощенную систему налогообложения, уменьшают налоговую базу в соответствии со ст. 254 Кодекса.

При этом для соблюдения требования о документальном подтверждении произведенных затрат, указанного в ст. 252 Кодекса, необходимо учитывать, что порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.

Основание: письмо Минфина России от 14.01.2005 №03-03-02-04/1/7.

Е. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 14.03.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.