Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам

ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист»,

ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Согласно п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Многие поставщики организации при оказании услуг заполняют строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель», указывая те же данные, что и по строкам «Продавец» и «Покупатель», вместо того чтобы проставлять прочерки. В строке «К платежно-расчетному документу» при оплате товара за наличный расчет проставляют номер приходно-кассового ордера, приложенного к кассовому чеку.

Является ли это грубым нарушением в составлении счета-фактуры и может ли послужить причиной отказа в вычете НДС?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 данной статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Согласно подп. 3 п. 5 указанной статьи НК РФ в реквизиты счетов-фактур включены наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. В связи с тем что в случае оказания услуг данные понятия отсутствуют, при оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в строках

3 «Грузоотправитель в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес» и

4 «Грузополучатель в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес» должны проставляться прочерки.

В то же время проставление в счетах-фактурах в указанных случаях тех же данных, что и в строках «Продавец» и «Покупатель», не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах.

Что касается заполнения строки счета-фактуры «К платежно-расчетному документу», то Приложением № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, предусмотрено, что при оплате товаров, приобретенных за наличный расчет, в указанной строке счета-фактуры указываются реквизиты кассового чека. В связи с этим НДС, указанный в счетах-фактурах, выставленных при реализации товаров за наличный расчет, в которых отсутствуют указанные реквизиты, к вычету не принимается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от

24 апреля 2006 г. № 03-04-09/07

Е.В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер»

19.05.2006

Вопрос. В связи с изменением п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) организация с 01.01.2006 в учетной политике для целей бухгалтерского учета установила, что активы, в отношении которых выполняются предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита 10 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составематериальн о-производственных запасов.

При этом по таким активам организация, соответственно, не применяет с 01.01.2006 формы первичных учетных документов по учету основных средств. В частности, не оформляются утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7форма № ОС-1 при приеме-передаче основных средств, форма № ОС-2 при внутреннем перемещении объектов, форма № ОС-4 при их выбытии, не открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль такие активы не включаются в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256НК РФ) и отражаются в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Следует ли в этом случае для целей налогового учета по налогу на прибыль по таким активам заполнять и вести Акт приема-передачи объекта основных средств, Накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств, Акт о списании объекта основных средств, Инвентарную карточку учета объекта основных средств?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

При этом согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Таким образом, ведение первичных документов, указанных в вопросе, для налогового учета в отношении имущества, не являющегося амортизируемым и стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, не требуется.

Однако необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от

30.03.2001 № 26н, в целях обеспечения сохранности активов, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 этого Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, которые могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов, в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Если организация примет решение учитывать такие объекты в составе материально-производс твенных запасов, она должна вести по ним соответствующие карточки учета (приходный ордер по форме № М-4, требование-накладную по форме № М-11, карточку учета материалов по форме № М-17 и др.).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98

Вопрос. Как учесть в целях налогообложения прибыли расходы на проведение добровольной сертификации продукции и услуг?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг.

Согласно ст. 20 Федерального закона от

27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в том числе в форме обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на ус-

ловиях договора между заявителем и органом по сертификации (п. 1 ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Таким образом, затраты заявителя на сертификацию продукции и услуг, проводимую в форме добровольной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании», подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Указанные расходы включаются в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат (п. 1 ст. 272 НК РФ).

При этом подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает признание расходов на проведение сертификации только продукции и услуг: производимой налогоплательщиком продукции и оказываемых налогоплательщиком услуг, т. е. в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при налогообложении прибыли, не учитываются расходы на сертификацию, понесенные организацией, реализующей товары, производимые сторонними организациями.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от

25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96

Вопрос. В 2006 г. учредитель внес в уставный капитал организации бывшие в употреблении основные средства. Может ли организация списать единовременно в расходы в налоговом учете 10% от налоговой стоимости полученных таким образом основных средств, если применение амортизационной премии закреплено в учетной налоговой политике организации на 2006 г.?

Ответ. В соответствии с п. 13 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ ст. 259 НК РФ дополняется п. 1.1, согласно которому налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Указанное положение вступает в силу с 01.01.2006.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой

в форме капитальных вложений» капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Таким образом, для того чтобы воспользоваться амортизационной премией, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения.

Учитывая изложенное, организация, получившая основные средства в качестве вклада в уставный капитал, не произвела расходов на их приобретение и поэтому не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 1.1 ст. 259 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 16 мая 2006 г. № 03-03-04/1/452

Вопрос. Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект — доходы). За оказанные услуги заказчик рассчитался банковским векселем номиналом350 000руб. Организация, в свою очередь, передала этот вексель в оплату оказанных услуг своему поставщику. Просим разъяснить порядок учета указанной суммы при расчете единого налога.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

В связи с этим при получении организацией от заказчика банковского векселя номинальной стоимостью 350 000 руб. и дальнейшей передаче этого векселя за оказанные услуги поставщику в состав доходов, учитываемых при налогообложении, включается номинальная стоимость векселя

(350 000 руб.) в отчетном периоде его передачи поставщику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 15 мая 2006 г. № 03-11-04/2/104

Вопрос. Следует ли учитывать при расчете налога на имущество основные средства: переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 мес; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 мес?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», от

30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - ПБУ 6/01) и от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее - Методические указания).

В соответствии с указанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства», а также начиная с расчетов за 2006 г. счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Пунктом 4 ПБУ 6/01 установлено, что для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией

за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 мес или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При этом п. 20 Методических указаний определено, что по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

в эксплуатации;

в запасе (резерве);

в ремонте;

в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;

на консервации.

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

При этом установлено, что выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Таким образом, объекты основных средств, переданные ссудополучателю в безвозмездное временное пользование по договору безвозмездного пользования, переведенные по решению руководства организации на консервацию свыше трех месяцев или находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 мес, списанию с бухгалтерского учета организации-балансодерж ателя не подлежат и рассматриваются в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций у данной организации.

Не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации.

Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», не подлежат налогообложению у этой организации.

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В данном случае необходимо учитывать, что согласно п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 мес.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101

Вопрос. Организация реализует продукцию через свое обособленное подразделение, находящееся в другом субъекте РФ. Оно отгружает товар покупателям и выставляет им счета-фактуры от имени организации.

Нужно ли в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры помимо ИНН и КПП организации указывать ИНН и КПП обособленного подразделения? Или в отношении него достаточно заполнить только строку 3 «Грузоотправитель и его адрес»?

Ответ. Согласно п. 3 ст. 169 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на налогоплательщиков НДС.

В соответствии со ст. 143 Кодекса налогоплательщиками НДС признаются организации. Структурные подразделения организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому в случае если товары реализуются организациями через свои подразделения, не являющиеся юридическими лицами, то счета-фактуры по отгруженным товарам могут выписываться покупателям этими подразделениями только от имени организации. При этом при заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным подразделениями, в строках 2 «Продавец» и 2а «Адрес» указываются реквизиты организации-продавца; в строке 2б «ИНН/КПП продавца» — КПП соответствующего структурного подразделения; в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» — наименование и почтовый адрес структурного подразделения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от

4 мая 2006 г. № 03-04-09/08

Е.В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер»

16.06.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.