Научная статья на тему 'Нарушения действующего законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и ответственность нарушителей'

Нарушения действующего законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и ответственность нарушителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков А. Ю.

Представлен анализ существующих нарушений действующего законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Приведено сопоставление реально существующих нарушений с отраженными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Проанализированы возможности данного Кодекса по предупреждению недобросовестных действий государственных и муниципальных заказчиков. Предложены варианты решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушения действующего законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и ответственность нарушителей»

114

УДК 342.9

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

А. Ю. ПЕШКОВ

НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ

Представлен анализ существующих нарушений действующего законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Приведено сопоставление реально существующих нарушений с отраженными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Проанализированы возможности данного Кодекса по предупреждению недобросовестных действий государственных и муниципальных заказчиков. Предложены варианты решения существующих проблем. Размещение заказов; законодательство; нарушения; заказчики; участники размещения заказов; закупки

Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 94-ФЗ) впервые в практике государственных и муниципальных закупок установлена ответственность за нарушение действующего законодательства в области размещения заказов.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены соответствующие статьи, предусматривающие уровни ответственности за нарушение правил размещения заказов. Вкратце административная ответственность предусмотрена за следующие виды нарушений.

1. Разбивка партий закупок одноименных товаров (работ, услуг), общая стоимость которых превышает соответственно 250 тыс. рублей и 60 тыс. рублей.

2. Нарушение сроков размещения в официальном печатном издании, а также на официальном сайте в сети Интернет извещений о проведении торгов (запросов котировок) и протоколов работы комиссий по размещению заказов.

3. Публикация в печатном издании, а также в сети Интернет недостоверной информации о размещении заказов.

4. Нарушение порядка предоставления конкурсной (аукционной) документации.

5. Нарушение порядка работы комиссии по размещению заказов (порядка вскрытия конвертов, рассмотрения заявок).

6. Нарушение условий государственных и муниципальных контрактов [1, 2].

Таким образом, комиссии по размещению заказов и заказчики несут административную ответственность в случаях, если они:

- уклоняются от проведения конкурсов (аукционов), разбивая закупки продукции на мелкие партии путем проведения запросов котировок (до 250 тыс. рублей);

- аналогичным образом уклоняются от проведения запросов котировок, также разбивая закупки на мелкие партии, но уже до 60 тыс. рублей;

- не соблюдают минимальные установленные сроки приема конкурсных (аукционных, котировочных) заявок;

- не соблюдают сроки размещения на официальном сайте материалов работы конкурсной (аукционной, котировочной комиссии);

- не вовремя опубликовывают в официальном печатном издании итоги проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок;

- нарушают установленный порядок выдачи конкурсной документации;

- не вовремя и не в установленные сроки предоставляют разъяснения конкурсной документации;

- нарушают порядок вскрытия конвертов;

- необоснованно отказывают кому-либо в участии в размещении заказов;

- необоснованно отклоняют заявки на участие в размещении заказов;

- опубликовывают недостоверную информацию о ходе проведения размещения заказов;

- заключают контракты с нарушением заранее оговоренных условий;

- увеличивают стоимость государственного контракта.

Таким образом, значительная часть прав участников размещения заказов оказывается защищенной [1, 2].

Вместе с тем указанные выше административные меры имеют ряд серьезных недостатков. Среди них можно назвать следующие.

1. В нормативных правовых актах до сих пор не определено понятие «одноименные товары (работы, услуги)». Это означает, что доказать, имела ли место разбивка в настоящий момент практически невозможно.

2. До сих пор официально не утвержден временной период, в рамках которого можно осуществлять мелкие закупки (стоимостью до 60 тыс. рублей), т.е. формально в данном случае вообще не может быть никакой разбивки.

3. Современное развитие информационной системы размещения заказов не позволяет определить точную дату размещения на официальном сайте протоколов заседания комиссии по размещению заказов.

4. Газета, являющаяся официальным печатным изданием, выходит 1 раз в неделю, а именно в пятницу. При этом срок приема объявлений заканчивается за два дня до выхода газеты (в среду). Таким образом, если итоги процедуры закупки подведены, например, в четверг или в пятницу, данная закупка сразу же подпадает под действие Кодекса, так как

А. Ю. Пешков • Нарушения действующего законодательства

115

сроки публикации итогов размещения заказов составляют 5 дней (астрономических).

Кроме этого, следует отметить следующие серьезные нарушения, которые действие Кодекса не затронуло.

1. Кодекс не затронул нарушителей, которые вообще проигнорировали Закон 94-ФЗ, и, вместо проведения необходимых процедур, разместили заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) вообще без обоснования, либо с необоснованной ссылкой на соответствующую статью Закона.

2. Кодекс предусматривает наложение штрафов на тех, кто нарушил сроки публикации каких-либо материалов работы комиссии по размещению заказов. При этом Кодекс не уточняет, как поступать с теми, кто вообще не пользовался информационными услугами.

3. В Кодексе предусматривается ответственность за необоснованный отказ к допуску в торгах на стадиях вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Вместе с тем, не предусмотрена ответственность за нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в том числе оценка исходя из критериев, не заложенных в конкурсной документации.

4. Полностью упущена стадия разработки конкурсной документации. Так, в Кодекс не вошли нарушения, существенно ограничивающие круг потенциальных поставщиков, и, соответственно, резко снижающие эффективность размещения заказа, создающие «питательную» среду для злоупотреблений и коррупции, в том числе:

- завышенные требования к участникам конкурса (например, к опыту работы, объемам производства, наличию того или иного оборудования и т.п.);

- требования к представлению документов, не предусмотренных Законом 94-ФЗ;

- нечетко сформулированное техническое задание;

- ссылки на конкретные торговые наименования в техническом задании, либо вообще техническое задание, написанное под конкретного поставщика.

5. Упущен момент принятия конкурсной комиссией к оценке заявок, которые подлежали отклонению на стадии рассмотрения (например, не имеющих разрешительных документов на производство работ, поставки товаров, оказание услуг) [1, 2].

Таким образом, оставляя без внимания недостатки Закона, которые мы не предполагаем рассматривать в настоящей статье, необходимо сделать следующие выводы.

Незаконные действия заказчиков, обозначенные в Кодексе, практически не сформулированы. Это означает, что в одних ситуациях заказчик не может «обойтись» без указанных нарушений, в противном случае будет сорван закупочный процесс. В других -невозможно точно определить, имели ли место нарушения или нет.

Кроме этого, широчайший пласт грубейших нарушений, которые можно отнести к коррупционной группе, Кодексом вообще не охвачен.

Таким образом, внесенные в Кодекс изменения не решают существующих проблем. Данный документ требует серьезной доработки. В том числе должны быть введены соответствующие статьи, касающиеся грубых нарушений. В частности в Кодексе необходимо предусмотреть следующие вопросы.

1. Необоснованное размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

2. Нарушения порядка составления конкурсной документации, в том числе, установление завышенных требований, противоречащих Закону, к участникам размещения заказа, использование в техническом задании ссылок на конкретные торговые наименования, разработка технического задания «под конкретного поставщика».

3. Оценка заявок на участие в процедурах размещения заказов, исходя из критериев, не заложенных в конкурсной документации.

4. Дискриминационное отношение комиссий к участникам размещения заказов.

В связи с вышеизложенным при отражении в Кодексе указанных вопросов контроль за размещением заказов приобретет более действенные формы. В частности, указанные в данной статье упущенные в настоящее время моменты в первую очередь касаются нарушений так называемой коррупционной группы.

Таким образом, введение в Кодекс необходимых статей существенно сузит пространство для «маневра» недобросовестным заказчикам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.