Научная статья на тему 'Наиболее важные изменения в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе'

Наиболее важные изменения в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ЗАКАЗЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наиболее важные изменения в законодательстве о государственном (муниципальном) заказе»

Консультирует «М3»_________

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ЗАКАЗЕ

Федеральный закон от 20.04.2007 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 53-ФЗ), вступивший в силу 25.04.2007, внес существенные изменения в порядок осуществления государственных (муниципальных) закупок. Рассмотрим наиболее важные из них (при подготовке данной публикации использовались материалы Письма Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 26.04.2007 № 07/4686 «О введении в действие Федерального закона от 20.04.2007 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхи муниципальныхнужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В первую очередь следует отметить, что с 25.04.2007 действие Закона № 94-ФЗ распространяется на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (изменения в части 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ).

Конкретизировано понятие «государственного и муниципального заказчика» (статья 4 Закона № 94-ФЗ). В соответствии с новой редакцией «Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджет-

ные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования».

Обращаем внимание, что Законом № 94-ФЗ теперь прямо установлено, что внебюджетные фонды (например, территориальные фонды ОМС) и бюджетные учреждения также являются государственными и муниципальными заказчиками.

Кроме того, определено, что объектом регулирования Закона № 94-ФЗ теперь является размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг не только за счет бюджетных средств, но и внебюджетных источников финансирования, что в прежней редакции также не было четко написано.

В соответствии с частью 1 статьи 6 и пунктом 4 части 1 статья 12 Закона № 94-ФЗ установленная начальная цена контракта

________Консультирует «М3»

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

должна являться максимальной ценой контракта. Следовательно, контракт не может быть заключен на сумму, превышающую начальную (максимальную) цену. При этом конкретизировано основание для отказа в допуске к участию в процедурах размещения заказа; четко предусмотрено, что в допуске к участию в процедуре размещения заказа должно быть отказано, если предложенная в заявке цена контракта (цена лота) превышает начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).

Законом № 53-ФЗ введено понятие «одноименных товаров, работ, услуг» (часть 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).

«6.1. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов».

Как известно, таким органом является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Таким образом, отнесение товаров, работ, услуг к одноименным товарам, работам, услугам осуществляется на основании номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

На основании части 6 статьи 10 Закона № 94-ФЗ совместные торги могут проводиться не только при размещении заказа на поставку одноименных товаров, но и на выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.

С 25.04.2007 сведения, предусмотренные реестром контрактов, должны направляться заказчиком в течение трех рабочих дней (ранее — трех календарных дней) в уполномо-

ченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (часть 3 статьи 18 Закона № 94-ФЗ).

Пунктом 2 части 3 статьи 19 Закона № 94-ФЗ расширен перечень лиц, сведения о которых включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В реестр теперь также включаются сведения об участнике запроса котировок, уклонившемся от заключения контракта.

Закон № 94-ФЗ дополнен предложением следующего содержания: «Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускаются» (часть 10 статьи 7).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ

В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлена прямая обязанность заказчика отказаться от заключения контракта с победителем торгов или запроса котировок либо с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт (при уклонении победителя торгов или запроса котировок от заключения контракта) в случае установления следующих фактов:

— проведение ликвидации участников размещения заказа — юридических лиц или проведение в отношении участников размещения заказа — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей процедуры банкротства;

— приостановление деятельности вышеуказанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— предоставление вышеуказанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, входящих в состав заявки на участие в торгах;

— нахождение имущества вышеуказанных лиц под арестом, наложенным по решению

Менеджер

здравоохранения .

Консультирует «М3»_________

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Ранее при установлении вышеуказанных фактов возможность отказа от заключения государственного контракта являлась лишь правом заказчика.

Дополнительно установлено, что не допускается изменение только существенных условий контракта, заключаемых по итогам процедур размещения заказа путем проведения торгов, запроса котировок, а также при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (часть 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ).

Как известно, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, изменение условий государственных контрактов, не являющихся существенными, в настоящее время разрешено. Ранее запрещалось изменение любых условий государственных контрактов, в том числе и изменение условий, не являющихся существенными.

Частью 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ определены порядок и случаи внесения изменений в существенные условия контракта, а именно:

— увеличен размер возможного изменения объема работ, услуг, предусмотренных контрактом, с 5 до 10%;

— стало возможным изменение количества предусмотренных к поставке контрактом товаров, но не более чем на 10% такого количества (ранее такая возможность отсутствовала).

При этом при размещении заказа путем проведения конкурса возможно изменение количества товаров, объемов работ, услуг, а при размещении заказа путем проведения аукциона — только количества товаров. Изменение объемов работ, услуг при размещении заказа путем проведения аукциона не допускается.

Запрет на изменение объемов работ необходимо учитывать при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. С 01.01.2008 вступит в силу часть 4.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, указывающая, что размещение заказа на выполнение вышеуказанных работ должно будет в обязательном порядке осуществляться исключительно путем проведения аукциона. Таким образом, с 01.01.2008 при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд запрещено вносить изменения в условия государственного контракта, связанные с объемами выполняемых работ.

В случае сокращения потребности в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг заказчик обязан изменить цену контракта, но не более чем на 10% такой цены контракта, а при поставке (выполнении, оказании) дополнительных товаров (работ, услуг) — вправе изменить цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг.

Кроме того, частью 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлен порядок пересчета цены контракта при изменении количества поставляемых товаров (цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта

________Консультирует «М3»

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

на предусмотренное в контракте количество такого товара).

Включена норма, согласно которой при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), кроме случая правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (часть 6.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ).

Введена норма, в соответствии с которой в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств, заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер, с согласия такого участника. При этом контракт заключается на условиях и по цене, предложенных победителем торгов с учетом ранее поставленного количества товара, выполненного объема работ, оказанного объема услуг (часть 8.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ).

Установлена ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за просрочку исполнения обязательств по контракту, а также размер такой ответственности (часть 11 статьи 9 Закона № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 94-ФЗ контракт должен содержать обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Внесены существенные изменения в порядок заключения контракта (часть 5 статьи 27, часть 1.1 статьи 29, часть 1.1 статьи 38, статья 47 Закона № 94-ФЗ), а именно:

— установлен запрет на заключение контракта ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протоколов, составленных по итогам процедур размещения заказа путем проведения торгов (подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если конкурс признан несостоявшимся, и т.д.);

— установлен запретна заключение контракта ранее чем через 5 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Данная норма введена в целях предоставления возможности участникам размещения заказа обжаловать действия (бездействие) заказчика в уполномоченный орган. Ранее в случае заключения контракта до истечения 10-дневного срока на обжалование, установленного частью 2 статьи 57 Закона № 94-ФЗ, заявитель имел право обратиться только в суд.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Частью 1 статьи 15 Закона № 94-ФЗ введены границы процента обязательного размещения государственными заказчиками заказа у субъектов малого предпринимательства.

Ранее обязательный процент составлял 15%, теперь установлен от 10 до 20% годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Также установлено, что размещение заказа у субъектов малого предпринимательства может осуществляться не только путем проведения торгов, но и путем запроса котировок.

Установлена предельная начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства (часть 1.1 статьи 15 Закона № 94-ФЗ). Ранее данный вопрос регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)».

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ЛОТОВ

В новой редакции Закона № 94-ФЗ установлены правила проведения торгов с выделением лотов. По каждому лоту должен заключаться отдельный государственный

Менеджер

здравоохранения .

Консультирует «М3»_________

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

контракт. Ранее правовое регулирование проведения торгов с выделением лотов отсутствовало. Изменения, внесенные в Закон № 94-ФЗ (часть 2.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ), предоставили участнику размещения заказа при формировании заявки на участие в торгах право выбора следующих вариантов возможных действий:

1.1. Формирование заявок на участие в торгах отдельно на каждый лот. При этом в случае подачи участником размещения заказа отдельных заявок на участие в нескольких лотах торгов в составе каждой заявки должен содержаться полный пакет документов и сведений, требуемых Законом № 94-ФЗ и конкурсной документацией (документацией об аукционе).

1.2. Формирование одной заявки на все лоты торгов. При этом форма № 2 «Конкурсное предложение» («Аукционное предложение»), являющаяся неотъемлемой частью любой конкурсной документации (документации об аукционе), участником размещения заказа может формироваться отдельно на каждый лот.

1.3. Формирование одной заявки на все лоты торгов. При этом в случае участия в нескольких лотах торгов участник размещения заказа вправе сформировать общую форму № 2 «Конкурсное предложение» («Аукционное предложение»), являющуюся неотъемлемой частью любой конкурсной документации (документации об аукционе), на все лоты торгов, в которых он принимает участие.

С 25.04.2007 запрещается отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе (аукционе) на основании подачи заявки на участие в торгах отдельно на каждый лот, а также на основании формирования формы № 2 «Конкурсное предложение» («Аукционное предложение») в составе заявки на участие в торгах отдельно на каждый лот, в котором принимается участие.

Проект контракта должен быть составлен по каждому лоту торгов отдельно. При этом в случае идентичности контрактов по всем лотам конкурсной документации (документации об аукционе) допускается прикладывать к

конкурсной документации (документации об аукционе) один проект государственного контракта без указания в нем предмета конкурса или аукциона (лота). Указанные сведения подлежат занесению в проект контракта при выявлении победителя торгов и подготовке проекта контракта к подписанию сторонами. Также установлено, что проект контракта является неотъемлемой частью конкурсной документации (документации об аукционе).

В случае, если торги проводятся по нескольким лотам, такие торги (конкурс или аукцион) признаются несостоявшимися только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка или не подана ни одна заявка (часть 11 статьи 25, часть 11 статьи 35 Закона).

Введено правило о возврате поданных участником размещения заказа двух и более заявок в отношении одного и того же лота торгов. В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в торгах в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в торгах такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику (часть 3 статьи 26, часть 2.1 статьи 36 Закона № 94-ФЗ).

В случае если торги проводятся по нескольким лотам, такие торги (конкурс или аукцион) признаются несостоявшимися только в отношении тех лотов, по которым ни один участник размещения заказа не признан участником конкурса (аукциона) либо только один участник размещения заказа признан участником конкурса (аукциона) — часть 4 статьи 27, часть 5 статьи 36 Закона № 94-ФЗ.

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ

Существенно сокращен объем извещения о проведении конкурса или аукциона, публикуемого в официальном печатном издании и размещаемого на официальном сайте.

________Консультирует «М3»

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

Уточнены требования к содержанию извещения (ряд сведений исключен из части 4 статьи 21 Закона, ряд сведений изложен в новой редакции).

Предусмотрено право заказчика вносить изменения в извещение о проведении торгов (конкурса или аукциона) не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах. При этом срок подачи заявок на участие в торгах должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе) до даты окончания подачи заявок на участие в отрытом конкурсе такой срок составлял не менее чем 20 дней; аукционе — 15 дней (часть 4.1 статьи 21, часть 3.1 статьи 33 Закона № 94-ФЗ).

КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ АУКЦИОНЕ

Установлен прямой запрет для злоупотреблений в части предъявления к участникам размещения заказов необоснованных требований (наличие материально-технических мощностей, персонала и т.п.), в том числе в завуалированной форме в виде требований к качеству товара, работ, услуг. Не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания

услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом № 94-ФЗ (часть 2.1 статьи 22 Закона № 94-ФЗ).

Предусмотрено право заказчика вносить изменения в конкурсную документацию (документацию об аукционе) не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие соответственно в конкурсе или в аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в торгах продлевается аналогично с порядком внесения изменений в извещение о проведении торгов (часть 3 статьи 24, часть 9 статьи 34 Закона № 94-ФЗ ).

Таким образом, существенно сокращен срок, предусмотренный Законом № 94-ФЗ на внесение изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе). Ранее на внесение изменений в конкурсную документацию и документацию об аукционе предусматривался срок не менее 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в торгах.

Установлен минимальный порог обеспечения исполнения государственного контракта. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения государственного контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ТОРГАХ

В новой редакции Закона № 94-ФЗ определяется «дата начала срока подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе)» — день, следующий за днем опубликования или размещения извещения о проведении конкурса (аукциона), — пункт 9 части 4 статьи 22, пункт 2 части 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ.

На конверте с заявкой на участие в конкурсе разрешается указывать фирменное

Менеджер

здравоохранения .

Консультирует «М3»_________

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

наименование и почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего такую заявку. Конкретизировано, что заказчик не может отказать в приеме конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике, подавшем такой конверт. Требование об обязательном обезличивании заявок отменено. Выбор формы подачи заявки на участие в конкурсе с указанием своих реквизитов или в обезличенной форме осуществляет участник размещения заказа.

Уточнено, что от участника размещения заказа не допускается требовать не только документы, не предусмотренные Законом № 94-ФЗ, но и сведения, не предусмотренные Законом № 94-ФЗ (часть 4 статьи 25, часть 3 статьи 35 Закона № 94-ФЗ).

Исключено право комиссии при осуществлении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также право заказчика, уполномоченного органа при регистрации заявок на участие в аукционе требовать от участников размещения заказа разъяснения положений заявки и документов, представленных в составе такой заявки (часть 7 статьи 26, часть 8 статьи 35 Закона № 94-ФЗ).

РАССМОТРЕНИЕ, ОЦЕНКА И СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ

Увеличен срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе с 10 до 20 дней (часть 1 статьи 27 Закона № 94-ФЗ).

Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе в обязательном порядке должна быть цена контракта. Кроме того, исключена недействующая норма о том, что при оценке заявок на участие в конкурсе могут использоваться иные критерии, предусмотренные законодательством о размещении заказов (часть 4 статьи 28 Закона № 94-ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при проведении конкурса должно быть установлено не менее двух критериев оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе и цена контракта.

Расширен перечень работ, услуг при размещении заказов на выполнение, оказание которых может устанавливать такой критерий оценки заявок, как квалификация участника. Установлено, что такой критерий может применяться, в частности, при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение проектных, изыскательских и аварийно-спасательных работ, на оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг в области оценочной деятельности, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа (часть 5 статьи 28 Закона № 94-ФЗ).

Определены действия заказчика при возникновении ситуации, когда по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по всем критериям оценки заявок, установленным конкурсной документацией, выявляется, что конкурсные предложения, содержащиеся в таких заявках, полностью идентичны. Частью 8 статьи 28 Закона № 94-ФЗ установлено, что в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся равные условия исполнения контракта, то победителем признается участник, подавший заявку ранее остальных участников.

Частью 2 статьи 29 Закона № 94-ФЗ установлено право заказчика принять решение о признании конкурса несостоявшимся в случае уклонения участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения контракта. В указанном случае заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 11 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. При этом такой контракт в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 94-ФЗ должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в кон-

________Консультирует «М3»

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

курсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации.

Особо необходимо обратить внимание на то, что цена такого контракта не должна превышать цену контракта, указанную в заявке победителя конкурса, а не начальную цену государственного контракта, как было установлено ранее.

Изменены сроки для подписания и опубликования протоколов, составляемых в результате проведения процедур размещения государственного заказа путем проведения торгов. Даны уточнения в части рабочих и календарных дней.

РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА СПОСОБОМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК

Увеличен верхний предел начальной цены государственного контракта, при которой возможно размещение государственного заказа способом запроса котировок, с 250 тысяч рублей до 500 тысяч рублей (часть 2 статьи 42 Закона № 94-ФЗ).

Увеличена предельная сумма закупки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг способом запроса котировок в течение одного квартала с 250 тысяч рублей до 500 тысяч рублей (часть 3 статьи 42 Закона № 94-ФЗ).

Дополнены требования, предъявляемые к содержанию запроса котировок (пункт 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ). Так, в запросе котировок дополнительно должны быть указаны следующие сведения:

1) характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг;

2) требования, установленные заказчиком:

— к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;

— к безопасности товара, работ, услуг;

— к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

— к размерам, упаковке, отгрузке товара;

— к результатам работ;

— иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Установлена обязанность заказчика одновременно с извещением о проведении запроса котировок размещать на официальном сайте информацию проекте государственного контракта (часть 1 статьи 45 Закона № 94-ФЗ).

Разграничен порядок проведения запроса котировок на сумму до 250 тысяч рублей (размещение на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок) и на сумму от 250 до 500 тысяч рублей (размещение на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок не менее чем за 7 рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок) — часть 1 статьи 45 Закона № 94-ФЗ.

Установлена обязанность заказчика на указание в запросе котировок слов «или эквивалент» в случае ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя (часть 2 статьи 45 Закона № 94-ФЗ).

При этом в случае несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, уже используемыми заказчиком, указание на эквивалент в запрос котировок может не включаться.

Эквивалентность товаров должна определяться в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми на основании пункта 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ, а именно:

— наименование, характеристики (в том числе технические) и количество поставляемых товаров;

Менедже1

здравоохранения .

Консультирует «М3»_________

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

— требования заказчика к качеству и безопасности товара;

— требования заказчика к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

— требования заказчика к размерам, упаковке, отгрузке товара.

Исключается обязанность заказчика направлять запрос котировок в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также организации инвалидов.

Установлена обязанность заказчика размещать извещение о проведении запроса котировок на официальном сайте в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Ранее размещения вышеуказанного извещения на официальном сайте в указанном случае не требовалось. При этом сохраняется обязанность заказчика направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных запросом котировок, исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц (часть 5 статьи 45 Закона № 94-ФЗ).

Уточнено, что случае, если подана единственная котировочная заявка и после продления срока подачи котировочных заявок на 4 рабочих дня не подано ни одной дополнительной котировочной заявки, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, только если его котировочная заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и цена контракта, предложенная таким участником в котировочной заявке, не превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок (часть 6 статьи 46 Закона № 94-ФЗ).

Установлено право заказчика по согласованию с контролирующим органом в сфере

размещения государственного заказа разместить государственный заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 13 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ в случае если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка.

При этом государственный контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок, и цена заключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок (часть 8 статьи 46 Закона № 94-ФЗ).

Установлена обязанность заказчика не рассматривать и отклонять котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок (часть 3 статьи 47 Закона № 94-ФЗ).

Исключена необходимость опубликования протокола оценки и сопоставления котировочных заявок в официальном печатном издании. Необходимость размещения указанного протокола на официальном сайте в день его подписания сохраняется.

Статья 47 Закона № 94-ФЗ дополнена частью 7.1, в соответствии с которой государственный контракт может быть заключен не ранее чем через 5 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола.

При этом проект государственного контракта вместе с экземпляром протокола оценки и рассмотрения котировочных заявок должен быть передан победителю в проведении запроса котировок в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного протокола (часть 4 статьи 47 Закона № 94-ФЗ).

________Консультирует «М3»

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА)

Перечень оснований для размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) расширен.

Часть 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ дополнена следующими основаниями:

1) при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с частью 8 статьи 46 Закона № 94-ФЗ (пункт 13 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ);

2) осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, публичные закупки на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, входят в объем государственного заказа и являются размещением государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В связи с этим уточняется понятие размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленное частью 1 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 указанной статьи Закона № 94-ФЗ, — государственный или

муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор.

При этом установлен прямой запрет на размещение заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

По итогам размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по указанному основанию могут быть заключены как государственные контракты, так и иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. При этом письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи,

Менеджер

здравоохранения .

Консультирует «М3»_________

Консультант — д.э.н. Ф.Н.Кадыров

позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Учитывая вышеизложенное, первичные учетные документы (счет, счет-фактура и т.д.), являющиеся основанием для взаимных расчетов, также признаются гражданско-правовыми договорами.

Часть 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ приведена в соответствие с положениями Федерального закона «О естественных монопо-

лиях» и общегосударственной реформой в электроэнергетике в части дополнения основанием для размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — заключается договор энергоснабжения или купли—продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пункт 2.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ).

new

В Издательском доме «Менеджер здравоохранения» издана новая книга:

IIIIIIIIIIIIIIIII I min in mm и I

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

I Ф.Н.Кадыров Mill IIIII II IIIIII 1 lllllll Mil Hill

ши mm ш iiiiiiiiiiiii пнш iiiiiiiii iiiiiiiiiii lllllll III HIM iiiiiiiiiiiiii Методы оценкиihhhiiiiiiiii

эффективности Hill IIIIIIIIIIIIII Hill IIIIIIIII Hill

деятельности Hlllllllllllllllllll lllllll Hill III

медицинских iiiiiii iiiiiii IIIIIIIIIIIIII llll

учреждений iiiiiii iiiiiiii II II III llll

1 ши ним

II НИ llll III

Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. — М.: ИД «Менеджер

здравоохранения», 2007. — 278 с.

Рассмотрены методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений при различных источниках финансирования, а также организаций различных организационно-правовых форм, занимающихся медицинской деятельностью. Другими словами, она затрагивает вопросы деятельности как бюджетных (государственных и муниципальных), так и частных (негосударственных) медицинских учреждений, как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Одно из главных достоинств книги — ее практическая направленность и возможность использования в деятельности финансовой службы любого учреждения.

По вопросам приобретения обращайтесь по тел. (495) 618-07-92 или электронной почте: [email protected].

C содержанием книги можно ознакомиться на сайте: www.idmz.ru

енеджер

здравоохранения

.46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.