Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПАМИРА'

НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПАМИРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
403
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕР / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ПАМИР / РЕМЕСЛО / РУБАБ / ТАЛАНТ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шоназар Джавхари Муносиб

Музыкальный талант бадахшанцев ярко проявляется не только в песенном творчестве, но и в инструментальной музыкальной культуре. Исполнительство в этой сфере достигло высокого профессионализма, как в сольном, так и в многообразном ансамблевом исполнениях. Сольное исполнение особенно было развито в игре на рубобе, сеторе, сурнайе, найе, даффе, дутаре и других инструментах, которые имелись почти в каждом доме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAMIR FOLK MUSICAL INSTRUMENTS

The musical talent of Badakhshan most vividly manifests itself not only in the broad songwriting of various genres but also in instrumental musical culture. Appliance in this sphere has reached a high professionalism, both in the sunny and in the diverse ensemble performances. Solo performance was especially developed in the game on the rubab, setor, surnay, nay, daf or dutar and other instruments that were available in almost every house.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПАМИРА»

НАРОДНЫЕ ШОНАЗАР Джавхари Муносиб, МУЗЫКАЛЬНЫЕ аспирант Института истории, археологии и ИНСТРУМЕНТЫ ПАМИРА этнографии имени А. Дониша АН Республики

Таджикистан (Таджикистан, Душанбе).

АСБОБ^ОИХАЛЦИИ ШОНАЗАР Цав^ари Муносиб, МУСИЦИИ ПОМИР аспиранти Институти таърих, бостоншиноси ва

мардумшиносии ба номи А.Дониши АИ Цумуурии Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе).

PAMIR FOLK SHONAZAR Javhari Munosib, MUSICAL INSTRUMENTS post-graduate student of the Ahmad Donish Institute of

history, archaeology and ethnography, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe).

Ключевые слова: мастер, музыка, музыкальный инструмент, Памир, ремесло, рубаб, талант, традиция.

Музыкальный талант бадахшанцев ярко проявляется не только в песенном творчестве, но и в инструментальной музыкальной культуре. Исполнительство в этой сфере достигло высокого профессионализма, как в сольном, так и в многообразном ансамблевом исполнениях. Сольное исполнение особенно было развито в игре на рубобе, сеторе, сурнайе, найе, даффе, дутаре и других инструментах, которые имелись почти в каждом доме.

Калидвожа^о: уунарманд, мусщй, асбобуои мусщй, Помир, уунар, рубоб, истеъдод, анъана.

Кобилияти мусицидонии бадахшонщо на фацат дар эцоди суруд^ои жанруои шинохташуда васеъ зоуир мешавад, балки дар тамаддуни асбобуои мусицй низ равшан аён мегардад. Ицрокунандагони ин соуа %ам дар яккаицрокунй ва %ам дар ицроиши гурууй ба цуллауои баланди уунармандй расидаанд. Яккаицрокунй асосан дар навохтани рубоб, сетор, сурнай, най, даф, дутор ва асбобуои дигари мусицй, ки цариб дар уамаи хонауо вуцуд доранд, такомул ёфтааст.

Key words: music, rubab, Pamir, musical instrument, talent, master, tradition, craft.

The musical talent of Badakhshan most vividly manifests itself not only in the broad songwriting of various genres but also in instrumental musical culture. Appliance in this sphere has reached a high professionalism, both in the sunny and in the diverse ensemble performances. Solo performance was especially developed in the game on the rubab, setor, surnay, nay, daf, or dutar and other instruments that were available in almost every house.

Издревле на Памире дерево использовали при изготовлении хозяйственных и бытовых предметов, таких как музыкальные инструменты, посуда, сундуки, шкатулки, а так же при строительстве памирского дома «чид, чод». Эти традиции мастера Памира сохраняют и в настоящее время.

Рубоб (рубаб, рабоб, рибоб) - излюбленный музыкальный инструмент таджиков, который пользуется большой популярностью и на Памире. Как известно, его название происходит от среднеперсидского слова «равода» - «печальный голос». На Востоке и в Западной Европе его называли -рабоб, ребаб, ребек [2, 36]. В средние века в Иране на рубобе играли с лучком-камонча (медиатор). После арабского завоевания рубоб, как музыкальный инструмент стал известен на всем Аравийском полуострове, в Египте, Северной Африке и Андалусии.

Изготовление рубоба носило почти ритуальный характер. Мастер строил свою мастерскую («карго, корга») в чистом месте. Первый рубоб был сделан, по преданию, из райского дерева и на нем играли ангелы в день сотворения первого человека Адама [8,74].

На Памире существует два вида рубоба: 1) Бадахшанский рубоб (рубоби бадахшонй) 2) рубоб афганского Бадахшана (рубоби бадахшонии афгонй). Оба они изготавливаются только из плодовых деревьев - тутовника, ореха, абрикоса (на «рушанском языке тутовник «тут», «гуз»(орех), « нуш »(абрикос)14.

14 Беседа с информатором Далатназаром Лайлиевым (род. 30 июня 1954 г.) из села Барушон Рушанского района (Барушон, 29.08.2017).

Чем они отличаются друг от друга? Рубоб афганского Бадахшана имеет шесть струн (тор) сверху и 13 струн внизу (6 тор аз тур 13 дай пабер). Первые изготавливают из жил (зил), которые получают посредством обработки кишок барана (зил та аз мев дармонанд таёр кипам), а вторые состоят из металлических струн (сим). Из 13 струн гицак (ручка - регулировка тендера струны) 7 штук располагаются в центре инструмента, а 6 - в верхней части рубоба. Длина рубоба, как правило, составляет 80 сантиметров. В ручку рубоба встроены 6 ладов (парда). Дизайн инструмента зависит от фантазии мастера. Для изготовления его нижнего ряда используют кожу козы и рыбы. В центре рубоба делается 2 больших и 10-12 маленьких проколов, чтобы он хорошо звучал15.

Рубоб афганского Бадахшана имеет свой собственный способ звукоизвлечения (тарзи нивездо), дизайн инструмента, лад, исходный материал. Этим он значительно отличается от инструмента таджикского Бадахшана.

Рубоб таджикского Бадахшана изготавливается из абрикосового дерева, в центре имеет струны - 1 цингаг и 3 гигак для того, чтобы он издавал красивый звук. Верхняя часть инструмента, длина которого составляет 72-80 см, делается из кожи коровы.

На деревянной деке этого необыкновенного инструмента вырезаны арабским шрифтом «баландмуком». Общая длина инструмента 102 см. Длина корпуса вместе с хазиной - 72 см, глубина корпуса примерно 30 см (вместо обычных 6-7 см), а ширина корпуса - 25 см (в обыкновенных баланзикомах 16-17 см), длина (дасти баландмукома) 18 см, а головки - 12 см [3,13].

В Рушане мастеров рубоба год за годом становится все меньше и меньше. С несколькими мастерами побеседовала автор. Они отметили, что имеют по три- четыре ученика, которыми являются, как правило, их сыновья или внуки. В настоящее время этого совершенно недостаточно. Один из информаторов сообщил нам, что даже у его сына нет желания продолжать ремесло, потому что тот выбрал себе другой путь, и не хочет быть мастером по изготовлению рубоба. Но мы предполагаем, что это временное явление, так как есть талантливые люди, которые хотят быть подлинными мастерами своего дела и не могут представить свою жизнь без звучания рубоба. Его звук для жителей Бадахшана родной и незаменимый, ведь с этой музыкой они появляются на свет.

Единственный район Памира, где рубоб не пользуется популярностью, это Ванч, поскольку здесь излюбленным музыкальным инструментом, наряду с сетором, джигаком и наем, является маленький дутор (длина примерно 70-80 см). По своему внешнему облику, устройству и исполнительским возможностям он во многом напоминает думбрак, распространенный в других горных районах Таджикистана [2, 125, 126].

Русский учёный С. П. Ванновский писал о памирском рубобе и скрипке (гиджак), которые вместе с даффом, сетором, тамбуром, сурнаем и наем широко распространены в Рушане. Согласно преданиям горцев, во время сотворения первого человека его душа входила в тело в сопровождении музыки. По своему силуэту памирский рубоб напоминает тело спящего человека, легендарного Адама, которого сотворил Бог [8,74].

Наш информатор сообщил и о рубобе с двумя головками, который он видел в музее музыкальных инструментов Гурминча Завкибекова в Душанбе16. Информатор является превосходным мастером, который интересно разрабатывает дизайн рубобов. Свои инструменты усто называет по имени человека, в честь которого он их создает. Так рубоб «кумри» схож с обликом женщины, поскольку, по его мнению, весьма интересно, когда совпадает звук и образ рубоба со своим прототипом.

Памирский рубоб относится к духовным музыкальным инструментам и в основном используется для исполнения песен культового религиозного жанров - маддох (восхваление Бога, пророков, Хазрати Али и других исмаилитских имамов) и фалака. Произведения последнего жанра также носят духовный характер. В этих песнопениях исполнители обращаются к Богу «с жалобой на свою судьбу». Исполняется фалак во время похоронно-поминального ритуала. Так, перед панихидой умершего, женщины начинали петь в доме, а за его пределами их сменяли мужчины, которые исполняли фалак религиозного характера. Тем не менее, немаловажное место в жизни горцев занимает жанр лирического фалака с мотивами любви к родине, любимому человеку, а также песнопения, приуроченные к свадьбе и т.п.

Истинно женским музыкальным инструментом на Памире издавна являлся дафф, или дуфф (Язгулем) - местная разновидность бубна. Его, как правило, изготовляют сами женщины из дерева тута и вербы (аз дарахти тут ва бед тайёр савт). Широкий круглый обруч бубна делают из нового дерева и

15 Беседа с этим же информатором Далатназаром Лайлиевым.

16 Беседа с информатором Шавкмамад (род. 10 декабря1958г.) из села Разузьдж Рушанского района (Душанбе,18.06.2018).

покрывают его кожей рыбы или козы (болопушаш аз пусти буз ва моуй таёр мекунанд)11. Выбранный кусок дерева строгают вначале вертикально, а затем горизонтально и, достигнув требуемой толщины, кладут на пять-шесть дней в воду. Потом натягивают на ручной станок, придавая форму круга, и оставляют в таком положении на три-четыре дня. Когда, дерево начинает сгибаться, обе его стороны обшивают кожей или проволокой, натягивают кожу козла, барана или 4-6 месячного теленка, предварительно очистив ее ножом от шерсти. Края шкуры прибивают деревянными гвоздиками и закрепляют клеем абрикосового дерева, а поверх обтягивают кожаной веревкой. Через три дня веревку отвязывают, и дафф готов к использованию.

Играют на даффе и мужчины и женщины. Женщины держат дафф за обочину с резонатором, повернутым направо, и выбивают ритм только правой рукой - всей ладонью и пальцами. А мужчины ставят дафф на землю вертикально пред собой, придерживая инструмент левой рукой и выбивая ритм обеими руками. Ансамбль включает три вида даффов каждый из которых имеет самостоятельную партию [3, 8].

Дафзьед, то есть игра на бубне, сопровождает почти все обряды на Памире. В Рушане и других районах Памира женщины выступают на разных праздниках, например, во время Навруза, при встрече дорогих гостей. Каждый исполнитель держит дафф левой рукой в воздухе перед собой, а правой -выбивает ритм. При этом левую руку он то поднимает, то опускает. Когда невесту ведут в дом, женщины сопровождают её игрой на даффе проходя за ней сто-двести метров. Они же провожают жениха, отправляющегося за невестой, или встречают его в доме невесты. Важное место в музыкальной жизни рушанцев занимает «дафьдед» (игра на дойре), который считается «формой женского музицирования». Он может сопровождать как свадебные обряды, рождение ребёнка, так и похоронные» [8,15].

В противоположность этой форме публичного выступления, издавна существовал и другой, более камерный и даже интимный род женского музицирования на местных разновидностях металлического варгана — чанге или лабчанге. Этот инструмент представляет собой медную (железную или латунную) подковку с вытянутыми и сужающимися концами: длина 60-120 мм, у основания 35-70 мм. Язычком служит стальная пластинка, укрепленная посредине дуги- подковки.

Духовые инструменты в Бадахшане представлены деревянным наем, единственной разновидностью, именуемой также сурнаем. Их делают из разных пород дерева, предпочтительнее из корня или ствола абрикоса, и из ствола арчи или зулола. Най, длина которого составляет 25 см, состоит из двух сначала выдолбленных, а затем склеенных половинок и имеет 5-6 пальцевых отверстий, расположенных на расстоянии 2 см друг от друга.

Представляя собой продольную флейту со свистковым устройством, най широко распространен в Рушане. Как правило, на нае исполняются импровизированные фрагменты в высоком регистре и в пределах большой терции, чистой кварты и чистой квинты [8,15]. В большинстве случаев основой таких наигрышей являются известные бадахшанские песенные напевы «Даргилак», «Даргилмодак», «Лалайак», и другие. В этих образцах сольное исполнение опирается на внутреннюю сосредоточенность человека, находящегося в единении с музыкой, со своими чувствами и мыслями [8,15].

Дутор (букв. двухструнка) имеет две шелковые или жильные струны, настраиваемые в кварту (в пределах ля-ми малой октавы). Диапазон ванджского дутора невелик и не достигает двух октав (от ля малой октавы до ре второй) [3,16]. Дутор делают из хорошего сорта абрикосового дерева, как правило, цельнодолбленым (чаша и даста из одного куска дерева). Для этого хорошо высушенное дерево стругают, делают дасту и выдалбливают резонаторную чашу, затем смазывают ее изнутри топленым маслом и в таком виде около часа сушат на солнце, после чего на чашу укрепляют тоненькую доску (деку). Струны дутора сейчас жильные. Их делают из овечьей или козьей кишки, очищают ногтем большого пальца, крутят и сушат в помещении.

Гиджак (Гичак) изготавливают из ствола, тутового или абрикосового дерева (гицак та аз дарахти тудат нуш анди кинан). Он бывает двухструнным (струна металлическая) с квартовой настройкой. Он включается в состав ансамбля различных инструментов, используется и как сольный инструмент. С ним исполняют традиционные танцы. Но на Памире гиджак встречается далеко не повсеместно. Народный музыкант (гичакнавоз) Минаков Муссавар из селения Шуджанд в Рушане был известен далеко за пределами Таджикистана. Он сам создавал свои инструменты и прекрасно играл на гиджаке.

11 Беседа с информатором Далатназаром Лайлиевым (род. 30 июня 1954 г.) из села Барушон Рушанского района (Барушон, 29.08.2011).

Таким образом, издревле в обрядовой, ритуальной жизни населения Памира использовались

музыкальные инструменты рубоб, дафф, най, дутор и другие, которые до настоящего времени

пользуются особой популярностью среди бадахшанцев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, 126 с. с илл. № 627.

2. Энциклопедияи советии тоцик. Сармууаррири илми М.С. Осими. Сарредаксияи энциклопедияи советии тоцик. - Душанбе, 1986. - 405 с.

3. Кароматов Ф. Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Книга первая. Издательство «Советский композитор». - Москва, 1978. - 182 с.

4. Кароматов Ф. Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Книга вторая. Издательство «Советский композитор». - Москва, 1986. - 291с.

5. Народное искусство Таджикистана // Традиционные ремесла и промыслы. Ред. Р. Масов Составители: Масов Р., Юнусова Н., Додхудоева Л. - Душанбе, 2011. - 198с.

6. Нурджанов Н., Кабилова Б. Музыкальное искусство Памира. Книга четвертая. - Душанбе, 2014. -397 с.

7. Нурджанов Н., Кабилова Б. Музыкальное искусство Памира. Книга пятая. Душанбе, 2015. - 294 с.

8. Сайнаков С.П. Вклад дореволюционных русских исследователей в изучении этнографии горного Бадахшана (Памира): дисс... канд. исторических наук. - Душанбе, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.