Научная статья на тему 'АРХИВЫ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. А.ДОНИША НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ИСТОРИИ ИСКУССТВ)'

АРХИВЫ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. А.ДОНИША НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ИСТОРИИ ИСКУССТВ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХИВ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ЭКСПЕДИЦИИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ / ФОТОГРАФИИ / ДНЕВНИКИ / РУКОПИСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кабилова Бахринисо

Статья посвящена архивам Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша НАНТ, которые представляют собой совокупность документов, имеющих важное историческое, научное, социальное, экономическое и иное значение. В Институте кроме текущих архивов, включающих научные отчёты института и отчеты сотрудников отделов, документы, отражающие научно-организационную деятельность института, документы Диссертационного совета института, личные фонды учёных - сотрудников института, также имеются и отраслевые архивы со своей богатой историей. Эти архивы были собраны сотрудниками отделов в целях сохранения исторического и культурного наследия таджикского народа. К ним относятся различного рода исторические, археологические, этнографические материалы, содержащие как рукописи научных работ, дневниковые записи, письма, фотографии, так и другие категории документов, в том числе периодической печати. Так, в отделе истории искусств хранятся фотографии и магнитные записи народного и современного музыкального и театрального искусства таджиков, а также некоторые полевые дневники и тетради участников искусствоведческих экспедиций, которые требуют изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHIVES OF THE INSTITUTE OF HISTORY, ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY AFTER A. DONISCH OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF TAJIKISTANAS A SOURCE FOR STUDYING THE HISTORY AND CULTURE OF THE TAJIK PEOPLE (USING THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF ART HISTORY)

The article is devoted to the archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of National Academy of Science of Tajikistan, which are a set of documents of great historical, scientific, social, economic and other significance. In addition to current archives at the Institute, including scientific reports of the Institute and reports of department employees, documents reflecting the scientific and organizational activities of the Institute, documents of the Institute's Dissertation Council, personal funds of scientists - employees of the Institute, there are also branch archives with their rich history. These archives were collected by the employees of the departments in order to preserve the historical and cultural heritage of the Tajik people. It contains historical, archaeological, ethnographic materials together with manuscripts of scientific works, diary entries, letters, photographs, and other categories of documents, including periodicals. Thus, the Department of Art History are kept photographs and magnetic records of folk and contemporary musical and theatrical art of Tajiks, as well as some field diaries and notebooks of participants in art history expeditions that require study.

Текст научной работы на тему «АРХИВЫ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. А.ДОНИША НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ИСТОРИИ ИСКУССТВ)»

The article examines the issue of the military-administrative structure of the Mongol state. In the Mongolian state, the structure of troops was organized according to the decimal, hundredth, thousandth and ten thousandth system. In the troops, the lowest echelon consisted of ten people - foremen. The entire territory and population of the country was divided into three large districts - the left wing, the right wing, and the center. Each district, in turn, was divided into tumans, each tuman consisted of 10 thousand people, which in turn were divided into "thousands", "hundreds", and "tens". At the head of all these military-administrative divisions were Genghis Khan's associates - his nukers and noyons. Mongolian troops consisted of horsemen, foot-borne troops and auxiliary units. In addition to the main army, Genghis Khan also had the Khan's Guard, which was subordinate to Genghis Khan himself.

Key words: Genghis Khan, tribe, Mongol, structure, army, soldier, commander, group, emir, rank, guard.

Сведения об авторе: Саидов Абдукаххор-доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. ак. Раджабовых, 7. E-mail: Saidov.45@mail.ru.

Information about the author: Saidov Аbdukakhor-Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajik i-stan. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. ac. Radjabovs, 7. E-mail: Sai-dov.45@mail.ru.

УДК-9 (575.3)

АРХИВЫ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. А. ДОНИША НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА (на примере отдела истории искусств)

КАБИЛОВА Б., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости

А. С. Пушкин

Важной частью исторического и культурного прошлого любого народа являются архивные фонды, представляющие совокупность документов, которые имеют важное историческое, научное, социальное, эко-

номическое и иное значение. Говоря об Институте истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Национальной академии наук Таджикистана, отметим, что кроме текущих архивов, включающих научные отчёты института и отчеты сотрудников отделов, документы, отражающие научно-организационную деятельность института, документы Диссертационного совета института, личные фонды учёных - сотрудников института, во всех отделах Института имеются и отраслевые архивы со своей богатой историей. Эти архивы были собраны сотрудниками отделов в целях сохранения исторического и культурного наследия таджикского народа. К ним относятся различного рода исторические, археологические, этнографические материалы, содержащие как рукописи научных работ, дневниковые записи, письма, фотографии, так и другие категории документов, в том числе периодической печати. Так, в отделе истории искусств хранятся фотографии и магнитные записи народного и современного музыкального и театрального искусства таджиков, а также некоторые полевые дневники и тетради участников искусствоведческих экспедиций, которые требуют изучения.

Настоящая статья посвящена культурной значимости музыкального архива отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша для таджикской нации в целом, и для науки в частности. Этот архив ценен не только тем, что максимально включает материалы музыкального наследия таджикского народа, записанные в разные годы во всех регионах Таджикистана и Узбекистана, где проживают таджики, но и тем, что не имеет аналогов ни в Таджикистане, ни в Узбекистане. Особенную значимость придает этому архиву и осознание того, что он был создан человеком, который всецело любил и знал историю и культуру своего народа. И таким человеком был Низам Хабибуллаевич Нурджанов (1923-2017).

Как известно, 1 августа 1953 года в Институте был создан сектор истории искусств, который вскоре слился с сектором этнографии. С 1958 года, снова став самостоятельным подразделением Института, сектор истории искусств начал развивать новое направление в науке Таджикистана-искусствознание. В течение нескольких десятилетий сектором, а в дальнейшем отделом руководил Н.Х.Нурджанов, и по его инициативе с первых дней началась работа по собиранию и изучению таджикского народного искусства. Понимая, что в современных условиях оно может постепенно исчезнуть, руководство Института мобилизовало сотрудников сектора на сбор материала по изучению образцов всех видов народного творчества: музыкального, театрального, танцевального фольклора и прикладного искусства.

Известно, что сбором музыкально-этнографического материала занимались и раньше, особенно со второй половины XIX в., с присоединением Средней Азии к России, когда в регионе произошли

кардинальные изменения в экономике, социальных отношениях, а также в области культуры. Появились различные добровольные общества, которые изучали историю и культуру края. Музыкальный фольклор таджиков записывался в конце XIX - начале XX вв. русскими и иностранными музыкантами, композиторами, музыковедами и этнографами - С.Рыбаковым, К.Залеманом, И.Зарубиным, А.Эйхгорном, В.Лейсеком, В.Успенским, Н.Мироновым, Е.Романовской и другими. К сожалению, значительная часть этих материалов не сохранилась и не была опубликована.

В 1937 году в Таджикистане был открыт научно-исследовательский Кабинет народной музыки, в котором имелось почти три тысячи звукозаписей таджикских народных песен и инструментальной музыки. Сотрудники Кабинета выпустили такие музыкальные сборники, как «Музыка таджиков» [11] и «Мелодии Памира» [9], в которых представлено свыше 100 народных песен и инструментальных народных мелодий. Что стало с остальными записями, сказать трудно, возможно, они были переданы в Центральный государственный архив Таджикистана.

С середины 50-х годов ХХ века в систематическую работу по сбору и изучению музыкального фольклора таджиков включился сектор истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Таджикской ССР. Благодаря энтузиазму его сотрудников, а также ежегодным экспедициям и смотрам самодеятельности, проводившимся в столице республики (тогда Сталинабад), удалось записать на магнитную пленку более 2000 образцов народной музыки из разных регионов Таджикистана и Узбекистана.

В 1954 году в Дарвазе работал искусствоведческий отряд гармской этнографической экспедиции-совместно с сотрудниками Кабинета народной музыки Ш.Сахибовым и П.Иконниковым. Было записано на магнитную ленту 96 народных песен различных жанров и несколько инструментальных произведений. Кроме того, были зафиксированы данные об исполнителях, собраны сведения об инструментарии, о музыкальной культуре прошлого и настоящего населения района [1].

В 1956 году та же экспедиция записывала народные песни в Карате-гине (Гарм, Таджикабад). Таким образом, был завершен в определенной степени этап изучения народных песен горных областей Юго-Восточного Таджикистана [12, 39-40].

В 1958, 1960-1962, 1990-1991 гг. проводилась планомерная работа по сбору музыкального фольклора Бухары. В экспедициях участвовали заведующий Отделом истории искусств Н.Х.Нурджанов, а также сотрудники А.Ахроров, З.Таджикова, С.Мирсаидов, А.Цыганок и др. Были изучены многие районы этой области, в результате чего собран большой материал, на основе которого опубликованы фундаментальные труды: «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов» [13], «Мавриги»

[14], альбом с диском «Музыка Бухары» [15], а также ряд статей, опубликованных в различных сборниках [17, 74-82; 3, 367-379; 5, 284-293].

Наиболее плодотворными оказались искусствоведческие экспедиции в Горно-Бадахшанскую Автономную область. С 1959 года, когда была организована первая искусствоведческая экспедиция, начался серьезный планомерный сбор музыкального фольклора населения высокогорного края. Первая экспедиция, работавшая в Рушанском районе, принесла ценнейший материал, что послужило стимулом продолжать исследования в следующем, 1960 году. Однако отсутствие хорошей аппаратуры звукозаписи, фотографа, киносъемочной техники затрудняло работу. По этой и по другим объективным причинам пришлось временно приостановить изучение других районов Бадахшана.

И только спустя 8 лет, в 1968 году продолжила работу третья искусствоведческая экспедиция в районы ГБАО с участием Ф.М.Кароматова -музыковеда, сотрудника Института искусствознания Узбекистана, владевшего таджикским языком. Материал, собранный, в основном, в Ишка-шимском районе, был представлен новыми народными произведениями крупных жанров. Далее, в 1969, 1970, 1971 годах та же экспедиция работала в верховьях Бартанга, в Шугнане и в Вандже. В эти годы был записан абсолютно новый материал.

Последний раз - бессменным членам экспедиции - Низаму Нурджа-нову и Файзулло Кароматову удалось побывать в ГБАО в 1983 году, спустя 12 лет. Таким образом, была обследована вся территория Горно-Бадахшанской автономной области, зафиксирована основная часть музыкального наследия ее жителей, сумевших сохранить и донести до потомков традиции своего древнего искусства.

На основе материалов памирских экспедиций были проведены научные исследования, которые вошли в фундаментальный пятитомный труд «Музыкальное искусство Памира», авторами которых являются Н. Нур-джанов, Ф. Кароматов и Б. Кабилова [6;7;15]. В этом издании максимально охвачены все жанры богатейшего музыкального искусства жителей Памира, включающие вокальные и инструментальные произведения, обрядовую музыку, эпос и многочисленные жанры песенного и театрального народного творчества, а также большой круг вопросов, связанных с бытованием разнообразных музыкальных инструментов. Исследование содержит описание, полный нотный и поэтический тексты различных образцов музыкального и театрального искусства Памира, а также комментарии, в которых указаны исполнители, их год и место рождения, социальное происхождение. При этом все перечисленные работы, в том числе и расшифровки, по изданию книг были выполнены самими авторами, за исключением переводов текстов песен с памирских языков на русский.

Отдельные материалы памирских экспедиций были использованы в рамках проведения Международного симпозиума и фестиваля «Фалак и

художественные традиции народов Центральной Азии» в 2004 году в г.Душанбе, и вошли в сборник «Гилчине аз гулзори Фалак» под редакцией известного таджикского композитора А.Одинаева [2]. В сборник были включены нотные расшифровки лучших образцов этого жанра не только из Бадахшана, но и других горных регионов Таджикистана.

В 2010 году при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) был издан Альбом с диском «Музыка Бухары» из музыкальной коллекции Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша. В основе проекта была идея сохранения зафиксированных в архиве образцов и издание серии музыкальных компакт-дисков, которые представят все историко-этнографические регионы Таджикистана. Кроме того, по материалам памирских экспедиций были опубликованы отдельные научные статьи [15].

Нужно сказать, что в архиве отдела истории искусств хранится множество материалов, совершенно еще не раскрытых и не приведенных в доступное для исследователей состояние. Это экспедиции в Ленинабадскую (Согдийскую) область, включающие богатый материал, особенно по Ура-тюбинским накшам, в Кашкадарьинскую область. Кроме того, не исследованы материалы Кулябской и Нурекской экспедиций, Матчи и Гарма (Ра-шта). Многие материалы из архива в свое время забрали сотрудники отдела, не оставив даже копии.

Отметим, что в отличие от, скажем, бумажных документов или фотографий, музыкальный архив имеет временный срок хранения. До недавнего времени музыкальные записи архива были подвержены опасности исчезновения, так как магнитные ленты с годами рассохлись, стали ломкими, хрупкими. К примеру, у профессора Ф.Кароматова копии записей памирских экспедиций находились дома в Ташкенте, что не обеспечило надежности хранения. В начале1990-х годов он обратился в отдел истории искусств с просьбой переписать ему необходимые материалы для работы над 3 книгой «Музыкального искусства Памира». И только в 2007 году, благодаря финансовой поддержке мецената из Японии господина Нориёши Хореучи, удалось приобрести компьютерную технику с катушечным магнитофоном, что послужило началу планомерной работы по перезаписи архивных материалов с магнитных лент на цифровой формат. Позже финансовую помощь в сохранении музыкального архива оказал Институт исследований Центральной Азии (IFEAC), благодаря чему были оцифрованы материалы только одной Памирской экспедиции 1959 года. Остальные годы памирских экспедиций были нами оцифрованы в ходе работы над 3,4,5 книгами «Музыкального искусства Памира».

Таким образом, создающийся электронный музыкальный архив - это своего рода система, с одной стороны, обеспечивающая надежность хранения, с другой - быстрый и удобный поиск. Для большей надежности,

мы храним эти материалы не только в компьютере, но и на лазерных дисках, более того - оставляем и продолжаем хранить оригиналы -магнитные хрупкие ленты. Как в свое время подчеркнул родоначальник архивного дела в России академик Николай Калачов:«Дусть лучше лишнее хранится, чем полезное уничтожается».

На сегодняшний день оцифрована большая часть архива, а также изданы крупные труды по музыкальному искусству Бухары и Памира, что также является сохранением источников на бумаге. Но этого недостаточно. На наш взгляд, назрела необходимость издать эти материалы в виде электронного каталога или бокс-сетов (набор CD) с тем, чтобы ими могли пользоваться как свои исследователи, так и извне.

В советские годы, когда одна за другой проводились искусствоведческие экспедиции, Н. Х. Нурджанов думал лишь о том, как все это собрать и сохранить. У ученого тогда была обязанность перед временем - взять на хранение, не дать погибнуть. На глазах уходило из жизни целое поколение с неповторимым культурным обликом, ценность которого для истории и культуры нашего народа не осознана до сих пор. Нам всем нужно задуматься над тем, для кого мы храним эти архивы? Если раньше стоял вопрос о сохранности материалов, имея ввиду температуру и влажность помещения, где находились эти материалы и, соответственно, никому не выдавать, чтобы их не испортили, не повредили, то сегодня держать и прятать эти материалы нет смысла. Нужно их запатентировать или депонировать, то есть зарегистрировать авторские права на наши архивы с тем, чтобы в дальнейшем ими пользовались в научных и практических целях.

На встрече с интеллигенцией 18 марта 2020г. Лидер нации, Президент страны Эмомали Рахмон подчеркнул, что история, язык, искусство, обычаи и традиции составляют основу менталитета, и нас мир знает и признаёт именно по ним. Он также отметил, что изучение материальной и нематериальной культуры таджикского народа должно стать приоритетным научным направлением. Следовательно, чтобы полноценно исследовать наше культурное достояние, необходим доступ к архивам, а для этого нужна информация о их существовании. Эти материалы нужно издавать, что мы, впрочем, и начали делать, хотя интенсивность их освоения не соответствует наличному фонду материалов, которые были собраны в тяжелейших условиях, порой с риском для жизни и хранились около 70-ти лет усилиями сотрудников отдела, наделенных большой ответственностью.

Благодаря музыкальному архиву отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша удалось возродить забытое искусство Мавриги. В 2006 году стартовал проект «Мавриги» при спонсорской поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Таджикистане и Узбекистане, целью которого было восстановить казалось бы уже утраченное искусство мавриги. Ввиду того, что даже в самой

Бухаре не осталось не только никаких материалов по этому жанру, но и исполнителей, Н.Х. Нурджанов предоставил все имеющиеся в архиве музыкальные записи узбекской стороне, и в Бухаре был создан ансамбль «Мавриги», который, по словам его руководителя Н.Атамурадова, на начальном этапе явился как бы лабораторией, где музыканты изучали эти записи, восстанавливали буквально все-от звуков, слов до манеры исполнения[10].Кроме того, был сделан перевод текстов песен с таджикского языка на узбекский, что позволило петь мавриги на двух языках, а иногда и смешивать их в одной песне. По его мнению, это дало хорошую возможность услышать первоначальное звучание песен и в то же время понять, о чем пели древние мавригихони.

Со стороны Таджикистана по архивным музыкальным записям была подготовлена и издана книга «Мавриги» - первое научное исследование, воссоздающее искусство мавриги, благодаря включению расшифрованного нотного материала. В нее, безусловно, вошли не все материалы, хранящиеся в архиве Института, а только сорок семь наиболее ярких образцов этого искусства.

Что касается фотоархива, хранящегося в отделе истории искусств, отметим, что он был собран сотрудниками во время искусствоведческих экспедиций по Таджикистану и Узбекистану в разные годы. В основном это иллюстративный фонд, где визуально запечатлены отдельные люди и их деятельность. В области материального искусства представлены народная одежда и украшения, в области духовной культуры семейные праздники, традиции и обычаи, в области народного творчества народные танцы, традиции художественного творчества, а также многообразное прикладное искусство. Образцы декоративной отделки различных материалов: дерева, металла, камня, кожи, шерсти и др., которые характеризуют узорное ткачество, различные виды вышивки, аппликацию, узорную вязку, ювелирное дело, художественную обработку кожи, резьбу по дереву - весь этот материал, который был собран в ходе экспедиций, исследован и опубликован в виде отдельных монографий сотрудниками отдела. Это монографии Н.Белинской «Декоративное искусство горного Таджикистана» (1965г.), Н.Юнусовой «Таджикская вышивка» (1976г.), М.Рузиева «Резные двери жилищ Бухары» (1967г.), «Резное дерево Чорку» (1975г.), «Искусство таджикской резьбы по дереву» (1976г.), «Народные умельцы» (1983г.), «Декоративно-прикладное искусство таджиков» (2003г.), В.Мешкерис «Коро-пластика Согда» (1977г.), Н.Белинской, М.Рузиева, Н.Юнусовй «По законам красоты. Очерки декоративного искусства Таджикистана» (1981г.), Н.Нурджанова «Олами беканори ракси точик» (2004г.) и др.

Многочисленные фотографии, сделанные во время бухарских и па-мирских экспедиций, послужили иллюстративным материалом для вышеназванных трудов [7;8;13;14;15].

В другую часть фотоархива отдела истории искусств вошли фотогра-

фии, снятые во время драматических и музыкальных спектаклей г. Душанбе, а также приобретенные извне. Почти все эти материалы вошли в многочисленные работы Н.Нурджанова. К примеру, его книга «Малика Сабирова» (2001г.) изобилует фотографиями, которые автор собирал не только в Таджикистане, но и во многих городах СССР, где выступала великая балерина. И таких примеров можно привести множество, поскольку десятки своих работ Н.Нурджанов посвятил талантливым таджикским артистам.

Таким образом, архивы Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Национальной академии наук Таджикистана являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия таджикского народа, и на протяжении 70-ти лет они обеспечивают базу научных исследований. Являясь хранителями истории и культуры прошлого, архивы гарантируют настоящее и будущее, и в этом заключается их значение как источника культурно-исторической информации. Мы всегда с благодарностью должны помнить тех, кто записывал, собирал, сохранил и оставил для будущих поколений уникальные материалы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данскер О. Собирание и изучение народной песни /Сборник статей, посвященный искусству таджикского народа. - Труды АН Тадж. ССР, вып. 1, т.42. - Сталина-бад, 1956.

2. Гулчине аз гулзори Фалак (Лучшие образцы из Фалака). - Душанбе, 2004.

3. Кабилова Б. Мавриги: живое древнее искусство таджикского народа / Борбад и классические традиции в музыкальной культуре Центральной Азии. - Душанбе, 2019. - С.367-379.

4. Кабилова Б. Музыкальное искусство Памира: от истоков к современности /Изучение истории, искусства и культуры в Таджикистане. - Станбул, 2020. - С.93-113.

5. Кабилова Б. Искусство Созанда-древнейший жанр песенно-танцевального наследия таджикского народа /Занон дар масири таърих. - Душанбе, 2020. - С.284-293.

6. Кабилова Б. Женские песни в народной культуре Бадахшана //Университет Центральной Азии. Научный доклад №11, 2020 (Бишкек). - С.3-22.

7. Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн.1.- М., 1978; Кн.2. - М., 1986.

8. Кароматов Ф., Нурджанов Н., Кабилова Б. Музыкальное искусство Памира. Кн. 3. - Бишкек, 2010.

9. Ленский А., Зубков Н. Мелодии Памира. - Сталинабад, 1941.

10. Мавриги-это не ансамбль, это лаборатория// http://www.uzinform.com/ru/news/20121223/16520.html

11. Миронов Н. Музыка таджиков. - Сталинабад, 1941.

12. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып.2. - Душанбе, 1975. - С.39-40.

13. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Самани-дов (XIX-XX вв.). - Душанбе, 2001.

14. Нурджанов Н., Кабилова Б. Мавриги. - Душанбе, 2008.

15. Нурджанов Н., Кабилова Б. Музыка Бухары (из музыкальной коллекции Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша АН РТ). - Станбул: Мега Басим, 2010.

16. Нурджанов Н., Кабилова Б. Музыкальное искусство Памира. Кн.4. - Бишкек,

2014; Кн.5. - Бишкек, 2015. 17. Таджикова З.О музыкальном искусстве бухарских женщин-созанда /Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. - М., 1987. - С.74-82.

АРХИВЫ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ.

А.ДОНИША НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА (на примере отдела истории искусств) Статья посвящена архивам Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша НАНТ, которые представляют собой совокупность документов, имеющих важное историческое, научное, социальное, экономическое и иное значение. В Институте кроме текущих архивов, включающих научные отчёты института и отчеты сотрудников отделов, документы, отражающие научно-организационную деятельность института, документы Диссертационного совета института, личные фонды учёных - сотрудников института, также имеются и отраслевые архивы со своей богатой историей. Эти архивы были собраны сотрудниками отделов в целях сохранения исторического и культурного наследия таджикского народа. К ним относятся различного рода исторические, археологические, этнографические материалы, содержащие как рукописи научных работ, дневниковые записи, письма, фотографии, так и другие категории документов, в том числе периодической печати. Так, в отделе истории искусств хранятся фотографии и магнитные записи народного и современного музыкального и театрального искусства таджиков, а также некоторые полевые дневники и тетради участников искусствоведческих экспедиций, которые требуют изучения.

Ключевые слова: архив, история, культура, экспедиции, музыкальные записи, фотографии, дневники, рукописи.

БОЙГОНИИ ИНСТИТУТИ ТАЪРИХ, БОСТОНШИНОСЙ ВА МАРДУМШИНОСИИ БА НОМИ A. ДОНИШИ АКАДЕМИЯИ МИЛЛИИ ИЛМХ.ОИ ТОЧ.ИКИСТОН ХДМЧУН САРЧАШМАИ ОМУЗИШИ ТАЪРИХ

ВА ФАРХАНГИ ХАЛЦИ ТОЧ.ИК (дар мисоли шуъбаи таърихи санъат) Мацола ба бойгонихои Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш, ки мачмуи санадхои дорои ахаммияти бузурги таърихй, илмй, ичтимой, ицтисодй ва гайрахоро махфуз медоранд, бахшида шудааст. Дар Институт илова ба бойгонихои чорй, ки хисоботи илмии Институт ва кормандони шуъбахо, хуччатхои фаъолияти илмй-ташкилии институтро инъикоскунанда, хуччатхои Шурои диссертатсионии Институт, захирахои шахсии олимон-кормандони институтро фаро мегиранд, инчунин бойгонихои сохавй мавчуданд. Ин бойгонихоро кормандони шуъбахо ба хотири хифзи мероси таърихй ва фархангии мардуми точик чамъоварй кардаанд. Ба онхо намудхои гуногуни маводи таърихй, бостоншиносй, мардумшиносй, ки дар шакли дастнависхои корхои илмй, сабтхои рузномавй, мактубхо, аксхо хифз мегарданд, дигар категорияхои хуччатхо, аз чумла нашрияхои даврй дохил мешаванд. Масалан, дар шуъбаи таърихи санъат, аксхо ва сабтхои магнитии хунари халцй ва муосири мусицй ва театрии точикон, инчунин як цатор рузномахои сахрой ва дафтархои ширкаткунандагони экспедитсияхои санъатшиносй, ки омузишро тацозо мекунанд, нигох дошта мешаванд.

Калидвожах,о: бойгонй, таърих, фарщнг, экспедитсия^о, сабт^ои мусщй, аксх;о, рузномацо, дастхат^о.

ARCHIVES OF THE INSTITUTE OF HISTORY, ARCHEOLOGY AND ETHNOGRAPHY AFTER A. DONISCH OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF TAJIKISTANAS A SOURCE FOR STUDYING THE HISTORY AND CULTURE OF THE TAJIK PEOPLE (using the example of the Department of Art History)

The article is devoted to the archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of National Academy of Science of Tajikistan, which are a set of documents of great historical, scientific, social, economic and other significance. In addition to current archives at the Institute, including scientific reports of the Institute and reports of department employees, documents reflecting the scientific and organizational activities of the Institute, documents of the Institute's Dissertation Council, personal funds of scientists - employees of the Institute, there are also branch archives with their rich history. These archives were collected by the employees of the departments in order to preserve the historical and cultural heritage of the Tajik people. It contains historical, archaeological, ethnographic materials together with manuscripts of scientific works, diary entries, letters, photographs, and other categories of documents, including periodicals. Thus, the Department of Art History are kept photographs and magnetic records of folk and contemporary musical and theatrical art of Tajiks, as well as some field diaries and notebooks of participants in art history expeditions that require study.

Key words: archive, history, culture, expeditions, musical records, photographs, diaries, manuscripts.

Маълумот дар бораи муаллиф: Кобилова Ба;ринисо -доктори илмдои таърих, сарходими Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи а^мади Дониши АМИТ. Тел.: (992 37) 221 23 25. E-mail: bahri60@mail.ru

Information about the author: Kabilova Bahriniso - Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Science of Tajikistan. Tel .: (992 37) 221 23 25. E-mail: bahri60@mail.ru

УДК 9 (575)

МАЪЛУМОТИ МУ^АММАДКОЗИМИ МАРВЙ ДАР БОРАИ ЛАШКАРКАШИИ НОДИРШО^ БА ХОНИИ БУХОРО

МУСОЕВ А. К., Донишго;и давлатии омузгории Точ,икистон ба номи С. Айни

Шохи Эрон Нодиршох пас аз ба сари кудрат омадан барои васеъ намудани худуди мамлакат накшаи хучум ба чониби хонии Бухороро тахия намуд. Дар ин давра хонии Бухороро Абулфайзхон идора мекард ва аз сабаби бесарусомонию кашмакашихои дохилй ва вазъи ноустувори иктисодй мамлакат дар холати хеле мураккаб карор дошт. Х,окимони махаллй ба хокимияти марказй итоат накарда, худсарона амал менаму-данд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.