Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УЗБЕКИСТАНА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УЗБЕКИСТАНА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСКУССТВО / ГАРМОНИЯ / ПРОЦЕСС / ЗАНЯТИЕ / ЗАДАЧА / ВОСПРИЯТИЕ / УЧАЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акмалжанова М.В.

одной из основных задач на современном этапе в области духовной жизни Независимого Узбекистана является всестороннее развитие подрастающего поколения. В комплексном формировании гармонически развитой личности важное место занимает художественно-эстетическое воспитание, которое неразрывно связано с другими важными сторонами образовательного процесса. Благодаря произведениям высокого искусства человек приобщается к миру прекрасного, формирует свой эстетический вкус, нравственные принципы, познает мир, а значит - становится способным глубже разобраться в событиях окружающей действительности, быть активным членом общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK INSTRUMENTS OF UZBEKISTAN IN THE AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

one of the main tasks at the present stage in the field of the spiritual life of Independent Uzbekistan is the comprehensive development of the younger generation. In the complex formation of a harmoniously developed personality, an important place is occupied by artistic and aesthetic education, which is inextricably linked with other important aspects of the educational process. Thanks to works of high art, a person joins the world of beauty, forms his aesthetic taste, moral principles, learns the world, and therefore becomes able to understand more deeply the events of the surrounding reality, to be an active member of society.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УЗБЕКИСТАНА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УЗБЕКИСТАНА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Акмалжанова М.В.

Акмалжанова Манзура Васикджановна - и.о. профессора, кафедра оркестрового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одной из основных задач на современном этапе в области духовной жизни Независимого Узбекистана является всестороннее развитие подрастающего поколения. В комплексном формировании гармонически развитой личности важное место занимает художественно-эстетическое воспитание, которое неразрывно связано с другими важными сторонами образовательного процесса. Благодаря произведениям высокого искусства человек приобщается к миру прекрасного, формирует свой эстетический вкус, нравственные принципы, познает мир, а значит становится способным глубже разобраться в событиях окружающей действительности, быть активным членом общества. Ключевые слова: музыка, искусство, гармония, процесс, занятие, задача, восприятие, учащийся.

FOLK INSTRUMENTS OF UZBEKISTAN IN THE AESTHETIC EDUCATION OF

THE YOUNGER GENERATION

Akmaljanova M.V.

Akmaljanova Manzura Vasikdjanovna - Acting Рrofessor, DEPARTMENTOF ORCHESTRAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: от of the main tasks at the present stage in the field of the spiritual life of Independent Uzbekistan is the comprehensive development of the younger generation. In the complex formation of a harmoniously developed personality, an important place is occupied by artistic and aesthetic education, which is inextricably linked with other important aspects of the educational process.

Thanks to works of high art, a person joins the world of beauty, forms his aesthetic taste, moral principles, learns the world, and therefore becomes able to understand more deeply the events of the surrounding reality, to be an active member of society.

Keywords: music, art, harmony, process, occupation, task, perception, student.

УДК 078

В эстетическом воспитании молодежи Узбекистана важное значение принадлежит узбекской инструментальной музыке, имеющей многовековую историю. Музыка сопутствовала разным обстоятельствам жизни узбекского народа.

В числе профессионально-значимых качеств личности учителя музыки мы особо подчеркиваем наблюдательность, умение и способность учителя проникать в душевный мир учащихся, адекватно воспринимать их чувства и мысли в момент восприятия музыки. Восприятие представляет собой одну из центральных проблем музыкального воспитания учащихся.

Опытный учитель по незначительным внешним проявлениям - репликам, мимике и проявлениям психологического состояния учащегося - радости, грусти, равнодушия - может правильно понять душевное состояние школьника. Поэтому именно персептивная информация, поступающая по «каналу обратной связи» во время восприятия музыки или во время рассказа о ней, дает учителю тот материал, который необходим для регуляции учебно-воспитательного процесса. Психологически правильно оценивать лишь кратковременные переживания учащихся совершенно недостаточно для музыкальных занятий. Необходимо систематически глубоко изучать детей. Поэтому в систему новых подходов в решении учебно-воспитательных задач учителю музыки необходимо обязательно включить его умение и способность изучать учащихся.

Из истории нам известно, что музыкальные инструменты проникли в разные слои общества, так, в быту пастухов звучал инструмент «чупон най», у профессиональных музыкантов был в почете «танбур», «сато», на «домбрах, в основном, играли народные музыканты-бахши, сопровождая свое пение музыкой развитых форм, а дутар получил распространение в домашнем музицировании. Дутар обладал мягким, нежным, камерным тембром, за что особенно полюбился исполнительницам-женщинам. Причем он использовался не только как сольный инструмент, но и в качестве аккомпанемента при пении или танцах.

За годы Независимости в Узбекистане значительно расширилась сеть детских музыкально -образовательных школ. Важность этого мероприятия несомненна, как и то, что детские музыкальные школы стали центральным звеном в эстетическом воспитании детей.

Не меньше размышлений вызывает и весьма скромное количество учеников, заканчивающих ДМШ по классу народных инструментов.

Попытаемся выяснить причины такого положения, их, как нам представляется, несколько.

Во-первых, на духовых инструментах не рекомендуется играть с ранних лет, что связано с физическими возможностями ребенка. Качество же инструментов, выпускаемых фабрикой музыкальных инструментов, не способствует массовому обучению на них.

Во-вторых, гиджак по строению и усвоению сложнее, чем дутар, кашгарский рубаб, так как последние имеют фиксированные ладки, что значительно усложняет овладение этими инструментами.

В-третьих, некоторые инструменты (рубаб прима, дутар бас, гиджак альт) считаются оркестровыми и в сольном исполнении они употребляются реже, чем другие.

В-четвертых, нельзя игнорировать и тот факт, что в школу нередко отдают детей, у которых нет настоящего интереса к музыке. Кроме того, часты случаи, когда начинают обучать на инструменте ребенка, не имеющего музыкального слуха, что также рано или поздно приводит к прекращению занятий. В связи с этим, по-видимому, следует активизировать уроки музыки в общеобразовательных школах, ибо даже дети без музыкального слуха могут иметь хороший музыкальный вкус, перечень излюбленных музыкальных произведений и т.д. Иначе говоря, задача эстетического воспитания подрастающего поколения должна проводиться более целенаправленно и носить плановый характер не только в музыкальных учебных заведениях, но и в школах общеобразовательных.

Первоначальное знакомство с детьми показывает, что их уровень музыкального развития различен. Дети, посещавшие дошкольные учреждения, могут спеть довольно много песен, они проявляют живой интерес к музыке. Дети же, воспитавшиеся дома, менее активны. Учителю важно учитывать и иметь в виду эту разницу в уровне музыкального развития и стремиться преодолевать отставание «слабых» детей, добиться эффективности результатов их музыкального развития. Это вполне возможно, так как занятие по специальности проводится индивидуально.

Результаты наблюдений показали, что дети местной национальности в детских музыкальных школах с большим интересом относятся к обработкам народных мелодий и песен композиторов Узбекистана. Поэтому представляется возможным начинать обучение детей со знакомых и близких им народных мелодий. Этот материал может стать прекрасной базой для изучения музыкального языка своего народа. Кроме того, он подготовит почву для перехода к многоголосному исполнительству.

Знакомство детей с музыкой других народов также содержит большие воспитательные возможности. Сравнивая узбекские народные мелодии с произведениями других народов, учащиеся могут глубже понять и почувствовать особенности узбекской национальной культуры, ощутить ее красоту, богатство и выразительность. В то же время при правильном руководстве со стороны педагога дети быстро поймут и оценят художественные особенности музыки других народов, а также мировой классики.

Не следует также забывать, что и недостатки в обучении легче закрепляются в раннем возрасте. Поэтому педагог-музыкант ДМШ непосредственно должен держать связь со специалистами учебных заведений среднего и высшего звена, хорошо знать особенности детского психофизического строения, домашние условия жизни ученика, иметь тесные связи с родителями.

Главная задача педагога-музыканта, работающего с подрастающим поколением, заключается в воспитании у учеников высокого духовного интеллекта. Для этого педагогу необходимо самому иметь разностороннее художественное образование, следует систематически работать над собой, совершенствовать свои знания.

В Узбекистане благодатную почву для воспитания любви к ценностям национального искусства может сыграть всесторонняя пропаганда обучения на народных инструментах. Именно в этом направлении, как кажется, заложены богатые возможности совершенствования личности, ее гармоничного развития. Роль узбекских народных инструментов в эстетическом воспитании подрастающего поколения огромна, но впереди еще предстоит немалая работа. Активизация интереса к этой проблеме - залог успешного ее решения в будушем.

Список литературы /References

1. Вопросы профессиональной подготовки коллективного исполнительства в средних специальных

учебных заведениях музыки и икусства. Т., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.