Научная статья на тему 'Преемственность традиций в современном музыкальном исполнительском искусстве Узбекистана (на примере деятельности камерного оркестра "Согдиана")'

Преемственность традиций в современном музыкальном исполнительском искусстве Узбекистана (на примере деятельности камерного оркестра "Согдиана") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / SUCCESSION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ОРКЕСТР / ORCHESTRA / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / ДИРИЖЁР / CONDUCTOR / КУЛЬТУРА / CULTURE / ВОЗРОЖДЕНИЕ / REVIVAL / CARRYING OUT ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ташматова Азатгул

Роль преемственности в современном музыкально-исполнительском искусстве исключительно велика. Именно благодаря ей происходит постоянное обновление палитры музыкального искусства оригинальными звуковыми реалиями. Все это в конечном итоге способствует обеспечению художественно-эстетической ценности современного музыкального исполнительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность традиций в современном музыкальном исполнительском искусстве Узбекистана (на примере деятельности камерного оркестра "Согдиана")»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Continuity of traditions in modern music performing arts of Uzbekistan (on the example of "Sogdiana" chamber orchestra) Tashmatova A.

Преемственность традиций в современном музыкальном исполнительском искусстве Узбекистана (на примере деятельности камерного оркестра «Согдиана»)

Ташматова А.

Ташматова Азатгул / Tashmatova Azatgul - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: роль преемственности в современном музыкально-исполнительском искусстве исключительно велика. Именно благодаря ей происходит постоянное обновление палитры музыкального искусства оригинальными звуковыми реалиями. Все это в конечном итоге способствует обеспечению художественно-эстетической ценности современного музыкального исполнительского искусства.

Abstract: the role of continuity in modern musical and performing arts is extremely high. It is because it is a constant update palette of musical art original sound realities. All this ultimately contributes to the artistic and aesthetic values of modern music performing arts.

Ключевые слова: преемственность, традиция, исполнительское искусство, оркестр, репертуар, дирижёр, культура, возрождение.

Keywords: succession, tradition, carrying out art, orchestra, repertoire, conductor, culture, revival.

Преемственность традиций играет важную роль в музыкальном исполнительском искусстве, ибо обеспечивает передачу исполнительских приёмов, навыков, манер и других факторов, которые в совокупности определяют суть исполнительских традиций, передающихся от поколения к поколению. Иначе говоря, преемственность есть закономерное историческое продвижение исполнительского искусства, в котором происходит связь между явлениями, процессами развития в музыкальном искусстве, когда новое сменяет старое, сохраняя при этом некоторые сущностные черты. В музыке это означает усвоение и передачу наиболее жизнеспособных исполнительских принципов и традиций.

Преемственность означает всю совокупность действия традиций, Подобно наследственности она генетически передаётся от поколения к поколению. Необходимо отметить две стороны преемственности: традицию и новаторство. Традиционная культура обладает большой энергетической силой и воздействует на духовный облик исполнителей. Именно на основе глубинных национальных ценностей функционирует современная узбекская музыкальная культура. Как подчёркивает доктор искусствоведения, профессор О. Ибрагимов: «И сегодня, когда в независимом Узбекистане в связи с ростом самосознании нации всё более возрастает интерес народа к своему историческому прошлому, всё более усиливаются тенденции возрождения многовековых традиций, сопровождаемые одновременно процессами переоценки ценностей» [1, с. 5]. В этих условиях особо возрастает роль традиции как средства кристаллизации и транслирования совокупности духовного облика. При этом следует обратить внимание на один немаловажный факт: процесс сохранения и передачи традиций от одного поколения к другому - явление многогранное и сложное в психологическом отношении, поскольку молодое поколение мыслит по-новому и воспринимает мир в ином измерении, нежели предшествующее ему поколение.

Важным фактором сохранения генетической связи с историческими традициями являются международные музыкальные фестивали, проводимые в Узбекистане за годы независимости, уникальность которых заключается в органической связи современного музыкального исполнительского искусства с традициями.

Ярким примером этого может служить творческий опыт камерного оркестра народных инструментов «Согдиана», являющегося ровесником независимости Узбекистана. Инициатор, создатель и бессменный руководитель коллектива, Заслуженный деятель искусств Узбекистана,

профессор Ф. Абдурахимова, сумела найти тонкие нити связей национальных традиций с современными формами музицирования, которые, в конечном счете, обеспечили успех деятельности коллектива. Оркестр народных инструментов «Согдиана» органично соединил богатейшие исторические исполнительские традиции и тенденции современного развития узбекского музыкального искусства, используя достижения музыкальных культур народов мира, отвечая тем самым основным положениям национальной идеи. Как отметил первый Президент Республики Узбекистан И. Каримов: «Мы опираемся на богатую духовную культуру народов Узбекистана, его уникальное историческое прошлое, бесценное философское и нравственное наследие, и мы открыты для взаимодействия различных культур, их диалога и взаимообогащения» [2, с. 133].

В составе оркестра «Согдиана» представлено около 20 разновидностей узбекских народных инструментов - рубабы, дутары, уд, най, сурнай, кошнай, чанг, ударные инструменты. Коллектив владеет богатым арсеналом музыкально-исполнительской техники. Репертуарная палитра оркестра - наглядный тому пример. В частности, программа оркестра включает в себя как традиционную музыку, так и сочинения современного композиторского творчества. Необходимо отметить, что узбекские и зарубежные авторы создают произведения, специально предназначенные для «Согдианы», в которых ориентируются на своеобразный стиль коллектива, отличающегося неповторимо яркой национальной самобытностью. Наглядным подтверждением этого может служить музыкально -хореографическая композиция «Диаглесса» Мухаммаджана Атаджанова [3, с. 54-58]. Она представляет собой музыкальную композицию из 14 номеров, связанных между собой сюжетной линией сказки Тулкина Нурмухаммада. Персонажи сказки - Человек, персонифицированные образы природы - ароматный цветок Диаглесса, Дуб, Ручей, Весна, Ветерок олицетворяют жизненное начало на Земле, единение человека и природы...

«Диаглесса» Атаджанова обнаруживает чёткую дифференциацию на три части. Указанное разделение создаётся во многом благодаря драматургическим закономерностям сценического произведения, содержащего в себе завязку сюжета, развитие, кульминацию и развязку. Центральное место в произведении занимает номер 7 - «Диаглесса», в котором стягиваются образные линии, приводящие к драматическому развитию и кульминации. Повторение музыкального материала первых номеров образует своеобразную репризу. В экспонирующей части композиции поочередно выступают действующие лица сказки, подготавливая появление Диаглессы постепенно обогащающиеся новыми оттенками и качественными преобразованиями развиваемого материала.

Особенностью партитуры «Диаглессы» является индивидуализация средств музыкальной выразительности, используемых композитором. Атаджанов демонстрирует мастерское владение тембровыми возможностями узбекских национальных инструментов, их богатейшие ресурсы изобразительности. Образ Ручья, его нежное журчание переданы с помощью тембров ная и гиджака, чанга, кануна. Характеризуя образ Весны, композитор изобретательно использует пиццикато гиджаков, звучание ная, отображающие пение птиц, стрекотание цикад, звучание кануна. Неповторимо ярко переданы внезапный блеск молнии, громовые раскаты, шум весеннего дождя. Изумительно тонко воссоздан Восход солнца, где композитор, используя тембры тремоло чангов, рубабов прим, афганского рубаба создаёт ощущение утренней свежести, наступления летнего утро. Особенно впечатляюще передан М. Атаджановым шум скачущих лошадей. Остинатный ритм коробочки имитирует цокот конских копыт. Звучанием щипковых инструментов - чанга, кануна воссоздаётся почти зримая картина скачущего табуна лошадей. Яркими изобразительными моментами отличается образ Ветерка, дуновение которого очень точно передают канун, най, контрабас.

Ярко воссозданы в музыке образы Рассказчика, своей повествовательной, спокойной музыкой вводящего в действие сказки. Образ Дуба символизирует собой вечное и мудрое начало. Использование композитором хорезмского макома «Сегох» в характерном звучании афганского рубаба и басового дутара, дополняемых всей щипковой группой, олицетворяет эпический образ его величие. Центральный образ сказки - цветок Диаглесса - символ красоты, доброты, любви, чистоты жертвенности поэтично передан музыкой нежного ноктюрна. Светлые прозрачные тембровые краски ная, чанга, к которым присоединяются мягкое звучание гиджаков и рубаба примы, создают неповторимое очарование.

Исполнительский коллектив, представляющий собой объединение таких творческих сил, как лауреат международного конкурса «Golden Trophy» и международного фестиваля узбекский государственный камерный оркестр национальных инструментов «Согдиана», актёры Молодёжного театра Узбекистана, студенты Ташкентской государственной Высшей Школы национального танца и хореографии, режиссёр А. Гамиров, художественный

руководитель и дирижёр Ф. Абдурахимова, создали изумительный по духовной красоте поэтический спектакль, глубоко взволновавший каждого, присутствовавшего на этом необыкновенном представлении, ставшем значительным художественным событием наших дней. Искусство чтецов, танцоров, видеоряд, декорации и костюмы - всё это способствовало художественно полноценному восприятию музыки в синтезе с внемузыкальным началом, надолго оставив незабываемое впечатление от замечательного спектакля, ставшего праздником музыки, апофеозом эстетически прекрасного идеала, к которому всегда устремлено истинное, высокое искусство. Завершение Эпилога - умиротворённого и гармоничного в своей родниковой чистоте чудесной музыки вызывала бурный шквал аплодисментов и неописуемый восторг зрительного зала настоятельно потребовавшего бисирования. По предложению автора текста сказки Тулкина Нурмухаммада была повторена артистами «Диаглесса» (№ 7), ещё раз запечатлев в сознании присутствующих нежный ароматный цветок главной героини произведения.

Особо необходимо отметить тщательную работу над звуковым воплощением «Диаглессы» инициатора музыкального варианта «Диаглессы» Ф. Абдурахимовой, глубоко изучившей партитуру. Успех сочинения во многом обусловили отличное дирижёрское прочтение партитуры «Диаглессы», чистота строя оркестра, тонкая сбалансированность тембров и групп оркестра, логично продуманная динамическая драматургия сочинения, яркость кульминаций, чёткая мануальная техника, артистический темперамент Ф. Абдурахимовой.

Балетмейстер Машхура Пирджанова нашла красивое пластическое хореографическое решение сказки, удачно подобрав танцевальные элементы спектакля, а также цветовое решение лёгких, как бы воздушных костюмов: голубой цвет - для ручья, красный, символизирующий тюльпан, - для Диаглессы, зелёный - для листьев кустарников и деревьев. Эти спокойные тона цветовой гаммы, благоприятно воздействуют на духовные импульсы человека, помогают наслаждаться спектаклем, погружаться в мир мечты. Чтецы, представляющие собой как маститых исполнителей - заслуженных артистов Узбекистана Акром Исламов (Дуб), Абдумаъруф Кадиров (Путник), так и молодых артистов: Дилнавоз Юсупова (Диаглесса), Баходир Ахмедов (Принц), способствовали художественному раскрытию содержания музыки. Всё это стало залогом огромного успеха мировой премьеры «Диаглесса» на сцене Большого зала консерватории.

Обобщая наблюдения над «Диаглессой» Атаджанова, необходимо отметить, что проявление театральности как одного из характерных явлений современного искусства с его тяготением к синтезу и взаимодействию жанров позволяет охарактеризовать это сочинение как экспериментальное и в то же время глубоко связанное многими нитями с глубинными национальными традициями. Выбор в качестве исполнительского состава камерного оркестра национальных инструментов наглядно подтверждает стремление к возрождению народных инструментальных выразительных средств для раскрытия современного содержания, преломлённого через притчу-сказку, что также говорит о стремлении к высокой идейности музыки, её духовной наполненности. «Диаглесса» М. Атаджанова естественно и органично вписывается в контекст музыкальной культуры наших дней, концентрируя внимание на высоких духовных ценностях, на ключевых проблемах человеческого бытия, духовно-нравственных запросах жизни.

В творческой деятельности «Согдианы» постоянно открываются новые перспективы, новые горизонты музыкального общения.

Новое время выдвигает перед нами новые требования и новые творческие задачи. Среди них главные - быть достойными преемниками традиций, ощущать себя продолжателями всего того ценного, что было создано на протяжении веков народными музыкантами.

Таким образом, роль преемственности в современном музыкально-исполнительском искусстве исключительно велика. Именно благодаря ей происходит постоянное обновление палитры музыкального искусства оригинальными звуковыми реалиями. Все это в конечном итоге способствует обеспечению художественно-эстетической ценности современного музыкального исполнительского искусства.

Литература

1. Ибрагимов О. Фергано-Ташкентские макомы. Ташкент, 2006.

2. Каримов И. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Ташкент, 1995.

3. Ташматова А. О музыкальной композиции «Диаглесса» Мухаммаджана Атаджанова //

Развитие музыкального искусства в годы независимости. Ташкент, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.