МУЗИЦИРОВАНИЕ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Мирпаязов Б.А. Email: [email protected]
Мирпаязов Баходир Алимович - и.о. профессора, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: мы живём в эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий, неуклонного повышения технического развития. Современная индустрия влияет на духовный мир людей, в сознание которых входит необозримый океан информации, мощный поток массовой культуры, рок-музыка, поп-музыка и другие виды современной музыки. Молодёжь, соприкасаясь с этой музыкой, зачастую ничего полезного для себя не получает, более того, массовая культура несёт огромный вред духовному миру молодежи и пагубно влияет на её физическое здоровье. Удары диссонансовых и остинатных ритмических фигураций в мощном потоке децибелов вредят внутренне гармоничному духовному состоянию, вызывают в нём чувство агрессии. Имеются в виду некоторые виды коммерческой молодёжной музыкальной субкультуры, в которых деструктивно используются мир молодёжи. Ключевые слова: музыка, традиция, искусство, культура, техника, развитие, слушатель, профессионал, композитор.
PLAYING MUSIC ON FOLK INSTRUMENTS AS A FACTOR SPIRITUAL, MORAL AND INTELLECTUAL PERSONALITY EDUCATION Mirpayazov BA.
Mirpayazov Bakhodir Alimovich - acting Professor, DEPARTMENT PERFORM ON PUBLIC INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: we live in an era of rapid development of information and communication technologies, a steady increase in technical development. The modern industry influences the spiritual world of people, whose consciousness includes an immense ocean of information, a powerful stream of mass culture, rock music, pop music and other types of modern music. Young people, coming into contact with this music, often do not receive anything useful for themselves, moreover, mass culture bears great harm to the spiritual world of young people and has a detrimental effect on their physical health. Beats of dissonant and ostinata rhythmic figurations in a powerful stream of decibels harm the internally harmonious spiritual state, evoke a feeling of aggression in it. This refers to some types of commercial youth music subculture in which the world of youth is destructively used.
Keywords: music, tradition, art, culture, technique, development, listener, professional, composer.
УДК 078
Гудение, шум, длительное балансирование на одном звуковысотном уровне, часто используемое во многих современных направлениях рок музыки и поп музыки, таких как саунд, создание напряженной атмосферы, производит угрожающее, агрессивное впечатление на слушателей. К сожалению, молодежь очень увлекается этими супермощными звучаниями и попадает под их
воздействие. Участие молодёжи в тусовках, влияние шумов на подсознательном уровне очень вредоносно. Такого рода техническое новаторство требует критического отношения в исполнительском искусстве.
В то же время существует множество других видов музыкального искусства: классическая традиционная музыка, постижение которой духовно и интеллектуально возвышает, обогащает личность. В ряду этих видов музыкального искусства одно из важнейших мест занимает народная музыка и музицирование на народных инструментах.
Хочу особо подчеркнуть, что наши великие предки, крупнейшие учёные во многих областях знаний, были при этом замечательными музыкантами, прекрасно играли на народных музыкальных инструментах, любили слушать музыку в исполнении профессиональных музыкантов. Об этом свидетельствуют многочисленные литературные источники, мемуары, поэтические сочинения, восточные художественные миниатюры, запечатлевшие на века прогресс исполнения и восприятия музыки. По восточным художественным миниатюрам мы можем создать впечатление о внешнем виде музыкальных инструментов, такие как дутар, саз, чанг, най и в способах игры на них.
Приведу только несколько примеров высочайшей музыкальности наших великих предков. Так, великий среднеазиатский мыслитель своего времени аль-Фараби (870950), досконально знал музыкальное искусство и написал о нём ряд трактатов, среди которых фундаментальный труд «Большая книга о музыке». Прекрасными музыкантами били замечательные учёные, поэты, философы Аль-Хорезми (780-850), Абу Али ибн Сино (980-1037), Омар Хайям (1048-1131), аль-Фергани (798-861), уделившие музыке и музыкальным инструментам внимание в своих литературных трудах, трактатах, рубаи. Исключительно образование личности, для которых музыка била неотъемлемой частью их духовно богатой жизни, наши великие предки, к которому мы должны стремиться и приобщать к их богатейшему наследию молодёжь, так как их легендарная деятельность откроет неисчерпаемые возможности гармоничного развития личности. Воспитание подрастающего поколения в духе верности национальным традициям, национальным идеалам и ценностям имеет огромное значение.
Абдурахман Джами (1414-1492) - поэт чистоты и благоразумия, философ, которому, по словам Гёте, «было по плечу всё то, что было совершенно до него и совершалось рядом с ним». Джами, будучи гениальным деятелем культуры и литературы XV века, являлся духовным наставником многих музыкантов. Его знаменитый «Трактат о музыке» имеет непревзойдённую научную, теоретическую и практическую ценность. Наш великий созидатель Сахибкиран славный правитель, полководец Амир Темур (1336-1405) очень любил музыку и превосходно играл на ударных инструментах, на литаврах и барабанах.
Великий поэт и мыслитель Алишер Навои (1441-1501) был воплощением музыки и потому не случайно выбрал себе тахаллус (псевдоним) «Наво», что означает «мелодичность». Известно, что предки Навои были музыкантами: дед Алишера по материнской линии Абдусаид Чангай был авторитетным музыкантом-чангистом. Дядя Алишера, поэт Мухаммад Али, писавшийся под именем Гариби, бил также музыкантом, играл на многих инструментах, обладал прекрасным голосом. Приёмный сын Мухаммада Али, Шах Кули Гиджаки был замечательным исполнителем на гиджаке [1, 4].
Воспитывавшийся в музыкальной среде, Навои знал технологию музыкального исполнительства, умел играть на многих инструментах, изучал макомы и сочинил ряд изумительных строк о музыке и музыкальных инструментах. Так, вспоминая с благодарностью своего учителя музыки, бастакора Ходжа Юсуфа Бурхана, он посвятил ему следующие строки:
Дорога музыка - русло моё Игра на сазе -ремесло моё Постиг я музыку, держа в руках, Науку о ритмических кругах. Я обучаю музыке людей, Верней, учитель я учителей
Как глубоки и содержательны эти строки и как важны они сегодня, когда происходит процесс возрождения исконных духовных ценностей. Осознание молодёжью того, что наши великие предки, были глубокими знатоками и исполнителями музыки имеет огромное значение в формировании гармонично развитой и духовно богатой личности.
Хочу ещё сказать о младшем современнике Навои - Захириддине Мухаммаде Бабуре, учившем молодёжь беречь, духовные ценности. В своих рубаи, диванах, в фундаментальном мемуарном труде «Бабур-наме» («Книга Бабура»), он часто упоминает о музыке и подчёркивает её роль в духовном совершенстве личности. Бабур любил музицировать и слушать музыку в исполнении известных музыкантов своего времени. Это позволило ему обрести благородный вкус, поэтично воспринимать мир, ощущать его красоту и богатство.
Сегодня необходим поиск новых путей в музыкальном воспитании подрастающего поколения и он должен быть направлен на повышение интереса молодёжи к национальной народной культуре, к возрождению национальных традиций и их современному бытованию, опора на этнокультурные традиции узбекского народа, этнопедагогике.
Необходимо отметить, в год «Развития науки, просвещения и цифровой экономики» на кафедре «Исполнительство на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана, наряду с активизацией учебного процесса, обновляются формы научно-исследовательской и концертно-исполнительской работы. Разрабатываются научно-методические пособия по технике и исполнения на национальных узбекских инструментах, таких как най, чанг, рубаб, дутар, гижжак. Изучаются на основе современных методологических позиций применения информационно-коммуникационных технологий произведения композиторов Узбекистана, зарубежная классика. Интересные и содержательные концерты студенческого оркестра национальных инструментов состоялись в Вузе.
Многогранная работа кафедры «Исполнительство на народных инструментах» направлена также на поиск новых форм просветительской деятельности, музицирования на народных инструментах в плане духовно-нравственного и интеллектуального воспитания подрастающего поколения, которые в год «Развития науки, просвещения и цифровой экономики» предоставляют в этом направлении большие возможности.
Список литературы /References
1. Лутфуллаев А. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах. Ташкент, 2010. 107 с.
2. Абдурахимова Ф. Культура национального инструментализма в музыкально-эстетическом воспитании молодого поколения // Инновационные технологии в системе музыкального образования: Ежегодник, 2011. Ташкент.