Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ'

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народные игры / занятия / интерес / профессиональные умения.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Л. С. Халикова, Л. А. Бурнес

В организации физического воспитания в гуманитарных вузах на основе примене¬ния народных традиций, прежде всего, необходимо оценить имею¬щийся опыт у преподавателей дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах. Народные игры способствуют динамичности проводимого занятия, общему оживлению занимающихся, отработке организационных умений, развитию коммуникативных способностей, логико-речевой подготовки, эрудиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОКУРСНИКОВ

Л. С. Халикова Л. А. Бурнес

Национальный университет Национальный университет

Узбекистана Узбекистана

АННОТАЦИЯ

В организации физического воспитания в гуманитарных вузах на основе применения народных традиций, прежде всего, необходимо оценить имеющийся опыт у преподавателей дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах. Народные игры способствуют динамичности проводимого занятия, общему оживлению занимающихся, отработке организационных умений, развитию коммуникативных способностей, логико-речевой подготовки, эрудиции.

Ключевые слова: народные игры, занятия, интерес, профессиональные умения.

В организации физического воспитания в гуманитарных вузах на основе применения народных традиций, прежде всего, необходимо оценить имеющийся опыт у преподавателей дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах. Данный опыт необходим как эталон, характеристика готовности преподавателя физического воспитания вуза к использованию наиболее оправданных путей физического воспитания, то есть, как готовность действовать определенным образом в проведении занятия. Проведенный нами анализ такой работы показал, что в организации физического воспитания есть определенные положительные элементы, которые могут послужить образцом в дальнейшей подготовке студента по дисциплине «Физическое воспитание и спорт». Что же касается использования в физическом воспитании народных традиций, то такого опыта, заслуживающего внимания как к эталону, как к определенному показателю образцового физического воспитания, еще не было. Наше исследование проводилось в то время, когда усилилось внимание к национальному возрождению общества и естественно усилено внимание к народной педагогике, к народным спортивным традициям. Нельзя сказать, что такого интереса к народному воспитанию не было совсем, но раньше ему не уделяли достаточного внимания.

Изучение сложившегося опыта физического воспитания дало нам возможность вернее определить пути повышения профессиональной готовности преподавателя физического воспитания. В нашей работе нам предстояло

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

установить влияние научно-обоснованной организации физического воспитания в академических группах, выделить основные структурные элементы народных традиций и затем снова возвращаться к изучению организованного нами содержания подготовки на несколько ином уровне.

Процедуры опытной работы на первом этапе состояли в проведении занятий по психолого-педагогическим и специальным наукам с целью развития интереса студентов к занятиям по дисциплине «Физическое воспитание».

Данные для анализа накапливались методами наблюдения, бесед со студентами и преподавателями, интервьюирования, анкетирования.

Для установления результатов отсроченных опросов в профессиональной подготовке студентов использовались повторные проверки по тем же самым анкеты, темы собеседований, тесты приема контрольных испытаний.

Анализ полученных материалов показал следующее:

Первое - народные спортивные игры вызывают интерес студентов и желание активнее использовать их на занятиях по физическому воспитанию.

Второе - использование народных игр способствует более последовательному формированию национального самосознания воспитательных целей в обучении дисциплины «физическое воспитание и спорт»

На первых же пробных занятиях по дисциплине «физическое воспитание и спорт» проводимых среди студентов первого курса, обнаружилось, что студенты опираются не только на теоретические знания, но и на практические умения в использовании народных игр.

Установлено, что традиционные спортивные игры вызывают интерес у занимающихся, прежде всего своей ясностью, определенностью, простотой, подвижностью, возможностью быстрой организации без материальных затрат, без значительного подготовительного этапа и подготовки оборудования.

Проведенные серии занятий со студентами основного и подготовительного отделения показали, что они способствуют динамичности занятия, общему оживлению занимающихся, отработке организационных умений, развитию у студентов коммуникативных способностей, логико-речевой подготовки, эрудиции.

Задачами проведенной работы были:

- поиск, частичная переработка содержания психолого-педагогических наук с целью формирования у студентов понимания значимости физической культуры как учебной дисциплины;

- изучение и применение народных традиций с целью обогащения этнопедагогичской культуры студентов, изучалось содержание узбекского

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

народного творчества, в котором в значительной степени отражены цели, формы и содержание физической подготовки.

В общую совокупность испытуемых входили студенты различных факультетов. Уровень подготовки по психолого-педагогическим наукам был примерно одинаков на всех факультетах где проводились опытные занятия и этнопедагогизация учебного процесса. Прежде всего, необходимо было изучить содержательную сторону готовности преподавателя к использованию народных методов и средств физического воспитания, определения путей и обогащения педагогической компетентности специалиста с точки зрения этнопедагогической культуры.

Таким образом, организация занятий с использованием народных спортивных игр явилась стимулирующим фактором посещения занятий по физическому воспитанию, и дают возможность целенаправленно ввести в учебную программу народные виды спорта. Доказательством тому служат материалы опросов - «Узбекские народные традиции в физическом воспитании молодежи».

Пробные занятия показали, что формирование профессиональных умений в организации физического воспитания проходят успешнее, если в использовании народных спортивных игр студенты опираются на теоретические знания психолого-педагогических наук и содержания игр.

В организации традиционных игр студенты идут от "здравого смысла" или от увиденного опыта по использованию народных игр, который они усвоили по ходу проводимых занятий, или используют трафареты «так делают все», «так было у учителя» или формальные подходы. То есть, на первых порах студенты не руководствуются теоретическими знаниями для моделирования своего профессионального поведения. Чтобы «заставить» их действовать на научной основе, необходимо было теоретические знания педагогики, психологии, методики, содержания народных игр. «Технологизировать», то есть выразить на языке действий, движений, рекомендаций, указаний. Поэтому, с одной стороны, возникает проблема трансформации теоретического знания в методическое знание, с другой стороны, научение на технологическом уровне требует специфических методов и форм обучения спортивным играм, общая логика которых основана на объяснениях, показе, упражнениях. Это подтвердило предположение, что для отработки профессиональных умений специалиста физической культуры как организатора физического воспитания необходим комплекс психолого - педагогических, методических и специальных знаний.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Используемая литература:

1. Курбанова М.А. Исползование народных подвижных игр при отборе и тренировке юных волейболистов на этапе началной подготовки/ Автореф. дисс. к.п.н.// Т., 2006, (23 с.)

2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения/ Учебник// М., Академия, 2004, 520 с.

3. Qurbonova M.A., Qosimova M.U. Milliy va harakatli o'yinlar. // Oliy o'quv yurtlari umumiy kurs talabalari uchun o'quv qo'llanma.T.: 2009. - 67 b.

4. Usmanxodjaev T.S., Isroilov Sh.X., Pulatov A.A., Pulatov Sh.A. Milliy va harakatli o'yinlar. // Darslik. T.: Iqtisod-Moliya, 2015. - 268 b.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.