Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
координация / подготовка спортсмена / физическая нагрузка / тренировочные занятия / физическая подготовка. / coordination / athlete training / physical activity / training sessions / physical training.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Мирзонаби Рамазанович Ташев

В статье рассматривается о развитие координационных способностей борцов с нарушением зрения. Оптимизация соотношения ОФП и СФП на различных этапах спортивной тренировки. Система физической подготовки слабовидящих. Специальные подготовительные упражнения, направленные на воспитание координационных способностей борцов с нарушением зрения. Предусматривающей изменение состояния спортсмена в необходимом направлении и на должный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Мирзонаби Рамазанович Ташев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENT

The article discusses the development of coordination abilities of wrestlers with visual impairment. Optimization of the ratio at various stages of sports training. The system of physical training of the visually impaired. Special preparatory exercises aimed at educating the coordination abilities of wrestlers with visual impairment. Providing for a change in the athlete's condition in the necessary direction and to the proper level.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Мирзонаби Рамазанович Ташев

Преподаватель, Узбекский Государственный университет физической культуры и

спорта

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматривается о развитие координационных способностей борцов с нарушением зрения. Оптимизация соотношения ОФП и СФП на различных этапах спортивной тренировки. Система физической подготовки слабовидящих. Специальные подготовительные упражнения, направленные на воспитание координационных способностей борцов с нарушением зрения. Предусматривающей изменение состояния спортсмена в необходимом направлении и на должный уровень.

Ключевые слова: координация, подготовка спортсмена, физическая нагрузка, тренировочные занятия, физическая подготовка.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN ATHLETES WITH

VISUAL IMPAIRMENT

ABSTRACT

The article discusses the development of coordination abilities of wrestlers with visual impairment. Optimization of the ratio at various stages of sports training. The system of physical training of the visually impaired. Special preparatory exercises aimed at educating the coordination abilities of wrestlers with visual impairment. Providing for a change in the athlete's condition in the necessary direction and to the proper level.

Keywords: coordination, athlete training, physical activity, training sessions, physical training.

Развитие координационных способностей у спортсменов с нарушением зрения

При регулировании физической нагрузки, направленной на развитие координационных способностей у спортсменов с нарушением зрения мы придерживались следующих рекомендаций (Л.В. Шапкова, 2005):

- использование как стандартных (одинаковых по скорости, темпу и весу), так и переменных (изменяющихся в ходе тренировки) видов нагрузки;

- варьирование форм и условий выполнения двигательных действий;

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

- варьирование объема нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;

- варьирование физической нагрузки, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на регуляцию дыхания;

- выдерживание от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности;

- наблюдение за самочувствием занимающихся (умеренное утомление не является противопоказанием).

В процессе физической подготовки спортсменов с нарушением зрения, направленной на развитие координационных способностей применялись упражнения в основном динамического характера. Такие нагрузки сопровождаются преимущественно аэробным типом обмена веществ, и могут быть рекомендованы при дегенеративных заболеваниях сетчатки и атрофиях зрительного нерва, наиболее часто встречающихся в контингенте слепых и слабовидящих спортсменов.

Разработанные методические рекомендации по планированию физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей у спортсменов с нарушением зрения основывались на том, что их применение согласуются с принципами построения тренировочного процесса на этапе начальной подготовки и начальной специализации; отвечает принципам доступности и безопасности для здоровья занимающихся; соответствует особенностям соревновательной деятельности лиц с нарушением зрения.

Теоретическими основами для определения и разработки методических рекомендаций по планированию тренировочного процесса физической подготовки, направленного на развитие координационных способностей у спортсменов с нарушением зрения явились следующие положения и принципы построения физической подготовки:

- физическая подготовка - неотъемлемая часть общей системы подготовки и ее основой является соревновательная деятельность спортсменов. Оптимизация соотношения ОФП и СФП на различных этапах спортивной тренировки и психологической поддержки. Выбор средств и методов развития физических способностей спортсменов с нарушением зрения;

- система физической подготовки слабовидящих требует комплексной организации работы по коррекции двигательных нарушений, важным требованием которой является создание адекватных условий для их физического развития, формирования двигательной сферы. Так, воспитание физических качеств наиболее успешно осуществляется при комплексном методе организации занятий, когда применяются разнообразные

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

средства. При организации и проведении занятий со слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), соскоки со снарядов, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения.

Структурными компонентами разработанных методических рекомендаций являлись средства, направленные на развитие различных видов координационных способностей: двигательно-координационные способности; способность сохранять устойчивое равновесие, способность соизмерять пространственные, временные и силовые параметры движения у слабовидящих спортсменов в группах начальной подготовки и тренировочных группах.

В группах начальной подготовки первого года обучения тренировочные занятия борцов с нарушением зрения соответствовали принципам тренировки в адаптивном спорте. Упражнения для развития координационных способностей выполнялись в первый день недельного микроцикла в начале основной части тренированного занятия.

Для развития координационных способностей борцов с нарушением зрения в группах начальной подготовки первого года обучения использовались методы: стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой. Интенсивность - умеренная, продолжительность упражнения до 2 мин. Основной задачей при развитии координационных способностей являлось овладение новыми многообразными двигательными навыками без напряжения и развитие моторной памяти. В связи с тем, что, если в течение долгого времени запас движений не будет пополняться, способность к обучению снижается. Поэтому упражнения постоянно варьировались и проводились в новых, более сложных условиях. Основными средствами воспитания координационных способностей у борцов в группах начальной подготовки первого года обучения явились обще подготовительные упражнения.

Занятие предполагало проведение вводной (5 мин), основной (20 мин) и заключительной частей (10 мин). Средства, используемые для развития координационных способностей у борцов с нарушением зрения: - общеразвивающие гимнастические упражнения (с предметами, без предметов);

- разновидности бега, ходьбы (с изменением темпа и длины шага, с различной скоростью, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления и т.д.) - пять минут;

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

- чередование бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-70 % от максимальной (с обязательным определением времени пробегания отрезка самим спортсменом и коррекцией бега тренером);

- разновидности прыжков и многоскоков с предметами и без них: прыжки на двух и на одной ноге, на месте, с продвижением, с поворотами, со скакалкой, в длину, через небольшое препятствие;

- разновидности метаний и бросков на дальность: с места из разных исходных положений, с разбега, метания в горизонтальную и в вертикальную цель (вес мячя150 г);

- упражнения с мячом: подбрасывание и ловля, удары об пол и стенку, перебрасывание, перекатывание мяча, ведение мяча, отбивание мяча, сбивание цели (кегли);

- упражнения с сохранением равновесия с предметами и без них: ходьба по гимнастической скамейке, по веревке, лежащей на полу, стойка на носках, стойка на одной ноге (с закрытыми и открытыми глазами) и т.д.;

- эстафеты и игры с ведением и передачей мяча, с лазанием и перелазанием, преодоление полосы препятствий («Дорожка препятствий», «Мяч в корзину», «Самый меткий», «Прокати мяч палкой», «Иди по следу» и т.д.).

Под воздействием подвижных игр у занимающихся улучшается поле обзора, при выполнении упражнений с мячом развивается бинокулярное зрение. При выполнении прыжковых упражнений приземление осуществлялось на поверхность с резиновым покрытием, либо на маты, во избежание резких сотрясений тела. При выполнении прыжковой работы сериями сигналом к снижению нагрузки считалось увеличение ЧСС на 20 % по сравнению с ЧСС после первой серии прыжков.

В группах начальной подготовки второго года обучения упражнения для развития координационных способностей выполнялись в первый день недельного микроцикла в начале основной части тренированного занятия.

Содержание физической подготовки, направленной на воспитание координационных способностей состояла из двух частей и включала в себя: обще подготовительные упражнения идентичные упражнениям, применяемые в группах начальной подготовки первого года обучения и упражнения на стабилографической платформе. Причем, упражнения на стабилографической платформе выполнялись до обще подготовительных упражнений.

Занятие предполагало проведение вводной (5 мин), основной (20 мин) и заключительной частей (10 мин). Упражнения на стабилографической платформе занимало 10 минут и обще подготовительные и специально подготовительные упражнения также 10 минут.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

В водной части занятия решались задачи подготовки организма к предстоящей нагрузке. Применялись обще подготовительные упражнения с элементами основных двигательных действий:

- ходьба в сочетание с дыхательными упражнениями (1 мин);

- упражнения для малых и средних мышечных групп с акцентом на мышцы и суставы ног с количеством повторений 6-8 раз;

- глазодвигательная гимнастика для предотвращения неприятных ощущений при слежении за перемещающимися маркерами на мониторе. После каждого упражнения мигать по несколько раз.

В основной части занятий выполнялись стабилографические игры в соответствии с задачами, определенными для каждого этапа.

В заключительной части занятия решали задачу уменьшения общей реакции организма на нагрузку, что достигалось применением телесно ориентированной психотерапии в модификации, предложенной Г.В. Старшенбаумом (2011). Выбор данного метода был обоснован также недостаточным количеством часов на психологическую подготовку спортсменов, а также с учетом их функциональных особенностей. Содержание телесно ориентированной психотерапии представлено в приложении 5.

Основными задачами тренировочных групп первого года обучения являются: повышение уровня основных физических и морально-волевых качеств; обучение и совершенствование техники; приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях. Ведущую роль на данном этапе выполняют показатели общей и специальной физической подготовленности.

При планировании тренировочных нагрузок учитывались также закономерности периодизации спортивной тренировки, значимость которых из года в год повышается. Количество часов в неделю у ТГ первого года обучения -12 ч. Продолжительность микроцикла в недельном микроцикле - 4-5 дней. Содержание физической подготовки, направленной на воспитание координационных способностей в ТГ 1 состояла из двух частей и включала в себя специально подготовительные упражнения и упражнения на стабилографической платформе идентичные упражнениям, применяемым в группах начальной подготовки. Причем, упражнения на стабилографической платформе выполнялись до специально-подготовительных упражнений.

Занятие предполагало проведение вводной (5 мин), основной (20 мин) и заключительной частей (10 мин). Упражнения на стабилографической платформе занимало 10 минут и специально-подготовительные также 10 минут.

Специально подготовительные упражнения, направленные на воспитание координационных способностей борцов с нарушением зрения выполнялись

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

в основной части тренировочного занятия и занимали 15 минут от общего времени воспитания координационных способностей. Для развития координационных способностей у борцов с нарушением зрения также использовались методы: стандартно-повторного упражнения и игровой. Интенсивность - умеренная, продолжительность упражнения до двух мин. Упражнения постоянно варьировались и проводились в новых, более сложных условиях. Средства, направленные на развитие координации, направлены на обогащение двигательного опыта и координации движений вообще и проводятся на обще подготовительном этапе годичного цикла тренировки. К основным средствам относились упражнения в равновесии, которые выполняются без снарядов, со снарядами, на снарядах, с партнерами: Упражнения на равновесие

- В стойке ноги вместе или на одной ноге круговые вращения головой (с открытыми и закрытыми глазами).

- В стойке на одной ноге махи ногой имитирующие подсечку, подхват, зацеп, подсад и другие элементы техники борьбы (выполняются на ковре и гимнастической скамейке).

- В стойке на одной ноге вращение руками в разных направлениях (с открытыми и закрытыми глазами).

- В стойке ноги вместе вращения туловищем, то же на одной ноге.

- В стойке ноги вместе наклоны вперед, в стороны, назад, круговые движения туловищем: то же на одной ноге.

- Бег по линии с изменением направления движения на 180 градусов.

- Прыжки на двух ногах в заранее намеченное место (вперед, в стороны, назад), то же с поворотом на 90 градусов.

Упражнения с партнером

- Поднимание партнера обвивом, подсадом, подхватом, захватом ног, захватом ноги и руки (боковым переворотом).

- Переворот вперед с опорой о колени лежащего партнера. Партнер помогает упором в плечи.

- Переворот через партнера, лежащего на ковре, стоящего на четвереньках. Подвижные игры

- «Борьба за касание». Игра начинается по сигналу тренера. По заданию первые номера должны коснуться руками или ногами указанных мест: шеи, плеч, поясницы, спины, кистей рук, вторые - препятствовать касаниям. Затем по команде учащиеся меняются ролями.

При касании попытка засчитывается и игра продолжается. Побеждает участник, сумевший выполнить большее количество касаний за определенное

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

время. Разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, а также оказывать сопротивление, препятствовать касанию. В итоге побеждает команда, участники которой сумели выполнить больше касаний. При небольшой площадке устанавливаются границы, за которые нельзя отступать (например, край ковра, мата, линии).

- «Цапля». Игроки одной команды являются нападающими, а другой -защищающимися. Защищающиеся игроки стоят на одной ноге, другая у них захвачена нападающими. По сигналу тренера нападающие игроки стараются, толкая, сваливая и сбивая, заставить защищающихся игроков коснуться рукой мата, а защищающиеся игроки - сохранить равновесие и остаться в стойке. Смена положения должна происходить по команде тренера. Нельзя проводить броски, ударять соперника и делать болевые захваты.

Выигрывает игрок, большее число раз заставивший соперника потерять равновесие и коснуться ковра рукой или телом. Команда - победительница определяется по набранной сумме побед участников.

- «Удержись за кругом». Взявшись за руки, игроки команд становятся вокруг уложенных один на другой мячей, кеглей или очерченного круга. Перетягиванием и толканием игроки стараются вынудить друг друга или одна команда другую опрокинуть на мячи или кегли - зайти в круг.

Игрок, опрокинувший кегли или мячи (зашел в круг), получает штрафное очко или выбывает из игры. Побеждает команда, имеющая меньшее количество штрафных очков. Игру нужно начинать только по сигналу тренера. Если круг довольно большой, то следует считать ошибкой, когда играющий ступает в него обеими ногами.

- «Удержись на корточках». Команды располагаются в центре обозначенного коридора на корточках, выставив ладони вперед. Каждый игрок старается вытеснить соперника за линию или опрокинуть его, толкая в ладони или плечи и в то же время увертываясь от его толчков.

Игра начинается по сигналу тренера. Не разрешается задерживать друг друга руками. Игрок, потерявший равновесие или заступивший за линию, возвращается в исходную позицию и начинает игру сначала. Выигрывает команда, имеющая большее количество побед. В исходном положении игроки находятся на расстоянии вытянутых рук. Не следует допускать толчков вытянутыми вперед пальцами.

Таким образом, особенностями процесса физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей у спортсменов с нарушением зрения в тренировочной группе первого года обучения явились

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

общие специально подготовительные упражнения, эстафеты, игры, а так же упражнения на стабилографической платформе.

Литература.

1.Dilshod Baxtiyorovich Baxtiyorov AMPUNTANT FUTBOLCHILARNI JISMONIY TARBIYA VOSITALARI VA USLUBIYATI // Scientific progress. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ampuntant-futbolchilarni-jismoniy-tarbiya-vositalari-va-uslubiyati (дата обращения: 15.11.2022).

2. Sherali Hoshimovich G'Ofurov, Dilshod Baxtiyor O'G'Li Baxtiyorov, Umid Abdugaforovich Saidov MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLALARNI YENGIL ATLETIKA MASHQLARI ORQALI MASHG'ULOTLARINI TASHKIL ETISH // Scientific progress. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maktabgacha-yoshdagi-bolalarni-yengil-atletika-mashqlari-orqali-mashg-ulotlarini-tashkil-etish (дата обращения: 15.11.2022)

3. M. X.Mirjamolov, R. F.Odilov, N. Y.Valiyeva, D. B.Baxtiyorov KO'RISH QOBILYATIDA NUQSONI BO'LGAN TALABALARDA HARAKAT KOORDINATSIYASINI RIVOJLANTIRISH USLUBIYATI // Academic research in educational sciences. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ko-rish-qobilyatida-nuqsoni-bo-lgan-talabalarda-harakat-koordinatsiyasini-rivojlantirish-uslubiyati (дата обращения: 12.12.2022)

4. М. Х. Миржамолов, Р. Ф. Одилов, Н. Ю. Валиева, Д. Б. Бахтиёров МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Scientific progress. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-koordinatsii-dvizheniy-u-studentov-s-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 12.12.2022).

5.Kh M. M., Svetlichnaya N. K. Abdiev Sh. A., Davlatova LT, Sobirova LB Improving Pedagogical Mechanisms to Increase Special Physical Preparation of Students with Disabilities in Uzbekistan //Psychology and education. - 2021. - Т. 58. - №. 2. - С. 1379-1389

6. Lola Tilapovna Davlatova JISMONIY TARBIYA VA SPORTDA SOG'LOMLASHTIRISH TEXNOLOGIYALARINING DOLZARBLIGI VA AHAMIYATI // Scientific progress. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/jismoniy-tarbiya-va-sportda-sog-lomlashtirish-texnologiyalarining-dolzarbligi-va-ahamiyati (дата обращения: 12.12.2022)

7. Л. Б. Собирова КУРИШ КОБИЛИЯТИ БУЗИЛГАН БОЛАЛАРНИ SPORT ФАОЛИЯТИ ШАРОИТЛАРИГА МОСЛАШИШ ХУСУСИЯТЛАРИ // Scientific progress. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-rish-obiliyati-buzilgan-

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

bolalarni-sport-faoliyati-sharoitlariga-moslashish-hususiyatlari (дата обращения: 12.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шерали Хошимович Гофуров, Бахрдир Хошимович Гофуров УЗБЕКИСТОНДА 5X5 ФУТБОЛ СПОРТ ТУРИНИ ОММАЛАШТИРИШ ОРКАЛИ КУРИШ КОБИЛИЯТИДА НУКСОНИ БОР ШАХСЛАР ДАРАКАТ ФАОЛЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ // Scientific progress. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zbekistonda-5x5-futbol-sport-turini-ommalashtirish-or-ali-k-rish-obiliyatida-nu-soni-bor-shahslar-arakat-faolligini-rivozhlantirish (дата обращения: 15.11.2022)

9. Sherali Xoshimovich G'Ofurov, Baxodir Xoshimovich G'Ofurov NOGIRONLAR ARAVACHASIDAN FOYDALANADIGAN UMURTQA POG'ONASI SHIKASTLANGAN YOSHLARNING ADAPTIV JISMONIY TARBIYASI // Scientific progress. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nogironlar-aravachasidan-foydalanadigan-umurtqa-pog-onasi-shikastlangan-yoshlarning-adaptiv-jismoniy-tarbiyasi (дата обращения: 15.11.2022).

10. Юнусов С.А. РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ПАУЭРЛИФТЁРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Fan-Sportga. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachimost-psihologicheskoy-podgotovki-paralimpiytsev-pauerliftyorov-vysokoy-kvalifikatsii (дата обращения: 12.12.2022).

11. Юнусов, С. А. "Физическое воспитание школьников в инклюзивном образовании" SCIENTIFIC PROGRESS." Scientific Journal ISSN (2021): 2181-1601

12. Charos Alisher Qizi Berdiyeva JISMONIY IMKONIYATI CHEKLANGAN TALABA QIZLARDA EGILUVCHANLIK VA UNI RIVOJLANTIRISH USULIYATI // Scientific progress. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/jismoniy-imkoniyati-cheklangan-talaba-qizlarda-egiluvchanlik-va-uni-rivojlantirish-usuliyati (дата обращения: 12.12.2022). Рухиддин 2, [13.12.2022 11:28]

13. Ч. А. Бердиева ЖИСМОНИЙ ИМКОНИЯТИ ЧЕКЛАНГАН ТАЛАБАЛАР ОРГАНИЗМИНИНГ ФУНКЦИОНАЛ ДОЛАТИНИ БАДОЛАШ УСУЛИ // Academic research in educational sciences. 2021. №Special Issue 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zMsmoniy-imkoniyati-cheklangan-talabalar-organizmining-funktsional-olatini-ba-olash-usuli (дата обращения: 12.12.2022)

14. Абдиев Ш.А. ТАЯНЧ-ДАРАКАТ АППАРАТИ ШИКАСТЛАНГАН ЮКОРИ МАЛАКАЛИ ЕНГИЛ АТЛЕТИКАЧИЛАРНИ МУСОБАКА ЮКЛАМАЛАРИНИ РЕЖАЛАШТИРИШ // Fan-Sportga. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tayanch-arakat-apparati-shikastlangan-yu-ori-malakali-

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

engil-atletikachilarni-musoba-a-yuklamalarini-rezhalashtirish (дата обращения: 11.11.2022).

15. Абдиев Ш.А. ТАЯНЧ-ХАРАКАТ АППАРАТИ ШИКАСТЛАНГАН ЮКОРИ МАЛАКАЛИ УЛОКТИРУВЧИЛАРНИ МАШЕУЛОТ ЮКЛАМАЛАРИНИ МЕЪЁРЛАШ // Fan-Sportga. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tayanch-arakat-apparati-shikastlangan-yu-ori-malakali-ulo-tiruvchilarni-mash-ulot-yuklamalarini-meyorlash (дата обращения: 11.11.2022)

16. Lola Tilopovna Davlatova ADAPTIV SPORT O'YINLARINI (VOLEYBOL) O'QITISH METODIKASIDA HARAKAT USLUBLARI VA QOIDALARI // Scientific progress. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptiv-sport-o-yinlarini-voleybol-o-qitish-metodikasida-harakat-uslublari-va-qoidalari (дата обращения: 12.12.2022).

17.Миржамолов М.Х. ПАРА-СПОРТЧИЛАРНИНГ КИНЕМАТИК ХАРАКАТ ИМКОНИЯТЛАРИ ТАХЛИЛИ // Fan-Sportga. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/para-sportchilarning-kinematik-arakat-imkoniyatlari-ta-lili (дата обращения: 12.12.2022)

18. Бобомуродов, Н. Ш. "Структуры физической подготовленности курашистов" Вестник" науки и оброзавания научно-методической журнал № 4 (82)." Часть 2.2020 (2020): 41-44

19.Бобомуродов, Н. Ш. "Features of development of physical qualities in the process of sports training of students." International Journal of Psychosocial Rehabilitation 24.09 (2020): 4225-4229.

20. Светличная Н. Коррекционно-педагогическое воздействие на сенсомоторное развитие детей с нарушениями интеллектуального развития // Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 379-386.

21. Светличная Н.К. Развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 705-713. - DOI 10.20310/18100201-2022-27-3-705-713. ISSN: 1810-0201 (Print). ISSN: 2782-5825 (Online).

22.«Олимпийский спорт и спорт для всех. - 2021. - С. 412-414.

Валиева Н. Ю., Одилов Р. Ф. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТА ТОНУСНЫХ РЕФЛЕКСОВ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ С ПОМОЩЬЮ ФИТБОЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ //Academic research in educational sciences. -2021. - Т. 2. - №. 11. - С. 966-972.

23.Odilov R.F., Valiyeva N.Y.Q. Sensor tizimida nuqsoni bo'lgan bolalar mashg'ulotlarini kompleks nazorat qilish //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 8. -С. 670-674.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

24. Миржамолов М. Х., Одилов Р. Ф., Зокиров Д. Р. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - 2020. - С. 20-23.

25. Миржамолов М. Х. ЭШИТИШ КОБИЛИЯТИ РИВОЖЛАНМАГАН УКУВЧИЛАРДА ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ МАШТУЛОТЛАРИНИ УТКАЗИШ УСЛУБИЯТИ //Scientific progress. - 2022. - Т. 3. - №. 6. - С. 214-221.

26. Sherali Hoshimovich G'Ofurov MALAKALI SPRINTERCHILARNING SPORT MASHG'ULOTLARINI RIVOJLANTIRISHNING USULLARI // Academic research in educational sciences. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malakali-sprinterchilarning-sport-mashg-ulotlarini-rivojlantirishning-usullari (дата обращения: 13.12.2022).

27. Sherali Hoshimovich G'Ofurov, Dilshod Baxtiyor O'G'Li Baxtiyorov, Umid Abdugaforovich Saidov MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLALARNI YENGIL ATLETIKA MASHQLARI ORQALI MASHG'ULOTLARINI TASHKIL ETISH // Scientific progress. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7maktabgacha-yoshdagi-bolalarni-yengil-atletika-mashqlari-orqali-mashg-ulotlarini-tashkil-etish (дата обращения: 13.12.2022).

28. Л. Т. Давлатова БОЛАЛАР ЦЕРЕБРАЛ ФАЛАЖИДА ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИКНИ МАШТУЛОТ ЖАРАЁНИДА ВА ИЛМИЙ НАЗАРИЙ СОДАДА РИВОЖЛАНТИРИШ // Academic research in educational sciences. 2021. №Special Issue URL: https://cyberleninka.ru/article/n7bolalar-tserebral-falazhida-zhismoniy-tayyorgarlikni-mash-ulot-zharayonida-va-ilmiy-nazariy-so-ada-rivozhlantirish (дата обращения: 12.01.2022).

29. Л. Б. Собирова Эффективность использования специальных упражнений в профилактике нарушений роста у младших школьников // Academic research in educational sciences. 2021. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.