SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ГРЕБЛЕ НА
БАЙДАРКЕ
Т. Э. Набиев
Национальный университет Узбекистана
АННОТАЦИЯ
В работе рассматривается методика физической подготовленности в гребном спорте с применением круговой тренировки у юных спортсменов, направленная на развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств, выносливости, скоростных и силовых способностей.
Ключевые слова: физическая подготовка, круговая тренировка, юные гребцы.
В Узбекистане гребные виды спорта пользуются огромной популярностью среди различных слоев населения независимо от возраста и пола. Гребной спорт, в частности гребля на байдарке, как средство физического воспитания в нашей стране используется не только на специализации, но и занимает определенное место в решении оздоровительных задач согласно типовых и рабочих программ образовательного процесса. Занятия гребными видами спорта как средство проведения практических занятий - это наиболее прогрессивная и демократичная форма проведения учебно-тренировочных занятий по физической культуре.
Одной из наиболее актуальных тем спорта в настоящее время является подготовка резерва. Исследования в области спортивной подготовки подрастающего поколения названы приоритетным направлением в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовки [1,3].
Подбор тренировочных средств и методов, соответствующих подготовленности юных спортсменов в гребных видах, рациональное построение тренировочных занятий, знание особенностей и закономерностей в подготовке, имеют существенное значение в воспитании занимающихся юных спортсменов гребными видами и в частности греблей байдарке [4,5,6].
Гребные виды спорта относится к циклическим видам спорта, для которых характерно значительное проявление выносливости и скоростно-силовых способностей. Комплексное развитие этих способностей требует применения широкого круга средств и методов подготовки.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
При этом многие вопросы по развитию основных физических способностей у юных гребцов еще недостаточно полно изучены, требуют научного обоснования, особенно в современных условиях.
Последние годы подчеркивается необходимость увеличения главным образом объемов, а не интенсивности тренировочных нагрузок при занятиях с юными спортсменами, в том числе по силовой подготовке
Из научно-методической литературы известно, что для быстрого обучения технике гребли юным спортсменам необходим базовый уровень развития всех физических качеств [4,5]. Из специализированных качеств большое значение имеют: скоростно-силовые качества, специальная координация, которая характерна для всех гребных видов спорта.
Современный уровень спортивных достижений предъявляет высокие требования к программированию и организации тренировочного процесса. Этой проблеме отводится значительное место в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов [2,4]. Большое внимание уделяется исследованиям отдельных сторон подготовки спортсменов: физической, технической, тактической, психологической.
Анализ опыта работы тренеров показал, что в практике подготовки юных гребцов в настоящее время применяются достаточно большие объемы тренировочных нагрузок.
Для дальнейшего исследования представляют интерес следующие проблемы в подготовке юных спортсменов занимающихся гребными видами спорта:
- возрастное развитие физических способностей юных гребцов и соответствие возрастных особенностей развития физических качеств у юных гребцов в сравнении с рекомендациями, оптимальными сроками формирования этих качеств у юных спортсменов согласно положениям возрастной физиологии;
- определение допустимых объемов тренировочных нагрузок для начинающих спортсменов 13-15 лет;
- поиск новых путей воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, их оптимизация и совершенствование в условиях тренировок в настоящее время.
Решение этих задач требует специального исследования в этом направлении, что позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность применения круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе подготовки юных спортсменов, обучающихся в
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
группе специализации «гребля на байдарке». Разработать методические представления об оптимальной структуре подготовки юных гребцов с применением круговой тренировки, в учебно-тренировочном процессе, путем рационального распределения средств физической подготовки, обеспечивающих направленные тренировочные воздействия на состояние и тренированность юных спортсменов [2,6,7,8].
Предполагалось, что при помощи разработанной методики применения круговой тренировки в физической подготовке юных спортсменов в гребных видах можно управлять спортивной формой юных спортсменов, занимающихся гребными видами спорта в течение длительного учебно-тренировочного процесса и добиваться наивысших спортивных результатов.
Предметом исследования являлся традиционный и нетрадиционный подход в управлении развитием физических качеств юных спортсменов, занимающихся по специализации «гребля на байдарке» на основе средств физической подготовки в круговой тренировке [5].
На основе исследования определены роль, содержание и особенности физической подготовки юных гребцов в учебно-тренировочном процессе с использованием круговой тренировки.
Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования разработанной методики физической подготовки занимающихся юных спортсменов греблей на байдарке в круговой тренировке. В процессе эксперимента решались следующие задачи:
- обосновать содержание тренировочной деятельности физической направленности в круговой тренировке;
- определить эффективность методики физической подготовки занимающихся юных спортсменов греблей на байдарке в круговой тренировке.
В нашем исследовании имело место и педагогическое наблюдение.
При педагогическом наблюдении учебно-тренировочного занятия мы использовали:
а) специальную стенографическую запись, позволяющую рассчитывать: объем, разнообразие и эффективность двигательных действий;
б) специальную запись для определения количественных и качественных параметров выполняемых физических упражнений (действий);
в) хронометраж, на основе, которой определялось общее и чистое время выполнения специальных упражнений.
При педагогическом наблюдении мы использовали: протокол наблюдения проведения занятий по физической подготовке, протокол соревновательной деятельности.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
Исследование носило поисковый характер и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
Занятия с контрольной группой проводились по общепринятой методике развития физической подготовки гребцов 13-14 лет. Внимание тренера-преподавателя было сосредоточено главным образом на прохождении практического материала и выполнении программных упражнений и требований.
Занятия с экспериментальной группой проводились по разработанной нами методике с применением специальных упражнений, направленных на дальнейшее развитие физической подготовки юных гребцов. Наше внимание направлялось на целенаправленное повышение эффективности физической подготовки юных спортсменов.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все занимающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
В результате проведения педагогического эксперимента нами были получены ряд объективных и обоснованных цифровых данных, которые отражают динамику специальной физической подготовки теннисистов в учебно -тренировочном процессе в периоде проведенного исследования.
В заключении можно отметить, что разработанная методика позволила эффективно повысить общую физическую подготовку юных гребцов экспериментальной группы. Это утверждение основано на том, что в экспериментальной группе выявлены статистически достоверные (Р<0,05) изменения по различным видам тестирования общей физической подготовки юных гребцов.
Используемая литература:
1.Дьяченко А.Ю. Совершенствование специальной выносливости квалифицированных спортсменов в академической гребле.: метод. пособие/А.Ю.Дьяченко. - К.: НПФ «Славучич-Дельфин», 2004 - 338 с.
2. Опалев, М.А. Критерии отбора и спортивной ориентации юных гребцов-каноистов: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Опалев Максим Александрович. - Волгоград, 2006. - 28 с.
3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. /В.Н.Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
4. Софронов Ю Развитие специальной силы у гребцов академистов с помощью гребного тренажера «Concept2»/мет.рекомендации//Ю Сафонов: Тольяти, 2015 -46 с.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
5. Корнилов, Ю.П. Основы физической подготовки гребцов на байдарках и каноэ: учебное пособие /Ю.П.Корнилов, А.Н.Никоноров, А.К.Чупрун. -Волгоград: ВГАФК, 1999. - 33 с. 1
6. Коняхина Г.П., Черная Е.В., Сайранова О.С. Методика проведения круговой тренировки в избранном виде спорта: Учебно-методическое пособие / Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2017 - 94 с.
7. Лазуткин, В.М. Академическая гребля как средство физического воспитания студентов: учебное пособие / В.М. Лазуткин, С.К. Шляков. - СПб.: БГТУ, 2013 - 230 с.
8. Шолих М. Ш. Круговая тренировка. / М. Шолих; общ. ред. и предисловие Л. П. Матвеева; пер. с немецкого Л. М. Мирского. - 2-е изд., стереотип. - М.: Спорт, 2021. - 216 с.