Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодиагностика / подготовка спортсмена / управление состоянием спортсмена / психологическая подготовка. / psychodiagnostics / athlete training / athlete condition management / psychological preparation.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Санжар Арифжанович Юнусов, Ирода Иногамова Дилдора Холбоева

В статье рассматривается главная целевая установка всей системы подготовки спортсменов, предусматривающей изменение состояния спортсмена в необходимом направлении и на должный уровень. Определена психологическая взаимосвязь между устойчивой относительной интенсивностью в соревновательном периоде, основанной на интенсивности соревновательной нагрузки, и соревновательным результатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SPORTS ACTIVITIES

The article considers the main target setting of the entire system of training athletes, which provides for a change in the athlete's condition in the necessary direction and to the proper level. The psychological relationship between the stable relative intensity in the competitive period, based on the intensity of the competitive load, and the competitive result is determined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Санжар Арифжанович Юнусов, доцент Ирода Иногамова, Дилдора Холбоева, Магистрант Узбекский Государственный университет физической культуры и спорта

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматривается главная целевая установка всей системы подготовки спортсменов, предусматривающей изменение состояния спортсмена в необходимом направлении и на должный уровень. Определена психологическая взаимосвязь между устойчивой относительной интенсивностью в соревновательном периоде, основанной на интенсивности соревновательной нагрузки, и соревновательным результатом.

Ключевые слова: психодиагностика, подготовка спортсмена, управление состоянием спортсмена, психологическая подготовка.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SPORTS ACTIVITIES

ABSTRACT

The article considers the main target setting of the entire system of training athletes, which provides for a change in the athlete's condition in the necessary direction and to the proper level. The psychological relationship between the stable relative intensity in the competitive period, based on the intensity of the competitive load, and the competitive result is determined.

Key words: psychodiagnostics, athlete training, athlete condition management, psychological preparation.

За последние годы психологическая наука много дала практике спорта. Это заметно в отношении спортсменов и тренеров к психологической подготовке: оно стало значительно более позитивным.

Количество психологических головоломок и их сложность с каждым годом возрастают, и тренеру все труднее самостоятельно находить оптимальные пути для их решения. Становится ясной насущная необходимость коренных изменений в существующем положении вещей.

Сейчас уже недостаточно говорить только о психологической подготовке спортсмена. Она — часть психологического обеспечения подготовки команд.

В психологическом обеспечении подготовки спортсменов и команды в целом можно выделить три основных направления: психодиагностику,

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

психологическую (психическую) подготовку спортсмена и управление состоянием и поведением спортсмена на тренировках и соревнованиях.

Психодиагностика.

Ее задачи — обнаружение возможностей спортсменов: а) при учебно-тренировочных занятиях (проблема отбора); 6) в определенном тренировочном цикле или отдельном занятии; в) в соревнованиях или в определенном соревновании.

Психодиагностика при отборе ведется независимо от того, есть психолог в команде или нет. И делает это тренер, опираясь на свой педагогический опыт. Уже в начальной части психологического обеспечения тренер доказывает, что тренер — это психолог-практик. Тренер пользуется доступным ему методом — психолого-педагогическим наблюдением.

Вклад каждого вида психодиагностики будет зависеть от того, на что она направлена. Так, в ее первой части (обнаружение возможностей спортсмена в далеком будущем) тренеру помочь трудно. Интуиция опытного специалиста оказывается точнее научного инструментария. Иногда тренер не может объяснить, почему он одного отчисляет из группы, а другого, казалось бы, мало чем отличающегося от первого, оставляет. Чтобы объективно помочь тренеру в отборе будущих «звезд» спорта, необходимы длительные исследования.

Психодиагностические исследования в решении проблемы отбора пока доступны только крупным научным коллективам и в будущем, вероятно, составят одну из кардинальных проблем спортивной науки.

Психодиагностика в тренировочном процессе. Психологические показатели переносимости нагрузки, степени адаптированности к ней очень удобны в методическом плане, но пока они недостаточно информативны. Сейчас для этой цели все шире используют биохимические показатели. Они точны и информативны, но сложны, не всегда приемлемы, да и не всегда есть возможность их получить. Если удастся обнаружить достоверные связи между биохимическими изменениями в организме под воздействием тренировочных нагрузок с психофизиологическими и психическими их проявлениями, применение этих методов окажется эффективным.

Для практики важно также выяснить мотивационную структуру тренировочного процесса, что позволяет конкретизировать некоторые мероприятия психологической подготовки спортсмена.

Психодиагностика в соревновании. На основе данных о предстартовом психическом состоянии спортсмена в предварительные прогнозы вносятся коррективы. Предсоревновательный диагноз необходим в первую очередь для своевременного использования средств управления, предстартовыми

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

эмоциональными состояниями или их саморегуляции. Научные разработки в этой области наиболее существенны. Но систематическое использование приборных методик для решения задач психодиагностики даже в тренировочном процессе очень затруднено. В соревнованиях же инструментальная психодиагностика представляет собой редкое явление. Тренер определяет психическое состояние своих учеников, используя все тоже психолого-педагогическое наблюдение. Тренировка такой специфичной наблюдательности, дополненная научно обоснованными критериями внешнего выражения психических состояний, составляет одно из направлений психологической подготовки тренера.

Существуют и другие направления психодиагностики в спорте, но эффективность их менее существенна, поэтому они нами не рассматриваются.

Психологическая подготовка спортсмена

По сути своей это самая главная и самая тонкая работа. Она не может быть стандартной и догматичной. В психологических мероприятиях должны учитываться вид спорта, возраст, пол, период тренировки, предшествующие и последующие старты, состояние спортсменов, их личностные особенности и др. То, что приемлемо сегодня, завтра становится недейственным и даже вредным.

Психологическую подготовку трудно втиснуть в какие-либо системы или схемы. Все ее положения постоянно требуют коррекции или пересмотра в той или иной степени. Это особо важный, специфичный процесс воспитания значимых для спорта свойств личности.

Сейчас в психологической подготовке есть два кардинальных вопроса: формирование стойких мотивов к тренировкам и соревнованиям в условиях всевозрастающих физических нагрузок, конкуренции и роста спортивных результатов; совершенствование регуляторных механизмов психики (с целью противостоять негативным воздействиям предсоревновательной ситуации а, в конечном счете, и чтобы использовать предстартовые сдвиги для раскрытия резервных возможностей организма).

В решении этих вопросов недостаточно опираться только на сознание спортсмена. Нарушение мотиваций и благоприятных предстартовых состояний — это чаще всего изменения сбалансированности осознаваемых и неосознаваемых компонентов. (Как ни понятен спортсмену вред чрезмерного предсоревновательного возбуждения, оно от этого в данный момент меньше не станет). Психолого-педагогические воздействия должны опираться на активность спортсмена в бодрствующем состоянии, а также реализоваться во время аутогенной тренировки в состоянии внушения.

В соответствии с этим можно выделить 4 группы мероприятий.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

1. Убеждение спортсмена в целесообразности определенного отношения к виду спорта, соревнованиям и конкретному старту. По форме это беседы, чаще всего не специально организованные, проводимые в разнообразных ситуациях спортивных сборов, тренировочных занятий, восстановительных мероприятий. Не исключены и организованные беседы, занятия, даже лекции. Беседы сопровождаются иллюстрациями из практики спорта и опираются на личный опыт каждого спортсмена. Для таких бесед нужно хорошее знание вида спорта и спортивных биографий спортсменов. В них используется методика активного участия спортсмена в рассуждениях, предшествующих формулировке определенного убеждения, при максимально возможной активизации внимания, аналитичности и критичности.

2. Внушения, прямые или косвенные, проводимые либо в бодрствующем состоянии, когда снижена критичность, либо (это чаще) в состоянии полудремы после сеанса гетеротренинга.

3. Внушения в состоянии более глубокого погружения в конце сеансов внушенного отдыха. Точно предугадать, каким будет состояние спортсмена после такого сеанса, трудно. Таким образом, одними и теми же внушениями охватываются различные области коры и подкорки, что очень существенно для нормализации нарушающихся в предстартовый период взаимосвязей сознания и подсознания.

Управление состоянием и поведением спортсмена - в тренировочном процессе и в ходе соревнований.

Эта часть психологического обеспечения подготовки тесно связана с предыдущей. Она тем важней, чем меньше реализованы задачи психологической подготовки. Работа эта в значительной мере зависит от психологической подготовленности, психологической грамотности тренера и всех тех, кто окружает спортсмена. В связи с этим психологическая подготовка тренера должна дополнять общепедагогическую.

Управление поведением спортсмена состоит из: выбора конкретных мотивов (уметь заставить спортсмена работать на пределе и систематически); особенностей общения (что и как говорить спортсмену в конкретных ситуациях); специального секундирования перед соревнованиями и непосредственно перед стартом; использования психологических мероприятий, направленных на восстановление работоспособности.

Каждый из этих разделов очень важен. Например, использование средств, приемов, методов, побуждающих спортсмена длительное время претерпевать предельные психофизическне напряжения, — одна из основных проблем в психологии спорта высших достижений. То, насколько систематически и

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

качественно решает ее тренер, служит критерием оценки всей его профессиональной деятельности. В этом отношении спортивно-педагогическая практика идет, несомненно, впереди научно-исследовательских разработок. Сейчас управлением состоянием спортсмена все чаще занимается психолог-практик. Особенно это касается секундирования и специальных психологических средств восстановления. Секундирование — это мероприятия по управлению предстартовым состоянием спортсмена непосредственно перед исполнением спортивного действия. Практика работы психологов, в частности наш опыт регулирования предстартовых состояний пара пауэрлифтёров, позволяет думать, что уже в недалеком будущем этот термин утвердится как обозначение действий психолога, направленных на оптимизацию состояния спортсмена перед стартом.

Детально описать здесь секундирование не представляется возможным, однако есть общие методические приемы и мероприятия. Основные из них следующие: временное снижение общей психической активности, возбуждения и бодрствования вплоть до той или иной степени идиомоторного погружения, последующая мобилизация и оптимизация уровня эмоционального возбуждения; актуализация установки на максимально эффективную и качественную работу; направленная организация образов, вторичных образов, понятий, переживаний, волевых усилий, движений и действий с учетом динамики предстартового состояния и в связи с задачами предстоящей деятельности; актуализация отношения к соревнованиям и конкретному старту по типу «спокойная боевая уверенность»; четкое и лаконичное определение тактического плана с учетом подготовленности и состояния спортсмена и его основных соперников, индивидуально-психологических особенностей и соревновательных целей спортсмена. Все эти действия психолога начинаются за 15—20 мин. до старта.

Чаще всего спортсмен хорошо знает, чем сему может помочь психолог, из нескольких вариантов такой помощи выбирает для себя наиболее приемлемый. Но, поскольку субъективизм спортсмена в оценке предстартового состояния нередко требует коррекции, психолог дополняет избранный спортсменом вариант целесообразными с его точки зрения мероприятиями.

Управление в различных ситуациях соревнований и тренировок выражается в создании благоприятных, доминирующих состояний спортсмена. Их стабилизация, иначе говоря, управление, в течение длительного периода времени выражается в возникновении и закреплении значимых для спорта свойств личности. Такое специфичное воспитание в ходе систематической психологической подготовки постепенно меняет и систему регулирующих воздействий в определенные моменты.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Таким образом, все направления психологического обеспечения спортивной деятельности оказываются — взаимосвязанными. Психолог-практик в первую очередь педагог. Его цель не только и нестолько изучить спортсмена, сколько помочь ему. Психологи в спорте — это особая категория: воспитателей, дополняющих тренера, как в общей его деятельности, так и в специфических, малодоступных ему областях. По сложившимся представлениям, основные задачи — исследовать, обследовать и рекомендовать, по новым, — главным образом воздействовать. В этом суть работы психолога в спорте.

Литература.

1. Абдиев Ш.А. ТАЯНЧ-ХАРАКАТ АППАРАТИ ШИКАСТЛАНГАН ЮКОРИ МАЛАКАЛИ ЕНГИЛ АТЛЕТИКАЧИЛАРНИ МУСОБАКА ЮКЛАМАЛАРИНИ РЕЖАЛАШТИРИШ // Fan-Sportga. 2020. №7.

2. Абдиев Ш.А. ТАЯНЧ-ХАРАКАТ АППАРАТИ ШИКАСТЛАНГАН ЮКОРИ МАЛАКАЛИ УЛОКТИРУВЧИЛАРНИ МАШГУЛОТ ЮКЛАМАЛАРИНИ МЕЪЁРЛАШ // Fan-Sportga. 2021. №4.

3. Шерали Хошимович Гофуров, Баходир Хошимович Гофуров УЗБЕКИСТОНДА 5X5 ФУТБОЛ СПОРТ ТУРИНИ ОММАЛАШТИРИШ ОРКАЛИ КУРИШ КОБИЛИЯТИДА НУКСОНИ БОР ШАХСЛАР ХАРАКАТ ФАОЛЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ // Scientific progress. 2022. №6.

4. Sherali Xoshimovich G'Ofurov, Baxodir Xoshimovich G'Ofurov NOGIRONLAR ARAVACHASIDAN FOYDALANADIGAN UMURTQA POG'ONASI SHIKASTLANGAN YOSHLARNING ADAPTIV JISMONIY TARBIYASI // Scientific progress. 2022. №6.

5. Dilshod Baxtiyorovich Baxtiyorov AMPUNTANT FUTBOLCHILARNI JISMONIY TARBIYA VOSITALARI VA USLUBIYATI // Scientific progress. 2022. №2.

6. Sherali Hoshimovich G'Ofurov, Dilshod Baxtiyor O'G'Li Baxtiyorov, Umid Abdugaforovich Saidov MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLALARNI YENGIL ATLETIKA MASHQLARI ORQALI MASHG'ULOTLARINI TASHKIL ETISH // Scientific progress. 2022. №1.

7. Lola Tilopovna Davlatova ADAPTIV SPORT O'YLNLARINI (VOLEYBOL) O'QITISH METODIKASIDA HARAKAT USLUBLARI VA QOIDALARI // Scientific progress. 2022. №2.

8. Юнусов, С. А. "Физическое воспитание школьников в инклюзивном образовании" SCIENTIFIC PROGRESS." Scientific Journal ISSN (2021): 2181-1601.

9. Юнусов С.А. РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ПАУЭРЛИФТЁРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Fan-Sportga. 2020. №3.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

10. Ruhiddin Faxriddinovich Odilov, Nilufar Yusufjon Qizi Valiyeva SENSOR TIZIMIDA NUQSONI BO'LGAN BOLALAR MASHG'ULOTLARINI KOMPLEKS NAZORAT QILISH // Scientific progress. 2021. №8.

11. Mirjamolov M. X., Odilov R. F. Zokirov dr salomatligi nogironat imkoniyatlari bo'lgan o'quvchilarning maxsus Jismoniy tarbiyasini takomillashtirish //Jismoniy tarbiya va sportning dolzarb muammolari.-2020.-S. - Т. 2023.

12. Davlatova L. T. INKLYUZIV TA'LIM TIZIMIDA TA'LIM PEDAGOGIKASINING AHAMIYATI VA TA'LIM MUHITINI SHAKLLANTIRISHDA INTERAKTIV TEXNOLOGIYALARDAN FOYDALANISH SAMARADORLIGI //Scientific progress. - 2021. - Т. 1. - №. 6. - С. 30-35.

13. Миржамолов М.Х. ПАРА-СПОРТЧИЛАРНИНГ КИНЕМАТИК ХДРАКАТ ИМКОНИЯТЛАРИ ТАДЛИЛИ // Fan-Sportga. 2022. №2.

14. Валиева Н. Ю., Одилов Р. Ф. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТА ТОНУСНЫХ РЕФЛЕКСОВ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ С ПОМОЩЬЮ ФИТБОЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ //Academic research in educational sciences. -2021. - Т. 2. - №. 11. - С. 966-972.

15. Л. Б. Собирова КУРИШ КОБИЛИЯТИ БУЗИЛГАН БОЛАЛАРНИ SPORT ФАОЛИЯТИ ШАРОИТЛАРИГА МОСЛАШИШ ХУСУСИЯТЛАРИ // Scientific progress. 2022. №6.

16. Laylo Baxromovna Sobirova O'ZBEKISTONDA GOLBOL SPORT TURINI OMMALASHTIRISH ORQALI KO'RISH QOBILIYATIDA NUQSONI BOR SHAXSLAR HARAKAT FAOLLIGINI RIVOJLANTIRISH USLUBIYATI // Scientific progress. 2022. №4.

17. ARIFJANOVICH Y. S. Psychological Training Of Athletes With Locomotor System Damage //JournalNX. - Т. 6. - №. 09. - С. 138-141.

18. Юнусов, С. А. "Особенности периодизации тренировочного процесса атлетов высококвалифицированных парапауэрлифтёров." (2021).

19. Светличная Н.К. Спорт в период пандемии COVID-19 // Фан-Спортга. - 2022. - № 1. - С. 3-7. ISSN: 2181-7804.

20. Светличная Н.К. Развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 705-713. - DOI 10.20310/18100201-2022-27-3-705-713. ISSN: 1810-0201 (Print). ISSN: 2782-5825.

21. Светличная Н.К. Развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 705-713. - DOI 10.20310/18100201-2022-27-3-705-713. ISSN: 1810-0201 (Print). ISSN: 2782-5825 (Online). «Олимпийский спорт и спорт для всех. - 2021. - С. 412-414.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 10 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

22. Валиева Н. Ю., Одилов Р. Ф. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТА ТОНУСНЫХ РЕФЛЕКСОВ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ С ПОМОЩЬЮ ФИТБОЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ //Academic research in educational sciences. -2021. - Т. 2. - №. 11. - С. 966-972.

23. Odilov R.F., Valiyeva N.Y.Q. Sensor tizimida nuqsoni bo'lgan bolalar mashg'ulotlarini kompleks nazorat qilish //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 8. -С. 670-674.

24. Миржамолов М. Х., Одилов Р. Ф., Зокиров Д. Р. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - 2020. - С. 20-23.

25. Миржамолов М. Х. ЭШИТИШ КОБИЛИЯТИ РИВОЖЛАНМАГАН УКУВЧИЛАРДА ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ МАШГУЛОТЛАРИНИ УТКАЗИШ УСЛУБИЯТИ //Scientific progress. - 2022. - Т. 3. - №. 6. - С. 214-221.

26. Sherali Hoshimovich G'Ofurov MALAKALI SPRINTERCHILARNING SPORT MASHG'ULOTLARINI RIVOJLANTIRISHNING USULLARI // Academic research in educational sciences. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7malakali-sprinterchilarning-sport-mashg-ulotlarini-rivojlantirishning-usullari (дата обращения: 13.12.2022).

27. Еофуров Ш. Jismoniy tarbiya vositalari orqali sportchilarni o'z-o'zini rivojlantirish qobiliyatlarini shakllantirish. - 2020.

28. Sherali Hoshimovich G'Ofurov, Dilshod Baxtiyor O'G'Li Baxtiyorov, Umid Abdugaforovich Saidov MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLALARNI YENGIL ATLETIKA MASHQLARI ORQALI MASHG'ULOTLARINI TASHKIL ETISH // Scientific progress. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maktabgacha-yoshdagi-bolalarni-yengil-atletika-mashqlari-orqali-mashg-ulotlarini-tashkil-etish (дата обращения: 13.12.2022).

29. Л. Т. Давлатова БОЛАЛАР ЦЕРЕБРАЛ ФАЛАЖИДА ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИКНИ МАШГУЛОТ ЖАРАЁНИДА ВА ИЛМИЙ НАЗАРИЙ СОХАДА РИВОЖЛАНТИРИШ // Academic research in educational sciences. 2021. №Special Issue URL: https://cyberleninka.ru/article/n7bolalar-tserebral-falazhida-zhismoniy-tayyorgarlikni-mash-ulot-zharayonida-va-ilmiy-nazariy-so-ada-rivozhlantirish (дата обращения: 12.01.2022).

30. Л. Б. Собирова Эффективность использования специальных упражнений в профилактике нарушений роста у младших школьников // Academic research in educational sciences. 2021. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.